Развитие ребенка со слов родителей

Первое слово малыша: что нужно знать родителям?

Каждый родитель внимательно следит за развитием своего ребенка, за тем, какие шаги он делает в этом мире, за его пусть крошечными, но уже достижениями. Как правило, своё первое слово все дети произносят в абсолютно разном возрасте: кто-то поражает умением говорить раньше, а кто-то достаточно поздно. Но когда ребенку следует заговорить?

Речь ребенка на первых этапах жизни

Ребенок взаимодействует с миром с самого момента своего рождения, обращая на себя внимание громкими звуками или плачем. Спустя несколько недель он уже способен отличать голос человека, который к нему обращается, реагировать на него отсутствием слез и крика. После тридцати дней ребенок распознает интонацию, с которой к нему обращаются, и учится на неё реагировать: на ласковый голос он проявляет резвость, а на грубый – срывается на плач. Кроме того он учится визуально следить за теми, кто говорит рядом с ними, сопровождает говорящего взглядом. После двух месяцев от него можно будет услышать гуление, то есть определенный набор звуков, которые он выдает в ответ на материнский или отцовский голос, обращенный к нему. Третий месяц характеризуется появлением внятного лепета, в котором отсутствует четкая артикуляция звуков и гласных. Важно отметить, что на этой стадии речь является проявлением хороших эмоций: радости, счастья и прочих. Пятый месяц жизни отличителен тем, что малыш начинает присматриваться к мимике говорящих, старательно копируя её. А вот после шестого месяца можно услышать то, что так жаждут запечатлеть все родители: малыш становится способен произносить внятные слоги, в частности самые легкие, к примеру, «ма», «па» или «ба». Ближе к семи месяцам ребенок способен начать анализировать те звуки, которые его окружают, и может устанавливать связи между ними и предметами, что его окружают. Так, например, он запомнит тиканье часов или громкие хлопки двери. Восьмой и девятый месяцы характеризуются повторением слов за говорящими, в особенности определенных сочетаний гласных и согласных. А вот в одиннадцать месяцев малыш уже начинает непосредственно реагировать на то, что ему говорят. Потому не удивительно, что в этот период особенно важно подавать ему хороший пример, говоря правильно, внятно и без негативных эмоций. Ближе к окончанию первых двенадцати месяцев малыш уже способен самостоятельно выговорить около десятка легких для запоминания слов. Следует отметить, что каждое произнесенное им слово несет в себе сразу несколько значений. Так, привычное для нас слово «мама» может означать не только обращение на себя внимания, но и жалобу или же страх.

Это интересно. Дети поначалу распознают не сами слова, а те эмоции, которые в них вкладываются, ведь они ещё не в состоянии осмыслить значение фраз. После десяти месяцев внимание малыша целиком и полностью приковано к лицу того, кто обращается к нему, он учится кивать или мотать головой. Первый год жизни знаменуется понятием простых и легких для усвоения истин. Так, малыш может запомнить от пяти до десяти простых просьб: «подай», «положи», «забери» и так далее. Следует помнить о том, что количество слов, которые ребенок понимает, то есть тех, которые входят в пассивный словарный запас, значительно больше тех, которые он способен озвучить и которые составляют активный запас слов.

Начало речевых контактов с окружающим миром

Первые основные контакты с внешней средой припадают на возраст от трех до четырех лет, когда ребенок не просто повторяет, но и учится самостоятельно произносить определенные слова. Для этого периода абсолютной нормой является некоторое искажение смысла и слов, которые проявляются в «глотании» окончаний, перестановке букв и звуков. Понимание родителем становится возможным благодаря целостной оценке ситуации, в которой малыш пытается контактировать с ним, а потому такая манера общения приобрела название ситуационной.

В возрасте 1,5 года расширяется словарный запас малыша: в этом возрасте он способен запомнить и понять около двадцати слов, в два года это количество возрастает до трехсот, а к трем – до тысячи.

Это интересно. В три года у малыша формируется правильное построение речи. Поначалу он способен выражать свои эмоции и желания односложно, вскоре справится с простыми фразами навроде «мама, кушать», и лишь потом способен будет построить грамматически правильное предложение.

Стремительное развитие речи ребенка

В семь лет словарный запас малыша стремительно начинает увеличиваться за счет контактов с окружающим миром. В 5-6 лет в нём уже находится примерно три тысячи полноценных слов, как простых, так и достаточно сложных. Но развивается не только запас, но и возможность грамматически правильно формировать предложения. До момента поступления в школу малыш уже освоит азы связной речи, будет способен формировать мысли в виде маленького сочинения.

Это интересно. На этом этапе может быть заметна проблема с правильным произношением звуков или определенных слогов, но ближе к его завершению подобная проблема устранится, и речь малыша станет чистой.

Основные проблемы и нарушения речевого развития

В последнее время количество детей с дефектами речи и задержками в её развитии стремительно растет. Большая часть таких отклонений относится к нарушениям моторного и психомоторного развития. Врачами было замечено, что такой проблеме подвержены больше мальчики, нежели девочки. Существует множество причин для этого: заболевания слуховых органов, нарушение психического и физического развития, генетика, негативные факторы семьи (отсутствие общения и воспитания), перенесенные заболевания (пневмония или вирусные заболевания), неправильное питание и другие.

Задержка развития речи бывает первичной, которая заключается в нарушении работы мозга, и вторичной, приобретенной в результате болезней или воспитания. Наиболее сильно распространены:

  • Алалия – неправильное развитие центра речи в головном мозге. Это легко заметить, когда ребенок говорит не слишком хорошо, но при этом отлично понимает то, что говорят ему, а также имеет медленную речь со скудным словарным запасом и ошибками.
  • Афазия – потеря речевых способностей, сформированная в результате поражения областей речи головного мозга. Появляется вследствие нарушения ранее созданных речевых норм, а потому определяется достаточно поздно, в возрасте от трех лет. Характеризуется частичной или полной потерей возможности не только воспринимать речь, но и воспроизводить её самостоятельно.
  • Дизартрия – расстройство произношения звуков и слогов в результате повреждения речевых мышц.

К сожалению, большинство проблем, связанных с речью ребенка, не находят своего объяснения. Для диагностирования проблемы необходимо время, постоянные визиты к врачу и сравнительный анализ речевых способностей ребенка. Кроме того, в процессе взросления многие дефекты речи устраняются, но не всегда в полной мере: некоторые проблемы остаются навсегда.

Это интересно. Большинство проблем, связанных с дефектами речи ребенка, можно избежать с помощью правильного питания, полного витаминами и минералами, которые формируют кору головного мозга и правильную работу его центров. В особенности помогают продукты, богатые на жирные кислоты Омега-3.

Как диагностировать проблемы с речью у ребенка

Конечно же, в случае, если ребенок не говорит в возрасте от года до двух – это должно вызывать некоторое беспокойство у родителей. Основные проблемы можно выявить достаточно рано:

  • В возрасте от одного года ребенок не использует гуление, лепет, полностью отсутствует реакция на говорящих;
  • В этом же возрасте он не пытается воспроизвести услышанные звуки, не проявляет реакции на слова;
  • В два года он не активен в речи, не пытается говорить, не осознает и не понимает, когда к нему обращаются, имеет крайне скудный речевой запас, который не возрастает со временем;
  • В возрасте от трех до четырех лет он не способен обратиться к родителям, затрудняется дать название предметам, которые его окружают, не отвечает даже на самые легкие вопросы. Наблюдается низкий словарный запас, ярко выражена проблема с речью, из-за чего взрослые не могут его понять, поскольку ребенок не использует жесты и мимику и не старается добиться понимания. Также может наблюдаться нежелание учиться говорить у взрослых и полное отсутствие стремления повторять и копировать их речь.

Это интересно. Чем быстрее диагностируется проблема речевого развития малыша и чем раньше с ним контактируют врачи, тем больше вероятность, что результат этой работы будет положительным, поскольку на первых порах шансы устранения речевых проблем выше, чем в дальнейшем.

Профилактика и здоровое развитие речевого аппарата

Помните о том, что способность говорить у малыша напрямую зависит от развития его мозга, который нуждается в природной подпитке, а именно – в жирных кислотах Омега-3. В случае, если лишить ребенка на несколько первых лет этих кислот – то нервная система будет работать вяло, тем самым создавая плодородную почву для проявления первых проблем с речью: отсутствия понимания и желания говорить. В возрасте до одного года омега-кислотами организм ребенка обеспечивается через молоко матери, детям же постарше врачи рекомендуют давать немного рыбьего жира.

Важно также приобретать исключительно натуральные продукты, а не заменители, такие как рыбий жир с фруктовым привкусом. Он содержит в себе множество веществ, которые не только не будут способствовать развитию речевого центра малыша, но и понизят активность его мозга.

Действительно полезным является только натуральный рыбий жир в жидком виде, без каких-либо добавок и ароматизаторов. Не следует думать, что ребенок не захочет принимать его в пищу из-за неприятного вкуса или запаха: как правило, дети, в силу развития своих рецепторов, иначе воспринимают этот продукт и в большинстве своём принимают его абсолютно нормально. Рекомендуется вводить рыбий жир в рацион вместе с пищей, если Вы убеждены в том, что ребенок не сможет принимать его просто так.

Источник

Каждый родитель желает своему ребенку счастья. Однако по незнанию родители могут допускать серьезные ошибки в воспитании детей. Некоторые действия родителей вместо ожидаемого положительного эффекта могут спровоцировать ребенка на негативные поступки и отрицательно отразиться на его самооценке, поведении и воспитании в целом. Рассмотрим наиболее типичные ошибки родительского воспитания.

1 ошибка родительского воспитания – обещание не любить ребенка, если он что-то сделает неправильно.

Угрозы перестать любить ребенка в случае какой-либо провинности с его стороны приводят к неожиданному для родителей эффекту: ребенок становится боязливый, из-за страха, что его перестанут любить, боится допустить малейшую ошибку, а в случае проступка начинает врать, чтобы не сердить родителей. Кроме того, поскольку обещание больше не любить никогда не исполняется, авторитет родителей в глазах ребенка падает, и ребенок перестает им доверять.

2 ошибка родительского воспитания – безразличное отношение к ребенку.

Если родители демонстрируют ребенку безразличие к его поступкам, сопровождающееся фразами типа «Делай, что хочешь, нам все равно!», ребенок начинает чувствовать себя одиноким, брошенным и никому не нужным. Во-первых, это ухудшает самооценку ребенка. Во-вторых, безразличие родителей провоцирует ребенка на плохие поступки, поскольку ему хочется проверить, действительно ли родителям все равно, последует ли за его действиями наказание или критика. В-третьих, ребенок не способен самостоятельно разобраться, что такое хорошо и что такое плохо, поэтому вырастает невоспитанным.

3 ошибка родительского воспитания – чрезмерная строгость.

Излишнее давление родителей на ребенка, воспитание в стиле «Делай только то, что мы тебе сказали» приводят к ряду негативных последствий. Во-первых, чрезмерная строгость лишает ребенка самостоятельности, ребенок считает себя во всем зависимым от родителей. 

Во-вторых, излишняя строгость в воспитании понижает самооценку ребенка, делает его неуверенным, зажатым, способствует развитию комплекса неполноценности. В-третьих, вырвавшись из под опеки родителей, ребенок будет стремиться нарушить все запреты родителей и попробовать сделать все, что ему запрещали.

4 ошибка родительского воспитания – излишнее баловство и опека.

Родители, стремящиеся оградить ребенка от всех жизненных трудностей и невзгод, предостеречь от всевозможных ошибок и решить за него все проблемы, оказывают ребенку медвежью услугу. Мотивируя свое поведение словами «Ребенку это не под силу, лучше все сделать самим», родители превращают ребенка в ленивое, несамостоятельное и беспомощное существо. В будущем, когда ребенок станет старше, ему будет очень трудно, так как он ничего не сможет делать сам и будет надеяться, что всю работу за него выполнит кто-то другой.

5 ошибка родительского воспитания – наполеоновские планы.

Из страха, что ребенок может упустить свой шанс в жизни и не достигнуть того, о чем мечтают родители, ребенка заставляют заниматься деятельностью, идущей в разрез его собственными желаниями. Во-первых, такая деятельность не приносит ребенку удовлетворения и делает его несчастным. Во-вторых, родители губят имеющиеся у ребенка способности и таланты. В-третьих, игнорирование интересов ребенка приводит к развитию внутреннего протеста, который в будущем может выразиться в аморальном поведении, в приверженности к алкоголю, табаку и даже наркотикам.

6 ошибка родительского воспитания – навязывание ребенку роли лучшего друга.

Некоторые родители воспитывают ребенка по принципу «Мой ребенок – мой лучший друг», в связи с чем рассказывают ему обо всем подряд, повсюду за собою водят (на дискотеки, концерты, в кафе и бары), разрешают ребенку находиться во взрослых компаниях и слушать взрослые разговоры.

Чрезмерный поток информации может запутать ребенка в жизни, некоторых вещей он может не понять и даже испугаться.

7 ошибка родительского воспитания – преувеличение роли денег.

Многие родители считают, что качество воспитания ребенка напрямую зависит от количества денег, затраченных на него. В связи с этим родители с невысоким достатком начинают испытывать угрызения совести, что не могут дать ребенку хорошее воспитание. Если же финансовое положение семьи позволяет, родители стремятся отдать ребенка в элитный детский сад или школу, обеспечить его всем самым дорогим. Ребенок, находящийся в такой обстановке, не знает цены деньгам и не ценит усилий родителей.

8 ошибка родительского воспитания – недостаток ласки.

Некоторые родители считают, что нежность, поцелуи и объятия не важны для ребенка. Недостаток ласки в детстве негативно сказывается на характере ребенка, делает его грубым и жестоким.

9 ошибка родительского воспитания – недостаток времени на воспитание ребенка.

Ребенок, которому мало уделяют внимания, вырастает невоспитанным, поскольку в детстве ему никто не объяснял, как нужно себя вести, что можно и чего нельзя делать, как поступать в различных ситуациях. Кроме того, фразы типа «Отстань, у меня нет времени!» заставляют ребенка чувствовать себя лишним и никому не нужным, способствую формированию низкой самооценки.

10 ошибка родительского воспитания – зависимость воспитания от настроения.

В некоторых семьях воспитание очень подвержено настроению родителей, что крайне негативно сказывается на ребенке. Ребенку трудно понять, что хорошо и что плохо, поскольку в зависимости от настроения родителей за одни и те же поступки его то наказывают, то нет. Самый худший случай – когда родители превращают ребенка в «козла отпущения» и выливают на него весь свой гнев.

Основные ошибки родительского воспитания

Источник

Дети – самое ценное, что есть в жизни каждого. Мы стараемся воспитать их как можно лучше. Но иногда возникают ситуации, когда мама и папа не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. В такой ситуации советы психолога родителям могут помочь решить самые острые проблемы. На что же нужно обращать внимание, воспитывая своего ребенка?

Что такое воспитание — мнение Ю. Гиппенрейтер

Содержание [Скрыть]

Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?

Ваш ребенок является уникальным. Он не похож ни на кого, в том числе и вас. Ребенок не является вашей копией, поэтому нельзя требовать от него реализовать написанный вами жизненный сценарий.

Ваше чадо – это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, каким он есть.

Главный совет — любовь и доверие

Не стесняйтесь своей любви к ребенку и ее демонстрации. Не надо бояться, что вы «залюбите» его.

Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза, обнимать и целовать. Ласка является лучшим методом поощрения.

В тоже время не допускайте вседозволенности в воспитании. Необходимо чтобы в вашей семье были установлены некоторые рамки и запреты, которых вам нужно строго придерживаться.

Совет №1 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то не обходимо четко объяснить причину наказания.

Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга.

Совет №2 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения.

Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если ваше чадо чувствует негатив к себе, это может вызвать проявления скрытой агрессии.

Совет №3 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Помните, что от того как вы общаетесь с ребенком зависит его умение сопереживать другим, чувствовать эмоции как положительные, так и отрицательные. При общении с ребенком, помните, что процесс коммуникации требует понимания своего собеседника, его чувств и эмоций.

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

  • Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
  • Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
  • Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
  • Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.

В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.
Совет №4 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку. Также такое поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти.

  • Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
  • В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
  • Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.

Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.
Совет №5 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

  • Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
  • Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
  • Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
  • Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
  • Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
  • Создание тепличных условий для ребенка.
  • Частые ссоры, которые наблюдают дети.

Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Как сделать общение родителей с детьми эффективным?

В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.

Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от нее.

Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.

Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.

Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.

Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка

Поддерживая разговор необходимо демонстрировать свою заинтересованность в теме вашего общения. Можно задать следующие вопросы: «Вот это да! А что же было потом?», «Ой, как интересно! Расскажи мне…»

Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.

Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.

Ласка и объятия очень важны для ребенка

Похвала ребенка — как это делать правильно?

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.

Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.

Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

Полезный совет напоследок

Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

источник:https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam-ot-psihologov.html

Источник