Развитие ребенка в 4 месяца речевое развитие

Развитие ребенка в 4 месяца речевое развитие thumbnail

le>

Появление «комплекса оживления» – специфической эмоциональной реакции на взрослого – в 3 месяца задает «тон» последующему развитию. Ребенок проявляет себя по-новому.

Социальная линия развития, являясь главной у трехмесячного младенца, остается ведущей и на четвертом месяце, но теперь она может обогащаться более насыщенным и «деловым» эмоциональным компонентом. Ребенок реагирует не только на склонившееся над ним лицо взрослого, но и проявляет себя полно, «развернуто», как бы «ожидая» от взрослого каких-то действий и «готовясь» к ним (что-то говорят, поют, берут на руки, «играют» ручками и ножками, гладят и вкладывают в ладонь какие-то предметы, поворачивают на бочок и кладут на живот, поднимают вертикально, показывают игрушки и т. п.). И это понятно: ребенок исключительно беспомощное существо, и взрослый выступает как созидательная сила, обеспечивающая его взаимодействие с окружающим миром и двигательную активность. На этом этапе эмоциональное общение становится ведущей линией развития.

Не скупитесь на эмоции: ребенок на 4 месяце жизни начинает радоваться первым успехам и на удивление чутко откликается на ваше настроение. Вероятно, детьми движет инстинкт, который позволяет им различать базовые человеческие эмоции – радость, огорчение, удивление, страх и т. п. А вот оттенки этих чувств малышу предстоит еще долго осваивать на практике. И эта активная практика начинается на четвертом месяце жизни.

Можно сказать, общее развитие и речевые возможности крохи будут зависеть от вас, от того, насколько вы сумеете эмоционально обогатить его жизнь.

Подчеркнем, когда малыш находится в начале четвертого месяца жизни, актуальными для него считаются эмоциональное общение в системе «комплекса оживления», овладение хватательными движениями руки, усиление речевых реакций (вокализаций). Моторное и сенсорное развитие, конечно, совершенствуются, но на этом этапе они идут вслед за эмоциональным.

Обратите внимание, что «комплекс оживления» возникает уже по «инициативе» крохи, который ищет глазами взрослого, прислушивается к его голосу и радостно смеется, когда его берут на руки.

На протяжении четвертого месяца вы действительно уже можете услышать смех малыша – чудную эмоциональную реакцию, которую кроха перенимает у взрослых. Значит, малыш «учится» эмоциям от родителей, копирует их. Чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы научите смеяться и его!

Вместе с тем, необходимо заметить: новации в проявлениях крохи возникают не преднамеренно, не по его замыслу. В  поведении ребенка действуют безусловные, ориентировочные процессы, и его реакции во многом рефлекторны, так как кроха еще очень мал. Осознанное реагирование будет постепенно формироваться у ребенка по мере овладения им речью.

Однако, чтобы малыш начал входить в контакт на том уровне, который ему доступен, необходимо создать определенные условия жизни и общения. Следует:

  • продолжать развивать ориентировочную активность, демонстрируя знакомые и незнакомые предметы (игрушки);
  • побуждать притягивать игрушку при «случайном» прикосновении, ощупывать;
  • обогащать «комплекс оживления» радостными эмоциями;
  • в процессе ухода за ребенком и в моменты игры побуждать его к смеху, проявлениям радости;
  • побуждать ребенка к речевой активности (вокализациям);
  • проводить подготовку к овладению самостоятельными поворотами с живота на бок, затем на спину.
  • Для развития речевых навыков рекомендуется:
  • создавать ситуации «вслушивания» в голос взрослого и собственные речевые проявления;
  • выводить ребенка на яркое, выразительное, эмоционально насыщенное гуление;
  • заложить в общении с ребенком первые речевые навыки в качестве средства коммуникации со взрослым.

Важно понимать, что эмоциональное общение с ребенком направлено на двусторонний контакт.

Примерные ситуации эмоционального общения

Утром, поднимая малыша после ночного сна, мама (взрослый) «здоровается» с ним: улыбается, ласкает, использует бодрящие, веселые интонации, обращения по имени и др., создавая крохе хорошее настроение.

Мама, покормив малыша, аккуратно поднимает его вертикально в положение «на плечо». Другой взрослый (папа, бабушка, сестра и др.) стоит сзади и ласково разговаривает с ребенком, улыбается ему, показывает игрушку, приводит игрушку в движение и т. п.

Укладывая ребенка спать, мама или папа поют ему колыбельную, ласково поглаживая по спинке, слегка покачивая его.

Купая малыша, его осторожно опускают в воду, ласково разговаривают, употребляя слова-звукоподражания, соответствующие ситуации, например: «Куп-куп!», «Кап-кап!», «Шлеп-шлеп!» Или: «Кто-кто, кто плывет?», «С гуся вода, а с Алешки худоба!», «Да! Да-а-а!» и т. п.

Следует подчеркнуть, что все ситуации в жизни ребенка могут быть эмоционально «обыгранными», яркими, вызывающими у малыша интерес ко взрослому. Так формируются двусторонние контакты, потребность в них.

Пестование как прием народной педагогики на четвертом месяце, как и на третьем, по-прежнему имеет особое значение. Когда кроха еще не владеет самостоятельными целенаправленными движениями, взрослый как бы «играет» за него, действуя его ручками и ножками. Он ласкает малыша, сопровождая прикосновения пестушками, которые совпадают во времени с действиями взрослого. Приведем пример такого пестования.

Развитие речи: месяц 4

Потягунушки

Мама переодевает малыша после сна, ласково наклоняется к нему, улыбается, поглаживает ручки ребенка, потом сгибает попеременно его ножки, затем сводит и разводит ручки, как бы «играя» ими за ребенка. Свои действия она сопровождает словами:

«Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстунушки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок!»

На 4 месяце к ребенку следует обращаться по имени как можно чаще. Используются пестушки, которые может сочинить и сама мама. Приведем для примера пестушки по народным мотивам, которые побуждают мать и дитя к эмоциональным и речевым контактам.

Мишенька

К Мишеньке-Мише
Прибежала мышка,
Подарила зубок
И пшеничный колосок,
Чтобы звенел голосок:
«А-гу-у! А-а-гу-у-у!
Вот как «гукать»
Я могу-у-у! Гу-гу-у!»

Мама наклоняется над ребенком, читая нараспев, выделяя гласные, и затем делает паузу.

Взрослый утрированно выполняет артикуляцию гласных звуков, делает паузу и прислушивается к звукам, издаваемым ребенком, потом повторяет пестушку.

При втором и третьем прочтении мама «играет» ручками и ножками ребенка.

Развитие речи

Любушка

Гу-у-леньки – гули,
Гу-у-ли прилета-а-али,
Гули, гу-у-ли прилета-а-ли,
Громко ворковали:
«Любу-ушка-а, Любу-у-шка,
Любу-у-у-шка – голу-у-бушка!»
Кыш! Полетели!
На головку сели,
Любушке запели:
«Любу-у-шка, Любу-у-шка,
Любу-у-шка – гол-у-бушка,
Золотые перышки,
Кудрявая гол-о-вушка!» (Взаимодействие с ребенком аналогично предыдущему.)

Предречевое развитие на 4 месяце жизни малыша направлено на расширение вокальных возможностей, в частности, появление гуления – устойчивой членораздельной артикуляции гласных звуков, основы в овладении первыми речевыми навыками.

Для того чтобы вывести ребенка на яркое, выразительное, эмоционально насыщенное гуление, взрослый проводит специальные занятия по следующей схеме.

Вначале неоходимо удобно расположить малыша перед собой на пеленальном столе, так чтобы кроха хорошо видел говорящего взрослого и его артикуляцию. Далее мама называет ребенка по имени, вызывает «комплекс оживления».

В процессе эмоционального общения она четко произносит нараспев гласные звуки «а», «у», «и», «о». Подбирает фольклорные тексты, где эти звуки хорошо слышатся, находясь под ударением. Произносить слова нужно не торопясь, интонируя голосом. Затем взрослый делает паузу, давая ребенку возможность отреагировать на показ.

Во второй части игры-занятия мама старается активизировать малыша, повторяя тот или иной звук в его собственном исполнении.

Фольклорные тексты можно сочетать с разговором, повторением речитативом или пением. В конце игрового взаимодействия с малышом можно показать ему игрушку – персонаж, о котором шла речь, а также ввести звучание какого?нибудь музыкального инструмента (детский металлофон, балалаечка, бубен, дудочка и т. д.).

Чисто речевое взаимодействие должно длиться около 3 минут, если в игру-занятие вводятся игрушки и элементы пестования, то оно может быть продлено до 5 минут.

Примерные игры-занятия «Уж ты, ласточка!»

Задача

Активизировать в гулении гласные звуки «а» и «у», используя в игре-занятии фольклорный текст.

Содержание игры-занятия

Сосредоточив взгляд ребенка на своем лице, мама артикулирует гласный звук «а», замолкает на 10–15 секунд, давая возможность малышу откликнуться. Затем читается нараспев песенка, в которой особо выделяются звуки «а» и «у»:

«У-у-уж ты, ла-а-а-сточка,
Ма-а-ла пта-а-а-шечка,
Ты лети, лети из-за моря.
Принеси ты на-а-а-м золотые клю-ю-чи,
Золотые клю-ю-ю-чи,
Клю-ю-ю-чи весенние.
Ты за-а-амкни зиму-у-у,
Зиму-у-у холодну-у-ю,
Принеси весну-у-у-у,
Весну-у-у красну-у-у!»

Взрослый может этот фольклорный текст пропеть, выделяя гласные звуки «а» и «у» (на мотив русской народной песни «Ах ты, душечка, красна девица»).

«Звонкий колокольчик»

Задача

Побуждать ребенка к поиску источника звука: поворачивая голову в сторону звучащего предмета, фиксировать на нем взгляд, делать попытки захватить игрушку.

Материал

Колокольчик мелодичный, укрепленный на шнурке (40–50 см).

Содержание игры-занятия

Малыш лежит в манеже или кроватке на спине. Боковые стороны завешаны. Взрослый на расстоянии 1 м начинает звенеть колокольчиком. Сначала тихо, чтобы не испугать ребенка, потом погромче, побуждая его повернуть головку в сторону звучащего предмета, т. е. определить, где находится источник звука. При появлении реакции со стороны крохи мама отодвигает ткань с одной стороны и звенит, чтобы ребенок увидел звучащую игрушку.

Далее мама поворачивает малыша на живот и звенит колокольчиком в манеже, но сильно его не раскачивает, чтобы ребенок мог сосредоточить взгляд на звучащем предмете. Когда кроха зафиксирует взгляд на игрушке, взрослый поворачивает его вновь на живот и опускает на шнурке колокольчик, который легонько касается его рук. Мама создает ситуацию, побуждающую ребенка притянуть к себе предмет, а затем сделать попытку захватить его. С этой целью колокольчик осторожно придвигают то к одной, то к другой руке малыша. Свои действия взрослый сопровождает словами: «Ко-о-локо-о-льчик! Во-о-т како-о-й коло-о-о-ко-о-льчик!»

По-прежнему для ребенка весьма значимыми являются игры-занятия на развитие мелкой моторики рук. Физиологически они способствуют развитию речевых навыков малыша.

«Кольца с колокольчиками»

Задача

Побуждать малыша выпрямлять руки над грудью, притягивать игрушки, захватывать их и удерживать не менее 20 секунд. Обогащать чувственный опыт ребенка, подбирая предметы различные по физическим свойствам, а также позволяющие дифференцировать положение большого пальца малыша при захватывании игрушки.

Материал

Кольца диаметром 12–15 см, обвитые ленточками разной фактуры. Во внутреннюю поверхность кольца укрепляют колокольчики так, чтобы при захватывании кольца рукой колокольчик начинал раскачиваться, издавая звон.

Содержание игры-занятия

Ребенок лежит на спине. Взрослый вызывает «комплекс оживления», ласково разговаривает с малышом, показывает кольцо с колокольчиком, встряхивает, извлекая звон, дает возможность рассмотреть игрушку, имитирует голосом издаваемый звук: «Динь-динь! Динь-динь!».

Приближает колечко к руке малыша, пропускает четыре пальчика внутрь кольца. При этом большой пальчик малютки непроизвольно отводится. Затем то же проделывается и со второй ручкой. Так взрослый «учит» ребенка захватыванию предмета ладонью.

Взрослый укрепляет колечко с колокольчиком на шнурке и опускает над малышом на уровне его груди и полусогнутых рук. Ребенок начинает «играть» с колечком, действуя с ним двумя руками, пытаясь притянуть и захватить предмет.

Мама меняет колечки, которые отличаются и по цвету, и по фактуре поверхности. В процессе игры-занятия взрослый разговаривает с малышом, имитирует звук колокольчика.

В заключение следует заметить, если взрослые в течение четвертого месяца уделяли достаточное внимание ребенку, общались с ним, выполняли рекомендации по речевому развитию, то к концу месяца малыш порадует вас своими успехами:

  • у крохи появляется эмоционально-выразительная, интонационно насыщенная, яркая речевая реакция – гуление;
  • ребенок гулит часто, откликаясь на разные ситуации. Как правило, начинает гулить сам или через 1–3 минуты после побуждающих действий взрослого, общения с ним.

Источник

Теги: Развитие по месяцам

Вашему малышу исполнилось 4 месяца! Он больше не похож на того малоподвижного и беспомощного младенца, которого вы принесли из роддома. Теперь это пухлощекий карапуз с любопытными глазками и улыбчивым личиком. Его уже не беспокоят колики, боли и беспричинные страхи: он освоился в новом мире и готов приступить к его исследованию.

Развитие ребенка в 4 месяца

Активное взаимодействие с окружающим миром, стремительное развитие психоэмоциональной сферы и постепенное угасание рефлексов новорожденного – вот главные достижения четырехмесячного ребенка.

Физическое развитие

Тело малыша сильно изменяется: грудная клетка увеличивается, конечности удлиняются, и разница между объемами головы и туловища сглаживается. Пропорции его тела все больше начинают напоминать пропорции взрослого человека.

Ребенок продолжает расти: в 4 месяца нормальный рост должен составлять 60–63 см, вес – 6–7 кг. У некоторых детей в этом возрасте появляются первые зубки.

Угасание рефлексов новорожденного

В 4 месяца продолжается угасание рефлексов новорожденного. Проверить их наличие или отсутствие несложно, однако тестированием младенца должен заниматься не родитель, а врач-невропатолог:

  1. Положите кроху на ровную поверхность и с силой хлопните по ней руками. Если сохранился рефлекс Моро, ребенок раскинет ручки с раскрытыми ладонями, после чего вернет их в исходное положение.
  2. Положите малыша на животик, а затем приложите ладонь к его ступням, создавая опору. Ребенок попытается ползти. Этот рефлекс должен угаснуть к 4–5 месяцам, чтобы замениться умением ползать самостоятельно, без всякой опоры.
  3. Проведите пальцами сверху вниз вдоль спинки малыша, отступив по 1 см справа и слева от линии позвоночника. Если рефлекс Таланта не угас, малыш изогнет спинку.
  4. Проведите пальцем сверху вниз по линии позвоночника. Сохранившийся рефлекс Переза заставит ребенка изогнуться и закричать.
  5. Прикоснитесь к ладони младенца игрушкой. Кроха должен не только сжать кулачок, схватив предмет, но и попробовать рассмотреть «добычу», потрясти ее или засунуть в рот. Такой интерес к схваченной вещице будет свидетельствовать о смене хватательного рефлекса произвольными хватательными движениями.

Если рефлекторные действия сохранились, врач назначит ребенку лечение: несвоевременное угасание рефлексов новорожденного говорит о неврологических патологиях.

Умения и навыки

Физическое развитие малыша происходит стремительно, поэтому к концу этого месяца ребенок овладевает следующими умениями:

  • перекатывается с живота на бок, иногда – на спинку;
  • лежа на спине, задирает ножки настолько высоко, что способен дотронуться ладошками до коленок или пальчиков ног;
  • лежа на животе, способен поднять голову и плечи и, опираясь на предплечья, в течение минуты удерживать головку;
  • умеет принимать сидячее положение, если родители подтянут его вверх за ручки (но присаживать кроху пока рано – его скелет еще недостаточно окреп);
  • может «стоять» на пальчиках ног и слегка подпрыгивать, если родители поддерживают его под мышки, однако удерживать собственный вес на выпрямленных ногах пока не в состоянии;
  • держит ладошки раскрытыми, складывает их вместе или засовывает пальцы в рот, хлопает руками по поверхности, способен удерживать предметы на протяжении 25–30 секунд;
  • хватает предметы ручками произвольно, когда захочет, рассматривает их, тащит в рот;
  • лежа на животе, пробует ползти: приподнимает заднюю части и двигает ножками;
  • хорошо различает цвета, видит объекты, находящиеся на расстоянии 3–3,5 м от глаз, с интересом следит за подвижными предметами;
  • неплохо различает звуки (особенно мамин голос), может отличить знакомый голос от незнакомого, реагирует на тихую ритмичную музыку покачиванием головы в такт, различает эмоциональную окраску звучащей речи.

Важное достижение этого возраста – появление произвольных движений. Это закономерное следствие угасания рефлексов, которое свидетельствует о том, что ребенок начинает контролировать собственное тело и координировать действия.

Упражнения для физического развития

  1. Чтобы ребенок научился переворачиваться с животика на бок, поднесите к его лицу яркую игрушку, а затем отведите ее вверх. Ребенок потянется за любопытной вещицей и сможет перевернуться.
  2. Если малыш не реагирует на игрушку, помогите ему совершить первый поворот: положите кроху на животик и слегка поверните его ножки таким образом, чтобы таз тоже повернулся. Младенец не сможет долго пребывать в столь неудобном положении и начнет поворачивать головку и плечи. Если вы немного поможете, он перевернется полностью.
  3. Чтобы ребенок начал ползать, положите его на пол и поставьте перед ним занимательную игрушку. Увидев интересную вещицу, кроха попытается приблизиться к ней и схватить в руки. Сделайте так, чтобы малыш смог удовлетворить это желание, иначе интерес к игре пропадет.
  4. Чтобы развить умение контролировать тело, прикрепите к ручке малыша звенящий колокольчик или бубенчик. Со временем кроха поймет, что определенные движения вызывают звон, и будет целенаправленно совершать их.
  5. Развивать ловкость пальчиков можно с помощью неширокого атласного шнурка. Вложите его в ручку малыша, дождитесь, пока он ухватится за него, а затем потяните за один кончик. Ребенку придется либо крепче ухватиться за шнурок, либо передвинуть пальчики.
  6. Присаживать кроху пока рано, но можно сосредоточиться на развитии мышечного каркаса позвоночника. Для этого кладите младенца на спинку, давайте ухватиться ладошками за ваши пальцы и медленно приподнимайте его вверх. Малыш будет тянуться за вами, постепенно принимая сидячее положение (угол подъема не должен превышать 45º).

Развитие ребенка в 4 месяца

Речевое развитие

Четырехмесячный малыш – настоящий болтун. Если раньше он использовал голос, чтобы привлечь внимание матери к собственным потребностям или выразить недовольство, то теперь он кричит и гулит ради удовольствия. Кроха радуется возможности производить различные звуки, повторяя их за взрослыми.

Лучше всего малышу удаются гласные «а» и «о», а также некоторые согласные («б», «п», «м»). Он еще не способен произносить слоги и слова, однако понять его речь можно: если мама внимательно прислушается к «разговору» младенца, она сможет определить его эмоциональное состояние.

Упражнения для развития речи

  1. Целенаправленно развивать речь пока не нужно: достаточно много говорить с ребенком, рассказывать ему сказки, истории из жизни. Чтобы малыш мог впоследствии связывать звуковой образ с визуальным, показывайте ему разнообразные игрушки или картинки и рассказывайте об увиденном.
  2. Наклоняйтесь над лежащим малышом и начинайте произносить звуки (сначала гласные, потом согласные). Ребенок, видя движения ваших губ, попробует им подражать. Вскоре он сможет повторять за вами отдельные звуки, а впоследствии – слоги и слова.
  3. Устраивайте перед ребенком импровизированные представления с участием тряпичных кукол. Содержание таких «пьес» не важно: главное – выразительная и эмоциональная речь. Наделяйте каждого героя индивидуальным тембром, высотой и громкостью голоса, чтобы малыш, слушая вас, учился с помощью звуков выражать свои эмоции.

Психическое развитие

О зрелости психики четырехмесячного ребенка говорят следующие достижения:

  • способность выражать эмоции – радость, обиду, страх, любопытство, досаду, удивление;
  • разная реакция на окружающих людей: при виде мамы малыш кричит, агукает, лепечет и улыбается, при виде незнакомого человека – замирает, плачет от страха;
  • появление любимых и нелюбимых игрушек: ребенок с радостным визгом хватает любимую вещицу, а нелюбимую возмущенно отбрасывает;
  • различение знакомых людей и незнакомцев (знакомыми считаются только те, кого малыш видит ежедневно и не успевает забыть);
  • проявление интереса к своему телу: кроха разглядывает свои пальчики, ощупывает лицо и волосы, тянет ножки в рот;
  • умение обнаруживать простейшие причинно-следственные связи: при виде материнской груди малыш замолкает и ждет кормления, а при виде протянутых к нему рук – напрягается всем телом, ожидая объятий.

К 4 месяцам кроха овладевает умением громко смеяться. Наклонитесь над младенцем, поулыбайтесь ему, пощекочите его тельце – и малыш ответит вам радостным хохотом.

Как не допустить задержки психического развития?

  1. Сейчас для ребенка важен постоянный контакт с матерью. Он должен ощущать ее любовь и заботу, должен слышать ее голос, рассказывающий ему об удивительных вещах из окружающего мира. Такое близкое общение – залог правильного эмоционального развития.
  2. В 4 месяца у малыша совершенствуется мелкая моторика, тактильные ощущения и осязание. Поэтому предлагайте ему как можно более разнообразный набор игрушек: подойдут пластиковые колечки, деревянные кубики, тряпичные куклы, плюшевые зверюшки. Особенно интересны ему будут игрушки-пищалки и музыкальные игрушки с кнопками: они совершенствуют не только тактильные ощущения, но и слух малыша.
  3. Играйте с крошкой в игры, подходящие для его возраста: «Ку-ку», «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона».

Режим дня

Сон

Еще совсем недавно большую часть времени кроха проводил во сне. Но в 4 месяца период бодрствования значительно увеличивается и достигает 9–10 часов в сутки. В ночное время малыш спит по 9–10 часов без пробуждений, а днем засыпает всего 2–3 раза.

Развитие ребенка в 4 месяца

Начинайте приучать ребенка к режиму: для этого укладывайте его спать в строго определенное время. Однако не препятствуйте, если малыш засыпает раньше установленного часа: когда кроха начинает зевать и отказываться от игры, несите его в кроватку.

В 4 месяца ребенок уже может засыпать самостоятельно, без присутствия родителей. Однако для этого он должен быть в отличном расположении духа. Чтобы успокоить малыша, положите его в постель и некоторое время постойте рядом с ним.

Кормление

Оптимальный способ питания для четырехмесячного малыша – грудное вскармливание. Если у матери хватает молока, прикорм вводить пока не обязательно. Если же младенец находится на искусственном вскармливании, то его меню можно разнообразить следующими продуктами:

  • овощными и фруктовыми соками (смешивайте несколько капель сока с водой и кормите получившейся смесью ребенка);
  • яичным желтком (разотрите ¼ желтка и разбавьте его привычной молочной смесью);
  • детским кефиром, творожком;
  • однозлаковыми кашами.

Все эти виды прикорма вводятся постепенно, небольшими порциями (по ½ чайной ложки). Если у ребенка появляется аллергическая реакция, продукт нужно сразу исключить из рациона.

Среднее количество кормлений в этом возрасте – 6–7 в сутки. Пища предоставляется по первому требованию.

Привыкание к новому типу питания приводит к изменению детского стула. Теперь опорожнение кишечника происходит не более 2–3 раз в день (при грудном кормлении) или 1 раз в день (при введении прикорма).

Четырехмесячный малыш – это неутомимый исследователь. Он уже привык к изменившимся условиям жизни, приобрел достаточно новых навыков и теперь готов активно применять их для изучения окружающего мира. Помогите своему любознательному крошке удовлетворить любопытство!

comments powered by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник