Развитие ребенка упражнения для дисграфии

Развитие ребенка упражнения для дисграфии thumbnail

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.

Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу. Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.

Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.

В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.

Нейрораскраски для коррекции дисграфии:

  • Русский алфавит.
  • Английский алфавит.
  • Альбомы с заданиями.

Дислексия –  специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.

Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)

Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.

По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними. Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

Онлайн-курс для педагогов, родителей и нейропсихологов “Дети с трудностями в обучении”:

  • Мозг. Инструкция по применению. Как воздействовать на мозг.
  • Дислексия, дисграфия. “Тревожные звоночки”, адаптация учебных материалов. Организация обучения (в группе, дома, индивидуально). Простые упражнения.
  • СДВГ: как учить и что делать.
  • Адаптация учебных материалов и организация пространства, времени, выполнения дз.
  • Снятие психо-эмоционального напряжения (простые упражнения).
  • ПМПК и тьюторство.

Пройти курс онлайн можно здесь.

Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Развитие ребенка упражнения для дисграфии

Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

Развитие ребенка упражнения для дисграфии

! Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.

Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста.

Вариант для детей.

Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.

Развитие ребенка упражнения для дисграфииКартинка к упражнению

ЛЕНА КАТАЕТСЯ.

____  _____ на ________

____ _____ на____ с____.

_____ _____ на___ с ____ ____.

Вариант для взрослых обучающихся.

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь — специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки — практически сюрреализм.

Например — покосившийся якорь, посреди пустыни.

Развитие ребенка упражнения для дисграфииПример карточек для игры

Суть игры-упражнения

  • Какие ассоциации приходят в голову?
  • Их нужно сформулировать в одной фразе — и озвучить ее остальным.
  • Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
  • Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.

Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.

  • Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
  • Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.

Игра-упражнение №3.

Вариант для детей.

Игра морской бой (позаимствована у Бобкиной О.Г. – логопед средней общеобразовательной школы №5 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края). Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.

Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.

Речевой материал:

Учитель/родитель:                Учащиеся:

Е-1, Д-7, А-9                   ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН

Е-8, Ж-4                          СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ

В-8                                  ПОРТ

Б-4, К-7                          РЕГ, БЕ = БЕРЕГ

К-5, А-7                          ЯК, МА = МАЯК

З-5, А-1                          ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3                  РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3                       РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3                          СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6,                          БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2                         РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9                          ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

Развитие ребенка упражнения для дисграфииИгровое поле

Вариант для взрослых обучающихся.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка в младенческом возрасте

Игра “Пожарный Крокодил”. Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков  строить логические цепочки.

Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.

Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.

Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад

Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.

Поговорки и пословицы

  1. За битого двух небитых дают
  2. Слезами горю не поможешь
  3. Сон на одном боку — тридцать шесть часов.
  4. Любишь кататься — люби и саночки возить
  5. Один в поле не воин
  6. Клин клином вышибают
  7. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь
  8. Спит, как полковая лошадь.
  9. Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт
  10. Что сгорит, то не сгниет.
  11. Пожарный спит — Родина богатеет.
  12. Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит
  13. Глаза боятся, а руки делают
  14. Метил в пятку, да в нос попал.
  15. Любишь говорить — люби и слушать.

Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.

Причины трудностей обучения в школе и вузе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированы, то есть соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в учреждении, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.

Почитать:

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.

Для учащихся с дислексией (английский язык):

Книга комиксов.

Книга для чтения: адаптированные тексты на английском языке + специальные задания.

Статьи по теме

  • Три упражнения на коррекцию дисграфии
  • Полезно знать: основные виды дисграфии
  • Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений
  • Дисграфия: изучаем письменные работы студентов

Источник

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок не
может овладеть письменной речью не из-за того, что он ленится или не знает правил, как может показаться на первый взгляд, а из-за нарушенных высших психических функций, контролирующих написание слов. Без целенаправленной коррекции повысить грамотность письма практически невозможно.

Как пишет ребенок при дисграфии?

Он путает похожие по написанию буквы, пишет их зеркально, не различает глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки, дублирует слоги. Почерк неровный, скачущий то вправо, то влево, наклон и размер знаков постоянно изменяется, буквы часто получают лишние элементы, дублируются, переворачиваются. Часто у детей с дисграфией наблюдается неправильная артикуляция, из-за чего у них искажается мысленный облик
слова. Многим школьникам никак не дается грамматический строй: они неправильно согласуют слова, подменяют предлоги, путают такие элементарные вещи, как род и число, являясь при этом носителями языка.

Что делать, если поставили дисграфию?

Первый и самый главный совет родителям, столкнувшимся с дисграфией, звучит следующим образом: не пытайтесь обвинить в плохих оценках ребенка и не ждите быстрых успехов. Он просто не может воспринять логику и правила языка из-за особенностей развития психических функций. Дисграфия корректируется в течение нескольких лет, поэтому пятерки и четверки появятся в лучшем случае в классе пятом.
Обязательно поставьте в известность школьного учителя, что у ребенка логопедическое заболевание.

Упражнения, направленные на коррекцию дисграфии, довольно просты, и вы можете выполнять их дома вместе с ребенком, соблюдая рекомендации логопеда. Заниматься нужно каждый день, не менее 60 минут, только в этом случае можно рассчитывать на какой-либо результат. Вы должны находить время на занятия в любой ситуации, пусть даже это будут 30 минут вместо положенного часа.

Читайте также: Тест на определение дисграфии у ребенка. Методика выявления дисграфии

1. Жужжащее чтение

При выполнении любого письменного задания ребенок должен проговаривать каждую букву, буквально бубнить себе под нос все, что он пишет. Причем проговаривание должно быть орфографическим, то есть слово корова так и произносим: КО-РО-ВА, а не [карова], как мы это делаем в обычной речи.

2. Экспериментируйте со способом письма

Непривычные письменные принадлежности, например, чернильная ручка с пером, магнитные буквы, краски и т. д., помогают дисграфику лучше сосредоточиться на процессе письма. Логопеды рекомендуют завести ручки и карандаши треугольной формы с ребристой или шероховатой поверхностью. В результате и количество ошибок
постепенно уменьшится.

3. Переписывайте классику

Ежедневно просите ребенка переписать один-два абзаца из любой книжки, написанной русскоязычным писателем. Здесь можно убить сразу двух зайцев. Во-первых, ребенок тренирует навыки грамотного письма, усваивает облик слов, развивается внимательность. Во-вторых, порядок построения предложения, правила согласования слов в падеже, роде, числе, употребление предлогов откладываются в его памяти сами собой. Отдайте предпочтение рассказам Паустовского, Носова, Бианки, Драгунского. Перед началом занятия убедитесь, что в тексте нет сложных оборотов, чересчур длинных предложений, малопонятных диалектных или устаревших слов.

4. Поиграйте в корректора

Вам потребуется как можно более скучный текст (можно взять любые документы или инструкцию, главное, чтобы содержание не увлекло ребенка), набранный крупным шрифтом. Сначала выберите букву, которая хорошо знакома малышу и не вызывает затруднений. Допустим, это буква О. Первое задание: найти все буквы О и зачеркнуть их. Постепенно задачу следует усложнять: нужно отыскать схожие буквы, написание
которых вызывает проблемы, например, Б и В. Важно: ребенок должен именно не читать, а искать буквы по их облику. Это упражнение особенно эффективно при оптической форме дисграфии.

5. В поисках пропавших букв

Текст для этого задания, наоборот, должен быть очень увлекательным. Вы можете взять отрывок из любых детских произведений. Подготовьте два варианта: исходный текст, набранный крупным шрифтом, и тренировочный, где в каждом слове этого же текста будут сделаны пробелы. Задача ребенка – восстановить пропущенные буквы, ориентируясь сначала на исходник, а потом уже без подсказок. Начинать тоже можно с
букв, которые хорошо знакомы школьнику.

6. Работайте над почерком

Читайте также:  Воспитательная система развития личности ребенка

При стабильных занятиях исправление почерка занимает около месяца. Вам потребуется тетрадь в клеточку. Каждый день ребенок должен переписывать туда по несколько коротких предложений. Главное условие – все линии должны находиться в пределах клетки. Тщательно следите за процессом и не скупитесь на похвалу, даже если сегодня удалось написать хорошо только одно-два слова.

7. Лабиринт

Это задание направлено на улучшение работы моторных и речевых центров. Приготовьте головоломки-лабиринты или точечные рисунки. Их можно скачать из Интернета или купить готовый сборник в любом киоске. Задача ребенка – провести линию по всем ходам лабиринта или от точки к точке, не отрывая пальца или карандаша и не переворачивая лист.

8. Собираем предложения

Задание помогает усвоить порядок и согласование слов. Ребенку нужно составить предложение из имеющегося набора слов (они уже стоят в нужной грамматической форме) и записать его в правильном порядке. Упражнение можно сделать более интересным, записав слова на карточках и перемешав их на столе.

9. Волшебные буквы

Упражнение довольно сложное, но эффективное. Подберите несколько слов, таких, чтобы при замене одной буквы получалось бы новое слово. Задание ребенку: нужно заменить одну букву так, чтобы слово, отвечающее на вопрос «что», стало бы отвечать на вопрос «кто». Например, бок – бык, леса – лиса, коса – коза.

Читайте также: Ребенок плохо пишет во 2 классе? Разбираемся в проблеме

10. Ох уж эти предлоги!

Употребление предлогов – проблема для всех дисграфиков. Подготовьте отрывки из разных текстов, желательно, хорошо знакомых.

  • Задание первое: переписать текст, подчеркивая предлоги.
  • Задание второе: переписать текст, заменяя предлоги на противоположные по смыслу. Например, идти в школу – уйти из школы, кот на столе – кот под столом.
  • Задание третье: вставить в текст предлоги, подходящие по форме: во сне – в одежде, с полки – со стола и т.д.
  • Задание четвертое: вставить на место пропусков нужные предлоги из списка.
    Важно: следите, чтобы ребенок все переписывал в тетрадь, каждое задание нужно буквально пропускать через руку.

Мы показали вам только базовые упражнения, на основе которых разрабатывается большинство коррекционных и профилактических комплексов. Индивидуальную программу занятий вам предложит логопед, исходя из формы дисграфии и степени ее проявления.

Не забывайте самые главные условия грамотной коррекции: регулярные занятия в благожелательной обстановке, а также терпение, терпение и еще раз терпение. Желаем успехов!

Дата публикации: 15.10.2019. Последнее изменение: 29.01.2021.

Источник

Обозначение гласных звуков буквами

Упражнение 1

Вставь гласную букву в начале слова.

О А Ы У И Э

 _ кунь,  _зел,   _ глы,   _ хо,   _ зредка,   _ стный,   _ гол,   _ адрес,     _  жил,   _ мя,   _ вгуст,   _ тренник,   _ слик,  

_ жин,   _ хнул,   _ тпуск,   _ мный,   _  стров,   _ тлас,          _ ист,   _ лей,   _ тка,   _ кна,   _ кна,   _ ней,   _ гры,  

_ рден,   _ тот,   _ дик.

Упражнение 2

Вставь гласную букву в словах, в которых гласный звук является безударным.

_  птека,   _ зюм,   _ дут,   _ шли,   _ льбом,    _ ктёр,         _ таж,   _   зоры,   _ кзамен,   _ чёба,   _ рбуз,   _ кула,       _ борка,   _ читель,   _ лмаз,   _ кран,   _ пельсин,               _ страда,   _ пал,   _ сфальт,   _ жасный,   _ зложение.

Упражнение 3

Запиши слова, распределяя их в столбики в соответствии с символами:

 – с гласным звуком А

∆ – с гласным звуком О

⌂ – с гласным звуком У

◊ – с гласным звуком Э

○ – с гласным звуком И

● – с гласным звуком Ы

Куст, сок, сын, наш, дым, зуб, шкаф, сон, мал, мышь, был, лук, бык, мак, сыр, соль, ток, суп, рос, мох, лось, пар, мыть, пусть, дуб, сад, март, гусь, бак, бык, пыль, сом, рот, рис, шаг, шар, боль, рыть, внук, жук.

Упражнение 4

Прочитай слово. Замени в нём гласную букву так, чтобы получилось новое слово.

Дом – ________________

Бак – _________________

Сок – _________________

Пил – _________________

Вал – __________________

Мел – _________________

Бом – __________________

Шок – __________________

Трут – __________________

Обозначение согласных звуков буквами при написании при написании слов

Упражнение 1

Ко _                                                     Ра _

Пу _                                                     Лу _

Ро _                                                      Ма _

Ки _                                                      Мо _

Жу _                                                     Ме _

Со _

Упражнение 2

Замени согласную букву на конце слова так, чтобы получилось  новое слово.

Сыр – ________________

Сон – ________________

Кот – _________________

Сук – _________________

Мак – _________________

Стоп – _________________

Упражнение 3

Замени в начале слова согласную букву так, чтобы получилось новое слово, а где возможно – несколько новых слов.

Точка – _______________________

Балка – ________________________

Лук – _________________________

Лак – __________________________

Ком – __________________________

День – _________________________

Педаль – ________________________

Макет – _________________________

Упражнение 4

«Верни буквы на место»

З  или С

_ а_ ыпанный    _ негом   ле _    _ казочно   кра _  ив.

Ли _ а   и  _ оня   _ пешат   на   _  аснеженную поляну.

Ли _ а увидела   _ леды   _  айца.

_ оня    слепила   _ неговика.

Вме _ то   но _ а    у    него   морковка.

Пусть   это   будет   подарком   для    _ айчика.

Упражнение 4

«Верни буквы на место»

Ш или Ж

Прошли   до _ ди    –   грибов   _ ди.

Ма _ а   и   Я _ ша   идут   в лес.

Грибники  не  спе _ ат,   гриб мо _ ет быть   под   листвой.

Под   ногами    _ ур – ат    листья.

Вот   красивы   _ ёлудь.

Еловая   _ и _ ка   то _ е    пригодится.

Вот   послы _ ался   _ орох.

Это    ё _ ик   спе _ ит    по   тропинке.

Упражнение 4

«Верни буквы на место»

П или Б

В   _ олях    _ оказались   _ ервые    _ роталины.

На _ ухли   на   ветках   _ очки.

_ о _ лыли    _ о   не _ у  _ елые   _ ушистые   _ арашки  

о _ лаков.

_ ервые   _ерелётные   _ тицы    скоро   _ оявятся   в    наших   краях.

Ре _ ята    ждут   _ ольших   _ еремен   в   _рироде.

Упражнение 4

«Верни буквы на место»

Т или Д

Ле _ о   с _ ояло   жаркое.

В     _ оме   _ ухота.

От   жары   все   спрятались   в   _ень   _ ерева.

_ ам   с _ ои_   с_ ол   и   _абуре _ ки.

На   с _ оле   в  кувшине   с _ ои _    чис _ ая    во _ а.

Ря _ ом   с   _ омом   ка _ ушка.

Сего _ ня   в ней   купаю _ ся   воробьи,    на _   во _ ой   кружат   с_ рекозы.

Упражнение 4

«Верни буквы на место»

Г или К, или Х

_ де   цвето _   там   и   медо _.

_ ора   с   _ орой   не   сойдётся,   а   челове _           с челове _ ом    стол _ нётся.

Кни – а   –   лучший   дру _.

О _ ончил    дело  –    _ уляй   смело.

_ вастун   –   пустой   челове _ к.

_ удо   тому,   _ то   добра   не   делает   ни _ ому.

_ орошая   _ озяйка   и   из   пету _а    у _ у   сварит.

Упражнение 4

«Верни буквы на место»

С, З или Ш, Ж

Ку _ т   _ ур _ ит   –   _ рый   _ айка.

_ абавного   _ уравля    на_ вали   _ уркой.

Пу _ и _ тые   _ не _ инки   _ акру _ ились    в   моро _ ном во _ духе.

_ ве _ ий   ветер    о _ ивил      _ агру _ тив _ ие     ли _ тья.

Упражнение 4

«Верни буквы на место»

Р или Л

Сегодня    у    _ аи   день   _ождения.

Она      наде _ а     новое   п _ атье.

Мама   для   _ аи   испечёт   _ юбимые   пи _ ожки   и    ват _ ушки.

В   гости   она   приг _ асила     д _ узей:   И _ у,   Ми _ у,   К _ а _ о,    _ ому,   Во _ одю.

Всем    будет   весе _ о. 

Упражнение 4

«Верни буквы на место»

Ц или Ч, или Щ

Зака _ ались   на   липе   жёлтые    _ веточки.

_   дрый   медовый   запах   наполнил   ве _ерний   воздух.

Деревья   в    _аще   слились   в   _ернею _ ую   массу.

Сы_   прокри _ ал   о наступлении   но _ и   –   _ арства   тьмы.

Звук и буква.   Позиция звука в слове.

Упражнение 1

Раскрась квадратик соответственно третьему звуку в словах: если при произношении слышим гласный звук – красный цвет, если слышим твёрдый согласный звук – синий, если мягкий согласный звук – зелёный. Если буква обозначает два звука – дорисуй  рядом второй квадратик и раскрась их в соответствующие цвета.

Кусты                                     Скорый                

Белка                                      Книга                    

Майка                                     Мужество             

Оля                                          Колесо                   

Рояль                                       Ноты                      

Ноябрь                   

Упражнение 2

Сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ,   ЖИ – ШИ.

1.   Поставь гласную букву рядом с согласной буквой.  Запомни волшебную фразу: «Слышу твёрдо – пишу мягко, слышу мягко – пишу твёрдо». Как ты её понимаешь.

Читайте также:  Отклонения в умственном развитии ребенка 5 лет

Крич_,    ч _ стый,     молч _,     ж _ р,   суш _ л,   стуч _.   Ч _ йка,   шалаш _,   ч _ жой,   щ _ ка,   ищ _,   ч _ с.

Луж _,   пряч _,   рощ _,   ч _ лан,   пищ _,    ж _ лка.

Крич _ л,   мыш _,   лыж _ ,   сторож _ л,  ч _ лок.

Ч _ йник,     лопоч _ т,     ч _ родей,   муж _ к.

Кувш _ н,   ж _ раф,   чертеж _ ,   афиш _ .

Верш _ на,   туч _ ,   нач  _  ло,    щ _ вель,   пряч _ тся.

2.     Подчеркни согласные буквы, рядом с которыми ты написал гласную: зелёным цветом, если при произношении слышим мягкий согласный звук; синим, если слышим твёрдый согласный звук.   

Упражнение 3

Укажи цифрой в скобках позицию мягкого согласного звука в словах:

Петушок ( ),   морковь  ( ),   монета ( ),   букет ( ),   журавли  ( ),   книга ( ), сойка  ( ),   пакет ( ),   зерно ( ),   знамя ( ), пакет ( ),   фабрика  ( ), фонари ( ), новость ( ), кувшин ( ),  ладонь ( ).

Упражнение 4

Ставь сочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в скороговорки:

Волки      ры _ _ т,      пи _ _      и _ _ т.

Та _ _,   та _ _,    не    дота _ _,   боюсь,   что   выпу _ _.

В     _ _ вом     уголке       _ _ ли       у _ _        и      е _ _.

С _ _ ла     Саша      Сашке      шапку,    а     Саша   шапкой           _ _ шку    с _ _ б.

Чешуя     у         _ _ чки,      щетинка    у       _ _ шки.

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ

Упражнение 2

Спиши предложения. Подчеркни слова, имеющие парные гласные буквы.

Все наблюдали за полётом орла.

Соловей поёт по ночам.

Маяк показывает путь морякам.

Подружки гуляют в саду.

Заяц спасся от лисы.

Упражнение 1

1.        Существуют парные гласные буквы. Произнеси и подумай, почему они считаются парными?

А – Я

О – Ё

Э – Е

Ы – И

2.   В те слова, где необходимо, вставь парную той гласной, которая уже  есть в слове. Если невозможно поставить требуемую букву, то зачеркни слово:

Сан _ ,     рук _ ,     клюн _ л,     слив _ ,     косм _ с,     кост _ р,     ут _ г,     пам _ ть,     по _ т,     бокс _ р,    Вал _ ,     вил _ ,     ор _ х,     Ан _ ,     весл _ ,     мух _ ,     пол _ т,    скамь _ ,     ма _ к,     птиц _ ,     пож _ р,      ба _ н,    сал _ т,     лап _ ,     лип _ ,    мес _ ц,    киты,      ов _ с.

Упражнение 3

Подчеркни слоги, содержащие мягкий согласный звук.

СА,   СЕ,   ЛЁ,   РЕ,   МУ,   МИ,   ЗЯ,   ФА,   ДО,   РЁ,   КИ,  БО,   ГЕ,   ТО,  ЛА.

АРО,   АТИ,   ПРА,   ГРУ,   СМИ,   КВА,   КВЕ,   ДРЯ,   СВА,   СВИ,   ЖНЕЕ,   ГЛЮ.

Упражнение 4

Составь и запиши предложение с данным словом.

Лук _____________________________________________

Люк _____________________________________________

Нос _____________________________________________

Нёс _____________________________________________

Упражнение 5

1.   Подчеркни в словах те буквы, которые вызывают отличие друг от друга.

Слог – слёг

Начинать – начинять

Поток – потёк

Потомки – потёмки

2.        Объясни значение данных слов.

Упражнение 6

Спиши стихотворение.  Подчеркни повторяющуюся букву «Д» следующим образом: если это твёрдый звук – синим цветом, если мягкий – зелёным.

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому дедушке седому.

                                                          (Е. Благинина)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 7

Вставь пропущенные гласные буквы. Подчеркни цветными карандашами буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Я      вз _ л     пил _     и    доску    пил _.     Л _ ся     л _ ит     свою     сестр _      Тан _ .     В     сад _     видели     дяд _     Вас _.     Цветы     у     Вал _     завв _ ли.     Сын гл _ дит, как     мама     гл _ дит.     Кол _     был     р _ д,  что      попал      в     первый     р _ д.     У     Л _ бы     новый      ут _ г.      У     т _ ти   Т _ ни   тел _ нок   З _ рька.

Упражнение 8

Вставь пропущенные гласные буквы. Подчеркни цветными карандашами буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Я     с _ ду     в    с _ ду     и     посл _ ша _ л     песн _     соловья.

Удивительный     реб _ нок     Ал _ ша.

Сер _ жа     и     Т _ ля     кормят     тел _ нка.

Ал _ ша     и     Бор _     нес _ т     с _ стре     пел _ нки.

Упражнение 9

«Ы» или  «И»?  Вставь буквы, чтобы получились  слова.

П _ р,     б _ ть,     м _ ть,     т _,     сп _ ,      м _ ,     м _ р,     в _ ,     с _ р,     п _ ск,     п _ ль,     в _ зг.

Упражнение 10

Как изменится смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный «И», заменить на «Ы»?

Запиши новые слова. Например: Нить – ныть.

Нить – …..

Пылить – …..

Пилы   – …..

Выли – …..

Вилы – …..

Забить – …..

Упражнение  11

Прочитай и запиши слова, вставляя буквы «Ы» или  «И».

Сл _ в _,     р _ б _,     в _ лк _,     пт _ ц _,     х _ л _ й,        к _ т _,     в _ шн _,    пл _ т _,    с _ льн _ й,     м _ л _ й,     н _ тк _,    м _ ш _,    л _ ж _,     с _ т _ й,     ж _ р _ ,    

л _ п _,      п _ л _,     хр _ п _,     г _ р _,     ш _ н _.

Упражнение  12

Запиши данные слова во множественном числе, распределяя их в два столбика по наличию в окончании гласного звука «Ы» или «И».

Рама,     тетрадь,     стена,     стол,     груша,     комар,  слива,     яблоко,     спичка,     книга,     лиса,     белка, берёза,     коза,     вишня.

_____________________              _____________________

_____________________              _____________________

_____________________              _____________________

_____________________              _____________________

_____________________              _____________________

Упражнение  13

Вставь в текст буквы «Ы» или «И».

У      Гр _ ш _     под     кр _ льцом     ж _ л _     еж _ .

Он _     лов _ л _     м _ шей.

Сестра   Мар _ на     нал _ ла     в     м _ ску     молока.

Еж _     ел _     и    ф _ ркал _.

Щенок     Туз _ к     хотел     л _ знуть     еж _ ху     и уколол     яз _ к.

Глуп _ й     маленьк _ й     щенок.

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ МЯГКИМ ЗНАКОМ

Упражнение  1

Прочитай слова, запиши их в единственном числе. Подчеркни в каждом слове буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, и отметь, какая буква служит для обозначения мягкости согласных звуков.

Кони – ________________

Степи – ________________

Лоси – _________________

Голуби – _______________

Двери – ________________

Гуси – __________________

Ели – ___________________

Упражнение  2

Прочитай слова, запиши их в единственном числе. Подчеркни в каждом слове буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, и отметь, какая буква служит для обозначения мягкости согласных звуков.

Угли – __________________

Лебеди – _________________

Снегири – _________________

Медведи – _________________

Журавли – _________________

Окуни – ___________________

Караси – ___________________

Упражнение  3

К словам приписать, где это возможно, слова, отличающиеся только мягким знаком.

Кран – ___________________

Стон – ___________________

Кров – ___________________

Был – ____________________

Стан – ___________________

Кон – ____________________

Вес – _____________________

Друг – ____________________

Сыр – _____________________

Плакат – ___________________

Цел – ______________________

Упражнение  4

К словам приписать, где это возможно, слова, отличающиеся только мягким знаком.

Лез – _____________________

Брат – ____________________

Клад – ____________________

Шест – ____________________

Лёд – ______________________

Состав – ___________________

Удар – _____________________

Трон – _____________________

Жар – ______________________

Стан – ______________________

Пример – ____________________

Крем – ______________________

Упражнение  5

Вставь «Ь», если это нужно.

Бабка      бан _ ку     затпила,

Мягкий     знак      позват _      забыла.

Тут     же      бан _ кА     бан _ кой      стала.

Вот     как     бабка     сплоховала!

                                                  (Е. Измайлов)

Упражнение  6

Запиши слова парами, изменяя их по образцу.

Надень – наденьте

Встань – _________________________

Сядь – ___________________________

Брось – __________________________

Жарь – ___________________________

Готовь – __________________________

Исправь – _________________________

Верь – ____________________________

Ударь – ___________________________

Тронь – ___________________________

Одень – ___________________________

Плюнь – ___________________________

Покинуть – _________________________

Упражнение  7

Вставь мягкий знак, где это нужно.

Стоял _     жаркий     ден _ .

Игор _      и     Сергей     пошли     в     лес _.

Они     сели     под     ел _.

Там     была     тен _ .

Какой     звер _     в     густых    веет _ вях?

Да     это     рыжая    бел _ ка.

Мальчики     принесли      в     лес _     сол _   для   лося.

Упражнение  8

Вставь мягкий знак, где это нужно.

Лос _     –      лес _ ной     жител _ .

Лос _     ест _     веет _ ки     и     траву.

Ему     нужна     сол _ .

Мал _ чики     кладут_     её     на     пен _,     на     камен _.

Лоси     приходят     лизат _      сол _ .

Упражнение  9

К данным слогам подбери слоги из соседнего столбика так, чтобы получились слова, запиши эти слова:

Школь                                      ги

Маль                                         мо

Силь                                          ный

Боль                                           ной

Паль                                           чик

Пись                                           ник

Крыль                                        цо

День                                           то

Упражнение  10

Измени слова по образцу. Раздели их для переноса.

Образец:   кулёк – куль-ки

Окунёк – ____________________

Хорёк – _____________________

Уголёк –  ____________________

Пенёк – _____________________

Денёк – _____________________

Огонёк – ____________________

Василёк – ____________________

Фитилёк – ____________________

Источник