Развитие ребенка в 10 месяцев первые слова
10 месяц жизни ребенка – это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.
В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:
ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.
В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.
Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает, прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.
Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.
Строим пирамидки
Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.
Это необходимо для развития мышления и речи, ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.
Игра с предметами
Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.
Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка, являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.
При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.
Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.
Учимся говорить
К 10–11 месяцам жизни у ребенка наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.
Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.
Ребенок издает звуки, близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.
Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.
Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!
Общее развитие ребенка
Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:
- обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность: возможность перемещаться в пространстве (ползание) и вставать на ножки у опоры (у кресла, у дивана и др.), двигаться приставным шагом вдоль опоры;
- обогащайте предметные игры малыша введением разнообразных действий с одним и тем же пособием («шароброс», пирамидка, матрешка, кубики и т.п.);
- развивайте у вашего чада устойчивость и целенаправленность действий с предметами;
- уделяйте особое внимание созидательным действиям ребенка, в результате которых появляется «продукт» – башенка, каталка из колечек, деревянная матрешка и др.;
- обогащайте игровое общение малыша не только с мамой, но и с близкими, разыгрывая ситуации с использованием предметов домашнего обихода, игрушками и др.;
- продолжайте совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
- поддерживайте в малютке интерес к другим детям, учите ребенка играть рядом с другими малышами.
Развитие речи ребенка
Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:
- наполняйте жизнь ребенка яркими впечатлениями при знакомстве с окружающим миром – природой и социумом (теплое солнышко, зеленая травка, воркующие голуби, поливальная машина, праздничные флаги, клумба осенних цветов и т.п.);
- называйте все предметы, явления, события, попадающие в поле зрения малыша;
- говорите эмоционально, но не многословно, не торопясь; стройте предложения из двух слов – подлежащее, сказуемое (предмет и действие с ним). Употребляйте простые обороты речи, понятные ребенку;
- продолжайте развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми;
- расширяйте понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого (его пассивный словарь);
- в процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формируйте активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление им слов);
- побуждайте ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете малыша;
- поощряйте кроху к произношению первых лепетных слов: «ма-ма», «ба-ба», «пa-пa» и т.п.
Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.
Развивающая игра «Кто что делает?»
Задачи игры
- Продолжать обогащать социальный опыт ребенка, организуя познавательные и речевые контакты со взрослыми из его ближайшего окружения (отец, бабушка, сестра и др.), повышать интерес к ним.
- По договоренности с домашними разыграть ситуации действий с предметами домашнего обихода.
- Практиковать понимание фраз из 2 слов: название предмета и действия с ним («Что делаешь?» – «Варю кашку», «Чиню машинку» и др.).
Материал для игры
Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.
Содержание игры
Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».
Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»
Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.
Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.
Развивающая игра «Собачка»
Задачи игры
- Использовать прогулку с малышом для ознакомления с животными, живущими рядом с человеком, в частности, с собакой. Обратить внимание ребенка на внешние признаки, повадки, голосовые реакции. Ввести звукоподражание («ав-ав»).
- Продемонстрировать эмоционально-доброе отношение к животному, но не допускать приближения ребенка к нему (наблюдение проводить с расстояния 3–4 м, младенец находится на руках взрослого).
Содержание игры
Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»
В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:
К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!
Пальчиковая игра «Но-но! Нельзя»
Задачи игры
- Разучить с ребенком условное «запрещающее» движение пальцем руки (погрозить), соединив его с пониманием фразы: «Но-но! Нельзя!»
- Ввести это запрещающее движение в игровой показ с сюжетными игрушками. Использовать фольклор для маленьких.
Материал для игры
Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.
Содержание игры
Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.
Затем читает:
К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)
С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).
Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).
Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:
Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)
Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»
Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!
Далее может быть использована любая игрушка. Сценка повторяется:
Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!
В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.
Далее игра разворачивается по ситуации.
Развивающая игра «Кукла танцует»
Задачи игры
- Продолжать практику речевой переклички на основе разученных слогов «ла», «ля». Связать лепетное слово «ляля» с демонстрацией куклы: ляля (кукла) танцует («ля-ля-ля!»).
- В ходе занятия постараться, чтобы малыш понял смысл фразы «кукла танцует» («Ляля ля-ля-ля!»).
Содержание игры
Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».
Развивающая игра «Озорные колечки»
Задачи игры
Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»
Материал для игры
Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.
Содержание игры
Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.
Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.
Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»
Если у малыша сохраняется интерес к занятию, игровые действия повторяются.
Показатели развития речи ребенка в 10 месяцев
Понимание речи:
- находит, берет и дает называемые игрушки – две или три из трех;
- правильно реагирует на просьбу взрослого: «Дай», «Положи», «Покажи» и т.д.;
- выполняет любые два из трех разученных игровых действий ручками («Ладушки», «До свидания! Пока!», «Но-но! Нельзя!» и др.)
Активная речь:
- ребенок вслушивается в слова взрослого, следит за движениями его губ и сразу или через 1–2 мин повторяет (или делает попытку повторить).
Возможно, вам будут интересны статьи “Игры с коробками” и “Настольные игры на сайте 2mm.ru
Источник
Чего ожидать от речевого развития малыша ближе к году? Как помочь крохе заговорить?
Содержание:
- 10 месяцев: вредное слово “нельзя”
- 11 месяцев: спросите у меня
- 12 месяцев: мой первый словарь
Для того чтобы в этом возрасте услышать от малыша первые слова, вам пришлось немало сделать. Если же первых слов и звукоподражаний пока нет, стоит особенно внимательно прочитать предыдущие публикации и, возможно, обратиться к специалисту.
10 месяцев: вредное слово “нельзя”
Это время очень, очень важное. Малыш может в этом возрасте произносить слова. Мы намеренно говорим “может”, потому что кто-то скажет свое самое первое слово в 10 месяцев, а кто-то в 11. А кого-то угораздило аж в 9. Все дети разные. И мы имеем в виду лишь примерные временные границы. Чаще всего в этом возрасте ребенок уже ходит, держась за руку, и активно играет со взрослыми.
Настало время нам поговорить о запретах. Вашему ребенку 10 месяцев, и он должен понимать слово “нельзя”. Как же научить этому и при том не задавить в ребенке независимости, инициативы, активности? Именно на маме лежит самое тяжелое и самое прекрасное бремя — бремя ответственности за судьбу своего ребенка.
Итак, мама. Все-таки вы — главный защитник и помощник малыша. Вы для него главное существо на свете. И вы не должны становиться врагом своего ребенка, говоря ему “нельзя”, вы должны оставаться тем же ангелом-хранителем, иначе при вас ребенок будет паинькой, а в вашем отсутствии — хулиганом. Как же вам поступать?
Прежде всего, разберитесь, чего ребенку на самом деле нельзя делать, то есть не разрешайте то, что того действительно требует. Вот малыш потянулся за валяющейся на полу бумажкой, и раздается истошный крик: нельзя! А почему? В голове мамы прокручивается: поднял, сунул в рот, съел, заболел. Но ведь ребенок может, подняв бумажку, повертеть ее в руках и бросить, поняв, что она ему не нужна. И в другой раз не посмотрит на нее. Подумайте.
Если вы говорите “нельзя”, не улыбайтесь при этом, пусть выражение вашего лица будет озабоченным, а тон — тревожным, тогда малыш сообразит, что своим запретом мама хочет оградить его от опасности.
Конечно, малыша могут подстерегать не только приятные, но и неприятные неожиданности. Ведь круг его общения неуклонно расширяется, он встречается с другими детьми, ему интересно разглядывать, трогать их пальчиком, изучать новые незнакомые предметы. Он охотно вступает в контакт со взрослыми. Малыш делает вид, что прячется, играя в “ку-ку”, понарошку боится “козы рогатой”. Вы уже умеете вместе с малышом собирать пирамидки, катать тележки, открывать коробки, матрешек, шары. По-прежнему побуждаете ребенка повторять звуки, буквы, слова, обыгрываете знакомство с предметами, обозначаете словами свои действия и действия ребенка. Необходимо, чтобы малыш постепенно усваивал: каждый предмет как-нибудь да называется.
В 10 месяцев обычно начинают играть в “Сороку-белобоку”. Вы помните, как важно развивать ловкость пальчиков? Это прекрасно стимулирует и речь.
Сорока-белобока,
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Зачем дров не пилил,
Зачем воду не носил?
Для развития движений пальчиков вы можете использовать разнообразные пазлы, игры-вкладыши, выкладывание из спичек, счетных палочек и, не удивляйтесь, рисование каракулей. Да-да, давайте карандаши, а лучше восковые мелки, осваиваем процесс рисования.
Из новых игр в этом возрасте можно попробовать собирание: вы рассыпаете несколько палочек, или шариков, или больших пуговиц, или других подобных предметов, а ребенку предлагаете собрать предметы в банку или коробку.
Только будьте внимательны: слишком мелкие вещицы могут быть проглочены или засунуты в нос или ухо, поэтому следите за тем, что вы даете малышу и как он обращается с данными предметами.
11 месяцев: спросите у меня
Ваш малыш уже сидит, ходит, стоит самостоятельно. Свободно перемещаясь по квартире, продолжает знакомство с окружающим пространством. Все взрослые в доме, конечно, пользуются каждой возможностью поговорить с малышом, стараются с чем-то познакомить, чему-то научить, и он быстро учится показывать знакомые вещи, появляются первые обобщения: вот глазки у куклы, а вот — у собачки, а вот — у зайки, а вот — у меня! Уже получаются слова: “мама”, “папа”, “баба”, “мяу”, “дай” и другие. Слово “мама” обычно появляется первым, и это не удивительно, ведь мама больше всех уделяет внимания малышу.
Поиграйте с малышом в “Волшебный мешочек”. Для этого соберите в мешке (не из-под картошки, конечно) несколько игрушек: кукла, домик, самолетик, котик, машинка. Их и словом легко обозначить, и как-нибудь обыграть тоже. Покажите из мешка голову котика и спросите ребенка, кто это. Услышав ответ, попросите позвать кота и заодно вспомнить, как кот кричит, что он ест и т.д. Дети очень любят эту игру и с удовольствием в нее играют.
Очень полезны игры с сюжетными игрушками, когда вы выбираете пару игрушек, которые можно связать по смыслу (кукла и кроватка, машинка и гараж, собачка и миска).
Проговаривая все свои действия, вы вместе с малышом обыгрываете ситуацию, в которой участвуют игрушки.
Ребенку уже доступно понимание простых вопросов. Понимание это вам нужно развивать. Можно делать это так: вы задаете вопрос: “Где печенье?”, затем показываете это самое печенье. За один раз задавайте не больше одного вопроса! Постоянно показывайте и объясняйте ребенку свои действия, причем делайте это не строгим тоном, а естественно и доброжелательно, не боясь неоднократных повторений. Малыш охотно включается в игру, если видит, что мама искренне заинтересована и действительно хочет играть.
Если вы сядете рядышком на диване и будете вместе рассматривать яркие картинки, называя их, и при этом малыш будет сам переворачивать страницы, вы не только дадите ребенку урок развития речи и мышления, но и подарите ему радость общения с близким человеком. А от любви и тепла еще никому не было плохо.
12 месяцев: мой первый словарь
Мы уже ходим совершенно самостоятельно! И даже можем нести двумя руками нетяжелые предметы, например, машинку. И, конечно, хочется принимать участие в делах взрослых. Одевать годовалого малыша — одно удовольствие, он вовсю старается помочь, сует руки в рукава, задирает голову. За едой уже управляется с ложкой, пьет из чашки. Приучая малыша к аккуратности, не забывайте, что тщательное прожевывание отлично активизирует и органы произношения: губы, язык, мягкое небо. Только не оставляйте малыша без присмотра, он настолько же любопытен, насколько лишен жизненного опыта, и запросто может схватить горячую кастрюлю или острый ножик.
Слова, слова, слова… Их становится все больше и больше, теперь уже ребенок не только чутко улавливает интонацию, но и понимает значение многих слов. Новые слова усваиваются легко, кроме того, малыш сопровождает слова жестами. Он пытается обозначать все, что видит. Попробуйте сесть с ним около окна, и вы увидите, с каким интересом он будет наблюдать за движущимся транспортом, людьми. Продолжайте объяснять, что происходит, и добивайтесь участия ребенка в беседе, но в то же время давайте ему возможность собраться с мыслями и не отвечать вам немедленно. Не сочтите за труд поползать с ребенком по ковру, водя поезд, укладывая куклу спать, ставя машинки в гараж и подробно объясняя свои действия. Слушая, как слова соединяются в предложения, малыш постепенно и сам будет пользоваться фразой. Но это еще впереди, а сейчас как можно больше сюжетных игр, рассказов, совместного рассматривания картинок, чтения, рисования и постоянного общения, с вами, с другими детьми, с окружающими малыша людьми.
Годовалому малышу нравится слушать музыку, именно сейчас закладывается ее восприятие. Не загружайте ребенка тяжелым роком, для детской нервной системы полезна негромкая, мелодичная музыка, а уж какие мелодии будут больше нравиться малышу — на вкус и цвет, как известно, товарищей нет.
Вашему ребенку исполнился год. Как там у него со звуками? Открывайте свой дневничок и проверяйте: хорошо бы, чтобы малыш произносил звуки “А”, “У”, “И”, “О” понятно для окружающих, а также звуки “М”, “Н”, “П”, “Б”, “Т”, “Д”, “К”, “Г”. У одних это получается лучше, у других не так четко, количество звуков тоже может разниться. Ведь произносительные умения еще формируются, так что у нас с вами, дорогие родители, впереди много работы.
В возрасте одного года ваш ребенок:
- Знает, как его зовут.
- Понимает слово “нет”.
- Понимает и выполняет несложные просьбы.
- Повторяет простые одно- и двухсложные слова.
- Играет в “Сороку-белобоку”, желает “спокойной ночи”.
- Говорит “мама”, “папа” и ещё около десятка слов, обычно существительных.
- Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов.
- По вашей просьбе даёт игрушку.
- С удовольствием смеётся.
- Хорошо слышит и различает много звуков.
- Демонстрирует искреннюю любовь к вам.
- Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе.
- Активно рисует карандашом или мелком каракули.
Источник