Развитие ребенка среднего школьного возраста

Развитие ребенка среднего школьного возраста thumbnail

Особенности развития детей среднего школьного возраста.

В среднем школьном возрасте наблюдается период полового созревания организма ребенка. В подростковом периоде процесс окостенения не закончен. В данном возрасте значительно увеличиваются скорость роста скелета от 7 до 10 см, прибавляется общая масса тела от 4,5 до 9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1-2 года. Длина тела увеличивается за счет ускоренного роста в основном трубчатых костей.

Развитие и рост мышечных волокон происходит медленнее, чем рост трубчатых костей в длину. Это приводит к изменению состояния натяжения мышц и пропорций тела. Прирост мышечной массы у юношей после четырнадцати лет происходит гораздо быстрее, чем у девочек этого же возраста. К пятнадцати годам строение мышечных волокон приближается к морфологической зрелости. Рост сердца заметно ускорен, так как рост внутренних органов и тканей вызывают активный его развитие, однако рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, вследствие чего наблюдается повышение кровяного давления, нарушение ритма сердечной деятельности и как результат всего этого утомление наступает гораздо быстрее, чем в других случаях. Из-за отсутствия необходимого количества кровеносных сосудов движение крови становится затруднённым, что приводит к возникновению одышки, в области сердца возникает ощущение сдавленности.

В этом возрасте наблюдается заметное увеличение жизненной емкости легких. У юношей формируется брюшной тип дыхания, у девочек преобладает грудной тип дыхания.

Активное половое развитие в данном возрасте значительно влияет на строение тела и функциональные возможности организма ребенка. У девочек пубертатный период наступает с одиннадцати лет, у юношей с двенадцати – тринадцати лет. Появляются вторичные половые признаки, внешний вид, особенно девочек меняется. Строение тела у девочек, относительно пропорциям тела юношей заметно отличаются, что непосредственно влияет на показание результатов в физическом развитии. У девочек формируется относительно удлинённое туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Данные особенности приводят к снижению их возможностей в беге, прыжках, метаниях по сравнению с мальчиками их результаты гораздо ниже. У мальчиков мышечное строение плечевого пояса более развитое, чем у девочек, это особенность и объясняет разницу результатов в метании, подтягивании, упорах, лазании, отжимании. Девочки лучше осваивают ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений.

Действие желез внутренней секреции оказывает большое влияние на нервную систему ребенка. Для детей данного возраста характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна в некоторых случая наблюдается повышенная агрессивность.

Переоценивая свои способности, мальчики стараются быть самостоятельными, пытаются разобраться во всем сами, сделать все своими силами, порой не учитывая замечания взрослых. Девочки же наоборот менее уверенны в своих способностях. Подростки очень чувствительны к оценкам взрослых, остро реагируют на какие-либо ущемления их достоинства, не терпят поучений, особенно длительных.

При организации физического воспитания в данном возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Упражнения на гибкость следует проводить строго после проведения подготовительных упражнений, которые способствуют подготовке мышц и связок к нагрузкам в основной части урока, а так же упражнений направленных на расслабление задействованных мышечных групп. Резкое и быстрое выполнение упражнений строго запрещается, так как может привести к травме организма ребенка. Рекомендуется продолжать уделять внимание правильной осанке. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями.

На уроках интенсивный бег желательно чередовать со спокойной ходьбой, так как нагрузки такого характера отрицательно влияют на организм, плохо переносятся. Для развития углубленного дыхания на уроках следует применять специальные упражнения с целью углубления и развития дыхания. При выполнении таких упражнений необходимо выполнять глубокие вдохи, дышать ритмично, без резкой смены темпа.

На уроках следует заниматься отдельно с девочками и мальчиками. Поскольку нагрузка и дозировка в схожих упражнениях для мальчиков гораздо увеличена, чем для девочек. Нагрузка дозируется с учетом индивидуальных данных каждого учащегося. Для девочек рекомендуется использовать различные виды аэробики и упражнениястретчинга, выполняемые под музыку.

Мышечная масса после тринадцати лет у мальчиков увеличивается быстрее, чем у девочек. Так же в этот период у юношей происходит увеличение гортани. Щитовидный хрящ заметно изменяется, образуя гортанный выступ. В результате таких перемен происходит понижение тембра голоса.

Читайте также:  Консультация для родителей развитие речи у ребенка пятого года жизни

Большая умственная нагрузка в подростковом возрасте часто сочетается с малоподвижным образом жизни ребенка. Все это приводит к возникновению нарушения регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния, которые в дальнейшем развиваются в гипотонию или гипертонию. Чтобы исключить такой неблагоприятный исход распорядок дня ребенка должен быть достаточно активным и включать занятия физической культурой и спортом. Обучаясь шесть дней в неделю, суммарная учебная нагрузка занимающихся не должна быть выше семи – восьми часов.

Одним из наиболее важных новообразований в этом возрасте это возникновение у ребенка чувства взрослости. Данное чувство выражается в первую очередь в желании быть самостоятельным, не зависимым от других. Дети хотят, чтобы к ним относились как к взрослым, поведение детей заметно меняется, исходя из этого, увеличивается интерес к своей внешности, особенно это заметно у девочек. Подростки начинают полностью стараться подрожать взрослым. Меняется поведение, внешний вид, стиль одежды, девочки начинают краситься. Подражая, ребенок взрослеет сам для себя, и как ему кажется, для окружающих. Учителя и родные не являются для них авторитетами, мнение сверстников для них теперь более значимо.

Как уже говорилось раньше, в подростковом возрасте наблюдается ускорение роста и развития детей, иначе говоря, проблема акселерации. Акселерация роста и развития наиболее показательна в подростковом возрасте.

На занятиях к детям-акселератам необходимо уделять особое внимание, правильно дозировать нагрузки, учитывая возрастные и половые особенности детей. Такие дети очень крупные в размерах, по антропометрическим данным очень приближенны ко взрослым результатам. Однако, не смотря на внешние показатели, организм ребенка не достиг взрослого уровня. Многие системы такие как: нервная, эндокринная, сердечнососудистая, дыхательная и мышечная системы находятся еще в стадии формирования. Дети-акселераты способны выполнять большой объём физических нагрузок. Переоценка физических возможностей подростков ведет к перетренировке, нарушению здоровья.

Источник

Средний школьный возраст (подростковый возраст) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы). Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела.

Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным обра­зом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11—12 лет в среднем на 7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые ко­сти верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту по­звонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмер­ные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В подростковом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нараста­ет у мальчиков в 13—14 лет, а у девочек — в 11—12 лет.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового со­зревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью поло­вого созревания, а следовательно, и с разными функциональ­ными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм вос­питания.

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжаю­щегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регули­рующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12—15 лет при мышечной деятельности значительно мень­ше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реа­гирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологическо­го и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

В период полового созревания у подростков отмечается наи­более высокий темп развития дыхательной системы. Объем лег­ких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет пока­затель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек — с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка ивье

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл под­росток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задержи­вать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кисло­родом.

Подростковый возраст — это период продолжающегося двига­тельного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основ­ных двигательных способностей в среднем школьном возрасте при­веден в таблицах 18, 19.

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых дви­гательных действиях), силовые и скоростно-силовые способнос­ти; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносли­вость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Таблица 18

Темпы прироста различных физических способностей у детей среднего школьного возраста (%)

Физические способности

Среднегодовой прирост

Общий прирост

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Скоростные

3,9

2,9

15,4

11,5

Силовые

15,8

18,4

79,0

92,0

Общая выносливость

3,3

2,1

13,0

8,4

Скоростная выносливость

4,1

1,0

16,4

4,0

Силовая выносливость

9,4

3,3

37,5

13,1

Таблица 19

Темпы прироста активной и пассивной гибкости у детей 11—14 лет (%)

Гибкость

Суставы

активная

пассивная

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Подвижность в суставах плечевого пояса, локте­вых и лучезапястных

-0,1

-1,4

-0,8

-1,7

Подвижность в тазобед­ренных, коленных и голеностопных суставах

-1,7

-2,6

-3,4

-2,3

Подвижность различных отделов позвоночного столба:

— тазобедренный сустав при сгибании туловища

— нижнегрудной поясничный отдел

— верхнегрудной отдел

— шейный отдел

 
3,4

 5,1

11,6

6,0

 
10,4

 20,0

6,4

4,1

 

 –

 

 –

Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта.
М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с. С. 193-195.

Просмотров: 36481

Источник

В возрастной психологии средний школьный возраст часто называют отроческим или подростковым. В нынешней периодизации развития психики человека этот период определяется временными рамками от 9-11 до 14-15 лет.

В среднем школьном возрасте продолжают развиваться все те же психические познавательные процессы что и в младшем среднем возрасте.

У детей в среднем школьном возрасте продолжается развитие теоретического мышления. В подростковом возрасте ребенок способен с помощью небольшой подсказки взрослого выдвинуть гипотезу, проверить, подтвердить или опровергнуть ее. На основе этого нового умения у детей среднего школьного начинает развиваться логическое мышление. А.А. Реан отмечает, что «главной особенностью мышления подростка является объединение всех видов мыслительных операций в единую целостную структуру». Кроме того, в подростковом возрасте имеет место развитие абстрактного мышления. В этом возрасте дети начинают больше интересоваться философскими, религиозными, политическими проблемами.

В процессе развития памяти у детей среднего школьного возраста также наблюдаются некоторые характерные особенности. Во-первых, в условиях увеличения объема информации в средней школе ребенок вынужден преобразовывать учебный материал таким образом, чтобы его было легче запомнить. Подросток старается запомнить логические связи между единицами воспринимаемой информации. Развивается способность к логической памяти, которая в большинстве случаев отодвигает на второй план другие виды памяти. Во-вторых, в подростковом возрасте меняются отношения между памятью и мышлением. А.А. Реан так устанавливает взаимосвязь между этими познавательными процессами: «Если в младшем школьном возрасте развитие мышления находится в прямой зависимости от развития памяти, то в среднем школьном возрасте мышление определяет особенности функционирования памяти».

Что касается внимания, средний школьный возраст в отличие от младшего школьного возраста характеризуется развитием не только непроизвольного, но и произвольного мышления. Ребенок в этом возрасте способен управлять своим вниманием с помощью волевых усилий. Однако способность в управлении, а также в распределении внимания развита в подростковом возрасте еще в недостаточной мере.

Воображение ребенка в среднем школьном возрасте также усиленно развивается, что свидетельствует о развитии у подростка творческих способностей. Многие дети в среднем школьном возрасте обнаруживают у себя талант в поэзии, рисовании и других видах творчества. Однако воображение ребенка в подростковом возрасте имеет менее продуктивный характер, чем воображение взрослого человека.

Приоритетными направлениями в развитии речи у детей среднего школьного возраста являются письменная и монологическая речь. Развитие письменной речи подростка характеризуется формированием и развитием умения писать изложения и сочинения на заданную или произвольную тему. В монологической речи ребенок среднего школьного возраста проявляет способность к самостоятельной подготовке к устному выступлению, рассуждать на предложенную учителем тему, а также аргументировано высказывать свои мысли по интересующей его теме.

Развитие эмоциональной сферы протекает бурно. Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков – порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.

При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне.

Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции, в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.

А.А. Реан говорит: «В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир».

Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

В коммуникативной сфере развития личности подростка также наблюдаются изменения. В большей степени они проявляются во взаимоотношениях со взрослыми. Они имеют двойственный характер. С одной стороны, ребенок среднего школьного возраста стремится доказать взрослому свое принципиальное равенство прав со взрослым человеком, свою особую позицию в обществе. В своем общении со взрослым человеком ребенок среднего школьного возраста открыто протестует против «детских» методов контроля и воспитания. С другой же стороны, подросток чувствует потребность в поддержке, помощи и оценке его действий взрослым.

Учебная деятельность в среднем школьном возрасте остается актуальной для ребенка, но по своей психологической значимости уходит на второй план. Д.Б. Эльконин утверждает, что ведущей деятельностью в этом возрасте становится общение со сверстниками. Эльконин также определяет следующие мотивы деятельности общения:

  • Желание быть в среде сверстников, заниматься какого-либо рода совместной деятельностью;
  • Желание занять определенное место в коллективе сверстников;
  • Стремление к признанию ценности собственной личности.

Д.И. Фельдштейн считает, что «самой значимой, с точки зрения психики, деятельностью для ребенка среднего школьного возраста является деятельность, в которой подросток может продемонстрировать свою личную ответственность, самостоятельность и, конечно, высокий результат. Это может быть учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная деятельность».

В поведении детей среднего школьного возраста наблюдаются следующие поведенческие реакции на реальную действительность:

  1. Реакция отказа (отказ от выполнения домашних обязанностей, от учебы, от выполнения общепринятых норм и правил);
  2. Реакция оппозиции, протеста;
  3. Реакция имитации (подражание любимому актеру, спортсмену и т.д.);
  4. Реакция компенсации (стремление компенсировать неудачи в одном виде деятельности успехами в другом);
  5. Реакция гиперкомпенсации (при недостатках, например, в физическом развитии стремление к высоким спортивным результатам);
  6. Реакция эмансипации (стремление к самостоятельности, к освобождению от опеки взрослых);
  7. Реакция группирования (образование различных референтных групп);
  8. Хобби-реакция (увлечение коллекционированием, спортом, рисованием, различными видами самодеятельности и т.д.).

 Основными психическими новообразованиями в среднем школьном возрасте являются переход к формально-логическим мыслительным операциям, избирательный и целенаправленный характер восприятия, способность к логической памяти, теоретическое дискурсивное мышление.

– Курсовые работы на заказ

Развитие ребенка среднего школьного возраста

Источник

Читайте также:  Борисова кожухова рыжкова теория и методика физического воспитания и развития ребенка