Развитие ребенка у наших предков
Лев Толстой о воспитании детей:
«Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны.
Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание. Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина – как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым.
Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях».
КАК НАШИ ПРЕДКИ ВЫСТРАИВАЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ?
Введи свой email и получи самые интересные и полезные материалы об основах любомудрия – науки, которая помогала нашим предкам выстраивать ладные взаимоотношения!
Нажимая на кнопку, ты подтверждаешь своё согласие на обработку персональных данных согласно Политике Конфиденциальности.
Развитие детей на Руси
На Руси детей развивали, а не воспитывали.
Развитие: «ра» – свет, «в» – внутрь, «витие» – от виться, спирально двигаться вверх.
А слово “воспитание” имеет корни: вос/воз – вместилище груза, пи – постоянная константа, тан/стан – становиться, ние – течение, движение – “постоянное подпитывание, подкладывание груза по ходу движения.
Наши предки считали, что воспитывать можно раба или того, кто не желает жить самостоятельно, выполняя своё предназначение. Причём родители период детства (от зачатия до 21 года) выполняют функцию опоры для ребёнка: на своём жизненном примере показывают выполнение предназначения рода, творцов, своей вежи, сословия, варны, семьянинов и давая возможность дитя попробовать все эти роли через совместные творения.
Развитие – это когда свету, который есть уже изначально в ребенке и несёт знания от Бога, дают возможность виться вокруг родителей, как вьюнок вокруг опорного столба или дуба, тянуться вверх к Солнцу, раскрывая силу рода.
Именно поэтому в поведении ребёнка родители усматривали указания себе от Богов: капризы, болезни дитя до 3х лет воспринимались как послания свыше. Это не означает, что в поведении ребёнка допускалась вседозволенность – отнюдь, но подобная позиция не мешает им обоим учиться взаимно учиться.
Именно позиция, что ребенок пришел учить родителей, а не учиться у них, помогала не впадать взрослым в гордыню, не останавливаться в развитии самим.
Читай также: Значение слов гордыня, гордость, уважение.
Ребенок у славян до 3-х лет назывался “даждьбожичем” – посланником самого Дажьбога – Бога, дающего всю земную благодать. И он приходит не только для того, чтобы дать новые знания родителям, но и как индикатор того душевного состояния, которое есть между ними.
Если ребёнок до 3-х лет болеет (в особенности по ЖКТ), капризничает, закатывает истерики – это показатель, что в семейных отношениях что-то “не то”. Здесь для понимания ситуации помогали знахарские расшифровки предназначения частей тела, органов, заболеваний. Склонность и избирательность в игрушках – тоже информация, помогающая изменить погоду в доме.
Как развивали детей на Руси
Наши предки считали, то дитя развивается через:
- понятия заботы и
- закон благодати.
С самого раннего возраста ребенка приучали, если он хочет взять что-то у растения, то нужно отдать что-либо в мир растений. Хочешь взять что-то у животного, хотя бы его символ в вышивку, резьбу – отдай что-то в мир животных.
Хочешь взять у родителей силу (а ты её уже взял при зачатии и рождении) – отблагодари их до наступления периода взрослости (21го года), что бы выйти во взрослую жизнь без долгов, а значит “не вляпаться” в программу “раба”.
А ещё объясняли, что закон благодарности работает сильнее, если работать “на опережение”: сначала вкладываешь в мир, а мир, в ответ, с радостью одаряет тебя. Это называли состоянием щедроты сердца.
3 – Щедра – дословно переводится как “милость”, но милость не в смысле милостыня (подаяние из жалости).
Миловать можно только из состояния “много”, «зело» (переизбыток) – только тогда тебе не жалко отдать, делаешь с радостью. Поэтому, если Вы заплатили кому-то за что-то или подали милостыню, а сами в уме копейки считаете – Вам жалко – ни у человека не прибудет (такая подачка разлетится в пыль), ни у Вас (жалость – то, что убивает любовь). Это святотатство, по отношению к энергии Даждьбога.
Ребенку объясняли, что задача человека – сотворять в мире красоту, любовь, миловать любовью весь мир через своё дело, творчество, рукоделие, и тогда тебе вернется “сторицей” (в сто раз больше).
Очень важным элементом в развитии ребенка становится понятие заботы – это первая вещь, которую ему объясняют родители. Поскольку, чтобы создать и поддержать весь период взросления врата, через которые дитя приходил, как Душенька, на землю, они потратили очень большое количество сил, то задача ребенка, пока он растёт, полностью вернуть эту силу.
Хотя бы для того, чтоб в 21 год стать полностью свободным (сво, сва – небо + ботать – говорить с Богом), самостоятельно говорить с Богом, исполнять свое предназначение без посредников по силе. Именно для этого надо отдать долги, вернуть родителям силу, исходя из закона благодати, чтобы не зависеть в получении блага ни от кого, кроме Богов.
Читай также: Народное образование:
- Этапы развития ребенка до 3 лет.
- Развитие с 3х до 5 лет.
- Развитие с 5 до 7 лет.
- Развитие с 7 до 14 лет.
- Развитие с 14 до 21 года.
Поэтому нет понятий домашних обязанностей – есть понятие заботы о родительском мире, о том мире, в котором ты растёшь. И ребенок, начиная с трех лет, самостоятельно выбирал, какую заботу он берет на себя добровольно в огромном родовом мире, чтобы через это маленькое дело отдать им часть силы.
И так до 14 лет ребёнок растет на осиленной энергии родителей на 100 %, с 14 до 21 года – на 50% силы. Если через заботу о их мире получается отдать долг, то, вступая во взрослую жизнь, становишься достоин родовой, большей силы. Если нет – то попадаешь в созависимые отношения взаимоотношения, где исполняешь роль раба.
Поэтому и за столом первое место, самые лучшие куски, доставались тому мужчине, который больше всего работал в семье: самому старшему (на его вере, воле и знании существует весь род), затем мужчине-работнику, потом женщине-старинушке (прабабке), а затем женщине, работающей физически и, в последнюю очередь, детям. А не как сейчас наоборот.
Это, во-первых, формировало уважение к отцам и дедам и стремление ребенка вырасти и стать таким же значимым для своей семьи. А, во-вторых, это формировало понимание, что я росту за счет того, что они сильны. Если Вы своих дедов, мужей, жен не уважаете, то и ребенку энергетически неоткуда взять силы. Тогда он растет эгоистом и энергетическим паразитом: сил нет, но гонора много.
И вот эти постулаты становились фундаментом в развития ребенка. А дальше уже, исходя из той вежи (возрастном периоде), в которой находится ребенок, добавлялись свои особенности, испытания, игры – об этом рассказывает подробно Любомудрие.
Источник
Воспитание детей в славянской традиции.
Дети – ключевой показатель любой культуры, это первостепенная черта, которая характеризует отдельно взятую страну или народность лучше любых учебников или статистических сводок. Поэтому если мы хотим понять, чем принципиально наши далекие Предки отличались от нас, достаточно хотя бы в общих чертах рассмотреть процесс воспитания детей у славян.
Для начала стоит отметить, что ребенком у наших предков считался человек, не достигший возраста 12 лет. Как только чадо (а именно так славяне называли детей, без разграничения по половому признаку) перешагивало через двенадцатилетний барьер, оно больше не считалось безвольным дитятей, которого постоянно следует контролировать. Ребенок получал имя (процесс имянаречения), при необходимости проходил соответствующий обряд инициации и становился полноправным членом общины, в полной мере могущим отвечать за свои деяния.
Итак, чем же славянское воспитание детей отличается от нашего, современного? Нет смысла останавливаться на банальных и очевидных моментах, о которых можно просто упомянуть. Разумеется, у наших Предков не было ни телевизоров, ни Интернета, но причина этого крылась вовсе не в низком уровне технологического развития, если говорить об эпохе, уходящей «вглубь веков» хотя бы на пару десятков тысяч лет. Привычные нам средства массовой информации во многом заменялись элементарными навыками телепатии, а также (при необходимости) стационарными «установками», многократно усиливающими природные способности человека. Таковыми «установками» являлись (и по сей день являются) объекты, современной науке известные под именем дольменов. Также к этой категории относятся сейды, искусственные мегалитические объекты из соответствующих каменных пород, являющиеся по сути своей ментальными резонаторами.
Так или иначе, но воспитание детей у славян подразумевало отсутствие негативного влияние любой техники, в частности – обладающей искажающими электромагнитными полями. В отличие от других народов, исконно населявших Миргард -(древнее название Земли), наши Предки осознавали всю пагубность воздействия технологий и предпочитали духовное, энергетическое развитие классическому механистическому прогрессу, который в сущности лишь облегчает жизнь, делая нас все более несовершенными. Это первое и основное отличие воспитания детей в славянской традиции от тех процессов, которые характерны для современного мирового сообщества в целом.
Дети славян сызмальства учились понимать природу, уважать ее и управлять ей (к последнему утверждению стоит относиться с максимальной осторожностью). Дети древних славян учились «чувствовать» растения, постигали основные биологические законы, управляющие всеми процессами Вселенной. Разумеется, у детей были наставники, подобные современным учителям. Но они скорее не учили детей, а пробуждали их, позволяя самостоятельно открывать окружающий мир во всех его проявлениях. Хотя при этом классические методики преподавания знаний все равно имели место, потому что они продуктивны и удобны. Среди базовых предметов преподавались астрономия, геометрия, физика, биология и история. Наши Предки, как позже Пифагор, почитали математику матерью всех наук, но здесь речь идет о значительном уклоне в сторону физики.
Важно отметить, что наставники (волхвы, жрецы) в Храмах начинали обучать детей в исключительно раннем возрасте, в среднем – с четырех лет. Но при этом стоит учесть, что у наших Предков исконно действовала образная система передачи информации, в том числе и на письме (Буквицы, Молвицы, Тьраги, Каруна), поэтому ребенку, даже совсем маленькому, было значительно проще усваивать преподаваемую информацию. Проще, чем при современной БЕЗобразной системе. Кстати, один из немногих языков, сохранивших это самое образное наследие, является санскрит, но это тема для другого разговора.
Конечно, огромную роль в воспитании детей у славян играли родители, а вовсе не школы и прочие «университеты». Ребенок постоянно находился либо с отцом, либо с матерью, либо с другим членом семьи. Поэтому современная ситуация, когда родители буквально «живут на работе», не имея ни малейшего представления о пристрастиях своего ребенка, для наших Предков была принципиально невозможна. Если отец уходил на весь день работать в поле, он мог взять сына с собой. Мать, хлопотавшая по дому, всегда держала дочь рядом. Все просто – так дети, наблюдая за своими родителями, учились у них самому элементарному, перенимали бытовые навыки, без которых жизнь в общине невозможна в принципе.
Что же касается наставников, то здесь все несколько сложнее. Чаще всего ребенок перенимал ремесло родителей, и если отец был великим воином, кузнецом или резчиком, то ребенок в большинстве случае получал ту же специальность, в раннем детстве открывая в себе соответствующие предрасположенности. С одной стороны немалую роль играет кровная линия, генетическая память. В тоже время ребенок, который растет в окружении резных произведений искусства, созданных твердой, но заботливой рукой отца, вполне вероятно обретет ту же любовь к дереву, свойственную его предкам. Отсюда – родовые ремесла. Исконно определенные веси и лани (области) ценились мастерами в соответствующих специальностях.
А вот если дитятя выказывал достаточно неординарные способности в сфере, не характерной для его родовой линии (к примеру, в семье кузнеца рос явный ведун, или в семье орача – ратник-амбидекстер), такой ребенок направлялся к волхву, определяющему для него наставника. Наставником мог стать признанный мастер, который действительно имел возможность развить в ребенке вполне определенные таланты. Фактически ребенок всегда сам определял свою судьбу, которая, образно выражаясь, подтверждалась и закреплялась во время обряда имянаречения (об этом обряде вы можете узнать в соответствующей статье).
Конечно, о воспитании детей в славянской традиции можно говорить еще очень и очень много. Ведь традиционный славянский уклад – это огромный и во многом непонятный для нас океан устоев, ритуалов и действий, большинство из которых просто не может быть реализовано в мире современном. Воспитание детей у славян в корне отличалось от того, что происходит сейчас, в современном, якобы «цивилизованном» мире.
Чем занимались дети древних славян? Конечно, они, как и мы в детстве, озорничали, находились в постоянном движении, познавали окружающий мир, скажем так, в динамике. Но все это происходило вне каменных джунглей городов, горизонт не застилала серая дымка смогов, по дорогам не носились вместилища ядовитых выхлопных газов. И если вы полагаете, что подобный «расклад» соответствующим благоприятным образом отражался лишь на физическом здоровье наших Предков, то вы глубоко заблуждаетесь.
Близость к природе всегда делает человека мудрее и проницательнее. Это сегодня мы боимся идти в лес, «потому что там клещи, змеи и прочая мерзость». Славяне воспитывали своих детей в непосредственной близости, фактически вместе с этой «мерзостью», которая не воспринималась как что враждебное. Наши Предки учили своих детей, что каждый элемент мироздания – это органичная его часть, закономерная и необходимая. Да, тогда, кстати, не было колорадского жука или еще пары десятков искусственно созданных видов, так что паззл отлично складывался.
Дети буквально дышали природой, они умели чувствовать энергетические линии земли, которые сейчас принято называть сеткой Хартмана. Лозоходство – грубый и весьма поздний осколок искусства, которое для наших предков было чем-то само собой разумеющимся. Найти точку силы – все равно, что руки помыть в ручье. Не сложнее. И вес это – от близости к природе, от естественности отношений. Ведь главный тезис, которым можно охарактеризовать воспитание детей в славянской традиции, – это непосредственное взаимодействие детей и родителей (зачастую, в более широком смысле, превосходящем кровное родство). Ребенок учился не по учебникам (хотя и по ним тоже), он овладевал ремеслом непосредственно, так сказать, из первых рук. И каждое действие было осмысленно, обусловлено, занимало определенное место в мировоззренческой концепции родителей.
Воспитание детей у славян проходило достаточно «миролюбиво». Розгами на лавке, конечно, секли, но лишь в исключительных случаях, например, если ребенок по глупости сгубил скотину (в смысле – животное). Это уже серьезный проступок, который мог нанести ущерб всему роду. Тогда секли нещадно. В целом же рукоприкладство никогда не поощрялось, потому что мощный всплеск негативных эмоций и как следствие – гормонов (в случае с розгами речь идет о гормоне страха, адреналине) действует на организм разрушительно, особенно на детский организм. Это очевидно, поэтому ни один родитель в здравом уме не будет наносить своему ребенку подобного урона. Хотя, опять же, в особых случаях подобный метод вполне мог стать реальной необходимостью.
Славянское воспитание детей подразумевает, что родители в первую очередь прививают ребенку уважение. Уважение буквально ко всему – к себе самому, к окружающему миру, к родителям, к близким, к животному и растительному миру, но в первую очередь – к Богам и Предкам. Глупо полагать, что боги славян – это персонификация сил природы. Если кто-то считает, что его предки были настолько недоразвиты, что обожествляли гром и молнию, – это его личная проблема. Славяне учили своих детей на примерах великих Пращуров, легендарных героев былых времен, которые стали Асами – богами на земле, и вознеслись в миры более совершенные (многомерные миры Светлой Нави). Здесь же воплощено отношение славян к смерти, как к естественному процессу, который не должен приносить огорчения, потому что является закономерным и необходимым, как рождение (имеется в виду физический, трехмерный мир).
Уважение к старшим, уважение к родителям и собственному Роду, вот то, что ребенок усваивал в первую очередь. И это логично, потому что процветание Рода – залог стабильного развития каждого члена рода. В конечном счете славянский Род – это несколько сотен, если не тысяч человек. Не сравнимо с современным понятием семьи, включающим в себя в лучшем случае человек десять, не правда ли?
Вот в чем заключатся основные отличия воспитания детей в славянской традиции. Конечно, в итоге к 12-летнему возрасту эти «дети» вполне могли быть полноправными членами общины, они несли за свои действия абсолютную ответственность. Они умели вести хозяйство, они умели содержать тело, разум и дух в оптимальном, продуктивном состоянии. Они умели выживать и при необходимости сражаться за себя и своих родичей.
Сейчас сложно сказать, насколько в действительности воспитание детей у славян было совершенным. Но факт остается фактом – современная, насквозь порочная воспитательная система (а точнее – ее полное отсутствие) чудовищно далека от того, что было характерно для общества наших Предков. Быть может, нам не хватает именно этого – воспитания детей в славянской традиции. Быть может, если бы мы и сейчас придерживались своих исконных устоев, все было бы иначе. И мир был бы лучше, и солнце – ярче, и трава – мягче, и рассвет – алее…
Источник
Редакция ProDetki любит исторические факты. Нам стало интересно, как раньше относились к воспитанию детей на Руси.
Традиции на Руси
Древняя Русь / Фото взято из открытых источников
Воспитанию детей на Руси уделяли особое внимание. Традиции и порядки того времени кардинально отличались от наших. Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек. Большое значение придавалось религиозным традициям, обрядам. Взгляд на вопросы воспитания у наших предков был особый: дети росли в строгости и в страхе перед старшими.
Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек.
Семья и дети
Семья на Руси / Фото взято из открытых источников
Как правило, семьи на Руси были большие: в каждой было несколько детей, жили даже целыми родами. В семье была строгая иерархия отношений. Отец являлся главой семейства, авторитетом. Он был главным воспитателем в семье. Из методов воспитания частенько применялась порка и, считалось, что это делается во благо, и, если не бить ребёнка с ранних лет, то он вырастет нехорошим человеком. Если отец не порет ребёнка, он вызывает осуждение, значит он не выполняет свои обязанности. Дети должны были беспрекословно его слушаться, подчиняться его воле. У детей не было права голоса, с их мнением не считались. Пожелания сына принимались в расчёт отцом, пока у него вырастала борода. От матери дети получали образование. Она учила их грамоте, письму, домашнему хозяйству, правилам этикета, добру и уважению. Поэтому образованные невесты имели большую ценность.
Отношение к детям
Воспитание на Руси / Фото взято из открытых источников
На Руси дети рассматривались несколько иначе, нежели сейчас. К ребенку не относились как к самостоятельной личности, считалось, что он всего лишь фундамент для построения человека. Таким образом, с малых лет детей готовили к взрослой жизни. До 3-4 лет вся забота о детях лежала исключительно на матери. Она знакомила их с миром и бытом и уже с раннего возраста мать привлекала дитя к мелкой домашней работе. В последующие годы воспитание мальчиков и девочек значительно отличалось. Из одних воспитывали будущих воинов, кормильцев семьи, из вторых — будущих матерей. С 5 лет девочки активно помогали матери, занимались домашним хозяйством, огородом, приготовлениям пищи, рукоделием. Им прививались истинно женские ценности, верность, уважение. Воспитанием мальчиков занимался отец. Он привлекал их к физическому труду и мелкой работе по своему профилю. А с 12 лет мальчики уже жили отдельно от матери и обучались воинскому делу. После 15 лет дети становились полноправными членами общины. После замужества девушка освобождалась от власти отца. Существовал даже необычный ритуал, когда отец передавал зятю свою плеть, чтобы тот сам воспитывал свою жену. Мальчики продолжали заниматься теми же делами, что и отец, наследовали их ремесло. Девочки, если не выходили замуж, оставались рядом с матерью, занимались хозяйством, рукоделием, помогали растить младших братьев и сестер.
Воспитатели в Древней Руси
Семейные традиции на Руси / Фото взято из открытых источников
Кроме описанных стандартов воспитания в Древней Руси существовали ещё другие формы, где главным воспитателем выступал не родитель, а другой человек. В IX-XI веках процветала такая форма как «кормильство». Применялась среди детей из княжеских семей. В 5-7 лет ребёнка отдавали воспитываться в другую семью, которая подбиралась среди знати. Кормилец становился ребёнку наставником, в его обязанности входило образование ребенка и его воинская подготовка.
Ещё одна, наиболее распространённая форма, существовавшая на Руси — «кумовство», когда детям назначался духовный наставник.
Но такие формы были распространены только среди знати. Дети из простых семей чаще всего воспитывались родителями или иногда «дядьками». Детей передавали на воспитание дяде, брату матери, в то время как отец занимался воспитанием детей сестры. Если родного дядьки у ребенка не было, его воспитывали соседи.
Основной посыл к воспитанию детей на Руси был призыв к патриотизму, защите ее от врагов, храбрости, отваге, трудолюбию, почтению старших, быть отзывчивыми и добрыми к людям. Именно добро и было основой воспитания, несмотря на то, что методы наших предков нам непривычны и кажутся суровыми.
Источник