Развитие ребенка с умственной отсталостью диплом

Развитие ребенка с умственной отсталостью диплом thumbnail

Инфоурок

Логопедия, Дефектология
›Презентации›Дипломная работа “ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ”

Дипломная работа ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Дипломная работа ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ

Описание слайда:

Дипломная работа ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Учитель начальных классов МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» Буториной Натальи Ювенальевны

2 слайд

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У  УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННО

Описание слайда:

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У  УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ВЕДУЩИМ ДОВОЛЬНО ДОЛГОЕ ВРЕМЯ, НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ОСТАЕТСЯ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ. ЭТО ПРИВОДИТ К ТОМУ, ЧТО В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТИ ДОЛГО ЗАМЕНЯЮТ УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА БОЛЕЕ ПРОСТЫЕ – ПРЕДМЕТНЫЕ ИЛИ МНЕСТИЧЕСКИЕ. НЕСМОТРЯ НА ЭТО УЧАЩИЕСЯ ДАННОЙ КАТЕГОРИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ИСПЫТЫВАЮТ ТРУДНОСТИ. ТАК, ИМ, КАК И ДОШКОЛЬНИКАМ, ТРУДНО СЛОЖИТЬ НЕСЛОЖНУЮ РАЗРЕЗАННУЮ КАРТИНКУ ИЛИ ПРАВИЛЬНО ЗАПОЛНИТЬ ДОСКУ СЕГЕНА. У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ  НЕДОСТАТОЧНО РАЗВИТЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ, ЧТО СВЯЗАНО С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ТРУДНОСТЯМИ, ВЫЗЫВАЕМЫМИ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬЮ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ И НАРУШЕНИЯМИ МОТОРНОЙ СФЕРЫ. В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ С ПРЕДМЕТАМИ ЧАСТО НОСЯТ ИМПУЛЬСИВНЫЙ ХАРАКТЕР, НЕ СВЯЗАНЫ С МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧЕЙ И НЕ ИМЕЮТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ.

3 слайд

изучение особенностей мышления детей младшего школьного возраста с умеренной

Описание слайда:

изучение особенностей мышления детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью и поиск специальных приёмов коррекции недостатков мыслительной деятельности в процессе обучения.

4 слайд

Предмет исследования – уровень мыслительных операций у детей с умеренной умс

Описание слайда:

Предмет исследования – уровень мыслительных операций у детей с умеренной умственной отсталостью и динамика в их развитии.

5 слайд

организации своевременной неоднократной диагностики мышления детей с умеренн

Описание слайда:

организации своевременной неоднократной диагностики мышления детей с умеренной умственной отсталостью, коррекции мыслительных операций наблюдается положительная динамика в развитии данного познавательного процесса, что повышает качество учебно-воспитательного процесса.

6 слайд

1. Проанализировать особенности психофизического развития детей с умеренной у

Описание слайда:

1. Проанализировать особенности психофизического развития детей с умеренной умственной отсталостью; 2. Рассмотреть особенности развития мышления у детей с умеренной умственной отсталостью; 3. Выявить роль обучения в процессе развития мышления умственно отсталых детей;

7 слайд

4. Провести диагностику мышления у младших школьников с умеренной степенью ум

Описание слайда:

4. Провести диагностику мышления у младших школьников с умеренной степенью умственно отсталости; 5. Разработать и апробировать систему коррекционных и развивающих упражнений для детей с умеренной умственной отсталостью.

8 слайд

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ	 	 дипломной работы заключается в обо

Описание слайда:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ дипломной работы заключается в обобщении и систематизации теоретических сведений по изучению мышления у детей с умеренной умственной отсталостью, кроме того результаты экспериментального исследования могут использоваться в коррекционно-педагогической деятельности учителей МОУ «СОШ ст. Курдюм им. Героя Советского Союза П.Т. Пономарева» (VIII вида).

9 слайд

Методы исследования 1. Теоретический анализ литературы; 2. Тестирование; 3. П

Описание слайда:

Методы исследования 1. Теоретический анализ литературы; 2. Тестирование; 3. Психолого-педагогический эксперимент; 4. Наблюдение.

10 слайд

С учетом психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста

Описание слайда:

С учетом психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью нами была разработана и проведена диагностика мышления этой группы детей, в котором приняли участие 8 учащихся.

11 слайд

1) схематического мышления посредством теста Когана; 2)	логичности мышления

Описание слайда:

1) схематического мышления посредством теста Когана; 2) логичности мышления посредством методик, исследующих: – способность обобщать – «Обобщение понятий – способность классифицировать – «Классификация понятий», – способность сравнивать – «Сравнение понятий».

12 слайд

Развитие ребенка с умственной отсталостью диплом

13 слайд

Развитие ребенка с умственной отсталостью диплом

14 слайд

Развитие ребенка с умственной отсталостью диплом

15 слайд

Развитие ребенка с умственной отсталостью диплом

16 слайд

В результате проведенных исследований было выявлено, что дети с умеренной умс

Описание слайда:

В результате проведенных исследований было выявлено, что дети с умеренной умственной отсталостью имеют некоторые трудности в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. После проведения коррекционно работы развивающих упражнений улучшило способность мыслить у испытуемых, что подтвердили результаты контрольного эксперимента. По результатам проведенной диагностики 3 детей повысили уровень схематического мышления по тесту Когана, 3 детей улучшили способность логической операции обобщения, 2 детей повысили способность классификации, 1 ребенок повысил умение сравнивать предметы.

17 слайд

Таким образом, мы подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы о том, чт

Описание слайда:

Таким образом, мы подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что если проводить своевременную диагностику мышления у детей с умеренной умственной отсталостью, последующую коррекцию и развитие у них мыслительных процессов, то можно достичь значительных результатов, что позволит повысить качество обучения ребенка.

18 слайд

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Выберите книгу со скидкой:

Развитие ребенка с умственной отсталостью диплом

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1409321

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Дети с умственной отсталостью: особенности развития, требования  к обучению.

Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного).

Существовала определенная классификация умственной отсталости, в которой было только три вида умственной отсталости:

  1. Дебильность
  2. Имбецильность
  3. Идиотия

Такой классификацией продолжают пользоваться множество специалистов, но есть более современная классификация, она включает в себя 4 степени УО в зависимости от тяжести поражения ЦНС:

  1. Легкая
  2. Умеренная
  3. Тяжелая
  4. Глубокая

Что такое умеренная умственная отсталость? Умеренная умственная отсталость — это пограничное значение между дебильностью (легкой степенью) и имбецильностью. При умеренной степени УО дети не могут быть отнесены к детям с легкой степенью УО, так характер нарушения более выраженный, но в то же время он может быть не настолько глубоко патологичен, как при тяжелой УО. Но в школе они нередко обучаются в одном классе и по одному виду программы. И обе группы детей могут рассматриваться как дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. И детей из обеих групп можно соотносить по многим показателям с детьми, которые раньше считались бы имбецилами. Для них характерно всестороннее нарушение психического и физического развития.

И в то же время для этой категории детей свойственна сильная неравномерность развития высших психических функций и нечеткость периодизации развития в соответствии с возрастом.

Физическое развитие. Физически такие дети развиваются с опозданием. Границы возрастных периодов физического развития размыты и нечетки. Нарушения видны уже с раннего детства. Эти дети позже начинают переворачиваться, держать голову, сидеть, стоять, ползать. Координация движений часто нарушена. У них часто неловкая или неустойчивая походка. Могут испытывать трудности при ходьбе, беге. В движениях неловки. Не могут порой прыгать на одной ноге или даже на двух, то есть даже

такие лёгкие действия для них недоступны. При спуске по ступеням могут испытывать трудности.

Уровень эмоционального развития. Часто эмоционально незрелы. Не умеют свои эмоции выражать словесно (даже если у ребенка есть речь). Но в то же время им редко присущи сильные агрессивные реакции (если, конечно, нет психических заболеваний или нарушений, провоцирующих всплески агрессии). Они положительно реагируют на похвалу, ласковые обращения. На критику могут реагировать либо нейтрально, либо явно расстраиваются. В целом, способны отзываться эмоционально адекватно окружающей обстановке.

Уровень сформированности высших познавательных функций (ВПФ) – внимания, речи, памяти, мышления, воображения. Естественно, что наблюдается сильное недоразвитие всех ВПФ. Внимание неустойчивое, быстро истощается. Для привлечения внимания требуется больше наглядного материла, интересного для ребенка. Речь формируется поздно. Дети понимают обращенную к ним речь и могут выполнять действия по простой инструкции.

Собственная речь часто ограничена самыми простыми обиходными словами. Сложные предложения в основном недоступны для воспроизведения и понимания. Пользуются простыми фразами типа «дай мяч». То есть чаще используют существительные преимущественно в именительном падеже, а глаголы либо в повелительном наклонении либо несогласовано с существительным, например, ««пошли улица». Часто заменяют глаголами понятия, которые должны быть выраженным существительными, например, кровать – спать, улица – гулять.

Память по объему мала. Преобладает механическая. Могут пересказать простой текст (из 3-4 предложений), но без понимания смысла. Мышление, естественно, существенно ниже возрастной нормы. Недоразвитие интеллектуальной сферы выражено явно. Цвета могут частично различать.

Уровень развития бытовых навыков. Такие дети нередко испытывают серьезные затруднения даже в овладении простейшими действиями – умыться, почистить зубы, причесаться. Одеваться могут сами. Но чаще с помощью организующей и направляющей помощи.

Обучение детей с УО в школе. В нашей стране обучение детей, у которых умеренная умственная отсталость лучше организовано, конечно же, в специализированных школах (8 вида) или коррекционно-развивающих садах. Несмотря на то, что сейчас возможна реализация инклюзивной формы образования, к которой наша страна не готова (по мнению многих специалистов и экспертов) ни с морально-этической точки зрения, ни с точки зрения организации такой формы образования (недостаточное финансирование, кадровая недостаточность и многие другие проблемы), такие дети обучаются в большей степени именно в специальных образовательных учреждениях.

Инклюзивная форма образования представляет собой совместное обучение детей с различным уровнем психофизического развития в одном классе и в одном образовательном учреждении. То есть вместе могут обучаться дети с нормальным уровнем развития и с особенностями развития, но по различным видам учебных программ и учебным планам. И отсутствие оказания им ранней помощи ведет к тяжелым последствиям. Как для таких детей, так и для общества в целом. Потому что люди с интеллектуальной недостаточною оказываются буквально брошены на произвол судьбы. Страдает и семья такого ребенка. Ведь одному из членов семьи приходится полностью посвятить себя заботам об особенном малыше. И такие дети «выпадают» из жизни, когда не получают специализированного образования.

Требования к обучению  детей с УО

1.Использование игровой формы как доминирующей. Игра не как развлечение, а как средство обучения.

2. Использование эмоций для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.

3.Использование подражательности.

4.Предметно-действенное обучение.

5.Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения.

6.Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, действиям по речевой инструкции, что является одним из показателей успешности коррекционной работы.

7. Смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время и переутомления детей.

8. Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.

9. Индивидуальная и дифференцированная работа на занятии.

Л.С. Выготский задавался самым главным вопросом о том, что имеет ли смысл вообще затрачивать столько финансовых и человеческих ресурсов на то, чтобы обучать такого ребенка. Ведь дальнейшая польза от него выглядит на первый взгляд весьма сомнительной, этот человек как будто и не сможет быть полезным своей стране. Во всяком случае, разница между ним и нормально развитым сверстником в этом плане очень существенна. Современная педагогика дает однозначный ответ – воспитание таких особенных детей задача едва ли даже не важнее воспитания обычных детей, без явных патологических особенностей развития.

Источник

Примерная тематика дипломных и курсовых работ по

Лекции.Орг

дисциплине «Психология лиц с умственной отсталостью»

  1. Роль основных этапов становления психологической науки об умственно отсталом ребенке в формировании научно-теоретических основ современной специальной психологии.
  2. Психолого-педагогический и социологический подходы в практике обучения и воспитания умственно отсталых детей.
  3. Методологические подходы к исследованию психики аномального ребенка.
  4. Комплексный подход в изучении детей с нарушениями в развитии.
  5. Развитие эмоционально-волевой и личностной сферы младших школьников с умственной отсталостью.
  6. Развитие памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
  7. Развитие ВПФ умственно отсталого ребенка младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности.
  8. Сравнительный анализ готовности к школе умственно отсталого и нормально развивающегося ребенка.
  9. Психологические особенности трудовой деятельности детей с умственной отсталостью.
  10. Индивидуально-психологические особенности умственно отсталых школьников в организации учебной и трудовой деятельности.
  11. Развитие восприятия времени и пространства у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
  12. Психическое развитие и социальная адаптация лиц с умственной отсталостью в процессе трудового воспитания.
  13. Развитие самооценки и уровня притязаний ребенка с умственной отсталостью.
  14. Когнитивная деятельность детей с нарушенным интеллектом.
  15. Восприятие детей с нарушением интеллекта.
  16. Внимание в структуре психической и интеллектуальной деятельности умственно отсталых детей в зависимости от содержания деятельности.
  17. Развитие мнестической деятельностиумственно отсталых детей в дошкольном и школьном возрасте.
  18. Особенности представлений, памяти учащихся вспомогательной школы.
  19. Роль развития мышления в становлении личности умственно отсталого ребенка.
  20. Специфические особенности мыслительных процессов детей с нарушенным интеллектом и их развитие.
  21. Формирование и развитие наглядно-действенного, образного, абстрактно-логического мышления умственно отсталого ребенка.
  22. Когнитивные функции мышления умственно отсталого ребенка: сознательные представления, понимание, социальный опыт, смысловая сфера личности в решении проблемных задач и их развитие.
  23. Роль мотивационных структур мышления (виды, мотивы, побуждения, самоактуализация) для социальной адаптации умственно отсталого ребенка.
  24. Речь как ведущий фактор психического развития письма и чтения Сопоставительная психологическая характеристика развития речи ребенка с нормальным и нарушенным интеллектом на различных этапах онтогенеза.
  25. Развитие связной устной речи детей с умственной недостаточностью.
  26. Коррекция специфических нарушений письма и чтения, связанных с фонетико-фонематическими конструкциями, особенностями усвоения и переноса грамматических правил письма и чтения у детей с умственной отсталостью.
  27. Возможности коррекции недоразвития и специфических нарушений речи умственно отсталых детей в условиях специального обучения.
  28. Психологические закономерности развития личности нормального и аномального ребенка.
  29. Развитие самооценки, мотивов поведения и уровня притязаний умственно отсталого школьника.
  30. Развитие интересов, потребностей и мотивов деятельности умственно отсталых школьников.
  31. Изменение уровня притязаний, и самооценки на разных возрастных этапах коррекционного обучения и воспитания учащихся вспомогательной школы.
  32. Воспитание воли и чувств в процессе трудовой деятельности умственно отсталых школьников.
  33. Психолого-педагогические условия формирования устойчивых эмоциональных качеств личности у детей с умственной недостаточностью.
  34. Роль физической культуры в формировании двигательной сферы умственно отсталого ребенка.
  35. Воспитание межличностных отношений в группе детей с умственной отсталостью.
  36. Проектирование программ исследования особенностей развития, коррекции высших психических функций и личности в целом для детей с умственной отсталостью.

4.4 . ИЗДАНИЯ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ КАФЕДРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психология лиц с умственной отсталостью»

1. Бабушкина Н.А.. Курс лекций. Электронный вариант (кабинет самостоятельной работы по психологии).

2. Тестовые задания по дисциплине «Психология лиц с умственной отсталостью». Электронный вариант (кабинет самостоятельной работы по психологии)

3. Бабушкина, Н.А. Психология лиц с умственной отсталостью: учебно-методические рекомендации к проведению лабораторных работ /Н.А. Бабушкина. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2007. –104с.

4. Бабушкина, Н.А. Рабочая тетрадь для лабораторных работ по психологии лиц с умственной отсталостью. /Н.А. Бабушкина. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2007. – 36 с.

5. Основы специальной психологии: Учеб.- метод. Рекомендации для студентов и преподавателей педагогического университета / Сост. И.В. Милакова, Е.А. Орлова, Н.Н. Савва, Е.И. Туревская, Л.А. Хижняк – Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002.- 57с.

5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИ­ПЛИНЫ

«Психология лиц с умственной отсталостью»

5.1. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Дата добавления: 2016-10-07; просмотров: 531 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Ген: 0.002 с.

Источник