Развитие ребенка в 17 веке

Развитие ребенка в 17 веке thumbnail

Как правильно ухаживать за ребенком

Сразу после рождения ребенка необходимо обложить со всех сторон лепестками роз и натереть солью. Если кто-то из родственников захочет запеленать малютку, остальные должны чинно расступиться – в этом деле поможет опытная няня, которая всегда подскажет, кому куда встать. Подобно воску, который может принять любую форму, так и ребенок вырастет таким, каким сделает его няня (так что знайте, что все хорошее и все плохое будет от нее). Когда малыша хорошенько запеленали, и его ручки, ножки и голова оказались полностью перемотаны, просто положите его в колыбель и оставьте спать. (Альдобрандино ди Сиена, «Телесный устав», 1254)

Развитие ребенка в 17 веке

О важности пеленания

Все части тела новорожденного очень нежны и подвижны. Поэтому необходимо полностью пеленать ребенка, чтобы все его органы оставались на своих местах. (Бартоломей Английский, «Шестая книга», 1492)

Развитие ребенка в 17 веке

Как менять подгузники

Первым делом нужно наглухо закрыть в доме все двери и окна. Няне следует сесть поближе к печке, вытянуть ноги, положить под колени подушечку и накрыться со всех сторон плащом, чтобы на ребенка не надуло. Если он сильно покакал, няня может подмыть малыша специальной льняной тряпочкой, смоченной в воде и вине. Менять пеленки необходимо три раза в день — в семь часов утра, в полдень и в семь часов вечера. Я бы порекомендовал менять их еще раз в полночь, но эта практика в наших краях пока не устоялась. (Жак Гильом, «Рождение ребенка или счастливые роды», 1612)

Развитие ребенка в 17 веке

Как мыть ребенка

Мыть следует только хорошо выспавшегося ребенка. Используйте тепленькую воду. Конечно, если на улице зима, можно взять воду погорячей, но никогда не берите кипяток. Малыша нужно мыть два или три раза в день, но сама процедура должна быть недолгой. Если ребенок сильно покраснел, купание следует тут же прекратить. Если ребенок во время мытья захочет подрыгать ногами в воде, позвольте ему это сделать, так он быстрее окрепнет. А по окончании процедуры не забудьте натереть его ноздри и суставы хорошим оливковым маслом. (Франческо да Барберино, «Устав для женщин», 1348)

Развитие ребенка в 17 веке

О грудном вскармливании

В первые 14 дней после родов мать не должна кормить своего ребенка грудью, так как ее грудное молоко еще не приобрело полезных свойств. Кормить ребенка в первые две недели жизни должна кормилица, а молоко матери в это время может отсосать, например, волчица (ага, в оригинале текста говорится именно о волчице, но в поздних комментариях к труду говорится, что речь могла идти о щенках прим. ред.). Если же мать все-таки решила кормить ребенка сама с первых дней, незадолго до кормления ей стоит давать малышу каплю меда – тогда ее молоко будет для него не таким уж и вредным. (Бартоломеус Меттлингер, «Книга о детях», 1473)

Развитие ребенка в 17 веке

О том, какой должна быть кормилица

Если сама мать по каким-то причинам не может кормить своего ребенка грудью, необходимо найти кормилицу. Этой женщине следует быть и не слишком молодой, и не слишком старой. Идеальный возраст – двадцать пять лет. К началу кормления вашего ребенка ее собственному должно исполниться хотя бы шесть недель. Кормилица должна быть здоровой и по характеру непугливой. У нее должно быть загорелое лицо, мощная шея, упругая грудь – не большая и не маленькая, а средненькая, ну и не обвисшая, конечно. (Бартоломеус Меттлингер, «Книга о детях», 1473)

Развитие ребенка в 17 веке

О том, как помочь ребенку пережить появление зубов

Если ваш ребенок страдает от того, что у него режутся зубы, вам необходимо аккуратно помассировать ему гортань и десны. После массажа следует намазать десны паштетом из заячьих мозгов (обезболивающего средства лучше просто не найти!) или все тем же оливковым маслом элитной категории. Процедуру необходимо повторять два раза в день, пока не станет лучше. Ах да, вместо паштета из заячьих мозгов можно использовать собачье молоко. Или если ни того, ни другого под рукой не оказалось, на худой конец сгодится и гусиный жир. (Джованни Микеле Саванаролла, «Советы для женщин», 1450)

Развитие ребенка в 17 веке

О том, с какого возраста детям можно давать вино и почему этого не следует делать слишком рано

Девочкам можно впервые попробовать вино в 12 лет, а мальчикам – в 14. Дело в том, что до этого времени дети растут, а чтобы расти, им нужна влага. Вино же по своей природе сухое и убивает влагу, а значит, мешает детскому росту.(Бартоломеус Меттлингер, «Книга о детях», 1473)

Источник

Образование в 17 веке в России претерпело серьезные изменения. Преобразования произошли как в системе обучения, так и в быту простых людей и литературе, живописи. Если до этого знания имели возможность получать в основном дети знатных людей у индивидуальных репетиторов, то теперь образование дается в учебных заведениях. Обучение становится доступно всем, независимо от сословной принадлежности.

Создание на Руси частных школ

Развитие ребенка в 17 веке

На современный взгляд создаваемые заведения нельзя было в полной мере назвать школой. Образование в 17 веке в России кратко можно охарактеризовать как начальное. К тому же учителями работали духовные люди со своими правилами. За свою работу они получали вознаграждение в виде продуктов питания.

Интересны для изучения некие «азбуковники». Это сохранившиеся рукописные и печатные книги для чтения детьми, которые уже имеют начальные навыки в чтении.

Помимо непосредственно текстов для чтения, в азбуковниках были даны рекомендации для учителя – как обучить чтению, правила поведения в школе, церкви и даже дома.

Образование в 17 веке на Руси не предполагало постоянного проживания детей при школе. Ученики, как и сейчас, по утрам ходили на занятия, а днем возвращались домой. Знания были доступны всем без исключения, и богатым, и бедным, и убогим.

Развитие ребенка в 17 веке

Печатные пособия – хорошее подспорье для обучения

Появление возможности выпускать печатные книги наилучшим образом повлияло на образование в 17 веке. Старосты в школе на каждом уроке раздавали ученикам книги для обучения.

В Москве начали печатать буквари, которые могли купить даже самые бедные слои населения. Такие книги, стоимостью всего в 1 копейку, пользовались большой популярностью.

Читайте также:  Психическое и физическое развитие ребенка до года читать

Примечательно, что азбука, написанная дьяконом В. Бурцевым, была распродана в течение одного дня в количестве 2400 штук.

Чуть позже появляется азбука с картинками, изданная Карионом Истоминым. Эта книга построена по знакомому всем нам принципу. Каждой букве соответствует картинка, название которой начинается на данный звук.

Развитие ребенка в 17 веке

Школы вместо индивидуальных репетироров

В середине 17 века из Киева были приглашены 30 монахов–ученых. Они должны были открыть учебное заведение при Андреевском монастыре г. Москвы. В школе стали преподавать для молодых дворян философию, риторику, греческий и латинский язык.

Но все же многие знатные люди с недоверием относились к такой системе образования. Они полагали, что такая методика ведет к еретичеству и уходу от бога.

Но, несмотря на косые взгляды, школы при монастырях стали появляться повсеместно. Иван Фомин, священник Введенской церкви, на собственные средства открыл школу. Семен Полоцкий возглавил школу при Заиконоспасском монастыре.

Во вновь открываемых учебных заведениях, помимо русской грамматики, преподавали латинский и греческий язык.

В классах обязательно выбирали старост. Они имели большой вес в коллективе и даже могли замещать учителя. Основная их обязанность заключалась в раздаче книг, назначении дежурных и контроле за дисциплиной.

Для тех, кто получал образование в 17 веке, строгая дисциплина была в основе обучения. Особенно ценилось и требовалось бережное отношение к книге и вообще ко всему имуществу, находящемуся в школе.

Помимо обязательного соблюдения порядка и идеальной чистоты, запрещалось наговаривать на товарища и обзывать их обидными словами. Так зарождалось некое подобие корпоративной солидарности.

Развитие ребенка в 17 веке

Методики обучения в 17 веке

Если рассматривать образование в 17 веке, единая методика его полностью совпадает с нормами, действующими в школах Западной Европы и Греции. Основными предметами были письмо, чтение, счет, а также пение.

Помимо светского обучения, обязательными были уроки по основам религии. К тому же давались начальные знания в области свободных наук. К ним относились: грамматика, астрономия, музыка, диалектика, риторика, арифметика .

Азбуковники содержали различные стихи, которые дети учили и рассказывали наизусть. Также ученикам преподавали основы стихосложения, обучали писать письма высокопоставленным чиновникам.

Правил, написанных в азбуковниках, придерживались во всех школах, поэтому с уверенностью можно утверждать, что образование в 17 веке – единая методика преподавания, которая в дальнейшем легла в основу всего обучения.

Нюансы обучения на Руси в 17 веке

Несмотря на развитие науки, занятия в школе начинались и заканчивались словом Божьим. Да это и понятно, ведь учителями были духовные лица.

Но именно священники распространяли идею об общем образовании, всеобщей грамотности. Считалось, что знания нужны людям для понимания значимости веры и понятий о нравственности. Читать необходимо уметь главным образом для того, чтобы самостоятельно изучить Священное Писание и понять весь тайный смысл написанного.

Основная цель, которую преследовало образование в 17 веке в России, была воспитать нравственного человека, знающего основы христианства и владеющего навыками чтения и письма.

Развитие ребенка в 17 веке

Интересны для изучения работы древних мыслителей. Многие работы переводились на русский язык, и о них составлялось собственное мнение. Так, в школах изучались идеи Аристотеля, «Диалектика» Дамаскина. На полях часто ставили различные пометки, что доказывает внимательное изучение книг философов.

Новый уровень образования дал толчок в развитии искусства

С повсеместным обучением грамоте стали появляться все новые жанры в литературе. Особенно большое развитие получила поэзия и стилистические рассказы. Писали множество пьес, которые ставили в придворном театре.

Живопись тоже претерпела изменения. Появился такой жанр, как светский портрет, полностью схожий с оригиналом. Наиболее известным в то время художником был Ушаков, написавший многих известных людей того времени.

С развитием математики, физики и химии появились новые технологии в оружейном ремесле, и полученные знания способствовали распространению экспедиций. В результате осваивались все новые и новые территории необъятной России.

В целом образование в 17 веке в России удовлетворяло интересы прежде всего церкви и самого государства. Вплоть до середины 18 века ученики получали знания по утвержденным методикам. Но в конце концов, условия исторического развития потребовали дальнейших видоизменений.

Источник

Ребёнок – это лучшее, что может произойти с двумя любящими людьми. Это сокровище, о котором многие мечтают, это счастье, которым хвастаются в инстаграме, это мерило успешности для женщины, ну, по крайней мере, всё вокруг (в том числе и демографическая политика) старается нас в этом убедить.

Сначала о детях мечтают, потом их планируют, потом помещают во главу стола и бюджета, а в итоге и вовсе посвящают им жизнь целиком. И, что интересно, сегодня это считается не крайностью, а «биологическим долгом». Даже не возникает мысли, что к собственным детям можно относиться иначе. Но этот культ детства возник совсем недавно, ему едва ли можно насчитать сто лет. Давайте попробуем разобраться, какой эволюционный путь прошло наше сознание в отношении воспитания потомства, и, уверяю вас, многое в истории может неприятно поразить и заставить серьёзно задуматься.

Желание разобраться, как человечество относилось к детям на протяжении своей истории, неизбежно приводит к книгам Ллойда де Моза. Это американский специалист в области психологии и истории, который первый предложил изучать оба эти предмета в неразрывной связи, иначе говоря, де Моз – основатель психоистории. Он был первым, кто обратил внимание общественности на тот факт, что история детства – это абсолютнейший беспробудный кошмар, от которого развитая часть человечества только недавно начала потихоньку избавляться. В своих книгах он приводит множество доказательств тому, что люди склонны закрывать глаза на неприглядные части своей истории, и приводит свою классификацию родительского поведения, которое было принято в разные моменты развития европейских народов. Материал по большей части шокирующий, иногда даже провокационный, но неизбежно заставляющий переосмыслить в том числе и свои методы воспитания.

Приукрашенная и неправдивая история детства

В первую очередь, нужно в паре слов обрисовать ситуацию с этой самой «историей детства», которая была негласно принята примерно до восьмидесятых годов прошлого века.

Ллойд де Моз обращает внимание, что то, каким детство было раньше, серьёзно идеализируется, и всё бы ничего, но это нежелание принимать в расчёт факты или же рвение оправдать предков, по мнению де Моза, идёт во вред сегодняшней педогогике.

Читайте также:  Детский сад 351 центр развития ребенка

Мы привыкли представлять себе детство так, как оно описано, например, в «Томе Сойере», но реальные факты неумолимы: вплоть до прошлого века с детьми не считался никто, их жизнь всегда была неравной борьбой за существование.

На негуманное обращение с детьми указывает множество исторических документов, этот опыт нужно перерабатывать и использовать, как антипример, а не стараться найти в нём положительные стороны, как пытаются сделать многие учёные.

Де Моз приводит множество примеров этому. Например, один историк, описывая, что многие матери бьют своих детей палками в колыбели, пишет, что «эта дисциплина, хоть и была суровой, но она была равно и справедливой». Или, скажем, известно множество случаев, когда родители с младенчества купали детей в ледяной воде (от чего дети умирали), но историки непременно добавляли, что «родители не были намеренно жестоки». Стремление оправдать человечество иногда доходило до чистейшего абсурда. В одном исследовании были проанализированы письма, которые отцы посылали своим детям в разные века. За период длиной в шесть сотен лет были подняты архивы больше 120 отцов, и среди их писем не было ни одного, который мог бы хоть сколько-нибудь быть похожим на хорошего родителя. Письма были бесчувственными, эгоистичными и морализаторскими, по ним уж точно нельзя было сказать, что в отцовско-сыновних отношениях вообще присутствовала любовь. Но самое интересное – вывод, который делает исследователь: «Несомненно, бесконечное число отцов писало своим сыновьям письма, которые бы согрели и порадовали наши сердца, если бы мы только смогли найти их. Самые счастливые из отцов не попали в историю, а люди, бывшие не в ладах со своими детьми, сподобились написать разрывающие сердце письма, которые приводятся».

Учёные никогда не находили существенных подтверждений тому, что хоть в какой-то момент истории детям жилось счастливо. Видимо, тот факт, что на протяжении тысяч лет мы относились к детям, как к неудобству, бесплатной рабочей силе или даже имуществу, которое можно продать, настолько неприятно, что мы склонны просто закрывать на это глаза. Как будто это пятно на нашей репутации единственного вида, наделённого сознанием, а не хоть и трудная, но всё же ступень развития.

Ллойд де Моз одним из первых предпринял попытки быть в этом вопросе беспристрастным. И, пожалуй, самым известным его достижением была классификация стилей поведения родителей, рассмотренная в историческом контексте.

Модели воспитания детей в истории

Итак, де Моз выделил всего шесть моделей отношения к детям и попытался обозначить время их возникновения и влияние на человечество. Естественно, временные промежутки, которые он привёл, довольно условны, они обозначают время, в которое эти модели поведения были распространены чаще всего, но следует помнить вот что: все эти стили воспитания, хоть и возникали в разное время, никуда не делись и сегодня, хотя сегодня большинство из них кажутся абсолютно неприемлемыми.

Инфантицидная модель
Античность до IV века нашей эры

Под красивым словосочетанием «инфантицидная модель» скрываются страшные факты: это период, характеризующийся повсеместным детоубийством. Мы знаем мифы про Спарту, мы содрогаемся, зная, что немощных детей оставляли умирать в ущельях, но реальность такова, что Спарта – лишь малая часть.

Когда родители понимали, что воспитание ребёнка их затруднит, или что они не смогут его прокормить, младенца без тени сожаления убивали. И, само собой, это отражалось на выживших, причиняя им травму, заставляющую уж во взрослом возрасте проецировать её на своё потомство, «возвращая» ему то же, что им дали родители. Проекции чистой воды заключались в том, что ребёнка обвиняли в грехах, относились к больным детям, как к собственному наказанию, как будто малыш действительно мог родиться назло.

Детей швыряли в реку, оставляли в помойных ямах, морили голодом, оставляли на обочинах дорог, как выражался Еврипид в 504 году «на растерзание птицам и диким зверям». Известно существование генеалогического трактата «Как определить, стоит ли воспитывать новорожденного», который подробно описывал форму, размеры и параметры ребёнка, которого можно оставить, и советовал не тратить время на тех, кто «не безупречен».

Самым «небезупречным» вариантом новорожденного были девочки, их убивали чаще. Вот, например, один век до нашей эры, указания Илариона жене Алис: «Если повезет и ты родишь ребенка, то, если это будет мальчик, пускай живет, если же девочка, брось ее». Это привело к тому, что во многих документах древних городов, мальчиков всегда было значительно, в разы больше, чем девочек. По сохранившимся свидетельствам современников «даже богатые люди всегда бросают дочь». А незаконнорождённых убивали вообще вне зависимости от пола.

Почему люди это делали? На этот вопрос ответил Сенека: «Мы разбиваем голову бешеному псу; мы закалываем неистового быка; больную овцу мы пускаем под нож, иначе она заразит остальное стадо; ненормальное потомство мы уничтожаем; точно так же мы топим детей, которые при рождении оказываются слабыми и ненормальными. Так что это не гнев, а разум, отделяющий больное от здорового».

Но даже если детей не убивали намеренно, к ним относились, как к предметам, которыми можно распоряжаться как угодно. Известен, например, случай из жизни Генриха IV: его спеленатого брата ради забавы использовали вместо мяча в игре, его перекидывали из одного окна в другое, и… он разбился.

К ребёнку не относились, как к человеку, ни о какой психологической близости даже речи не шло.

Как это относится к нашему времени? Во-первых, до сих пор встречаются случаи, когда родители убивают ненужного ребёнка. А, во-вторых, гораздо важнее, что в основе этого подхода лежат проекции взрослого на своего маленького ребёнка, и это явление распространено до сих пор.

Оставляющая модель
IV-XIII века

Примерно в четвёртом веке религия крепко взялась за все сферы жизни людей. Именно с этого периода детоубийство стало считаться грехом. Не потому, что в детях внезапно разглядели личностей, а потому, что стали больше беспокоиться за души взрослых. Дети по-прежнему никого не волновали, но теперь убивать их значило обречь себя на адские муки, поэтому родителям приходилось сдерживать свои проекции и придумывать новые способы избавляться от нежеланных детей, не беря грех на душу.

Читайте также:  Ооо центр развития талантов ребенка

Теперь главенствует оставление ребёнка, то есть фактический отказ от него. Детей отправляли к кормилице, в монастырь, в другие знатные дома на воспитание, в специальные заведения, отдавали куда-нибудь в качестве слуги, оставляли заложником взамен на политические выгоды, просто отдавали в чужие семьи.

Естественно, никто не говорил об этом, как об отказе. Всегда придумывались рациональные причины, скажем, «чтобы выучился ремеслу» или «чтобы перестал робеть», «чтобы поправить здоровье» или «чтобы был гарантией верности» феодалу. Да мало ли, чем могут пригодиться дети в хозяйстве, ведь они – бесплатная рабочая сила.

Отличительной чертой такого воспитания стало стремление сделать ребёнка «удобным» или «выгодным». И да, дети во всеобщем сознании всё ещё полны зла, которое из них надо выбивать.

Сохранилось ли такое отношение к детям сегодня? Конечно, не в таком масштабе, но да. Де Моз даже говорит, что такое привычное всем пеленание, на самом деле, отголосок именно оставляющей модели воспитания, ведь это просто способ обездвижить малыша, чтоб не мешал родителям.

Амбивалетная модель
XIV-XVII века

Это первая модель воспитания, предполагающая хотя бы какую-то эмоциональную близость, хотя в ней тоже хорошего мало. Впервые начинает набирать популярность образ заботливой матери, во многом, кстати, благодаря искусству и превознесению изображения Мадонны с Иисусом на руках.

Главная отличительная черта этой модели: представление о детях, как о податливой глине, которой нужно придать форму. Или как о пустом сосуде, который нужно наполнить, или как о необработанном металле, из которого нужно выковать достойного человека, – суть метафоры всегда одна.

И в этот период многие начинают рассуждать о необходимости телесных наказаний. Детей били регулярно, даже самые гуманные педагоги. Хотя избиение до смерти стало преследоваться по закону, широко распространилась формулировка, что бить надо «в разумных пределах».

К сожалению, даже в наши дни это очень распространённое отношение. До сих пор существуют родители, которые бьют детей в воспитательных целях, оправдывая своё насилие «закалкой» или «вставлением мозгов». Да и «заполнение пустого сосуда» – всё ещё популярное представление об образовании, хотя уже множество исследований показало, что ребёнок никогда не бывает «пуст», с самого раннего детства он уже является личностью.

В этот период происходит усиление эмоциональной связи с детьми. По сути, это переход к принципиально новому типу отношений: родители практически перестали проецировать свои реакции на детей.

Но тенденция к тотальному контролю поведения и мыслей сохранилась, просто теперь её осуществляли в меньшей степени физически, а в большей – эмоционально. То есть родители старались контролировать внутреннее состояние своих детей. Реже били, чаще читали нравоучения.

Ничего не напоминает? Да, сегодня эта модель тоже всё ещё популярна. Вроде как ребёнок уже может быть полноценным человеком, но как себя вести, что чувствовать, какие эмоции можно испытывать, а какие – нельзя, к чему стремиться и чего желать, всё ещё стараются определить взрослые.

Социализирующая модель
XIX век – середина XX века

Воспитание перестаёт сводиться только лишь к тому, чтобы контролировать волю ребёнка. Главенствующей целью становится приспособление к социуму. Из детей стараются сделать тех, кому будет удобно жить в обществе, то есть прививают общественные ценности, учат общепринятым правилам приличия, а также признанным стандартам. Фрейдовская «канализация импульсов» и скиннеровский бихевиоризм – всё это продукты именно социализирующей модели воспитания.

На сегодняшний день это самая распространённая модель. Мы действительно стараемся сделать из своих детей «достойных членов общества», эта формулировка никого не коробит. Потому на задний план отодвигаются собственные потребности детей, ведь мы привыкли, что общество куда важнее, чем один человек. От этого все эти «мало ли что ТЫ хочешь», «есть слово надо» и «первым делом самолёты».

Конечно, эта модель неплохая (особенно, в сравнении с теми, что выше), но в ней есть один существенный недостаток: часто игнорируются потребности самих детей, их обрабатывают одинаково, убивая креативность, а иногда и начисто лишая желания к чему-то стремиться.

Помогающая модель
с середины XX века

Стиль воспитания, в основе которого лежит признание даже самого маленького ребёнка личностью.

Родители понимают, что у ребёнка есть свои потребности и стараются помочь ему их удовлетворить. Родители не пытаются привить ребёнку что-либо, они всего лишь создают условия для раскрытия его способностей. Впервые за всю историю детям позволяется испытывать весь спектр эмоций. Детский плач – это не раздражитель, который надо бы устранить любым способом, это сигнал стресса (стресс – это необязательно плохо, часто это естественная реакция на развитие, просто стрессов не должно быть много). Родители не требуют от ребёнка всего и сразу, они спокойно относятся и к периодам регресса в развитии, и к усталости. Суть в том, чтобы помогать ребёнку расти и создать для него все условия, быть опорой, а не строгим контролёром.

Безусловно это самая ресурсозатратная модель воспитания. Она предполагает открытость и искренность даже с самыми маленькими детьми, огромное количество бесед, смещение приоритетов и умение быть с ребёнком наравне, развивать, а не подавлять его эмоциональный интеллект. Если придерживаться этого метода воспитания, ребёнок не будет «удобным».

Эта модель ещё очень мало распространена, она подвергается критике, но уже сейчас можно сделать вывод, что дети, воспитанные таким образом, имеют гораздо более устойчивую психику, сильную волю и, самое главное, способность любить себя, окружающих и жизнь в целом.

Эволюция детства, которую описал Ллойд де Моз, естественно, неоднозначна. Но подтверждения его словам всё чаще находятся в новых исследованиях. И, мне кажется, говорить об этом нужно чаще, чтобы как можно скорее искоренить варварские стереотипы о телесных наказаниях или всех этих «пустых сосудах». Развиваться не поздно никогда, особенно когда на кону здоровье и психика будущих поколений.

Автор: Абрамчик Юлия Владимировна

Источник