Развитие ребенка строение дерева листья деревьев

Развитие ребенка строение дерева листья деревьев thumbnail

Как растет дерево от семечка до плода? Учим с ребенком ветки рябины, березы, тополя, клена, дуба. Знакомство с деревом начинается для ребенка в самом раннем его детстве. В каждом дворе есть свой добродушный великан, который с радостью укроет от палящего солнца, дождя, поделится опавшими листьями и сухими веточками для всевозможных игр.

Развитие ребенка строение дерева листья деревьев

Например, деткам будет интересно узнать, из каких частей состоит дерево. Для этого используем схематичное изображение дерева и рассказываем про каждую его часть:

Строение дерева для детей

  1. Корни дерева – его основа. Они кормят дерево, всасывая в себя растворенные в воде питательные вещества, а также удерживают его в вертикальном положении. Чем больше по размеру дерево, тем богаче его корневая система.
  2. Ствол дерева – это как бы его корпус. По стволу проходят вверх все вещества, добытые корнями, от ствола же начинают отходить ветви. Важно отметить, что настоящее дерево имеет один ствол, а вот кустарники – несколько, пусть даже и крупных, стволов.
  3. Ветки деревьев – опора для листьев; именно на ветвях образуются почки, из которых потом появляются листочки и цветы. Внутри них также проходят питательные вещества. Со временем ветви становятся более широкими и твердыми (одревесневают), а от них появляются новые ветви.
  4. Листва дерева – это орган, который позволяет дереву обмениваться веществами с окружающей средой. Благодаря листьям дерево поглощает из воздуха вредный для человека углекислый газ, здесь же из него под действием солнечных лучей образуются органические вещества, и через листья дерево выделяет наружу кислород, которым мы дышим.
  5. Все листья и ветви дерева образуют его крону – пышную шапку, которая дает тень и укрывает нас от дождя.

Изучив строение дерева, можно перейти к следующему этапу – узнать, каким образом оно появляется на свет. Где и как растут деревья? Ответ на этот вопрос можно изобразить в виде круговой схемы.

Как растет дерево?

Итак, разбираем весь жизненный цикл плодового дерева:

Семечка – источник жизни каждого растения, и дерева в том числе. В нем содержится маленький зародыш и начальный запас питательных веществ, который нужен зародышу для того, чтобы прорасти через семенную кожуру. Попадая в почву, зародыш начинает активно развиваться, проклевывается через оболочку, растет и пускает корешки, которыми всасывает из земли вещества, необходимые для своего роста.

Через много лет зародыш превращается в дерево, которое, достигнув определенного возраста, обретает способность воспроизводить себе подобных.

Весной на ветках дерева образуются почки, в которых развивается удивительный по красоте и запаху орган – цветок.

Цветок плодового дерева устроен таким образом, что при опылении (ветром или насекомыми) в нем образуется маленький зачаток плода.

Плод дерева– результат его жизнедеятельности. Внутри плода содержатся семена. Для того, чтобы семена разносились как можно дальше, природа сделала большинство плодов вкусными и привлекательными для животных и людей, которые, собирая плоды, способствуют распространению семечек на далекие расстояния. Не собранные плоды опадают с дерева, сгнивают, и уже после этого семена попадают в почву.

Развитие дерева можно рассмотреть с любого момента: начиная с плода, почки, семечки. Каждый этап можно считать началом жизненного цикла.

Жизненный цикл дерева значительно зависит от времени года.

дерево в разное время года

Начало его развития и бурный рост происходит весной когда на ветках активно образуются почки, из которых впоследствии появляются листья и цветы. Недаром говорится, что весной деревья оживают после зимнего сна.

Летом деревья предстают перед нами во всей своей красе. Они постоянно взаимодействуют с окружающим миром, питаются, пополняют запасы необходимых для своей жизни веществ. Непрерывно трудятся летом листья деревьев, превращаясь в настоящую фабрику по переработке углекислого газа, и выработке из него кислорода и питательных веществ.

Осенью все процессы жизнедеятельности в дереве идут на спад: становится корче световой день, и количества солнечного света оказывается недостаточно для образования в листьях новых молекул хлорофилла, поэтому листва постепенно меняет свой цвет и опадает. Опадение листьев не только экономит силы дерева, которые понадобятся ему для того, чтобы пережить суровую зиму, но и спасает веточки деревьев от обламывания, которое может произойти под тяжестью выпавшего снега.

Зимой дерево словно замирает. Оно экономно расходует накопленные за лето запасы и с нетерпением ждет прихода первого весеннего тепла.

Но не все деревья проходят через такой цикл превращений, а только те, у которых есть листья, то есть лиственные. А вот деревья, чьи ветви покрыты иголками – хвоей (хвойные) всю зиму выглядят так же, как и летом.

Самое известно хвойное дерево – это ель. Конечно же, оно прославилось благодаря русской традицией украшать ветви ели в канун Нового года. Ель размножается при помощи шишек, которые образуются в течение лета.

Ветка ели

А вот из лиственных наиболее распространены такие деревья, как:

  • Рябина– дерево с яркими ягодами и красивой зубчатой листвой, которая особенно эффектно выглядит осенью. Есть версия, что рябиной его назвали потому, что листья ее достаточно мелкие и, когда дует ветер, дрожат, вызывая у того, кто на него смотрит, рябь в глазах.

Ветка рябины и листья рябины

  • Береза – символ России, уникальное дерево с белым цветом коры. Само ее название произошло от славянского слова, означавшего «светиться, белеть». Береза интересна еще и своими цветками, которые выглядят как сережки, и тем, что ее ветви очень длинные и тонкие, они как бы свисают вниз.

Ветка березы и листья березы

  • Тополь – частый спутник человеческого жилья. Тополя сажают возле домов потому, что они быстро растут – а значит, рано начинают очищать воздух, и хорошо поглощают лишнюю влагу. В дикой природе тополь часто встречается на заболоченных местах, за что он и получил свое название, которое в переводе со славянского означает «болотистое место, топь». Плоды тополя – это коробочки, из которых высыпаются семена, покрытые множеством шелковистых волосков – тополиным пухом. Этот пух доставляет людям множество неудобств, поэтому тополя часто обрезают, оставляя на верхушке лишь не плодоносящие ветви.
Читайте также:  Значение режима дня для психофизического развития ребенка

Ветка тополя и лист тополя

  • Дуб – дерево – великан, особо почитаемое нашими предками. Его плоды – желуди – использовали для приготовления напитка, заменяющего кофе, но еще большее применение у людей нашла кора и древесина дуба, которая отличается своей прочностью и красивым цветом.

Ветка дуба и лист дуба

  • Клен – обладатель красивейших листьев с острыми краями. Из его сока получают сладкий ароматный кленовый сироп.

Ветка клена и лист клена

  • Вяз – дерево, древесину, ветви и кору которого люди с давних времен использовали для изготовления мебели, орудий труда и даже оружия. Кора вяза (лыко) прочная и гибкая, ей связывали различные предметы, за что дерево и получило свое название. Из лыка плели обувь.

Ветка вяза и лист вяза

  • Каштан – дерево с необычными плодами, сердцевина которых напоминает орех. Есть мнение, что слово «каштан» имеет один и тот же корень со словом «каша», так как плоды каштана часто употреблялись в пищу.

Ветка каштана и лист каштана

  • Ива – дерево с необычными длинными ветвями и узкими листьями. Название его произошло от слова «вить», что объясняется основным применением ивовых ветвей – из них свивали корзины, плели мебель.

Для того, чтобы лучше запомнить названия деревьев, можно сыграть в простую игру: перемешать карточки с изображением листьев и самих деревьев, а затем сопоставлять их и называть.

Изображения листьев более наглядны на раскрасках, где можно рассмотреть их контур и придать окраску в зависимости от предполагаемого времени года и оттенков, характерных для конкретного дерева.

раскраска береза

раскраска дуб

Раскраска листья дуба и желудь

Раскраска дуб лист дуба желудь

Раскраска елка

Раскраска ветка ели с шишкой

раскраска клен

Раскраска лист клена

Пока ребенок работает с раскраской, можно для закрепления изученного задавать ему тематические вопросы, почитать стишки или загадать загадки. Например, такие:

И изящна, и красива, выросла у речки … (ива).

Защищают от ветра и влаги и дома, и поля … (тополя).

Русской земле не нужны даже розы, красят ее родные … (березы).

И красив, и крепок, и полезен он, щедро делится собственным соком. … (клен).

И в жару, и в метель одинаково красива … (ель).

Если ребятишек несколько, можно устроить мини-викторину по пройденному материалу, а в качестве призов использовать букеты из живых или картонных ярких листьев или плоды деревьев (к примеру, яблоки).

Источник

Екатерина Саенко
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дерево и его строение»

Конспект занятия (окружающий мир)

Тема: «Дерево и его строение»

Задачи:

1. Формировать представления о строении дерево, функциях и назначении его частей (корень, ствол, кора, ветви, листья).

2. Формировать представления о влиянии света, тепла, воды на рост растений.

3. Активизировать речь и обогащать словарь детей за счет новых понятий.

4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

Ход занятия:

1 Пальчиковая гимнастика «С добрым утром!»

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

С добрым утром, солнце! Мы проснулись!

2 В группу влетает листочек на котором написана загадка:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (Дерево)

3 Беседа на тему «Что есть у дерева»

Воспитатель: Правильно, это дерево. (Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинку и макет дерева). Воспитатель: Ребята, могут ли деревья передвигаться? Дети: Нет, они растут на одном месте Воспитатель: Вы когда-нибудь обращали внимание, как прямо стоят деревья? Пытались вытащить дерево из земли так, как мы вытаскиваем морковку? Что так крепко держит дерево в земле?

Дети: Корни

Воспитатель: Корни уходят глубоко в почву и крепко связывают дерево с землей. Главная работа корня-добывать из почвы воду и полезные вещества.

Воспитатель: Что идет от корня вверх?

Дети: Ствол дерева

Воспитатель: Чем покрыт ствол?

Дети:Корой. Воспитатель: Кора это – «одежда» дерева, она не дает ему пересохнуть и защищает его от насекомых, болезней, холода и солнца.

Воспитатель: Что это такое? (показывает на ветки).

Дети: Ветки

Воспитатель: Чего много на веточках?

Дети: Листочков

Воспитатель: Правильно. Листья играют важную роль в жизни дерева: с помощью листьев дерево дышит. Листочки помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом. Украшают природу и сохраняют тень в жаркий день.

Воспитатель: Что необходимо для их роста? (Ответы детей).

Воспитатель: Деревья – живые существа, и для их роста необходимы свет, вода, тепло. Солнечный свет и тепло помогают деревьев расти. Чем меньше солнечного света попадает на дерево, тем хуже оно растёт, листья становятся бледными и слабыми. А без тепла они вообще не развивается. А еще для роста дереву нужна вода. Деревья радуются, когда идет летний теплый дождь. Воду деревья получают еще с росой, инеем и снегом.

Воспитатель: Ребята, а люди ухаживают за деревьями? Как?

Дети: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие ветки.

Воспитатель: Ребята, вы знаете что дерево-это дом для множества живых существ (показывает на иллюстрации).

Дети:Ответы Воспитатель: Правильно. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, могут поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы ежи, а под корой живут различные насекомые. Деревья – большие друзья и человеку, и всем живым существам. И мы должны быть благодарны деревьям.

4 Физкультминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. Плавно руками помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Читайте также:  Выписка из истории развития ребенка образец заполнения для пмпк

5 Игра-рассуждение «Дерево тоже живое»

Цель: развитие мыслительных операций и умения устанавливать причинно-следственные связи, развивать чувства любви, понимания к окружающему миру.

Воспитатель: Ребята, вы теперь знаете, что деревья живые, значит они могут проявлять свои эмоции и чувства. Давайте сейчас попробуем с помощью смайлика показать свое настроение; – если ребенку хорошо, радостно- то смайлик будет улыбаться; – если ребенку грустно – то смайлик будет грустить;

Затем предложить детям с помощью смайлика определить настроение деревьев если: (На доске картинки)

1 Если у дерева сломали ветку? (Как будет чувствовать себя дерево хорошо или плохо) 2 Идет дождь. Дереву будет весело или грустно? (Весело, потому что дереву для жизни нужна вода). 3 Лесоруб рубит дерево. Понравиться это дереву или нет? (Нет, не понравится дерево погибает). 4 Дует сильный ветер-ураган. Какие чувства будет испытывать дерево? (Дереву будет плохо. Могут сломаться ветки и само дерево может погибнуть). 5 Птицы прилетели на дерево. Понравится это дереву, почему? (Да, понравится потому что птицы его друзья, они вьют гнезда на его веточках).

Итог. Воспитатель: Оказывается, у дерева, как и у человека может меняться настроение, значит деревья живые и их нужно беречь и охранять! А что нужно дереву, для того чтобы жить? (вода, свет, тепло). Почему деревья специально сажают в городах? (Деревья очищают воздух). Каждая травинка, растение, деревья, насекомые они все хотят жить. Запомните это!

Источник

Конспект комплексного занятия

по родной природе и изодеятельности

в старшей группе

«Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»»

Цели:

Обобщить знания об осенних изменениях в природе.

Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.

Совершенствовать навыки лепки.

Словарь: черешок, кромка.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

Развивать  внимание, связную речь, общую и мелкую моторику.

Воспитывать любознательность

Предварительная работа:

На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.

Сбор листьев разной формы и окраски.

Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».

Оборудование:

Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Цветные карандаши, пластилин, оборудование для лепки.

Листья зеленые и других цветов.

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы.

Вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев.

Коробки с прикрепленными к ним рисунками с изображением знакомых детям деревьев.

Листы бумаги с заданиями «Найди тень» и «Полет листка».

Листы бумаги зеленого цвета.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята, сегодня у нас занятие в Лаборатории Почемучек. Мы проведем опыт и эксперимент для того, чтобы получить ответы на вопросы. Кроме этого, вас ждет много интересных заданий и игр. Но сначала послушайте историю о таких же детях, как вы, только из другого детского сада.

В одном детском саду вышли дети утром на прогулку. Вдруг налетел прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака. Дети поежились и спросили:

– Что случилось

– Ничего особенного! Просто закончилось лето! – улыбнувшись, сказала воспитательница. – На дворе осень.

– А и правда! – расстроено сказал один мальчик. – Осень — очень грустное время года. Почти каждый день идут дожди и дует сильный ветер…

– Нет, дети, – возразила воспитательница, – каждое время года прекрасно по-своему!

А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете. (Если дети затрудняются, воспитатель использует наводящие вопросы: « А почему именно осенью так приятно гулять в парке? Чем одаривает осенний лес? Разве плохо, когда взрослые приносят с магазина или рынка спелые гроздья винограда, арбузы и другие вкусности? У кого из вас день рождения осенью? И хотя одни птицы улетают от нас в теплые края, другие птицы прилетают к нам зимовать. Какие это птицы?)

Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим  сначала черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Динамическая пауза «Мы   листики   осенние»

Мы   листики   осенние ,

На   ветках   мы   сидели ,

Плавное покачивание руками вверху над головой.

Ветер дунул – полетели,

Мы летели, мы летели

Руки в стороны, махательные плавные движения, бег.

И на землю тихо сели.

Медленно присесть на корточки.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Встать, руки в стороны.

Закружились, полетели

Бег с плавными махательными движениями.

И на землю снова сели,

Присесть.

А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт «Почему лист зеленый?»

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Читайте также:  Особенности психического развития умственно отсталого ребенка

Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.

Но вернемся к нашей истории.

Все что вы рассказали про осень, объяснила детям их воспитательница. И дети согласились с ней, что осень действительно не так уж плоха. А тем временем сильным порывом ветра во дворе разметало и подняло в воздух пыль и опавшие листья.

– Ну вот! – сказал упрямый мальчик. – Я же говорил.

А когда ветер успокоился, воскликнул:

– Смотрите с этого дерева облетели почти все листочки.

Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.        

Дидактическое графическое упражнение «Полет листка»

Возьмите карандаши и обведите пунктирные линии, изображающие путь листьев от дерева до земли. Сами листья можете раскрасить цветными карандашами.

А теперь послушайте, что случилось дальше в нашей истории.

– Ох-ох-ох! – вздохнул мальчик. – И как же бедные деревья будут без листьев, совсем голые спасаться от холода. Может мы сможем им как-то помочь?

И придумали дети прикрепить листья к дереву клеем или липкой лентой. Но прежде пришлось им определить с какого дерева слетел какой листок.

А вам по силам определить с какого дерева листок? Сейчас проверим.

Динамическая пауза «С какого дерева листок»

На ковре разбросаны опавшие листья. На коробках изображены знакомые вам деревья. Бегите на ковер собирайте листья и складывайте их в ту коробку, на которой изображено именно то дерево, с которого слетел этот листок. (Воспитатель уточняет, какое количество разных листочков может взять каждый ребенок, чтобы хватило всем)

– Смотрите, как много опавших листьев, – заметила одна девочка. – Это сколько же времени нам понадобится, чтобы прикрепить все листья?

– Не тратьте время зря, – посоветовала детям воспитательница. – Ведь наклеенные листья не помогут деревьям согреться. Более того, деревья вовсе не боятся холода. Но помочь им можно. Хотите узнать как?

– Конечно хотим! – обрадовались дети.

– Возьмите грабли и соберите сухую листву в кучу вокруг ствола дерева. За зиму листва сгниет  и станет удобрением для дерева. Весной, перед началом цветения дерева удобрение будет кстати.

Дети так и сделали. А потом пожелали деревьям хорошо перезимовать.

А почему бы и нам не помочь нашим деревьям? Тем более, что грабли у нас имеются. Займемся этим на прогулке, а сейчас у нас еще много интересных заданий.

Дидактическое упражнение «Ветер и листочек»

Перед вами зеленые листы бумаги, изображающие землю с травой. Возьмите желтый листок и поднимите его над зеленым листом бумаги. Теперь внимательно слушайте и выполняйте:

Листок медленно опустите в самый центр зеленого листа бумаги.

Подул ветерок и листок перелетел влево.

Снова подул ветерок и перенес листочек в вправо.

Ветер закружил листочек по кругу.

Ветер перенес листочек в верхний правый угол.

А теперь листочек полетел в нижний левый угол.

Листочек снова перенесся в центр.

Сдуйте листочек сильным выдохом, не надувая щеки.

Дидактическое упражнение «Найди тень от листочка»

Перед вами нарисованные цветные листочки и их тени. Ваше задание: найти тень каждого листочка и соединить линией листочек и его тень.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Осень, осень,         

Трем ладошки друг о друга

Приходи!        

Зажимаем кулаки по очереди

Осень, осень,        

Трем ладошки друг о друга

Погляди!        

Ладони на щеки

Листья желтые кружатся,        

Плавное движение ладонями

Тихо на землю ложатся.        

Ладонями поглаживаем колени

Солнце нас уже не греет,        

Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

Ветер дует все сильнее,        

Синхронно наклоняем руки в разные стороны

К югу полетели птицы,        

«Птица» из двух скрещенных рук

Дождик к нам в окно стучится.        

Барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони

Шапки, куртки надеваем        

Имитируем

И ботинки обуваем        

Топаем ногами

Знаем месяцы:        

Ладонями стучать по коленям

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.        

Кулак, ребро, ладонь

Лепка барельефная «Осеннее дерево»

Чтобы вылепить дерево, нам нужно взять кусочек пластилина коричневого цвета. Разделите этот кусочек пополам. Из одной половинки прямыми движениями раскатаем толстую колбаску. Это будет ствол дерева. Но верхушка дерева всегда тоньше, чем весь ствол, поэтому приставьте пальчик к одному краю колбаски и слегка раскатайте ее тоже прямыми движениями.

Теперь приложим получившийся ствол к листу картона. Обратите внимание, сверху лист голубого цвета, а снизу зеленого. Догадались почему? Сверху небо, внизу трава. Прикладывайте ствол дерева так, чтобы он не висел в небе. А рос из земли с травой. Приложите с слегка надавите пальчиками, чтобы пластилин прилип к картону.

От оставшейся части коричневого пластилина отрывайте кусочки, раскатывайте из них колбаски потоньше и прикрепляйте к стволу дерева.

Дерево готово, займемся листьями. У вас есть еще кусочки пластилина. Какого они цвета? Зеленые, желтые, оранжевые. Отщипывайте от них небольшие кусочки и прикрепляйте к ветвям дерева надавливанием. (В ходе работы детей воспитатель следит, чтобы листья не лепились к стволу, поощряет проявления творчества вроде листочков, опавших на землю или летящих).

https://vospitatel.com.ua/zaniatia/kompleksnye/issleduem-listya.html

Источник