Развитие ребенка с рождения для родителей

Многие мамочки на вопрос, как заниматься с новорожденным ребенком, воскликнут: «Он ведь ничего еще не знает и не умеет!» Поверьте, уже с момента появления на свет он разглядывает незнакомую обстановку, активно пробует все на вкус и внимательно слушает ваш голос. Вот почему необходимо не упустить это время и развивать кроху буквально с самых первых дней рождения.
Кормление – залог здоровья
Самое лучшее питание, которое придумано природой, – это, конечно, грудное молоко. Чтобы заложить основу для будущего успешного развития грудничка, очень важно кормить его по требованию. Благодаря нему, ребенок не только становится сытым, но и полностью удовлетворяет необходимость в контакте с мамой, в ее присутствии и тепле. Находясь в материнских объятиях, посасывая грудь, он сразу же становится более спокойным, даже если у него дурное настроение или его тревожат кишечные колики. А, как известно, эмоционально устойчивые детки воспринимают информацию гораздо лучше.
ВАЖНО ПО ТЕМЕ ГВ:
Советы кормящим мамам о грудном вскармливании – https://razvitie-krohi.ru/kormlenie-grudyu/grudnoe-vskarmlivanie.html;
- Позы для кормления грудью – https://razvitie-krohi.ru/kormlenie-grudyu/pozyi-dlya-kormleniya-grudyu.html;
- Питание кормящей матери в период ГВ – https://razvitie-krohi.ru/kormlenie-grudyu/pitanie-kormyashhey-materi-v-period-gv.html;
- Основные и главные правила кормления грудью – https://razvitie-krohi.ru/kormlenie-grudyu/pravila-kormleniya-grudyu-grudnogo-rebenka.html;
- Как правильно кормить грудью? Как правильно прикладывать ребенка к груди? – https://razvitie-krohi.ru/kormlenie-grudyu/kak-pravilno-kormit-rebenka-grudyu.html
Частое общение
Пожалуй, маленький человечек еще не готов к целенаправленным играм, поэтому просто как можно чаще беседуйте с ним: нежно, спокойно, изменяя интонацию и тембр голоса в зависимости от того, что вы сейчас ему рассказываете. Обязательно подключите к диалогу папу, пусть он тоже поделится своими эмоциями от появления на свет дорогого сына или дочки. В разговоре всегда называйте кроху по имени, скоро это станет его самым любимым словом. Также помогают развитию милые сердцу колыбельные и всевозможные потешки.
После того как малыш научится держать головку, ходите с ним по комнате и, дотрагиваясь его ручкой до вещей, произносите их названия: кровать, стена, полка, шкаф и т. д. Возможно, вам покажется, что он не способен понять и услышать, но таким нехитрым способом вы закладываете базу для формирования речи.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Как развлечь грудного малыша
Развиваем органы чувств
Развитие грудных детей в огромной степени основывается на стимуляции вкуса, слуха, зрения, обоняния и осязания. Пока же больше всего нового о предметах кроха узнает, трогая их на ощупь.
- Осязание
Прикасайтесь к ножкам, животику и лицу мягким перышком. Если вашему чаду понравились такие прикосновения, «вооружитесь» материалами с разной текстурой. Это могут быть ватные шарики, махровое полотенце, шерстяная варежка или шелковый шарф. Кроме того, поместите на детскую ладошку собственный палец или небольшую вещицу, чтобы малыш сжимал кулачки.
Регулярно обнимайте ребятишек, гладьте их по голове, спинке, целуйте и кладите голенькими к себе на живот. Так вы совершенствуете и тактильные ощущения, и эмоционально-личностную сферу.
- Слух
Подвесьте погремушку или крутящуюся карусельку, которая издает негромкие мелодии, над детской кроваткой. Не расстраивайтесь, если малыш сосредотачивается на них всего лишь пару минут. Пока что ему еще очень трудно концентрировать внимание. Груднички хорошо воспринимают классическую музыку: произведения Вивальди, Чайковского, Моцарта и Штрауса. И, безусловно, они любят слушать мамин и папин голос. (когда ребенок начинает слышать?)
- Зрение
До двух-трех месяцев детки могут различать только черные и белые цвета. Повесьте в поле зрения карапуза изображение концентрических кругов, шахматной доски или контрастные, превосходного качества черно-белые фотографии. Для привлечения интереса меняйте картинки через несколько дней. А еще новорожденному очень нравится следить за мимикой человеческого лица. Так что улыбайтесь ему как можно чаще! (когда ребенок начинает видеть?)
- Обоняние
Кроха узнает ваш запах сразу же после рождения, ведь он включает в себя те же составляющие, что и околоплодная жидкость. На химические и парфюмерные ароматы у некоторых детей может появиться аллергическая реакция. Так что будьте осторожны с духами и лосьонами и, естественно, с курением. Только не стоит отлучать папу, который по каким-либо причинам не может отказаться от сигарет, от общения с крохой.
- Вкус
С первых дней малыши ощущают вкус и выражают предпочтение сладкой еде, а не кислой или горькой. Поэтому кормящей женщине необходимо вводить в свой рацион самые разные продукты, но только постепенно и в малых количествах. Так вы сможете приучить своего отпрыска к многообразию вкусов и застрахуетесь в дальнейшем от его избирательности в пище.
Если вы будете следовать этим несложным советам, то уже с пеленок ваше чадо будет активно расти и развиваться. Только не перегружайте его новыми знаниями, чтобы не навредить формированию нервной системы. Пусть развитие любимых деток будет радостным!
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Что умеет и должен уметь ваш малыш в 1 год
Ваш ребёнок от рождения до года
Источник
Казалось бы, малыш, которому ещё не исполнилось и года, совсем ничего не смыслит, он только начинает расти и, по сути, его ещё невозможно воспитывать, хотя на самом деле это, конечно же, не так.
Именно в первый год жизни идёт самый активный рост и развитие ребёнка, у него появляется много новых навыков, он учится воспринимать этот мир и в этот первый год жизни очень важно участие родителей в их воспитании.
В этот период закладываются все самые основные привычки ребёнка и даже личностные особенности.
0-3 мес
Первый период длится от рождения до того момента, когда ребёнку исполняется три месяца. Какие же привычки можно сформировать в этом возрасте? Например, можно приучить ребёнка засыпать без укачиваний, ведь из-за данной привычки огромное количество мамочек мучаются вплоть до того, пока малышу не исполнится три или четыре года.
Также в данный период времени полезно начинать приучать малыша к самостоятельному времяпровождению, чтобы он мог в течение некоторого времени быть в кроватке наедине с самим собой.
Родители особенное внимание должны уделять гигиене новорождённого: каждое утро должно начинаться с водных процедур, это тоже должно войти в некую привычку, причём не только у малыша, но и у его родителей. У ребёнка должна формироваться привычка к чистоте.
С самого рождения с ребёнком нужно постоянно разговаривать, родители не должны молчать. Ребёнок все прекрасно слышит и будет реагировать на голос родителей, а также это поможет начать ребёнку раньше издавать различные звуки.
3-6 мес
Следующий период длится с трёх месяцев и до шести. Особенностью этого периода является то, что основным тут является сенсорное восприятие, а также слуховое и зрительное.
Очень полезно в это время включать малышу различные сказки, песенки, петь самостоятельно, чтобы начинать формировать его будущую речь. Ребёнок должен начинать играть с игрушками, трогать их, рассматривать.
6-9 мес
Далее начинается ещё более интересный период, ведь ребёнок становится старше, вероятнее всего, он уже научился сидеть и возможно у него вылезли первые зубы. Также в возрасте с шести до девяти месяцев дети учатся ползать, поэтому становятся абсолютно непоседливыми и безумно любознательными, им нужно залезть буквально в каждый угол.
Поэтому необходимо предоставить своему чаду возможность свободно перемещаться по дому, он должен познавать этот мир. Пространство должно быть безопасным для ребёнка, поэтому острые углы нужно чем-нибудь закрыть, точно также как нужно закрыть розетки.
Так как ребёнок уже сидит, можно постепенно приучать его к самостоятельному приему пищи, давать ему ложку и показывать, как ей надо работать, также этот период благоприятен для приучения ребенка к горшку.
9-12 мес
И ещё один возрастной период длится до года, большинство малышей именно до года учатся ходить самостоятельно, в связи с чем становятся ещё более неуловимыми. Дети в этом возраста могут постоянно падать, это является нормой и таким образом ребёнок опять-таки познаёт мир.
Начинают появляться первые слова, нужно постоянно работать над пополнением словарного запаса, много читать и разговаривать с малышом, показывать и называть все предметы вокруг.
Также много внимания окружающему миру нужно уделять на прогулке, обращать внимание малыша на деревья, людей, животных и все предметы вокруг. Чем более разнообразной будет среда обитания малыша, тем лучше!
Кроме того, можно не бояться путешествовать с малышом до года, поскольку этот новый опыт и впечатления прекрасно отразится на развитии ребёнка! К тому же, это период более легкий для путешествий, чем когда они подходят к кризису 2-3 лет.
Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Можно ли кричать не ребёнка?
Ребёнку 3 года: немного о кризисе этого возраста!
Топ-5 родительских манипуляций
Готовые детские наборы игрушек в дорогу, на прогулку и для игр вне дома (а также в подарок!) по выгодной цене от бренда “Ребёнок Занят”: можно заказать на сайте>>> www.busybag.ru (подбор по возрасту и полу, разные форматы) – спасут карапуза от скуки и пригодятся не один раз!
НАБОРЫ ДЛЯ НОВОРОЖДЕННЫХ: отличное приобретение для будущих родителей (а также идеальный ПОДАРОК на рождение ребенка!)
В профиле есть ссылки на наш сайт и аккаунты в соцсетях (Instagram, Facebook и ВКонтакте).
Хотите получить дополнительное финансовое образование по минимальной цене онлайн и в удобное время? Лекции по финансам онлайн>>> (по окончании каждого курса выдается онлайн сертификат)
Источник
Что нужно знать о развитии младенца. Примеры занятий
У вас родился малыш. И когда решены базовые вопросы сна, кормления, многие родители задумываются – что умеет ребенок, и может быть, с ним нужно уже как-то заниматься? Развивать его? У меня, к примеру, были такие вопросы: «что делать с малышом? как с ним проводить время?» – потому как новоиспеченной маме довольно тяжело адаптироваться к новой жизни.
Знаю, что сейчас в моде естественное родительство, и частично его поддерживаю, но все же приведу для примера рекомендации детских психологов и педиатров о развитии новорожденного и ребенка 1-3 месяцев. Малышу важно эмоциональное общение с близкими, но вместе с этим можно организовать несколько полезных занятий.
Исследования показывают, что возможности ребенка раннего возраста велики.
Двухнедельный ребенок уже следит за перемещающимися предметами. В три недели он внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает близкие цвета. По-разному реагирует на грустную и веселую музыку. Поэтому нужно не упустить момент и позволить запустить функционирование органов чувств своевременно.
Как можно заниматься с новорожденным?
- Показывать разнообразные игрушки на настоянии 60-70 см. Источник света должен находиться у новорожденного за головой. Игрушки должны быть на вытянутой руке или на стержне, чтобы ребенок не отвлекался на лицо. Размер игрушек примерно 5-7 см в диаметре.
- Приближаем игрушку к глазам ребёнка на расстояние 20-30 см и постепенно удаляем её на расстояние вытянутой руки. Перемещать игрушку нужно тогда, когда малыш её увидит. Также можно перемещать вправо/влево, возвратить в центр, затем вверх/вниз. Малыш может заметить игрушку только с 3-4-го раза, поэтому не нужно расстраиваться. Надо продолжать заниматься, даже если он не ответил на ваши действия.
- Тренируем слух. Перемещаем не только яркие предметы, но и звучащие-погремушки, колокольчики.
Все эти игры можно проводить с двух недель, и уже к концу месяца можно заметить поисковые движения малыша на звучащую игрушку.
Игрушки менять по цветам нужно каждые 3-4 дня.
Помимо этих упражнений можно включать разнообразную приятную музыку.
Также специалисты рекомендуют проводить легкую гимнастику для запуска адаптивных функций. Сейчас хочу упомянуть наверное самое основное физическое упражнение – выкладывание на живот. Каждый день, чем чаще, тем лучше. Наш неонатолог и педиатр советовал 5 раз, но я знаю от ортопедов, что можно и чаще.
Развитие ребенка от 1 до 3 месяцев
Как и в предыдущем периоде здесь самое главное – качественный эмоциональный контакт. Это важно для будущей самооценки, самостоятельности, уверенности в себе, независимости ребёнка.
Занятия в этом периоде должны быть направлены на движение рук. Надо создать условия для того, чтобы малыш разжал кулачок и выпрямил руку в локтевом суставе. Если в периоде 1-3 месяца помочь ребёнку освоить такие движения- это будет способствовать нормальному развитию общих движений и речи в будущем.
Занятия:
- Усложним упражнение с игрушкой. Подвесить игрушку на высоте 7-10 см от груди ребёнка, привлечь внимание другой, уже знакомой ему игрушкой, на расстоянии 60-70 см. Когда малыш оживится и вскинет ручки-он случайно заденет ближайшую игрушку (или колокольчик). Желательно, чтобы эти игрушки были связаны – и при задевании нижней, верхняя тоже приводилась в движение. Я такой механизм не придумала, можно маме махать верхней игрушкой, когда малыш задевает нижнюю, а можно просто использовать цепь из однотонных погремушек в люльке/коляске.
- Работаем с кулачком. Нужно улыбнуться, погладить ручки малыша с тыльной стороны-ладошки рефлекторно раскроются! В этот момент положить ребёнку в ладошку ленту, привязанную к погремушкам над кроваткой. Затем кулачки естественно закроются, и малыш будет с радостью двигаться и приводить в движение погремушки. Так у него будут развиваться и слух, и зрение.
- Положить ребёнка на живот, поместить перед ним игрушку на расстоянии 80-100 см. Сконцентрировав внимание ребёнка на этой игрушке, допустим, собачке, нужно сказать что-то вроде -вот собачка, она идёт, топ-топ. Малыш будет поворачиваться в ту сторону, в которую мама поворачивает игрушку.
Если ребёнок уже начинает гулить-это большая радость для мамы и папы-обязательно нужно отвечать положительной реакцией на его первые звуки!
В этом периоде также нужно не забывать включать во время бодрствования различную музыку, отдавая предпочтение классике (если родители любят, конечно).
Носить ребёнка на руках вертикально для укрепления мышц шеи, а также продолжать выкладывать малыша на живот. Если ребёнок уже хорошо держит голову, нужно развивать упор ног. Можно брать малыша под мышки в вертикальном положении так, чтобы его ноги касались твёрдой поверхности, но не ставить его. Как только он коснётся стола, тут же поднять его. Позже он начнёт отталкиваться от твёрдой поверхности.
В этом периоде уже можно класть ребёнка на развивающий коврик с дугами и игрушками. Желательно использовать однотонные игрушки и менять их раз в 3-4 дня.
Источник
Рождение ребенка – это одновременно радость и большая ответственность. В первые месяцы жизни он абсолютно беспомощен и зависим от матери. Уход за новорожденным осуществляется круглосуточно и включает в себя организацию отдыха и питания, гигиену, эмоциональное развитие и многое другое, чему молодым родителям следует научиться заранее.
Уход за новорожденным – приятное, но сложное занятие
Развитие ребенка в первый месяц после рождения
Кроме удовлетворения множественных базовых потребностей ребенка, важным условием ухода за новорожденным является развитие его органов чувств.
Может показаться, что ребенок первого месяца жизни совершенно не вовлечен в происходящее вокруг него. Он только ест, спит и плачет, сигнализируя о той или иной потребности. На самом деле это не так. Он воспринимает окружающую информацию, но иначе, чем взрослые.
Зрение малыша
Дети первого месяца жизни близоруки. Нет ничего удивительного в том, что они не реагируют на движение дальше 30–50 см от глаз. На таком расстоянии они видят изображение размыто. Оптимальное расстояние для визуального взаимодействия с новорожденным – 20–25 см. На таком расстоянии он отчетливо видит лицо матери, ее эмоции, улыбку, глаза. На этом же расстоянии ребенку предлагаются привлекательные вещи и картинки для рассматривания.
Предлагать малышу следует сначала монохромные, черно-белые изображения, фотокарточки, предметы. Они не перегружают психику и способствуют развитию зрения.
Чувствительность к свету у новорожденных высока. Поэтому во время сна не рекомендуется включать яркое освещение, достаточно ночника.
Ребенок с рождения должен уметь следить взглядом за медленным движением объекта на расстоянии до 30 см от глаз.
Глазные мышцы ребенка в этом возрасте еще недостаточно развиты, поэтому закатывания и скашивания глаз считаются нормой.
Слух новорожденного
Слуховой аппарат ребенка начинает работу еще в утробе матери. Там его постоянно окружают звуки работы органов и систем матери. Монотонный стук сердца, журчание крови и пищеварительной системы, приглушенные голоса родителей – любимые звуки для малыша с рождения.
Для успокоения ребенка первого месяца жизни иногда достаточно просто погрузить его в те умиротворяющие монотонные звуки, которые он слышал до рождения. Белый шум, негромкая речь или пение матери обладают просто магической силой.
После рождения звуки обретают большую выраженность и громкость, что заставляет ребенка первое время реагировать на них повышенным интересом.
Вкус и обоняние
Вкусовые и обонятельные рецепторы младенца недостаточно развиты, но он уже может воспринимать и отдавать предпочтение определенным вкусам и запахам. Так в большинстве случаев дети благосклонны к сладкой и наотрез отказываются от горькой и кислой пищи, воды.
Вкусовые предпочтения детей начинают формироваться с самого рождения. Поэтому дети, находящиеся на искусственном вскармливании смесью, которая имеет сладковатый привкус, отдают предпочтение в дальнейшем сладким продуктам и блюдам.
Вкус материнского молока зависит от рациона матери. Тем самым она может корректировать будущие вкусовые предпочтения ребенка.
Тактильные ощущения
Тактильные ощущения – один из основных способов познания мира
Не менее важная базовая потребность малыша – тактильный контакт, прикосновения, объятия, поцелуи, поглаживания матери. Они успокаивают, дарят чувство защищенности, утешают. Они как будто возвращают в утробу, где тепло, тесно и надежно.
Жесткие швы на детской одежде доставляют дискомфорт нежной коже малыша.
Чтобы новорожденный чувствовал себя комфортно, его должны окружать приятные на ощупь предметы. Именно через них он познает окружающий мир.
Поведение новорожденного
Ребенок первого месяца жизни должен владеть базовыми навыками, наличие которых родители могут проверить самостоятельно:
- реакция на звук, свет, движение – выражается в повороте головы или переведении взгляда в сторону раздражителя;
- плач как основной способ коммуникации – им показывается потребность в еде, ласке, чистоте, сне;
- положительная реакция на удовлетворение возникшей потребности – как только требование ребенка выполнено, он должен прекратить плакать. Если этого не происходит, следует убедиться в отсутствии других неудовлетворенных потребностей.
Частый и длительный плач новорожденного без видимых причин должен насторожить родителей и стать поводом для обращения к специалисту.
Двигательная активность малыша
На раннем этапе развития новорожденный ограничен в движении. Он не может держать голову и переворачиваться. Но у него уже есть набор рефлексов, которые обеспечивают ему существование:
- поисковый рефлекс – с его помощью новорожденные находят губами грудь или бутылочку и обеспечивают себе питание;
- сосательный рефлекс – ребенок самостоятельно добывает себе еду, прикладывая к этому усилия;
- хватательный рефлекс – малыш крепко сжимает в своей ладони палец взрослого человека;
- рефлекс Моро – безусловная защитная реакция на негативные внешние факторы, выражается испугом, учащением дыхания и сердцебиения, выработкой адреналина.
Наличие всех этих рефлексов родители могут проверить самостоятельно, но более точно их сможет диагностировать врач. Патронаж ребенка первого месяца осуществляется участковым педиатром.
Когнитивное и эмоциональное развитие
Когнитивные (познавательные) способности новорожденного младенца еще ограничены. Основную информацию он черпает от родителей, смотря на выражение их лица, мимику, движения.
Эмоциональная сфера развивается активно. Если сразу после рождения малыш испытывал негативные эмоции в связи с физиологическим отделением от матери и появлением множества внешних раздражителей и потребностей, то к концу второго месяца жизни ребенок уже улыбается, реагируя на голос или лицо матери.
Социальное развитие новорожденного – основа его будущих взаимоотношений с окружающим миром. Заложить прочный фундамент социального взаимодействия помогает эмоциональная связь со взрослыми. Благодаря родителям и другим близким у малыша формируется самосознание, он понимает факт наличия других окружающих его людей за пределами семьи, приобщается к миру.
Правила ухода за новорожденным
Правила ухода за новорожденными молодым родителям следует изучить заранее, до рождения малыша
С ними лучше ознакомиться еще до рождения малыша, чтобы в стрессовой ситуации не совершать ошибок.
- Ребенок нуждается в чистоте. Но следует отличать ее от стерильности. Нужно соблюдать элементарную гигиену при взаимодействии с малышом, мыть руки, носить чистую одежду, исключать контакты с больными вирусными заболеваниями.
- Новорожденные нуждаются в бережном отношении. Их скелетно-мышечный каркас еще слаб, поэтому им следует поддерживать голову и шею.
- Малыш первого месяца жизни не переносит резких движений и тряски. Поэтому во время поездок в транспорте, транспортировки в переноске, укачивании на руках следует избегать слишком активного движения, которое не только доставит новорожденному дискомфорт, но и может повлечь внутричерепное кровотечение с летальным исходом.
Новорожденные очень чувствительны. И если какое-то действие родителей доставляет ему неприятные ощущения, следует их немедленно прекратить. Исключением являются меры, направленные на сохранение и поддержание жизни и здоровья малыша.
Кормление
Вид вскармливания младенца зависит исключительно от желания и возможности матери. Предпочтительным всегда будет грудное вскармливание.
Количество суточных кормлений определяется, исходя из индивидуальных особенностей малыша. Перерыв между едой рекомендуется делать не более двух-трех часов, но если ребенок проявляет беспокойство, подает знаки о том, что проголодался, то кормить его следует по требованию.
Продолжительность приема пищи при грудном вскармливании составляет 10–15 минут с каждой груди. При искусственном вскармливании объем необходимой порции рассчитывается согласно инструкции и составляет не более 90 мл за один раз.
Адаптированная молочная смесь для кормления разводится на один раз и приходит в негодность уже через 20–30 минут.
Чтобы понять, наедается ли новорожденный грудным молоком, достаточно обратить внимание на его поведение. Если он спокоен, хорошо спит, стабильно набирает вес, мочится 5–6 раз и несколько раз опорожняет кишечник – волноваться не о чем.
Смена подгузника
Менять подгузник следует по мере наполнения. Делать это удобно на пеленальном столике, но все необходимое нужно приготовить заранее, чтобы ни на секунду не оставлять малыша без присмотра.
Кроме чистого подгузника понадобятся влажные салфетки, стерильная тряпочка и емкость с чистой теплой водой, мазь или присыпка от опрелостей.
Перед и после смены подгузника следует тщательно вымыть руки с мылом.
Меняя подгузник, проводите гигиену половых органов с помощью влажных салфеток или мокрой тряпочки. Подмывая девочек, движения салфеткой следует осуществлять по направлению от половых губ к анусу, чтобы не занести инфекцию.
Чтобы избежать опрелостей и сыпи в области половых органов, следует чаще менять подгузник, дольше проводить воздушные ванны без подгузника и использовать барьерные средства на основе цинка, которые минимизируют негативное влияние влаги на кожу.
Одежда
Новорожденным подходят натуральные, эластичные, мягкие ткани, которые хорошо пропускают воздух. Одежда должна быть свободной, не сковывающей движения, с широкими рукавами, манжетами, лодыжками и горлышком. Все кнопки и пуговки должны располагаться на лицевой стороне, как и швы. Ничего не должно доставлять малышу дискомфорт.
Если ребенок часто и обильно срыгивает после еды – защитите одежду с помощью слюнявчика.
Купание
Первый месяц жизни, пока не зажила пупочная ранка, купать младенца следует осторожно, не погружая в воду полностью. Ухаживающие средства должны быть мягкими и состоять из натуральных компонентов.
Сон
Первый месяц новорожденный спит до 20 часов в сутки. Продолжительность сна составляет 2–4 часа, затем он сменяется фазой бодрствования. В ночное время ребенок пробуждается каждые 2–4 часа для кормления.
Ухаживать и заботиться о новорожденном малыше приятно, но первое время бывает сложно. Подготовившись заранее к рождению ребенка, купив все необходимые принадлежности для ухода и кормления, можно существенно упростить себе задачу.
Также интересно почитать: когда новорожденный начинает видеть и слышать
Источник