Развитие ребенка в асоциальной семье

Неблагополучная семья для детей: что это?

Под термином «неблагополучная семья» у нас стойко закрепилось понятие: это семья, где муж и жена, мать и отец не имеют нормальных отношений на почве пьянства и нежелания работать – жить, по принятым социальным меркам, нормально.

Дети из неблагополучных семей, мало того, что, по сути, предоставлены сами себе, а воспитываются на, буквально, антисоциальных примерах жизни. Находясь, в этой самой, асоциальной, не человеческой среде.

Есть такое образное понятие: дети из неблагополучных семей – это придорожная трава на дороге жизни, которая растёт сама по себе, как чертополох.

Но, на мой взгляд, с точки зрения педагогики, психологии, да и социологии, как бы ни была она идеологизирована, понятие неблагополучной семьи для детей, включает не только семьи алкоголиков и явных асоциалов.

Но и целый ряд видов семей, отношения в которых фактически лишают детей детства.

Если под детством, мы понимаем время формирования личности, закладки её психического и телесного здоровья, и развития человека социализированного – приспособленного жить в обществе, без противостояния с ним.

Смею утверждать, что только ангажированный или недалёкий человек не видит, что детей из неблагополучных семей, — детей, лишённых нормального детства, а, как следствие, с проблемами во взрослой жизни, значительно больше, чем состоит на учёте семей в социальных учреждениях.

А раз так, то и этих неучтённых неблагополучных семей и детей из неблагополучных семей значительно больше, чем официально считается.

Более того, на мой взгляд, есть правило: Каждый взрослый человек, большинство своих проблем начинает в том периоде своей жизни, когда у него было потерянное детство.

Ибо, вместо детства, он был вынужден остаться один на один со взрослой жизнью, без защиты, опеки и воспитания семьи, полностью отсутствующих или недостаточных.

Такую семью, поэтому, и следует считать неблагополучной семьёй. Ибо она не выполнила основную свою естественную функцию: не вырастила детей для жизни, адаптированной к действительности.

Иначе говоря, неблагополучная семья, лишив ребёнка нормального детства, на порядки подняла градус проблемности его жизни, которая и без того есть проблемой.

Дети из неблагополучных семей и дети из нормальных семей, в чём разница?

Что должна дать нормальная семья своим детям и что, соответственно, не получают дети из неблагополучных семей?

1. Любовь родителей, обоих, к своим детям.

Это не изображение любви перед собой, другими людьми и перед ребёнком, потому что ребёнка положено любить, а действительную любовь «от сердца».

Дети, с незамутнёнными, как у взрослых, стереотипами и ложью, чувствами и разумом, чисто по животному – инстинктивно, понимают отношение к себе взрослых.

Их не обманешь, изображая любовь, – они признают только действительную родительскую любовь. И, если они её не чувствуют, то это глубочайшая рана в психике, в подсознании ребёнка, пусть, пока не осознаваемая.

Ибо это даёт целый комплекс негативных чувств ребёнка: незащищённость, одиночество, страх всего и всех, агрессивность, как реакция на страх, и тому подобное.

2. Семья должна давать детям защиту от негатива взрослой жизни.

Ибо, очевидно, что ребёнок не должен и не может воспринимать адекватно «мерзости» взрослой жизни.

3. Семья должна социализировать ребёнка: он должен усвоить правила отношений с людьми и соблюдать основы морали общества, в котором живёт.

Это, как минимум. Вместе с тем, семья должна заложить в нём общечеловеческие нравственные ценности, как основу личной нравственности.

4. Семья должна обеспечить психическое и телесное здоровье детей:

— не подвергать его психику непомерным нагрузкам и деформациям, от этого;

— кормить лучшим и здоровым питанием, которое может добыть семья;

— следить за телесным развитием и своевременным лечением и профилактикой болезней — обеспечивать охрану жизни и здоровья ребёнка.

5. Семья должна сформировать у ребёнка жизненно важные привычки и стереотипы поведения:

— привычку вести целеполагающую жизнь – ребёнок должен чувствовать ненормальность бесцельного времяпровождения;

— привычки учиться и работать с удовольствием от достигнутых результатов;

— привычки жить в чистоте и в аккуратности – упорядочивать своё окружение и себя в нём;

— привычки культурного поведения и общения с людьми, на основе своей культуры и духовности.

Дети в неблагополучной семье, как это бывает. Типы неблагополучных семей

Кроме неблагополучных семей, которые, по установленным государством и обществом меркам, попадают в разряд оных, есть ещё целый ряд семей, которые, с точки зрения воспитания детей, являются неблагополучными.

Дети из неблагополучных семей, эти семьи можно разделить на такие виды:

1. Хаотичная семья.

Быт и все события в такой семье протекают как неуправляемые членами семьи, по мере их возникновения.

Жизнь взрослых членов семьи лишена осмысленности: у таких родителей воспитание детей происходит от случая к случаю, «под настроение», и сводится к набору заезженных нравоучений или беспредметных наказаний.

Одним словом: жизнь этой семьи подвержена событийной текучке, которая происходит, от бессмысленности, в которую погружены обыватели этой семьи, по принципу: День прошёл, ну, и ладно. А что? — да все так живут!

Понятно, что такие родители могут продуцировать в своих детях или своё подобие, или людей, которые с большими трудностями и проблемами будут, потом, приучаться жить по-другому.

2. Деловая, «современная» семья.

Родители в такой семье, вечно заняты собственным саморазвитием или (и) «деланием карьеры». Или решением собственных проблем.

Кстати, на все упрёки повзрослевших детей в недостатке внимания, они непременно будут говорить: Для вас же старались!

А по сути же дела, дети, в такой семье, лишь обуза, которая мешает им жить, так как им хочется, отнимая у родителей их ресурсы, предназначенные ими для себя.

Всё воспитание, по существу, упакованное, как правило, в красивые обёртки для публики и самих себя, сводится к тому, чтобы от детей отвязаться. При этом сохранить себя в своих глазах и глазах окружающих, как очень хороших, примерных родителей.

Такие семьи, как это ни странно на первый взгляд, довольно часто встречаются в среде учителей и прочей интеллигенции. А ещё чаще, в семьях богемы.

3. Авторитарная семья.

Тоже, тот случай, когда всё благое в жизни, в частности, в семье и в воспитании детей, можно довести до идиотизма, когда не соблюдать меру и доводить ситуацию до крайностей.

Строгость в семье и в воспитании детей нужна, но, когда её превращают в деспотизм, такая неблагополучная семья для детей делает из них безропотных марионеток. И не только в детстве, в руках родителей, но и со всеми проблемами из этого в их взрослой жизни.

Дети из неблагополучных семей приумножаются и в этих семьях вечных тружеников.

Вот уж, где, никто открыто не скажет, что это неблагополучная семья для детей. Наоборот, даже похвалят родителей, а детей заклеймят в чёрной неблагодарности.

У таких родителей дети «сыты, обуты, одеты». Ну, и, а что ещё им надо? А воспитывать: «пусть школа занимается» или «сами вырастут, на примере родителей».

5. Семья «всё для детей».

Дети из неблагополучных семей такого вида, тоже не редкость.

Приучив ребёнка с детства, что весь мир, включая и родителей, вращается и ДОЛЖЕН вращаться вокруг их «самого лучшего» чада, такие родители, потом, искренне недоумевают, почему их ребёнку так не везёт в жизни, почему люди такие плохие вокруг него.

И почему он им платит такой чёрной неблагодарностью: «Ведь всё для него, всю жизнь».

6. Семья с «плохим» ребёнком.

Не находя в своём ребёнке свойств и черт, которые могли бы потешить больное самолюбие и амбиции родителей, они, буквально, «затюкивают» своего ребёнка постоянными утверждениями, какой он плохой.

При этом, часто, ещё других детей ставят в пример, дополнительно и этим формируя у ребёнка комплекс неполноценности.

Резюме: Дети из неблагополучных семей

Конечно, эти виды семей редко бывают в чистом виде: чаще, дети из неблагополучных семей и сами эти неблагополучные семьи, имеют «всего по чуть-чуть».

Смысл остаётся в том, что, с виду вполне благополучные семьи, при даже не глубоком наблюдении и педагогическом и житейском анализе, оказываются не вполне благополучными в плане воспитания детей — отношения к ним.

А иногда, и очень неблагополучными семьями – ломающими жизни своих детей.

Дети из неблагополучных семей – все мы «родом из детства». А многие ли могут похвалиться, что их воспитали правильно, даже любимые родители?

Источник

Дисфункциональная и асоциальная семья и социально правовая поддержка

«Если ребенок окружен критицизмом, он учится обвинять,
Если ребенок видит враждебность, он учится драться,
Если над ребенком насмехаются, он учится быть робким…
Если с ребенком обходятся справедливо, он учится справедливости.
Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить
Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно,
он учится находить любовь в этом мире»
Дорис Лоу Нолт

В различной психологической литературе часто встречается словосочетание «ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ». Давайте разберемся, что это такое и как понять, не является ли семья дисфункциональной.

Словосочетание «дисфункциональная семья» произошло от лат. dis — «нарушение», «расстройство», «утратачего-либо», и functio — «деятельность». Это семья, порождающая неадаптивное, деструктивное поведениеодного или нескольких ее членов,в которой существуют условия, препятствующие их личностному росту. Такимобразом, дисфункциональные семьи — это семьи, в которых что-то нарушается, и они постепенно становятся полной противоположностью счастливым семьям,в которых члены семьи имеют между собой теплые,наполненные любовью 

отношения.

В научной педагогической литературе нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие». Поэтому в разных источниках наряду с названным понятием можно встретить понятия «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «асоциальная семья». Рассмотрим некоторые определения неблагополучной семьи.

М.М. Буянов: «Дефекты воспитания – это первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, – а только отношение к ребенку» (Буянов, М.М. Ребенок из неблагополучной семьи: записки дет. психиатра: кн. для учителей и родителей / М.М. Буянов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.).

Л.Я. Олиференко: «Неблагополучная семья – это такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод – т. е. неблагополучие. Под неблагополучием мы понимаем его разные проявления: психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное(выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)» (Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л.Я. Олиференко [и др.]. – М.: Академия, 2002. – 256 с.).

Таким образом, неблагополучная семья – это семья, имеющая низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности; семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Таким образом, главной особенностью неблагополучной семьи является ее отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое приводит к его виктимизации и поведенческим отклонениям.

Проблемы, с которыми сталкиваются неблагополучные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни. При этом один только вид проблем встречается редко. Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты, обострение супружеских и детско-родительских отношений. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей и т. д. Несмотря на различные критерии неблагополучия и его содержание, все эти семьи можно назвать функционально непостоянными, т. к. они не выполняют воспитательную функцию. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить различные классификации нарушения семейного воспитания, где в качестве критериев выступают: 1) характер семейного общения и стиль отношений; 2) структурная деформация семьи; 3) типы детско-родительских отношений; 4) содержание переживания ребенка; 5) особенности дисгармоничных супружеских отношений; 6) сам стиль семейного воспитания.

Л.С. Алексеевой представлена классификация неблагополучных семей в зависимости от их ведущих показателей неблагополучия. Автор выделяет:

· привычно конфликтные семьи. В таких семьях по причинам психологического порядка – неумения или нежелания людей общаться конструктивно, считаться друг с другом, учитывать настроение, интересы, вкусы, привычки – разрушаются межличностные отношения членов семьи;

· педагогически несостоятельные семьи. Родители в таких семьях не имеют необходимых педагогических знаний, используют способы воспитания детей, противоречащие естественному процессу развития личности ребенка. У родителей при этом, по словам А.С. Макаренко, «нет ни ясной цели, ни программы воспитания»;

· аморальные семьи. В условиях этих семей личные взаимоотношения и образ жизни родителей предполагает рассогласование с элементарными нормами и правилами поведения. Безнравственность, пьянство и другие пороки взрослых получают такие уродливые формы, что становятся достоянием гласности и всеобщего осуждения;

· асоциальные семьи. Главной особенностью таких семей является несоответствие жилищно-бытовых условий элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, неудовлетворение базисных потребностей ребенка, отрицательная антиобщественная направленность, выражающаяся в передаче детям таких отношений к общественным ценностям, которые чужды или враждебны нормальному образу жизни. Ведущие признаки асоциальной семьи: тунеядство; аддиктивность (зависимость); делинквентность (правонарушения); аморальность; социальная деградация; неудовлетворительные бытовые условия; вовлечение детей в противоправную деятельность; конфликтные внутрисемейные отношения, отягощенные криминологическим характером; социальная изоляция семьи.

Конфликтные и педагогически несостоятельные семьи косвенно оказывают десоциализирующее влияние на детей и подростков. Родители в этих семьях могут вести здоровый образ жизни, иметь позитивную социальную ориентацию, но в связи с различными социально-психологическими и психолого-педагогическими затруднениями внутрисемейного характера утратить свое влияние на детей. В этих семьях мы можем увидеть следующие негативные проявления: расхождение представлений членов семьи о значимости ведущих семейных ценностей, потребительское отношение к семье, неуважительные отношения и низкая психологическая культура родителей, неумение преодолевать возникающие трудности.

Современный темп жизни искажает характер отношений родителей и детей в таких семьях: общение сводится к минимуму, а его содержание – к контролю над детьми; отсутствует совместная деятельность; дети испытывают дефицит родительского внимания к своим проблемам и эмоционально отдаляются от родителей. Таким образом, эти семьи не способны выполнять социализирующие функции передачи социального опыта и воспитания детей. Наличие собственных неразрешимых психолого-педагогических проблем у родителей, их повышенная тревожность, заниженная самооценка затрудняют адекватное выполнение ими родительских ролей. Это приводит к формированию у ребенка чувства собственной ненужности и малоценности, к заниженной самооценке, непониманию со стороны самых близких людей, переживанию одиночества. Структурная деформация семьи является в этом случае важнейшей причиной нарушения личности ребенка.

Помощь конфликтным и педагогически несостоятельным семьям со стороны социального педагога заключается в глубоком изучении и коррекции методики семейного воспитания. Подходы к работе социального педагога с такими неблагополучными семьями основываются:

1) на методической помощи семье (профилактическая работа в образовательной и социальной среде);

2) на принципах гуманизма, уважения, конфиденциальности, веры во внутренний потенциал родителей, последовательности, многоаспектности; на междисциплинарном взаимодействии специалистов различных областей (учителей, психологов, социальных педагогов) путем согласования их усилий.

Большую озабоченность социальных педагогов вызывают семьи аморальные и асоциальные. Они оказывают прямое десоциализирующее влияние на ребенка, ведут антисоциальный образ жизни, прямо демонстрируют образцы противоправного поведения, ориентированы на нормы и ценности, противоречащие общественной морали. Наличие в семье деградированных личностей нередко приводит к утверждению в отношениях между взрослыми и детьми неприкрытой враждебности, отчужденности, взаимного отталкивания, неуважения человеческого достоинства. Следствие десоциализирующего влияния асоциальных семей – это подростковая жестокость, насилие, рост преступности, алкоголизм, наркомания, проституция, безнадзорность.

Дети из таких неблагополучных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, что затрудняет процесс их социализации и адаптации. Для таких детей характерны: заниженная самооценка, замкнутость, отсутствие общности с другими людьми, повышенная степень тревоги, ощущение нестабильности, чувство незащищенности среди близких людей, быстрое взросление по сравнению с детьми из благополучных семей. В результате дефекта семейного воспитания и дефицита условий развития личности формируется деформированная личность, возникает ситуация девиантного паттерна, личность компенсирует свою социальную и психологическую «ущербность» в различных формах девиантного поведения и виктимности.

Цель работы социального педагога с аморальными и асоциальными семьями – оградить ребенка от антипедагогического влияния семьи, обеспечить охрану его интересов. Сделать это очень сложно, так как невозможно извне влиять на изменение взаимоотношений людей в семье и на их поведение. Необходимо заставить родителей самих оценить семейную атмосферу и ее влияние на детей, осознать свои ошибки. Однако эта позиция более приемлема для аморальных семей. Работа же социального педагога с асоциальными семьями должна вестись в сотрудничестве с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства. Крайней мерой в данном случае является лишение родителей их прав, если это необходимо в интересах защиты ребенка.

В настоящее время в нашей республике действует ряд документов, предусматривающих защиту прав детей в подобных ситуациях. Это, прежде всего, Закон РБ «О правах ребенка» .

Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности:

  • в сфере семейных отношений:
  • в сфере образования:
  • в среде обитания ребенка.

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Стандарты социальной защиты детства

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:

  • гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;
  • бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
  • гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;
  • социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;
  • социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • право на жилище в соответствии с законодательством РФ;
  • организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также
  • на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
  • организация квалифицированной юридической помощи.

Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.

Социальные учреждения, которые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.

Источник