Развитие ребенка средствами народного искусства

Районное методическое объединение для воспитателей по художественно-эстетическому развитию воспитанников

Сообщение по теме:

«Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников»

Подготовила и провела:

Н.А. Городецкая,

 старший воспитатель

МДОУ «Детский сад №8 «Сказка»

г. Семенов

2016 г.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Развитие гармоничной, самодостаточной, творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.

 Народное искусство зародилось и развивалось в давние времена. Но, развиваясь, оно все же оставалось довольно консервативным. Узоры могли меняться, но основные их элементы и сюжеты, форма глиняной игрушки, посуды, фасон традиционной одежды повторялись из века в век, из поколения в поколение. Благодаря народному искусству, быт, обряды и традиции наших предков сохранились и дошли до нас через века, несмотря на исторические потрясения. В былые времена, когда фабрик и, соответственно, заводских изделий еще не было, все предметы быта были самодельными – от чашки и ложки до одежды, обуви, игрушек, инструментов. Еще в недалеком прошлом народное искусство и ремесла служили способом хоть немного разнообразить и украсить тяжелый и небогатый крестьянский быт, скоротать долгие зимние вечера за интересным делом. Народное искусство служило носителем информации, сохраняло знания о былом, являлось отражением народной мудрости и воплощением красоты. В современном мире народное искусство потеряло свое прикладное значение. Свободный доступ к любой информации, широкое распространение и дешевизна предметов быта, фабричной одежды, обуви, бытовой техники и прочих необходимых для современного человека вещей практически уничтожили традиционные ремесла. Однако носители народного искусства, народные мастера, работают и поныне, но их произведения в современном мире больше не выполняют исконных функций, превратившись в «сувенирную продукцию». Но все не так грустно. Народное искусство не ушло из нашей жизни  – оно нашло свою нишу в педагогике.

 В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка – это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу. А наш район (округ) богат мастерами! Издавна Семеновский уезд (район)  знаменит Хохломой, Семеновской матрешкой, Федосеевской игрушкой, резными и инкрустированными соломкой деревянными изделиями, берестяной посудой. И кому как не нам, в воспитании наших детей,  использовать приобщение дошкольников к  народному декоративно-прикладному искусству?

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, помогает видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.

Очень радует то, что в настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественно-эстетическом развитии детей в детских садах нашего города. Оно влияет на декоративно – прикладную деятельность – доступную и притягательную для детей дошкольного возраста. Научиться видеть и понимать прекрасное – эту способность особенно важно развивать в дошкольном возрасте. Именно она может стать основой формирования мировоззрения.  Большие возможности используемых материалов способствуют формированию художественно – практических навыков и умений, работа с ними обогащает знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество. В результате декоративно – прикладной деятельности появляется художественно выполненная вещь. Ей присущи разнообразные стороны выразительности: цветовое сочетание, композиция, другие средства художественного воплощения. Если результат радует человека, то он испытывает внутренний подъем, радость творчества.

Для детей дошкольного возраста потребность в познании весьма значима. И она удовлетворяется в любой художественной деятельности, так как дети познают образы народных произведений, воплощенные в разных материалах, их свойствах, видах искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении выделении сходства и различий, уподоблении, обобщении.

Е.А.Флерина одной из первых выступила за использование декоративно – прикладного искусства в детском саду. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами изображения. В подтверждении этого Т.Я.Шпикалова, отмечая синкретичность народного искусства, говорит о необходимости включения в декоративно   –  прикладную деятельность  других его видов.

Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества исследователи считают взаимосвязь народной музыки, декоративно – прикладного искусства, художественного слова и изобразительной деятельности. По их мнению, феномен интегрированного подхода в процессе приобщения дошкольников к народной культуре  обусловлен еще и тем, что возможен перевод образов одного из видов искусства, например музыкального, речевого, в образы другого вида, например изобразительного. При этом повышается уровень эстетического восприятия, что находит отражение в продуктивной деятельности детей.

Читайте также:  Джон медина правила развития мозга вашего ребенка читать бесплатно

Интегрирование разного содержания в воспитательной – образовательной работе с детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно – действенным и наглядно – образным, и вместе с тем и восприятие, лежащее в основе детского творчества. И мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны (слитность, неразделенность.). Синкретизм  мышления у  дошкольников проявляется в нерасчлененности психических функций на ранних этапах развития ребенка (в возрасте раннем и дошкольном). Проявляется в тенденции без достаточных оснований связывать между собой разнородные явления. Ряд исследователей отмечают синкретичность детского восприятия, выражающуюся в нерасчлененности чувственного образа объекта, в отсутствии выделения и соотнесения его внутренних связей и компонентов.

Согласно Л. С. Выготскому, синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей. Швейцарский психолог Ж. Пиаже относил синкретизм к основным характеристикам детского мышления. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и ненаправленно — часто в форме игры или манипулирования словами — переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов.

Поэтому, народное искусство в воспитательно – образовательной работе с детьми, используется в интегрированной форме как в непосредственно образовательной деятельности, деятельности в режимных моментах, так и в процессе самостоятельной деятельности детей. Именно такой подход к использованию народного искусства в воспитании детей обеспечивает его освоение детьми и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, ее духовном богатстве, наших исторических корнях.

Таким образом, в процессе ознакомления дошкольников с декоративно – прикладным искусством происходит развитие эстетического восприятия, которое благодаря синтезу обогащает изобразительное творчество детей новыми декоративными образами.

Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, диктует нам педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов  и технологий. На смену традиционному образованию (которое сводилось к передаче готовых знаний) приходит продуктивное обучение.

Декоративно-прикладное искусство выступает одним из первых видов народной культуры для дошкольника. Культурный опыт ребенка приобретается через опыт взрослого. Мастер декоративно-прикладного искусства присутствует в своих произведениях не как один автор, а целый народ, поэтому своим прямым (мастер-класс) или опосредованным (произведение искусства) участием в образовании детей открывает им путь в мир общечеловеческой культуры. Значение народной культуры для эстетического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, что в ней опредмечены основополагающие ценности духовной культуры народа, передаваемые от поколения к поколению (оптимизм, открытость, коллективизм, доброта и другие). Ребенок начинает осмысливать внешний мир в его гармоничной целостности и в своих отношениях к нему на основе универсальных понятий.

Наиболее высоким педагогическим потенциалом обладает уникальный вид декоративно-прикладного искусства – народная игрушка, – поскольку она носит интерактивный (игровой) характер и доступна для освоения на всех уровнях (восприятие-исполнительство-творчество).

Список  литературы:

  1. Богуславская И.Я. Дымковская игрушк.Л.,Детство –пресс, 1988 -65с.
  2. Выгодский Л.С.   Воображение  и  творчество  в  детском  возрасте.  Психологический  очерк  2 –е изд. – М.:1967.
  3. Возвращение к истокам. Народное искусство  и детское творчество,/Под ред. Т.Я.Шпикаловой,М.Владос, 2000. -105с.
  4. Григорьева  Г.Г.  Игровые  приемы  в  обучении  дошкольников  изобразительной   деятельности. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М., Просвещение 2004  -97с.
  6. Грибовская А.А. Народное  искусство и детское творчество. М., Владос, 2004 -107с.
  7. Домарова  Т.С.  Детское  художественное  творчество. – М.: 1995.
  8. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 -4 лет рисованию, лепке.
  9. Доронина Г.В. Использование дымковской игрушки в работе с детьми/Дошкольное воспитание №12 -1990. -65с.
  10. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С –Пб. Детство  – Пресс.1998 -98с.
  11. Комарова Т.С.  Детское  художественное  творчество. – М .: 2005.
  12. Комарова Т.С.  Изобразительная  деятельность  в  детском  саду. – М.:2006.
  13. Комарова Т.С.  Народное искусство в воспитании дошкольников. – М.: 2005
  14. Кожахина  С.К.  Путешествие  в  мир  искусства. – М.: 1996.
  15. Казакова  Р.Г.  Рисование  с  детьми  дошкольного  возраста: Нетрадиционные  техники, планирование, конспекты  занятий – М.:ТЦ Сфера, 2005.
  16. Казакова  Т.Г.  Теория  и  методика  развития  детского  изобразительного  творчества:  учеб. пособие. – М .: 2006.  
  17. Лыкова И.А. Развитие художественного творчества. М.Сфера.2005  -86с.
  18. Народное искусство в воспитании дошкольников/Под ред. Т.С.Комаровой. Педагогическое общество России, 2005 -256с.
  19. Сакулина Н.П.  Рисование  в  дошкольном  детстве. – М., 1965.
  20. Сухомлинский  В.А.  Сердце  отдаю  детям. – Киев, 1969.
  21. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М. Сфера.2005 -112с
  22. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Основы народного искусства. М. Просвещение.2004. -168с.
  23. Флерина Е. А.  Эстетическое  воспитание  дошкольника. – М.: 1981.

Источник

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида  № 23 «Колокольчик»

Доклад

 на тему:

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Составил:

Попова Л. А.

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе приобщения к народному искусству »

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина»

(В.А.Сухомлинский)

Мы живем в сложное и интересное время, когда на многое начинаешь смотреть по-иному, многое заново открываешь или переоцениваешь, появляется возможность экспериментировать, накапливать опыт. И жизнь показывает, что используемые формы обучения на основе народного творчества дают детям более глубокие знания об истории России.

Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими яркие творения в разных, порой, самобытных видах искусств.

 От матери к дочери, от отца к сыну передавалось  мастерство.

Всем сердцем любя свою родную сторонку, люди  воспевали в песнях и сказках ее красоту и умели ее творить.

 Никогда на Руси не угасала традиция  древнего искусства, оно пережило столетия, сохранилось, порой, в единичных образцах.

Читайте также:  Развитие ребенка в разновозрастных группах

Декоративно-прикладное искусство это часть  нашего исторического прошлого и часть нашей материальной культуры.

 В старшем дошкольном  возрасте у ребят появляется гордость за свои достижения, и они уже способны гордиться за свою Родину, за свой народ.  

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей, чувство уважения к другим национальностям.

 И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции, будут ли наши дети чувствовать сострадание и уважение к ближнему.    

Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память.

Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе образования.

Актуальность данной темы побудила меня начать работу по формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.

Прежде всего, надо найти ответы на вопросы:

1. Как повысить интерес к народно-прикладному искусству?

2. Какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей?

3. Как влияет развивающая среда на нравственное развитие детей, на развитие художественных способностей?

4. Как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народными промыслами?

 Гипотеза

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством народов родного

края, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

 – Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений.

– Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

– Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы.

– Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности.

Таким образом цель  моей  работы заключается в следующем: создать оптимальные условия для  приобщения  детей старшего  дошкольного возраста к народной культуре средствами  декоративно-прикладного искусства.

В соответствии с целью работы  были выдвинуты следующие задачи:

1. создать развивающую среду, способствующую формированию у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства, изобразительной деятельности, развитию детского творчества;

2. разработать  поэтапную технологию ознакомления детей старшего возраста с декоративно-прикладным искусством, как средства  приобщения к народной культуре;

3. формировать обобщенные знания и умения: понимание детьми характерных особенностей изделий народных промыслов, освоение характерных элементов; умения создавать выразительные узоры, развивать чувства формы, цвета, композиции

4. осуществлять взаимосвязь народного декоративно – прикладного искусства с устным фольклором.

5. повышать  педагогическую  просвещенность  родителей  о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.  

Для достижения поставленной цели  мной была разработана программа, позволяющая наиболее доступными средствами  знакомить детей старшего возраста с декоративно-прикладным искусством  на всех уровнях (восприятие-исполнительство-творчество)

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением. 

Программа  составлена с учетом принципа интеграции, который позволяет совместить в решении задач приобщения  детей старшего дошкольного возраста к народной культуре средствами  декоративно-прикладного искусства

разные виды деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкально-эстетической) с использованием народного фольклора.

 В основу реализации  данной  программы положены следующие принципы:

принцип культуросообразности реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении.

принцип личностно-ориентированного общения – личностно-ориентированный подход в воспитании, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания;  в процессе общения педагог выступает как активный соучастник творческой  деятельности; партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии, подлинные изделия, альбомы, открытки, видеофильмы.

принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети осваивали умения и навыки  постепенно (от простого к сложному);

принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые  виды заданий, стремится к достижению результата;

принцип интеграции позволяет осуществлять образовательную работу с детьми на основе тематического единства изобразительной деятельности с познавательно-речевой деятельностью;

принцип целостности предполагает соблюдение единства обучения, воспитания  и развития, с одной стороны, и системность, с другой;

принцип деятельностного  подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.

Содержание работы:

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий.

Постепенно происходит его усложнение.

 Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению.

 Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физкультминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.

В работе используются различные методы и приемы: 

одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

 метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

 словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

 практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);

эвристический (развитие находчивости и активности);

 частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность

детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

 метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество;

 мотивационный (убеждение, поощрение);

 жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

   Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек.

Читайте также:  Культурное общение в развитии ребенка

И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

При  осуществлении  данной  программы в  целом  мною учитываются  следующие  структурные  моменты  построения  образовательной деятельности:

– Организационный – преследует  цель  создания  условий,  обеспечивающих  эмоциональный  настрой  ребенка  на  содержание  занятия.

  Удивление  в  процессе  общения  педагога  с  детьми  может  стать  фактором,  организующим  и  стимулирующим  детское  внимание  и  деятельность.  Появление  педагога  в  необычном  костюме,  головном  уборе  или  гриме,  со  странным  на  вид  предметом  в  руке  или  куклой  обеспечит  заинтересованность  детей  проблемой  занятия 

 Проблемно – мотивационный  аспект призван  стимулировать  активность  ребенка  за  счет органичного  включения  проблемной  ситуации  в  ход  образовательной деятельности.

  В  результате  она  оказывается  особым  педагогическим  механизмом,  который  ставит  ребенка  в  новые  для  него  условия,  требует  от  него  максимальной  мобилизации  знаний,  умений  волевых  усилий,  направленных  на  решение  проблемной  задачи.

– Деятельностная  основа  деятельности  во  многом  обеспечивает  его  развивающий  эффект,  создает  условия  для изобразительного  творчества,  анализа  художественных  образов  созданных  детьми. 

– Прикладное значение  продуктов  детской деятельности  особенно  значимо  в  связи  со 

становлением  их  социального  статуса. 

 Во-первых,  это  явное  проявление  уважения  к  ребенку  со  стороны  взрослых  и  сверстников, 

 во-вторых,  его продукт,  материализованный  в  рисунке, приобретает  черты  особой  значимости:  это  часть  его  символического  «Я».

 Правильно  организованная  предметно – развивающая  среда  имеет  неоспоримое  значение  для  развития  ребенка  дошкольного  возраста.

  Для  организации  работы по  ознакомлению детей старшего возраста с декоративно-прикладным искусством  создана  предметно-развивающая  среда,  включающая  в  себя  две  взаимосвязанные  мини-среды:

Культурно – познавательная  среда

Индивидуально – творческая  среда

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с  родителями.

 Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Любая  профессиональная  деятельность  воспитателя  может  быть  по-  настоящему  результативной  лишь в  том  случае,  если  родители  являются его  настоящими  помощниками  и  единомышленниками.  Преемственность  в  воспитании  и  обучении  детей  в  ДОУ  и  в  семье  является  необходимым условием  для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством.

Поэтому, одной из задач  образовательной работы по приобщению детей к народной культуре  является повышение  педагогической  просвещенности  родителей  о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.

  Очень  эффективным  воздействием  на  сознание  родителей  считаю  проведение  консультаций – практикумов «Палитра красок»,  в  результате 

которых  родители  не  только  знакомятся  с  теорией  того  или  иного  вопроса,  но   и имеют возможность  совместно  со  своими  детьми  апробировать  всевозможные  техники  декоративного рисования,  поиграть  в  игры  и  т.д.

  В  результате  проведения  таких  консультаций – практикумов,  родители,  станут активнее  участвовать  в  групповых мероприятиях,  принимать участие  в  различных  конкурсах  на  лучший  рисунок,  поделку и т.д.

 Также рекомендую родителям совместно  с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как.

 Взаимодействие родителей и детского сада по вопросам приобщения детей к народной культуре происходит при проведении совместных фольклорных праздников и досугов

 («У матрешки день рождение»,  досуг «Диво дивное, чудо чудное» и др.).

 При подготовке к данным праздникам  родители активно вовлекаются в жизнь группы (оформляют костюмы, принимают участие в выставках изделий декоративно-прикладного искусства и др.).

 Таким образом,  данные формы взаимодействия с родителями  позволят повысить родительскую компетентность  о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.

 Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке и родной культуре в целом.

Ожидаемые результаты

-В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появится желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

-Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов сформирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
-Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Заключение

Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, диктует нам педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов  и технологий.

 На смену традиционному образованию (которое сводилось к передаче готовых знаний) приходит продуктивное обучение.

Декоративно-прикладное искусство выступает одним из первых видов народной культуры для дошкольника. Культурный опыт ребенка приобретается через опыт взрослого.

 Мастер народной игрушки присутствует в своих произведениях не как один автор, а целый народ, поэтому своим прямым (мастер-класс) или опосредованным (произведение искусства) участием в образовании детей открывает им путь в мир общечеловеческой культуры.

Значение народной культуры для эстетического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, что в ней опредмечены основополагающие ценности духовной культуры народа, передаваемые от поколения к поколению (оптимизм, открытость, коллективизм, доброта и другие).

 Ребенок начинает осмысливать внешний мир в его гармоничной целостности и в своих отношениях к нему на основе универсальных понятий.

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности.

 Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируются гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства. 

Источник