Развитие ребенка в царской россии

Развитие ребенка в царской россии thumbnail

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём, взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных подростков.

История: Дети в дореволюционной России

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим.

Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чём-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребёнка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.

В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчёркивая, что он принёс пользу всей семье.

Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребёнка» и актам Международной организации труда, признан незаконным. Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?

История: Дети в дореволюционной России

«Отец сына не на худо учит»

Возрастные критерии для детей были очень чёткими, и, соответственно, так же чётко разделялись их трудовые обязанности. Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами.

Во вторые семь лет наступало отрочество: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха.

Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

История: Дети в дореволюционной России

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми.

Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причём они приобретали чёткое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сёстрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжёлой работе девочек не привлекали.

Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле. В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вёл лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая. С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

История: Дети в дореволюционной России

Уход за скотиной. Ещё одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших.

Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».

Промысловые занятия. Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надёжным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем. К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным её членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

История: Дети в дореволюционной России

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и чёткие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.

Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причём не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

Источник

Воспитание и образование неотделимы друг от друга: воспитание – питание, наполнение души, сердца человека Божественным Духом, образование – это формирование в человеке Образа Божиего. Какова же цель воспитания?

«Человек в результате воспитания должен осознать свою высокую нравственную (духовную) миссию, внести лепту в укрепление общественной нравственности (духовности), понять себя как частицу духовно развитого человечества. Без этого все фактические познания – иди они даже до глубочайших математических или микроскопических исследований – не только не принесут пользы, но и окажут положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве», – писал известный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский).

Эту же мысль проводит и другой выдающийся педагог Николай Христианович Вессель: «Для жизни развитие воли и стремление к справедливости и нравственному (духовному) идеалу у человека имеет гораздо большую важность, чем одностороннее развитие познавательных сил. Желания и стремления человека должны получить благородную (духовную) цель. Внезапная испорченность человека так же невозможна, как и внезапное облагорожение».

Воспитание, согласно концепции Константина Дмитриевича Ушинского, невозможно без национальной компоненты. Отвлечённые идеи, не имеющие связи с национальной почвой, не обладают силой. Ушинский отзывался: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях и заимствованных у других народов».

Философ Иван Ильин: «Каждый народ по-своему вступает в брак, болеет, умирает, по-своему ленится, трудится, хозяйствует и отдыхает… по-своему сердится, отчаивается, ходит и пляшет, шутит, строит дома, принимает гостей. Хочу я или нет, но я становлюсь частью той общности людей, в которой я живу. Как же можно не формировать у ребёнка любовь к тому, частью чего он является?»

Основой воспитания, в концепции Ушинского, является народная культура, для русских детей — православие.

Воспитание на основе православной традиции было свойственно и семьям высшего общества, и простого народа.

“Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием
ему служит вера”, – справедливо утверждает святитель Филарет Московский.

Императрица Александра Федоровна пишет: «Религиозное воспитание – самый богатый дар, который могут оставить родители своему ребенку. Ведь духовный стержень – это основа нравственно здоровой личности. Без этого не может быть личность полноценной, гармоничной, нравственной».

Трудно переоценить значимость для воспитания таких понятий, как язык, словесность и чтение.

Николай Михайлович Карамзин в одном из своих выступлений говорил:
«Вы знаете, милостивые государи, что язык и словесность… есть главные способы народного просвещения… Успехи наук свидетельствуют вообще о превосходстве разума человеческого. Успехи же языка и словесности свидетельствуют о превосходстве народа, являя степень его ума и чувствительность к изящному. Нужно учить языкам несомненно»!»

Николай Александрович Корф (общественный деятель, педагог) считал, что обучение грамоте служит фундаментом для самостоятельного чтения, для приобщения к книжной культуре. Подход Н. А. Корфа подготовил почву для создания сельских библиотек, для их работы как культурных центров.

Воспитание и обучение Ушинский считал одним и тем же процессом.

Успехи образования в Царской России

Правильное устройство народного образования составляло всегда одну из главных забот Русских Государей, твердо, но постепенно стремившихся к его усовершенствованию в соответствии с основными началами русской жизни и потребностями времени.
Вопрос образования – одна из «главных забот» государства, его «стойкая опора в будущем», – считал последний русский император Николай Александрович Романов. Над этим вопросом царь трудится сам, возлагая на себя полноту ответственности. На помощь себе Государь призывает родителей и семью – ведь именно они «ближайшим образом» обязаны «пещись о детях». И этот союз царя (государства) и семьи родит «твердую и верную надежду Отечества».

В 1908 году было введено обязательное начальное образование. К 1916 году, грамотных в Империи насчитывалось не менее 85 %. Накануне войны было уже более ста вузов со 150 000 студентов. По общему их количеству Российская Империя занимала 3-е место в мире, разделяя его с Великобританией. Финансирование образования выросло за 20 лет с 25 млн. рублей до 161 млн. рублей. И это без учета земских школ, расходы на которых выросли с 70 млн. в 1894 году до 300 млн. в 1913 году. Всего бюджет народного просвещения вырос на 628%. Число учащихся в средних учебных заведениях выросло с 224 тысяч человек до 700 тысяч человек. Количество студентов за 20 лет удвоилось, количество школьников выросло с 3-х миллионов до 6-ти миллионов человек. К 1913 году в стране действовало 130 тысяч школ. При Государе Николае II в России для обучения грамоте крестьянских детей повсеместно образовывались так называемые напольные школы.

Перед революцией был проведен закон о полной безплатности образования, причем не только обучения, но и жизни учащегося во время обучения. Семинарию оканчивали за казенный счет — в этот казенный счет входило все содержание и питание учащихся.

Семья

Основное воспитание осуществлялось в семье. Семьи на Руси, включая и Царскую, были многодетными, что уже исключало обособленность и эгоизм. Старшие дети заботились о младших, воспитывающей была сама среда. Дети общались друг с другом, помогали во всем друг другу. В семье царила любовь.

Дети в народных семьях воспитывались на Евангелии, житиях святых и с самого рождения впитывали дух Православия.

«Сейчас, когда ваши дети ещё маленькие, вы должны им помочь понять, что такое
добро. А это и есть глубочайший смысл жизни», – в беседе с родителями
говорит наш современник старец Паисий Святогорец.

Одной из форм воспитания, которая не устарела до сих пор, было так называемое домашнее чтение, то есть совместное чтение детей и родителей.

Строгость и наказание

«В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость – требуется разумность», – утверждает Святитель Филарет, митрополит Московский.

Император Николай Александрович и Императрица Александра Федоровна не поощряли злых шуток и наказывали за них. Однажды во время обеда на яхте «Штандарт» 5-летняя Анастасия забралась под стол и стала щипать гостей за ноги. Гости в Высочайшем присутствии не смели выразить неудовольствие. А что же родители? Государь, поняв, в чем дело, вытащил ее за волосы, и ей жестоко досталось. Александра Федоровна сумела шаловливость Анастасии превратить в достоинство – веселость.

Личный пример

К.Д. Ушинский призывал уважать личность ребёнка, ни в коем случае не унижать его перед другими детьми, воспитывать достоинство как часть национального характера.

Личность воспитателя обладает такой воспитательной силой, что её неспособны заменить ни учебники, ни наказания с поощрениями.

Поскольку все великие князья получали домашнее воспитание, личности воспитателей играли важнейшую роль в формировании мировоззрения будущего государя, становясь им близкими, почти родными людьми. Отбор наставников для великих князей был делом серьезнейшим: допускались исключительно «особы добронравные, поведения, основанного на здравом рассудке и честности, и которые с детьми умели бы обходиться приятно и ласково».

Милосердие, благотворительность

Благотворительность в Царской России была очень распространена и являлась потребностью для представителей высшего общества. Примером и образцом этого благого дела служила семья Государя Николая II.

Когда старшей дочери Ольге Николаевне исполнилось 20 лет, она получила право распоряжаться частью своих денег. Тогда она попросила, чтобы деньги пошли на лечение ребенка-инвалида, которого она часто видела на улице ковылявшим на костылях. Его бедные родители не могли заплатить за лечение.

В тяжелое военное время старшие дочери Императора Николая II – Ольга 19 лет и Татиана 17 лет – вместе с Императрицей окончили курсы сестер милосердия и работали наравне с другими медсестрами в Царскосельском госпитале. Работа была тяжелой и в физическом и в моральном плане. «Лазареты, раненые и панихиды – вот чем заполнены были эти молодые жизни», – пишет Ф.Винберг.

Патриотизм

Отличительной чертой в дореволюционной России был именно акцент, сделанный на патриотическо-военное воспитание, где знание военного дела было на первом месте.

Патриотическое чувство К.Д. Ушинский считал высшим в человеке.

Родина – это то, что у человека нельзя отнять. Чем больше ребёнок будет любить Родину, тем легче будет ему жить. Быть частью чего-либо гораздо легче, чем быть одиночкой. Семья и Родина – это тыл.

В дореволюционной России существовала система образовательных учреждений, позволяющих эффективно решать задачи патриотического воспитания. Данные учреждения успешно готовили для российского государства специалистов, как военного дела, так и гражданско-государственной службы. Речь идет о системе кадетского образования и императорских лицеев.

Кадетские корпуса в России начали создаваться в XVIII веке для подготовки молодых людей, прежде всего, к военной и гражданской службе. За годы своего существования в дореволюционный (до 1917 года) период кадетское образование претерпело ряд реформ, связанных с попытками создания стройной системы образования, построенной на единых принципах обучения и воспитания. В процессе реформ компонент военного образования то усиливался, то ослаблялся, но неизменно оставался важной отличительной чертой данного вида образовательных учреждений. Уже в первом российском кадетском корпусе к преподаванию привлекались профессора Академии наук и учителя с университетским образованием, так как ставилась задача подготовки в данном учебном заведении высокообразованных граждан, способных к ответственной государственной службе.

С ранних лет Николай II испытывал тягу к военному делу. В 1884 году Великий Князь Николай Александрович «становится», как тогда говорили, на военную службу, и 6 (19 мая) в день своего рождения приносит воинскую присягу. Царевич Алексей, несмотря на серьезную болезнь, постоянно находился с Государем в Ставке.

В 1909 году по инициативе Государя Николая II в России появляется скаутское движение. Оно пришло из Англии и идейная основа скаутского движения заключается в таких слова: «Разведчик (скаут) верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам». Скаутское движение имело целью воспитать высоко духовно-нравственных людей, патриотов, закаливало характер, готовило к службе в Армии. Большое внимание уделялось социальной работе и благотворительности.

Во время I-й мировой войны скауты трудились в госпиталях, помогали беженцам, выполняли сельскохозяйственные работы в семьях, хозяева которых воевали на фронтах войны.

Генерал Смольянинов назвал скаутское движение «христианством в действии». Скаутским движением было охвачено более 50 тысяч человек почти в двухстах городах Российской Империи.

В богоборческие годы против скаутов были многочисленные репрессии, советское правительство видело в них врагов. Надежда Крупская извратила идейную основу скаутского движения, взяв от него все формы и методы работы, и создала пионерскую организацию.

В 1991 году русскими эмигрантами скаутское движение было возвращено в Россию. Духовными руководителями и покровителями скаутов были такие знаменитые святители как Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Максимович) и Митрополит Антоний Сурожский (Блюм).

С патриотическим воспитанием неразрывно связано исполнение гражданского долга.

Гражданский долг

Одной из главных гражданских добродетелей монарха было осознание ответственности за судьбу своих подданных. Поэтому при обучении его всевозможным наукам (а великие князья проходили, помимо гуманитарных дисциплин также экспериментальную физику, химию, математику, географию, астрономию и т.п.) нельзя упускать из виду, что правитель должен быть не физиком, натуралистом или юристом, а в первую очередь – «честным человеком и просвещенным гражданином».

В графе «род занятий» Николай II пишет: «Хозяин земли Русской», и он был добрым, мудрым, рачительным хозяином.

Труд, физические упражнения

“Как тело без духа мертво, так и знание без деятельности праздно”.
Преподобный Ефрем Сирин

Одним из самых существенных в семье было трудовое воспитание. Без постоянного труда крестьянской семье было не выжить, но и в богатых, даже Царских семьях, труду уделялось огромное значение.

Традиции трудового воспитания наследников престола были заложены в 18 веке. Будущий император Павел I, по примеру прадеда, любил работать на станке, обтачивая детали. Его сын Александр уже ребенком рубил дрова, пахал, косил, вскапывал грядки, исполнял обязанности кучера, столяра, маляра. Физический труд неизменно входил в распорядок дня царских детей вплоть до 1918 года: в дневнике императора Николая II, уже лишенного власти, ежедневно упоминается работа, которую Царская семья выполняет не по чьему-то принуждению, но по собственной воле.

Уже в ссылке, один из охранников, видя, как Николай II работает, заметил: «Если ему дать кусок земли, он опять всю Россию заработает». Дети даже в Царских семьях всегда находились при деле, дочери Николая II занимались рукоделием, благотворительностью, в свободное время много читали.

Физическое развитие и телесные ограничения были неотъемлемой частью воспитания великих князей с самого раннего возраста. Спали они на твердых волосяных матрасах, в комнате, где всегда было много света и воздуха. Образование наследника включало обучение танцам, верховой езде, фехтованию, а также гимнастические упражнения, дающие, по выражению известного педагога XIX века Я.К. Грота, возможность молодому человеку «располагать своими физическими силами».

Идею Михаила Васильевича Ломоносова о необходимости постоянного движения для совершенствования физического воспитания развил И.Л.Данилевский, который считал, что если тело не укрепляется в детстве, а нервы не оздоравливаются физическими упражнениями, то в зрелом возрасте сердце не перенесет более тяжелые испытания. Придавая большое значение единству умственного и физического воспитания, И.Л.Данилевский отмечал, что здоровье ребенка во многом зависит от закалки.

Интересны взгляды известного педагога того времени И. И. Бецкого на физическое воспитание детей от рождения до юношества. Считая движения главным в физическом развитии, он рекомендовал приучать детей чаще бывать на воздухе. Для разностороннего физического развития им рекомендовались подвижные игры (от простой игры в мяч до игры в кегли), а также бег, прыжки, танцы. Дождь и солнце не должны быть помехой для увлекательных игр. И.И.Бецкой писал, что склонность, которую вселяет к игре и увеселению природа в детские годы — главные средства к умножению здоровья и к укреплению.

Вывод

Наша задача заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности — это не отвлеченные идеи и не архаичные суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность — это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история. Нравственный выбор современного человека всегда имеет эсхатологическую перспективу, потому что от того, пойдет он по пути жизни или смерти, зависит ход человеческой истории и ее финал.

Главное, из чего нужно исходить, говоря о нравственных ценностях, это то, что они абсолютны и на языке религии называются Божиими Заповедями.

Это – наш общий фундамент, на котором развивалась вся человеческая цивилизация до недавнего времени. В рамках именно христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека.

Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное общество, то очень важно еще в молодом поколении формировать такую систему нравственных ценностей, которая была бы ориентирована на представления об абсолютном добре и зле, абсолютных нравственных ценностях. Когда это исчезает, мы становимся просто народонаселением, а не гражданами.

Задачей православного педагога является помощь в исполнении замысла Божиего о человеке и воспитание, несомненно, должно основываться на национальных традициях. «В современном мире есть большая беда, а именно: оторванность человека от корней. Люди блуждают, как опавшие листья, носимые ветром судьбы, ни с чем не срастаясь, нигде не оседая», – справедливо писал философ Иван Ильин.

Источник