Развитие ребенка учимся писать и читать

Развитие ребенка учимся писать и читать thumbnail

Всем родителям известно, что подготовка к школе необходима. И это не только освоение ребенком чтения, письма и счета. 

Есть один секрет, зная который, можно помочь дошколенку или младшему школьнику преодолеть трудности:  развивайте сенсомоторную координацию. Звучит не очень понятно? На деле всё просто! Расскажем и покажем на примере упражнений, как обеспечить успешность подготовки к школе: пусть руки делают то, что видят глаза и слышат уши!

Успешность школьного обучения зависит от многих факторов: мотивации, готовности, способностей. Подготавливая ребенка к школе, мы учим его читать и писать, развиваем мелкую моторику и память.

Но мало кто знает, что для младшего школьника большое значение имеет четкая согласованность между тем, что ребенок видит и слышит и тем, что он делает. Это явление называется координацией в системах: «глаз-рука», «ухо-рука», «глаз-ухо-рука» или сенсомоторной координацией.

Именно сенсомоторная координация будет играть решающую роль в освоении навыков чтения, письма и счетной деятельности.

Проблемы в координации вызовут трудности школьного обучения: низкая техника чтения, ошибки при письме, плохой почерк, проблемы в освоении математики. Если у вас старший дошкольник или младший школьник, то вам просто необходимо уделить внимание этому вопросу.

Игры на пороге школы

Развиваем волю, интеллект и мотивацию, играючи!

Читать далее

Что такое интегративные функции

Для многих родителей готовность детей к школе заключается в формировании определенных знаний и навыков, таких как счет, чтение, знания об окружающем мире. Однако наличие умений и знаний не гарантирует успешности школьного обучения, если при этом недостаточно развиты определенные функции, называемые интегративными.

Интегративные функции – это подчинение действий (движений) той информации, которую получают анализаторы. Например:

– рука пишет в тетради то, что видит глаз;

– мы пишем то, что слышим (пишем под диктовку);

– видим букву, и наш язык точно занимает нужное положение, чтобы ее назвать;

– перекладываем предметы и при этом называем нужное числительное.

Мы даже не подозреваем, что внутри нас постоянно проходит координация деятельности анализаторов и моторики. Интеграция – объединение, единство.

К интегративным функциям относят:

– зрительно-моторную координацию: система «глаз-рука»;

– слухо-моторную координацию: система «ухо-рука»;

– зрительно-слухо-моторную координацию: система «ухо-глаз-рука»;

– сенсомоторную интеграцию.

Сформированность этих функций во многом определит школьную успешность.

Развить эти функции несложно!

Вредные советы мамам первоклассников

Мы подготовили мамам первоклассников 10 рекомендаций, которые сделают адаптацию ребенка к школе максимально сложной.

Читать дальше

Развитие зрительно-моторной координации

Зрение позволяет человеку исследовать окружающий мир и контролировать собственные действия. Система «глаз-рука» означает: глаз видит, рука выполняет.

Зрительно-моторная координации лежит в основе письма. Ребенок должен воспринимать изображение и соответственно ему производить движения рукой. Как вы переписываете текст? Вы же не задумываетесь над тем, какой крючок написать? Ваша рука подчиняется тому, что видит глаз.  

Развитию зрительно-моторной координации часто не уделяют должного внимания. Ребенок решает логические задачи, знает много стихотворений, считает и вычисляет, но может иметь неустойчивую координацию движений, плохие навыки в упражнениях на равновесие, напряжение в конечностях, рассогласованность движений. Во время рисования ребенок часто поворачивает лист, это значит, что он не способен менять направление движений.

Важно своевременно заметить эти проблемы, чтобы не допустить нарушения письма и чтения.

Развить зрительно-моторную координацию помогут простые упражнения.

Их можно выполнять дома, в школе или детском учреждении. Некоторые из них вполне выполнимы по дороге домой или в транспорте, во время ожидания в поликлинике:

– самомассаж пальцев и кистей (гладим, пощипываем, постукиваем);

– игры с пальчиками, пальчиковая гимнастика;

– графические упражнения: штриховка, пунктирование, дорисовывание, лабиринты, рисование по точкам, зеркальное рисование.

– деятельность с мелкими предметами (перекладываем, собираем, застегиваем пуговицы и т.д.);

– аппликация;

– лепка из пластилина, теста, глины;

– игры с крупой.

Эти упражнения могут стать прекрасным развлечением для ребенка, но при этом они способны решать целый ряд развивающих задач. Навыки зрительно-моторной координации формируются в детстве, а важны для всей жизни, так как четкие движения составляют основу учебных, бытовых и профессиональных действий.

Развитие слухо-моторной координации

Дефицит развития координации в системе «ухо-рука» заключается во взаимодействии: ребенок часто делает не то, что слышит.

В период школьного обучения это может вызвать трудности:

– в овладении навыками чтения и письма: дети часто не соотносят услышанное с графическим написанием (буквы пропущены, записаны неправильно);

– в непонимании количественного значения числа (ребенок перекладывает не столько предметов, сколько ему сказали);

– в устном счете (числительные не имеют для ребенка значения);

– в усвоении иностранного языка (ребенок не может повторить звукосочетания или слова).

«Ты что не слышишь?», – часто ли вы говорите это своим детям? Почему ваши дети делают не то, что слышат? Причины именно в проблемах координации в системе «ухо-рука».

Очевидно, что детям гораздо проще действовать по образцу, чем по словесной инструкции. Но именно слуховое восприятие определяет усвоение большей части информации. Поэтому развивать зрительно-слуховую координацию очень важно.

Развитие координации в системе «ухо-рука» начинается также с простых упражнений:

* «Повтори за мной». Взрослый отстукивает разные ритмы пальцами или предметами и просит ребенка повторить. При этом ребенок не должен видеть движения.

Графические диктанты:

– количественное письмо: обводим три клеточки, пропускаем клеточку, рисуем два треугольника и т.д.;

– рисование под диктовку: ставим точку, рисуем линию: одну клеточку вниз, две вправо, три вниз  т.д.;

– раскладывание на листе: красный треугольник в верхний правый угол, зеленый квадрат в центр и т.д.

Самое главное, не давать зрительный образец. Правильность выполнения проверяется в конце.

Действия по указанию. Ребенок двигается по зрительной инструкции: два шага вперед, три шага влево и т.д.

* «Покажи». Взрослый называет предмет или часть тела, а ребенок должен показать: нос, рот, правое плечо и т.д. Можно усложнить задание неправильным показом.

* Повторение звукосочетаний. Взрослый предлагает повторить набор звуков с гласными и без, задача ребенка – повторить без ошибок.

Превратите упражнения в забавные игры на внимательность, устройте соревнование, кто правильнее и точнее. Главное, чтобы вашим детям было интересно и весело.

Проблемы сенсомоторной координации могут значительно замедлить школьный старт вашего ребенка. Буквы и звуки, цифры и числа, инструкции и действия – все это основано на интегративных функциях.

Проблемы можно решить с помощью игровых упражнений. При этом не требуется соблюдение сложных инструкций и освоение особых методик. Главное делать это регулярно и с удовольствием. 

7 советов для хорошего начала учебного года

Как наладить жизнь семьи с учетом школьных порядков и не перегрузить себя любимых? Читайте в нашей статье.

Источник

Знакомство с алфавитом, как правило, дается легко, занятия приносят радость — детям нравится играть с буквами, перебирать их, называть. Первые сложности могут возникнуть, когда родители решат, что пора приступать к чтению и написанию этих самых букв. Как избежать недоразумений в самом начале занятий с прописями и букварем, чему учить раньше — письму или чтению — и во сколько лет начинать — выясняем вместе с детским психологом.

Определимся с понятиями

Есть два основных принципа обучения — так называемый «букварный», когда ребенок учится писать и читать одновременно по букварю, и работа по методике Монтессори, когда ребенок сначала учится писать, а потом уже читать. Если же ребенок сначала научился читать, а потом уже писать, то, скорее всего, речь идет о самообучении.

Букварный метод знаком многим из тех, кто обучался в школах, придерживающихся советской программы. Сейчас все популярнее становится подход Монтессори.

Чему учить раньше — чтению или письму?

Анна Целищева, психолог и педагог Монтессори:

«Важно сначала научить ребенка писать, а уже потом читать. Во время прописывания букв малыш учится их “осязать”, буква для него отделяется от звука, она становится символом, который имеет свои границы.

Кстати, необязательно писать буквы, их можно лепить из пластилина или теста, результат “осязания” будет тем же. Для многих детей, освоивших письмо, процесс чтения проходит легче.

Это правило, однако, не может работать одинаково для всех детей. Кто-то старается вывести букву как можно красивее, кому-то важно просто понять принцип начертания; один ребенок сразу захочет писать и читать написанное, а другому нужно время. Родителю остается наблюдать и двигаться в ритме ребенке, чтобы первые уроки не превратились в тяжкий и скучный труд.

Самый частый вопрос родителей — с какого возраста можно предлагать ребенку прописи и букварь. Есть дети, которым интересны прописи в три года и раньше. Смотрите по ребенку, если вам показалось, что пора — предлагайте; если вы вдруг ошиблись, и ребенок по какой-то причине отказывается, не настаивайте, даже дети из одной семьи могут прийти к желанию заниматься прописями и чтением в разных возрастах. То же самое с букварем. Заинтересован ребенок? Пробуйте. Ненавязчиво, спокойно, к букварю всегда можно вернуться через месяц или через полгода».

О прописях

Сейчас существует очень много так называемых «первых прописей» — это и тетради с лабиринтами, и азбуки с выемками для обведения буквы пальчиком, и прописи-дорожки, и прописи в виде пунктирных рисунков, которые надо обвести фломастером.

Упомянутые «пальчиковые прописи» направлены на тактильное восприятие и на запоминание форм буквы. Все остальные прописи подразумевают, что ребенок уже учится владеть карандашом или ручкой и пытается по штрихам воспроизвести некий символ или его часть, например, элементы букв.

Увлечение прописями сродни увлечению рисованием, и дети лет с двух с удовольствием проводят линии или обводят зигзаги.

Чтобы не расстраивать малыша, можно для начала пользоваться не карандашами, а красками, постепенно предлагая более тонкую кисточку, а потом уже перейти на фломастеры или ручки.

Прописи в классическом понимании — буквы или элементы букв — становятся интересны детям лет с трех-трех с половиной. Сначала дети осваивают печатные знаки, затем, постепенно, годам к пяти-шести — прописные. Если ребенок занимается любым иностранным языком, можно вводить прописи на изучаемом языке.

Обычно, если речь заходит о прописях, то большинству представляются ровные ряды букв, но давайте не будем забывать, что существуют прописи и для цифр, и некоторым детям они нравятся даже больше.

Чистый лист иногда бывает интереснее любых прописей, ведь он заставляет ребенка задуматься, начать некий творческий процесс. Поэтому, кроме прописей, стоит давать ребенку возможность выразить себя на бумаге. Одобряйте малыша, не смейтесь над его ошибками, вместе исправляйте написанное, благодарите его за труд.

Первая книга

С букварями немного сложнее. Букварь — это книга для первого чтения, учебник по написанию прописных букв, и доставать его с полки стоит, когда ребенок уже не просто знает весь алфавит, но и может соединять буквы в слоги или короткие слова.

Поисковик любого книжного магазина выдаст несколько сотен самых разнообразных букварей. Тем не менее, при всем многообразии, мамы иногда признаются: «Мой ребенок терпеть не может букварь!» Или удивляются: «Еще два месяца назад дети даже смотреть не желали на букварь, а сейчас — занимаемся, и всё нравится». 

Если ребенок еще не готов к чтению букварь может стать для него нелюбимой книгой, поэтому форсировать процесс не стоит.

Ведь первые навыки чтения ребенок может получить не только при помощи книги. Во время прогулки дети видят вывески и плакаты, играют в песке или снегу, на поверхности которых взрослый может вывести палочкой заветное «мама»; на площадках, покрытых асфальтом, удобно писать мелками — все это веселее и понятнее, чем книга, по которой надлежит учиться. К тому же читать дети начинают, как правило, уже умея говорить, и ребенок сам способен попросить у родителей книгу для чтения.

Если ребенку нравится букварь, это замечательно. Если нет, то стоит поискать книги для первого чтения с крупным шрифтом, и проблема будет решена.

Практические советы

1. Необходимо учитывать интересы ребенка, предлагая ему прописи, рабочие листы или букварь. Если ребенок интересуется животными, то прописи с машинками и феями ему ни к чему.

2. С самых первых занятий необходимо учить ребенка правильно держать ручку, потому как потом переучиваться будет довольно трудно, а рука ребенка от неправильного удержания инструмента будет быстро уставать, что не гарантирует полного удовольствия от занятий.

3. Во время занятий, будь то письмо или чтение по букварю, сравнивать ребенка можно только с ним самим. Например, «Сегодня ты прочитал гораздо лучше!»

4. Родителям надо помнить, что возраст — критерий весьма условный. Если дочь некой вашей знакомой занимается прописями и чтением с трех с половиной лет, то это не значит, что ваш сын должен делать то же самое. И хотя считается, что современный ребенок должен пойти в школу, зная все буквы и умея читать и писать, на практике все иначе — есть дети, которые идут в первый класс, не умея читать, и учатся этому именно в школе.

5. Отмечайте прогресс! Хвалите ребенка, говорите ему о том, как вы рады, что он учится. Обращайте внимание ребенка на красиво написанное слово, с выражением прочитанное предложение, на новую нарисованную картинку — ведь письмо развивает и художественные навыки, в детских рисунках появляются новые детали.

Читать дальше

Источник

С какого возраста учить ребенка читать?

Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.

Ребенок точно готов учиться читать, если он:

  • умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
  • легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
  • различает понятия право-лево, верх-низ;
  • правильно выговаривает буквы;
  • проявляет интерес к буквам и чтению.

Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.

Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам?
Время пришло. Не упускайте момент.

Методики обучения чтению, их плюсы и минусы

Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.

Чтение по слогам (фонетический метод)

Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.

Развитие ребенка учимся писать и читать

Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.

  • «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
  • «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.

Кубики Зайцева

На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.

Развитие ребенка учимся писать и читать

Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.

  • «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
  • «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).

Карточки Глена Домана (чтение целых слов)

Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.

Развитие ребенка учимся писать и читать

  • «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
  • «-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.

Методика Марии Монтессори

Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.

Развитие ребенка учимся писать и читать

Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.

  • «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
  • «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.

Какую методику выбрать?

Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.

Учимся читать играючи

Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.

Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.

«Живые буквы»

Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.

Упражнения в игровой форме

Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.

развивающие игры и задания для детей

Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.

Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:

  • изучать буквы и звуки;
  • научиться читать по слогам;
  • читать целыми словами.

Настольные игры

Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».

«Тайные письма»

Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.

письма игра для обучения чтению

Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.

Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению

Упор на запоминание букв, а не звуков

Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.

Изнуряющие занятия

Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.

Психологическое давление

«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.

Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.

Отсутствие у родителей привычки читать

Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.

Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?

Читайте книги вместе с ребенком

Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.

Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.

Предложите развивающие задания в форме игры

Источник