Развитие ребенка со словами мама и папа

Развитие ребенка со словами мама и папа thumbnail
Первые слова ребенка: «мама» или «папа»?

Рейтинг
31

Психологи объясняют, почему первыми словами ребенка чаще всего являются слова «мама» и «папа»

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Как только в семье рождается ребенок, родители с нетерпением ожидают, когда он произнесет первое слово, и гадают, какое слово он скажет первым: «мама» или «папа».

Светлана, мать двоих детей, вспоминает, как ее младший сын произнес свое первое слово:

«Уже около двух месяцев Саша издавал различные звуки, привлекая наше внимание. И вдруг он отчетливо произнес этот простое слово. «Мама». И мое сердце затрепетало.

Мы с мужем были в это время в комнате и одновременно воскликнули: «Боже, он сказал «мама»?»

Но наше воодушевление пропало так же быстро, как и появилось. Саша никогда больше не говорил «мама» или «папа». Казалось, что, сказав первое слово, он стал двигаться в противоположном направлении. Когда я или муж входили в комнату, он лепетал что-то типа «папапапапа». Вряд ли он вкладывал какое-то значение в свой лепет, но муж думал, что сын говорит «папа», и это ему очень нравилось.

В последнее время среди психологов возникают некоторые споры по поводу того, можно ли считать первые слова с повторяющимися слогами («папа» или «мама»), которые ребенок обычно говорит в возрасте 7-8 месяцев, полноценными словами. Психологи утверждают, что их нельзя назвать словами, если они не произнесены намеренно, а это происходит обычно уже после года.

Исследование американских ученых показало, что чаще всего первым словом у детей является «папа», а следом за ним – «мама». При этом дети уже с 6 месяцев могут понимать значение этих слов и различать фигуры отца и матери, хотя выговорить эти слова еще не могут на протяжении одного-двух месяцев.

К такому выводу ученые пришли после того, как в ходе исследования они показывали детям в возрасте полугода фотографии родителей и произносили слова «мама» и «папа», предлагая связать слово с определенной картинкой. Дети без труда справлялись с таким заданием.

Таким образом, можно подумать, что первые слова ребенка вполне осмыслены. Однако ученые не спешат соглашаться с этим утверждением. С точки зрения фонетики, произнести звукосочетания «мама» проще, чем «папа»: в первом случае нужно просто открывать и закрывать рот с небольшим усилием, а произношение звука «п» требует большего усилия. Однако в целом произношение этих звукосочетаний требует всего лишь напряжения обеих губ и голоса. Поэтому многие отцы готовы поверить, что простое сочетание звуков, которое произносит ребенок, не вкладывая в него смысла, является его первым словом. Для произношения других звуков требуется большая работа голосового аппарата, поэтому ребенок говорит другие слова уже позже, когда намеренно прилагает для этого усилия.

Другой возможной причиной того, что дети чаще произносят слово «папа» первым, может быть то, что они больше времени проводят с мамой, которая чаще побуждает ребенка произносить слово «папа» (например, когда папа приходит домой с работы.).

Также психологи предполагают, что в условиях, когда у ребенка еще слишком ограничен словарный запас, он использует звукосочетание «папа» в любой непонятной ситуации.

И, конечно же, если первым словом ребенка является «папа», это совершенно не означает, что он любит папу больше, чем маму.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.43 из 5 на основе
7 оценок.

Развитие ребенка
29.01.2018

Источник

Достижения малыша для каждой мамы важнее собственных. Первое слово ребенка – это награда за ежедневную родительскую заботу и любовь, без которых невозможно получение новых навыков. Когда малыш произнесет первое «мама», «папа», «баба» и «дай», зависит от родителей. Как учить ребенка разговаривать и как правильно заниматься, чтобы занятия приносили удовольствие и малышу, и родителям, а главное, оказались полезными, рассмотрим далее.

Основные правила

Первое слово ребенка

И мама, и отец с нетерпением ждут, когда малыш скажет первое слово. Но торопиться не следует. Не ждите мгновенного результата. Чтобы сформировался новый навык – речь − требуется время. Поэтому первое, что потребуется родителям – это терпение.

Второе правило – формирование пассивного лексического запаса. Многие считают, что младенец, не умеющий говорить, не понимает обращенную к нему речь. Это миф. Память малыша фиксирует все, что происходит вокруг, в том числе и речь родителей. Приучите себя комментировать все, что делаете:

  • сейчас будем кушать;
  • одеваемся на прогулку;
  • ложимся спать;
  • идем купаться.

Это помогает накопить пассивный запас слов. Повторяющиеся ежедневно слова и фразы малыш легко запомнит, а со временем повторит.

Важно говорить с ребенком, как со взрослым. Не нужно сюсюкать или копировать детское произношение. Иначе у ребенка будут проблемы с артикуляцией.

Когда родители называют предметы или людей в уменьшительно-ласкательной форме – мамочка, папочка, кошечка, собачка, бабуля и т. д., это приведет к путанице. Малышу придется перестраивать свою речь. Поэтому старайтесь говорить с ним, как со своими друзьями.

Третье правило – развивайте мелкую моторику. Развитие речи напрямую зависит от ловкости пальчиков. Поэтому предлагайте малышу игрушки, связанные с развитием двигательной активности рук – пирамидки, большие пазлы, конструкторы и мозаику. А совместные с мамой и папой игры принесут малышу массу положительных эмоций.

Пирамидка для развития мелкой моторики рук

Четвертое правило – колыбельные. Мама для малыша в первый год жизни – незаменима, а ее голос – самый родной. Колыбельная не только успокаивает малыша и помогает заснуть, но и является способом коммуникации. Детки быстро привыкают к маминым песням, запоминая слова. Это также способствует накоплению словарного запаса.

Пятое правило – повторение и запоминание. Длинные речевые конструкции малыш плохо воспринимает, а воспроизвести их не сможет. А вот простые слова и короткие фразы, с которыми мама обращается к нему ежедневно – быстро запоминаются. Слыша ежедневно одни и те же слова, малыш вскоре будет стараться их воспроизвести. Главное, почаще говорить с ребенком и набраться терпения.

Правило шестое – повторяем звуки. Малышу нравится, когда мама повторяет звуки, которые он произносит. Это повод для радости и хорошая тренировка артикуляционного аппарата ребенка.

Повторяя за малышом, поменяйте один звук. Например, когда он скажет «ллуу», произнесите «ллаа». И малыш попытается повторить то, что услышал. Так простая игра превратится в полноценное логопедическое занятие.

Правило седьмое – обучаем играя. Игра – главное занятие ребенка. Поэтому постарайтесь сделать игры не только веселыми, но и полезными. С самыми маленькими интересно играть, закрывая лицо ладошками и спрашивая: «Куда спряталась мама?»

Правило восьмое и самое главное – побольше похвалы. Все любят, когда их хвалят. И малыш не исключение. Радуйтесь вместе с ребенком, когда ему удается сказать новый слог. Это мотивирует малыша на новые достижения. Старайтесь ярко выражать свои эмоции – хлопать в ладоши, улыбаться. Мамин восторг – отличный повод заговорить как можно раньше.

Веселые упражнения

Мать читает ребенку

Чтобы кроха поскорее произнес первое слово, выделяйте время на совместные занятия. Важно проводить их в игровой форме. Тогда ребенок будет с удовольствием овладевать новым навыком.

Чтение вслух – отличный способ усадить непоседу и провести время вместе. Выбор книжки не столь важен. Намного главнее – живая мамина речь. Поначалу чтение книг будет просто фоном, пока ребенок учится вставать в кроватке или манеже, собирает пирамидку или гулит. Берите кроху на руки, показывайте картинки.

Первые книжки выбирайте резиновые – младенцу интересно их жевать, познавая мир.

Почаще читайте стихи. Это формирует ритмику речи. Простые четверостишья легко запомнить или придумать самому (если есть минимальный талант) и рассказывать в очереди к врачу или во время длительной поездки.

Веселые игры на развитие речи подойдут для самых маленьких:

  • «Найди предмет». Спрашивайте ребенка, где находится люстра, шкаф, стол, кот, игрушка. Вначале отвечайте сами и показывайте на предмет. Со временем кроха будет показывать пальчиком на находку.
  • Съедобное и несъедобное. Для самых маленьких по очереди называем слова, произнося название еды, восклицаем «АМ!», имитируя, что кушаем. В дальнейшем «АМ!» будет говорить сам ребенок.
  • Кто сказал «мяу». Мама спрашивает: «Как говорит козочка?». И сама отвечает: «Меее, а ослик – иа, а котик – мяу» и т. д. В дальнейшем ребенок запомнит простые слоги и будет отвечать на вопросы сам.

Чем артистичнее мама имитирует звуки животных, тем веселее ребенку играть и тем скорее он попытается сам сказать «ме» или «мяу».

Станьте для своего крохи сказочником. Придумывайте забавные истории, где главными героями выступают игрушки, домашний питомец или он сам. Можно рассказать сказку о герани и фиалке, которые живут в кухне на подоконнике и каждое утро ждут, когда проснется маленький хозяин и придет их поливать из леечки. Возможно взрослым такие сказки покажутся глупыми и примитивными, но это отличный способ познакомить ребенка с окружающим миром, названиями цветов, растений, птиц.

Можно покатать ребенка на коленках, приговаривая стишки-потешки. Например, «Ехали мы ехали, за грибами и орехами. С горки скатились, в ямке очутились. С горки – бух, на горку – ух!». Карапузу нравятся такие игры, он смеется и запоминает простые слова, а со временем постарается их повторить.

Не нужно проигрывать все игры целый день. Достаточно уделить развитию речи полчаса два-три раза в день. И побольше разговаривать с ребенком. Главное, не зацикливаться на этом, требуя, чтобы малыш обязательно повторил сказанное родителем. Совместные игры, мамина любовь и забота – вот все, что нужно, чтобы ребенок поскорее сказал первое слово.

Источник

Не знаю будет или нет полезна эта статья, но напишу, потому что на данный момент я учу ребёнка правильно обращаться и звать нас. Это наши будни.

Сегодня хочу поговорить на тему, которая точно знакома многим родителям, у которых дети имеют или подозревается диагноз Аутизм. Это обращение к Вам: мама и папа. В нашей семье такая проблема существует до сих пор, мой сын не применяет обращение, он не знает как, например, позвать папу, спросить у папы (для этого ему нужна подсказка), со мной, то есть с обращением ко мне, дела обстоят получше. Но давайте обо всём по порядку.

“Мама” – первое слово.

Да, у нас было именно так, в 1.1 сын сказал заветное “мама”, потом полгода словарный запас не пополнялся совсем. Слово” Мама” он сказал и говорил очень хорошо, но применял его только, как констатацию факта, то есть “Где мама? Кто это? “, ответ “Мама”. Но вот позвать меня, интонацией спросить что-то у меня- нет, такого не было. Знаете, нормотипичные дети, как только осваивают эти первые слова, они тут же начинают ими пользоваться, применять их, чтобы привлечь внимание взрослых, у аутистов такой потребности нет, поэтому и обращённо звать они не будут. Этому необходимо учить.

Несколько занятий для улучшения обращённой речи

  • Учимся звать животных

Фото из личного архива

Я сначала применяла игрушки животных, потому что сыну с ними было проще, названия их он знал и сказать мог. Садила игрушки в ряд, создавала небольшую сюжетно-ролевую игру, смысл которой позвать игрушку покушать. И просила ребёнка позвать, громко:

“Собака! Киса! Миша! “

Вначале он повторял за мной и мы проигрывали сюжет игры, если всё получалась, я его хвалила (поощряла). Вскоре сюжет игры запомнился и сын уже знал, что необходимо делать, поэтому начал сам звать свои игрушки “кушать”. Вот видео, где я показываю эту методику из пособия по развитию речи

  • Учимся звать кушать нашу настоящую кошку

Наша красавица. Фото из личного архива

Это метод МБА терапии. Наша кошка любитель покушать, а сын любитель посыпать корма в миску. Супер! Прежде, чем я дам ребёнку корм, пусть сначала позовёт её. “Мотивация”- я просто обожаю это слово. Так мой ребенок начал звать кошку, сначала просто “Киса”, теперь по имени зовёт “Софя”.

  • А теперь: как я учила сына обращаться ко мне.

Методом МБА терапии и попутного объяснения, что я ” Мама” и меня можно позвать этим словом, если я тебе нужна. Например, ребёнку нужно что-то достать. Он прибегает ко мне и говорит

“Дай”

Или ещё бывает даже не прибежит и стоит орёт в комнате

“Дай”

Кому кричит – не понятно. Зову его, объясняю ему на словах и прошу меня позвать.

“Как меня позвать? “

Он отвечает:

“Мама.”

Закрепляем всё это снова вместе. И после успешно проделанной работы, даём ему “вознаграждение “. Это упражнение проделываем каждый день, не по одному разу, на каждую просьбу напоминаем или поправляем ребёнка и говорим, как правильно. С остальными обращениями делаем тоже самое. И запомните пожалуйста:

если Вас позвал ребёнок, обязательно дайте ему понять, что Вы его услышали, а не игнорируйте, если Вы заняты (наш папа очень любит так делать). Здесь должно прийти понимание того, что позвав ” Маму или папу”, ты их и получишь.

Начала я эти занятия четыре месяца назад, на данный момент ко мне ребёнок стал обращаться лучше, я почти не использую подсказки. К папе обращается хуже и с моей подсказкой. Ну чтож, будем работать и над этим.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Спасибо, что читаете!

Источник

Развитие речи для детей является сложным и ответственным этапом. Ребенок начинает говорить постепенно − с гуления. Позже появляются слоги, а затем полноценные слова. Сильный скачок развития речи начинается с 1,5 лет. В этом возрасте большинство его слов уже осмысленные. Речь помогает узнавать малышу новую информацию, поэтому при отсутствии сформированной речи затрудняется и общее развитие ребенка.

Формирование речевой функции у детей 1-2-летнего возраста

У младенца комплекс оживления

Во сколько ребенок начинает говорить первые слова? Развитие малыша происходит постепенно. Сначала намека на речь до 2 месяцев практически нет. Грудничок к 3-4 неделям начинает впервые улыбаться, тем самым он показывает желание общаться с родителями. Малыш прекрасно понимает интонацию взрослых, поэтому при доброжелательном голосе мамы, бабушки или папы чувствует себя спокойно. Если взрослые начинают ругаться, грудничок сильно беспокоится, что часто приводит к бессонным ночам, беспричинному плачу.

Плач – это знак о том, что ребенка что-то беспокоит. Грудничок может плакать, когда ему нужно сменить подгузник, хочет кушать или у него что-нибудь болит. Также, крик – это знак призыва к общению. Грудничок подзывает маму, чтобы она просто постояла рядом, взяла его на руки, поговорила с ним.

Первые признаки речи появляются только к 2-3 месяцам. Малыш начинает гулить. Гуление может возникать раньше 2 месяцев, в зависимости от особенностей головного мозга. Оно является признаком подготовки к речи. Мышцы артикуляционного аппарата тренируются, крепнут. Этот этап продолжается длительное время.

Следующий этап развития – это формирование лепета. Он начинается с 7-9 месяцев. Грудничок пытается говорить слогами: ма-ма-ма, ба-ба-ба и другими. Слоги в дальнейшем формируют слова. Воспроизведение слогов часто ни с чем не связано. Ребенок говорит их не осознанно.

Груднички в 9-11-месячном возрасте отлично понимают речь взрослых. Они знают на слух 50-100 слов. Когда кроха слышит слова взрослого, она старается повторить их.

Когда ребенок говорит простые слова

К 9-11-месячному возрасту грудничок начинает говорить первые слова. Сначала они могут произноситься не совсем осознанно. Первыми словами являются: «мама», «папа», «дед», «баба» и другие. Со временем появляются осознанные слова. Например, если грудничок видит маму, он произносит слово «мама».

Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года

У девочек речевое развитие происходит немного быстрее, чем у мальчиков. Это объясняется тем, что у мальчиков связь между двумя полушариями мозга менее сформирована, что замедляет передачу информации. Девочки к 1 году имеют в своем словарном запасе около 10 слов. У мальчиков такое количество слов появляется только к 13-14 месяцам. Это является физиологической нормой.

К 12-14 месяцам грудничок может также осмысленно произносить слова: киса, ням-ням, ав-ав (собака), га-га (гусь), бо-бо, би-би, ляля и другие. К полутора годам начинает говорить небольшими фразами. Часто грудничок произносит фразы в повелительном наклонении: «Мама, дай», «Мама, иди».

К 18 месяцам начинают появляться слова во множественном числе. К 2-летнему возрасту малыши уже имеют в своем словарном запасе до 1000 слов. Дети к 2 годам начинают задавать вопросы: «Это что? Почему?» Ребенок также способен сказать фразы, маленькие предложения: «Это киса», «Это стол», «Это стул», «Дай куклу», «Где мама?»

Признаки отставания в речевом развитии

Родителям и воспитателям детского сада следует четко знать признаки отклонений в развитии речевой функции. Это поможет вовремя определить нарушения и помочь ребенку. Признаки отклонений прописаны для каждого возраста, что объясняется быстрым развитием малыша до 2-3-летнего возраста.

Признаки нарушений:

  • В месячном возрасте ребенок не кричит накануне кормления.
  • В 4-месячном возрасте малыш не может улыбаться, гулить.
  • В 5 месяцев не ищет людей или предметы, которые называет мама, держа его на руках, не слушает музыку.
  • В 7-месячном возрасте не узнает родственников, не может адекватно реагировать на интонации, не играет погремушками или музыкальными игрушками.
  • К 9-месячному возрасту не лепечет, не повторяет слоги и слова за родственниками.
  • К 10-месячному возрасту ребенок не мотает головой в знак отрицания, не машет рукой, когда кто-то уходит.
  • К годовалому возрасту вообще не говорит и не лепечет, не выполняет простые задания.
  • В 1 год 4 мес. невпопад употребляет слова «мама», «папа».
  • В 1 год 9 мес. малыш не произносит 6 осмысленных слов.
  • К 2 годам ребенок не показывает части тела (руки, ноги, голову, нос, глаза, пальцы), не способен выполнить сложные задания: «Сходи в комнату, принеси игрушку».
  • К 2,5 годам малыш не понимает, чем отличается маленький и большой предмет.

Рекомендации родителям при патологии речевой функции

Осмотр педиатра

Отклонения могут заметить воспитатели детского сада, родители или врач педиатр. Очень важно родителям самим наблюдать за ребенком, больше читать книг о развитии дошкольников. Главным принципом в диагностике являются регулярные посещения врача педиатра. На первом году ходить к детскому врачу следует каждый месяц. На втором году жизни ребенка приводят к врачу 1 раз в квартал. Педиатр обязательно увидит патологию и скажет об этом родителям.

При отставании в речевом развитии следует обратиться к неврологу и логопеду. Специалисты направят на обследование, чтобы выявить причину болезни. Логопед проведет логопедическое обследование, начнет занятия, даст рекомендации родителям по работе с дошкольником на дому.

Чем раньше выявлены нарушения речевого и общего развития, тем легче устранить патологию.

Консультация логопеда здоровым детям требуется с 3-летнего возраста, а затем ежегодно до 7 лет. Если отклонения обнаруживаются раньше, помощь специалиста показана до 3-летнего возраста.

Помощь ребенку в речевом развитии

Самому малышу очень сложно самостоятельно начать говорить, поэтому с ребенком нужно много заниматься. Следует больше разговаривать, проговаривать свои действия. Логопеды рекомендуют часто читать стихи, петь песенки и потешки. Малыш внимательно смотрит на губы родителей, запоминает артикуляцию во время произношения слов, поэтому нужно поворачиваться лицом к нему во время разговора. Следует говорить простыми фразами и предложениями, длинные фразы для крохи сложны.

Нельзя сюсюкать с ребенком. Это мешает ему учиться правильно говорить. Произношение родственников должно быть четким и не очень быстрым, чтобы малыш улавливал разговор. Полезно проговаривать звуки животных и манеру их произношения. Пример: кошка – мяу, собака – гаф, барашек – бе и другие. Ребенок сначала начнет произносить кошку при помощи слова «мяу», а потом будет полноценно говорить слово «кошка».

Логопеды советуют показывать с года картинки и проговаривать все, что нарисовано на них. Вместо картинок-карточек, подойдут любые детские книжки, которые нарисованы ярко и крупным планом. Ребенок будет визуально запоминать предмет или животное, пытаться его назвать.

Заключение

Нарушения речи мешают ребенку развиваться, поэтому следует внимательно следить за формированием речевой функции. Чтобы малыш заговорил вовремя, следует больше проводить с ним время, постоянно разговаривать, читать, петь. При обнаружении отставания в речевом развитии следует раньше обратиться к логопеду и неврологу для устранения причин патологии и коррекции речи.

Источник