Развитие ребенка средствами музыки и ритма
Мовенко Светлана Михайловна
Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений на занятиях хореографией
“От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте”
Платон
В наше социально – ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.
В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие “первый танец”, ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.
Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм, которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.
Основная цель на занятиях ритмики с младшими школьниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Задачи обучения и воспитания детей на занятиях хореографией:
1. Развитие музыкальности.
-Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер,
-понимать содержание.
-Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
-Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству.
-Развитие музыкальной памяти.
2. Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.
3. Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.
4. Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.
5. Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности. Воспитание выносливости, силы. Формирование правильности осанки, красивой походки.
Развитие умения ориентироваться в пространстве. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
6. Развитие способностей фантазии и импровизации.
7. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.
8. Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом малыше
Обязательная одежда и обувь для занятия:
Для девочек. Гимнастический купальник. Балетки белого цвета, носки и лосины. Волосы должны быть собраны в пучок. Для мальчиков. Футболка белого цвета. Шорты темного цвета. Балетки белого или черного цвета.
Для полноценного восприятия музыкальных произведений на занятиях ритмики и его творческого отображения в танце необходимо помочь детям понять специальный язык музыки, его характер, жанр и особенности ритмического рисунка.
Для развития творческой исполнительской деятельности в танце,
детям нужно более углубленного изучать и понимать особенности того или иного музыкального произведения- это несомненно способствует совсем иному осмыслению хореографического и музыкального искусств. Это дает детям возможность поднять свой творческий потенциал на иной более высокий уровень и открыть новые интересные возможности в творческом процессе.
На занятиях ритмики мы предоставляем возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка.
Гармония (от греч.) – ” согласие, лад, красота “.
Чувство гармонии является наиболее правильной организацией содержания, упорядоченностью структуры предмета, явления, придающей им стройность и законченность. Способность обнаруживать гармонию в жизни, искусстве и вносить её в практику, во всю многообразную нашу жизнь, является великим человеческим умением, приносящим радость бытия всем, кто этим чувством наделен. Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Как же можно развить эстетический вкус?
Эстетический вкус воспитывается, во-первых, благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства, понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению, в-третьих, творческой и исполнительской деятельности детей на детских утренниках, концертах и творческих вечерах.
Психолог, танце-терапевт, психодраматерапевт, преподаватель специализации по танцевально-двигательной терапии Бирюкова И. В полагает, что детство, связанное с занятиями музыкой и танцами, помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Она связывает хореографическое и музыкальное творчество детей с
практической деятельностью, сочетающей психологию с различными формами творчества.
Отсутствие развитого эмоционального словаря и разнообразных способов его выражения может создавать в развитии ребенка личностные трудности в самоидентификации, общении с другими, реализации своих способностей.
Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.
Возвращаясь к теме всестороннего развития ребенка, средствами музыки и ритмических движений, мы каждое занятие посвящали исследованию раскрытия одной новой для детей эмоции на занятиях ритмики.
Каждый ребенок придумывает танец для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме.
Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злостью, исполняя ее танец.
Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других.
На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.
Цель музыкальных занятий на уроках хореографии:
Всестороннее развитие детей, посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце и осмысленного восприятия музыкального произведения. Помощь педагогу-хореографу на занятиях в освоении ритмически сложного материала.
А также развитие чувства ритма, музыкального восприятия музыки
и, что несомненно важно, теоретическое изучение основ музыки (характер, жанр, сильная и слабые доли).
На занятиях ритмики я рассказываю детям об истории возникновения танцев, которые танцуют они в данный момент, их истории возникновения и особенности ритмической и музыкальной структуры, так как основная цель занятий ритмикой – это всестороннее развитие ребенка через музыкально-ритмическое воспитание. Так же, занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец.
В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку.
Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.
Для этого педагогами и концертмейстерами разработаны специальные музыкальные игры и музыкально-хореографические этюды, такие как “Паровозики”, “Пингвины”, “Котята”, “Лягушки” и т. д.
“Музыкальная ритмика“
С целью помочь детям развить музыкальность, а также научить их понимать ритмические движения, которые они танцуют, я разработала методику “Музыкальная ритмика” для детей младшего школьного возраста. Танцевальные движения в сочетании с простыми музыкальными попевочками очень хорошо помогают ребенку почувствовать метроритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы) и окончание танцевального этюда. Что интересно в данной методике, это то, что дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и “пропевать” танцевальные движения, тем самым способствуя развитию пластики, гибкости, танцевальности и создания гармонии в творческом процессе. Для создания своих попевочек, я использую любимые и знакомые всем детям стихи Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Валентина Берестова и Агнии Барто. Интересно то, что дети начинают использовать динамические оттенки в музыкальной ритмике, ощущая смысловое движение в стихотворении и в процессе занятий начинают сами импровизировать, добавляя новые, интересные движения.
Танцевальные этюды из “Музыкальной ритмики“:
1. “Петушок” из собрания “Детские потешки”
для детей 6 -летнего возраста.
Петушок, петушок
Золотой гребешок.
Маслена головушка
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь
Деткам спать не даешь?
2. “Тили-тили” из собрания “Детские потешки”
для детей 6-7 летнего возраста
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром
Заливает Кошкин дом.
3. “Курица-красавица” стихи К. Чуковского
для детей 6-7 летнего возраста
Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот-
Сказочку расскажет, песенку споет.
4. ” В магазине игрушек” стихи В. Берестова
для детей 6-7 -летнего возраста
Друзей не покупают,
Друзей не продают.
Друзей находят люди,
А также создают.
И только у нас в магазине игрушек,
Огромнейший выбор
Друзей и подружек!
5. “Новогодняя” стихи К. Чуковского для детей 6-7летнего возраста
Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе снами,
Застучала бы она каблучками.
Закружились бы на елочке игрушки-
Разноцветные фонарики, хлопушки.
Завертелись бы на елочке флаги
Из пунцовой и серебряной бумаги
Потому что у ворот
Постучался Новый Год!
Новый, новый, молодой
С золотою бородой!
Были также разработаны музыкально- игровые занятия для дошкольников с целью облегчить труд педагога хореографии и помочь детям понять танец и музыку,под которую танцуют:
1. “Угадай-ка”
Слышите, как отличаются звуки? Они бывают разной высоты, длины и сразным ритмическим рисунком. Музыкальные примеры- птички, медведь, солнышко, тучка-дождик, труба, лесенка, грустный и веселый ослик, и т. д.
А теперь поиграем в “Угадай мелодию”.
2. “Тик-так”
Что такое сильная и слабая доли. Часы ходят и ровно стучат свои доли.
Полька 2/4, вальс 3/4. Как нужно правильно станцевать и сильную долю показать.
3. “Повторяй-ка»
Ритмический рисунок повторить, прохлопать ладошами.
4. “Поиграем в тишину”
Что такое пауза и как её просчитать.
5. “Слушаем и рассказываем”
Слушаем Вальс Доги к кинофильму” Мой нежный и ласковый зверь “.
Какое настроение воплощено в музыке? Минор или мажор?
Анализируем музыкальное произведение.
Какой характер, темп и размер (сколько долей в пьесе и нужно показать сильную долю в танце)
6. “Маленькие фантазии”
Что вы представляете, когда слушаете эту музыку?
Теперь постарайтесь передать свои впечатления через танец, покажите размер?
В качестве завершения урока и пройденного материала слушаем новое незнакомое музыкальное произведение, дети самостоятельно анализируют и танцуют все вместе. Педагог выбирает и называет самые интересные танцевальные произведения.
Урок заканчивается ритмичными хлопками и поклоном.
Методика “Радужная полянка” для разучивания танцев с детьми 6-летнего возраста,придерживается следующих основных принципов:
– Правильный подбор музыкального произведения.
– Сочетание ритмических упражнений с элементами классических, массово-народных и современных танцев.
– Разнообразие движений и высокая динамичность.
Проведение музыкальных занятий в игровой форме, которая представляет собой законченную сюжетную композицию.
– Побуждение детей к эмоциональному самовыражению и двигательному творчеству через игру “Покажи и повтори”.
– Знакомство с танцевальным этикетом: с правильным приглашением на танец и умением благодарить партнера после окончания танца.
– Активная роль концертмейстера на занятиях.
– Одобрение и поддержка педагогом детей, которые предлагают новые танцевальные композиции, состоящие из танцевальных элементов и ритмических упражнений.
– Разучивание детских танцев через игры “Зеркало” и “Радужная полянка”.
Основные принципы методики сводятся к тому, чтобы используя музыкальные навыки детей и запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку и, используя танцевальные игры, разучивать с детьми простые танцы прямо на открытых уроках.
На занятиях я использую наглядный материал (карточки из творческой лаборатории педагога, репродукции знаменитых художников (о балете и музыке, звучит живая музыка (фортепиано) и музыка в записи (фонограммы). С помощью музыкальных и творческих игр и слушания музыки, теоретический материал преподносится легко и с интересом воспринимается детьми. На занятиях я использую упражнения для развития дыхания, хорошей артикуляции и дикции, которые имеют также оздоровительный эффект и способствуют развитию дыхательного аппарата, что имеет огромное значение в хореографическом и музыкальном творчестве.
Чтобы изучить основы ритмики, усвоить все элементы программы, преподаватель обычно гибко чередует упражнения разной степени трудности, варьирует построение уроков и работает с учениками индивидуально. Педагог упорно идет к своей цели, настойчиво добивается усвоения навыков танцевального искусства и основных элементов теории музыки, старается показать и раскрыть красоту искусства, научить детей любить и понимать музыку в сочетании с танцем.
Пришли к выводу, что “Музыкальная ритмика” способствует более быстрому развитию творческой активности детей младшего школьного возраста, чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала.
На занятиях “Музыкальная ритмика” педагог-хореограф и концертмейстер стараются пробудить пытливость и любознательность, тем самым, давая толчок для развития творческой активности в детях.
Педагог учит внимательней вслушиваться, всматриваться в окружающий мир, с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений. Педагог придумывает совместно с детьми способы воплощения и передачи увиденного и дает возможность для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала, их возможностей и реализации их желаний. Дети получают творческие задания, содержание которых варьируется. Предлагается, например, прослушать музыкальное произведение и попытаться словесно раскрыть его образное содержание, составить рассказ по воображаемой программе. Или педагог просит ребят понаблюдать за окружающими людьми и попробовать передать в музыке и ритмических движениях, игровыми средствамиих образы или представить предметы: живые или неживые. На периодический просмотр подобных работ педагог отводит часть урока.
Несмотря на большое количество школ и студий танцев в системе дополнительного образования, лишь немногие люди способны по-настоящему владеть своим телом. Большинству не хватает раскованности и легкости в движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются приобретенные с детства психологические блоки, которые замедляют прогресс в ходе занятий танцами.
Как правило, эти блоки обусловлены различными психологическими установками, индивидуальными особенностями личности, образом мышления и восприятия окружающего мира. Ощущение неуверенности в себе, отсутствие гибкости мышления или слабость характера могут проявляться в заблокированных мышцах спины, рук или ног.
Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.
Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и
более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.
Литература.
1. В. Морозов. “В помощь педагогу-музыканту“, М. Музыка, 1965. – 18 с.
https://урок. рф/library/kruzhok_mir_tantca_130459.html
2. Бекина С. И., Ломова Т. П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984. – 180 с.
https://nashol.com/2015081586094/muzika-i-dvijenie-bekina-s-i-lomova-t-p-sokovnina-e-n-1984.html
3. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики “Ритмика“. Пермь, 1997
https://ocherschool1.ru/data/documents/ritmika_2.pdf
Источник
ольга антипова
Опыт работы «Всестороннее развитие детей средствами музыки и ритмических движений»
С 2007 года работаю над темой “Всестороннее развитие детей средствами музыки и ритмических движений“. Использую программу “От рождения до школы” под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Системно применяю образовательную программу “Са-Фи-Дансе”. Это танцевально- игровая гимнастика, которая помогает укрепить здоровье, совершенствовать психомоторные способности дошкольников, развить творческие и созидательные способности занимающихся. Обобщен и распространен опыт работы, в котором широко раскрыты аспекты проблемы развития у детей музыкальности, чувтсва ритма, индивидуальных качеств, посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце и осмысленного восприятия музыкального произведения. Разработала систему занятий, сценариев для проведения утренников, вечеров досуга. Тексты песен, игр, попевок, хороводов, упражнений подобраны в соответствии с тематикой. Эта деятельность позволила детям овладеть музыкальными умениями и навыками, развить у дошкольников интерес и любовь к музыке и ритмике.
Принимаю активное участие в городском методическом объединении музыкальных руководителей, на базе дошкольного учреждения.Ежегодно показываю открытые мероприятия: спортивный праздник “Веселые старты”, “Мы маленькие артисты!”, “Волшебная страна Светофория”, “День дошкольного работника” с приглашением специалистов комитета образования.Мои воспитанники принимают активное участие в городских мероприятиях: “Песенка года”, “Веселые нотки”, “Лето, на старт!”, “Лейся, казачья песня”, “Сударь и Сударушка”. В период с 2014-2016 гг. организовывала выступления детей с танцами (а большинство из них собственной постановки) на городских концертах, посвященных различным значимым событиям; принимали участие в творческой жизни городской библиотеки с танцами и песнями. Осуществляю преемственность детского сада и школы в вопросах музыкального развития детей. Провожу консультации для родителей и педагогов. Участвую в деятельности методических объединений, семинаров, педсоветах.
Более 5 лет являлась руководителем танцевального кружка “Веселые ритмы“. На данный момент являюсь художественным руководителем собственной студии танцев “Импульс” для детей от 3 – 10 лет.
Появление компьютерной и мультимедийной техники в детском саду активизировали мою деятельность не только по их освоению, но и по активному использованию в образовательном процессе с дошкольниками. Успешность усвоения детьми программного материала составляет 80%.
Актуальность темы обусловлена тем, что осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольствием включаются в разучивание и исполнение танцевальных постановок, в которых не только можно освоить элементарные ритмические движения, но и изобразить конкретных персонажей, выразительно передать их действия. Это навело меня на мысль – уделять больше внимания музыкально– ритмической деятельности.
При помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Дети любят двигаться под музыку, но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку. Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движение, но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е. чувство ритма, способность выразиться творчески. Все эти умения помогают формировать умственные способности ребёнка, т. е. помогают развивать интеллект. Даже если ребёнок не станет профессиональным танцором, он может состояться, как всесторонне развитая личность
Таким образом, танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Условия возникновения опыта
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении и запросы родителей воспитанников. Изучение запросов родителей по отношению к художественно-эстетическому развитию показывает, что 82 % родителей, как никогда раньше, главной задачей считают “научить ребенка красиво двигаться». Современная школа также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и ребёнка гармонично развитого в физическом отношении.
Наличие теоретической базы
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики.
Многие исследователи (С. М. Миловский, И. В. Евтушенко, Е. А. Медведева, Е. М. Мастюкова и др.) в своих работах показали, что занятия ритмопластикой имеют большое значение для всестороннего развития личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Профессор И. П. Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче.
Буренина А. И. констатировала, что, приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но и развивается всесторонне.
Современные программы, реализуемые в дошкольных учреждениях также ориентированы не только на приобретение знаний, но и на гармоничное развитие личности.
Актуальность и перспективность опыта
Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, так как большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развитияосновных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.
Ритмопластика дает ребенку возможность не только хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоить жизненно необходимые умения и навыки, заложить фундамент физического и психического здоровья, а также создать предпосылки к сознательному ведению здорового образа жизни.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические упражнения помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.
Ритмопластика – это сочетание лечебной физкультуры и хореографии.
Ритмопластика – это система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела. Движения, выполняющиеся под музыку с различным ритмом, дарят ребенку радость, духовное и физическое здоровье. Такой вид детской деятельности имеют глубокий смысл.
Специфической особенностью ритмопластики является органическая связь языка движений с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными. Музыка задаёт не только темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и может стать основой образного содержания. Это связано с еёприродой: высокой эмоциональностью, абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный образ. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер данного вида деятельности.
Ритмопластика способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.
В процессе освоения ритмического рисунка, воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей. Ритмопластика помогает усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивает музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. Музыкально – ритмические движения и ритмопластические упражнения служат задачам музыкального воспитания.
Анализируя собственный педагогический опыт, и учитывая всё вышесказанное, заставило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, и творчески подойти к подбору и подаче музыкального материала, к поиску новых методов работы. Пытаясь как можно продуктивнее использовать время общения с детьми, я стараюсь сделать музыкальные занятия не только познавательными, но и творческими, разнообразить формы и технологии приобщения детей к миру музыки, ритма, танца. Понимаю, чтобы добиться успеха, детям нужно стараться, и для этого, необходимо привлечь внимание, сформировать интерес, мотивировать детей к музыкальной деятельности.
При проведении непосредственно образовательной деятельности в области «Музыка» в разделе «Музыкально -ритмические движения», я обратила внимание на то, что дети выполняют движения стереотипно, однообразно и копируют друга. Изучив проблемы музыкально – ритмических и творческих импровизаций дошкольников, я отметила, что дети, как правило, придумывают невыразительные композиции, бедные по набору движений, затрудняются выполнять творческие задания. На мои предложения импровизировать, придумать движения на заданную тему, дети реагируют отсутствием инициативы. Я пришла к выводу, что моим воспитанникам явно не хватает потенциала танцевальных движений и музыкальных впечатлений.
Поэтому, я изучила методологические труды ведущих педагогов дошкольного музыкального воспитания: Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», Суворовой «Танцевальная ритмика для детей» и Программу по музыкальному образованию детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» под редакцией Э. П. Костиной, и основываясь на них, определила цель своей работы. Теоретической базой для опыта стали публикации С. Л. Слуцкой “Танцевальная мозаика”, Н. А. Ветлугиной “Музыкальное развитие ребенка“, программа “Са-фи-дансе” Ж. Е. Филирева, Е. Г. Сайкина.
ЦЕЛЬ: Формирование личности ребёнка, развитие разнообразных умений, способностей и качеств, средствами музыки и ритмических движений.
Для достижения цели в работе по данному направлению,я определила следующие задачи:
1. Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах;
2. Побуждение к импровизации под музыку, сочинению собственных композиции из знакомых движений;
3. Развитие чувства ритма, темпа, координации и свободы движений.
4. Обучение навыкам основных танцевальных движений.
5Обучение приемам самостоятельной и коллективной работы
6. Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
7. Формирование нравственно-эстетических отношений между детьми и взрослыми.
8. Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа танца.
9. Формирование самоконтроля в творческой деятельности
Перед тем как приступить к работе с детьми мною была проведена диагностика. Основная задача состояла в том, чтобы определить индивидуальные музыкально-ритмические особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
В своей работея применяла различные методические приемы:
1. Показ выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;
2. Выразительное исполнение движения под музыку;
3. Словесное пояснение выполнения движения;
4. Внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;
5. Творческие задания.
Решила внедрить в музыкальную образовательную деятельность детей дошкольного возраста свои авторские танцевальные постановки, разнообразила и обогатила музыкальный репертуар для танцевальной импровизации. Старалась подбирать музыку с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способную активизировать фантазию ребенка, направлять ее, направлять исполнение тех или иных выразительных движений и влиять на их качество.
Для своих танцевальных постановок подбирала музыку со словами, это дало мне возможность применить элементы логоритмики, то есть, дети выполняли танцевальные движения, одновременно проговаривая слова песни, что облегчило сам процесс разучивания танца. Увидев однажды, с каким интересом мальчики включились в разучивание танца “Пираты”, я поняла, что веселая песня со смешным текстом и заводным ритмом “сделали свое дело”. Наблюдая за тем, как активно и с каким интересом дети взялись за разучивание новых движений, как в юных танцорах проснулся соревновательный момент, как каждый старался как можно более эмоционально передать характеры своих героев, я заметила, что вместе с этим повысился и общий уровень их музыкальных способностей: улучшилось чувство ритма, координация; дети стали лучше чувствовать музыку и выразительно выполнять танцевальные движения; на последующих занятиях увеличилась активность и в таких направлениях как пение, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, музыкально–дидактических играх. Проанализировав свою работу я решила внедрять такую практику начиная с детей 3 лет<