Развитие ребенка в 2 года умственной отсталости

Развитие ребенка в 2 года умственной отсталости thumbnail

Умственная отсталость у детей – это недоразвитие всех психических (когнитивных) процессов. Проявлением такого недоразвития становится понижение уровня интеллекта, не позволяющее ребенку полноценно обучаться и получать знания, познавать мир в рамках его возраста. Как правило, такие дети развиваются до некоего предела, величина которого обуславливается врожденными изменениями или приобретенными нарушениями.

Медицина называет такое состояние олигофренией. Недуг не ставит на малыше крест, но обучение умственно отсталых детей требует от родителей максимальной отдачи физических и душевных сил. Приняв индивидуальную особенность крохи, родители должны понимать и знать, как помочь своему маленькому сокровищу занять свою особую нишу в человеческом социуме. Задача сложная, но не непосильная, если начинать ее решать с любви к ребенку.

Что влияет на развитие олигофрении?

Причины, вызывающие задержку умственного развития, могут быть как внешними, так и внутренними. Врачи выделяют часто встречающиеся:

  • интоксикация организма беременной матери или плода;
  • наследственная несовместимость по резусу крови у ребенка и женщины;
  • паразиты, поражающие плод, переходя из организма матери;
  • изменения во внутренних органах, вызванные дистрофией в период беременности;
  • воспалительный процесс, возникающий в головном мозге ребенка;
  • травмирование плода во время родов;
  • серьезные травмы физического и психического характера, произошедшие в дни младенчества;
  • негативная экологическая обстановка;
  • нарушенный обмен веществ;
  • употребление беременной наркотиков и алкоголя;
  • плохое питание младенца.

Резус-конфликт может послужить причиной развития серьезных отклонений у малыша

Как проявляется умственная отсталость?

Составляя клиническую картину, показывающую развитие умственно отсталого ребенка, специалисты отмечают, что олигофрения находится в тесной связи с психическими отклонениями. Проявляется нарушениями в речи, эмоциях, обобщениях, сознательной деятельности, познании окружающего мира. Характерные симптомы в развитии умственно отсталого ребенка приходятся на разные периоды его жизни.

Признаки олигофрении у новорожденных

Только что родившиеся дети с умственной отсталостью отличаются от здоровых ребятишек внешними признаками и внутренними патологиями. Характерные признаки:

  • аномальное строение тела, головы, лица;
  • патология различных внутренних органов;
  • фенилкетонурия: кислый запах, исходящий от новорожденного и его мочи, бледная кожа, судороги, светло-голубой оттенок роговицы глаза, слабость мышечного аппарата, отсутствие простых реакций.

Как проявляется заболевание до года?

Ближе к году проявляется выраженность симптомов заболевания. Задержка умственного развития выливается в такие признаки:

  • малыш не держит головку;
  • отсутствует привычный для этого возраста детский лепет, свидетельствующий о развитии речевых навыков;
  • мышечная слабость выражается в неумении ребенка ползать, сидеть, самостоятельно вставать.

Если ребенок так и не начал держать головку в младенческом возрасте, это очень тревожный сигнал

Дошкольный возраст

Период дошкольного возраста ярко раскрывает серьезные отклонения в поведении умственно отсталых детей. Олигофрения затрагивает все области жизни и проявляется в таких признаках:

  • несвязная, поздно проявляющаяся речь;
  • нарушение моторики;
  • рассеянное неустойчивое внимание;
  • расстройства поведения;
  • слабое физическое развитие;
  • нестабильность в эмоциональном плане;
  • неспособность к самообслуживанию (неумение чистить зубы, завязывать шнурки, одеваться) (см. также: как научить ребенка завязывать шнурки просто и быстро?).

Школьный возраст

Симптомы болезни у детей школьного возраста показывают, насколько велика задержка развития и сложно их обучение. Для умственно отсталых детей характерны:

  • неспособность усвоения начальной школьной программы;
  • низкий интеллект;
  • неумение мыслить абстрактно;
  • скудные речевые навыки, безграмотность в произношении слов и составлении предложений;
  • рассеянность внимания;
  • полная безынициативность;
  • слабая память;
  • подверженность внушаемости;
  • нарушения физического развития;
  • задержка психического развития выражается во всем: движениях, эмоциях, речи, памяти, проявлении воли, концентрации внимания (рекомендуем прочитать: симптомы задержки психического развития у детей );
  • неумение адекватно поступать в обычных ситуациях: одеваться по погоде, покупать что-то в магазине.

Клиническая картина болезни позволяет установить тип заболевания. Как правило, умеренная умственная отсталость у детей не диагностируется в грудничковом периоде.

Если умственные нарушения обнаруживаются в раннем возрасте, констатируется тяжелая степень болезни. Легкие и умеренные типы олигофрении проявляются в дошкольном или школьном возрасте.

Сниженный интеллект и невозможность усваивать школьную программу может говорить о наличии той или иной степени олигофрении

Характеристика больного ребенка

Дефекты развития умственно отсталого ребенка затрагивают все параметры личности и человека в целом. Органические дефекты выливаются в такие заболевания как гидроцефалия и ДЦП. Интеллектуальные отклонения связаны с повреждением некоторых корковых процессов мозга. Трудности с познавательной деятельностью приобретают разную форму, приводя к невозможности обучения умственно отсталых детей. Физиологические нарушения приводят к снижению зрения, слуха, недоразвитости речи.

Психология определяет три критерия:

  1. клинический – связан с органическим поражением мозга;
  2. психологический – выражается в нарушениях познавательной деятельности;
  3. педагогический – свидетельствует о низком уровне обучаемости.

Проблемы восприятия

Замедленное восприятие, характерное для поведения больных олигофренией, не позволяет ребенку правильно оценивать окружающие его предметы, на опознание знакомой вещи тратится много времени, не получается связывать между собой разные предметы. Больной малыш путает похожие по звучанию слова, не различает по графическому изображению цифры, буквы, предметы.

Восприятие получаемой информации происходит в неполном объеме. Малышам сложно провести анализ и описать увиденное изображение. Запомнив один предмет, они не стремятся самостоятельно познавать другие вещи, их необходимо подталкивать к действию. Заниматься обучением умственно отсталых детей в обычной школе невозможно. Достигнув возраста 8-9 лет, ребенок проявляет характерные особенности – в поведении проявляется неспособность к пониманию пространства и времени. Больной неспособен отличить правую и левую сторону тела, не может сам найти туалет или свой школьный класс.

Читайте также:  Собрание роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка

Ребенок с подобным отклонением не ориентируется в простейших вещах и не может посещать обычную школу

Проблемы мышления и познания

Познание мира должно происходить поэтапно, но у больных детей этот механизм нарушен. Отсутствует системный анализ предметов, малыш с трудом способен заметить связь между частями целого. Такая рассеянность приводит к потере первоначального представления об изучаемой им вещи. Слабая мыслительная активность мешает правильно оценивать свои поступки и действия.

Сложность обучения умственно отсталых детей объясняется трудностями в озвучивании преподносимой им информации.

Отставание в речи и мыслительных функциях представляет серьезные отличия больных малышей от обычных. Больные дети с большим трудом осваивают письменность и чтение, они невнимательны, не могут довести начатое до требуемого грамотного завершения.

Эмоциональные и физические отклонения

Недоразвитость, как свидетельствует психология, заметна и в эмоциональном плане. Малыши внешне не проявляют своих переживаний, у них плохо работают волевые механизмы, слабо развита активность. Отстают в физическом развитии, запаздывая с освоением основных навыков: плохо и поздно начинают ползать, держать голову, ходить. Особенностью становится и слабый интерес к окружающему миру, у них не получается различать предметы, лица родных и незнакомых людей, плохо развивается речь.

Трехлетний больной ребенок не умеет проявляться как личность. Игровая активность дошкольника состоит из примитивных действий с предметами. Кроме того, больные олигофренией не могут обслуживать себя, им требуется постоянная помощь взрослых.

Игры таких деток даже в школьном возрасте остаются очень примитивными

Степени заболевания

Всестороннее изучение недуга позволило специалистам составить его классификацию по степеням. Каждая форма получила свое название и подробное описание признаков. Легкая, средняя и тяжелая умственная отсталость у детей проявляются с различной интенсивностью и в процентном соотношении не выражается. Рассмотрим классификационные характеристики видов недуга:

ФормаСимптоматика
Легкая степень или дебильность
  • незначительный уклон интеллекта от нормы;
  • обладания навыками самообслуживания, принятия пищи, общения;
  • проявляется замкнутость, нелепость поведения;
  • плохо усваивается программа начальной школы;
  • физические и сенсорные дефекты проявляются редко;
  • отличие становится заметным с возрастом.
Умеренная – имбецильность
  • сильные нарушения речи, моторики, восприятия (подробнее в статье: симптомы и лечение задержки речи);
  • обучаемость некоторым приемам самообслуживания, но без контроля взрослых оставлять нельзя;
  • исключается обучение в общеобразовательной школе, в домашних условиях можно научить простейшему счету, чтению и письму (см. также: слоговая таблица скоростного чтения для улучшения речи у детей).
Тяжелая форма имбецильности
  • выраженная отсталость интеллекта, значительные нарушения речи и двигательных процессов, неумение ориентироваться в пространстве и действовать без помощи родителей (см. также: недоразвитие речи у детей);
  • можно обучить простейшим бытовым навыкам, но при постоянном контроле взрослых.
Глубокая степень или идиотия
  • абсолютная невозможность обучения ребенка чему-либо:
  • речь представляет собой невнятные звуков, серьезная двигательная неповоротливость, нет реакции на прямое обращение;
  • сидение в одной позе с раскачиванием в стороны на протяжении длительного времени;
  • полное отсутствие способностей к самообслуживанию, передвижению, показано содержание в специальных учреждениях.

Коды по МКБ-10

Международная классификация олигофрении обозначается специальными кодами, которые находятся в соответствии с рубрикой F70 медицинского справочника, обозначающей степени олигофрении. Для определения уровня интеллекта больного олигофренией, используют известную в психологии методику Веслера. Сложная система определения IQ была разработана психологом в середине 20 века.

Для больных олигофренией шкала Веслера выглядит так:

КодПоказатель
F70Легкая степень (дебильность) – IQ от 50 до 69 пунктов.
F71Умеренная имбецильность – IQ от 35 до 49 пунктов.
F72Тяжелая имбецильность – IQ от 20 до 34 пунктов.
F73Глубокая степень (идиотия) – IQ меньше 20 пунктов.

Четвертый знак в кодах МКБ-10 в обозначении олигофрении служит для определения нарушений в поведении ребенка. Сопутствующие психические расстройства при этом не учитываются. Кодирование заболевания принято повсеместно и позволяет медикам коротко записывать диагноз в карточке больного и в больничном листе. Для олигофрении четвертый знак выглядит так:

КодПоказатель
«0»минимальное число нарушений или их отсутствие
«1»нарушения, купируемые определенным лечением
«8»присутствие дополнительных расстройств поведения
«9»патологии нарушений поведения не найдены

Способы диагностики болезни

Определить, есть ли задержка умственного развития, можно в возрасте, когда ребенок приступает к освоению речевых и двигательных навыков. Специалисты тщательно подходят к обследованию, чтобы поставленный диагноз был максимально точным и не смог негативно повлиять на будущее маленького человечка. Полное заключение по виду недуга дается лишь к 3 годам, поскольку не всегда снижение интеллекта связано с умственной отсталостью.

Определение умственной отсталости проводится в более взрослом возрасте – ближе к 3 годам и старше

Диагностирование проводится психологами и психиатрами. Разработаны специальные тесты, направленные на определение уровня развития и установление интеллектуальных способностей. Делая выводы по задержке умственного развития, специалисты учитывают такие факторы как недостаток функций двигательного аппарата, наличие языкового барьера, культурные особенности, расстройства, связанные со зрением, речью, слухом, перенесенные в младенческом периоде болезни.

Семьям, в которых растут умственно отсталые дети, предлагаются особые разговорники, помогающие тестировать больного дома. Если вы до года обнаружили у своего чада заметные нарушения, незамедлительно покажите его квалифицированному психологу или психиатру.

Болезнь может вызвать дополнительные психические расстройства и соматические недуги, отражающиеся на поведении умственно отсталых детей. Диагноз умственно отсталым детям ставится на основании стандартных тестов и характерных для конкретного заболевания симптомов. Обнаружив недуг, врач обязан выяснить его причины, чтобы выстроить прогноз на динамику развития ребенка. Родителям могут быть даны программы по обучению и консультации по поведению и общению.

Читайте также:  Моу центр развития ребенка 2 центрального района города волгограда

В чем заключается лечение?

Вылечить олигофрению невозможно, однако существуют различные методы реабилитации малышей, позволяющие правильно подойти к обучению. Лечение начинают с момента обнаружения заболевания, даже если оно установлено в грудном возрасте. Ощутимых успехов можно добиться, если поместить ребенка в профильное учреждение, в котором обучением занимаются профессионалы.

Если олигофрения у детей сопровождается соматическим расстройством, их помещают в стационар. Индивидуально назначаются препараты, купирующие особые проявления: психотические, неврозоподобные и психопатоподобные. При легкой и умеренной степени болезни есть большой шанс на высокий уровень устранения задержки развития. Занимаясь развитием умственно отсталого ребенка с умеренной степенью болезни, можно с возрастом достичь результата, когда он научится сам себя обслуживать, сможет выполнять несложную работу на производстве.

При должном уходе и развитии повзрослевшие дети смогут показывать отличные результаты восстановления мыслительных функций

Тяжелым приговором считается четвертая, глубокая степень заболевания, не поддающаяся эффективному лечению. Родителям, чьи дети имеют четвертую степень недуга, необходимы постоянные консультации и рекомендации, даваемые специалистами по мере их развития. Родители должны обеспечить детям домашний комфорт и оградить их от опасной внешней среды. Для лечения заболевания привлекаются врачи следующих специальностей:

  • логопед и дефектолог;
  • невропатолог;
  • психиатр;
  • физиотерапевт;
  • ортопед;
  • работник социальной службы.

Можно ли предупредить болезнь?

Понимая, какая ответственность ложится на женщину при вынашивании плода, будущая мама обязана регулярно посещать женскую консультацию, исключить вредные привычки, быть осторожной в бытовом плане. Планируя беременность, нелишним будет выяснить, были ли в роду случаи заболевания олигофренией. Необходимо выяснить степень риска рождения больного ребенка. Профилактика появления отсталости состоит и в своевременной вакцинации от инфекционных болезней, и в постоянном наблюдении педиатра.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник

Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.

Признаки

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
  • настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
  • концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Читайте также:  Статья коррекция и развитие ребенка

Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Дебильность или легкая форма

При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типов:

  • неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
  • с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
  • осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
  • лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
  • психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.

Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.

Умеренная и тяжелая форма или имбецильность

При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.

Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.

Глубокая степень или идиотия

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Причины

Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.

Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.

Обучение и воспитание

Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Источник