Развитие ребенка слоги составляем слова
Деление слов на слоги – очень важный этап в процессе обучения ребенка чтению и письму. Как научить ребенка делить слова на слоги – этот вопрос задают большинство родителей, чьи дети собираются поступать в школу. Чтобы организовать этот процесс максимально правильно и эффективно, взрослый должен найти наиболее оптимальный подход и корректно подобрать комплекс упражнений. На сегодняшний момент разработано достаточно много интересных методик, позволяющих проводить такое обучение в домашних условиях. Решение начать знакомить малыша с делением слов на слоги как можно раньше является правильным, поскольку в будущем ему будет намного легче и проще учиться в школе.
ЧТО ТАКОЕ СЛОГ?
Прежде, чем приступать к решению вопроса, как объяснить ребенку деление на слоги, прежде всего, нужно в доступной форме дать ему само понятие слога. Нужно сказать, что весь процесс обучения желательно организовать в игровом формате, и при этом изначально длительность занятий не должна превышать 10 минут. Позже их можно постепенно увеличивать, доведя до получасового периода.
Слог — это минимальная произносительная единица в языке. Он может состоять из одного или нескольких звуков. Объясняя малышу, что такое слог, спросите у него, можно ли поделить печеньку или шоколадку на кусочки. Скажите, что слова так же можно делить на небольшие кусочки, разделяя их небольшими паузами. А из этого следует, что слог – это кусочек слова, складывая которые можно легко научиться читать.
Для наглядности ребенку можно предложить потренироваться делить слова на части, используя одно несложное упражнение, которое называется «Ладошка под подбородком». Проговаривая громко и четко слова, они быстро овладеют навыками беглого деления на слоги.
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РЕБЕНОК ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
Поступая в 1 класс, дети уже должны иметь определенный багаж знаний. Умение делить слова на слоги в этом багаже совершенно нелишнее, и поэтому многие родители стараются самостоятельно обучить этому своих чад дома. Это нужно делать еще до начала овладения навыками чтения. Но перед этим малыш должен демонстрировать следующий уровень подготовленности:
- уметь вести диалог, разговаривать целыми предложениями, точно и правильно формируя собственное желание;
- знать хотя бы несколько букв и распознавать гласные и согласные звуки;
- бегло считать в пределах 5, а то и больше;
- иметь пространственное понятие по поводу «влево» и «вправо».
Обучая детей, можно использовать всевозможный дидактический материал, задействовать героев мультфильмов и сказочных персонажей.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СЛОГОРАЗДЕЛА
После того, как малыш усвоит хотя бы на начальном уровне понятие слога, ему нужно объяснить, по какому принципу осуществляется деление. Для этого нужно объяснить, что каждый кусочек слова содержит буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. При этом в любом слоге обязательно «живет» один согласный звук, и именно по их количеству в слове определяется количество самих слогов. используя упомянутое выше упражнение с ладошкой, можно научить их высчитывать общее число слогов в определенном слове.
Общие правила корректного слогоделения звучат так:
- слогообразующими всегда являются гласные звуки;
- слог не может включать больше, чем один гласный;
- слог может состоять из одного гласного звука либо комбинации гласных и согласных; состоящий из двух и более звуков, слог всегда начинается с согласного.
Непременно нужно акцентировать внимание на то, что буквы и звуки – это не одно и то же, иначе в будущем у дошкольника будут проблемы на уроках в разделе фонетики. Нужно объяснить, что буквы – это то, что он видит в букваре и пишет в тетрадке, а звуки – то, что он проговаривает вслух.
ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ СЛОГИ
Следующий этап обучения – объяснения типов слогов. Они могут открытыми и закрытыми, причем в первом случае «кусочки» слов заканчиваются гласным звуком, во втором – согласным. Проще это рассказать можно следующим образом:
- открытый слог можно пропеть, мы проговариваем его на выдохе;
- в закрытом слоге выходящий воздух наталкивается на препятствия – губы, язычок, небо, и пропеть его не получается.
АЛГОРИТМ ДЕЛЕНИЯ СЛОВ НА СЛОГИ
Приступая к практическим занятиям, следует приучить малыша действовать по определенной схеме. Предложите ему: «Делим слова на слоги по порядку»:
- сначала нужно прочитать – произнести слово вслух;
- подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки;
- посчитать, сколько гласных есть в слове, и определить, со скольких слогов оно состоит;
- определить тип слога – открытый или закрытый.
КАК ПРАВИЛЬНО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДЕЛИТЬ СЛОВА НА СЛОГИ?
При обучении слогоделения малышу нужно напомнить основные правила. Он должен четко уяснить то, что слог может состоять из одного или нескольких звуков, но при этом каждый непременно включает в себя гласный. Затем можно приступать к самому процессу, используя игровой момент и специально подобранные для этого карточки со словами и слогами.
Тренироваться следует, беря сначала в качестве примера короткие слова, разнящиеся всего одной буквой – «мыло – мило», «дом-дым». Так он сможет понять разницу в звуках. Далее можно переходить к более сложным словам, но на каждом занятии нужно обязательно возвращаться назад, повторяя предыдущий материал.
Не нужно ждать от детей быстрых результатов – такие навыки приходят постепенно, но их четкое усвоение позволяет получить множество преимуществ в дальнейшем.
УПРАЖНЕНИЯ И ПРИМЕРЫ
Наука, как делить по слогам слова, будет даваться деткам намного проще, если вы примените методы, которые специально были разработаны специалистами для этой цели, и уже успели успешно себя зарекомендовать. В качестве примеров можно навести некоторые из них, отличающиеся большой эффективностью:
ИГРА «БРОДИЛКИ»
Маленьким детям нет никакого смысла объяснять сочетания сонорных в слогах и правила переноса слогов. В этом периоде лучше всего акцентировать внимание на запоминание конкретных слогов, выбирая изначально предельно простые слова – «машина, Миша, лето», прочее. Сделайте карту сказочного города с автобусными станциями, названиями которых будут слоги. Дайте малышу машинку или автобус и предложите попутешествовать по «схеме» определенного слова. За правильно проложенный маршрут вручайте медальку или другой подарок.
«ДОМИК-ЧЕЛОВЕК»
Приклейте несколько домиков к листу ватмана, дайте им названия слога, к примеру, ТА и ЛИ. Сделайте бумажных человечков, имена который будут иметь первый слог, идентичный названиям домов. Предложите детям «поселить» куколок правильно в домики.
«ИДУ ПО СЛЕДУ»
На листах А-4 напишите слоги слов и разложите их на полу по всей квартире. Предложите малышу пройтись по этим «следам», составляя разные слова.
«РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ»
Сделайте 4 домика с разным количеством окошек (от 1 до 4). Объясните, что окошки – это слоги, и предложите обозначить количество слогов у разных животных с тем, чтобы «поселить» его в соответствующий домик.
«ЧАСЫ»
Вместо цифр на циферблате часов положить нарисованное изображение разных картинок. Дети должны двигать стрелки таким образом, чтобы маленькая указывали на короткие названия картинок, а большая – на длинные. (Маленькие – это один слог, большие – два и больше).
«СОБИРАЕМСЯ В ШКОЛУ».
Собрать на столе предметы, которые нужны будут ребенку для школы. Предложите ему разложить их по двум портфелям или сумкам так, чтобы в первый попали вещи, называющие слова из 1 – 2 слогов, а во второй – от 3 и больше.
Ребенок, который усваивает основные правила деления слов на слоги, намного быстрее учится читать, лучше успевает в школе, и не испытывает особых трудностей при освоении определенных тем в языкознании. Об этом должен знать каждый родитель, которых желает успешного развития своего ребенка.
Источник
Ольга Викторовна Жукова
Речевые игры для детей 6–7 лет. Игры на развитие слоговой структуры слова
Игры на развитие слоговой структуры слова
1) Игра «Переставь слоги или звуки»
Задача: тренировать сообразительность детей, умение переставлять буквы или слоги в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.
Описание. 1 вариант. Взрослый называет ребенку слова и предлагает поменять в них местами буквы или слоги, а затем повторить новое слово.
По мере тренировки можно играть с группой детей, когда слово с переставленными звуками или слогами загадывают водящему,а он должен его отгадать: лок – кол, мод – дом, зако – коза, бары -рыба.
2 вариант. Взрослый показывает сначала на простых примерах, что некоторые слова могут превращаться в другие, если переставить в них буквы (рос – сон, тело – лето, луг – гул, лес – сел) или слоги (ложа – жало, лыко – колы, насос – сосна). Постепенно по мере тренировки слова можно усложнить и увеличить в них количество букв.
Банка – кабан. Мышка – камыш. Волос – слово. Баян – баня. Марка – рамка. Капал – палка. Насос – сосна.
Колос – сокол. Вобла – обвал. Вилка – валнк. Майка – кайма.
2) Игра «Прохлопай слово»
Задача: закрепить у детей умение делить слово на слоги в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков.
Описание. Взрослый произносит слово, а ребенок Должен отхлопать каждый слог. После отхлопывания ребенок должен сказать, сколько слогов он насчитал.
В этой игре детям можно предлагать слова со стечением согласных звуков, при этом необходимо объяснить ребенку, что при стечении согласных деление слога проходит между ними: т. е. один согласный отходит в первый, а другой – во второй слог. Например, кош-ка, от-крыть, мед-ведь и т. д.
3) Игра «Придумай слово с определенным количеством слогов»
Задача: тренировать детей в составлении слов с определенным количеством слогов.
Описание. Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по картинкам. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и произносит первый слог. По мере тренировки можно предлагать детям самим придумывать слова без использования картинок или выбрать водящим кого-нибудь из детей.
4) Игра «Назови заданный слог в слове»
Задача: научить детей выделять и называть определенный слог в слове.
Описание. Взрослый по слогам произносит слово из двух прямых слогов и просит ребенка назвать в нем первый, затем второй слог, например, ра-ма, во-да; далее ему предлагается следующее слово и т. д.
По мере тренировки взрослый предлагает ребенку двухсложные слова с обратными или закрытыми слогами, трех-четырехсложные слова (ма-ши-на) и слова со стечением согласных, например, мед-ведь.
5) Игра «Наоборот»
Задача: тренировать детей в преобразовании слогов путем замены твердого звука в слоге на мягкий или, наоборот, мягкого на твердый.
Оборудование: ряды слогов для преобразования.
Описание. Взрослый показывает ребенку, как превратить твердый слог в мягкий (или, наоборот, мягкий в твердый, если заменить в нем гласный звук. Например, пы – пи, мо – мё, бэ – бе, ла – ля, ну – ню, сё – со, ке – кэ, дю – ду, вя – ва.
Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.
6) Игра «Выложи слог, который услышишь»
Задача: развить навыки фонематического анализа и чтения, мелкую моторику детей.
Оборудование: счетные палочки, спички или фасоль.
Описание. Взрослый четко и медленно произносит слоги, содержащие звуки, которые ребенок может произнести правильно, и предлагает ему выложить буквы соответствующие звукам из палочек, спичек или фасоли.
7) Игра «Повтори за мной слоги, выделяя ударение»
Задача: научить детей повторять за взрослым слоги с заданным ударением.
Описание. Взрослый произносит ряд слогов, подчеркивая ударение, а ребенок прослушивает и старайся повторить, соблюдая расположение ударного слога. На начальном этапе предлагается ряд из двух, а затем трех слогов: са’ – са; са – са’; ла’ – ла – ла’; ла – ла – ла’
8) Игра «Найди ударный слог в слове»
Задача: научить детей определять на слух ударные слоги в словах.
Описание. Взрослый произносит слово по слогам, подчеркивая ударный слог, а ребенок должен услышать и повторить его. На начальном этапе предлагаются слова из двух, затем трех и более слогов.
Например, паук – ударный слог -ук; ёжик – ё-; зайчик – зай-; телефон -фон; осень – о-; малина -ли- и т. д.
9) Игра «Распутай слова»
Задача: тренировать сообразительность детей, умение переставлять слоги в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.
Оборудование: предметные картинки на каждое из слов.
Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых переставлены слоги, а ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. Например, ба-со-ка – собака, по-са-ги – сапоги, фет-сал-ка -салфетка, мо-са-лёт – самолет, сын-ко-ка – косынка, бё-ре-нок – ребёнок, ра-ба-бан – барабан, ка-рел-та -тарелка и т. д.
10) Игра «Какой новый слог появился в слове?»
Задача: тренировать сообразительность, речевой слух детей.
Описание. Взрослый называет пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом: ребенок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове.
Например: рука – ру-баш-ка; корка – кор-зин-ка; розы – мо-розы; мушка – кор-мушка; ребенок – же-ребенок.
11) Игра «Преврати одно слово в другое»
Задача: совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, умение превращать одно слово в другое с помощью перестановки звуков или слогов.
Описание. Игра предназначена для детей, имеющих начальные навыки чтения. Взрослый предлагает ребенку назвать слово по картинке и прочитать слово около нее. Когда он заметит, что написано не то, что изображено на картинке, взрослый показывает, как превратить заданное слово в нужное: переставить слоги местами, заменить один звук на другой, добавить недостающий звук. Например, баран – банан, бетон – батон, кулак – + а (акула, ребенок -+ же- (жеребенок).
Источник
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРУШКА «ЧЕРЕПАШКА»
Возраст детей 5-7 лет.
Задачи:
- Уточнить и активизировать словарь по теме: «Море».
- Преодоление нарушений произношения слов сложной слоговой структуры.
- Формирование навыка составления рассказа.
Описание игрушки: Фоторамка с панно черепашка в море, вокруг «водоросли» из гербария, черепашка из камней, вокруг камешки и ракушки, искусственная жемчужина.
Методика работы: Предлагаем ребенку вспомнить о море. Всё, что он помнит и знает о море. Проговариваем «сложные» слова : прибой, волны, черепашка, водоросли, камешки, ракушки, жемчужина, фоторамка. Предлагаем придумать историю черепашки.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРУШКА «1,2,3,4»
Возраст детей: 5-6 лет
Задачи:
1.Обеспечить умение ребёнка подбирать и произносить слова разной слоговой структуры.
2. Расширение, уточнение, активизация словаря.
3. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.
Описание игрушки: Предмет пирамидальной формы с основанием 15 см,
Выполнена из пластика, обклеенного голубой бумагой. По сторонам треугольников наклеены пластмассовые цифры от 1 до 4 разного цвета.
Дополнительное оборудовании: предметные картинки на усмотрение логопеда.
Методика работы: Логопед раскладывает перед ребёнком предметные картинки, уточняя название предметов, изображённых на них. Затем предлагает ребёнку посмотреть на пирамиду и обратить внимание на цифры.
Задание: Произнести название картинки по слогам, посчитать слоги и подложить её под нужную цифру.
Если задание выполнено правильно, то картинка остаётся под цифрой. Если неверно, то картинка отправляется к логопеду. Картинку можно вернуть ещё раз.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРУШКА «СОЛНЫШКО»..
2.Возраст детей : 5 – 6 лет.
3.Задачи:
Развивать и совершенствовать связную речь воспитанников, совершенствуя слоговую структуру слова;
Расширять знания детей об окружающем мире;
Стимулировать интерес детей к дидактическим играм, подготовить к обучению в школе.
Описание игрушки: игрушка представляет из себя сшитый мягкий макет солнца диаметром около 1.5 метров, выполнена из ткани ,на лучах имеются прозрачные кармашки для картинок .
Методика работы:
Количество игроков должно совпадать с числом лучей или быть меньше.
Вариант 1:
В кармашки вкладываются картинки с разной слоговой структурой. Дети под музыку бегут вокруг солнца, по сигналу воспитателя останавливаются у ближайшего лучика, по очереди называют то, что нарисовано на картинке и затем «отхлопывают» количество слогов в данном слове.
Вариант 2:
В кармашки вкладываются картинки с разной слоговой структурой. Дети под музыку бегут вокруг солнца, по сигналу воспитателя останавливаются у ближайшего лучика, по очереди называют то, что нарисовано на картинке и затем называют первый (или последний ) звук и описывают его.(гласный –согласный, твердый- мягкий и т. д)
Вариант 3:
В кармашки вкладываются слоговые схемы слов ,детям раздаются картинки, дети должны найти подходящую схему для своей картинки и назвать количество слогов в данном слове.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРУШКА «ЧАЕПИТИЕ»
Возраст детей : 5 лет
соответствующие вагоны
Цель: совершенствовать умение читать слоги и составлять слова.
Задачи:
Закрепить понятия слог и слово;
Совершенствовать умение чтения слогов ;
Развивать умение подбирать слоги составляя из них слова;
Воспитывать интерес работать в паре.
Правила: прочитай слог и найди пару своей чашке , составь слово.
Материал: магнитные картинки : самовар , половинки чашек со слогами.
Описание игры: детям предлагается выбрать половинки чашек и прочитать слог на своей половинке. Затем они должны найти пару своей половинки чашки и прочитать слово.
Дидактическая игрушка “ВЕСЁЛЫЕ РЕЗИНОЧКИ”
Возраст детей : 5 – 6 лет.
Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.
Чтобы ребёнку легче усваивать слоговую структуру слова нужно подключить как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал. Прекрасная игра « Весёлые резиночки»
Цель игры: научить детей делить слова на слоги, определять последовательность звучания слогов в слове, определять количество слогов, определять ударный слог.
Перед вами обучающая игра « ВЕСЁЛЫЕ РЕЗИНОЧКИ» для детей дошкольного возраста 5-6 лет, при помощи которой малыши смогут научиться делить слова на слоги, закрепить навыки чтения, развить восприятие, произвольное внимание, память и мышление и мелкую моторику. Перед началом игры раздайте цветные резиночки. У вас на поле карточки с картинками и под каждой картинкой имеется место, куда нужно прикрепить резиночку по заданию. Предложите детям назвать картинки и разделить слова на слоги. Резиночки нужно правильно крепить под картинками таким образом:
Вариант 1 «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал:длинные и короткие слова на картинках
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок прикрепляет резинки на длинное или короткое слово
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и растягивает резинки на две группы: к длинным словам и к коротким.
Упражнение «Назови одинаковый слог»
Вариант 2 «Раз, два ,три быстренько найди»
Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки и резинки
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое) и соединить их резиночкой.
Вариант 3
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: . картинки и резинки
Ход игры: логопед начинает произносить слоги ребёнок ищет слова на этот слог, он с помощью резиночки собирает одинаковый гслова сданным слогом ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…
Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: набор предметных картинок, резиночки.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют свои резиночки.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРУШКА «СЕПФОРА».
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Описание игрового пособия:
Настольная игра в виде перекидных страниц с длинами сторон 21*14 см, на которых расположены картинки, схемы, шнур. Выполнена игра из картона.
На каждой странице различные игры, направленные на закрепление:
-умений сравнивать слоговую структуру слов (найти одинаковый слог в словах по данным картинкам)
-умений делить слова на слоги (выбрать картинку, на которой изображено самое длинное (короткое) слово);
-подбирать слова с заданной слоговой схемой (например, помочь «рассадить пассажиров в вагоны», или расселить гостей по домикам, или разместить зверей в зоопарке по клеткам, или разложить фрукты по вазам в соответствии с количеством слогов)
Методика работы:
Соединить шнурком вагон с одним окном и картинку, в названии которой один слог и т.д. Проверка на обратной стороне предыдущей страницы.
Методические рекомендации.
Благодаря своей многофункциональности игровое пособие предоставляет большие возможности для решения коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
К образовательным относятся коррекция и развитие:
-навыков слогового и фонематического анализа и синтеза;
-навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (в слогах, словах, предложениях, в связной речи);
-мелкой моторики;
-прослеживающей функции глаз.
К развивающим:
-активация и обогащение словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий;
-развитие зрительно-пространственных координаций;
-развитие связной речи;
-развитие внимания, памяти, мышления.
К воспитательным:
-воспитание бережного отношения к играм;
-поощрение добрых отношений, внимания друг к другу.
Одно из достоинств пособия-возможность его соотнесения с лексическим материалом согласно тематическому планированию
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРУШКА «ЛОГОКУБИК».
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Задачи:
- Учить детей делить слова на слоги, определять количество порядок слогов в слове, соотносить слово со слоговой схемой.
- Обучать детей слоговому анализу одно- двух- и трехсложных слов;
- Развивать слуховое внимание и память;
- Развивать фонематические процессы.
- Расширять словарный запас.
Описание игрушки: Дидактическая игрушка «Логокубик» представляет из себя предмет кубической формы с длинной сторон 10 x 10 сантиметров. Куб выполнен из картона обклеенного фетром, имеет 6 граней. На гранях куба расположены схемы, а также картинки. Картинки и схемы являются съемными (прикрепляются при помощи липучек), что дает возможность использовать куб в других играх. Кубик является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании.
Методика работы:Ребенок бросает кубик, проговаривая слова: «Чудо-кубик я бросаю и картинку выбираю» и смотрит, какое на нем выпало задание (схематическое изображение количества слогов на грани). Затем выбирает из общего набора картинок ту, которая соответствует заданному количеству слогов и закрепляет на определённой грани куба. Правильность ответа проверяют все с помощью следующих видов заданий: сосчитай, сколько раз хлопнули в ладоши; прошагай слово; простучи слово; проверь клювиком.Использование кубика возможно как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРУШКА «ЗАБЕЙ ГОЛ».
МДОУ ВМР « Детский сад № 25 «Теремок» г.Вольска»
Возраст детей : 6-7 лет
Задачи:
- Закрепить знание воспитанников о звуках, буквах и слогах.
- Развивать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Описание игрушки: Футбольное поле размером 35 Х 35 см. По краям поля размещены ворота со слогами и сказочные футболисты ( Смешарики)
Методика работы: предложить детям «забить гол» перемещая мяч по полю от слога к слогу, чтобы получить 2х-3х сложное слово.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
Выполнила: учитель – логопед Баранова Т.Н.
Возраст детей : 5- 7 лет.
Задачи:
1.Развитие слогового анализа и синтеза.
2.Совершенствование слогового чтения.
Игра предназначена для занятий как с одним ребёнком, так и с группой детей: 3 и более. Дети подбирают «лепестки» к середине цветка, читают получившееся слово.
Игра может проходить в форме соревнования: «Кто быстрее соберёт цветок?»
Состав игры:
3 цветные карточки круглой формы со слогами МА, ПЕ, ВЕ.
Цветные карточки в форме лепестка со слогами (21шт.)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ГЕРОИ СКАЗОК»
ВыполниВозраст детей : 5- 7 лет.
Задачи:
1.Развитие слогового анализа и синтеза.
2.Совершенствование слогового чтения.
3.Совершенствование зрительного восприятия (цвет, форма, размер).
4.Закрепление правила написания большой буквы в именах собственных.
Игра предназначена для занятий как с одним ребёнком, так и с группой детей. Дети подбирают карточки в виде воздушных шаров одного цвета, на которых написаны слоги, выкладывают их в ряд, начиная с карточки с большой буквой, читают получившееся имя героя сказки.
Игра может проходить в форме соревнования: «Кто быстрее узнает имя героя сказки?»
Состав игры:
Цветные карточки в форме воздушных шаров со слогами (Ва,си,ли,са;. Гви,дон: Сал,тан; Бу,ра,ти,но…..)
Дидактическая игра «Слоговая елочка»
Возраст детей: 5-7 лет
Задачи: Упражнять в составлении слогов, распределяя их по твердости и мягкости согласного.
Игрушка представляет собой елку в виде конуса. Каждая сторона елки поделена на два цвета зеленый и синий. В эту игру дети могут играть и вдвоем и втроем. Украсить елочку шарами с буквами ,распределяя их по твердости и мягкости. Далее можно заменить буквы слогами ,а затем и составлять слова из этих слогов, помещая их на соответствующий цвет стороны елки.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МАГАЗИН».
Возраст: 5-6 лет
Задачи:
1.Учить детей делить слова на слоги.
2.Развивать умение считать слоги и соотносить их с множествами.
3.Развивать внимание, память.
Игра представляет собой картонную полку размером 30×25см. На которой размещён «товар», объёмные игрушки размером 2×2см. Игрушечный пластмассовый кассовый аппарат. Денежные купюры, на которых наклеены кружки от одного до четырёх обозначающие количество слогов в словах. В игре участвует от 1-4 детей.
Методика работы: Педагог предлагает детям отправиться в магазин за покупками. Играющим раздаются «деньги» – карточки с нарисованными кружками (один, два, три, четыре). В магазине на полках расположен товар» игрушки». Педагог выполняет роль кассира. Дети по очереди «покупают» товар так, чтобы в его названии было столько слогов, сколько кружков на карточке. Игра продолжается, пока игроки не потратят все «деньги».
ЛЭПБУК « СЛОГОВИЧОК ».
Возраст детей: 6-7 лет.
Задачи:
1.Формировать и развивать умение детей делить слова на слоги.
2.Развивать творческое мышление, любознательность, моторику и пространственную ориентировку.
3.Воспитывать у детей самостоятельность в познавательной деятельности.
Описание игрушки: ЛЭПБУК представляет из себя развивающую книгу (игрушку-самоделку), которая посвящена теме «Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у дошкольников». ЛЭПБУК информативен, вариативен и полифункционален. Он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, обладает дидактическими свойствами. Материал в ЛЭПБУКе можно менять и добавлять. В ЛЭПБУКе 9 игр по формированию и развитию слоговой структуры слова для детей. Размер ЛЭПБУКА формат А3. Выполнен из плотного картона и различных картинок.
Методика работы:
1 игра «Бусослоги» – отсчитать, сколько бусинок, сколько слогов в слове.
2 игра «Слогоцветики» – 3 цветка на разное количество слогов.
3 игра «Магазин для детей» – дети рассматривают, что есть в магазине. Рассматривают игрушки. Как можно приобрести игрушки в магазине? Купить. Вместо денег – фишки с различным количеством кружочков. Выбираешь игрушку, считаешь количество слогов в названии игрушки, отбираешь фишку и платишь в кассу.
4 игра «Парковка» – разложить картинки (транспорт) по разным парковкам (1 этаж – 1 слог, 2 этажа – 2 слога, 3 этажа – 3 слога, 4 этажа – 4 слога).
5 игра «Собери картинку» – собрать картинку из 2-х и 3-х частей (из 2-х и 3-х слогов) и прочитать слово.
6 игра «Составь из слогов слова» – выложить на картинке слоги, подходящие к рисунку и прочитать слово.
7 игра «Слоговое лото» – игра как обычное лото, только вместо цифр слоги, а вместо фишек кружочки, на которых напечатан слог. 1 ребёнок достаёт фишку, читает слог, другие дети ищут этот слог у себя и кладут фишку на своё поле.
8 игра «Подели слова на слоги» – прочитать слово, разделить его на слоги и внизу нарисовать схему слова.
9 игра «Тучки и капельки» – привязать верёвкой капельку к нужной тучке. На тучках есть обозначение -1 слог, 2 слога, 3 слога. На капельке – картинка.
Источник