Развитие ребенка в 11 месяцев форум мам
Всем добрый день! Вопрос в теме. Расскажите, пожалуйста, мамы деток которым скоро 11 месяцев или недавно исполнилось.
Сидел, вставал, ходил(с 10 мес),пил из поильника сам, ложку держал, но не ел( только ковырялся), ну и наверно все то же что и другие дети умеют в этом возрасте. Сейчас нам 1,3 года
multitaps
Сидел, вставал, ходил(с 10 мес),пил из поильника сам, ложку держал, но не ел
это моя тоже всё умеет. Но вот тет в описании написано что она должна слезать с дивана и залезать на него. А она этого не умеет… Ваши детки умеют?
И ещё: она сама одна не играет, только если со мной. Игрушек полно, но одна она не сидит. Всё ходить надо, с рук на руки ползать, а чтоб сидеть и заниматься чем-то… такого нет. А у Вас как?Сообщение было изменено пользователем 27-01-2013 в 12:45
На счет дивана да
слазить с кровати/дивана научился мес еще в 9… спецом учила…
Я тоже показываю, но не систематически. Может в этом дело?
я постоянно показывала… мой быстро понял и больше не летал с кровати лицом в низ)))) слазить оказалось удобнее)))
Слезает с дивана, залезает только если без колготок ( скатывается), начинает ходить по 1-2 шага, говорит ай-яй-яй и грозит пальчиком, любит музыкальный паровозик – танцует
ДочкиМама
она должна слезать с дивана и залезать на него
tutusha2
слазить с кровати/дивана научился мес еще в 9… спецом учила…
после полета с дивана. быстро научилась. сейчас дело к году (через неделю) научилась вкладывать банку в банку от пирамидки из баночек, складывает в коробку мелкие игрушки
обижаться на набор буковок в нике и картинку в аватаре – не есть показатель ума… (c) majong
Myxa
складывает в коробку мелкие игрушки
Моя только достает. Я игрушки в коробы складываю, а она достает. Вос складывать ни в какую…
Вот это она обожает. Только музыку услышит, прихлопывает, раскачивается, а если стоит, то присядает как бы. А на лице такой восторг!
tutusha2
и больше не летал с кровати лицом в низ
ДочкиМама
после полета с дивана
Может дело в том, что моя не летала… она когда подполжает к краю дивана, я ей говорю: “там бух!” она пятится, разворачивается, и ползет в другую сторону.
мой тоже с дивана слазит. и за лазит на невысокую поверхность. танцует, вчера 9 самостоятельных шагов сделал.
ДочкиМама
складывает в коробку мелкие игрушки
+
я тут в книге вычитала, называется “после трех уже поздно”, что много игрушек нельзя, типо тни его подавляют. и он не может сконцентрироваться на чем то одном. Ребенок лучше играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней.
нам 11. Ходит, с дивана слазит, на не высокие поверхности забирается сама, танцует под музыку. ЛОжку держим, но сама не ест. Ходим на горшок. Если игрухи завлекают минут 15 может играть одна. Если старший с ней играет то сидит с ним и очень этому довольна. Научилась показывать язык.
Нам несколько дней назад 11 исполнилось. Залазить на диван научился давно, а слазить только вчера. Сам. Никто не показывал как надо делать. Ложкой еще не ест, но из чашки пьет. Недавно научился ходить. Играет обычно сам, когда устает и капризничает, вот тогда надо чтобы мама была рядом, развлекала. Вообще стараюсь его развивать, но не все предложенные мной игры ему нравятся. Не собирает пирамидку, не интересует она его, а вот кубики друг на друга недавно начал ставить. Игрух у нас не много, меняю время от времени, но больше ему нравится играть бытовыми предметами. Любит доставать из коробки предметы, складывает обратно по настроению.
Раньше тоже сравнивала, что умеют другие детки в нашем возрасте, переживала, что мы чего-то не умеем. А теперь не заморачиваюсь особо, ведь все дети разные.
Нам 11.
На кровати/диваны не залазим и не слазим, соотвественно. Ложкой не кушает. На горшок не садится. Пирамидки не складывает. Ну и не говорит.
Умеет: ходить (почти бегает прямо); танцевать, махать ручкой на прощание, показывать направление, куда ее высочество нужно отнести; показывать пальчиком на игрушки, которые не может достать; доставать игрухи из корзины, разбрасывать их по всему дому, а потом делать вид, что складывает их, причем в абсолютно неподходящие места; подпевает под некоторые муз. игрухи; показывает “мишку”; складывает формочки одну в другую; нюхает цветочки :gy:
Ну и все)))
Но самое главное умение – манипулировать бабушками! Тогда делать ничего, в принципе, не надо – все сделают лишь по одному недовольному взгляду.
ДочкиМама
Я тоже показываю, но не систематически. Может в этом дело?
один день потратили на то чтоб научить спускаться ( в 9 ,5 месяцев ) с помощью интересной коробочки стимулировала её туда- сюда , правильно переставляя части тела , и залазить так же ( но в месяцев 10 стала сама ) танцует , , показывает фонарики , пока -пока , по просьбе включает телевизор , играем в мячь я ей- она мне кидает , в прятки играем , когда находит хохочет , ходит ещё плохо ( максимум 6 шагов сама ), осознано только кся говорит (кися ) показывает пальчиком куда ей нужно , или что ей нужно . знает красный цвет , ложкой не ест , на горшок только какает по утрам , ну и всё вроде . завтра 11 месяцев будетСообщение было изменено пользователем 27-01-2013 в 16:21
У меня нет времени, чтобы ненавидеть тех, кто ненавидит меня. Потому что я слишком занята, любя тех, кто любит меня… :
Нам через неделю 11 будет. Слазит и залазит на диваны-кровати, машет пока-пока, показывает глазами предметы, собаку, цветы, лошадку и т.д. Говорит мама-папа-баба и кыххх – это кошка. Из кружки проливает, не умеет пить, на горшок не ходит. А да стала делать 5-6 шагов сама
Источник
Степашка, 2 ребенка11 сентября 2016, 19:09
А вам не кажется что сейчас просто на все это стали обращать внимание. Раньше вообще никто таких слов не знал мелкая моторика …. к горшку приучили раньше потому что памперсов не было. Хочешь не хочешь научишься чтоб мокрым не сидеть. В садик всех отдавали поголовно вот и разговаривали там друг на друга смотря. А теперь ах мой не садиковский ах мой не компанейский. А мой домашний …. многое с чем сейчас носятся и пичкают детей лекарствами раньше и болезнью не считали. А теперь в 2 года не говоришь на тебе уколы чтоб мозги работали. А какие от этого будет последствия никто не знает.. поэтому это не дети тупее. Это мамаши через чур умные стали . И хотят чтоб ребенок рождался уже говорящим и знающим таблицу умножения и на горшке сидящим.
Ребенок, не говорящий в два года, беда. И лечить надо всеми доступными средствами. А те задания, которые еще 15 лет назад дети делали легко, сейчас уже не под силу очень многим. В чем причина, в тупости, лености, гаджетомании, не знаю. Но результат налицо.
Анка, 1 ребенок11 сентября 2016, 21:28
Племянница в три с половиной года в сад пошла,в группе 25 человек,только двое говорили,остальные не понятно
Сад логопедический или как любят у нас на форуме с английским языком? Пугает меня подобное отношение к детям. Не буду лечить и стимулировать речевые центры. Это может плохо кончиться.
Анка, 1 ребенок11 сентября 2016, 21:36
Обычный сад, в 4 года все стройным шагом к логопеду. Племянница и мальчик один только хорошо говорили.
Вот не есть это норма, когда ВСЯ группа к логопеду. Что-то не так в отношении к детям. Развивашки с года, а речи нет. Наверное, что-то не то развивают.
Tatiana11 сентября 2016, 18:55
Ползал, научился слазить с дивана, говорил мама, папа, баба, пару слогов. Не ходил. Больше не помню.
Сын столько слов после 2 говорил.
Ходил точно в 11 месяцев. Ну играл. Я не заморачиваюсь. Считаю всему свое время и все дети разные.
Кушать, какать, улыбаться и радовать всю семью.
Атти, 2 ребенка11 сентября 2016, 18:57
Мне свекровь сказала, когда беременной была : ” Наши дети все очень рано говорить начинают” я мимо ушей пропустила, вспомнила, когда 10 месячная дочь уже говорила несколько слов и пела ” Пиаааа панаааааа” оказалось пела ” Напилася я пьяна’ Муж ее такой песней укачивал)
Атти, 2 ребенка11 сентября 2016, 18:58
А сын поздно говорить начал, в 3,5 года повела в садик, воспиталели мне сказали , что мало понимают из его слов.
Мой в 11 месяцев самостоятельно не ходил точно (только за руку), не говорил, не знал, что такое горшок
Ел сам ложкой и вилкой, пил из кружки и из трубочки, кормил мягкие игрушки, строил башни из кубиков, собирал сортер, убирал игрушки на место, любил слушать, когда ему читают
А мой еще расчесывает меня,увидел как я расчесываю волосы и теперь расческу берет и по волосам водит! И парикмахер не нужен
Мой себя расчесывал, но вроде уже после года, хотя могу ошибаться
А меня ближе к 3 начал, он у меня больше кулинар, сначала кормил, позже готовить начал
Еще вспомнила – с 9 месяцев рисовать начал, пусть и просто каляки-маляки, но сам процесс любил
Белла@@@, 1 ребенок11 сентября 2016, 19:00
Ползала, сидела, стояла, не ходила, играла с пакетами и посудой, говорила: мама, папа, дай, давай, собака, дядя, тетя, зуй (жуй), жузок (жучок), что-то там еще, я уже не помню. Считать я ее научила в полтора примерно: дин, ба, ти, сеты, пя, сесть, сем, во, де, ДЕ )))
СветЛана, 3 ребенка11 сентября 2016, 19:07
Не заморачивайтесь на интернетских достижениях чужих детей! Я уже плохо помню. но 2 факта! в 11 сын пошел. Ну как пошел : встал, оторвался , сделал шаг и сел. Потом еще месяца два шла возня с осваиванием процесса. Дочь заговорила в 9 месяцев. Дело случая. никаких восторгов по этому поводу не было. развивалась как все, никакого вундерктивизма, учится на 4 и 5 . все как у всех. А сын заговорил поздно. Учится на 5)
Из всего того, что вы перечислили у меня дочь ходила, сидела да в сортеры играла. А сын сел только в 11 месяцев.
Моему 11 мес, нифига не умеет. Не ходит сам, только за ручку или за коляску. Говорит мама дада, и пару каких то совершенно непонятных слов. Ниче не приносит, походу не понимает просьб. Ест руками рыбу, котлеты всякие. Пьет из поильника. Никакие кубики пирамидки не собирает, только ломает. Сортировать умеет, и то , начинает психовать и бросает это дело через две минуты
Моей год и три, делает, то, что вы перечислили) Слов только побольше, штук на 10, и залазит на все, что стоит, даже на дверь холодильника пытается. А кто вам сказал, что мало, что еще должен делать 11 месячный ребенок, книги читать, задачи решать?
Ну если наш невролог сказала что в 6 месяцев ребенок на горшок должен ходить,а в 9 собирать пирамидку,то получается к 11 должен азбуку знать
Я очень рада за тех родителей, кто мог приучить к горшку с рождения, но дети то все разные, а врачи у нас любители всех под одну гребенку. А что касается пирамидки, моя в 9 месяцев ее собирала, ей это было интересно, а вот мой племянник до сих пор к пирамидке, кубикам равнодушен и никогда их не собирал, ему сейчас год и семь, интересуется только машинками, остальное не интересно, зато болтает без остановки с года. Так что не парьтесь, все детки разные)
Белыч, 1 ребенок11 сентября 2016, 20:39
Моя пирамидку только разбирает)
Источник
Что должен уметь ребенок в 11 месяцевВаш малыш достиг прекрасного возраста – 11 месяцев, сейчас каждый день он радует Вас своими новыми открытиями и достижениями, новыми словами, умениями, способностями и шалостями. Разумеется, каждому родителю сразу хочется научить свое чадо, причем всему и сразу! Это, конечно, замечательное желание, но не стоит требовать от ребенка больше, чем он может Вам дать. Все детки разные и не стоит всех мереть под одну гребенку, а вот помогать в развитии можно и даже нужно! А сейчас перейдем к волнующему нас вопросу: что должен уметь ребенок в 11 месяцев?
понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;ребенок в 11 месяцев ждет похвалы и одобрения своих действий;утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;в 11 месяцев ребенок пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;пытается самостоятельно ходить;может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;умеет забираться на первые несколько ступенек шведской стенки.К 11 месяцам ребенок умеет самостоятельно вставать с опорой, приподниматься, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.
Что должен уметь ребенок в 11 месяцев
Малыш может целенаправленно звонить в колокольчик, использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки, приносить по просьбе легкие предметы, мыть ручки и лицо. Дайте малышу кубики, покажите, как построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.
В 11 месяцев ребенок умеет делать обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела. Различает предметы по форме ( кубики, кирпичики, мячики ). Проявляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке. Любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно. Выполняет первые простые поручения, понимает слово «нельзя», очень хорошо ориентируется в помещении.К концу года произносит «особые» слова, понятные только ему и матери: «бах» – падение, «фа» – шапка и т.д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотношения. Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «ав-ав», «дай», «бай». Использует как минимум 3-5 лепетных слов, понятных в конкретной ситуации.
11 месяц у некоторых детей будет ознаменован первыми самостоятельными шагами. Но у большинства данное событие произойдет несколько позднее. Не торопите ребенка в естественном развитии, и не сравнивайте его достижения с успехами других малышей. У каждого ребенка свое неповторимое лицо и столь же неповторимое развитие. И ваша задача – вырастить уверенного в своих силах человека.
вот решила почитать,что мой террорист уже примерно должен уметь,прочитав статью,вышло что сын у меня ,мягко скажем Барашек))мы и половины не делаем)особенно пункт принеси,отнеси ))сын как ходить научился,вообще на интеллект забил,везде лезет.а у вас детки в 11 месяцев соответствовали статье?))
девочки,тема не серьезная,просто поболтать
p.s понятно дело,что статья полный бред,но самое ужасное что их валом,а не одна))
Источник
Дочке 11 месяцев. Что мы умеем – стоять у опоры, передвигаться около нее же, махать ручкой на прощание, сползать с дивана (с 9 месяцев без всяких падений, ТТТ), говорить слоги и слова на своем языке)) Ходить пока не умеем, но вроде как до 1,3 считается нормой.
Вопрос вот в чем. Она не умеет собирать пирамидки, показывать пальчиком на какие-либо предметы, даже маму не показывает, если спросить, где мама. Так, пальцем тыкает куда попадется…. Это нормально? С кем разговариваю, у всех детки это делают, а у нас вот нет, хотя я занимаюсь с ней исправно… почему так?
Кузнечик
[2998658928] – 15 декабря 2013, 09:18
7 ответов
Последний —
16 декабря 2013, 11:32
Перейти
1.
сос-е в терновнике
[231794706] – 15 декабря 2013, 11:29
2.
Гость
[3307622353] – 15 декабря 2013, 12:08
Не расстраивайтесь Автор, не все детки развиваются по шаблона… как говорила моя мама когда я также переживала по поводу сына первого -всему своё время! И правда, сейчас с дочей уже не так зацикливаюсь на этом, не умеет сегодня пирамидку собирать, завтра встанет и начнёт, если захочет… детки же каждый день что нибудь да новое отчебучивают… главное чтоб здоровенькая бвоа Ваша доченька, а остальное -научится! Счастья Вам!!!
3.
Гость
[3336267860] – 15 декабря 2013, 13:06
мои девчонки тоже не любили (не умели) собирать эти чертовы пирамидки. но ничего, как-то выросли. одна уже в колледже учится, другая в 4 классе. 🙂
4.
Лапка
[611785740] – 15 декабря 2013, 14:39
автор, поймите одну вещь: каждый ребенок развивается индивидуально!!! моей дочери тоже были не интересны пирамидки, раза 3 собрала и все, кубики тоже не любит. А вот Лего с удовольствием собирает (между собой кубики только составляет).
5.
Гость из Подмосковья
[1190209366] – 15 декабря 2013, 15:53
Автор, мой сын вообще не умел собирать пирамидку и не хотел, пальчиком на предметы тоже не показывал. Помню, педиатр на меня орала как подорванная, что я сына не развиваю и,что ему будет место среди умственно отсталых. Сейчас школьник, проблем не обнаружено,отставания в развитии тоже.
6.
бездушная
[3731716200] – 15 декабря 2013, 22:06
В глаза смотрит? Дает вам игрушку или книжку поделиться или чтобы почитали, поиграли с ней? Интересуется окружающим миром? Реагирует на свое имя? Если нет, то скажите об этом врачу и как можно скорее. Промедление в этом случае подобно тому, чтобы откинуть своего ребенка в развитии назад и возможно навсегда. Если да, то скорее всего повода для беспокойства нет.
7.
Гость
[1031110275] – 16 декабря 2013, 11:32
Чего все прям к этим пирамидкам прицепились. Моя умела пирамидку собирать с 10 месяцев, но тут тоже куча ньюансов, во первых пирамидки разные, есть которые ребенку нравятся и понятны, а есть которые фиг соберешь самостоятельно и цена в этом случае не показатель качества, во вторых всех детей ставят под одну гребенку и доношенных и недоношенных, ладно еще когда от доношенного требуют в 11 месяцев собирать пирамидку и другой вопрос ,когда родили ребенка месяце на 7 и требуют от него в 11 месяцев собирать эту чертову пирамидку. В третьих ребенку надо показывать как собирать пирамидку, а то есть мамы печальные ,ребенку ничего не покажут и считают, что ребенок каким то макаром должен сам додуматься как собирать, в четвертых ребенку может просто не нравится и не интересно собирать эту пирамидку, подарите другие игрушки где надо нажимать кнопки, что нибудь крутить, катать и опять покажите как это делается. короче автор, не заморачивайтесь вообще с этими пирамидками, предложите другие игры, на пирамидках свет клином не сошелся.
Источник
Девочки, у кого детишки 10-11 месяцев, что они умеют, чего не умеют, а должны? Прочитала вот эту статью и мне показалось, что это для очень прогрессивных детей или наша “тормозок”. А как у Вас?
11 месяц
Что умеет ребенок?
понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
ждет похвалы и одобрения своих действий;
утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
пытается самостоятельно ходить;
может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
умеет забираться на первые несколько ступенек шведской стенки.
К 11 месяцам ребенок начинает произносить первые слова. Естественно, они пока облегченные. Но каждое многозначно и смысл его сильно зависит от интонации. Так, простеньким «ам-ам» малыш может сообщить, что голоден, указать, что на столе лежит яблоко или коробочка с его любимым йогуртом, объяснить, что сейчас делает кошка…
Большинство слов ребенок сопровождает жестами. Помогайте карапузу осваивать новые. По мнению многих логопедов, сигналом к тому, что кроха готов заговорить, является… ручка, которую он требовательно протягивает вперед, сжимая пальчики и произнося «дяй-дяй».
Объясняется это просто: мелкая моторика, как известно, напрямую связана с речью. И то, что малыш может выполнять определенные манипуляции с собственными пальчиками, и пальцы уже хорошо его слушаются, говорит о том, что мозг достаточно созрел для появления полноценной речи.
Играйте с крохой во всевозможные речевые игры, расширяя запас «имитирующих» слов. Читая книжки, рассматривая картинки, повторяйте звуки, издаваемые различными животными. И вскоре малыш будет отвечать: гав-гав, мяу-мяу, пи-пи, ку-ку, ква-ква, га-га и т.д.
На 11 месяце у многих детей меняется режим дня – теперь они спят гораздо меньше, многие переходят на одноразовый сон днем. Если вы видите, что малыш не хочет спать. Сколько раньше, помогите ему освоить новый ритм.
Самый лучший вариант, если режим дня ребенка будет постепенно приближаться к детсадовскому – подъем в 8.00, обед в 12.00, дневной сон – 13.00-15.00, ужин – 18.30, отбой – 20.00. В этом случае крохе не придется перестраиваться, когда он пойдет в садик или в школу; он будет высыпаться и лучше успевать на занятиях.
Как мама и папа
Ребенок понимает просьбы взрослых и с удовольствием откликается на них. Он готов много раз подряд показывать части тела у себя или у куклы, тыкать пальчиком во все называемые вами предметы в комнате или на улице. Кряхтя и сияя, принесет вам тапочки или выбросит в мусорное ведро фантик. Поощряйте малыша к этим действиям, ведь это первые навыки активного сотрудничества. И, конечно же, не забывайте хвалить.
Делая что-то, играя самостоятельно или с взрослыми, ребенок ждет от вас эмоциональной реакции, старается, чтобы его поступки радовали вас, а ваши положительные эмоции, в свою очередь, подстегивают и поощряют малыша к новым действиям.
Одно и тоже действие, если оно получилось и заслужило ваше одобрение, кроха готов повторять десятки раз. Не стоит ему мешать: так он совершенствует свои навыки. Если по каким-то причинам игра не может быть продолжена, отвлеките внимание малыша, переключите на нужное вам – в этом возрасте дети готовы к быстрой смене деятельности.
Теперь ребенка все меньше привлекают игрушки, и все больше – реальные «взрослые» предметы. Он стремится во всем подражать маме и папе. Постарайтесь найти такие «сферы деятельности», где малыш мог бы полностью удовлетворить этот интерес. Например, вы готовите обед, а кроха пусть складывает кусочки порезанных овощей в кастрюлю. Вы моете посуду – поставьте и ему мисочку с водой, пусть пополощет в ней чайные ложки. Вы убираете квартиру – ребенок может отнести носовой платок или свой фартучек в стиральную машину.
Вы в магазине – давайте карапузу выбранные продукты, пусть складывает их в тележку. Сейчас помощь для ребенка – всего лишь игра, но именно в ней закладываются основы того, что лет через пять-десять вам не придется тысячу раз напоминать, что грязную одежду нельзя разбрасывать по всей комнате, а чашку совсем нетрудно сполоснуть после чаепития… Поощряйте стремление малыша выполнять ваши просьбы, каждый день старайтесь показать ребенку новое действие, которое он смог бы выполнить.
К 11 месяцам многие малыши уже уверенно ходят, держась за мамину руку. Если же ваш ребенок еще не думает вставать, проконсультируйтесь у ортопеда – возможно, мышцам крохи необходима дополнительная поддержка и нагрузка, чтобы достаточно окрепнуть.
Азбука общения
Постарайтесь создать условия для общения вашего чада с другими детьми. Если есть возможность посещать развивающую группу для малышей – замечательно. Если нет, гуляйте на площадке, где играют разновозрастные дети. Наверняка, за время, прошедшее с рождения сынишки или дочурки, вы познакомились с мамочками, у которых такие же детки.
Договоритесь и ходите в гости друг к другу. Достаточно, если малыши проведут вместе минут сорок – больше им не под силу. При этом старайтесь не вмешиваться в их «отношения»: пусть учатся играть сами. Но и не бросайте одних. Пусть малыши поводят хоровод, посмотрят вместе книжку, порисуют. Будет замечательно, если «хозяин» угостит всех фруктами или соком – так детишки начнут постигать культуру застольного поведения и общения.
Примерно до двух лет ребенок воспринимает игрушку, которую держит, как продолжение самого себя, и не понимает, почему и как ее можно отдать другому. Поэтому не ругайте малыша за «жадность» – для него это вполне естественно. Придет время, и ваше чадо поймет: чтобы играть с другими детьми, надо делиться игрушками. Пока же играть «сам» кроха не в состоянии. Общение с другими малышами для него заключается в том, что он наблюдает за ними со стороны и иногда пытается повторять их действия.
Источник
Тупее или не тупее – это понятие абстрактное. Говорить начинают позже, к горшку приучаются позже, проблемы с пересказом и мелкой моторикой у каждого второго.