Развитие ребенка скачать дидактический материал

Развитие ребенка скачать дидактический материал thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад №5

муниципального образования

Усть-Лабинский район

Дидактический материал для педагогов

«Сборник дидактических игр и пособий

для развития сенсорных способностей детей

младшего дошкольного возраста».

Автор- составитель:

Воспитатель МБДОУ ЦРР № 5

Рядун Алеся Андреевна

2019г.

Материал сборника будет полезен педагогам дошкольных
образовательных организаций, а также родителям (законным
представителям)
 воспитанников.

 Актуальность

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и
формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и
явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой
практической деятельностью. Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен
для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об
окружающем мире Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической
деятельности современного человека.

Важным условием сенсорного развития детей младшего дошкольного
возраста является правильно организованная предметно-развивающая среда.

Педагогами нашей группы было изготовлено много пособий из фетра,
конструкторов со шнуровкой, сенсорные коврики с крючками, пуговицами,

замочками, вязаный пальчиковый театр, фетровые овощи для изучения
цвета, формы, величины, были приобретены настольные дидактические игры,

конструкторы, мозаика различной величины, формы, картинки, пазлы;
все пособия находятся в зоне доступности для детей.

В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений:

шишки, жёлуди, каштаны, фасоль, горох, спилы деревьев и многое
другое.

 «Тактильное домино».

Так же одна из целей сенсорного воспитания – изучение предметного
мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников. Подобные цели
реализуются проведением игр-экспериментирований, которые направлены на развитие
всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. В
течение дня дети могут выбрать любой материал по желанию для игры, детям дается
возможность для самостоятельной деятельности. В процессе проведенной работы у
детей повысился уровень знаний и умений по сенсорному развитию. Но работа
продолжается, в планах создание в группе уголка сенсомоторного развития детей.

Сенсомоторный уголок предназначен:

  • для
    стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и
    т. д.)
    ;
  • развития
    мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия
    мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния
    релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания
    положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • активизации
    когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышения
    мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Развитие восприятия сказывается в том, что форма предмета
становится для ребенка при всех условиях все более и более значимой. Форма,
величина и цвет являются определяющими признаками предметов, учет которых
помогает более полноценному их применению в жизни. Но, как показывает практика,
данные параметры не осознаются детьми самостоятельно, а значит, необходимо
специальное обучение. Таким образом, современная отечественная теория развития
восприятия включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего
мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств,
отношений, т. е. перцептивные действия, систему обследовательских действий,
систему эталонов, которыми овладевают дети.

Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент
общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение,
так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими
видами деятельности.

Дидактические пособия:

Дидактическое пособие «Радужный пирог»

Цель: закрепление цветов спектра радуги и счёта до 7.

Задачи:

  • Закрепить
    названия цветов спектра.
  • Учить
    детей считать до 7.
  • Расширять
    словарный запас детей.
  • Возраст
    игроков: дети младшего дошкольного возраста.

Описание: пособие представляет собой фетровый круг-основу с
деталями

треугольной формы семи цветов спектра с нашитыми пуговицами

соответствующего цвета и количеством от 1 до 7.

Правила игры: необходимо выложить цветные «кусочки» пирога
на

фетровую основу соответственно спектру радуги и количеству пуговок
на

них. Можно играть по одному или компанией из нескольких человек и

собирать «пирог» по очереди.

Дидактическое пособие «Рыбка с застёжками»

Цель: тренировка мелкой моторики рук детей младшего дошкольного

возраста.

Возраст игроков: дети 3-4 лет.

Задача:

  • В
    игровой форме учить детей застёгивать и расстёгивать пуговицы.
  • Закреплять
    названия цветов и оттенков.
  • Учить
    считать до 8.

Дидактические игры:

Дидактическая игра «Рыбалка» 

 Цель: расширение знаний детей о морских обитателях.

Задачи:

  • Закрепить
    названия морских обитателей.
  • Закрепить
    знания цветов и их оттенков.
  • Расширять
    словарный запас детей.

Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста, взрослые.

Описание: игра представляет собой игровое поле (море с
водорослями)
 и

20 рыбок и других морских обитателей (с магнитами внутри).
К нему

прилагается магнитная удочка для ловли рыб.

Правила игры: ребенок удочкой ловит рыбку или другого морского

обитателя, произнося его цвет и название. Дети играют по очереди
или

пока не поймают всех рыбок.

Дидактическая игра «Продукты»

Цель: ознакомление детей с разнообразием продуктов.

Задачи:

  • В
    игровой форме познакомить детей с разнообразием продуктов.
  • Учить
    сочетать продукты между собой.

Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста, взрослые.

Описание: различные продукты из фетра, изготовленные педагогом.

Правила игры: дети в игровом уголке готовят еду с использованием

продуктов.

Варианты игры:

– Пришли гости.

– Ресторан или кафе.

– День рождения.

Учимся:

  • изучение
    продуктов: «Кто что ест?»«Кто что любит?»
  • что
    едим в начале обеда, что потом (сладкое – в конце!)
  • учимся
    красиво сервировать блюда
  • учим
    сочетать продукты: что с чем едят, что к чему добавляют.

Задания к игре:

1.     Как
можно назвать одним словом то, что лежит на тарелке?

2.     Где
растут овощи? Чем они отличаются от фруктов?

3.     Сосчитай
морковки на тарелке.

4.     Сколько
горошин находится в стручке?

5.     Что
на тарелке зеленого цвета?

6.     Какого
цвета морковки?

7.     На
что похож помидор? Какого он цвета?

8.     Что
можно приготовить из капусты?

9.     Разложи
морковки на тарелки по одной штуке. Сколько понадобится тарелок?

10. Сколько
вареников ты видишь? Сосчитай их.

11. Какого
цвета вареники? Какой они формы?

12. Какого
цвета листья салата? Сосчитай их.

13. Чего
больше на тарелке – листьев салата или вареников?

14. Сколько
всего печений лежит на тарелке?

15. Печений
какой формы больше?

16. Сколько
круглых печений ты видишь? Сосчитай.

17. Сколько
прямоугольных печений на тарелке?

18. Из
какого количества слоев состоит прямоугольное печенье?

19. Разложи
печенье на тарелки по две штуки. Сколько понадобится тарелок?

20. Какой
формы целая пицца? На что она похожа?

21. На
сколько кусков разделена пицца?

22. На
какую геометрическую фигуру похож кусок пиццы?

23. Сколько
кусочков колбаски лежит на каждом куске пиццы? Какой они формы?

24. Из
каких продуктов можно сделать пиццу?

25. Сколько
кусков колбасы лежит на тарелке? Сосчитай.

26. Разложи
колбасу на тарелки. Сколько тарелок понадобится?

27. Сколько
пельменей лежит на тарелке? Сосчитай.

28. Из
чего делают пельмени?

29. На что
похожи пельмени? Какой они формы?

30. Какого
цвета пельмени?

31. разложи
пельмени на две тарелки поровну. Сколько пельменей будет лежать на каждой
тарелке?

32. Сосчитай,
сколько рыбок на тарелке.

33. Сосчитай
листья салата.

34. Чего
больше — рыбок или листьев? Чего меньше – рыбок или листьев?

35. Какого
цвета рыбки? Какого цвета листья?

36. Сосчитай
сосиски на тарелке.

37. Какой
формы сосиски? Какого они цвета?

38. Из
каких продуктов состоит бутерброд?

39. Сколько
на тарелке бутербродов?

40. Сколько
на тарелке листьев салата, кусков сыра и хлеба?

41. Какого
цвета каждый продукт?

42. Из
чего сделаны настоящие макароны?

Дидактическая игра «Тактильное домино»

Цель: закрепление фактуры различных материалов и тактильных ощущений
у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Учить
    детей определять разные материалы на вид и на ощупь и называть их.
  • Развивать
    тактильные ощущения у детей.
  • Учить
    находить пары одинаковых материалов.
  • Расширять
    словарный запас детей.

Описание: игра «Тактильное домино» представляет
собой 14 косточек с фрагментами различных материалов (ткани, кожа, фетр
и т.д.)
 вместо картинок.

Правила игры: игрокам нужно разделить косточки поровну (по
количеству играющих детей)
 – взрослый помогает это сделать. Начинает
игру ребенок, выбранный по считалочке. Каждый ребенок смотрит и выбирает у себя
косточку с подходящим по фактуре и цвету материалом. Если такой косточки у
ребенка нет, он пропускает ход. Кто выложит свою последнюю косточку, тот
выигрывает.

Дидактическая игра «Слоник»

Цель: расширение представлений детей об окружающем мире,
закрепление тактильных ощущений и названий различных материалов.

Задачи:

  • Учить
    ребёнка одной рукой (на ощупь) определять форму и
    качество предмета, материал, из которого он изготовлен.
  • Учить
    называть предмет, не видя его.
  • Развивать
    тактильные ощущения детей младшего дошкольного возраста.
  • Расширять
    словарный запас детей.

Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста.

Описание: игра представляет собой коробку в виде слона с тканевым
рукавом-хоботом для доставания предметов.

Правила игры: через хобот в коробку-слоника вкладываются мелкие
предметы и игрушки (из разных материалов), которые ребенок должен
определить и назвать, а потом вытащить и проверить правильность догадки.

Дети играют по очереди.

Варианты предметов:

  • Объемные:
    геометрические формы (шарик, призма, кубик, брусок, кирпичик),
    игрушки (матрешка, елочка, машинка, кукла-пупсик, чашка, ложка,
    вилка, тарелка маленького размера)
    , природные материалы (каштаны,
    желуди, шишки еловые и сосновые, камушки)
    .
  • Плоскостные:
    предметы разной геометрической формы (пластины, треугольники,
    круги разного размера и т.д.)

Дидактическая игра «Моталочки»

Цель: развитие мелкой моторики рук детей.

Задачи:

  • Учить
    детей наматывать ленточку на стержень, вращая его двумя руками.
  • Развивать
    мелкую моторику рук.
  • Воспитывать
    желание довести начатое дело до результата.

Возраст игроков: дети младшего дошкольного возраста.

Описание: игра представляет собой набор стержней с ленточками для

наматывания, украшенными фетровыми игрушками.

Правила игры:

1.     вариант.
Нужно полностью намотать ленточку на стержень.

2.     вариант.
Игра на скорость: выигрывает тот, кто первый успеет намотать ленточку на
стержень, вращая его двумя руками.

Играть можно одному ребенку (1 вариант) или
компанией устроить соревнование (2 вариант).

Дидактическая игра «Крестики-нолики»

Цель: развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Развивать
    внимание, память, умение сосредотачиваться на определенном предмете
    довольно длительное время.
  • Обучить
    детей различать такие понятия, как «по диагонали»«по
    вертикали»
    «по горизонтали».
  • Систематизировать
    знания, полученные ранее.

Возраст игроков: от 5 лет.

Описание: игра представляет собой поле с клетками и 10 фишек (5
ноликов, 5 крестиков )
. Поле с клетками – это и карман для хранения фишек.

Правила игры: в этой игре участвуют два ребенка. Им нужно
разместить в одном ряду 3 крестика или 3 нолика подряд. Важно — не торопиться и
следить за ходами соперника. Выиграть можно в том случае, если соперник ошибся
или недостаточно внимательно оценил твой ход. Если же все клетки поля
заполнены, а никому так и не удалось выстроить ряд – ничья.

Источник

Дидактические игры своими руками

по развитию речи для детей 4-7 лет

Дидактическая игра «Времена года»

Данная игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет.

Цель игры:

способствовать уточнению и расширению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связанной речи, воспитывать интерес к познавательной и игровой деятельности. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.

Дидактическая игра «Времена года» имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Материал:

4 картинки, изображающие времена года, и разрезные карточки с приметами времен года.

Игре обязательно должна предшествовать беседа. 

Например:

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник – Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Весной празднуем всеми любимый праздник – это 8 марта

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы, и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Становится прохладнее. Поспевает урожай овощей. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник – день знаний.

Игровая задачазаключается в том, чтобы положить карточки с приметами времени года в окошечки соответствующей карты и объяснить свой выбор.

Правила игры:

Большие карты выдаются участникам игры. Маленькие карточки раскладываются на столе. Дети по очереди берут по одной карточке и смотрят, подходит ли эта карточка для большой карты, есть ли такая примета у данного времени года. Если нет, маленькую карточку необходимо положить обратно на стол. Выигрывает тот, кто первым закроет все окошечки. Игру можно использовать как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности детей.

Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.

hello_html_m3024e17f.jpg

hello_html_m6b6ad2ad.jpg

Дидактическая игра

«Уборка в комнате: расставь по полочкам»

Цель игры: 

способствовать развитию логического мышления, памяти, речи, умению обобщать, обосновывать.

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов. От ребенка требуется найти группу похожих предметов, прежде всего по назначению, и расставить их по нужным полочкам. 

Материалы: коробка в форме шкафчика с полочками и разрезные карточки с предметами.

Ход игры: Раскладываем на столе карточки с нарисованными предметами в беспорядке. Предлагаем ребенку сделать уборку. Нужно расставить предметы по полочкам в соответствии с их назначением и назвать группу (одежда, посуда, игрушки, обувь, бытовая химия, медицинские принадлежности).

hello_html_m516a84f.jpg

hello_html_m29c68004.jpg

Дидактическая игра

“Карлсон в гостях”

Целью игры:

закрепление в речи детей употребление относительных имен прилагательных и способа их образования, активизация словаря прилагательных.

Материалы: Большая карта с Карлсоном и Малышом и маленькие карточки с изображением угощений (варенья, конфет, сока).

Ход игры:

Дети поочередно берут маленькие карточки и называют угощения.

Например:

Представьте, что к нам в гости прилетел Карлсон. Он великий сладкоежка, и нам нужно его чем-нибудь вкусненьким угостить.

Чем мы угостим Карлсона? Вареньем! Варенье какое? Банановое (апельсиновое, клубничное и так далее – кладем нужную карточку).
Еще чем угостим Карлсона? Конфеткой! Конфета какая? Банановая (апельсиновая, клубничная и так далее).
… Соком. Сок банановый, апельсиновый, клубничный.

hello_html_m205aa5f8.jpg

hello_html_m1f280ebf.jpg

Дидактическая игра

“Мой, моя, моё, мои”

Цель:

 упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.

Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами.

Материалы: Большие карты в количестве четырех и маленькие карточки с предметами

На картах изображен Ежик с яблоком и маленькие карточки с изображением предметов

Ход игры:

Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор. Детям предлагается положить картинки на окошечки в яблоках под названием “Мой, моя, моё, мои”.

Обязательно при этом проговаривать, к примеру: “рыбка моя”.

hello_html_mfc0ed13.jpg

hello_html_m6ddc8ec8.jpg

Дидактическая игра

«Он, она, они, оно»

Цель: 

упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с местоимениями он, она, они; а также фомировать у детей умение различать род притяжательных местоимений мой, моя, мои. 

Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами

Детям предлагается разложить картинки в домики под названием “Он”, “Она”,”Они”. Картинки про которые можно сказать “мой” ребенок кладет в домик под названием “Он”, картинки про которые можно сказать “моя” – в домик “Она”, “моё” – “Оно”.

hello_html_m1edbef5e.jpghello_html_6807ed03.jpghello_html_m8b88b42.jpg

hello_html_m525c415f.jpg

Дидактическая игра

«Звуковые часы» (чем отличаются слова).

 Разобраться и понять, что одна единственная буква может изменить значение всего слова поможет данная дидактическая игра.

Эта игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками

Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.

Цель:

закреплять, уточнять и активизировать знания детей о звучащем слове

Игровой материал: пособие «Звуковые часы» большого размера и карточки с предметами.

Вариант 1. (для детей 4-5 лет)

Правила игры:

1.Произнести названия изображенных предметов.

2.Найти два слова–названия, сходные по звучанию и указать на них стрелками часов.

3.Отыскать два слова –названия, не сходные по звучанию и указать на них стрелками часов.

4. Найти два коротких слова, указать стрелками, и наоборот –два длинных слова.

5. Отыскать два слова –названия, начинающихся на один и тот же звук.

Вариант 2. (для детей 4-7 лет)

Правила игры:

1.Выделить и назвать первый и последний звук в названиях картинок.

2.Назвать сначала те картинки, которые начинаются со звонких согласных, потом – с глухих.

3.Определить какой первый и последний звук в названии картинки: твердый или мягкий согласный, гласный.

4.Подобрать слова, начинающиеся с того же звука, что и название картинки, на которую указывает маленькая стрелка.

5. Подобрать слова, оканчивающиеся на те же звуки, что и название картинки, на которую указывает маленькая стрелка часов.

6.Придумать фразы, состоящие из двух, трех и четырех слов, обязательно включая названия тех картинок, на которые показывает маленькая стрелка часов.

hello_html_m105cdf9f.jpg

Дидактическая игра «Угадай слово»

(ребусы для дошкольников)

Прочитай по первым буквам – очень веселая и занимательная, и при этом развивающая навыки чтения игра для детей 5-6 лет. Это самые простые ребусы. Игра развивает память, внимание, логическое мышление, фонематический слух. Игра закрепляет умение выделять первый звук в слове и записывать его с помощью буквы, навык чтения, звукобуквенный анализ.
Цель:

упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении слов, способствовать развитию фонематического слуха.

Игровой материал: карточки с картинками, набор букв и условных обозначений (квадраты синего, зеленого и красного цвета)

Дидактическая задача:определив первый звук в названии каждой картинки, отгадать слово и прочитать его (выложить слово условными обозначениями и буквами)

Ход игры:

Дети разгадывают слово, определяя первый звук и выкладывают слово условными обозначениями и буквами.

hello_html_69f14b8.jpg

hello_html_4cc6cf4f.jpg

Дидактическая игра

«Угости зверят»

Цель:

упражнять в делении слов на слоги, в нахождении длинных и коротких слов (формирование представления о слоговом составе слова).

Игровой материал: Три большие карты, на которых изображена ель, береза и куст, карточки с картинками.

Ход игры:

Воспитатель предлагает:

1.положить слова-лакомства для лесных жителей под кустик, елку и березу. Под кустиком нужно положить слова, состоящие из одного слога, под елкой слова, состоящие из двух слогов, а вот под березой слова – из трех слогов.

Для этого нужно определить количество слогов (частей) в слове.

Дети: Яблоко. В слове яблоко три слога. Первый слог – ЯБ. Я его положу под березу (можно прохлопать слово).

2.Назвать самое короткое слово. Найти самое длинное слово

hello_html_352e5d4a.jpg

Дидактическая игра

«Слоговые часики»

Это интересная, занимательная игра для детей 5-7 лет, развивающая навыки чтения. Игра развивает память, внимание, логическое мышление, фонематический слух. Игра закрепляет умение выделять слоги в слове и способствует развитию звукобуквенного анализа слова.

Цель:

упражнять в составлении слов из слогов;

Игровой материал:пособие«Слоговые часики»

Правила игры:

С помощью слогов участники игры образуют слова, которые зашифрованы в пособии и устанавливают на них стрелки (нужно к одному слогу прибавить другой слог, так мы получим слово).

Слоги: КО- ПА – РА -СА -ТЫ – ЛА – ЗА – ЛИ

В результате получаем слова: лиса, Лиза, липа, коза, кора, коса, коты, пара, Лара

hello_html_589f4bed.jpg

Дидактическая игра

«Волшебный круг»

Цель:

упражнять в определение первого звука в слове, способствовать развитию фонематического слуха. Продолжать расширять словарь детей за счет употребления качественных, притяжательных и сложных прилагательных. Продолжать упражнять в образовании разных степеней сравнения прилагательных, наречий и употреблении существительных в творительном падеже.

Игровой материал:пособие «Волшебный круг»

Правила игры:

Пособие состоит из четырех вращающихся колес. На первом круге – детеныши. на втором – мамы детенышей, на третьем–дом (жилища), –на четвертом- части тела животных: хвосты, лапки , шерстка.

Дети вращают колесо и находят мамам их детенышей, дом, определяют части тела животного, таким образом, отвечают на вопросы : Кто с кем? Где живут? Чей Дом? Что это за часть тела? Чей хвост? Чьи лапы?

Ответы детей: Лисенок с лисой живут в норе. Лисья нора ,лисий хвост

В:-А если у лисы длинный хвост, значит, она какая? – длиннохвостая

В:-А если у зайца короткий хвост, значит заяц какой? – короткохвостый

В:-Волчий хвост длинный, а лисий хвост еще ……длиннее, более…. длинный

В:-У медведя хвост…..маленький, а у зайчишки хвостик еще ….меньше.

hello_html_m56daf27e.jpg

Источник