Развитие ребенка в атмосфере праздника
Галина Гришко
«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях.»
Эмоциональное развитие – один из важнейших элементов в системе всестороннего развития личности. Человек, умеющий ценить прекрасное,обладающий чувством эстетического отношения к действительности воспринимает мир во всем многообразии красок,форм и звуков. Он понимает красоту в искусстве и в окружающем мире.
Систематическое обогащение различными эмоциональными впечатлениями дети получают на занятиях, развлечениях и праздниках в детском саду. Праздники и развлечения особая форма организации художественной деятельности. Они,прежде всего,являются средствомэмоционального развития ребёнка,поскольку связаны с различными видами искусства: изобразительным,музыкальным,литературным,театральным. Это окно в мир прекрасного, в мир ярких восприятий, увлекательных игр и затей. Праздники и развлечения -это радость,которую приносят совместные эмоциональные переживания,исполнительская деятельность, и конечно,сюрпризность: выступления взрослых,встреча с любимыми персонажами сказок,весёлые,развлекательные игры,сюрпризная раздача подарков.
Каждое развлечение и каждый праздник должны быть хорошо продуманы.
Исполнительская деятельность детей в сочетании с активным участием взрослых, сюрпризными моментами. играми. зрелищами вплетаясь в общую цель эмоциональных впечатлений, делают праздники и развлечения запоминающимися на всю жизнь.
Я остановлюсь на основных праздниках и развлечениях, которые проводятся в нашем детском саду. При любой форме построения праздника или развлечения,в своей работе стремлюсь, чтобы дети держались свободно, естесственно,чтобы им было радостно, весело. Иногда провожу развлечение в форме сюжетной игры, где дети включаются в действие со многими атрибутами, пляшут с ними, играют. Игра занимает огромное место в познавательной жизни дошкольника-это Основная деятельность. Поэтому в праздниках и рзвлечениях стараюсь использовать игровые приёмы, А игровая ситуация, естестественно вызывает у детей эмоциональный отклик.
В проводимых мной праздниках и развлечениях, дети путешевствовали на музыкальном поезде, на волшебном автобусе, на сказочном ковре-самолёте, на корабле. Переносились в сказки по взмаху “волшебного” пера Жар-птицы, или “волшебной” палочки доброй Феи. А когда это происходит, то дети с огромным удовольствием и желанием поют, читают стихи, играют в музыкальные игры, танцуют, т. е. они становятся участниками этих волшебных превращений. А какое эмоциональное впечатление получают дети от игр-атракционов, музыкальных соревнований, сюрпризных игр, которые не требуют особой подготовки, большой организации, но носят очень много веселья, смеха, радости!
В нашем детском саду развиатию эмоциональных чувств уделяется большое внимание. В этом учавствует весь коллектив,создавая атмосферу доброты, душевного комфорта, создавая условия для уважения личности каждого ребёнка.
Я думаю, что в развитиио эмоциональных чувств у дошкольника огромную роль играет музыка. На праздниках и развлечениях, куда включаются такие качества,как коллективизм, бережное отношение к природе, к народным традициям, доброе отношение к детскому саду,к маме, к Родине. И именно праздники и развлечения являются необходимым атрибутом в развитии у дошкольников эмоциональных чувств. Я,как педагог, осуществляющий музыкальное детей в детском саду, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями,решая, как преподнести детям задуманный сценарий развлечения, или праздника, чтобы вызвать у детей как можно больше положительных эмоций.
При построении праздничного сценария, или сценария к вечеру развлечений, стараюсь использовать что-то новое,нетрадиционное,наиболее приемлемое и интересное для детей, то,что может вызвать положителные эмоции. Так,например, (Масленицу) стараюсь провести в форме ярмарки или посиделок, в форме народного гулянья, т. к. считаю, что народное творчество-это источникмудрости и красоты,жизненного опыта народа. А это очень понятно и интересно детям. Я думаю,что приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству,в них развивается чувство любви к родному искусству,к краю, дети знакомятся с наследием своего народа, что вызывает эмоциональный интерес.
Зимние праздники и развлечения отличаются легкостью,весельем и непринуждённостью. Они отличаются от других особой радостью-новогодней ёлкой,приходом Деде Мороза, Снегурочки, волшебством, сюрпризами, подарками.
Не менее интересно в нашем детском саду проходят зимние развлеченияс приходом различных персонажей из сказок: старухи Шапокляк, Крокодила Гены,старика Хоттабыча и т. д.
Необычно добрым настроением, эмоциональным подъёмом,торжественностью, теплотой и нежностью оттмечается празднование Международного женского дня -8 Марта, который проводится в нашем саду с участием мам, бабушек. Здесь дети с огромным желанием показывают своим близким людям то, чему они научились в детском саду. Как радуется ребёнок, когда вместе смамой он учавствует в играх
танцах,конкурсах красоты. Ас какой нежностью и теплотой горят глаза ребёнка, когда он поёт или танцует для своей любимой мамочки.
Традиционным в нашем детском саду стал праздник смеха или “Юморины”.Добрый юмор,которым наполнен этот праздник,воспитывает лучше любых нравоучений. К детям”приезжают” клоуы Хи-хи-хахи и Хи-хи-хохи,от одних только костюмов дети как они говорят”падают со смеху”На этом празднике смеха дети получают заряд бодрости и радости. Праздник проходит в форме смешных игр, дразнилок,шуток, забавных сценок и небылиц.
Весенниие праздники и развлечения стараюсь проводить в форме путешествий в весенний лес,в форме прогулки на весеннюю полянку,или к весеннему ручейку, и к весеннему ласковому ветерку. На этих праздниках часто использую элементы народного фольклора, это и заклички, и попевки, загадки и шутки,народные поговорки. Здесь же дети поют песни, читают стихи о весне и её приметах, учатся бережно относиться к природе, учатся уважать тишину. Согромным желанием дети играют в игры,как “Кто быстрее посеет зёрнышки”,”Сплетём весенние цветочки” и другие.
И ещё хочу рассказать о самом прекрасном, о самом впечатляющем празднике. Это праздник особенный,очень важный и торжественный: это праздник выпуск детей в школу. К нему готовятся не только дети, но и все сотрудники детского сада. При подготовке к этому празднику я всегда советуюсь с детьми,спрашиваю, кого бы они хотели пригласить на этот праздник, чтобы они хотели сазать на нём, чем порадовать родителей и сотрудников детского сада. Унас всегда получается бурное обсуждение. Исходя из пожеланий детей, составляется сценарий этого замечательного праздника. Выпуск в школу-запоминающийся,трогательный, радостный и грустный праздник. К нему дети готовятся с огромным желанием,тревогой и волнением. На этом празднике каждый ребёнок должен проявить себя, показать, чему же он научился в детском саду. Здесь дети торжественно читают стихи,танцуют,играют, поют прощальные песни,участвуют в конкурсах, инсценировках, т. е. проявляют свои умения, полученные за годы пребывания в детском саду. Сюда на праздник собираются различные персонажи, которых дети учат петь, считать. Увсех детей и взрослых обычно в этот день и радостное и грустное настроение. Умногих блестят слёзы на глазах, у некоторых на лицах печальные улыбки. И все понимают, что это последний праздник в детском саду. Но как хорошо от того, что на этом празднике мы все вместе. Ясчитаю, что это и естьвоспитание эмоций,это и есть та душевная близость,которая так необходима и нам, и детям. Иименно в этот момент, когда видишь, с каким настроением дети покидают детский сад, вспоминаешь слова В.Астафьева: “Детство и юность всякого человека-это слышимый лишь ему камертон,по которому он всю жизнь потом настраивает свою душу!” А праздники и развлечения, по-моему, самый лучший эмоциональный камертон.
Источник
Праздники играют особую роль в современном мире и мире детства. Они улучшают психоэмоциональное состояние и настроение, дают ощущение стабильности. Благодаря празднику осуществляется живая передача традиций, приобщение детей к праздничной культуре и разным видам искусства, нормам и правилам поведения. Праздник создает уникальные возможности для развития ребенка в атмосфере психологического комфорта и поддержки, дарит его участникам радость общения и взаимодействия, творчества и сотворчества, раскрепощения и самовыражения, сплачивает детей и взрослых.
Номер посвящен детским праздникам. Раскрывается значение праздника для ребенка дошкольного возраста, его развивающий потенциал и место в образовательном процессе детского сада. Большое внимание уделяется современному пониманию детского праздника и подходам к его организации. Праздник в детском саду — это не отчетный концерт-утренник с тщательно отрепетированными номерами для родителей и гостей, а увлекательное событие, которое проживается его участниками в атмосфере радости, свободного общения, игры и творчества. Приводятся примеры праздничных мероприятий, иллюстрирующие разные подходы к организации детского праздника с учетом новых задач, стоящих перед дошкольным образованием, и требований к организации образовательной деятельности.
Характеризуются интерактивные праздники, отличительной особенностью которых является рождающееся «здесь и сейчас» при непосредственном участии детей и родителей действие. Даются рекомендации по разработке сценария интерактивного праздничного мероприятия и выбору форм организации деятельности его участников.
Рассматриваются вопросы развития инициативы, сотрудничества и сотворчества детей, родителей и педагогов в ходе подготовки и проведения праздничных мероприятий, условия и способы организации праздника как их совместного действия, со-бытия. Представлен опыт реализации творческих проектов, посвященных праздничным дням и памятным датам, продуктом которых является сам праздник, и опыт организации фестиваля театрального семейного творчества. Обоснованы место и значение выставки художественного творчества в структуре детского праздника, сформулированы практические рекомендации по ее подготовке и презентации. Продемонстрированы возможности организации выставки творчества как самостоятельного праздника в детском саду.
Особое внимание уделяется художественному уровню детских праздников, интеграции разных видов искусства и критериям отбора художественных произведений для праздничных мероприятий.
Осмысляется историко-педагогический опыт организации и проведения праздников в детских садах дореволюционной и Советской России 1910–1930-х гг.
Выделяются характерные особенности детской праздничной культуры Германии и Японии, приводятся примеры организации и проведения традиционных праздников в немецких и японских детских садах.
Светлана Максимова, главный редактор
Источник
Библиографическое описание:
Пономарёва, И. В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях / И. В. Пономарёва. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/1917/ (дата обращения: 16.09.2020).
Эмоциональное развитие — один из важнейших элементов в системе разностороннего развития личности. Человек, умеющий ценить прекрасное, обладающий чувством эстетического отношения к действительности, воспринимает мир во всем многообразии красок, форм и звуков. Он понимает красоту в искусстве и в окружающем мире.
В развитии эмоциональности у дошкольников огромную роль играет музыка. Систематическое обогащение эмоциональными впечатлениями дошкольники получают в различных видах специально организованной и самостоятельной музыкальной деятельности. Праздники и развлечения — это радость, которую приносят совместные эмоциональные переживания, исполнительская деятельность, и, конечно, сюрпризность: выступления взрослых, встреча с любимыми персонажами сказок, весёлые, развлекательные игры, раздача подарков. При любой форме построения праздников и развлечений, в своей работе стремимся, чтобы дети держались свободно, естественно, чтобы им было радостно, весело.
Игра занимает огромное место в жизни дошкольника. Положительный эмоциональный заряд дети получают от игр — аттракционов, музыкальных соревнований, сюрпризных игр, которые не требуют особой подготовки, но не смотря на это доставляют много положительных эмоций. В ходе проведения праздников и развлечений, дети имели возможность путешествовать на музыкальном поезде, на волшебном автобусе, на корабле. Переноситься в сказки по взмаху «волшебной» палочки доброй Феи. А когда это происходило, то дети с огромным желанием включались в исполнительскую деятельность. В нашем детском саду развитию эмоциональной сферы ребёнка уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, душевного комфорта, создавая условия для эмоционального развития каждого ребёнка.
При построении праздничного сценария, или сценария к вечеру развлечений, стараемся использовать что-то новое, нетрадиционное, наиболее приемлемое и интересное для детей, то, что может вызвать положительные эмоции.
Как и все в нашей жизни, праздники бывают когда-то похуже, когда-то лучше, иногда очень хорошие, но они лишь небольшая часть нашей совместной работы в саду, поэтому отношение к ним хоть и трепетное в смысле эмоций, но спокойное. Праздники текут своим чередом, не превращаясь в образцово-показательное стихийное бедствие. Стремление к совершенству — вещь необходимая, но фанатизм тут ни к чему, особенно если принять во внимание, что объектом его приложения в саду, как правило, становятся дети.
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительская деятельность, ребенок, эмоциональное развитие.
Похожие статьи
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из…
О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно.
Более того, театральная деятельность имеет психопрофилактический характер, так как помогает детям эмоционально и физически разрядиться.
Театрализованно-игровая деятельность как средство развития…
В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.
Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной…
– развитию речи и навыкам театрально–исполнительской деятельности, – созданию атмосферы творчества, – формированию эмоциональной культуры детей.
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного…
ребенок, эмоциональная культура, театрально-игровая деятельность, театрализованная деятельность, развитие, окружающий мир, эмоциональная культура ребенка, эмоциональная отзывчивость…
Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка.
Развитие творческих способностей ребёнка посредством…
Только в тесном контакте работы с воспитателем можно достичь определённые цели: развитие речи и навыков театрально–исполнительской деятельности; создание атмосферы творчества, эмоционального развития детей.
Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского…
Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом.
К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего…
В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.
Влияние музыкально-театрализованной деятельности на…
ребенок, эмоциональная культура, театрально-игровая деятельность, театрализованная деятельность, развитие, окружающий мир, эмоциональная культура ребенка, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная…
Источник
Ирина Голубова
Влияние праздников на формирование и развитие ребёнка
В процессе подготовки праздника педагог объясняет детям важность предстоящего мероприятия, тематику праздника, рассказывает, как он будет проводиться, определяет задачи для каждого ребенка. Так «запускается» механизм тренировки произвольного внимания и памяти. Подготовка к торжественному событию — это простая работа, требующая сложной совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и,конечно же,детей. Она подразумевает и создание праздничной атмосферы ожидания. Если мероприятие запланировано как домашнее торжество дома, оно имеет ряд своих особенностей. Можно, например, провести празднование Нового года, но репетиция с гостями часто не возможна. Поэтому готовиться, в основном, придется родителям,собирающим у себя детишек: заранее продумать игры, песенки, которые ребята знают наверняка. Чтобы организовать праздник в детском саду, всем — взрослым и детям — необходимо действовать по единому плану, последовательно прорабатывая один за другим все этапы подготовки. Работа над праздником начинается задолго до самого празднования. На занятиях детям рассказывают о предстоящем празднике, объясняют, что это за праздник и чему он посвящен. Если событие уже отмечалось в прошлом году, то все вспоминают, как оно проводилось в тот раз. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей. После того как дети получили представление о том, что это за праздник, педагог рассказывает о том, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, дети из других групп и т. д.) и объясняет, что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения мероприятия, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, для чего это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель,к которой он при помощи педагогов будет стремиться. Следующий этап —репетиции: разучивание стихов, песен, постановка танцев, оформление зала,изготовление аксессуаров к костюмам. Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность, поэтому зал заранее подготавливается и украшается, чтобы дети могли его посмотреть до праздника, провести в нем репетицию. Желательно провести последнюю репетицию уже в костюмах, чтобы дети привыкли к ним и не чувствовали себя скованно на празднике. Проведение праздника: когда наступает тот самый долгожданный день, и преображенный, украшенный зал полон зрителей, дети с замиранием сердца ждут начала действия, праздник начинается, проходит и заканчивается, но не заканчивается работа над ним.Подведение итогов: детская память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. Задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, педагог акцентирует внимание на наиболее важных и значительных моментах праздника, поясняет, если что-то осталось непонятным. Деятельность после праздника:, на этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они используются в тематике рисунков и лепки. На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняются только исполнители.
Источник