Развитие ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями

Развитие ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями thumbnail

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа N 439 Петродворцового района
Санкт-Петербурга

Учитель: Гладык Т. Р. 

г. Санкт-Петербург

Согласно исследованиям и выводам, предложенным в МКБ-10, большинство детей с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями в развитии неподвижны или резко ограничены в движениях. Двигательные расстройства, обусловленные детским церебральным параличом, гипотонией и т.п., обычно приводит к невозможности самостоятельного передвижения. Грубые нарушения сенсорно-перцептивной сферы приводят к невозможности воспринимать движущийся объект, воспринимать пространственное положение собственного тела.

Игры на  стимуляцию моторно-двигательной сферы направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных интеллектуальных реакций, связанных с выделением существенного, расчленением действия на мелкие сенсомоторные действия, корректировкой поведения и действий на основе имеющегося сенсомоторного опыта.

Стимуляция оптической реакции опоры рук и поворотов туловища

Упражнение “С опорой на кисти рук”

Цель: Фиксация положения, лежа на животе с опорой на руки.

Если ребенок умеет уже хорошо лежать, опираясь на предплечья рук и высоко подняв голову, его учат опираться на ладони выпрямленных рук. Положите малыша на живот, зафиксируйте его ручки в области локтевых суставов, полностью разгибая их. Вначале малыша удерживают в таком положении, а затем контроль рук уменьшают.

Помните! У детей с преимущественным поражением одной руки тренируют опору на ладошку более слабой руки

Тренировочное упражнение “Ожидание поворота на бочек”

Цель: Тренировка поворотов со спины на бок.

Одну ножку ребенка разогните и отведите в сторону, а другую согните в тазобедренном и коленном суставах, перемещая ее в сторону поворота. Далее следует подождать, пока поворот будет малышом завершен самостоятельно.

Тренировочное упражнение “Чики-чики-чикалочки…”

Цель: Тренировка равновесия, лежа на животе.

 Положите малыша вдоль надувного бревна. Поддерживая ребёнка, покачивайте его из стороны в сторону, побуждая переносить вес тела с одной стороны на другую. Играя с малышом, читайте ему стишок:

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке,

Щёлкает орешки.

 Стимуляция захвата предмета и развитие зрительной координации

Упражнение «Подержи»

Цель: Обучение удержанию вложенного предмета в руку. Обучение захвату предмета самостоятельно ладонью.

Протяните ребенку свой палец. Погладьте внутреннюю поверхность его руки. Если ребенок не сожмет руку, то нажмите на внутреннюю сторону руки и другой рукой помогите ему сжать руку. Тяните слегка, потому что рука сжата. Возьмите правую и левую – обе руки ребенка. Вращайте слегка своим пальцем в кулачке ребенка. Напевайте при этом какую-нибудь песенку, например:

«Варись, варись каша,

Будет кушать Маша…» и т. п.

Цель: Обучение захвату и удержанию предметов в руке (шарика, кубика, погремушки…)

Положите какой либо предмет (например, погремушку) в руку ребенка и посмотрите, обхватил ли его ребенок рукой. Если ребенок не берет предмет, обхватите предмет пальцами. Подвигайте ручками в такт мелодии. Подвигайте погремушкой по запястью, по внутренней поверхности руки. Поводите предметами из различных материалов по внутренней поверхности руки и снова уберите. Это могут деревянные игрушки, кубик из ткани, шарик из смятой алюминиевой фольги, кубик из пластмассы, детское кольцо, связка ключей.

Игра “Собери ягодки”

Цели: Обучение дотягиванию до предмета, находящегося перед ребёнком, из положения, лежа на животе.

Положите ребёнка на живот на пол.

Сделайте объёмные ягодки из поролона, а плоские – из коврового покрытия. Рассыпьте объёмные и плоские предметы, побуждая ребёнка достать их, переложить из руки в руку, ощупать, отдать взрослому. Побуждайте малыша объёмные предметы брать горстью, а плоские – кончиками пальцев.

Игровое упражнение «Потряси»

Цель: Обучение манипулированием предмета.

Неваляшки, резиновая собачка или кошка, погремушка, к которой привязаны ленты шириной 2 см, длиной 20 см. Перед ребенком размещают на расстоянии 25-30см игрушки, а ленты от них протягивают ближе к ребенку. Чтобы привлечь внимание ребенка к игрушкам, можно слегка покачать неваляшку, сжать и разжать резиновую игрушку, издающую звуки, встряхнуть погремушку. Далее побуждают схватить любую из лент и потянуть к себе. Естественно, сто игрушка приходит в движение. Ребенок может потянуть к себе и манипулировать ею. Когда его интерес к данной игрушке ослабнет, педагог снова ставит ее прежнее место рядом с остальными игрушками и побуждает ребенка снова действовать. Если ребенок не обращает внимания на ленту, педагог вложив ее конец, в ладонь  ребенка, отводит его руку в сторону. Это необходимо, чтобы ребенок почувствовал мышечное усилие, вызывающие движение игрушки.

Игра «Попади»

Цель: Обучение бросанию  предметов в сосуд.

Пластмассовая чашечка, три кубика (величиной 25 мм). Положите перед ребенком три кубика. Предложите ему бросить кубики в чашку. Если ребенок не способен выполнить это упражнение, то возьмите большой по размеру сосуд (горшок), продемонстрируйте его, и положите кубик в горшок. Возьмите руку ребенка и помогите ему поднять кубик и бросить его в горшок. Поддерживайте ребенка при выполнении этого упражнения. Попросите снова положить кубики в горшок и вынуть их оттуда.

Кубик можно сначала бросать в ванную, в коробку, то же с пластмассовыми шариками (помогая ребенку или без помощи). Скатывайте шарики по наклонной доске или картонному желобу.

Стимуляция ползания

Упражнение “Брыкаемся”

Цель: Стимулирование ползания на животе вперед с помощью взрослого.

Уприте ступни малыша в свой живот, погладьте его ножки, а затем потолкайте ими свой живот, читая стишок:

Топ-топ, Топотушки!
Пляшут лапки, пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что лежишь? Пляши и ты!

Игра «Лягушонок»

Цель: Стимулирование ползания на животе вперед.  

Взрослый кладет ребенка на живот, а ноги его сгибает таким образом, чтобы стопы соединились, после чего, придерживая ребенка одной рукой за поясницу, стараясь дотронуться пяточками до попки ребенка. Такое упражнение нужно выполнять осторожно пружиня.

Лягушка, лягушка,

Четыре лапки, брюшко.

На болоте живет,

Свою песенку поет так:

Квак-квак-квак!

Упражнение “На четвереньках у стульчика”

Цель: Обучение вставанию на четвереньки из положения, лежа на животе. Обучение вставанию на четвереньки из положения, лежа на животе, и раскачиванию.

Читайте также:  Развивающие игры для развития памяти ребенка

Ребенок лежит на животе. Вам понадобится детский стульчик со спинкой из перекладин. Наклоните спинку стульчика так, чтобы малыш мог ухватиться за перекладину. Легко потяните стульчик и поставьте его на пол. Малыш встанет на четвереньки, а вы будете только придерживать ножки ребёнка. Покачайте ребенка, держа его руками за пояс. Включите веселую музыку, чтобы ребенок качался в такт.

Стимуляция умения самостоятельно садиться и тренировка самостоятельного сидения

Упражнение “Садимся” (двигательно-моторная стимуляция)

Цель: Тренировка умения самостоятельно садиться и ложиться.

Ребенок лежит на спине. Потяните его за одну или две руки на себя, придерживая ножки ребёнка в коленях. Добейтесь, чтобы малыш пытался садиться самостоятельно. Когда вы его слегка подтягиваете на себя. А затем, придерживая ножки малыша, научите его ложиться, опираясь на одну руку.

Упражнение «Посидим вместе»

Цели: Обучение удерживать равновесие при присаживании с опорой на одну руку и сидеть непродолжительное время.

Посадите ребенка на край стола или на высоко лежащий мат, так, чтобы его ноги могли свисать со стола или мата. Поставьте руки ребенка немного вбок, таким образом, чтобы он мог на них опереться. На этой стадии мы стремимся к тому, чтобы ребенок прямо держал спину и в течении 3с. мог, опираясь руками, поддерживать себя. Вы страхуете его и постепенно прекращаете ему помогать. На следующем этапе посадите ребенка на край стола предложите ему опереться только одной рукой, так как другой он держит игрушку. Прямая спина, контроль за положением головы и односторонняя помощь при опоре на стол чрезвычайно важны. Посадите ребенка снова на край стола и помогите ему сесть без опры на руки. Держите руки на коленях ребенка.

Игровое упражнение «Покачивание на мяче»

Цель: Обучение удерживать равновесие при присаживании с опорой на обе руки и сидеть непродолжительное время.

Положите ребенка на мяч животом. Ручки должны свободно лежать перед грудью. Можно придерживать малыша за голеностопы правой рукой, левой рукой – в области лопаток. Если ножки разведены широко в стороны, ребенка придерживают в области поясницы. Покачайте мяч в различных направлениях: вперед-назад, в стороны и по кругу. Размах движений должен быть небольшим, чтобы ребенок не соскользнул. 

Ай, качи, качи, качи!

Глянь: баранки-калачи!

Ай, баранки-калачи!

С пылу, с жару, из печи –

Все румяны, горячи!

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи!

Ай, кач, кач, кач!

И тебе я дам калач!

Ай, качи-качишки,

Дам и кочерыжки! 

Порадуйтесь его успехам и вновь повторите игру.

Стимуляция к вставанию и ходьбы с поддержкой

Игра “Ах, дыбок, дыбок, дыбок…”

Цель: Тренировка умения стоять самостоятельно.

Поставьте ребенка на ножки на пол. Вначале держите малыша, а потом опустите его, сказав: “Стоит дыбок!” Пока малыш стоит самостоятельно, спойте:

Ах, дыбок, дыбок, дыбок!

Скоро нам еще годок!

Упражнение «Подтянись»

Цель: Обучение, подтягиванию вверх, держась за предметы мебели.

Посадите ребенка перед  собой. Встаньте перед ним и возьмите его руку. Подтяните его повыше за руки и похвалите (повторите это упражнение). На следующем этапе тренировки положите ребенка на живот перед детской «шведской» стенкой и помогите ему схватиться обеими руками за перекладину. Из положения лежа на животе, при котором ребенок ухватился обеими руками за перекладину, он должен приподняться и встать на колени. Ведите медленно вверх руки ребенка по перекладинам, чтобы он мог подняться с колен и встать.

Упражнение «Передвижение вдоль мебели»

Цель: Обучение ходьбе вдоль мебели (держась руками).

Ребенок  стоит, держась руками за край стола. Покажите ему интересную игрушку. Скажите ему: «Подойди ко мне» и протяните ему игрушку. Ребенок должен попытаться пойти по направлению к игрушке. Поощряйте эти движения с помощью похвал, поглаживаний и подбадривания. Используйте эти поощрения лишь тогда, когда ребенок уже сделал попытку, например. Между вторым и третьем шагами. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок научился обходить весь стол как по часовой, так и против часовой стрелки. Затем ребенок может отрабатывать полученные навыки при передвижении вдоль кресел, скамьи и т.д.

Упражнение «Топ-топ»

Цель: Обучение ходьбе с использованием вспомогательных средств (гимнастическая палка, обруч коляска).

Поставьте ребенка прямо на пол, на обе ноги, помогите ему схватится за ручки коляски. Медленно передвигайте коляску вперед, подвигая ребенка делать шаги.

Игра “Вниз по лесенке идем”

Цель: Тренировка умения сходить с горки или лесенки, держась за перила.

Лучше проводить это упражнение на детской площадке. Поставьте малыша на 3-4 ступеньку. Спускайтесь вместе с ним вниз, попеременно опуская ногу и переставляя ручку. Чтобы малышу было весело, приговаривайте:

Вниз по лесенке идем,

Ни за что не упадём!

.                                                                

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЯ «ДОВЕРИЕ»

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

(ГКУ ЦССВ «ДОВЕРИЕ»)

hello_html_67b8186a.png

«Эффективные формы и техники

стимулирования и развития двигательной активности

детей с тяжелыми множественными нарушениями развития »

Методические рекомендации разработаны

для воспитателей, специалистов и родителей.

Рекомендации составила:

Воспитатель: Беляева Елена Геннадьевна.

Москва, 2020

Физические упражнения могут заменить множество лекарств,

но ни одно лекарство в мире не может заменить

физические упражнения.

Мюссе А.

Анализ современных концептуальных подходов к модели инвалидности помогает понять влияние физических нарушений на функции жизнедеятельности ребенка, на его психофизическое состояние, эффективность процессов развития и социализации.

Для обозначения этой проблемы мы используем описательный термин – «дети с нарушением двигательного развития и интеллектуальной недостаточностью». Эта наиболее сложная категория детей с комплексными нарушениями развития, у которых нарушения опорно-двигательной системы сочетаются с интеллектуальной недостаточностью.

Освоение навыков двигательной активности считается индикатором успешного процесса физической реабилитации, когнитивного развития и социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Для оптимизации процесса физической реабилитации необходимо реализовать следующие жизненно важные задачи:

  • поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечнососудистой системы, мышечной и других физиологических систем);

  • улучшение качества имеющихся движений, предупреждение их нарушений;

  • стимуляция появления новых движений;

  • развитие и закрепление функционально важных навыков;

  • развитие моторной ловкости;

  • развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;

  • формирование ориентировки в пространстве;

  • получение нового сенсомоторного опыта.

Читайте также:  Коррекция развития личности и формирование личности ребенка

Цель: внедрение в процесс реабилитации и социализации эффективных форм и техник стимулирования и развития двигательной активности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Задачи:

1. Использование специальных наиболее доступных физических упражнений способствующих стимулированию двигательных функций, координации движений с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития.

2. Использование интегративных форм реабилитации: психолого-педагогических техник, здоровьесберегающих технологий, расширение вербальных и невербальных форм коммуникации с ребенком, музыкальное сопровождение с элементами устного народного творчества .

3. Активизация роли специалистов и родителей в процессе овладения новым социальным опытом взаимодействия с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, формами и технологиями стимулирования и развития их двигательной активности.

Эмоциональное состояние ребенка, которое определяет его психофизическое здоровье в течение дня – зависит от первых слуховых, зрительных и тактильных восприятий которые передает ему взрослый (родитель).

Рекомендации:

1. Взаимодействие с ребенком следует начинать с обращения к нему по имени с включением следующих вопросов: – Как тебе спалось? Как твое настроение? Как ты себя чувствуешь? (Все хорошо и замечательно…..)

– А где же наши ручки? ….(Вот наши ручки, теплые); А где же наши ножки ?….(а вот они, тоже теплые); и другие……

Хорошую эмоциональную реакцию при общении дети воспроизводят на использование музыкального сопровождения и элементов устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, считалки, пестушки, заклички, потешки, прибаутки, песенки и др.)

В качестве примера:

Какой сегодня хороший день!

Вместе с солнышком встаем ,

Вместе с птичками поем,

С добрым утром Деточка!

С прекрасным, ясным днем,

Вот как славно мы живем!

2. Для установления тактильного контакта с ребенком важно использовать техники направленные на восприятие им собственного тела, здесь уместней прикосновения, поглаживания, легкий массаж, слабые проминания по телу. Также продолжаем активно общаться с ребенком, используя несложные стихотворения, объясняя, что мы делаем и для чего, поддерживаем таким образом его эмоциональное состояние.

В качестве примера:

Ручки – ручки – потягушечки Развести руки в стороны

А ладошки – похлопушечки Хлопнуть в ладоши

Ножки-ножки-топотушечки Погладить ноги

Побегушечки- попрыгушечки Согнуть ноги в коленях

С добрым утром , ручки! Поднести ладони к лицу ,

Ладошки и щечки-цветочки! Погладить щеки.

Ручки дружно растираем, потеплели, отпускаем

(растирание рук)

Лобик дружно растираем, потеплел он, отпускаем

(растирание лба)

Бровки дружно растираем, потеплели он, отпускаем

(растирание бровей)

Носик дружно растираем, потеплел он, отпускаем

(растирание носика)

Как у нашей дочки, розовые щёчки, так же у сыночка розовые щёчки

(растирание щёк)

Растираем дружно шейку, шейку трите хорошенько, сверху вниз, сверху вниз

(растирание шеи)

А теперь потрем и ушки, наши ушки на макушке.

(растирание ушек)

3. На следующем этапе сложного процесса реабилитации включаются упражнения направленные на восприятие тактильных раздражителей, с элементами закаливания.

  • Поглаживание тела ребенка руками взрослого, руками ребенка, губкой, полотенцем или мочалкой;

  • Стимуляция кистей рук и ступней. Можно использовать доступные материалы, которые есть практически в каждом доме – грецкие орехи (по форме и типу поверхности они наиболее подходят на наш взгляд для стимуляции тактильных раздражителей) или маленькие мячи, шишки, губки, мочалки.

  • Обтирание полотенцем, смоченным водой (как элемент закаливания).

В ходе взаимодействия следим за эмоциональной реакцией ребенка на наше тактильное воздействие.

4. Наблюдается, что ребенок окончательно перешел из фазы сна в фазу бодрствования, его мышцы разогреты, общий тонус в хорошем состоянии и теперь мы можем приступить к сложной и не самой любимой для детей процедуре, которая связана с особенностями психофизического развития и индивидуальными способностями каждого ребенка – это одевание.

Важно помнить, что с детьми при развитии их двигательной активности необходимо работать осторожно. Мы должны чувствовать тело ребенка, границы допустимого воздействия, преемственность ритма и интенсивность воздействия.

Рекомендации: Расположить ребенка сидя или лежа, в зависимости от его способностей, в максимально удобной и устойчивой для него позе и только после этого начинаем одевать. Если мы одеваем ребенка лежа, то удобнее будет это делать на наклонной поверхности, когда голова ребенка находится чуть выше ног. В процессе одевания если достаточно трудно продеть руку ребенка в рукав при повышенном тонусе в сгибателях, то не стоит при этом брать ребенка за руку и тянуть её с усилием, тонус только увеличится. Лучше сначала осторожно разогнуть руку, а потом протягивать в рукав. Тот же порядок нужно применять и при раздевании. Начинаем одевать ребенка с той руки или ноги, которая у него хуже функционирует. Легче всего это будет сделать, положив ребенка на бок.
Перед тем, как одевать ребенку колготки, носки и обувать, убедится, что его ноги согнуты в коленях. Это положение поможет нам тем, что голеностопные суставы и стопы ребенка будут менее напряжены, а пальцы ног не станут заворачиваться внутрь.

В процессе одевания продолжаем активно общаться с ребенком, объясняя, что мы делаем и для чего, побуждая его принимать участие в одевании и поддерживаем, таким образом, его эмоциональное состояние, расширяя формы коммуникации с включением стишков и потешек.

В качестве примера:

Тетка Агашка, сшей мне рубашку, 
Едем прокатиться, надо нарядиться! 
По порядку надевай.
Первыми – трусики, а за ними маечку:
Девочке – с бусинкой, мальчику – с зайчиком.
А потом колготки мы с тобой наденем,
Каждую ножку в домик свой поселим.
Вот и до кофточки добрались с тобой.
Здесь у каждой ручки домик тоже свой.
А теперь штанишки смело одевай,
тапочки, носочки, ты не забывай!

5. Процесс реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития также включает в себя закрепление социально-гигиенических и социально-бытовых умений и навыков (формирование жизненных компетенций).

Читайте также:  Центр развития ребенка умники и умницы

Устойчивый положительный навык проведения утренних гигиенических процедур достигается путем ежедневных повторений, вследствие которых происходит научение детей алгоритму выполнения действий, формирование привычки здорового образа жизни.

Для того чтобы проведение утренних гигиенических процедур сделать эмоционально позитивным и веселым можно применять чтение потешек, в качестве примера:

“Умывалочка”

Выходи, водица, Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся По-сме-лей —

Маша (Ваня) , умывайся веселей!

Ах, водичка хороша! Хороша водичка!

Мы помоем малыша, Чтоб сияло личико!

А теперь почистим зубки:

Мы чистим, чистим зубы и весело живем.

А тем, кто их не чистит мы песенку поем.

Эй, давай не зевай, о зубах не забывай,

Снизу-вверх, сверху-вниз, чистить зубы не ленись!

Взрослый (родитель) дает в руки ребенку зубную щетку, научает и помогает ему в процессе чистки зубов.

6. Упражнения по Адаптивной Физической Культуре (АФК) для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития:

  • Упражнения на развитие верхнего плечевого пояса (направлены на установление зрительно-эмоционального и тактильного контакта с ребенком, разогрев мышц верхнего плечевого пояса, подготовка общего физического тонуса для дальнейших упражнений.

1. И.П. – лежа, руки вдоль туловища. Самостоятельное или принудительное (с помощью взрослого) сгибание – разгибание рук в локте (8 повторений).

2. И.П. лежа – руки вдоль туловища. Самостоятельное или принудительное (с помощью взрослого) поднятие прямых рук в положение над головой. (8 повторений).

3. И.П. лежа – руки в стороны. Самостоятельное или принудительное (с помощью взрослого) сведение – разведение прямых рук перед собой (8 повторений).

  • Упражнения, направленные на развитие и укрепление мышц ног и тазобедренного сустава.

1. И.П. лежа – ноги выпрямлены. Самостоятельное или принудительное (с помощью взрослого) сгибание – разгибание колена ноги с подтягиванием к себе, вернуться в исходное положение. (8 повторений на каждую ногу).

2. И.П. лежа – ноги выпрямлены. Самостоятельное или принудительное (с помощью взрослого) сгибание – разгибание обеих ног одновременно в колене с подтягиванием к себе, вернуться в исходное положение. (8 повторений).

3. И.П. лежа – ноги выпрямлены. Самостоятельное или принудительное (с помощью взрослого) одновременное поднятие прямых ног под углом 90˚ , удержание 2сек. вернуться в исходное положение. (8 повторений ).

  • Упражнения направленные на развитие мышц корпуса, обеспечение стабилизации и подвижности, как позвоночника, так и всего тела.

1. И.П. – лежа – в руках перед собой гимнастическая палка. Самостоятельно или принудительно (с помощью взрослого) подняться в положение сидя , зафиксировать положение на 2 сек. , вернуться в исходное положение (6 повторений).

2. И.П. сидя – в руках перед собой гимнастическая палка. Самостоятельно или принудительно (с помощью взрослого) поворот корпуса вправо, вернуться в исходное положение (6 повторений), поворот – влево, вернуться в исходное положение (6 повторений).

  • Упражнения на фитболе.

Упражнения выполняются с помощью взрослого, который встает сзади ребенка и удерживает его на мяче.

1. И.П. – лежа животом на мяче. Перекаты на животе вперед – назад с помощью взрослого (6 повторений).

2. И.П. – лежа спиной на мяче. Перекаты на спине вперед – назад с помощью взрослого (6 повторений).

  • Упражнения на развитие гибкости позволяют ощутимо увеличить эластичность связок и подвижность суставов.

1. И.П. сидя – ноги прямо перед собой. Самостоятельно или принудительно (с помощью взрослого) наклон корпуса вперед , удержание позы 2-3 сек. раскачивание с минимальной амплитудой (6 повторений).

2. И.П. сидя – ноги в стороны. Самостоятельно или принудительно (с помощью взрослого) наклон корпуса вперед к каждой ноге поочередно, удержание позы 2-3 сек. раскачивание с минимальной амплитудой (6 повторений в каждую сторону).

  • Дыхательные упражнения, релаксация.

1. И.П. лежа – руки и ноги расслаблены, в стороны, глубокий вдох через нос – выдох через рот. ( 6 повторений).

2. И.П. лежа – руки и ноги выпрямлены, расслаблены. Глаза закрыты (релакс – 2 мин.).

В процессе всего взаимодействия не скупитесь на добрые и ласковые слова в адрес ребенка, чаще хвалите его, авансируйте все его действия:

– У тебя все получится! – Какой ты молодец! – Вместе мы справимся, все будет хорошо …..

7. Закрепление навыков здорового образа жизни (питьевой режим).

Рациональный питьевой режим направленно изменяет водно-солевой обмен и создает благоприятные условия для деятельности нервной системы и рабочих органов.

Ах, свежа водица,

Хочется напиться!

Мы, водицу не боимся,

Вода, водиченька, водица,

Помоги нам всем напиться,

Чтобы жажда не томила,

Деткам хорошо, чтоб было….

Физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме ребенка, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Специальные физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Нормальное двигательное развитие способствует активизации психики и речи ребенка, которое в свою очередь стимулируют становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями руки и речью. Выполнение спортивных упражнений сопровождается сложной нервно-мышечной координацией, которая является важной предпосылкой достижений «особых» детей в области труда, спорта, в формировании осанки, овладении работой кистью при письме. Детям с сочетанными нарушениями в развитии следует уделять особое внимание, помочь каждому ребенку проявить имеющиеся у него двигательные возможности и способности.

Важно придерживаться последовательности и систематичности обучения в соответствии с двигательными возможностями детей, уровнем их подготовки, не слишком усложняя, но и не занижая требований к качеству их выполнения. Индивидуально составленный комплекс упражнений, нацеленный на реабилитацию конкретного ребёнка, способен творить «чудеса».

Предлагается родителям проделать этот комплекс упражнений вместе со своим ребенком.

Список используемой литературы:

  1. Адаптивная физическая культура. Андреева И.Н., Покровская И.А. – М., 2015 г.

  2. Физическая реабилитация. Учебник. Под ред.проф. С.Н.Попова. Издание второе. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г.

  3. Введение в физическую терапию. Реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы. – Москва, «Теревинф», 2016 г. . Е. В. Клочкова.

1

Источник