Развитие ребенка старшего дошкольного возраста

Развитие ребенка старшего дошкольного возраста thumbnail

5-7 лет, или старший дошкольный возраст, – это важный период в личностном и психологическом развитии ребенка, а также в развитии мышления, воли, внимания. Это так называемый подготовительный возраст, после которого ребенок перейдет на новую ступень – и начнется кризис 7 лет, характеризующийся сменой ведущего вида деятельности с игрового на учебный, увеличением самостоятельности и социального окружения.

Чтобы помочь малышу правильно пройти этот этап, необходимо знать возрастные особенности старших дошкольников, характеристики данного возраста и сферы, благоприятные для развития. Не забывайте, что здоровье вашего ребенка – это основа его успешного будущего, поэтому ему нужно именно помогать, а не заставлять делать и уметь то, на что у него пока не хватает возможностей.

Что умеет ваш ребенок?

К 5 годам малыш уже имеет навыки, ориентируясь на которые, вы можете судить о нормальном развитии своего ребенка, а также организовывать его дальнейшую деятельность, развивающие игры и занятия.

Рассмотрите общие показатели развития старших дошкольников.

Речевое развитие

  • Выстраивает сложные предложения, глаголы использует в различных временных формах.
  • Интересуется значением слов, пытается объяснить смысл какого-то слова самостоятельно, может придумать его.
  • Рифмует слова. Иногда для рифмы искажает слово (например, дед – красодед).
  • Пользуется интонацией.
  • Учит стихотворения, даже большие по размеру.

Социальное и эмоциональное развитие

  • Частично умеет контролировать свои эмоции.
  • Может манипулировать взрослыми через эмоции. Понимает, что если поплачет, ему дадут конфетку. Не стоит в этом случае потакать ребенку.
  • Интересуется чувствами и эмоциями: «Что такое любовь? Почему я злюсь? Почему девочка кричит?».
  • Пытается самостоятельно справиться с трудностями в общении (например, если кто-то обидел или отнял игрушку).
  • Использует ролевые игры и игрушки-заместители.
  • Становится более выраженной половая идентификация: «Я мальчик. Мальчики сильные, а девочки красивые!».
  • У мальчиков проявляется роль защитника (сражаться, драться, защищать маму), а у девочек – роль матери (забота об игрушках, игры в дочки-матери).

Развитие мышления и познавательных навыков

  • Умеет считать до 10 или до 20.
  • Знает название некоторых букв или проявляет интерес к их изучению, может даже читать слоги.
  • Называет свое имя, фамилию, возраст и адрес.
  • Знает цвета и различные формы предметов.
  • Ориентируется в пространстве: назад, вперед, влево, вправо, дальше, ближе, выше, ниже.
  • Может пользоваться гаджетами (звонить по телефону, включать мультики на телевизоре/планшете).
  • Становится более самостоятельным в соблюдении личной гигиены.
  • Умеет решать простые логические задачи.
  • Знает названия окружающих предметов.
  • Копирует или стремится скопировать поведение взрослого того же пола: «Я рыбачу, как папа!», «Крашу губы и причесываюсь, как мама!».

Игровые навыки и навыки обихода

  • Играет с мячом (ловит, бросает).
  • Может прыгать через препятствия.
  • Лазает по турниковой лестнице.
  • Заправляет постель.
  • Вырезает ножницами.
  • Стремится изображать объекты (дом, человек, солнце, машина).
  • Проявляет интерес к спорту, танцам или музыке.
  • Знает, что переходить дорогу или играть на дороге – опасно.

Физическое развитие

  • Активизируется процесс роста (за год ребенок может вырасти на 10 см). Рост мальчиков в среднем составляет 106-116 см, а вес – от 16 до 20 кг. Рост девочек – от 102 до 112 см, вес – от 15 до 19 кг.
  • Улучшается координация движений.
  • Активно развиваются двигательные навыки, благодаря чему ребенок может уже совершать более сложные действия. Следует заметить, что процесс окостенения в этом возрасте еще не закончен, поэтому кости легко ломаются при падении.

Какие сферы активно развиваются?

Особенности развития детей 5-7 лет также обусловлены сензитивным – т. е. наиболее благоприятным – периодом для формирования личности и социальных навыков.  Уже сейчас закладывается база будущей личности ребенка.

Проявляется интерес к коллективным играм и стремление быть хорошим, лучшим, первым. Это положительная установка, которая имеет в своей основе мотив для какой-либо деятельности. Ребенок начинает понимать: чтобы победить, нужно совершить определенные действия, приложить усилия, а не просто поплакать.

Формируются морально-этические установки: чего делать нельзя, а что можно, или что делать разрешено со своими игрушками и вещами, а с чужими – нет. Выстраиваются границы личности: «Не нужно на меня кричать. Я не хочу, чтобы на меня кричали. Почему на тебя кричать нельзя, а на меня ты кричишь?». Возникает потребность в одобрении и уважении окружающих, желание приносить пользу: «Я помогу тебе. Я донесу пакет».

Дети старшего дошкольного возраста учатся сдерживать свои желания и потребности, понимают, что не все можно получить прямо сейчас. Если ребенку будут объяснять, то он поймет, что необходимо подождать, когда мама закончит убираться, и тогда можно будет пойти погулять. Ребенок начинает осознавать последствия своих поступков: не собрал за собой игрушки – до вечера играть в них не будешь.

Формируется образ своего «Я». Старший дошкольник начинает осознавать, какое место занимает в обществе, в семье (есть взрослые, а есть дети), какое отношение к нему имеют окружающие («Мама и папа меня любят и защищают»). Также ребенок начинает давать оценку самому себе (я хороший, умный, добрый). Складывается образ «идеального Я», т. е. каким бы малыш хотел быть. Чаще всего он ориентируется на ближайших взрослых: хочет быть сильным, как папа, красивой, как мама. Важно поддерживать этот идеальный образ и трансформировать его в «Я реальное». Говорить ребенку: «Ты сильный!» или «Ты очень красивая».

Следует учитывать, что в 5 лет самооценка у ребенка завышенная, а вот ближе к 7 годам она становится более реалистичной. К этому моменту он уже достаточно развил способность к самоанализу, поэтому в привычных ситуациях оценивает себя нормально, а в непривычных превышает свои возможности, так как у него еще не сложился мысленный образец идеального результата. Заниженная самооценка у ребенка – это патология! Обязательно нужна консультация психолога в такой ситуации.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться наглядно-образное мышление и закладываются основы абстрактно-логического. Иногда малышу все еще требуется совершать действия с предметами, особенно с незнакомыми, чтобы понять их предназначение, но он все чаще оперирует мысленными образами.

У старших дошколят активно развивается внимание, память и способность осознанно концентрироваться на какой-либо деятельности. Формируется усидчивость, что является необходимым навыком, когда малыш пойдет в школу и переключится на учебную деятельность. Более подробно о сензитивных периодах развития определенных сфер вы можете прочитать в статье «Сензитивные периоды».

Занятия в помощь малышу

Чтобы помочь ребенку в развитии, вы можете включать в его деятельности различные игры и упражнения, которые будут способствовать формированию определенных навыков и умений. Обязательно вводите подвижные игры, совмещая их с развивающими. Помните, что малыш еще не готов послушно сидеть за партой и выполнять все ваши требования.

Стоит рассмотреть следующие примеры игр – они нравятся большинству старших дошкольников.

  • «Корзина».

Цель: развивать мышление и расширять словарный запас.

Вы говорите ребенку, что собрались на природу и вам нужно собрать корзину необходимых вещей. Можете начать их перечислять: вода, бутерброды…, а малыш должен продолжить. Используйте различные вариации игры: соберите чемодан в путешествие, пакет на прогулку, корзину в магазине и т. п.

  • «Умный мяч».

Цель: развивать логику, мышление, внимание, координацию, память.

Для игры вам понадобится мячик. Желательно, чтобы участвовало несколько человек. Выберите тему и назовите ее –  например, транспорт. Ведущий кидает мяч, а участники ловят и называют любой известный им транспорт. Повторять, разумеется, нельзя. Когда ребенок или дети начнут часто ошибаться, переключитесь на другую тему.

  • «Что тут лишнее?».

Цель: развитие абстрактно-логического мышления.

Необходимо предложить ребенку несколько групп предметов (начните с одной, для этого можете использовать картинки). Это могут быть овощи или фрукты, посуда или игрушки – главное, чтобы один предмет был лишним. Ребенок должен понять, какой именно. Это довольно сложная для малышей игра, поэтому давайте подсказки: «Как все эти предметы можно назвать одним словом?»

  • «Кого поймает орел?».

Цель: развивать внимание и двигательную активность.

Участвовать должно несколько человек. Сначала может быть один орел, который будет ловить зайчиков. Кого поймает, тот и становится следующим орлом. Потом можно усложнить игру, сделав несколько орлов и несколько зайчиков.

  • «Шарады».

Цель: развивать воображение, логическое и образное мышление.

Обычно в шарадах изображают животных, но можно попробовать показывать предметы. Вы можете использовать картинки, которые поместите в шляпу. Дети по очереди будут вытягивать и показывать изображенный предмет, а остальные должны угадать, кто это.

  • «Собери наш дом».

Цель: развитие мелкой моторики, воображения, помощь в формировании образа семьи и себя.

На листе А3 или ватмане нужно будет собрать аппликацию дома, в котором живет малыш, можно его комнаты. Туда же поместить членов семьи, включая его самого.

Для этого вам понадобятся либо краски, либо изображения различных предметов, которые можно вырезать (диван, кровать, ящик с игрушками и т. п.), а также ваши семейные фотографии или их распечатка на листе А4, ножницы или кисточки. Пусть малыш вырежет все необходимые предметы и фото членов семьи. Дальше вам нужно будет распределить их на ватмане. Например, мама может быть на кухне, папа в кабинете, ребенок играет в игрушки и т. п.

  • «Что изменилось?»

Цель: развитие, памяти внимания, мышления, воображения, логики.

Для этого вам потребуются две схожие картинки, но на одной должны быть некоторые предметы и детали, отсутствующие на другой. Покажите ребенку первую картинку и попросите запомнить, что на ней изображено. Потом уберите ее и попросите рассказать об этом изображении. Задавайте наводящие вопросы, которые помогут малышу описать картинку. После этого покажите ему вторую и спросите, что нового появилось на ней, чего не было на первой?

Если ребенку сначала будет трудно выполнять это упражнение, показывайте сразу оба изображения и просто попросите рассказать, чем они отличаются.

  • «Объедини».

Цель: развитие мышления и логики.

Вам понадобятся предметы разных цветов и форм. Необходимо дать ребенку задание объединить все предметы, например, розового цвета в одну группу, а белые – в другую. То же самое с формой: квадратные вправо, треугольные влево. Потом можно усложнить и попросить сложить треугольные в белую коробочку, а розовые в квадратную.

Заключение

Ваш малыш постепенно превращается во взрослого, ведь у него появляются собственные цели и заботы. Конечно, он еще очень мал, поэтому любое достижение ребенка, к которому он приложил усилие, нельзя оставлять незамеченным, особенно в старшем дошкольном возрасте, когда малыш так сильно зависит от вашего внимания и оценки. На той личностной основе, которая будет заложена в этот период, в дальнейшем выстроится уже взрослая личность. Во многом от вас зависит то, кем вырастет ваш ребенок и будет ли он счастлив.

Источник

Старшие дошкольники

Вашему малышу 5 лет. Он переходит на новую ступень развития. Ребенок входит в старший дошкольный возраст. В этот возрастной период маленький человек готовится к поступлению в школу.

Кто они: старшие дошкольники?

Старшие дошкольники – это дети в возрасте от 5 до 6-7 лет. Данный этап жизни характеризуется изменениями в физическом, психическом (психологическом), социальном развитии ребенка. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста показывает, что растет роль коры головного мозга в регуляции поведения ребенка, совершенствуются процессы высшей нервной деятельности, растет ее подвижность. Содержание и формы деятельности становятся разнообразнее и богаче.

В старшем дошкольном возрасте имеет приоритет сюжетно-ролевая игра. Она приобретает творческий характер, усложняются сюжеты игры. Появляются игры с правилами, игры-фантазии и режиссерские игры.

В играх-фантазиях ребенок внедряет образы своего воображения, придумывает сюжет, использует разные игровые модули, игрушки, материалы (природные, предметные, игровые). Такие игры способствуют творческому развитию старшего дошкольника.

Игры с правилами помогают развивать у малыша внимание, память, подвижные и познавательные способности, систему знаний об окружающей среде и о самом себе. Ребенок учится контролировать свои и чужие действия, придерживаться общих правил игры для всех участников, адекватно реагировать на успех или неудачу.

Процветают индивидуальные и общие режиссерские игры с игрушками. На этом этапе роли начинают исполнять игрушки, а ребенок в этом случае играет роль «режиссера». Игры благоприятствуют развитию важных характеристик личности, а именно самостоятельности, ответственности, самообладания, креативности.

Характеристика психологического возраста

Старший дошкольный возраст отличается не только появлением новых видов игр, но и совершенствованием различных продуктивных видов деятельности, таких как рисование, лепка, конструирование, аппликация, моделирование. Для них необходимо владение конкретными способами действий и сенсорными примерами. Указанные виды деятельности способствуют формированию практических умений, художественного восприятия, эстетического отношения к окружающей жизни, развитию всевозможных способностей и личности в целом. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что в жизни малыша главной является продуктивная деятельность вместе с игровой. Именно ей кроха отдает предпочтение в выборе определенного вида самостоятельных занятий, охотно занимается этой деятельностью в течение длительного времени.

В 5-7-летнем возрасте совершенствуется трудовая деятельность. Формируются основы для будущей производственной работы. У ребенка появляются представления о труде и профессии взрослых, формируются некоторые трудовые умения и навыки, мотивы исполнения трудовых поручений, развивается способность самостоятельно ставить и поддерживать цель деятельности, формируются определенные личностные качества – трудолюбие, настойчивость, целенаправленность, старательность и прочее.

Игра способствует зарождению основ учебной деятельности. Малыш начинает играть «в школу», относится к учебе как к своеобразной ролевой игре с правилами. Овладевая ими, дошкольник не заметно для себя осваивает учебные действия. У ребенка возникает желание и умение учиться, развивается готовность на протяжении не долгосрочного времени заниматься, то есть действовать в специально созданных, упорядоченных содержанием, формами организации и временем условиях.

В старшем дошкольном возрасте подвергается изменениям самосознание. У психологически здорового ребенка развивается элементарный образ «Я», формируется самоотношение и система представлений о себе (собственные достоинства и недостатки), строится самооценка и связанный с ней уровень притязаний. Добавляются личностные качества и виды деятельности, которые ребенок способен оценить. Формируется элементарная жизненная перспектива. Маленький человек оценивает себя как представителя определенного пола, ориентируется на внутренние этические интонации как регулятор собственного поведения. Возникает оценка себя во времени и жизненном пространстве. Дошкольник начинает понимать обязанности и права, у него появляется четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка. Это является важным условием формирования личности и жизненной компетентности.

Детям старшего дошкольного возраста присуща такая особенность психического развития, как рефлексия. Она заключается в способности анализировать и осмысливать собственные действия, поступки, мотивы, мысли, соотносить их с ожиданиями авторитетных для нее других людей и моральными нормами. Рефлексия способствует становлению адекватного поведения дошкольника в разных социальных ситуациях. Совершенствуется возможность контролировать выполнение своих действий, развивается способность соотносить собственное поведение с идеальным образцом.

У ребенка складывается линия поведения, развивается способность удерживаться от импульсивности, подчинять действия и поступки не только желаниям, но и необходимости. Формируются познавательные мотивы, мотивы социальной значимости. Появляются мотивы одобрения, сочувствия, поддержки, самоутверждения, самолюбия.

Продолжается становление волевых действий. Проявляется целенаправленность в деятельности, ребенок начинает осознавать, ради чего выполняет определенное действие, то есть цель начинает соотноситься с мотивом. Растет регулировочная роль речи в ходе игровой, продуктивной, трудовой и учебной деятельности. Малыш становится более организованным, ему начинает нравиться преодолевать трудности, выполнять оптимальные возрасту задания.

Особое место в психологической характеристике детей старшего дошкольного возраста имеет становление чувственной сферы – эмоций и чувств. Главное в развитии: способность управлять эмоциями, изменение содержания и динамики чувств. Чувства становятся постояннее и серьезнее. Более зрелыми становятся формы моральных, эстетических и познавательных чувств. Старший дошкольник различает эмоциональные состояния за внешними проявлениями человека (мимикой, жестами, позами, интонацией), понятнее для него становятся базовые эмоции (радость, гнев, страдание). Ребенок адекватнее реагирует на разные жизненные события, выразительнее передает в ролях и изображениях человеческие переживания.

Социальная ситуация развития

На протяжении старшего дошкольного возраста существенно расширяется круг людей, с которыми общается ребенок. Предметом внимания становится мир социальных отношений взрослых людей, в который малыш пытается войти. Центром для ребенка и его ежедневного бытия является взрослый как носитель общественных функций и требований. У дошкольника возникает желание жить с людьми, контактировать с ними, пересекаться с проблемами взрослого мира. Но в условиях жизни это происходит опосредованно. Поэтому ребенок моделирует желаемые отношения в сюжетно-ролевой игре. По сравнению с предыдущим жизненным периодом меняется место дошкольника среди взрослых. У малыша появляется круг элементарных обязанностей, а общая с взрослым деятельность меняется на самостоятельное выполнение требований, указаний, просьб, поручений старших. Внедряются элементы систематического обучения.

Образование «детского общества» – важная характеристика социальной ситуации развития ребенка.

Ведущий вид деятельности

Сюжетно-ролевая игра – это ведущий вид деятельности старшего дошкольного возраста. На протяжении этого возрастного периода она усложняется. Ребята проигрывают разнообразные ситуации, которые связаны с человеческими отношениями, систему своих действий в данных ситуациях и систему следствий этих действий для себя и окружающих.

Усложняется и становится разнообразнее сюжет игры, как ее основной стержень, все больше приближаясь к реальному жизненному контексту. Структура сюжета совершенствуется за счет разных способов творческого построения. Взрослый помогает строить интересные, логические, приближенные к современной жизни игровые задумки. Ребенок старается передать смысл жизненных впечатлений.

Увеличивается способность к самоорганизации, планированию игровых действий, делегированию полномочий организатора игры наиболее компетентному участнику. С помощью игры старший дошкольник осознает, что любая деятельность требует от человека выполнения определенных обязательств и соблюдения правил.

В ходе сюжетно-ролевой игры появляется потребность в товарищах, сообщниках, без которых игра теряет смысл. Общаясь со сверстниками, кроха учится сотрудничать, подчиняться, руководить, разделять функции, поступать справедливо, чувствовать себя членом группы, отстаивать собственное достоинство. Развиваются два вида взаимоотношений – игровые и настоящие. Первые отражают отношения по сюжету и роли, а вторые являются взаимоотношениями партнеров, товарищей.

Как ведущий вид деятельности, игра выполняет важную роль в развитии психики и личности старшего дошкольника. В игре формируется произвольное внимание и память, развивается умственная деятельность, совершенствуется воображение, происходит дальнейшее социальное развитие, формируются чувства, волевая регуляция поведения. Интенсивно развивается речь дошкольника.

Возрастные новообразования

Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста включают в себя появление очертания детского мировоззрения. Также к возрастным новообразованиям относят:

  • Внутренние этические инстанции. У ребенка зарождается чувство совести. Он начинает распознавать хорошее и плохое.
  • Соподчинение мотивов. Малыш, прежде чем что-то делать, обдумывает свои действия.
  • Произвольное поведение. Появляется способность действовать целенаправленно, преодолевать трудности на пути к цели, элементарно контролировать и регулировать свою деятельность.
  • Творческое воображение. У детей проявляется творческая инициатива, склонность к фантазированию, желание отойти от шаблона и примера.
  • Личное сознание. Дошкольник стремится занять место в системе взаимоотношений с взрослыми.

Физическое развитие

В 5-7-летнем возрасте дети осознанно относятся к своему здоровью, начинает выбирать эталоны к подражанию. Благодаря этому становится актуальным формирование здорового способа жизни.
Двигательная активность старшего дошкольника высока и становится целенаправленнее.

У детей на данном этапе развития устанавливается присущая взрослому человеку координация движений разных мышечных групп. По окончанию этого возрастного периода становится выше общая физическая работоспособность и выносливость.

Советы любящим родителям

Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста диктуют специфику их воспитания. Следующие советы психолога будут актуальны для родителей детей 5-7-летнего возраста.

Источник