Развитие ребенка в 3 месяца что должен уметь какие навыки

Последнее обновление статьи: 26.03.2018 г.

Маленькие дети каждый день удивляют чем-то новым своих родителей. В 3 месяца ребёнок делает это ещё чаще. Младенец перестаёт напоминать «инопланетянина», как иногда кажется некоторым родителям.

Трёхмесячный ребёнок приятно округл, оживлён и радует взгляд домочадцев. Младенческие колики значительно уменьшаются или вовсе проходят. Родительство становится ещё более приятным и радостным.

Что уметь делать ребёнок в 3 месяца?

  • уверенно удерживает голову;
  • учится переворачиваться со спины на живот;
  • при поддержке стоит на опоре, выпрямляя ноги;
  • старается ухватить близко висящий предмет;
  • рассматривает человека, который с ним общается;
  • Демонстрирует «комплекс оживления».

Развитие ребёнка в 3 месяца

Развитие 3 месячного ребёнка делает в этом возрасте колоссальный скачок. И перечень того, что умеет малыш в 3 месяца, достаточно велик.

Двигательная активность

Основное достижение ребёнка – умение держать головку вертикально. На протяжении предыдущих месяцев младенец упорно развивал мышцы шеи и плечевого пояса. Лежа на животе, всё дольше удерживал поднятую голову. Сейчас, уверенно приподнявшись на предплечьях, малыш может несколько минут продержаться.

Ребёнок в 3 месяца, будучи в вертикальном положении, должен уверенно держать голову. Кто-то полминуты, кто-то несколько. Если такого признака нет, обратитесь к врачу.

При поддержке за подмышки ребёнок крепко становится на твердую опору, согнув ноги в тазобедренных суставах ненадолго. Мышцы ног, вслед за мышцами рук, набирают свою силу. Ребёнок в таком положении стоять самостоятельно, конечно, не может. Оставлять его в этом положении запрещено.

Многие дети в три месяца начинают переворачиваться со спины на живот. Чтобы этот навык развивался активнее, проводите с грудничком занятие:

  1. Ребёнок на спине, а родитель аккуратно берёт его за правую ножку, немного приподнимает её и направляет влево.
  2. Малыш следом, повинуясь инерции, поворачивается сначала на левый бочок, а затем и на животик.
  3. Повторить с другой ножкой.

Для малыша момент с поворотом ноги – самый сложный. Благодаря посторонней помощи ему будет легче освоить этот навык.

Научившись переворачиваться, ребёнок вполне способен упасть с открытых незащищенных поверхностей. Не оставляйте младенца без присмотра. Если малыш спит не в своей кроватке, обязательно защитите его со всех сторон подушками. Это позволит избежать неприятностей, связанных с падениями по неосторожности.

Продолжает своё развитие и мелкая моторика. Если над кроваткой на расстоянии 15 сантиметров подвесить игрушки, ребёнок будет на них натыкаться и пытаться ухватить. Также начинается угасание рефлексов новорождённых. Прежде всего, это хоботковый, поисковый рефлексы и рефлекс Бабкина.

Родители могут их проверить самостоятельно:

  • поисковый рефлекс. Если пощекотать щёчку ребёнка, он будет тянуться в сторону раздражения, ища его источник;
  • хоботковый рефлекс. Если легонько постучать по губкам младенца, он будет их вытягивать как хоботок;
  • рефлекс Бабкина. Если обхватить кисти ребёнка и надавить на середину ладошек, малыш откроет рот.

У трёхмесячного младенца этих рефлексы уже должны угаснуть. При любых сомнениях обратитесь к неврологу!

Зрение

Находясь на руках, ребёнок с интересом рассматривает всё вокруг. Ведь малыш уверенно держит голову, умеет ею крутить.

Таким образом, может и рассмотреть всё получше.

Держа ребёнка вертикально, показывайте окружающие предметы, рассказывайте и показывайте младенцу всё, что видите. Это не только увеличит объём информации об увиденном, но и поспособствует развитию способности понимать речь.

Слух

При появлении постороннего шума поворачивает голову в поисках источника. Если слышит знакомый голос, фиксируется на лице и в течение минуты смотрит.

Узнайте из статьи детского психолога, какую роль играют звуки животных для детей и насколько полезно включать такие аудио-источники для развития ребёнка.

Эмоции и поведение

Самое яркое проявление – возникновение «комплекса оживления». Увидев маму или папу, малыш начинает усиленно двигать ручками и ножками, улыбается и гулит.

Речь

Начало формирования детского лепета. В общем потоке звуков происходит разделение – можно слышать бульканье, посмеивание, хныканье. При гулении отчетливо слышны согласные и гласные звуки.

Сознание

Ребёнку в 3 месяца небезразлично, кто находится рядом.

При мамином уходе малыш может заплакать и не успокаиваться до её возвращения. Младенец может не захотеть побыть на руках у одного человека и улыбаться другому.

Рост и масса тела ребёнка

Масса тела ребёнка в 3 месяца зависит от массы тела при рождении. В среднем за это время младенец набирает 2 — 2,5 килограмма. Так можно посчитать, сколько должен весить ребёнок в 3 месяца.

Например, мальчик родился с массой тела 4300 грамм. Нормально, если в 3 месяца он весит около 6500 грамм.

Рост ребёнка в 3 месяца высчитывается просто. Учитывая, что за один месяц малыш вырастает в среднем на 3 сантиметра, рожденный с ростом в 55 сантиметров в три месяца будет 64 — 65 см.

Норма роста и веса не имеют какую-то конкретную долженствующую величину. Дети индивидуальны, их рост неравномерен. В педиатрии существуют специальные таблицы, в которых приведены все эти показатели в зависимости от пола и возраста. И лишь значительное отклонение от нормы должно вызывать тревогу.

Груднички, которые получают пищу по требованию, могут набирать за месяц по килограмму или даже больше. Для беспокойства нет причин. Ожирением в будущем это не грозит. Когда ребёнок начнет двигаться активнее, лишние килограммы уйдут без всяких последствий.

Если малыш вскармливается смесью, контролировать массу тела надо более пристально.

Питание и режим дня

К трём месяцам формируется определённый режим дня. Ребёнок начинает выдерживать время между кормлениями, укладываться спать через определённый час. В среднем спят в таком возрасте 5 раз – 4 днем и 1 раз ночью. Питание в третий месяц жизни ребёнка исключительно грудное или смесями.

К 3 месяцам молока у мамы может стать меньше. Самое главное – не паниковать и давать почаще грудь.

Вводить прикорм соками, как это было распространено в советское время, сейчас крайне не рекомендуют.

Как развивать ребёнка в 3 месяца?

Очень подробная и содержательная статья детского доктора о том, как правильно проводить массаж для грудничков и когда эта процедура противопоказана.

Врач-педиатр в статье про вазелиновое масло рассказывает, в каких случаях его используют и как его правильно применять при проведении массажа.

  • общий массаж. Полезно перед каждым купанием устраивать, малышу, сеанс легкого массажа. Начинать с поглаживающих движений, затем переходить к легкому растиранию и вибрации. Массировать по очереди ножки, затем ручки, грудку, животик и спинку. В качестве массажного средства — вазелиновое масло. Сразу после массажа – купание;
  • гимнастика. Конечно, самостоятельно заниматься груднички не умеют. Комплекс суставной гимнастики дополняет сеанс массажа. Заключается в лёгких переворотах и ненавязчивых сгибаниях, разгибаниях ног и рук.

    Наилучший вариант, если изначально родители увидят массаж в исполнении детского массажиста. И дальше продолжат дома, следуя рекомендациям специалиста;

  • потешки. Это стишки-прибаутки для самых маленьких. Ими можно сопровождать каждое действие: одевание, купание, игры, даже стрижку ногтей, нелюбимую многими младенцами. Ребёнок, таким образом, понимает, какие действия совершаются и какие процедуры проводят;
  • игрушки. Это и погремушки, и разнообразные фигурки зверей, куклы, развивающие коврики и прочее. Обилие цвета и фактур создадут многообразие зрительных и тактильных впечатлений, помогут занять младенца на некоторое время;
  • постоянное общение и речевой поток. Гуляя с ребёнком, показывайте и рассказывайте про элементы из окружающего мира – деревья, цветы, снег, листья, мебель вокруг. Постоянно сопровождайте свои действия объяснениями. Что делаете, зачем и как. Пока что малыш многого не будет понимать. Но постоянно звучащие слова помогут в дальнейшем в приобретении навыков понимаемой и активной речи.

Обязательно прочитайте статью детского психолога, в которой описаны самые популярные и эффективные методики раннего развития детей от 0 до 3 лет. Обзор педагогических систем поможет решить, нужно ли развивать ребёнка с пелёнок.

Источник

Ключевые особенности развития ребенка в 3 месяца

В возрасте 10-12 недель у малышей происходит важный в их жизни этап – переход от так называемой стадии «новорожденного ребенка» к периоду младенчества. И можно выделить две основные особенности, которые появляются у ребенка в этот период времени.

Во-первых, врожденные или безусловные рефлексы постепенно отходят на второй план. К концу 3-го месяца жизни новорожденный ребенок, если его развитие происходит правильно, должен избавиться от непроизвольного движения, которое случается, например, в моменты испуга. Оно характеризуется разведением конечностей в разные стороны и разгибанием пальчиков с последующим сведением ручек и ножек и сжатием ладошек в кулачки. Это действие именуется рефлексом Моро.

Благодаря переменам, возникающим в рамках общего тонуса мышц, младенец постепенно учится лучше координировать движения, чувствовать и принимать свое тело, подчиняя руки и ноги своим же желаниям. Непроизвольность жестов начинает исчезать на фоне маскирующихся базовых рефлексов.

Во-вторых, у ребенка постепенно формируется осознанность не только движений, но и реакций. Сказывается это на психоэмоциональной сфере. Именно в три месяца малыш должен научиться действиями и эмоциями показывать свое настроение, отношение к окружающему миру и к людям рядом с ним. До этого периода улыбки, плач без слез, беспокойство подчиняются базовым желаниям (есть, спать и так далее).

В этот период родители и педиатры должны особенно внимательно относиться к тому, как изменяется поведение, формируются новые умения, навыки и в целом меняется ребенок. Подобное необходимо для того, чтобы не пропустить какие-либо отклонения в развитии, врожденные патологии, которые не были видны ранее. В 3 месяца можно заметить асимметрию тела младенца, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, задержку развития, аутизм, врожденные патологии органов чувств.

Физиологическое развитие

По достижении трех месяцев у ребенка может отмечаться достаточно сильная активность и любопытство к окружающему миру. Малыш становится подвижным, энергичным. За счет подобного нюанса не следует оставлять ребенка одного на кровати или диване, чтоб избежать возможности получения травм.

Если ранее единственным положением младенца было лежание на спинке, то к 3 месяцам многие детки уже учатся самостоятельно переворачиваться на бок. Если какая-то вещь, действие или игрушка привлечет внимание малыша, то он без особого труда перевернется на ту или иную сторону. В рамках правильного развития ребенок может выражать значительный протест, когда его надолго оставляют лежать на спине. Главной позой в этот период времени выступает лежание на животике.

Лежание на животе позволяет новорожденному ребенку лучше и активнее изучать окружающий мир. За счет изменения тонуса мышц малыш в этом возрасте уже должен уметь самостоятельно держать головку, пусть и непродолжительное время. При этом трехмесячные дети зачастую совершают попытки приподняться на локтях, вытянутых ручках, оставаясь в таком положении на 30-40 секунд.

Еще одной ведущей позой, которую научается принимать ребенок в 3 месяца, становится поза «лодочки» или «рыбки», когда грудь, плечики, головка и ножки подняты одновременно. Находясь в таком положении, новорожденный может активно крутить головой, смотря в разные стороны.

К трем месяцам координация движений рук и ног у младенца становится лучше. Осознавая, что конечности принадлежат ему, ребенок подолгу может рассматривать свои пальчики и ладошки, сжимать и разжимать кулачки, сосать пятку и в целом активно, но осознанно двигать ручками и ножками. В этом же возрасте формируется хватательный рефлекс: если протянуть младенцу игрушку, он с силой сожмет ее пальцами на 10-20 секунд. Затем, выпустив вещь, малыш вновь постарается ее взять.

Речевая активность у ребенка в 3 месяца тоже становится значительно выше. Малыш должен уметь издавать различные звуки, сочетания гласных и согласных букв. Ребенок начинает гулить, стараться подражать каким-то иным звукам, при этом громкость голоса его становится также выше. Именно с помощью издаваемых новых сигналов младенец учится передавать родителям информацию о его настроении, потребностях и желаниях.

Начиная с этого возрастного периода следует особенно активно разговаривать, общаться с малышом. Но речь не должна быть быстрой. Детки в данном возрасте охотно слушают стихотворные сказки, песенки, потешки, которые привлекают их внимание. Трехмесячные дети должны стараться вставить свои «слова» в разговор с мамой и другими взрослыми.

Именно возраст в 10-12 недель характеризуется тем, что младенец начинает лучше спать. Чаще всего трехмесячные детки уже практически не просыпаются в середине ночи, а за счет повышенной активности период их бодрствования достигает 9 часов в сутки. Постепенно исчезает и проблема кишечных колик.

Еще одним ценным умением начинает обладать ребенок в 3 месяца – реакция на звук и свет. Малыш должен научиться правильно определять, откуда исходит тот или иной раздражитель. И поворачивать голову в нужную сторону. Если звук очень громкий или неожиданный, он может вызвать сильный испуг. Проявляется подобное полным замиранием ребенка на несколько секунд. После чего новорожденный возвращается к своей уже привычной активности.

Что еще должен ребенок делать в 3 месяца в рамках физического развития?

  • Находясь в вертикальном положении на руках у взрослого без проблем удерживать головку ровно. При этом ребенок должен уметь фокусировать взгляд, концентрируя внимание, на лицах людей вокруг или на игрушке перед его лицом.
  • Следить глазками за перемещением предметов перед ним, но на расстоянии не более 60 сантиметров от малыша. При этом должны фигурировать и хватательные действия. По этой причине возрастает у малыша интерес к мобилям над кроваткой и другим подвесным игрушкам.
  • Находясь на руках у взрослого, ребенок должен научиться к 3-м месяцам ориентироваться в пространстве, узнавать помещение и детали, которые в нем находятся.
  • С удовольствием совершать водные процедуры, нередко могут наблюдаться попытки у ребенка поплавать в воде, которой наполнена ванна.
  • Если аккуратно поддерживать малыша подмышки, то он будет стараться делать шаги. Но ставить новорожденного ребенка на ножки пока не рекомендуется. Кости у него еще очень хрупкие, позвоночник не готов принять на себя всю нагрузку. Однако при этом навыки шагания даже по воздуху должны отмечаться у ребенка в 3 месяца.
  • За счет комплекса оживления, присущего младенцам в таком возрасте, малыш должен активно двигать не только ручками, но и ножками даже в лежачем положении на спинке. Действия в данном случае также начинают контролироваться ребенком, а не выступают просто хаотичными или синхронными движениями.

Психоэмоциональное развитие

Основным, приобретаемым в возрасте трех месяцев, навыком, который связан с развитием психики ребенка, выступает готовность к контакту с окружающими людьми и миром. Именно в данном возрасте у малыша формируется так называемая «социальная» улыбка. Что она представляет собой?

В возрасте до 3-х месяцев ребенок улыбается неосознанно, нередко непроизвольно. Такая реакция не является сигналом к тому, что он действительно узнал лицо мамы или у него хорошее настроение. Но к 10-12 неделям у малыша формируется умение открыто улыбаться маме, папе и другим родственникам, знакомым взрослым людям вокруг совершенно осознанно. Так он выражает свою радость, настроение. Постепенно малыш научается и заливисто, очень громко смеяться.

С точки зрения психики возраст 3-х месяцев характеризуется развитием памяти. Новорожденный лучше запоминает предметы, лица людей, звуки. И учиться правильно реагировать на них, используя уже имеющийся «опыт прошлого». Потому сильную реакцию вызывает у младенца все новое, будь то игрушка или смена пейзажа за окном. В ситуации, когда перемены провоцируют лишь негативную реакцию, стоит проконсультироваться со специалистом для исключения врожденного аутизма.

Активно развивается и внимание у малыша в 3 месяца. Он должен уметь хотя бы непродолжительное время удерживать внимание на ярких игрушках и предметах. Особенно привлекают детей в этом возрасте крупные детали, узоры и красный цвет.

Однако, давая малышу привлекшую его внимание вещь в руки, нужно следить за всеми действиями ребенка. Если у вещи имеются какие-либо легко отделяемые от нее и мелкие детали, то отдавать подобное младенцу не стоит. Дети в этом возрасте все тянут в рот, есть риск, что ребенок проглотит мелкую деталь или поперхнется ею.

Постепенно ребенок понимает, что родители готовы сделать для него очень многое и реагируют на все его действия. Потому он учится как бы управлять взрослыми с помощью развивающихся у него эмоций. Ребенок в 3 месяца может хныкать, капризничать, кричать и плакать, привлекая к себе внимание и демонстрируя таким образом, что ему скучно.

Плач в этом возрасте выступает важным нюансом. Капризно-плаксивое поведение ребенка можно разделить на следующие основания:

  • громкий, неожиданный, истошный и продолжительный плач обычно свидетельствует о боли, повышенной температуре, физическом дискомфорте;
  • если ребенок хнычет, вялый и трет кулачками глазки, то так он дает понять, что очень устал и хочет спать;
  • плач с нотками протеста, который сменяется в один момент на смех, улыбку и воркование, как только мама или папа появляются рядом, является простым способом привлечения внимания;
  • хныканье и как бы «наигранный» плач выступают сигналом к тому, что ребенку просто скучно и неуютно, в такой ситуации стоит его отвлечь, заинтересовать чем-либо, поговорить с ним;
  • призывный и громкий плач может также свидетельствовать о сильном голоде.

Именно в 3 месяца ребенок зачастую плачет не только потому, что ему некомфортно и его базовые потребности в еде или сне не удовлетворены, но и ввиду того, что именно так младенец демонстрирует свое настроение.

Этот возрастной период характеризуется и тем, что малыш начинает без проблем узнавать родственников, маму, папу, проявляя оживление, смеясь и улыбаясь в их присутствии. Ребенок в 3 месяца должен научиться узнавать маму и по фотографиям. В присутствии незнакомцев малыш обычно пугается, напрягается, может начать капризничать. Если незнакомые люди угрозы не представляют, и нет никакого беспокойства у мамы, то младенец расслабляется и может начать улыбаться.

Кроме этого, в данном возрасте ребенку доступны и иные, за исключением радости, страха и интереса, базовые эмоции, например, гнев. Если новорожденный чем-то сильно недоволен, он показывает это криком, протестующими движениями ручек и ножек, выражением лица. По мимике ребенка в 3 месяца можно определить его настроение.

Дополнительно психоэмоциональное развитие ребенка в 3 месяца проявляется:

  • терпением, пусть и в небольшой степени;
  • стеснением, а также в этом возрасте маленькие дети уже умеют обижаться;
  • можно отметить незначительные проявления характера младенца, они нередко выражаются в действиях отказа, каприза, кокетства, юмора.

Более подробные, полезные и интересные сведения о том, что должен уметь ребенок в 3 месяца, можно почерпнуть, посмотрев видео доктора Комаровского по этой теме:

Когда ребенку 3 месяца, это время характеризуется активным развитием и жаждой общения, открытий, новых впечатлений. В этот период родителям стоит уделять максимум времени своему чаду, идти с ним на контакт, общаясь и играя. А если какие-либо моменты в развитии малыша вызывают беспокойство, то обязательно следует поговорить об этом с врачом.

Источник