Развитие ребенка третий год жизни

Содержание

  1. Особенности развития детей третьего года жизни
  2. Внимание на третьем году жизни ребенка
  3. Представление и понятие об окружающем мире
  4. Сенсорное развитие
  5. Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

В течение 3-го года жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно слышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис 3-х летнего возраста проявляется в негативизме – стремлении действовать наоборот, упрямстве – настоянии на своем, строптивости – протеста против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности.

В результате таких личностных проявлений ребенка у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы от взрослых за свои успехи. Появляется чувство собственного достоинства. Эти качества лежат в формировании самосознания ребенка.

Большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи ребенка и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка увеличивается в 3-4 раза, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают формы слов, а также неправильно произносимые слова.

В своей речи он употребляет уже распространенные и сложные предложения: «Волк больше зайчика, он может его съесть», «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым». Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы развивают познавательную потребность. Употребление детьми придаточных предложений говорит о восприятии детьми предметов и явлений окружающей действительности не изолированно, а во взаимосвязи. Они улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают и сопоставляют.

Развитие речи и мыслительного процесса у детей третьего года жизни идут одновременно.

Особенности развития детей третьего года жизни

  • Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов из того, что его повседневно окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
  • Появляются более сложные обобщения касающихся сходных по функциям предметов, а также касающихся качества предметов, например на вопрос: «Что у нас красного цвета?» — ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».
  • Ребенок может понять рассказ взрослого о явлениях и событиях в которых сам не участвовал и непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома.
  • На третьем году изменяется воспитательное значение речи. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие.

Но несмотря на эти достижения дети не владеют еще грамматическим строем языка. Ребенок говорит: «У меня замерзли ножки и валенки» (2 года 6месяцев), или: «Эта колбаса докторская, она у доктора была» (2 года 9 месяцев). Правильное произношение звуков на 3-м году еще не закреплено, но автоматизировано. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие :«балабан» (барабан). В это время слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения. Что касается взрослых, то они не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования правильного произношения детьми слов.

Внимание на третьем году жизни ребенка

На третьем году жизни у детей появляются элементы произвольного внимания, он более длительное время может заниматься одним видом деятельности. У ребенка возрастает объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют в памяти пережитое, особенно если это было связано с положительными или отрицательными эмоциями.

Представление и понятие об окружающем мире

На протяжении 3 года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода, различает и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»).

У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).

Сенсорное развитие

Вид деятельности ребенка, которому следует уделять особое внимание, можно назвать наблюдение, так как оно является важным средством сенсорного развития. Здесь высока роль взрослого, который должен научить ребенка выделять такие свойства предметов, как величина, цвет, форма. Если взрослый видит, что ребенок зам чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом предмете главное, существенное. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир.

Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами:

  • предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой);
  • сюжетные игры (игра с куклой);
  • наблюдения;
  • рассматривание картинок, книг;
  • элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием пищи, одевание, уборка игрушек);
  • игры со строительным материалом; начала изобразительной (творческой деятельности) – лепка и рисование.

Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может.

Особое место в развитии ребенка имеют «сюжетные игры», когда играя, он отображает многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он начинает отображать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Но это возможно только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Важным качеством в деятельности ребенка при этом могут быть элементы планирования, когда, начиная то или иное действие, он заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу».

Изобразительная творческая деятельность ребенка заключается в рисовании, лепке. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек.

На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать взаимодействия со сверстниками, интерес к совместным играм и начинаются складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение.

А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.

Источник

Психологическое развитие ребенка на втором году жизни

Двухлетний малыш — беспомощный и эмоциональный, а трехлетний — уже самостоятельный маленький человечек. Всего за 12 месяцев в психике ребенка происходят разительные перемены, к которым родители не всегда готовы. Чтобы правильно строить и постепенно изменять отношения со своим чадом, изучите психологические особенности третьего года жизни.

Совершенствование детской речи

После второго дня рождения ребенок начинает активно расширять свой словарный запас, за год он увеличивается в среднем до 1,5 тысяч слов. Малыш уже строит предложения из нескольких слов, употребляет практически все части речи и правильно использует падежи, рода и числа. На этом этапе можно мягко поправлять кроху, если он допускает ошибки в речи, чтобы они не закреплялись и не сохранялись до школьного возраста.

Многие детки старше двух лет любят озвучивать все свои действия. Так они тренируют свою речь, внимание и память. Даже если непрекращающийся детский монолог вас раздражает, проявите терпение и не запрещайте крохе разговаривать. Чем больше он будет тренироваться, тем четче и правильнее будет его речь.

Малыши «впитывают» слова из разговоров окружающих их людей, потому постарайтесь стать для своего чада хорошим примером. Ни в коем случае не ругайтесь и не ссорьтесь в присутствии ребенка. Старайтесь использовать правильные речевые конструкции, больше читайте с крохой, чтобы расширять его словарный запас.

Отличным признаком умственного развития ребенка считается вопрос «Почему?», заданный в возрасте 2,5-3 лет. Возникновение таких вопросов свидетельствует о том, что малыш задумывается о причинах событий, размышляет о том, как устроен мир. Не отмахивайтесь от почемучки, уделите время тому, чтобы понятно и подробно ответить ему. Чем лучше вы будете отвечать на вопросы, тем активнее будет совершенствоваться интеллект вашего чада.

Если вы хотите пораньше начать обучение малыша, самое время этим заниматься после двух лет. Кроха отлично запоминает короткие стишки и песенки. Во время длительного ожидания его можно развлекать загадками о знакомых цветах, животных, природных явлениях.

Психология детского рисунка: тесты и интерпретация.

Эволюция игры в жизни ребенка

У двухлетнего малыша активно развивается воображение и фантазия. Он может придумывать сюжеты для своих игр и подбирать для них нужные игрушки. Фантазия помогает крохе составлять сценарий игры из нескольких последовательных действий, цепочки которых со временем становятся все длиннее.

Переломным моментом для психики ребенка становится начало ролевых игр. Сначала он «примеряет» на себя действия окружающих. Например, имитирует, как мама готовит еду на кухне, или как папа ездит за рулем автомобиля. Позднее малыш вживается в роль, становится то врачом, то продавцом, в мельчайших подробностях повторяя увиденные действия и придумывая новые ситуации.

В это время родителям нужно внимательно следить за своим поведением. Если вы хотите, чтобы малыш вел себя спокойно и не кричал, не устраивайте в его присутствии семейные скандалы. Станьте положительным примером для своего чада, ведь в этом нежном возрасте именно родители проводят больше всего времени с ребенком.

К трем годам малыш проявляет активный интерес к общению со сверстниками. Ребенок уже знает основы правильного поведения в обществе, потому ведет себя дружелюбно, готов делиться игрушками и затевать совместные игры. Отдельные сверстники вызывают у малютки симпатию, общение с ними доставляет ему особое удовольствие.

Самосознание и развитие самостоятельности

Третий год жизни — это период начала формирования личности ребенка. Он желает проявить свое «Я», у него появляются чувства самолюбия и гордости за успешно выполненные задания. Кроха хочет угодить взрослым, показать себя с лучшей стороны, чтобы заслужить похвалу.

Позволяйте своему чаду выполнять как можно больше действий самостоятельно, ведь он уже может без труда орудовать столовыми приборами, собирать игрушки и одеваться.

Предоставляйте малютке право выбора и достаточную свободу действий, чтобы он почувствовал себя равноправным членом вашей семьи.

Если же малыш намерен сделать что-то опасное или способное навредить окружающим, вы уже не сможете отвлечь его, как раньше.

После двух лет нужно использовать тактику уговоров и объяснений.

Деликатно, но твердо поясните крохе, почему определенные действия недопустимы в обществе. Обращайтесь с ним как с личностью, и ребенок прислушается к вашим словам.

Иногда возникают ситуации, в которых малыш отказывается выполнять давно знакомые ему действия, просит, чтобы его покормили или одели. Причиной такого поведения может быть нехватка внимания и ласки со стороны мамы и папы. Если родители проводят мало времени со своим чадом, он может попытаться прикинуться маленьким, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. С другой стороны, малютке может быть скучно выполнять однообразные действия, если вы своевременно не предложили ему более сложные задания. Деткам нравится все новое и необычное, а рутинные занятия, которые они давно освоили, кажутся неинтересными.

К трем годам ребенок может становиться упрямым, если вы строите свое общение с ним неправильно. Важно прислушиваться к желаниям крохи, уважать его потребности как личности. Любая насмешка или обида воспринимается в этом возрасте особенно остро. Поэтому для избежания конфликтных ситуаций нужно подробно объяснять малышу свои действия, учиться с ним договариваться.

Период раннего детства заканчивается к третьему дню рожденья вашего малыша, и он переходит в ранг младших дошкольников. Ребенок требует большей самостоятельности, активно развивает свои речевые навыки и учится примерять на себя роли взрослых. Относитесь к малютке, как к самостоятельной личности, чтобы свести к минимуму кризис трех лет.

Психологическое развитие ребенка: с рождения до трех лет

Источник

Купить игрушки для малышей>>

   Третий год – очень важный возрастной этап в жизни Вашего малыша, успешно его перейдя, ребенок развитие на третьем году жизни окончательно перерастет «раннее детство» и станет дошкольником. Именно поэтому родителям нужно быть особенно внимательными, гибкими и в то же время последовательными в воспитании ребенка третьего года жизни. Это уже не беспомощный младенец, это любопытный маленький исследователь окружающего его мира, который начинает задумываться над устройством природы и человека, с каждым днем ощущает себя все более самостоятельной личностью, но в то же время возможности и познания ребенка в этот период еще очень сильно ограничены, и большую часть знаний он по-прежнему получает от родителей.
   Третий год жизни приносит огромный прорыв в интеллектуальном и эмоциональном развитии  малыша.  Он необычайно быстро запоминает новые слова или объясняемые взрослым правила игры. Словарный запас крохи  стремительно растет, к концу третьего года он обычно составляет от 1200 до полутора тысяч слов. Важно, что малыш уже не просто называет слова, но и строит фразы: в первом полугодии третьего года это в основном короткие предложения длиной в 3-4 слова, но к концу года в речи малыша появляются первые сложные предложения, а существительные все чаще начинают сопровождаться определениями.
Звучание речи становится более правильным, однако у малышей третьего года еще сохраняются некоторые физиологические дефекты в произношении звуков (малыши не произносят шипящие, сонорые, встречаются и другие логопедические сложности), ругать за подобные ошибки малыша ни в коем случае нельзя, но поправить и произнести слово так, как оно должно звучать, нужно обязательно.
Развивается память ребенка, теперь он помнит не только о событиях, которые произошли совсем недавно, но и о том, что с ним случилось неделю или месяц назад. Если взрослый будет помогать малышу вопросами, кроха сможет составить свои первые рассказы-воспоминания о запомнившейся поездке или кукольном спектакле.
    Во время игры и после посещения детского театра, новогодней ёлки или зоопарка, нужно обязательно постараться закрепить новую для ребенка информацию и впечатления, проговорить, рассмотреть аналогичные предметы на картинках, задать малышу обобщающие вопросы, которые позволят запомнить полученные впечатления и знания.
Часто дети в возрасте 2-3 лет во время игры постоянно проговаривают все свои действия, может показаться, что это «бормотание» не имеет никакого смысла, на самом деле это не так. Ребенок на подсознательном уровне закрепляет и развивает свои речевые навыки, тренируется в построении фраз, употреблении новых слов, поэтому такую «речь» никогда не нужно прерывать замечаниями.
Игры ребенка становятся более сложными, малыш отдает предпочтение ролевым играм. При этом кроха может продолжать одну и ту же игру в течение получаса и даже дольше при деятельном участии взрослого. Во время ролевых игр происходит знакомство малыша с представителями разных профессий, с основными видами деятельности, развивается воображение и образное мышление.
   На третьем году жизни малыш готов к первым урокам рисования, при этом он стремится не только определить контуры предметов и их положение в пространстве, но и окрасить их исходя из своей фантазии или по образцу. Лучше всего начинать рисовать при помощи кисти и красок либо фломастеров, рисование ими требует меньших усилий от неокрепшей детской ручки, при этом картинка появляется яркая и сочная, что особенно нравится малышам. Карандаши лучше отложить на несколько месяцев. Хорошо предложить малышу пальчиковые краски и раскраски.
Во втором полугодии движения детских рук уже достаточно ловки, чтобы познакомить малыша с лепкой. В качестве первых материалов для подобного творчества лучше брать соленое тесто или пластилин.
   Знакомство с разными  художественными приемами очень важно для эстетического развития  и формирования творческого мышления малыша, однако для того, чтобы творчество увлекло кроху важно интересно и увлекательно рассказать о новом занятии и обязательно показать. В этом возрасте малыш не способен задерживать свое внимание на занятии, к которому не испытывает интерес. Поэтому просто положив перед ребенком набор красок или пластилин, не стоит сетовать на то, что ребенок с ним не занимается.
   Точно также стоит учитывать  и другую особенность психики ребенка – малышу бывает очень трудно оставить полностью завлекшее его целиком занятие, от игры в песочнице до чтения, поэтому родителям нужно проявить деликатность и терпение, чтобы переключать внимание трехлетки.
К концу второго года жизни ребенок может ежеминутно озадачивать родителей бесконечными «почему?», которые свидетельствую о стремительном развитии  абстрактного мышления, у него растет интерес к познавательной деятельности.
   Малыш уже отлично различает форму и цвет, но восприятие предмета еще не совершенно. Для детей этого возраста характерно выделение у вещи только одного какого-то признака или качества.  После двух лет появляются и первые количественные представления (много-мало, поровну). Малыш стремится точнее охарактеризовать положение предмета в пространстве (окнижка-шнуровкан уверенно может определить, лежит ли один предмет над или под вторым, находится он близко или далеко, в центре комнаты или в углу). Возникают первые временные разграничения действий: сейчас и вчера, завтра, появляется представление о временах суток и года. Ребенок начинает  осмыслять совершаемые поступки как хорошие или плохие, именно поэтому важно рассказать крохе в этот период о принятых в обществе нормах поведения и стремиться всячески  поощрять их выполнение.
   Развивается самостоятельность ребенка, осознание себя как отдельной от родителей личности побуждает малыша не только подражать действиям родителей (хотя подражательный аспект и продолжает оставаться актуальным), он стремится заявить о себе и своих желаниях, проявить свое «я». Все чаще в речи ребенка слышится «Я сам!». Любые самостоятельные действия, если они не несут вреда здоровью и безопасности ребенка, следует поощрять и стимулировать. В противном случае малыш может надолго остаться несамостоятельным и беспомощным. На третьем году жизни малыш уже должен уметь самостоятельно снимать и одевать несложные предметы одежды – юбки и штанишки на резинке, кофточки с широким и мягким воротом, застегивать крупные пуговицы, молнии.
Важно в этом возрасте заниматься эстетическим воспитанием ребенка: больше читать, показывать красочные иллюстрации и репродукции известных картин, учить правильно слушать и слышать музыкальное произведение. В этом возрасте ребенок способен уловить ритм и настроение музыкального произведения, выучить простейшие танцевальные движения. 
   Первый кризис взросления, который у большинства детей происходит как раз в этот период, так называемый кризис трех лет, может сделать этот возраст сложным и требующим от родителей терпения и понимания, строгости и дипломатичности. Однако в этой поре первой самостоятельности есть особое обаяние, ведь Ваш ребенок стал личностью, и это очень важно и ценно. Занимайтесь, стремитесь договориться с маленьким человечком и, конечно же, не забывайте, что без Вашей любви и нежности ему по прежнему не обойтись.

Купить игрушки для малышей>>

Источник