Развитие ребенка со сверстниками младший школьный возраст

Развитие общения со сверстниками в младшем школьном возрасте

Начиная с момента поступления в школу, у ребенка складываются меж личностные отношения с одноклассниками и учителем. Однако вначале у пер воклассников общение со сверстниками отступает на второй план, т. к. они только начинают адаптироваться к школе, привыкать к новому укладу жизни, социальному положению и новому коллективу. Теперь основной деятельностью  и обязанностью ребенка становится учение, которое требует от него дисципли ны, организованности, воли, приходится делать то, что надо, а не то, что хочет ся, считаться с чужими желаниями и интересами. Дети могут быть настолько поглощены своим новым статусом, что иногда просто не замечают однокласс ников и не могут ответить на вопрос, кто сидел с ними рядом. Они избегают об щения друг с другом, существуют сами по себе. Контакты между первоклассни ками осуществляются посредством педагога. Я. Л. Коломинский приводил при мер из школьной жизни первоклассников: у ребенка не было ручки, но он не по просил ее у товарищей, а привлек внимание учительницы плачем. Когда учи тельница спросила ребят, есть ли у кого-нибудь лишняя ручка, то тот школьник, у которого она была, отдал ее не лично товарищу, а учительнице.

Адаптировавшись в школе, ребенок начинает активно устанавливать дру жеские контакты. Если к 9-10 годам у ребенка сложились дружеские отношения с кем-то из одноклассников, можно сделать вывод, что он умеет налаживать контакт с ровесником.

На протяжении младшего школьного детства понимание дружбы и отно шение к друзьям меняется. Для ребенка 6-7 лет друг- это тот, с кем он играет, сидит за одной партой или живет в одном доме. В выборе друга ребенок ориен тируется не на качества личности, а на поведение. Ему важно, чтобы с друзьями было хорошо и весело. Дружеские отношения недолговечные, они легко возни кают и так же легко заканчиваются.

Дети 8-11 лет считают друзьями тех, кто помогает им, выполняет их просьбы, разделяет их интересы. Для них становятся важны качества личности: доброта, внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

Постепенно у ребенка складывается система личных отношений, основу которой составляют непосредственные эмоциональные отношения.

Среди младших школьников, так же, как и у дошкольников, появляются лидеры («звезды»). Лидеры, как правило, общительны, инициативны, имеют хо рошие способности и богатую фантазию, входят в положение сверстников, хо рошо учатся и готовы поделиться знаниями с одноклассниками; если это девоч ки, то имеют привлекательную внешность. Если воспитательная работа в школе находится в запущенном состоянии, то лидером может стать ученик с плохим поведением. Есть и дети, которых не очень любят в коллективе. Обычно они имеют трудности в общении со сверстниками, драчливы, вспыльчивы, капризны, грубы, замкнуты, неаккуратны, неряшливы; могут ябедничать, зазна ваться и жадничать.

Все эти качества по-разному проявляются на различных этапах младшего школьного возраста. Для первоклассников у лидеров наиболее важными осо бенностями являются красивая внешность, активность, готовность поде литься вещами и сладостями, хорошая успеваемость, физическая сила у мальчи ков. А у «непривлекательных» детей- неактивность, неопрятность, плохая учеба и поведение, дружба с нарушителями дисциплины, непостоянство в дружбе, плаксивость. Следовательно, первоклассники при оценке своих сверстников прежде всего обращают внимание на качества, которые проявляются внешне, и на которые чаще всего обращает внимание учитель.

К концу младшего школьного возраста на первый план при оценке сверст ников выходят организаторские способности, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Показатели, связанные с учением. Отходят на второй план. Для «непривлекательных» детей в этом возрасте характерны такие качества, как об щественная пассивность, недобросовестное отношение к труду и к чужим ве щам.

Такие критерии оценки одноклассников связаны с особенностями восприя тия младших школьников и понимания ими другого человека, а именно со слабой способностью выделять главное в предмете, ситуативностью, эмоцио нальностью, опорой на конкретные факты и трудностями установления причинно-следственных отношений.

Первое впечатление о другом человеке у младших школьников также си туативно, стереотипно, ориентировано на внешние признаки.

Чем старше ребята становятся, тем полнее и адекватнее они осознают свое положение в группе сверстников. Но в третьем классе происходит пере стройке межличностных отношений и их осознания. Адекватность восприятия своего социального статуса снижается: дети, занимающие благополучное поло жение в классе, недооценивают его, а имеющие неудовлетворительные показа тели-считают свое положение приемлемым. Это связано с тем, что в этот воз растной период возникает потребность занять определенное положение в груп пе сверстников. Также в 9-10 лет школьники начинают более остро реагировать на замечания, которые им делают в присутствии одноклассников, становятся более застенчивыми и стесняются не только незнакомых взрослых, но и незна комых детей. Осуждение учителями ученика перед всем классом является для него травмирующим фактором, нередко требующим психотерапевтического вмешательства.

«Непривлекательные» для сверстников дети очень остро переживают свое положение, и часто у них могут возникать неадекватные аффективные реакции. Но, если у ребенка есть хотя бы одна взаимная привязанность, он переживает меньше. Эта привязанность является для него психологической защитой.

Ведущая роль в формировании межличностных отношений у младших школьников принадлежит учителю, т. к. он в этот период является для них выс шим авторитетом. Учитель, сам того не желая, может способствовать изоляции ребенка в классе. Если он сам не любит какого-либо ребенка, часто осуждает его, делает ему замечания, то дети начинают точно так же оценивать сверстника и перестают его принимать. Если же учитель захваливает одного из учеников и ставит его в пример другим детям, то одноклассники тоже перестают общаться с ним, считая его «любимчиком». Но педагог может и помочь «изолированно му» ребенку стать своим в коллективе. Это должна быть сугубо индивидуальная работа, зависящая от конкретной ситуации. Но есть и общие рекомендации: нужно вовлечь ребенка в интересную деятельность; помочь ему добиться успеха в той деятельности, от которой зависит его положение; преодо леть его аффективность  (вспыльчивость, драчливость, обидчивость); помочь выработать уверенность в себе; предложить авторитетным сверстникам поддер жать ребенка.

Читайте также:  Основные факторы продвижения ребенка с отклонениями в развитии

Родители тоже могут помочь младшему школьнику наладить контакты со сверстниками. Для этого они должны быть приветливы и гостеприимны, когда ребенок приводит друзей домой, угощать их блюдами, которые им нравятся, приглашать их на совместные прогулки, экскурсии, походы в кино, помогать ре бенку делать первые шаги к установлению отношений с одноклассниками.

В младшем школьном возрасте у ребенка складывается определенная самооценка в отношении своих учебных способностей и общих возможностей. Для того, чтобы самооценка была достаточно высокой и адекватной, он должен знать свои способности и иметь возможности для их реализации. Ребенок в этом возрасте стремится овладеть различными умениями, делать что-то лучше всех. В случае успеха у него развивается чувство собственной умелости, полно ценности, а в случае неудачи-чувство неполноценности. Ребенку важно., чтобы его умение оценили и взрослые, и сверстники. Он должен чувствовать свою ценность и неповторимость. Задача взрослых-помочь ребенку реализовать свои возможности и раскрыть ценность его умений для одноклассников. Например, если школьник плохо учится, но хорошо рисует, можно организовать в школе выставку его работ. Это может изменить и отношение ребенка к учебе и классу, и отношение одноклассников к нему.

Знание ребенком своих сильных и слабых сторон способствует формиро ванию его самостоятельности, уверенности в себе, независимости, компетент ности в общении со сверстниками.

Кроме того, что общение со сверстниками влияет на самооценку и помо гает социализации детей, оно еще и стимулирует их учебу. К концу 1 класса дети способны воспринимать учебные задачи как стоящие перед всем классом. Они замечают, кто из детей мешает работать, кто хорошо усваивает учебный ма териал, а кто плохо. Доказано, что равноправное общение дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. Если взрослый организует работу, а дети работают самостоятельно, они лучше учитывают позиции сверст ников, их точки зрения.  Благодаря этому развиваются рефлексивные действия (рефлексия-это способность воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими членами группы). Также в процессе совместной работы дети учатся обращать внимание не только на результат, но и на способ своих и чужих дей ствий.

Постепенно у младших школьников появляется общественная направлен ность личности, заинтересованность делами одноклассников. Вначале обще ственная направленность проявляется в стремлении делать все сообща со сверстниками, делать то, что делают другие. Именно поэтому младшие школь ники часто подражают друг другу (например, если один ребенок поднимает руку, это делают и другие). Постепенно общественная направленность получает развитие. Дети начинают чувствовать себя частью коллектива.

Отношения со сверстниками формируют у детей стремление удовлетво рять нужды и потребности других людей. Это подтверждает эксперимент, про веденный В. Г. Яковлевым: детям прочитали рассказ В. П. Катаева «Цветик-семицветик», после чего они должны были анонимно в письменной форме отве тить на вопрос, как бы они истратили волшебные лепестки. У большинства де тей в ответах имелись желания, направленные на удовлетворение потребностей и интересов других людей (стать врачами, «чтобы не было больных», быть сильными, «чтобы защищать всех маленьких и слабых»).

Общественная направленность является одной из предпосылок усвоения ребенком требований, предъявляемых ему детским коллективом. Но для того, чтобы лучше усваивать эти требования, коллективу необходим организатор. Роль организаторов выполняют старосты, дежурные. Формируются так называе мые «отношения деловой зависимости» (по выражению А. С. Макарен ко).

Младшие школьники стремятся найти свое место в коллективе, завоевать уважение товарищей. Для этого они вынуждены считаться с мнением коллекти ва, подчиняться его правилам и традициям. Благодаря этому формируются нрав ственные чувства и стремления.

Так же, как и дошкольники, младшие школьники много жалуются друг на друга. Мотивом этих жалоб является стремление ребят добиться правильного поведения со стороны всех учеников. В первом классе дети открыто жалуются учителю друг на друга, и тот, на кого жалуются, не обижается. В 3-4 классе уче ники начинают обсуждать поступки и действия товарищей между собой и влиять на них путем общественного мнения. Если кто-то из учеников жалуется учителю, его начинают осуждать и воспринимать как ябеду. В случае непра вильной воспитательной работы возникает тенденция покрывать товарища, даже если он совершил плохой поступок. Это говорит о создании учениками 3-4 классов собственных норм поведения, регулирующих взаимоотношения в клас се. В этом возрасте мнения товарищей легче усваиваются и часто оказывают большее влияние на каждого отдельного ученика, чем мнение учителя.

Для общей оценки уровня сформированности у младших школьников на выков общения со сверстниками можно использовать шкалу развития социаль ных отношений, разработанную А. Гезеллом. В этой шкале приведены профили социального поведения для детей 6 и 9 лет. Согласно шкале Гезелла, в 6 лет дети проявляют явный интерес к заключению дружеских отношений; хорошо ладят с друзьями, но без надзора взрослого долго вместе не играют; спорят, фи зически борются, стремятся настоять на своем; часто жалуются; могут прояв лять властолюбие по отношению к некоторым детям, исключать из игры третье го; не умеют проигрывать и жульничают ради выигрыша. Для детей 9 лет харак терны следующие признаки: у большинства детей есть хороший друг од ного с ним возраста и пола, они принадлежат к определенной группе детей; хо рошо ладят с друзьями, несмотря на встречающиеся ссоры и разногласия; в большей степени проявляют интерес к деятельности, чем к собственному отно шению к другу, присутствует кооперативная деятельность; могут подавлять свои собственные интересы ради других членов своей компании, стараются соблюдать правила группы и критикуют тех, кто их нарушает; девочки начина ют проводить вечера вместе; начинается период обожания старшего ребенка или взрослого; начинается оценка, а не только обсуждение других; мальчики ча сто шумят и борются, а девочки хихикают и шепчутся.

Читайте также:  3 месяца ребенку развитие купание

Список использованной литературы:

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Пи тер, 2008. – 400 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

2. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстни ков: Автореф. докт. дис. – М., 1981.

3. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Про свещение, 1980. – 352 с., ил.

4. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы пси хологии. – 688 с.

5. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 528 с.

6. Спок Б., Розенберг М. Б. Ребёнок и уход за ним / Пер. с англ.; Худож. обл. М. В. Драко. – 3-е изд. – Минск: ООО «Попурри», 1998. – 848 с.: ил.

7. Шкуричева Н. А. Формирование позитивных межличностных отношений первоклассников. – М.: Маска, 2008. – 226 с.

Источник

Уже на первом году у ребенка появляется интерес к другим детям. Необходимость общения и обретения связей заложена природой, это наш социальный инстинкт. Однако в юных коллективах образуются индивиды, которые держатся отстраненно от всей группы, их не принимают сверстники, т.е. навыки социализации находятся на низком уровне. О том, почему так происходит и как избежать таких проявлений у Вашего ребенка читайте далее.

Почему ребенку нужно общаться со сверстниками

Многие родители сетуют на школьное образование и жестокость подростков, оставляя детей на домашнее обучение и сводя контакты со сверстниками на минимум. Это не всегда оправдывает себя, ведь школа, детский сад — это упрощенная модель общества, в которой дети обретают навык взаимоотношений с окружающими, а реакция на ребенка сверстников формирует его представление о себе и отношение к своей личности.

В возрасте полтора года ребенок относится к ровеснику скорее как к живой игрушке, нежели партнеру по общению. Если посадить рядом с годовалым ребенком куклу и сверстника, то отношение к ним будет идентичным: малыш поковыряет глаз у куклы, а потом попытается проделать то же самое со сверстником, похлопает куклу по голове и повторит это же с другим ребенком. Он будет с любопытством ощупывать его одежду, пробовать на вкус его пальчики и совершать множество других действий исключительно познавательного характера. Это говорит о том, что сверстник для него выступает объектом, который хочется исследовать и узнавать.

Почти до двух лет в детских контактах переплетаются человеческие и предметные отношения, затрудняя полноценное общение. А навыков равноправного взаимодействия у детей пока еще нет. На третьем году жизни между детьми возникает особый род контактов: эмоционально-практическое общение. Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать друг за другом, подражать действиям, без устали прыгать, кружиться, падать, кувыркаться и бросаться игрушками.

Возрастные особенности общения и выбора компании для общения

С возрастом изменяются отношения у детей к дружбе изменяется. Как отмечалось ранее, первый интерес у детей к друг другу проявляется в возрасте 2-3 лет.

Становясь старше, от 4 до 7 лет дошкольники дружат с теми, кто предложит поиграть со своими игрушками или угостит конфетами.

Дружба для 3–6-летнего ребенка – это возможность ходить в гости, играть вместе, веселиться, защищать от обидчиков и жалеть друга, а также прощать товарища и извиняться перед ним. Все дружеские отношения в этот период строятся на принципе «добро – за добро, зло – за зло».

В 7–9-летнем возрасте огромное значение для детей приобретает учеба. Младшие школьники чаще дружат с верными и сообразительными сверстниками, которые делятся школьными принадлежностями и дают списывать. Дружба скорее воспринимается школьниками как взаимовыгодное сотрудничество, не требующее понимания и принятия интересов своего приятеля.

В начале подросткового возраста с 10 до 14 лет другом, скорее всего, станет тот, с кем можно поделиться самым сокровенным секретом. В этот период подросток особо подвержен влиянию группы, т.к. боится утратить популярность среди сверстников.

Что может сделать родитель в помощь ребенку

Развивать навыки общения у Вашего ребенка стоит с самых юных лет во избежание проблем в коллективе и будущей социализации.

  • Будьте примером для своих детей. Демонстрируйте навыки позитивного социального общения, заботу о других людях, разговаривайте с родными и знакомыми, показывайте свою любовь, контролируйте свои эмоции.
  • Учите детей уважению к другим людям и разрешению конфликтных ситуаций, а также знакомству со сверстниками. Наиболее просто это можно сделать при помощи игрушек. Так, например проигрывайте варианты поведения, диалоги: как приблизиться, что и как сказать в зависимости от ситуации. Ролями можно меняться, видоизменяя условия, чтобы ребенок знал, как стоит реагировать, если собеседник обиделся, рассердился или полез драться. Так в игровой форме Вы подкорректируете сложности в поведении.
  • Расширяйте круг общения своего ребенка. На начальных этапах понадобится именно Ваша помощь как друга. Сначала это семья, родственники, дети друзей, соседи. Знакомьте детей на детской площадке, отдайте ребенка заниматься в творческие студии.
  • Создавайте условия для развития способностей детей. Помогите понять ребенку сильные и слабые стороны. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет гордиться своими родными, близкими и друзьями.
Читайте также:  Синдром дауна развитие ребенка программа для детского сада

Общительность – это способность, которую нужно формировать с детства. Это труд, который обязательно даст свои результат в будущем. А помочь развить навыки коммуникации поможет детский сад «Поколение», которые предоставляет услуги занятости для детей разных возрастов по интересам.

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Благодаря общению ребенка с родителями, взрослыми, сверстниками происходит его психическое развитие .В общении ребенок познает особенности общественных отношений. Он осваивает опыт человечества. Вместе с тем у ребенка развиваются личностно-деловые качества.

Общение-это необходимое условие и основной способ жизни ребенка. Только в процессе общения с родителями, учителем, сверстниками ребенок может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще сам по себе. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Хрестоматийным является эпизод из школьной жизни первоклассников, приведенный Я.Л. Коломинским : «Если кто-то из учащихся забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав, в чем дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдает ее товарищу сам. Он подает ручку учительнице, которая и передает ее ученику».

Результаты специальных исследований показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школьного детства. Для детей 5-7 лет друзья – это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и друж­бы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личных взаимоотношений в детском коллективе.

Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.

Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста.

Для первоклассников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физическая сила.

«Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.

Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.

К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем, как это было в первом классе; и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план.

Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты, как общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.

Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимания ими другого человека, что связано с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно-следственных отношений и т.д.

Круг общения младших школьников неустойчив. Большинство ребят вступают в ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий, образуются широкие игровые общности и более стабильные приятельские группы. Количественный состав приятельских групп невелик, от 2-3 человек в первом и до 4-5 человек в третьем классе(А.В. Мудрик, А.В. Киричук и др.).Персональный состав этих групп подвижен ,но к третьему классу наблюдается рост стабильности предпочтений.

Список использованных источников:

1. Волков Б.С. Психология детей младшего школьного возраста / Б.С. Волков . – Москва : Кнорус, 2016. – 348 с.

2. Кулагина И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста / И.Ю.Кулагина. – Москва: Издательство Юрайд, 2015.- 291 с.

Источник