Развитие ребенка с поврежденным психическим развитием
План
1. Понятие и характеристика поврежденного психического развития.
2. Типология поврежденного психического развития.
3. Психолого-педагогическая симптоматика детей с поврежденным психическим развитием.
Понятие и характеристика поврежденного психического развития
Поврежденное развитие – это вариант отклоняющегося развития, возникающий при патологическом повреждающем воздействии, когда значительная часть функциональных систем уже была сформирована до момента повреждения. Развитие, тем самым, имеет период условно нормативного.
Специфика поврежденного психического развития определяется объемом повреждения, локализацией, временем (возрастом) повреждения, стажем заболевания (периодом, прошедшим после повреждения), особенностями психического и физического развития, предшествующими повреждению.
Главным признаком из сказанного выше можно считать объем повреждения, от которого зависит общее состояние ребенка и влияние поражения на характеристики продуктивной активности, целенаправленности и работоспособности. При учете данного фактора аномалию можно обозначить как локальное повреждение (объем повреждения меньше) или диффузное повреждение (объем повреждения больше).
Фактор возраста (времени повреждения) играет огромную роль, т.к. длительность формирования той или иной функции различна. Чем длиннее период формирования функции, тем больше вероятность недоразвития, чем короче этот период, тем вероятнее повреждение. При этом для высших психических функций (ВПФ) с длительным периодом развития при раннем повреждении характерно стойкое недоразвитие, схожее с тотальным недоразвитием. У ВПФ с коротким периодом развития (подкорковые структуры) чаще возникает повреждение с элементами распада, сходное с грубыми формами парциальной несформированности.
Этиология поврежденного развития связана с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами центральной нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга. Это приобретенная умственная отсталость.
Характерная модель поврежденного психического развития – органическая деменция. Деменция возникает либо начинает грубо прогрессировать в возрасте после 2-3 лет. Здесь нет тотальности, нет иерархичности нарушения психических функций, на первый план выступает парциальность расстройств. Этим определяется отличие деменции от олигофрении.
Типология поврежденного психического развития
Исходя из критерия динамики болезненного процесса, различают «резидуальную» органическую деменцию, при которой слабоумие представляет собой остаточные явления поражения мозга травмой, инфекцией, интоксикацией и прогрессирующую деменцию, обусловленную текущими органическими процессами. Тяжелая прогрессирующая деменция не может быть отнесена к аномалии развития, так как в этом случае речь идет о нарастающем распаде психических функций, обусловленным не аномальным развитием, а грубо прогрессирующим болезненным процессом. Об аномальном развитии, связанном с деменцией, можно говорить применительно к деменции резидуальной, при которой приостановка болезненного процесса дает определенные возможности для развития.
Виды органической деменции классифицируются по этиологическому критерию: эпилептическая, постэнцифалитическая, травматическая, склеротическая и др.
Г.Е. Сухарева, исходя из клинико-психологической структуры, выделяет четыре типа органической деменции у детей.
1) Первый тип характеризуется преобладанием низкого уровня обобщения.
2) При втором типе на передний план выступают грубые нейродинамические расстройства, резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая психическая истощаемость, неспособность к напряжению.
3) При третьем типе более всего вступает недостаточность побуждений к деятельности с вялостью, апатией, резким снижением активности мышления. Нередко отсутствуют навыки опрятности. При общей двигательной заторможенности склонность к образованию элементарных двигательных стереотипов. Слабость побуждений, эмоциональная бедность, скудность мимики, моторики, интонаций. Нарушения в личностной сфере проявились в равнодушии к оценке, отсутствии привязанностей, планов на будущее, интеллектуальных интересов. В речи сочетаются моторные и сенсорные нарушения, видны затруднения в дифференциации фонем, часто встречаются речевые ошибки.
4) В центре клинико-психологической картины находятся нарушения критики и целенаправленности мышления, грубые расстройства внимания, резкая отвлекаемость, «полевое» поведение (хаотичная двигательная расторможенность, действия по первому побуждению). Общий фон настроения характеризуется выраженной эйфорией со склонностью к дурашливости и агрессивными вспышками. Эмоции крайне примитивны и поверхностны. Реакции на замечания отсутствуют. Отмечается грубая некритичность. Отмечаются грубые нарушения внимания, целенаправленности деятельности, фрагментарность воспроизведения. При выполнении заданий дети не замечают своих ошибок, быстро теряют интерес к заданию. При всех пробах отчетливо выступает нарушение интеллектуальной деятельности.
Наиболее часто встречающимися типами органической деменции Г.Е.Сухарева называет третий и четвертый.
Психолого-педагогическая симптоматика детей
С поврежденным психическим развитием
По данным исследований Л.С. Юсевич, Г.Е. Сухаревой при заболевании в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте на первый план выступает утрата или обеднение навыков. Раннее начало заболевания (в 2-3 года) имеет отрицательное значение, т.к. влечет более выраженную опасность недоразвития онтогенетически наиболее молодых мозговых структур. В этих случаях неумение устанавливать объективные связи явлений, низкий уровень суждений выходят на первый план и затрудняют дифференциальную диагностику с олигофренией.
При начале заболевания в старшем дошкольном возрасте наиболее демонстративно разрушение либо обеднение игровой деятельности: ее стереотипность, однообразие. Приобретенные навыки страдают меньше, но все же имеют определенный регресс.
При заболевании в младшем школьном возрасте, как правило, сохраняются речь, навыки самообслуживания, элементарные учебные навыки. Но резко снижается интеллектуальная работоспособность и учебная деятельность в целом: теряются школьные интересы, нарушается целенаправленность.
Б.В. Зейгарник выделяет 3 преимущественных типа нарушения мышления при органической деменции у взрослых людей: 1) снижение функции обобщения; 2) нарушение логического строя мышления; 3) нарушения критичности и целенаправленности. Изменения личности проявляются в малой привязанности к родным и близким, отсутствии чувства стыда, жалости и других симпатических эмоций. В ряде случаев, нарушения личности выражены в меньшей степени, чем нарушения интеллекта.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Задания для самостоятельной работы
1. Опишите этиологические типы органической деменции (травматическая, эпилептическая, постэнцифалитическая, склеротическая и др.)
2. Обозначьте отличие органической деменции от задержки психического развития и от олигофрении.
Темы докладов и рефератов
1. Возможности обучения и воспитания детей с явлениями деменции.
2. Психолого-педагогическая коррекция при поврежденном психическом развитии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В.Лебединский. – М.: Изд-во Московского университета, 1985. – 167с.
2. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития у детей / В.И. Лубовский. – М.: Педагогика, 1989. – 100с.
3. Основы специальной психологии: учеб.пособие / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480с.
4. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. – М.: АРКТИ, 2000. – 208с.
5. Усанова, О.Н. Специальная психология: система психологического изучения аномальных детей / О.Н.Усанова. – М., 1990. – 200с.
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
метки: Ребенок, Развитие, Грубый, Органический, Мышление, Выступать, Нарушение, Клинико
Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменции. Этиология органической деменции связана с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга. В отличие от олигофрении, которая также нередко имеет аналогичное происхождение, деменция возникает либо начинает грубо прогрессировать в возрасте после 2—3 лет. К этому возрасту значительная часть мозговых структур относительно сформирована, поэтому воздействие вредности вызывает их повреждение, а не только недоразвитие. Задержка же психического развития церебрально-органического генеза от органической деменции отличается значительно меньшей массивностью поражения нервной системы.
Виды деменций:
1. По критерию динамики болезненного процесса различают резидуальную органическую деменцию (при которой слабоумие представляет собой остаточные явления поражения мозга травмой, инфекцией, интоксикацией) и прогрессирующую деменцию (обусловленную текущими органическими процессами).
2. По этиологическому критерию (эпилептическая, постэнцефалитическая, травматическая, склеротическая и др.).
Об аномальном развитии, связанном с деменцией, можно говорить применительно именно к деменции резидуальной, при которой, несмотря на наличие выраженных явлений повреждения, приостановка болезненного процесса дает определенные возможности для развития, хотя и грубо нарушенного.
Клинико-психологическая картина резидуальной органической деменции будет различной в зависимости от того, в каком возрасте возникло заболевание мозга. Частный вариант поврежденного развития — эпилептическая деменция формируется при так называемой эпилептической болезни, при которой помимо судорожных припадков имеются специфические особенности личности, проявляющиеся в общей психической тугоподвижности, вязкости мышления и аффекта, полярности эмоций (сочетании склонности к экзальтации, ласковости с нередкой злопамятностью и мстительностью), выраженной напряженностью аффекта с легко возникающими вспышками ярости и гнева.
Исходя из специфики клинико-психологической структуры, Г. Е. Сухарева (1965) выделяет четыре типа органической деменции у детей.
1. Первый тип характеризуется преобладанием низкого уровня обобщения.
2. При втором типе на передний план выступают грубые нейродинамические расстройства, резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая психическая истощаемость, неспособность к напряжению.
8 стр., 3610 слов
Механизм развития алкогольного поражения центральной нервной и сердечнососудистой системы
Волгоградский Государственный Медицинский Университет Кафедра патологической физиологии Реферат на тему: Механизм развития алкогольного поражения центральной нервной и сердечнососудистой систем Подготовила: студентка лечебного факультета III курса 23 группы Никишина Дарья Андреевна Проверила: Каланчина Татьяна Юрьевна Волгоград 2008 1. Влияние алкоголя на ЦНС Особенности реакций на спиртные …
3. При третьем типе органической деменции более всего выступает недостаточность побуждений к деятельности с вялостью, апатией, резким снижением активности мышления.
4. При четвертом типе — в центре клинико-психологической картины находятся нарушения критики и целенаправленности мышления с грубыми расстройствами внимания, резкой отвлекаемостью, «полевым поведением».
По полученным нами данным [Лебединский В.В., 1985], при первом из них (соответствующем четвертому типу органической деменции, по Г.Е.Сухаревой) поведение детей можно характеризовать как полевое. Они отличаются хаотической двигательной расторможенностью, бестормозностью, действиями по первому побуждению. Общий фон настроения характеризуется выраженной эйфорией со склонностью к дурашливости и в то же время кратковременными агрессивными вспышками. Эмоции крайне примитивны и поверхностны. Реакции на замечания отсутствуют. Отмечается грубая некритичность. Нередко выступает расторможенность влечений (повышенная сексуальность, прожорливость).
Из-за отсутствия волевых задержек, недостаточного понимания ситуаций, большой эмоциональной заражаемости в условиях конфликта эти дети часто не принимаются в коллективе сверстников. Обучению в условиях вспомогательной школы помимо особенностей поведения препятствуют и грубые нарушения внимания, нецеленаправленность в любой деятельности, персеверации по гипердинамическому типу.
При исследовании памяти обнаруживается также непродуктивность запоминания, фрагментарность воспроизведения. При всех пробах отчетливо выступают нарушения интеллектуальной деятельности. При исследовании конструктивного мышления (кубики Кооса) дети затрудняются в анализе пространственной структуры узора даже и в тех случаях, когда не имеют первичных нарушений пространственного гнозиса. При передаче сюжета простой картинки обнаруживаются грубая фрагментарность и соскальзывание на побочные ассоциации. При выполнении всех заданий дети, как правило, не замечают своих ошибок и быстро теряют интерес к заданию. Включение речи, предметная и смысловая организация действия, а также похвала либо порицание неэффективны.
При втором варианте (соответствующем третьему типу органической деменции, по Г. Е. Сухаревой) в психическом статусе доминируют вялость, медлительность, пассивность, нередко отсутствуют навыки опрятности. При общей двигательной заторможенности отмечается склонность к образованию элементарных двигательных стереотипов. Слабость побуждений, эмоциональная бедность проявляются в скудности мимики, моторики, интонаций. Нарушения в интеллектуальной и личностной сфере выступают в равнодушии к оценке, отсутствии привязанностей, планов на будущее, интеллектуальных интересов. Наблюдается резкое снижение активности мышления.
При нейропсихологическом исследовании стойкие дефекты в моторной сфере проявляются в медлительности, инертности, склонности к застреванию, трудностям переключения, персеверациям и синкинезиям. Персеверации возникают на уровне как исполнительного звена, так и программы действия. Даже с несложными заданиями на конструктивный праксис эти дети обычно не справляются. Мнестические расстройства сходны с нарушениями памяти у детей предыдущей подгруппы, однако отмечается еще более выраженная замедленность в воспроизведении. В речи сочетаются моторные и сенсорные нарушения, затруднения в дифференциации близких по звучанию фонем, трудности переключения, персеверации. И эти дети не замечают своих ошибок, которые не компенсируются даже помощью взрослого.
Таким образом, в структуре поврежденного развития будут иметь место явления стойкого, часто необратимого регресса ряда функций.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПОВРЕЖДЕННЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
Важное место в системе психологической помощи детям с поврежденным развитием занимает психологическая коррекция. Она направлена на восстановление пораженных или утраченных психических функций, а также на адаптацию ребенка к приобретенному дефекту. Перед психологом стоит задача правильно определить время возникновения дефекта, значимость утраченной функции в общем психическом развитии ребенка, тяжесть нарушения и пре-морбидные особенности личности. Целесообразно использовать классификацию М. О. Гуревича, отражающую клинические этапы отдаленных последствий поврежденного развития.
Таблица Патопсихологические синдромы детей с поврежденным развитием и основные направления психологической коррекции
Степень повреждения | Патопсихологические радикалы | Направления психологической помощи |
Церебрастения | Неспособность к умственному напряжению; повышенная утомляемость. Снижение объема памяти в слуховой и зрительной модальностях; трудности концентрации, устойчивости и распределения внимания, нарушение динамики мыслительных процессов. Адаптация детей в целом удовлетворительная (посещают школу), но при усложненных жизненных ситуациях у них могут наблюдаться обострения в виде головокружения, нарушения сна, общего психического тонуса. | Повышение умственной работоспособностис помощью специальных психотехнических приемов по развитию памяти, внимания, скорости решений Развитие навыков саморегуляции с помощью психорегулируюших тренировок. Формирование положительной мотивации на занятие. Коррекция негативных эмоциональных проявлений. |
Церебропатия | Может проявиться у детей в вялости, в общей заторможенности, в апатодинамическом синдроме или, наоборот, в повышенной возбудимости, двигательной расторможенности. Существенные трудности в обучении. Психопатоподобные реакции. В структуре личности неадекватные самооценки, снижение критики своего поведения. | Коррекция нарушений поведения. Повышение социальной активности. Психокоррекционная работа с родителями. |
Слабоумие | Резкий упадок интеллектуальной деятельности и активности. В структуре личности отмечается выраженное снижение критики своего поведения, нарастание бездеятельности. Тугоподвижность мыслительных операций. | Организация жизнедеятельности и общения ребенка в семье, в коллективе. Обучение ребенка доступным видам деятельности. Психологическая поддержка родителей. |
Психотехники для групповых занятий по коррекции внимания. Упражнения для развития сосредоточенности.
Игра «Пальцы»
Дети удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Психолог просит переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Длительность выполнения упражнения 5-15 минут. Некоторые участники могут испытывать необычные ощущения: увеличение пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Некоторые могут чувствовать сильное раздражение или беспокойство.
Данное упражнение имеет не только коррекционное значение, но и диагностическое, так как позволяет психологу определить энергетические затраты ребенка при сосредоточении.
Игра «Муха»
Оборудование: доска с расчерченным на ней девятиклеточ-ным игровым полем и небольшая присоска или пластилин. Присоска выполняет роль «дрессированной мухи».
Инструкция. Психолог разъясняет играющим детям, что перемещение «мухи» происходит с помощью команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Дети должны неотступно следить за перемещением «мухи» и не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После этих разъяснений начинается игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если ребенок теряет нить игры или «видит», что муха покинула поле, он дает команду «Стоп», и, вернув «муху» в центральную точку, начинает игру сначала.
Данное упражнение требует от детей постоянной сосредоточенности. После того как ребенок успешно выполнил задание, его можно усложнить, увеличив число клеток или количество «мух».
Наш опыт использования этих упражнений показал их высокую эффективность не только для формирования концентрации внимания, а также для развития самоконтроля, воображения и коммуникативных свойств личности ребенка.
Игра «Корректура»
Группа детей разбивается на несколько пар. Психолог заранее заготавливает тексты на листе бумаги с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ребенку разрешается прочитать текст только один раз и исправить ошибки цветным карандашом и после этого передать текст напарнику, который также читает его один раз, исправляет ошибки карандашом другого цвета и снова передает текст напарнику. На выполнение заданий дается от 3 до 5 минут. Побеждает та пара, которая исправит ошибки за меньшее число предъявлений текста.
Игра «Кто быстрее»
Психолог заранее заготавливает бланки с текстами. Перед детьми стоит задача как можно быстрее зачеркнуть букву. Психолог фиксирует время выполнения задания. После окончания работы психолог предлагает детям проверить ошибки и фиксирует время их исправления. Необходимо поощрять успехи детей и стимулировать их интерес к занятию.
Задания можно усложнять. Например, одни буквы зачеркивать вертикально, другие горизонтально, третьи — подчеркивать.
Время выполнения задания варьируют в зависимости от возраста ребенка (для детей младшего школьного возраста — 15 минут, а для подростков до 30 минут).
Коррекцию отдельных свойств внимания, таких как: устойчивость, переключение, распределение — рекомендуется проводить в процессе специально организованных индивидуальных занятий. Ребенку можно предложить специальные таблицы на отыскивание чисел, букв, подсчет кружков в секторах круга, обнаружение отсутствующих деталей в изображениях, последовательное и усложненное вычитание чисел и пр. Для эффективного выполнения этих заданий важна положительная мотивация у ребенка, а также поощрение со стороны психолога, адекватная оценка успехов ребенка.
Выделяются следующие требования к коррекционным упражнениям;
1. Упражнения должны иметь связь с реальной деятельностью, иметь осознаваемую ребенком цель.
2. Упражнения должны предъявляться с постепенно возрастающей сложностью.
3. Начальные упражнения по развитию сенсорных и элементарных практических навыков должны содержать возможность «механического контроля» допускаемых ошибок.
4. Материал для упражнений должен быть привлекательным для ребенка, иметь цветовую кодировку.
Источник