Развитие ребенка в 3 хода

Вашему чаду исполнилось 3 годика? Поздравляем! Надеемся, вы полны энергии, чтобы наслаждаться всем тем, что ждёт вас впереди, ведь в ближайшие несколько месяцев вам ребёнок превратится в настоящего фантазёра и непоседу. Утром, днём и вечером засыпать вас непрекращающимися вопросами. Научится управлять трёхколесном велосипедом, сможет самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице чередуя ножки.

Он так же сможет нарисовать красивый круг, осмысленно нажимать на кнопки музыкального руля сидя рядом с папой в машине, застёгивать собственную непослушную куртку. Ваш трёхлетний малыш – будет превращаться в любознайку. Он будет стремительно учиться познавать мир через органы чувств. Играя, так сосредотачиваться на собственной игре, что сможет игнорировать любые отвлекающие факторы, в том числе и не замечать вас.

Но давайте более детально разберёмся в навыках, которыми должен овладеть ваш непоседа к этому возрасту.

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Физическое развитие ребенка в 3 года

Сразу поясним: все описанные ниже навыки малыш приобретет только в том случае, если папа и мама приложили достаточные усилия для занятий с ним. Другими словами ребенок в три года никак не сможет ездить на трехколесном велосипеде, если родители не купили ему этот велосипед и не потратили как минимум неделю на обучение катанию на нем. То же самое касается навыков с мячиком и всего остального. Все что должен уметь ребенок в данном возрасте – это лишь результат тех занятий, которые проводят с ним родители или педагоги в развивающих клубах. И, если ваши усилия достаточны, то ваш маленький непоседа должен уметь:

• уверенно, не покачиваясь стоять 5 секунд на одной левой или правой ножке;

• самостоятельно, без маминой и папиной поддержки подниматься и спускаться по ступенькам лестницы;

• пинать попеременно ножками вперед мяч;

• бросать мяч в руки стоящему напротив человеку;

• бросать мяч в кольцо подвешенное на 1-метровой высоте (не обязательно попадать!);

• ловить мяч из рук другого человека;

• двигаться вперед и назад с совершением поворотов;

• выполнять наклоны вперёд и назад не падая;

• управлять трёхколёсным велосипедом.

Развитие речи у ребенка в 3 года

При оценке речевых навыков в данном возрасте надо обратить внимание на то, что девочки всегда разговорчивее мальчиков, а дети имеющие старших братьев и сестер почти всегда разговорчивее тех кто их не имеет. И главное – если ваш ребенок в трехлетнем возрасте не очень разговорчив, не переживайте, это вероятнее всего изменится в ближайшие месяцы, или к 4 годам. Но в самом усередненном случае в 3 года ваш ребёнок должен уметь:

• чётко произносить свое имя, имя мамы и папы, ближайших родственников – сестёр, бабушек и дедушек;

• отвечать на простые вопросы;

• говорить фразами из 5-6 слов;

• говорить внятно не сильно коверкая и не слишком искажая слова;

• рассказывать короткие истории.

В трехлетнем возрасте дети начинают интересоваться всем тем, что видят. Они начинают задавать огромное количество вопросов, главые из которых “почему” и “зачем”

• Зачем папа уходит на работу?

• Почему кошка мяукает?

• Почему лимон кислый? И так до бесконечности.

Родители наблюдают: вопросы, вопросы и еще раз вопросы! И хотя для многих взрослых такая активность детей может быть раздражительной и навязчивой, на самом деле для маленького человечка – это нормальный и важный показатель правильного развития. В результате он накапливает необходимый объем знаний, который позволяет ребенку в 3 года уметь:

• безошибочно называть знакомые цвета;

• правильно понимать понятие: одинаковые – разные;

• уметь притворяться и фантазировать;

• помнить часть прочитанного рассказа;

• понимать счет на пальцах;

• быстро сортировать объекты по форме и цвету;

• складывать несложные карточные головоломки;

• узнавать и характеризовать людей и объекты на картинках и фотографиях.

В трехлетнем возрасте ребенок становится очень шустрым. В этот момент своего развития он должен уметь:

• быстро обрабатывать мелкие предметы;

• легко переворачивать страницы книжек и журналов;

• строить башни из 6 и более предметов;

• резать детскими ножницами бумагу и картон;

• рисовать при помощи карандашей кружочки и квадратики (очень неровные, но примерно напоминающие настоящие геометрические фигуры);

• уметь одеваться и снимать одежду без помощи родителей;

• завинчивать и отвинчивать крышку на пластиковой бутылке;

• поворачивать, нажимать и открывать ручки на дверях.

К возрасту 3 лет дети становятся более независимыми как с физической точки зрения, так и эмоциональной. Дети реже впадают в истерики, не боятся оставаться в садике с воспитателем или с няней, любят общение с знакомыми и посторонними детьми.

Малыши так же становятся более социальными. Ребенок уже может сотрудничать со своими друзьями, соблюдать очередь, показывать первые навыки решения возникающих проблем.

На данном этапе развития, ваш ребенок должен уметь:

• подражать родителям, родственникам и друзьям;

• показывать симпатию к маме, папе, бабушкам, дедушкам, знакомым семьи, друзьям;

• понимать понятия: мое, его, ее, не наше, чужое (слово МОЁ, а точнее ЭТО МОЁ любой ребенок уж точно понимает безошибочно и использует постоянно и дома и в любой песочнице);

• уметь демонстрировать широкий диапазон эмоций, таких как грусть, радость, гнев, огромное счастье или скучно.

В возрасте трех лет воображение детей находится в стадии становления, поэтому родители могут замечать как хорошие, так и плохие его проявления. Фантазии, притворства и способности играть у детей становятся более интересными и участливыми, но в этом возрасте ребенок может начать разрабатывать нереальные страхи, такие как вера в чудовище живущее в шкафу, страшного зверя живущего на балконе и т.д. Эти страхи следует искоренять, чтобы не травмировать психику ребенка.

Внимание: нельзя ни в каких педагогических целях пугать малыша вымышленными чудовищами под кроватью или за дверью, если вы не хотите впоследствии иметь проблемы с ночными страхами у ребенка. Злой волк живет в лесу (где-то далеко) – допустимо. Злое чудище живет под твоей кроватью (где-то в доме) – не допустимо никогда. Ребенок должен в своем доме чувствовать себя в полной безопасности. Мой дом – моя крепость

Первая дружба

В три года дети часто хотят и стремятся иметь друзей. Без помощи родителей дружба не возможно. Поэтому детские психологи часто призывают родителей не препятствовать потребностям ребёнка. Родителям предлагается:

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка веракса

• организовывать встречи с ровесниками;

• посещать общественные игровые детские площадки;

• определить ребенка в спортивную секцию.

Знакомясь с новыми детьми ребенок получит возможность формировать детские отношения, учиться позитивным ценностями и новому опыту. Групповые занятия учат малышей основам игры, подчеркивают коллективность работы и обмена. Они заставляют детей расходовать энергию, правильно двигаться, кувыркаться, плавать, вырабатывать гибкость, преодолевать страх.

Для творческих детей групповые художественные и музыкальные занятия – отличный способ тренировки когнитивных навыков.

Порядок в доме

В этом возрасте малыши обожают помогать родителям. В 3 года почти каждый ребенок должен уметь:

• мыть тарелки в раковине, используя мыльную мочалку;

• ставить свой автомобиль в коробку с игрушками;

• укладывать кукол на полочки;

• складывать грязное белье в бельевую корзину;

• собирать мелкие предметы с ковра;

• протирать пыль с доступных предметов;

• поливать комнатные растения стоящие на подоконнике,

• подметать полы при помощи детского веника.

И самое главное они с большим удовольствием делают это подражая маме и папе. Так они чувствуют себя взрослыми, о чем непременно сообщают при каждом удобном случае: “А я уже взрослый!”

Если родители будут вместе с детьми делать уборку, готовить обед или выполнять домашнюю работу, маленький непоседа будет ощущать себя важной частью семьи и не сможет чувствовать разочарование, подавленность и отстраненность. Ценные привычки заложенные на раннем детстве позволят воспитать в ребёнке хорошего помощника для взрослой жизни.

Процесс питания ребенка в 3 года

К возрасту трех лет дети часто настаивают на самостоятельном кормлении. Если это стремление присутствует у вашего малыша, значит он правильно развивается и взрослеет. Многие дети в возрасту 3 лет уже умеют употреблять пищу, используя детскую ложку и вилку, пьют жидкости их обычного стакана. Однако с трёх лет дети начинают осознать, что есть вкусная и не вкусная еда, есть красивые и не очень привлекательные блюда и предпочитают отвергать все то, что выглядит для них не интересно.

Чтобы справиться с проблемой психологи советуют маскировать фрукты и овощи с неинтересной для малышей едой – кашами, поднадоевшими супами и детскими пудингами. В детский рацион следует вводить разноцветные каши, цветные макароны, супы с фигурными компонентами, необычные по форме бутерброды и десерты.

Причины для беспокойства

Основные признаки задержки развития у 3-летнего ребенка:

• невозможность поймать и бросить мяч;

• неспособность подпрыгивать на месте;

• неумение ездить на трёхколесном велосипеде (не смотря на многократно повторяющиеся попытки);

• частые падения, большие трудности при ходьбе по лестнице;

• неспособность держать карандаш, копировать круг, проблемы с рисованием;

• в разговоре ребенок не использует более трёх слов;

• не может складывать башни из трех и более предметов, боится больших объектов;

• испытывает частую тревогу, раздражительность;

• игнорирует детей, не интересуется домашними животными, холодно относится к маме, папе, ближайшим родственникам;

• не понимает и не исполняет простых просьб;

Но не смотря на все вышеизложенное, вы должны понимать – все дети развиваются и взрослеют по разному. Поэтому родителям нет причины волноваться, если ребенок не достиг всех тех вех, которые указаны в медицинских справочниках (или в этой статье). По мере взросления своего малыша родители должны замечать прогрессирующий процесс роста и развития ребенка.

Если прогресса нет и ребёнок остаётся замкнутым, малоподвижным, капризным и явно отстающим от развития сверстников, следует получить консультацию у специалиста. Или просто продолжать заниматься с малышом и терпеливо ждать пока он приобретет все необходимые навыки – а ведь это обязательно произойдет рано или поздно.

Источник

Жизнь с трехлетним ребенком похожа на приключение. Ваш дом наполняется смехом, упрямством, независимостью и постоянным проявлением любопытства. Малыш учится общаться на новом уровне, уверено контролирует свое тело и развивает воображение. С каждым днем он становится более интересным и творческим.

Можно выделить основные этапы и ориентиры развития в три года, но не стоит забывать о том, что все дети уникальны. Задача родителей – не упустить время и помочь раскрыться скрытому потенциалу своего ребенка.

Этапы развития ребенка в три года:

1. Социальное развитие.

Малыш развивает свои социальные навыки, зарождаются первые дружеские отношения с другими детьми. В три года он начинает осознавать себя в окружающем мире, появляются первые «не хочу» и «не буду». Здесь важно мягко указать ребенку на границы дозволенного. Если трехлетка почувствует, что ему все можно, в нем начнет зарождаться эгоист. В этот период важно показать, что малыш любим и желанен, особенно, если в доме появляется второй ребенок. Любовь – это то, в чем остро нуждается не только новорожденный, но и первенец.

2. Эмоциональное развитие.

Сопровождается частыми истериками и слезами. Это объясняется периодом кризиса трех лет, ребенок «отделяется» от своей матери и становится самостоятельным. Истерики – это реакция на стресс, с которым малыш учится бороться. В этом возрасте формируется основа для будущего эмоционального и психического развития. Благодаря наблюдению за сверстниками и взрослыми, малыш учится понимать свои и чужие эмоции. Может выразить сочувствие, когда другому человеку больно или грустно, делится игрушками и учится играть с другими детьми. Если кризис трех лет прошел не правильно, в будущем малышу будет проблематично справляться со сложными ситуациями. Важно научить ребенка делиться игрушками, иначе он никогда не будет принят в детский коллектив.

3. Когнитивное развитие.

Позволяет ребенку сосредоточиться и поглощать огромные объемы информации. Уже в этом возрасте малыш способен начать изучать алфавит и цифры. Появляется множество вопросов и понимание полученных ответов. Родители должны знать, что теперь ребенок может усидеть на одном месте до 30 минут, он любознателен и жаждет новых знаний. Поэтому не стоит упускать время, лучше заняться развивающими упражнениями. Малыш с радостью будет рассматривать картинки, находить сходства и различия, собирать большие пазлы, рисовать и слушать чтение сказок.

4. Общее физическое развитие.

Трехлетний ребенок не только растет в высоту и набирает вес, у него развивается мелкая и крупная моторика. Малыш бегает, прыгает, ловит мяч, играет в футбол, катается на трехколесном велосипеде.

Читайте также:  Скачать мамайчук помощь психолога ребенку с задержкой психического развития

Развиваются навыки самообслуживания: может налить себе сок, намазать масло на бутерброд, застегивает пуговицы, завязывает шнурки, сам собирает одежду в зависимости от сезона. В три года важно развивать мелкую моторику, давать возможность пользоваться ножницами, рисовать, вырезать, нанизывать бусины.

Чего ждать в плане умственного развития от ребенка трех лет:

1. Малыш в три года понимает родной язык и говорит, как минимум, 300 слов, а то и больше. Умеет говорить предложениями из 6-8 слов, с существительными и глаголами. Может понять двойную конструкцию-поручение, например, «сходи в свою комнату и принеси кофту».

2. С ребенком в три года можно строить пирамидки из кубиков, находить решение, почему башня неустойчивая и исправлять ошибки. Ребенок легко запоминает и воссоздает конструкцию по памяти.

3. Трехлетний малыш задает множество вопросов обо всем, что видит. Чем сложнее и настойчивее вопросы, тем лучше развита познавательная активность у ребенка.

4. Помнит важные или яркие события, даже если они произошли неделю назад. Может рассказать о них и ответить на наводящие вопросы.

5. Умеет обижаться, радоваться, шутить и грустить. Может быть доброжелательным или враждебным.

6. В состояние идентифицировать предметы по размеру и цвету.

7. При правильном воспитании формируется положительное отношение к своей личности, гордость и стремление сделать все как можно быстрее и лучше. Появляются выражения: «Я сам!», «Я могу», «Я хочу!».

Не страшно, если ваш ребенок не умеет делать какие-то вещи, перечисленные в этой статье. Это всего лишь говорит о том, что он развивается в своем собственном темпе и ему нужно уделить чуть больше внимания, чтобы помочь обрести необходимые навыки и знания.

Вы нас очень поддержите, если поставите “Лайк” и ПОДПИШИТЕСЬ на наш канал 🙂

Источник

Ключевые особенности развития ребенка в 3 месяца

В возрасте 10-12 недель у малышей происходит важный в их жизни этап – переход от так называемой стадии «новорожденного ребенка» к периоду младенчества. И можно выделить две основные особенности, которые появляются у ребенка в этот период времени.

Во-первых, врожденные или безусловные рефлексы постепенно отходят на второй план. К концу 3-го месяца жизни новорожденный ребенок, если его развитие происходит правильно, должен избавиться от непроизвольного движения, которое случается, например, в моменты испуга. Оно характеризуется разведением конечностей в разные стороны и разгибанием пальчиков с последующим сведением ручек и ножек и сжатием ладошек в кулачки. Это действие именуется рефлексом Моро.

Благодаря переменам, возникающим в рамках общего тонуса мышц, младенец постепенно учится лучше координировать движения, чувствовать и принимать свое тело, подчиняя руки и ноги своим же желаниям. Непроизвольность жестов начинает исчезать на фоне маскирующихся базовых рефлексов.

Во-вторых, у ребенка постепенно формируется осознанность не только движений, но и реакций. Сказывается это на психоэмоциональной сфере. Именно в три месяца малыш должен научиться действиями и эмоциями показывать свое настроение, отношение к окружающему миру и к людям рядом с ним. До этого периода улыбки, плач без слез, беспокойство подчиняются базовым желаниям (есть, спать и так далее).

В этот период родители и педиатры должны особенно внимательно относиться к тому, как изменяется поведение, формируются новые умения, навыки и в целом меняется ребенок. Подобное необходимо для того, чтобы не пропустить какие-либо отклонения в развитии, врожденные патологии, которые не были видны ранее. В 3 месяца можно заметить асимметрию тела младенца, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, задержку развития, аутизм, врожденные патологии органов чувств.

Физиологическое развитие

По достижении трех месяцев у ребенка может отмечаться достаточно сильная активность и любопытство к окружающему миру. Малыш становится подвижным, энергичным. За счет подобного нюанса не следует оставлять ребенка одного на кровати или диване, чтоб избежать возможности получения травм.

Если ранее единственным положением младенца было лежание на спинке, то к 3 месяцам многие детки уже учатся самостоятельно переворачиваться на бок. Если какая-то вещь, действие или игрушка привлечет внимание малыша, то он без особого труда перевернется на ту или иную сторону. В рамках правильного развития ребенок может выражать значительный протест, когда его надолго оставляют лежать на спине. Главной позой в этот период времени выступает лежание на животике.

Лежание на животе позволяет новорожденному ребенку лучше и активнее изучать окружающий мир. За счет изменения тонуса мышц малыш в этом возрасте уже должен уметь самостоятельно держать головку, пусть и непродолжительное время. При этом трехмесячные дети зачастую совершают попытки приподняться на локтях, вытянутых ручках, оставаясь в таком положении на 30-40 секунд.

Еще одной ведущей позой, которую научается принимать ребенок в 3 месяца, становится поза «лодочки» или «рыбки», когда грудь, плечики, головка и ножки подняты одновременно. Находясь в таком положении, новорожденный может активно крутить головой, смотря в разные стороны.

К трем месяцам координация движений рук и ног у младенца становится лучше. Осознавая, что конечности принадлежат ему, ребенок подолгу может рассматривать свои пальчики и ладошки, сжимать и разжимать кулачки, сосать пятку и в целом активно, но осознанно двигать ручками и ножками. В этом же возрасте формируется хватательный рефлекс: если протянуть младенцу игрушку, он с силой сожмет ее пальцами на 10-20 секунд. Затем, выпустив вещь, малыш вновь постарается ее взять.

Речевая активность у ребенка в 3 месяца тоже становится значительно выше. Малыш должен уметь издавать различные звуки, сочетания гласных и согласных букв. Ребенок начинает гулить, стараться подражать каким-то иным звукам, при этом громкость голоса его становится также выше. Именно с помощью издаваемых новых сигналов младенец учится передавать родителям информацию о его настроении, потребностях и желаниях.

Начиная с этого возрастного периода следует особенно активно разговаривать, общаться с малышом. Но речь не должна быть быстрой. Детки в данном возрасте охотно слушают стихотворные сказки, песенки, потешки, которые привлекают их внимание. Трехмесячные дети должны стараться вставить свои «слова» в разговор с мамой и другими взрослыми.

Именно возраст в 10-12 недель характеризуется тем, что младенец начинает лучше спать. Чаще всего трехмесячные детки уже практически не просыпаются в середине ночи, а за счет повышенной активности период их бодрствования достигает 9 часов в сутки. Постепенно исчезает и проблема кишечных колик.

Читайте также:  Тест для родителей на развитие ребенка 3 года

Еще одним ценным умением начинает обладать ребенок в 3 месяца – реакция на звук и свет. Малыш должен научиться правильно определять, откуда исходит тот или иной раздражитель. И поворачивать голову в нужную сторону. Если звук очень громкий или неожиданный, он может вызвать сильный испуг. Проявляется подобное полным замиранием ребенка на несколько секунд. После чего новорожденный возвращается к своей уже привычной активности.

Что еще должен ребенок делать в 3 месяца в рамках физического развития?

  • Находясь в вертикальном положении на руках у взрослого без проблем удерживать головку ровно. При этом ребенок должен уметь фокусировать взгляд, концентрируя внимание, на лицах людей вокруг или на игрушке перед его лицом.
  • Следить глазками за перемещением предметов перед ним, но на расстоянии не более 60 сантиметров от малыша. При этом должны фигурировать и хватательные действия. По этой причине возрастает у малыша интерес к мобилям над кроваткой и другим подвесным игрушкам.
  • Находясь на руках у взрослого, ребенок должен научиться к 3-м месяцам ориентироваться в пространстве, узнавать помещение и детали, которые в нем находятся.
  • С удовольствием совершать водные процедуры, нередко могут наблюдаться попытки у ребенка поплавать в воде, которой наполнена ванна.
  • Если аккуратно поддерживать малыша подмышки, то он будет стараться делать шаги. Но ставить новорожденного ребенка на ножки пока не рекомендуется. Кости у него еще очень хрупкие, позвоночник не готов принять на себя всю нагрузку. Однако при этом навыки шагания даже по воздуху должны отмечаться у ребенка в 3 месяца.
  • За счет комплекса оживления, присущего младенцам в таком возрасте, малыш должен активно двигать не только ручками, но и ножками даже в лежачем положении на спинке. Действия в данном случае также начинают контролироваться ребенком, а не выступают просто хаотичными или синхронными движениями.

Психоэмоциональное развитие

Основным, приобретаемым в возрасте трех месяцев, навыком, который связан с развитием психики ребенка, выступает готовность к контакту с окружающими людьми и миром. Именно в данном возрасте у малыша формируется так называемая «социальная» улыбка. Что она представляет собой?

В возрасте до 3-х месяцев ребенок улыбается неосознанно, нередко непроизвольно. Такая реакция не является сигналом к тому, что он действительно узнал лицо мамы или у него хорошее настроение. Но к 10-12 неделям у малыша формируется умение открыто улыбаться маме, папе и другим родственникам, знакомым взрослым людям вокруг совершенно осознанно. Так он выражает свою радость, настроение. Постепенно малыш научается и заливисто, очень громко смеяться.

С точки зрения психики возраст 3-х месяцев характеризуется развитием памяти. Новорожденный лучше запоминает предметы, лица людей, звуки. И учиться правильно реагировать на них, используя уже имеющийся «опыт прошлого». Потому сильную реакцию вызывает у младенца все новое, будь то игрушка или смена пейзажа за окном. В ситуации, когда перемены провоцируют лишь негативную реакцию, стоит проконсультироваться со специалистом для исключения врожденного аутизма.

Активно развивается и внимание у малыша в 3 месяца. Он должен уметь хотя бы непродолжительное время удерживать внимание на ярких игрушках и предметах. Особенно привлекают детей в этом возрасте крупные детали, узоры и красный цвет.

Однако, давая малышу привлекшую его внимание вещь в руки, нужно следить за всеми действиями ребенка. Если у вещи имеются какие-либо легко отделяемые от нее и мелкие детали, то отдавать подобное младенцу не стоит. Дети в этом возрасте все тянут в рот, есть риск, что ребенок проглотит мелкую деталь или поперхнется ею.

Постепенно ребенок понимает, что родители готовы сделать для него очень многое и реагируют на все его действия. Потому он учится как бы управлять взрослыми с помощью развивающихся у него эмоций. Ребенок в 3 месяца может хныкать, капризничать, кричать и плакать, привлекая к себе внимание и демонстрируя таким образом, что ему скучно.

Плач в этом возрасте выступает важным нюансом. Капризно-плаксивое поведение ребенка можно разделить на следующие основания:

  • громкий, неожиданный, истошный и продолжительный плач обычно свидетельствует о боли, повышенной температуре, физическом дискомфорте;
  • если ребенок хнычет, вялый и трет кулачками глазки, то так он дает понять, что очень устал и хочет спать;
  • плач с нотками протеста, который сменяется в один момент на смех, улыбку и воркование, как только мама или папа появляются рядом, является простым способом привлечения внимания;
  • хныканье и как бы «наигранный» плач выступают сигналом к тому, что ребенку просто скучно и неуютно, в такой ситуации стоит его отвлечь, заинтересовать чем-либо, поговорить с ним;
  • призывный и громкий плач может также свидетельствовать о сильном голоде.

Именно в 3 месяца ребенок зачастую плачет не только потому, что ему некомфортно и его базовые потребности в еде или сне не удовлетворены, но и ввиду того, что именно так младенец демонстрирует свое настроение.

Этот возрастной период характеризуется и тем, что малыш начинает без проблем узнавать родственников, маму, папу, проявляя оживление, смеясь и улыбаясь в их присутствии. Ребенок в 3 месяца должен научиться узнавать маму и по фотографиям. В присутствии незнакомцев малыш обычно пугается, напрягается, может начать капризничать. Если незнакомые люди угрозы не представляют, и нет никакого беспокойства у мамы, то младенец расслабляется и может начать улыбаться.

Кроме этого, в данном возрасте ребенку доступны и иные, за исключением радости, страха и интереса, базовые эмоции, например, гнев. Если новорожденный чем-то сильно недоволен, он показывает это криком, протестующими движениями ручек и ножек, выражением лица. По мимике ребенка в 3 месяца можно определить его настроение.

Дополнительно психоэмоциональное развитие ребенка в 3 месяца проявляется:

  • терпением, пусть и в небольшой степени;
  • стеснением, а также в этом возрасте маленькие дети уже умеют обижаться;
  • можно отметить незначительные проявления характера младенца, они нередко выражаются в действиях отказа, каприза, кокетства, юмора.

Более подробные, полезные и интересные сведения о том, что должен уметь ребенок в 3 месяца, можно почерпнуть, посмотрев видео доктора Комаровского по этой теме:

Когда ребенку 3 месяца, это время характеризуется активным развитием и жаждой общения, открытий, новых впечатлений. В этот период родителям стоит уделять максимум времени своему чаду, идти с ним на контакт, общаясь и играя. А если какие-либо моменты в развитии малыша вызывают беспокойство, то обязательно следует поговорить об этом с врачом.

Источник