Развитие ребенка творческих способностей ребенка на ритмике

По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

Психолог Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей пяти – семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, хореографическое, театральное, литературное.

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Термин “способности”, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение: способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. В понятие “способности” по его мысли, заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие “способность” не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.

Благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, поддерживаю и развиваю творческие способности детей на занятиях ритмикой и хореографией. Ведь приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях ритмикой и хореографией имеет главную цель: определение эффективности развития творческих способностей детей.

Для достижения цели выделяются следущие задачи:

1. Развивать воображение, фантазию, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

2. Формировать умения исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ.

3. Воспитывать умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми.

4. Учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.

Успешное решение поставленных задач на занятиях ритмикой и хореографией осуществляются в согласии с принципами педагогики: принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенного повышения требований, принцип систематичности и повторяемости материала, принцип сознательности и активности, принцип гуманизации.

На занятиях ритмикой и хореографией следует использовать методические приемы, которые вызывают у детей желание творчества: игровой метод, импровизационный метод, метод показа, концентрический метод, музыкальное сопровождение как методический прием.

Развитие творческих способностей детей на занятиях может быть эффективным лишь на основе полноценного музыкального материала. Швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак Далькроза в комплексе ритмических упражнений выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем; пространством и движением; развивает тонкий музыкальный слух и богатое воображение.

Отбор музыкального репертуара происходит с учетом его доступности дошкольникам. Проанализировав музыкальную литературу для детей, репертуарные сборники, специально предназначенные для музыкально-ритмического воспитания, а также собственный многолетний опыт работы, отобрала музыкальные произведения, соответствующие основным художественно-педагогическим принципам: высокий художественный уровень, гуманизм, яркость, образность, доступность музыкального языка. Подбирая музыку для движений, руководствовалась тем, чтобы репертуар был выразительным, привлекательным для детей, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела и, в то же время, был доступным для исполнения.

В репертуар включаются  русские, украинские народные мелодии, музыкальные произведения композиторов, чье творчество обращено к детям (Е. Тиличеева, М. Красев, Ю. Слонов, В. Витлин, Т. Попатенко, А. Филиппенко и др.). Из классического репертуара отобрала произведения композиторов – классиков М. Глинки, Н. Римского – Корсакова, П. Чайковского, М. Мусоргского, К. Сен–Санса, Э. Грига, А. Бородина, разнообразные по жанрам, тематике.

Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов – классиков, ребенок приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы “через себя” музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.

Воображение ребенка развивается постепенно по мере приобретения им определенного опыта. По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда моя задача развивать не столько воображение дошкольника, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество.

У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Ребята обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легче, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники танца увлеклись ощущением “сиюминутности” процесса творчества. Успех импровизации порой зависит от настроения и самочувствия каждого, поэтому провожу игры и этюды импровизации не в начале занятия, когда дети еще недостаточно собранны и их воображение “не разогрето”, а во второй его половине.

Читайте также:  Для развития ребенка 5 лет подарок

Именно в игре можно начинать формировать у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Игровая ситуация увлекает ребенка, дает возможность самостоятельной деятельности. Так, например, в связи с изменением игровой ситуации он должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действия приводит к благоприятному результату.

Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от одной реальности к другой, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности.

При использовании на занятиях игр – импровизаций описываю ситуацию, но ничего не показываю, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность. Игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, музыкальности слуха, пантомимики, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.

Чтобы изобразить листочек или снежинку, ребенок должен ее хорошо представить в воображении. Поощряю непохожесть, оригинальность, поиск, комментируя действия детей.

Игровая ситуация “Подснежник”.

Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ.

Педагог. Ребята, представьте, что мы с вами находимся под землей, мы — корни растения — подснежника. Пригревает солнышко, тает снег, появляются первые проталинки. Пробиваются сквозь землю нежные листочки подснежника. Становится пасмурно, солнышко скрылось, подул легкий ветерок. Стебелек растения колышется, приклоняется к земле. Ветер стих. Растение снова ожило, радуя окружающих. Дети наклоняются вправо, влево, приклоняются к полу.

Наступил вечер, листочки закрываются в бутоны и готовятся к ночному отдыху. Дети соединяют руки, изображая бутон.

Используется запись из альбома “Времена года” П.И. Чайковского.

Игровая ситуация “Капельки”.

Используется музыкальное произведение “Лирический танец” Поль Мориа

Педагог. Ребята, помните, вчера вечером шел дождь? С неба летели капельки — большие и маленькие. Вот и вы сейчас в них превратитесь. Хотите? Дождь шел сильный, но теплый. Капельки, одна за другой, падали на землю, на травку, на листочки деревьев. Вот дождь и кончился, капельки лежат на листочках, не высыхают, ведь уже наступила ночь. Капельки так устали, что заснули. А утром проснулись. Дети кружатся, затем по очереди подпрыгивают и садятся на корточки. Дети складывают руки, опускают голову, закрывают глаза — “спят”.

Было холодно: (Брр.) капельки потянулись, зевнули, задрожали. Дети открывают глаза, поднимаются, тянутся, зевают, дрожат.

Вот подул ветер, и капельки стали спрыгивать с листочка на листочек, с листочка на веточку. Но вот уже и самая последняя, нижняя ветка. Капельки посмотрели вниз. До земли ой как далеко! Ведь они такие маленькие. А ветер все сильнее, капельки слетели с дерева и закружились в воздухе. Они плавно летали то в одну, то в другую сторону, то опускались вниз, то кружили вокруг себя. А вот и земля, и наши капельки упали на травку, на цветочки. Дети прыгают на месте, с небольшим продвижением на одной, двух ногах. Смотрят вниз, прыгают на двух ногах. Кружатся, свободные движения, плавные. Подпрыгивают, плавно приседают, встают, успокаиваются.

Выглянуло долгожданное солнце, капельки потянулись к нему, погрели один бочок, другой.

Дети встают, тянутся, поднимают руки вверх, подставляют бочок, спинку.

День становился жаркий, солнце пекло все сильнее, и наши капельки стали понемногу испаряться. Дети приседают медленно, опускают голову, руки, делаются как можно меньше.

А капельки, которые испарились, собрались на небе в большое облачко. Им стало очень весело вместе. Дети встают в круг, берутся за руки.

Понравилось вам быть капельками? Хотите еще побыть кем-нибудь? Кем? Хорошо, в следующий раз еще поиграем.

Работая над ритмическими движениями, стремлюсь не только закрепить у детей ощущение музыкального ритма, но и научить свободному владению грамматикой, техникой движения, добиваясь того, чтобы пластика тела каждого ребенка становилась одухотворенной и выразительной. Поэтому при освоении технических приемов исполнения ритмических движений дети сразу получают установку на выразительность, то есть на передачу эмоционального содержания, заложенного в движении. Для этого сначала предлагаю мини – этюды, способные собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Воссоздающее воображение помогает детям представить образ и показать его через пантомимику. Для детей первоначально провожу игры по подражанию, затем они начинают фантазировать сами.

Мини-этюд “Березка”.

Упражнение активизирует воображение детей, развивает музыкальность, эмоциональность и фантазию. Используется музыкальное произведение “Березка” Е. Тиличеевой.

Педагог. Наконец после долгой, холодной зимы наступила теплая весна. Белоствольные березки расправили свои нежные листочки, протянули свои тонкие веточки к солнышку и ощутили на них долгожданное тепло. Улыбнулись березки солнышку. Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил березкам поиграть. Удивились они, но согласились. Закачали березки своими тонкими веточками, сначала совсем тихо, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом. Но шалун ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились березки. Обняли себя веточками, чтобы согреться. А тут еще дождь закапал, вымокли березки до последней нитки. Повисли ветви, как плети. Испугался ветер, что березки могут заболеть. Разогнал тучи. Выглянуло солнышко, и березки радостно вздохнули.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в школе образец заполнения

Практика показала, что развитие активного творческого воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью игр – путешествий, вызывающих у детей неизменный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями.

Источник

Светлана Малахаева
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-ритмических движений

Оглавление

1. Введение….…. 3

2. Виды музыкально – ритмических движений …. 5

3. Методические рекомендации по использованию музыкально – ритмических движений в развитии творческих способностей детей. …6

4. Заключение….9

5. Литература…. ….…10

6. Приложение…. 11

Введение

В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально-ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение – средством ее усвоения. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых движение приобретает соответствующий характер. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.

В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования. Различные формы художественно – эстетической деятельности активно внедряются в образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию творческих способностей и инициативы дошкольника. Поиск эффективных средств развития творческих способностей дошкольников в ходе музыкально – ритмической и танцевальной деятельности представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что необходимо расширить знания и изучить методики развития творческих способностей дошкольников в ходе музыкально – ритмической и танцевальной деятельности более углубленно, что и было сделано в предоставляемом опыте работы.

В данной разработке представлены методические рекомендации по использованию музыкально-ритмических и танцевальных видов деятельности, которые позволяют развить у детей творческие способности,практические умения и навыки в танцах на всех уровнях: индивидуальном, групповом, фронтальном.

Новизна опыта состоит в создании условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально – ритмической и танцевальной деятельности, нацеленных на использование элементов ранее известных и современных методик.

Виды музыкально – ритмических движений

Как мы знаем, источниками движения считают физические упражнения, танец, сюжетно-образные инсценировки. Физические упражнения в ритмике – ходьба, бег, подпрыгивания, поскоки, общеразвивающие упражнения (без предметов и с ними); строевые (построения, перестроения, передвижения). Само слово «упражнение» звучит для ребенка прозаично, поэтому с учетом поэтического восприятия мира детьми упражнения, как правило,имеют образные названия: «шагают кузнечики», «после дождя», «спать хочется» и т. д.

Хорошо использовать:

музыкальные игры, направленные на выражение эмоционального содержания музыки. В основе их лежит программная музыка, которая подсказывает ход действия сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей.

• сюжетные игры, осуществляемые в образных движениях, и несюжетные, которые разыгрываются по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения

музыкальные игры под инструментальную музыку и игры под пение – хоровод.

Рекомендую так же использовать:

• детские пляски и танцы. Они основаны на элементах народных и классических танцевальных движений. Этот вид музыкально-ритмического движения можно подразделить на пляски и танцы с зафиксированными движениями, свободные и импровизационные, а также комбинированные, то есть имеющие и зафиксированные движения, и свободную импровизацию. В этом случае используется авторская композиция движений, и те, которые придумывают сами дети.

Таким образом, все виды музыкально-ритмического движения выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки, но у каждого вида есть свои функции.

Методические рекомендации по использованию музыкально – ритмических движений в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

Приемы, рекомендуемые при огранизации музыкально – ритмических движений:

• наглядно-слуховой метод, который предполагает художественное исполнение педагогом музыки;

• словесный – образный рассказ о новой игре, танце;

• метод упражнения – многократного повторения и закрепления движений;

• поэтапное разучивание репертуара танцев;

•практические приемы это: игровые приемы, соревновательность, сравнение и контрастное чередование движений и упражнений, прием пространственной ориентации, импровизации, фиксация отдельных этапов хореографических движений, развитие основ пластических линий.

Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движениязаранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия, отдельных персонажей-образов. И намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения.

Рекомендации:

1. Начните свою работу по восприятию музыки детьми, учить выделять яркие выразительные средства в музыке, акценты, метрические пульсации, темповые изменения. Все это передается хлопками, шлепками, притопами, щелчками, отстукиванием ритма. Только потом происходит освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов и танцев.

2. Очень важно научить детей слышать музыку, поэтому основным правилом обучения детей музыкально-ритмическому движению является внимательное отношение к музыке, что, соответственно, не допускает разговоров во время ее звучания, а также шумного исполнения движений. Самым простым заданием на первых порах для детей должно быть требование начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. Если произведение начинается со вступления, следует научить детей слушать его, а движения начинать только после его завершения.

Читайте также:  Условия нормального развития нормального ребенка

3. При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний манипуляций с предметами и т. д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы.

4. Развивая творческие способности детей средствами музыкально – ритмическими движениямииспользуйте психолого-педагогический метод:

• педагогическое наблюдение;

• прием проблемного обучения и воспитания;

• индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку;

• прием воспитания подсознательной деятельности;

• педагогическая оценка исполнения ребенком упражнений;

• прием контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного процесса (отдыха, релаксации).

5.Для формирования контакта друг с другом используйте с детьми игры и танцы: «Разноцветные шары», «Найди себе пару», пляска «Приглашение», танец «Всё мы делим пополам» и др. («Барбарики», «Вальс цветов», «Аквариум» и другие). Данные игры и танцы способствуют развитию дружеских взаимоотношений между детьми, внимания, ориентировке в пространстве, раскрытию индивидуальности детей, и совершенствование имитационных движений под музыку.

6. Во время свободной деятельности в группах организуйте дидактические игры, музыкальной тематики такие как:

«Танец, песня, марш», во время которой детям раздаются карточки с изображением танцующих вальс, польку, современный танец, народный танец или марширующих. Ребята, прослушав небольшие фрагменты музыки и, отгадав, показывают карточку и исполняют танец или его элементы.

«Весело и грустно», где ребёнок бросает кубик, на сторонах которого изображены весёлые или грустные животные, задание изобразить эмоции животного, его движения и повадки.

7. Знакомьте детейс элементарными правилами танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец.

8. Обязательно проводите с детьми работу над образом, где дети сами пробуют составлять танцевальные миниатюры, которые помогают развить воображение, умение войти в образ и передать характер героя движениями.

9. Во время деятельности отмечайте, кому из детей необходима помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать. Обязательным условием является похвала ребёнка, для того, чтобы подбодрить его, подсказать и направить. Также в таких ситуациях помогает образный рассказ, который помогает детям представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении.

10. Танцевальные композиции продумывайте с учетом не только двигательного развития, но и творчества. Для этого организуйте танцевальные композиции так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей (коммуникативные и сюжетные танцы: «Танец ёлочек и зайцев», «Весна пришла», «Парад шляпок», «Разноцветная игра», «Медведь» и др.). Результативной работой можно считать лишь тогда, когда дети начинают свободно двигаться с полной эмоциональной и художественно-эстетической отдачей.

11. Обязательной частью деятельности в процессе работы над опытом является работа с родителями. В соответствии с ФГОС ДО, семья является полноценным участником образовательного процесса. Совместное творчество с детьми заряжает членов семьи положительными эмоциями на длительное время. Именно родители являются союзниками в изготовлении костюмов, атрибутов и декораций. Привлекайте их к совместной деятельности, используя рекомендации и консультации, такие к примеру,как: «Развиваем ритмические способности ребенка», «Значение танца в развитии творческих способностей дошкольников», «Музыка как средство творческого развития ребенка», «Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях музыкой», «Развиваем музыкальные способности детей вместе» и другие.

Заключение

Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств личности. В возрасте дошкольного детства потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно в дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.

Танцам отводится особое место в процессе музыкально эстетического воспитания детей дошкольного возраста, так как, будучи выразительным средством обучения, они обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных согласованных действий и творческой активности детей, а так же доставляют им большое удовольствие и радость.

Музыкально – ритмическая и танцевальная деятельность способствует:

-развитию фантазии, воображения, оригинальности;

-перевоплощению детей в образ во время танца;

-получению положительных эмоций, необходимых для творческого развития личности.

Проявление творческих способностей детей с использованием музыкально – ритмических движений: выступления в концертах, на детских утренниках, развлечениях, на родительских собраниях в детском саду.

Литература:

1. Буренина, А. И.Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 52 с. Электронный ресурс – диски приложение к книге

2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981. – 86 с.

3. Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду [Ноты] / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 68 с.

4. Суворова, Т. И. Танцевальная ритмика для детей [Электронный ресурс]: прил. к кн. Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей». Вып. 1 / Т. И. Суворова. –СПб : Музыкальная палитра, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Источник