Развитие ребенка средствами технического творчества

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста.

Харенко Елена Викторовна

Воспитатель МАДОУ «ДС №482 г.Челябинска»

г. Челябинск

Л.Н. Толстой «Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни, он всегда будет только подражать и копировать».

          В настоящее время наблюдается повышенное внимание к робототехнике, и в том числе и к ее образовательной составляющей. Одним из направлений инновационной деятельности с детьми является направление «Начальное техническое творчество».  Научно-техническое развитие ребенка – важнейшее составляющее современной системы образования.

          Какие же задачи стоят перед организациями дошкольного образования, работающими в области технического творчества. Наша главная задача –

воспитывать ребенка так, чтобы из него мог вырасти инженер или другой специалист технического профиля.

         Инженерное мышление – самое естественное для ребенка дошкольника. Именно в этом возрасте возникают первые представления, как устроен мир, первые попытки познать его через созидание. Дети в детском саду постоянно заняты созданием чего-то нового, исследованием, изучением, экспериментированием. В процессе образования они получают знания. Но, что самое главное, они учатся нестандартно мыслить. Они начинают понимать, что такое творческий процесс. Что значит начать с идеи и превратить ее в настоящий проект с конечным результатом.

         Детское техническое творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других, это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов.

         Техническое творчество  – наиболее многогранная и интересная область детской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии. На начальном этапе основным приоритетом является субъективная сторона творческой деятельности ребенка. В раннем возрасте детское творчество формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме. В дошкольном возрасте детское творчество проявляется в создании сюжета ролевой игры и в продуктивных видах деятельности: рисование, лепка, конструирование.

        Значение технического моделирования и конструирования для всестороннего развития ребенка очень велико.

                 Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. [Википедия]

 Мир техники очень велик и разнообразен. Моделирование и конструирование позволяют лучше познать ее, развивать конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. Занимаясь техническим творчеством, обучающиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.

          Первый шаг в мир техники и технического творчества ребёнок делает при знакомстве с технической игрушкой дома и в детском саду. В познавательном плане это область представлений о технических образах, понятиях, видах «большой» техники, её назначения, рабочих функциях. Дошкольникам присущ активный познавательный интерес, выражающий в стремлении узнать «что там внутри», разобрать игрушку с целью выяснить, как она устроена и как действует. Вместе с тем проявляется желание созидать – смастерить, построить что-то своими руками. Ребята охотно играют с игровыми наборами – конструктором, позволяющим варьировать сочетание одних и тех же технических элементов в различных комбинациях. Пытаются дети применять в своем творчестве и разнообразный подсобный материал, который оказывается под руками, то есть конструируют.

         Конструирование (от латинского construe строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в полный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов. [Википедия]

 Под детским конструированием принято понимать создание новых разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Есть два типа конструирования: техническое и художественное. Техническое конструирование это когда дети отображают реально существующие объекты. К техническому типу конструкторской деятельности относят: конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления, конструирование из строительного материала, конструирование из крупногабаритных модульных блоков и т.д. К художественному  типу конструирования мы можем отнести конструирование из бумаги, картона, конструирование из природного материала, конструирование из бросового материала. Основным материалом для конструирования, с которого начинается знакомство ребенка с этим видом деятельности, является конструктор.

В нашей группе мы используем различные конструкторы:

– LEGO конструирование;

– Электронный конструктор «Знаток»;

– Магнитные конструкторы;

Читайте также:  Эстетическое развитие ребенка в семье

– кубики;        

– строительный набор;

– болтовые конструкторы;

– контурные конструкторы;

– суставные конструкторы;

– лабиринты.

            Конструированию из бумаги и дополнительных материалов мы обучаем в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Создать из плоского материала игрушку объемной формы совсем не просто. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек из отдельных готовых форм способом их составления.

Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны. Об этом свидетельствуют опыт передовых воспитателей, выставки технического творчества.

        Основные направления деятельности

  1. Работа с детьми
  2. Работа с родителями
  3. Организация предметно – развивающей среды

Развивать техническое творчество в нашей группе нам помогло знакомство с архитектурой нашего города Челябинск.  

 Архитектура – искусство создавать здания, сооружения  по законам красоты.  В архитектуре главный принцип: польза, прочность, красота, которые взаимосвязаны. [Википедия]

Ознакомление старших дошкольников с архитектурой – это одно из перспективных направлений работы, в рамках которой возможна интеграция разных образовательных областей и видов детской деятельности.  В основе наших занятий лежало естественное и непринужденное приобщение детей к миру искусства, развитию активного интереса к древнему зодчеству, архитектуре родного города.  В процессе ознакомления с архитектурой дети получили знания о том, из чего можно строить, какие дома бывают в разных странах.  Познакомились с историей жилищ, профессией архитектора, инженера, строителя, крановщика и других специальностей.

         Научились создавать чертежи и сооружать по ним постройки.  Научились создавать проекты, используя шаблоны и строить по ним.

         Узнали о великом математике А.Ф. Мёбиусе и его изобретении  «Лента Мебиуса».  

         Лента Мёбиуса – топологический объект, простейшая не ориентируемая поверхность с краем, односторонняя при вложении в обычное трёхмерное евклидово пространство. [Википедия]

      Познакомились с одной из областей математики – топологией.

Топология – раздел математики, изучающий: в самом общем виде – явление непрерывности; в частности – свойства пространств, которые остаются неизменными при непрерывных деформациях. [Википедия]

Рассмотрели применение листа Мёбиуса и смогли применить его на практике создавая  архитектурный проект города в котором включены  развязки   автомагистралей.

       Если вам с университетских времен знаком термин «сопромат»,  то наверняка вспомните, что этот предмет возглавляет топ самых сложных вузовских экзаменов.

Сопромат – это часть механики деформируемого твердого тела, которая рассматривает методы инженерных расчётов  конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при одновременном удовлетворении требований надежности, экономичности и долговечности. [Википедия]

   При реализации проекта «Мой дом» мы познакомились с одним из разделов высоких технологий «Бумажный сопромат».  Знания о сопротивлении материалов обязательно используются в проектировании и строительстве любых инженерных конструкций. Попробовать себя в роли строителя, проектировщика, инженера  может каждый: и ребенок, и взрослый. Основной задачей было построить  конструкцию и проверить ее на прочность.  Знания по сопротивлению материалов помогают лучше понять, как устроен окружающий нас мир.

Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об этом необходимо помнить постоянно. Здесь нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей обучающихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда.

Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:

– Пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.

– Определить склонности и способности ребенка к математике и предметам естественнонаучного цикла.

– Создать условия для качественного овладения дошкольниками знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных способностей к освоению этих предметов.

        Конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные способности, в тоже время, и само конструирование является средством умственного развития.

                  Велико значение того, как родители  воспитанников относятся к увлечению своих детей. Контакты с родителями постоянны, консультации и помощь необходимы и оказывается постоянно. Активное участие родителей в наших мероприятиях радует и приносит положительные результаты. Значение поддержки детского технического творчества самими родителями очень велика и значима.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка в первый год жизни

Список литературы:

  1. В. Н. Вараскин «Пять основных правил, способствующих развитию детского технического творчества»;
  2. В.Ф. Куличенко, А.И. Волков «Будущие инженеры»;
  3. Л.В. Куцакова «Конструирование в группах раннего возраста»
  4. Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала /средняя, старшая, подготовительная группы/;
  5. О.Ю. Старцева «Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет»
  6. В. Толмачев «Техническое любительство»;

Источник

Наталья Полякова
Развитие технического творчества у детей дошкольного возраста с помощью робототехники

Мы живем в постоянно развивающемся мире, полном новых, еще неизведанных технологий. Нас окружают различные гаджеты, удобные для жизни, без которых жить становится все сложнее и сложнее.

Многие профессии отходят на второй план. Бухгалтеров, стенографистов, диспетчеров, статистов, аналитиков, библиотекарей в скором будущем заменят умные машины-роботы. Все больше востребованы такие профессии как – программист и разработчик приложений, инженер, 3D-дизайнер.

Однако появление больших возможностей, которые позволяют машинам выполнять работу, способствует тому, что общество становится все более креативным и начинает уходить в сторону творчества.

Развитие творчества начинается с детства. Ведь именно в этот период закладываются все основные. компоненты становления личности ребенка. Формирование творческой, познавательной деятельности, а также мотивации развития обучения дошкольников, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС.

Детская непосредственность является основой любого творчества. Дети чувствуют потребность творить гораздо острее взрослых. Поэтому очень важно всеми силами поощрять эту потребность. Каждый ребенок – потенциальный. изобретатель. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в нас на генетическом уровне. Когда маленький ребенок ломает очередную игрушку, он пытается понять, как она устроена и почему крутятся колесики, мигают лампочки. Правильно. организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение. в полезную практическую деятельность.

Техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела. На фоне увлекательных, интересных. занятий с современным оборудованием, смартфоны и компьютерные игры могут потерять свою привлекательность в глазах детей.

Дошкольный период – один из важных периодов в развитии человека. Это самый благодатный период, когда мы формируем образность, развиваем речь, память, внимание, мелкую моторику, коммуникабельность и предметно-преобразовательную деятельность, учим работать в команде, быстро перестраивать свою деятельность.

Для развития технического творчества у детей и необходимо внедрение в образовательные учреждения робототехники.

Актуальность введения робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среды, необходимостью формирования предпосылок универсальных учебных действий и развития широкого кругозора старшего дошкольника. Современная образовательная среда позволяет нам использовать разные конструкторы. Это и магнитные,. и металлические и лего- конструкторы, которые соединяются и имеют определенное. крепление. От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.

Введение легоконструирования. и робототехники является значимым в свете внедрения ФГОС ДО,так как:

-позволяет педагогу сочетать. образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников.

Образовательная робототехника – новое направление обучения, которое позволяет привлечь в процесс научно-технического творчества детей разного возраста. Она дает возможность организовать опережающее обучение и направлена на развитие навыков практического решения. актуальных инженерно-технических задач, мышления и работы с техникой.

Целенаправленная, планомерная и систематическая работа по конструированию и робототехнике имеет огромное значение для развития воображения, мышления, и фантазии дошкольников. Робототехнические. модули формируют умения детей сравнивать детали по размеру и количеству, отбирать детали, которые необходимы для воплощения замысла, сравнивать конструкции с образцами, с другими постройками, а также с реальными объектами. Робототехнические. модули наглядно демонстрируют различные основы начальной робототехники, механики и информационных систем, способствуют. развитию инженерного мышления, технического творчества.

Итак, техническое творчество – это деятельность, требующая от человека широкого кругозора, развитого воображения, самостоятельного мышления и интереса к поисковой деятельности, а робототехника наилучшим образом способствует развитию этой деятельности. Предпосылки к ней закладываются в детстве, и об этом стоит помнить родителям и педагогам, если они хотят вырастить специалистов высокой квалификации.

Источник

Развитие технического творчества у детей дошкольного возраста  по средствам  конструирования

 «С конструктором легче все уметь,

с конструктором легче поумнеть,

с конструктором легче новое понять,

c ним можно быстрее мир весь познать»

Конструирование сходно с рисованием и игрой, и для ребенка это самое естественное занятие. В процессе конструирования ребёнок: 

  • получает представление о форме и размере предметов;
  • знакомится с физическими свойствами предметов;
  • осваивает понятия плоских и объемных геометрических фигур;
  • запоминает названия цветов.
Читайте также:  Исследовательская работа влияние музыки на развитие ребенка

    Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает,  что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил, он же хочет чтобы все узнали про его сокровище – не это ли развитие речи и умение выступать на публике легко и непринужденно.

От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы, позволяющие заниматься робототехникой.    

 Использование в работе с детьми конструкторов     дает возможность познакомить детей с техническим творчеством, что способствует формированию у детей задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к постановке целей и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, воображения, памяти, мышления, коммуникативных навыков, формированию связной речи, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса.

Весь процесс развития технического творчества можно разделить на 3 этапа. На первом этапе ребенок исследует образцы продукта, у него формируется восприятие формы, размеров объекта, пространства. Юный исследователь, активно используя опорные схемы, различные символы и знаки, носящие образный характер, пробует установить, на что похож предмет и чем он отличается от других. Ребенок учится представлять образец в различных пространственных положениях, активно используя наглядное моделирование.

На втором этапе ребенок свой продукт делает уникальным, креативным, пытается усовершенствовать его. Инициативность, творческий потенциал и воображение помогают ребенку найти положительные свойства предметов, применение которых улучшат, преобразуют продукт, сделают его находкой конструкторской мысли. Особое значение данный этап имеет для совершенствования знаний, умений и навыков, получить знания о части целого, свойствах предмета, о понятиях синтеза и анализа.

На третьем этапе ребенок реализует поделку, выбирая необходимый материал (природный, бросовый, конструктор, бумага и т.д.). Ребенок-изобретатель творит, что способствует самовыражению, развитию самостоятельной творческой активности, стремлению к свободе выбора. Весь путь ребенка должен сопровождать компетентный, творческий педагог, который способен сам продуктивно творить и уметь это качественно преподнести ребенку. Позиция педагога направлена как на стимулирование познавательной активности детей, так и на поддержку собственной активности ребенка.

     Для развития творческих способностей педагогами дошкольного учреждения  широко применяются разные нетрадиционные техники рисования (Кляксография, набрызги, с использованием соли, песка и др. материалов, рисование руками, тычками, ниткография и другие), аппликации (Квилинг, с использованием бросового материала, различные объемные аппликативные техники) и лепки (из соленого теста, лепка с использованием бросового материала, рельефная лепка и т.д).

Использование  конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребенка к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех образовательных областей.

Разнообразие конструкторов  позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).

Актуальность внедрения конструирования   значима так как:

  • является первым шагом к робототехнике,
  • является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,
  • позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

  Развитие детского творчества в первую очередь зависит от творческого потенциала самого педагога, и конечно же от семьи,  в которой он проводит большую часть времени. Только в сотрудничестве с родителями можно добиться успеха. А оказать помощь родители смогут настолько, насколько будут методически просвещены в этой области. Немаловажно и то, что методическое просвещение родителей расширяет для них свободу выбора: они могут полагаться в развитии творческих способностей своего ребёнка на собственные силы, зная как никто лучше особенности его развития.

     Из всего выше перечисленного следует, что нецелесообразно укорачивать дошкольный период, который основывается на детских занятиях, где ведущее место занимает игровая деятельность.

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

Источник