Развитие ребенка в 6 лет гласные звуки

Развитие ребенка в 6 лет гласные звуки thumbnail

Конспект занятия по обучению грамоте

(для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет)

Тема: Звуки гласные – согласные.

Цель: Познакомить детей с понятиями

гласных – согласных звуков и их графическим изображением.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить различать на слух звуки гласные-

согласные,

  • Познакомить дошкольников со схематическим изображением звуков на письме, с новым правилом определения количества звуков в словах: сколько в слове гласных, столько и слогов;

  • Учить работать с моделями слов, определять начало, середину и конец слова, выделять звук из слова.

Развивающие: развивать внимание, память, фонематический слух, речь, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Форма занятия: занятие – игра.

Оборудование: схемы модели звуков, слов; плакат с иллюстрациями для игры «Четвертый лишний», плакат с буквами, карточки для индивидуальной работы; для детей: цветные карандаши.

План занятия:hello_html_3fd1319f.jpg

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний

IV. Объяснение нового материала.

V. Закрепление.

VI. Подведение итогов.

Ход занятия.

I. Орг. момент. (Приветствие, проверка явки воспитанников, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания).

– Сегодня на занятии, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II. Актуализация знаний.

– Дети вы любите путешествовать? (ответы) Куда бы вы хотели совершить путешествие?

-Мы сегодня отправимся на планету звуков и букв.

– Как вы думаете, кто живет на этой планете? (буквы и звуки)

– Но там живут не только звуки и буквы, там живут слова, игры, в которые вы любите играть, сказки.

Но прежде, чем отправиться в путь, давайте проверим, с какими знаниями мы собрались в дорогу.

Игра-викторина.

Детям задаётся вопрос, за правильный ответ ребята получают фишку. А это значит, что они готовы к путешествию.

-Сколько всего букв в русском алфавите? (33 буквы)

-Чем отличаются звуки от букв? (звуки произносят и слышат, а буквы видят и пишут)

– Как узнать, сколько в слове слогов? (сколько раз откроешь рот, столько и слогов; сколько раз прохлопаешь, столько и слогов).

– Во время нашего занятия-путешествия мы познакомимся с тем, какие бывают звуки, чем они отличаются друг от друга, как их можно обозначать.

III. Изучение нового материала.

– Мы с вами знаем, что слова, когда их произносят, состоят из звуков. Как вам кажется, вы уже научились выделять из слов отдельные звуки? Хотите проверить себя?

– Хорошо. Но сначала сами найдите слово, в котором будем слушать звуки. Этим словом названа птица, о которой рассказывается в предложениях. Слушая их, определите, сколько предложений я скажу.

Иногда на крыше дома можно увидеть аиста. У птицы там бывает гнездо.

– Хором назовите первый звук в этом слове. А теперь – последний. Как вы думаете, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? Давайте понаблюдаем. Ещё раз скажите первый звук, но совсем тихо… Теперь громче…, ещё громче… Что происходит со ртом? (Открывается.) Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…

– Получилось?! Почему не вышло? Хотите, объясню?

– Нам помогает произносить звуки воздух. Когда мы говорим звук [а], воздух проходит свободно, не встречая преград. Проверьте… А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился. Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, учёные назвали г л а с н ы

м и. (Термин хором проговаривается.). Гласными их назвали потому, что они всегда говорятся с голосом; от слова голос (глас) и произошло название звуков – гласные.

Гласным звукам учёные придумали своё обозначение: внутрь значка звука договорились помещать изображение пустой трубочки, показывающей, что воздух проходит свободно, не преодолевая никаких преград.

– Теперь послушаем последний звук в слове аист: аист-т-т-т. Ещё раз произнесите его и постарайтесь заметить: воздух тоже проходит свободно или встречает преграду? Где же эта преграда, чем она создана – понаблюдайте за собой, можете посмотреть друг на друга… Проверим. Попробуйте произнести звук так, чтобы язык ни к чему не прикасался… Получилось?

– Звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду, назвали с о г л а с н ы м и. (Термин хором повторяется.) Такие звуки одни не могут составить слово, так как его будет очень трудно произнести. Попытайтесь вместе со мной сказать, например:

[кртшк]… А теперь: картошка.

– Согласные звуки в русской речи всегда идут рядом с гласными – вот потому они и согласные. Их будем обозначать так:

– Какими являются два других звука слова? (После наблюдения за тем, возникает преграда или нет, делается вывод).

-Ребята, обратите внимание. Что в этом слове две гласные и два слога. Гласные звуки образуют слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Физминутка.hello_html_43c98d5b.jpg

Жил-был маленький гном.

С большим колпаком.

Он был путешественник – гном.

На лягушке он скакал.

Прыг-скок. Ква-ква.

И на стрекозе летал-

У-ух, высоко.

По реке плыл в чайной чашке.

Буль-буль, Буль-буль.

Ехал он на черепашке.

Топ-топ, топ-топ.

И протопав все тропинки,

Гном качался в паутинке.

Кач-кач, кач-кач.

Утро придет – гном опять в поход пойдет.

IV. Закрепление.

– Итак, ребята, давайте повторим, чем отличаются гласные звуки от согласных?

– Посмотрите на модель слова.

– Что вы можете сказать об этом слове? ( в нем один слог, т.к. одна гласная, два согласных звука).

– Придумайте слова, которые подойдут к этой схеме, кто больше? (кот, дом, рак, сон… ).

– Напомню, что мы на планете звуков и букв, а помимо звуков и букв тут живут разные игры. В них мы сейчас и поиграем.

1. Упражнение на распознавание звуков гласных – согласных.

Игра «Кто внимательней».

– Я называю слово – вы определяете первый звук: гласный или согласный. Находите соответствующую схему и показываете. Выигрывает тот, кто не допустит ошибки.

Слова: арбуз, улитка, самолет, забор, эхо, стул, машина, жук, очки, юла, дом.

2. Упражнение на развитие внимания, фонематического слуха, памяти.

– А сейчас буквы предлагают нам поиграть в новую игру. Я покажу вам плакат с буквами, а вы постарайтесь запомнить все, что на нем увидите. Как только я уберу его, вы расскажите, какие буквы запомнили. Выигрывает тот, кто назовет больше всех букв.

(см. приложение № 2)

– Какая буква лишняя? Почему? (буква Ш, так как она согласная, а остальные гласные)

– Совершенно верно. Вот с ней мы и поиграем.

Игра «Зажигаем огоньки».

– На схеме модели слова определяем место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова; в зависимости от расположения звука в слове зажигаем огонек в соответствующем окошечке.

Слова: шуба, кошка, душ, шалаш, шапка, мартышка, каша, Шура, шарф.

3. Задание для развития слуховой памяти, звукового анализа.

– Задали жители планеты звуков и букв нам такую задачку: догадайтесь, какая картинка в каждом ряду лишняя. Помните: надо обращать на первый звук каждого слова в называемом ряду. Объясните свой ответ. ( см. приложение №1)

4. Загадка-сюрприз.

– Разгадайте, что нарисовано на картинке: нужно закрасить все фигуры с гласными буквами. Если все сделаете правильно, то получиться картинка. (см. приложение № 3)

-Что у вас получилось? (телефон).

V. Подведение итогов.

– Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали? Что особенно понравилось?

Приложение №1.

hello_html_5048c147.jpg

hello_html_4c0df545.jpg

Приложение №

hello_html_m1d50f6c1.jpg

Приложение №3.

hello_html_72783e66.jpg

Источник

Ольга Владимировна Коняева
Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки»

Конспект занятия

по обучению грамоте детей 5-6 лет

«Гласные и согласные звуки»

Автор:

Коняева Ольга Владимировна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

г. Оренбург, 2018

Цель:

Задачи:

– познакомить с особенностями произнесения гласных и согласных звуков;

– учить распознавать гласные и согласные звуки;

-формировать исследовательские навыки в области слова;

развивать фонематический слух, умение устанавливать звуковой состав слова.

Формируемые УУД:

-распознавать гласные и согласные звуки;

-обозначать в нужной цветовой гамме;

-строить звуковые модели простых слов;

-понимать звучание и строение слова.

Ход занятия

Организационный момент

Эмоционально-волевая регуляция: «Самое – самое»

Дети стоят в кругу и, передавая мяч друг к другу,дополняют высказывание: «Для меня самое главное в жизни – это….» Когда мяч доходит до педагога он подводит детей к мысли о том, что ответы были разными, потому что каждый человек единственный и неповторимый, каждый человек представляет собой ценность.

– Каждый из вас, ребята, для меня дорог, потому что вы все друг друга дополняете.

Работа над дикцией: «Песня воробья»

Необходимо пропеть песню птички, которая изображена на картинке. Пропеть звонко и чисто, но не кричать.

Чио- чио, фью –фью -фью!

Чик-чирик, чью-чью-чью!

Мотивационно-целевой этап: «Приятные слова»

А сейчас мы будем говорить приятные слова. (дети называют). Что вы заметили? Одинаковые слова прозвучали, или разные? (разные.)

А как вы думаете, почему все слова звучат по – разному? (ответы детей.)

Какую цель мы поставим перед собой на занятии? (узнать почему все слова звучат по – разному)

Основная часть

Рассмотрите рисунок на с. 46 «Букварь» автора Н. С. Жуковой. Что в нём изображено? (Гуси погнались за мальчиком.)

Кого зовёт мальчик, к кому он бежит? (К маме.)

Спокойным голосом произнесите это родное слово. А теперь понаблюдайте за моими губами. (Педагог чётко произносит: ма-ма.)

Что вы заметили? (Губы смыкаются и открываются.) Какие звуки вы слышите при этом? (м-а-м-а) Звуки, при произношении которых воздух изо рта выходит свободно, не встречая преград, принято называть гласными.

Какой звук в слове мама вы назовёте гласным? (А) А звук М свободно звучит или нет? Что мешает выходу воздуха изо рта? (Губы) Это звук согласный. Вы стали исследователями. Благодаря исследованию вы знаете, что гласные звуки могут петь, а согласные не могут. А сейчас исследуем слово –ПАПА. (ответы детей)

Физкультминутка. «От зелёного причала»

От зелёного причала

Оттолкнулся пароход. (Встать из-за столов)

Раз, два,

Он назад шагнул сначала, (Шаг назад.)

Раз, два,

А потом шагнул вперёд. (Шаг вперёд.)

Раз, два,

И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразные движения руками.)

Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)

Продолжение работы по теме занятия

Рассмотрите рисунок на с. 48. автора Н. С. Жуковой.

Куда приехала девочка? (К дедушке на дачу.) Какой была встреча? (Радостной, нежной.) Как вы об этом догадались? (Руки открыты для объятий.) Кого мы ещё видим на картинке? (Кошку, журавля и т. д.)

А сейчас мы поиграем со словами кот, журавль, дедушка и т. д.Игра называется: «Я спрошу, а ты ответь» (Анализ слов и звукового состава.)

Закрепление

Какие звуки называются гласными?

Какие звуки называются согласными?

Оцените свою работу на занятии.

Кому нужна моя помощь?

Итог

Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Кого из детей можно похвалить сегодня за работу?

Источник

Марине Бабаджанян
Конспект занятия в подготовительной группе «Гласные звуки»

План-конспект к занятию «Гласные звуки» в

подготовительной группе по формированию речи

(Развитие звуковой культуры речи)

Задачи: Уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

Цель:

1. Учить детей проводить звуко- буквенный анализ слов, писать печатными буквами, придумывать слова на заданный звук. Упражнять детей в чтении, выкладывании слов из букв. Учить внимательно слушать педагога и правильно выполнять его указания.

2. Закрепить знания детей о гласных.

3. Развивать фантазию, внимание, память, умение логически мыслить. Развивать моторику руки, фонематический слух.

4. Обогащать и активизировать словарь детей.

5. Воспитывать интерес к основам русской грамоты, желание учиться в школе.

Предварительная работа:

1. Знакомство с гласными;

2. Заучивание стихотворения В. Берестова «Про гласные»;

3. Совместное чтение с детьми Азбуки;

4. Игры с буквами.

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Прошу к партам пройти тем детям, имена которых начинаются на гласные звуки, а потом те дети,имена которых начинаются на согласные буквы.

Дети называют свои имена и по очереди садятся за парты.

Беседа по пройденному материалу.

Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним!

– Что можно составить из звуков?

Дети: Из звуков можно составлять слоги, слова.

Воспитатель: Что можно составить из слогов?

Дети: Из слогов можно составлять слова.

Воспитатель: Что можно составить из слов?

Дети: Из слов можно составлять предложения.

Воспитатель : А из предложений?

Дети: Из предложений можно составлять текст.

Воспитатель: Звуки бывают разные- гласные и согласные.

Этот звук всегда поется,

Этот звук, как песня, льется.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук.

Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными звуками.

Воспитатель: Какие звуки можно пропеть голосом, чтобы воздух выходил свободно, без преграды?

Дети: О, У, Ы, А, И. Это гласные звуки!

Определение начального и конечного гласного звука.

Воспитатель: Назовите гласный:

а) с которого начинается слово

аист (А, ухо (У, ослик (О, астра (А, иней (И, эхо (Э).

б) которым заканчивается слово…

игла (А, шары (Ы, сова (А, кино (О, огни (И).

Выделение гласного звука из середины слова.

Воспитатель: Называйте гласный звук,который находится в середине слова:

Сын (Ы, мак (А, ком (О, дуб (У, мэр (Э).

Воспитатель: А сейчас поднимите карточки с буквами, которые соответствует названным звукам.

Воспитатель: Что вы называли?

Дети :Называли звуки.

Воспитатель: Что показывали?

Дети: Показывали буквы.

Работа на индивидуальных листах.

Воспитатель: Перед вами слова, из которых убежали гласные. Помогите вернуть её на место. Какая буква убежала?

– Какие слова получились?

– Что они обозначают?

Б…К (А, бак) Б…К (О, бок)

Б…К (Ы, бык) Б…К (У, бук)

– Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?

Дети: Изменится значение слова.

Деление слов на слоги

Воспитатель: Ребята, с помощью гласных, мы можем определить, сколько слогов в слове. (Закрепить понятие о слогообразующей роли гласных).

Воспитатель: Я назову слова, которые нужно разделть на слоги. Кубики (3, лапа (2, духи (2), нога(2, машина (3), улица (3, дыня (2), молоко (3), сапоги (3), дорога (3).

Дети делят на слоги предложенные слова.

Воспитатель: Сколько гласных звуков в этих словах?

Дети называют количество гласных в слове.

Дети:

Это знает каждый из учеников –

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Воспитатель : Итак, мы с вами узнали, что слова делятся на части -слоги. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.

В слове важен гласный звук –

Это знают все вокруг.

Он с согласными играет,

В слоги их объединяет.

Слова делим мы на слоги

По дорожкам дружно ходим!

Работа на индивидуальных листах.

Воспитатель: Ребята перед вами слова, в которых нужно найти гласные.

Упражнение “Где стоит нужный звук?”

• “А” – Автобус, рукА

• “О” – мОст, ОкнО

• “И” – Ира, ИрИс (используются схема-птичка)

• “Э” – Эхо, поЭт

• “У” – Утка, рУка

• “Ы” – мЫло. столЫ

Воспитатель :Следующее задание для “внимательных глазок”. Зачеркните на карточек гласные звуки, а гласные подчеркните красным карандашом.

Работа у доски. (Задание на внимание)

Воспитатель : Ребята, нужно найти каждой букве пару и соединить их линией.

Итог.

Воспитатель: Давайте повторим! Какие звуки называются гласными?

Дети :гласные поются, нет преграды при их произношении.

Воспитатель: Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?

Дети : Если в слове поменять букву,изменится значение слова.

Воспитатель: Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове?

Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Источник

Наталья Зыкова
«Карнавал гласных звуков». Конспект НОД с детьми группы компенсирующей направленности 6–7 лет по теме «Гласные звуки»

Цель:

Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по гласным звукам.

Задачи:

1. Закреплять знания о гласных звуках.

2. Развивать умение выделять заданный гласный звук и определять его место в словах.

3. Учить дифференцировать понятия «звук» и «буква».

4. Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе букв, обозначающих гласные звуки.

5. Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, грамматический строй речи.

6. Работать над профилактикой нарушений письменной речи (дисграфия на фоне нарушения звукового анализа и синтеза, оптическая дисграфия).

7. Развивать умение составления предложений по опорным картинкам.

8. Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук и общую моторику.

9. Развивать логическое мышление при выполнении заданий.

10. Воспитывать навыки сотрудничества и согласованности действий.

Оборудование:

Карточки-символы звуков на каждого ребёнка, карточки-схемы слов, карнавальные маски, мягкие модули-«кочки», разрезная азбука (буквы, обозначающие гласные звуки, шарики «Су-Джок», тетради, карандаши, мягкие модули-кубики с буквами, ребусы, музыкальное сопровождение.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

I. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы занятия.

Логопед: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня много гостей, и некоторые гости ещё в пути, потому что мы побываем с вами на карнавале гласных звуков. А что бывает на карнавале? Звонкий смех, весёлее конкурсы, и, конечно же, улыбки! Подарите свои улыбки гостям и проходите на свои места.

II. Основная часть.

1. Упражнение «Угадай звук» – развитие фонематического восприятия.

Логопед: Ребята, на карнавале все гости должны быть в масках. Вот и наши знакомые-звуковички нарядились в карнавальные костюмы и маски. Давайте попробуем отгадать, какой звук скрывается под каждым костюмом.

Дети «узнают» звуковичка по первому гласному звуку в названии картинки, изображённой на каждом костюмчике.

Логопед: Как назвать одним словом звуки, которые прятались под карнавальными костюмами?

Дети: Гласные звуки.

Логопед: Почему вы так думаете?

Дети: Гласные можно петь.

Логопед: Какое правило вы знаете о звуках?

Дети: Звуки можно услышать и произнести.

2. Речь с движением «Гласные звуки» – уточнение артикуляции гласных звуков.

А-А-А-А – закачалась голова. (Покачивать головой вправо-влево).

О-О-О-О – покатилось колесо. (Круговые движения руками).

У-У-У-У – у машины руль держу. (Показать руками «руль»).

Э-Э-Э-Э – две руки на голове. (Положить руки на голову).

И-И-И-И – руки выше потяни. (Поднять руки вверх).

Ы-Ы-Ы-Ы – мыли дома мы полы. (Опустить руки вниз, движения вправо-влево).

(Т. Куликовская)

3. Упражнение «Паровоз» – развитие звукового анализа и синтеза.

Логопед: А теперь я предлагаю всем надеть карнавальные маски и покататься на карусели-паровозике.

Дети надевают карнавальные маски, и определяют место гласных звуков в названии своей маски с помощью схемы-«паровозика» и картинок-символов, обозначающих гласные звуки.

4. Физкультминутка «Утята» – развитие общей моторики.

Раз, два – шли утята,

Три, четыре – за водой.

А за ними плёлся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал,

А десятый испугался,

Громко-громко запищал:

«Пи-пи-пи!» – «Не пищи,

Мы тут рядом, поищи!»

(Л. Савина)

5. Упражнение «Слова длинные-короткие» – развитие фонематического слуха.

Логопед: Ребята, слово утята длинное или короткое?

(Ответы детей).

Логопед: Какие ещё длинные (короткие) слова вы знаете?

(Ответы детей).

6. Упражнение «Назови букву» – соотнесение буквы и звука. Дифференциация понятий «буква», «звук».

Логопед: На карнавал гласных звуков приехали и буквы, которые обозначают гласные звуки. Давайте их вспомним.

Дети слушают стихотворение, находят нужную букву разрезной азбуки и кладут её рядом с соответствующей карточкой-символом звука.

Вот два столба наискосок, В этой букве нет угла,

А между ними поясок. Оттого она кругла.

Ты эту букву знаешь? А? До того она кругла,

Перед тобою буква А. Покатиться бы могла.

(С. Маршак) (Е. Тарлапан)

Над лугами в синеве Удобная буква!

Пролетает буква Э. Удобно в ней то,

Это ласточка весной Что можно на букву

Возвращается домой. Повесить пальто!

(В. Степанов) (Е. Тарлапан)

Вот топор, полено рядом,На калитку посмотри:

Получилось то,что надо: Чем она не буква И?

Получилась буква Ы. Между двух прямых досок

Все мы знать её должны. Одна легла наискосок.

(В. Степанов) (В. Степанов)

Логопед: Какое правило вы знаете о буквах?

Дети: Буквы мы видим, пишем, и читаем.

7. Пальчиковая гимнастика с массажными шариками Су-Джок – развитие мелкой моторики пальцев рук.

Шарик я в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

8. Упражнение «Прятки с буквами в тетрадях» – развитие зрительных образов букв. Узнавание и дописывание «спрятавшихся» букв.

9. Упражнение «Прятки с буквами на кубиках» – развитие буквенного анализа и синтеза слов.

Логопед: На карнавал продолжают съезжаться гости. Как вы думаете, кто к нам идёт?

Дети слушают музыку из кинофильма «Приключения Буратино» и называют имя сказочного героя.

Логопед: Ребята, я с помощью кубиков уже выложила имя нашего гостя, но в слове не хватает каких-то букв. Какие буквы продолжают играть с нами в прятки?

Дети находят нужные буквы и восстанавливают слово: БУРАТИНО

10. Упражнение «Ребусы» – составление предложений с помощью букв и опорных картинок.

У Маши шары, А У Мишки ёлка.

Леопольд добрый, А мыши злые.

Крокодил Гена высокий, А Чебурашка низкий.

Кот Матроскин мечтает О корове.

III. Итог занятия.

Логопед: Наш карнавал завершается.

С какими звуками мы играли?

В чём различие звуков и букв?

(Ответы детей).

Рефлексия – снятие мышечного напряжения в сухом бассейне.

Литература:

1. Кислова Т. Н. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1 и 2, 3 и 4 / Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. Изд. 3-е, испр. – М.:2007.

2. Куликовская Т. А.Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов. – М.:2010.

3. Савина Л. П.Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

Источник