Развитие ребенка с помощью счетных палочек
Дети, особенно в дошкольном возрасте, очень любознательны. Задача взрослых – помочь им познавать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи абстрактных обучающих средств, одними из которых являются обыкновенные счетные палочки.
Польза счетных палочек в математическом развитии дошколят
Ошибочно думать, что с помощью этих подручных средств можно научить ребенка считать, и только. Их задача в умелых руках родителей – развивать детское мышление, а именно:
- Они помогают учить цвета, складывать и изучать геометрические фигуры, конструировать замысловатые замки, решать логические задачи. Поэтому счетные палочки могут стать прекрасным учебным пособием при организации домашних занятий.
- С помощью этого простого и многофункционального пособия можно изучать порядок чисел и их состав, понятия «короче-длиннее», «больше-меньше», «выше-ниже».
- Стоит также прислушаться к мнению психологов, которые просто настаивают на том, что наряду с мелкой моторикой игры и занятия с этими счетными элементами помогают развивать у дошкольника:
- интеллект;
- самостоятельность;
- воображение и творческое мышление;
- внимание;
- интерес к исследованиям и познанию;
- активность;
- волю к победе;
- целеустремленность;
- настойчивость;
- самостоятельность;
- способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности;
- сосредоточенность.
Варианты использования дидактического пособия в забавах малышей
Вовлечь карапуза в работу с палочками очень просто. Главное – заинтересовать! Самый привычный и основной вид деятельности детей от 2 до 6 лет – игра. Именно в игровой форме нужно проводить занятия, придумав интересный сюжет и даже распределив роли. С самого начала установить правила и дать малютке понять конечную цель игры. Она может быть любой, в зависимости от того, чему нужно научить в играх с палочками. Например, сложить из палочек фигуру или разложить их по цветам в отдельные коробочки, выложить имя или сосчитать, из скольких счетных элементов состоит домик. Таким образом, в домашних занятиях счетные палочки станут прекрасной дидактической игрой.
Важно! Заинтересованность в правильном решении поставленной задачи стимулирует ребенка к активной мозговой деятельности и преодолению трудностей в начатом деле. Особенно малыш постарается, если такую же работу будет рядом с ним выполнять еще кто-то – дети любят соперничать и проявлять волю к победе.
Игры с палочками-выручалочками для самых маленьких (9 месяцев +)
Когда и как организовать дидактические игры с счетными палочками в домашних условиях? Специалисты подчеркивают: в раннем возрасте, когда малыши только начинают свой путь к познанию предметов, счетные палочки можно использовать в качестве игрового материала, изучать с их помощью цвета, конструировать фигуры различного размера и форм, использовать в нестандартном рисовании.
Стартовый возраст для ознакомления с палочками для счета – 9 месяцев. Малыш уже умеет захватывать предметы двумя пальчиками – указательным и большим, а это значит, что пришло время развивать мелкую моторику рук. Отличным упражнением для этого может стать следующее:
- Взять небольшую коробочку или футляр, прорезать в них продолговатую щель ножом или ножницами, и показать карапузу, что в нее можно по одной засовывать палочки. Малыши на “отлично” справятся с поставленным заданием, ведь в этом возрасте им очень нравится проталкивать предметы в отверстия.
- Лепим ежика из теста и предлагаем карапузу под чутким маминым руководством воткнуть палочки, как иголки. Крохе еще трудно дается такое действие, поэтому мамина рука станет продолжением ручки ребенка.
Важно! Во время выполнения заданий с мелкими деталями маленьких детей нельзя оставлять без присмотра взрослых. Ведь помимо отверстия в коробке ребенок может, не задумываясь, отправить один из счетных элементов себе в рот.
Что можно предложить малютке в возрасте от 1 до 1,5 лет
1. Дети раннего возраста уже способны к изучению таких понятий, как цвет, размер, длина. Поэтому, вооружившись дидактическим (обучающим) пособием, самое время предложить им такие игры с палочками:
- Назвать цвет всех имеющихся палочек.
- Собрать элементы какого-то одного цвета.
- Найти палочки с одинаковой длиной (палочки Кюизенера).
- Собрать по одной палочке каждого цвета.
- Найти самую короткую и самую длинную палочку и назвать их цвета (палочки Кюизенера).
- Разложить в ряд палочки, чередуя два цвета, например, желтую и красную.
- Выбрать любую палочку и попросить ребенка слева от нее разложить все палочки, которые короче выбранной, а справа – все те, что длиннее. Облегчить решение поставленной головоломки можно наводящими вопросами. Например, показать две палочки и спросить, разные они или одинаковые. Усложнить можно вопросом, чем они отличаются друг от друга (цветом, длиной) или в чем их сходство.
2. В раннем возрасте дети начинают интересоваться и изучать свойства пластилина. Поэтому лепка из пластилина для ребятишек может стать и занятием, и игрой с счетными палочками. Палочки в данном случае являются вспомогательным материалом: выполнить роль стебелька для цветка, ножки для грибка или ствола для дерева; послужить ножками-ручками для пластилинового человечка или дымоходной трубой для домика.
3. Аналогично можно организовать нестандартное рисование палочками для малышей. Например, выкладывая на полу или столе различные предметы (дорогу, машинки, домики, цветы, человечков и животных) можно создавать целые картины и игрушечные города. Такое занятие обязательно вызовет интерес у любознательного малыша, будет развивать воображение, позволит почувствовать себя не только членом, но и создателем увлекательной игры.
Дидактические игры от 2 до 4 лет
В этот период дошколята делают значительный прорыв в области самопознания и развития интеллекта. Происходит становление речи, легко налаживается контакт со сверстниками, малыш действует целенаправленно. Его интересуют рисование, конструирование, в основе которых все чаще лежит детская фантазия. Самое время направить эти способности в нужное русло и углубить знания о назначении счетных палочек. Подходящими для этого станут следующие игры с палочками, которые широко используются в детском саду.
Где меньше?
Счетные палочки нужно разложить друг напротив друга в два ряда, в одном из которых их будет на одну меньше. Дошкольник должен показать, в каком ряду элементов меньше, а в каком больше. Усложняют головоломку вопросом: «Что нужно сделать, чтобы количество палочек стало одинаковым?».
Задание со звездочкой: попросить малыша самостоятельно выложить два ряда с одинаковым количеством элементов, и так, чтобы в одном ряду их было на один или два меньше.
Повторить рисунок
Понадобится лист бумаги с изображением какого-либо понятного ребенку предмета (домика, конфеты, бабочки, елочки и т.п.), выполненного в двух-трех цветах. Малыш должен выложить этот рисунок палочками, повторяя цвета на бумаге. В завершении попросить дошкольника назвать цвета, с помощью которых он создал свою картину.
Такое упражнение помогает изучать цвета, развивать мелкую моторику детских пальчиков, а также творческое воображение.
Строим и считаем
Взрослый выкладывает из дидактического материала какую-нибудь простую фигуру, например, треугольник и просит ученика повторить. После того, как малыш справится с задачей, нужно озвучить название фигуры и спросить у него, сколько элементов понадобилось для строительства этого треугольника.
Далее можно построить квадрат, ромб, прямоугольник, а также любые другие предметы с теми же условиями задачи. Для более глубоких познаний можно спросить, на какую геометрическую фигуру похожа крыша дома, окно, кузов грузовика и т.п.
Заданием со звездочкой станет просьба взрослого разделить прямоугольник из 6 палочек на два равных квадрата с помощью одной. Или одной палочкой превратить квадрат в два треугольника.
Цель такого игрового упражнения – развивать у детей пространственное, логическое и творческое мышление.
Игры для старших дошкольников
Занятия с детьми 5-7 лет предполагают более тщательную подготовку их к обучению в школе. Для этого понадобится не только усидчивость, но и базовые знания в области чтения и математики, умение обобщать, выделять, сравнивать. Конечно же, можно не напрягать чадо какими бы то ни было заданиями, ведь всему необходимому его в свое время научат в школе. Но если у дошкольника есть интерес к познанию, не стоит ему отказывать в саморазвитии. Используя палочки для счета, можно предложить ему выполнить следующие упражнения по готовым схемам. Именно так проводят игры со счетными палочками в детском саду.
Дострой картинку
Необходимо показать ребенку схему-рисунок половины какого-либо предмета, изображенного на бумаге. Задание – симметрично достроить картинку, используя те же цвета и пропорции.
Изобрази цифры и буквы
При помощи палочек выкладывать названия букв (если дается легко, то и простых слов), а также цифр в пределах десяти. При хороших успехах, можно делать это на скорость с кем-нибудь из сверстников.
Из чего состоят числа
Когда дошкольник уже знает, как выглядят цифры, можно предложить ему выкладывать каждую с помощью палочек двух цветов, тем самым давая понятие состава числа. Так, цифру 5 можно выложить из двух красных и трех зеленых палочек или из одной желтой и четырех красных.
Сосчитай-ка!
Простой вариант: с помощью палочек выложить пример (как вариант, две палочки + три палочки). Ребенка нужно попросить сосчитать и дать правильный ответ, выложив нужное количество элементов после знака равенства. Если малыш знает цифры, то можно выкладывать выражение с их помощью.
Психологи рекомендуют
- Возраст, с которого стоит вовлекать детей в занятия с набором счетных палочек, родители определяют сами. Но специалисты все же рекомендуют не нагружать мозг малютки слишком рано. Оптимально начинать занятия приблизительно с трехлетнего возраста.
- Вначале стоит дать малышу ознакомиться с дидактическим материалом – позволить поиграть, поскладывать фигурки, пирамидки. Так маленькому ученику проще будет изучить форму и цвет деталей, попробовать на ощупь материал, из которого они сделаны. Только так дети смогут сделать умозаключение относительно того, что одни палочки короче других, уловить их цветовые отличия.
- Начало занятий необходимо сделать игровым – ребенок не должен чувствовать давления со стороны взрослых, иначе в дальнейшем у него сформируется отвращение к математике. Ко всем выводам и ответам малыш должен прийти сам – именно самостоятельное мышление сделает его знания прочными и долговечными. Так утверждают специалисты в области педагогики.
Наукой доказано, что развитие речи и мыслительной деятельности ребенка напрямую зависит от мелкой моторики рук. С тренировкой пальчиков рука будущего школьника готовится к письму. Поэтому крайне важно помогать ему в этом с помощью развивающих игр, к числу которых относятся и игры с счетными палочками. Они являются простым и в то же время универсальным пособием для разработки кистей рук и стимулирования интеллектуальных способностей одновременно.
Палочки для счета просты в эксплуатации. Чтобы проявить заботу о развитии умственных способностей дошкольника, родителям не нужно изобретать велосипед. Ведь все гениальное – просто.
Источник
Любовь Николаевна Рослякова
Дидактические игры со счетными палочками
Цель: развитие логического мышления.
Задачи:
– уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счете, сравнении фигур по величине, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов;
– развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику;
– воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов.
Дидактические игры со счетными палочкамиусловно можно разделить на несколько групп:
1. Дидактические игры с выкладыванием из счетных палочек изображений геометрических фигур
– по образцу:
– по указанию используемого количества палочек для выкладывания фигуры,
например, выложить квадрат из 4-х палочек или из 8 палочек,сравнить по величине полученные квадраты:
из 10 палочек выложить 3 квадрата:
– по указанию величины фигуры,
например, выложить маленький квадрат, у которого длина каждой стороны равна длине одной палочки, или большой квадрат со стороной длиной две палочки;
2. Дидактические игры с выкладыванием изображений предметов
– по образцу:
картинки из библиотеки МААМ:
– по устной инструкции, например, построить домик, стена которого – квадрат из 8 палочек, сверху достроить из 4 палочек треугольную крышу, построить квадратное окно из 4 палочек, на чердаке – треугольное окно из 3 палочек:
аналогично построить и сравнить по форме и по величине три домика:
затем изменить форму крыши у последнего домика,сделать ее в форме трапеции:
– по замыслу:
3. Дидактические игрыс преобразованием геометрических фигур: добавить, убрать или переложить определенное количество палочек для получения новой фигуры (фигур):
1) из 8 палочек выложить квадрат, добавить еще 4 палочки так,чтобы разделить его на 4 равных квадрата:
убрать 2 палочки –получить 2 неравных квадрата:
или переложить 3 палочки –получить 3 равных квадрата:
или переложить 4 палочки –получить 3 равных квадрата:
2) у левой фигуры убрать 3 палочки –получить 3 квадрата:
3) из 10 палочек выложить 2 неравных квадрата, переложить 2 палочки –получить 3 равных квадрата:
4) у левой фигуры переложить 2 палочки –получить 3 треугольника:
5) из 15 палочек сложены 5 квадратов, убрать 3 палочки,чтобы осталось 3 таких же квадрата:
6) выложить из 6 палочек треугольник, добавить еще 3 палочки так,чтобы внутри него образовалось 4 равных между собой треугольника:
убрать 4 палочки –получить 2 равных треугольника:
убрать 3 палочки –получить 2 равных треугольника:
убрать 2 палочки –получить 2 неравных треугольника:
7) переложить 4 палочки – получить 3 квадрата,есть 2 правильные решения:
4. Дидактические игрыс преобразованием изображений предметов:
1) переставить 3 палочки,чтобы рыбка плыла в другую сторону:
2) переставить 3 палочки так,чтобы стрела была направлена в другую сторону:
3) переложить 2 палочки, чтобы теленок смотрел в другую сторону,но хвостик должен быть направлен вверх:
5. Дидактические игры, в которых допускается наложение некоторых палочек поперек других при выкладывании или при преобразовании (это оговаривается при сообщении задания):
1) из 9 палочеквыложить 6 квадратов:
2) переложить 2 палочки –получить 7 квадратов:
переложить еще 4 палочки –получить 10 квадратов:
Можно использовать в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе с детьми по логико-математическому развитию.
Источник
Ученые доказали, что гениями не рождаются, ими становятся. Становление гения в вашем ребенке процесс долгий и не легкий. Ранний период развития требует много времени, внимания, любви. Без знания методик не обойтись. Методика «Цветные числа» разработанная в начале XX века педагогом, ученым из Бельгии Джорджем Кюизенером, помощь всех мам и педагогов раннего развития. Его идеи согласуются с концепцией раннего развития, которую выдвинул русский педагог новатор Б.П. Никитин.
Методика
Что нового ребенок узнает, какие умения в нем разовьют палочки Кюизенера? Вот небольшой список, что сможет ребенок, благодаря ним:
- быстро выучит цвета;
- разберется с понятиями «короткий», «длинный», «высокий», «низкий»;
- разовьет мелкую моторику, мышление, воображение;
- получит представление о категориях «часть», «целое», «больше», «меньше»;
- освоит конструирование, используя логический подход;
- решит свои первые математические примеры, математика станет увлекательной наукой.
Описание комплекта
Палочки Кюизенера – это комплект из 116 палочек разного цвета и длины. Всего 10 цветов: белый, розовый, голубой, красный, желтый, фиолетовый, черный, бордовый, синий, оранжевый.
Каждому цвету соответствует длина. Белая палочка самая короткая, это кубик длиной 1 см, оранжевая самая длинная – 10 см.
Таблица, показывает, что все цвета образуют собой три семейства + белый, черный (нейтральные) цвета. Оранжевый и фиолетовый присутствуют в двух семействах, так как появились благодаря смешению этих цветов.
Кроме того, числа, зашифрованные в семействе красных кратны двум, в семействе синих трем, а в семействе желтых пяти.
Семейство красных | Семейство синих | Семейство желтых |
---|---|---|
Розовый | Голубой | Желтый |
Красный | Синий | Оранжевый |
Бордовый | Фиолетовый | |
Оранжевый | ||
Фиолетовый |
Кроме самих счетных палочек Кюизенера в наборе есть математические знаки основных действий, а также цифры от 1 до 20. Для детей, уже освоивших «цветной счет» могут использоваться классические примеры, как в школе. Также в комплекте идет инструкция по использованию.
Материал для «цветного счета» используется легкий, гладкий, изготовленный из пластмассы, прошедшей сертификацию. Они отличный счетный материал. Цифры и знаки картонные. С помощью этого пособия можно выполнять сложение, вычитание, умножение и деление.
Цели использования
Есть родители, которые бояться, что нагружать ребенка математикой слишком рано. Педагоги сходятся во мнении, что лучше переживать о том, чтобы не было слишком поздно. Сенситивные периоды в развитии длятся не так долго, об их времени знать наверняка мы не можем. Проходят они очень быстро, успеет ли ребенок в этот промежуток освоить необходимый навык? Поэтому лучше предлагать малышу задания в зоне его ближайшего развития. Пусть пока трудно, но когда его мозг будет готов, он справится с задачей, на удивление вам и окружающим.
Приведем основные причины, по которым учителя во всем мире активно пользуются цветными счетными палочками Кюизенера в своей педагогической практике:
- Использование наглядности математических действий, что позволяет работать с детьми младшего возраста.
- Развитие фантазии, воображения. Количество заданий с этим инструментом стремится к бесконечности.
- Развивается мелкая моторика, так как в работу вовлечены пальцы рук.
- Наука превращается в увлекательную игру, а значит, легче воспринимается и усваивается детьми. Устный счет дается легко.
- Помогает в формирование сопутствующих навыков, обучение письму. Из них можно строить как из конструктора, выкладывать слова, собирать лабиринты.
- Позволяет измерять длины других предметов, так как заранее известна длина каждого цветного модуля в сантиметрах.
- Дает возможность закрепить понимание геометрических фигур, за счет составления их контуров.
- Формирует устойчивый интерес к познанию, в том числе к математической науке.
Читайте также: Задания для развития мелкой моторики
С какого возраста
Палочками Кюизенера, также как блоками Дьенеша можно пользоваться даже раньше, чем указанно на коробке. Сам автор предлагал начинать занятия с 1 года. Опытные педагоги рекомендуют начинать занятия с 2-х лет, под обязательным присмотром родителей. Собственно без их участия не получится образовательный, игровой процесс. С взрослением ребенка усложняются игровые задачи.
Самое большое количество заданий предусмотрено для возраста 3 – 4 года. Средний возраст, дошкольники (5 – 6 лет) способны решать уже более серьезные, обучающие задачи. Даже старший возраст, ученики начальной школы (7 – 9 лет) находят эти занятия интересными.
Плюсы и минусы
Положительных моментов много, ниже некоторые из них:
- Много вариантов, как развивать мелкую моторику, мышление, воображение;
- Формирование осознанного внимания, усидчивости;
- Тренировка памяти, реакции;
- Возможность использовать один методический материал для детей разных возрастных групп, меняя только сами формулировки заданий;
- Дети обретают навык самостоятельного поиска решения.
Минусов как таковых ученые не смогли найти. В некоторых источниках указывается, что минус – это необходимость присутствия взрослого, так как, играя самостоятельно, дети к такой игре быстро теряют интерес. Можно сказать, что все воспитание и обучение требует участия взрослых, поэтому данный минус, не стоит брать в расчет.
Чтобы добиться максимального результата, необходимо заниматься с ребенком систематично. Грамотное поощрение и разнообразие видов деятельности также помогут в скорейшем освоении основ математики.
Сходства и различия с блоками Дьенеша
Часто палочки Кюизенера и блоки Дьенеша стоят рядом в числе методик по раннему развитию. Это не случайно, они в чем-то похожи. Обе методики используют наглядно-действенный материал, тренируют логическое мышление, развивают воображение. Они многофункциональны, ориентированы на детей разного возраста, просты в освоении.
Отличием блоков Дьенеша является дополнительный параметр различия материалов по толщине (тонкие и толстые) и по форме (круг, треугольник, квадрат). В цветных палочках Кюизенера присутствует признак отличия по длине в сантиметрах, а также большее количество цветов. У них есть возможность составлять примеры из цифр, с использованием математических знаков, иллюстрируя их примерами «цветного счета».
Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера – это методики, представляющие собой демонстрационный материал, не противоречат одна другой, а прекрасно друг друга дополняют. Можно использовать два этих набора совместно. Это позволит дополнительно разнообразить занятия, придумывая все новые интересные задачи. Инновационный подход в образовании, призывает обучать, играя, чтобы информация запоминалась легко и естественно.
Игры
Для малышей детского сада, дошкольников и школьников, разработаны различные игры с палочками Кюизенера от самых простых к более сложным.
Игры для малышей 1 – 2 года
Малыши могут работать с данным пособием только под присмотром взрослых, так как есть маленькие детали. Домашний уют, привычная обстановка способствуют освоению новых видов деятельности. Уже в годик дети могут с ними играть, рассматривать цвета, а задача взрослого давать комментарии по поводу длины, цвета, высоты, количества.
«Строитель». Предложите ребенку рассмотреть стройматериалы, взять в одну руку как можно больше блоков, затем переложить их в другую. Так детская рука начнет чувствовать разницу в размерах и количестве. Постройте вместе с ребенком дорогу, дом, мост, дерево, колодец, транспорт.
«Сортер». Можно взять цветной картон и предложить ребенку рассортировать палочки по цветам. На красный лист надо положить все красные, на желтый – желтые.
«По лесенке». Соберите лестницу от белой до желтой палочки. Возьмите маленькую игрушку, например зайку и пусть он попрыгает по лестнице вверх. Вы при этом считайте «Зайка прыгает опять, один, два, три, четыре, пять». Потом можно собрать лестницу выше, и уже считать до 10. Когда ребенок освоил эту игру, можно пропускать ступеньки (лесенка сломалась), чтобы ребенок ставил их на место (чинил лестницу).
«Делай как я». Покажите ребенку в руке синюю палочку, попросите его взять такую же. Возьмите две палочки, пусть он повторит. Сложите из них крышу домика. Суть игры в том, что ребенок учится соотносить то, что показываете вы и делать также. Можно напевать песенку перед каждой новой демонстрацией и повторением, «траля-ля-ля, траля-ля-ля, делай Мишенька (имя вашего ребенка) как я!» Можно использовать зеркальный метод на бумаге. На одной половине нарисовано изображение, а вторую половину ребенок должен дорисовать, используя шаблон.
«Цветной забор». Выложите две цветные палочки, потом снова две такие же. Скажите, что красите забор в синий и оранжевый, предложите ребенку продолжить забор. Потом можно усложнить, добавляя количество цветов, выстраивая более сложные очередности. Например, голубой, белый, розовый, желтый. Пусть ребенок выкладывает дальше.
«Неуловимые». Поиграйте палочками как будто живыми персонажами, скажите, что сейчас они будут убегать меняться местами, прятаться. Выложите пять палочек, а потом, играя с ними, спрячьте одну за спину или рядом за коробку. Спросите ребенка, какая палочка исчезла? Куда она пропала? Пусть найдет ее. Также можно менять их местами, красная была первая. Переложите ее в серединку. Куда она подевалась? Эта игра развивает внимательность, тренирует память.
«Поезд». Постройте из палочек поезд с вагонами разной длины. Называйте цвета и размеры. Спросите, какой вагон самый длинный, что он везет? Может быть бревна для дома. Какой вагон самый маленький, что может он везти? Может быть яблоки. Сколько вагонов на станции? Сколько поехали, сколько осталось? В ходе этой игры ребенок учит понятия «длинный», «короткий», «большой», «маленький», «один», «много». Усложнив игру, можно спрашивать какой вагон справа от красного, слева от желтого.
Задания для детей 3 – 4 лет
Детки постарше в 3 – 4 года уже могут учить простой счет, повторять игры предыдущего этапа, но уже с небольшим усложнением. Это важно на этапе поступления в детский сад, ведь там тоже дают обучающие задания, и требуется усидчивость. Вот какие новые игры в этом возрасте можно предложить.
«Контур фигуры». Нарисуйте на бумаге или распечатайте геометрические фигуры, попросите ребенка выложить палочками ее контур, назвать фигуру. Покажите сами как выложить квадрат, треугольник, ромб. Также можно выкладывать из них лабиринты. Полученная дорожка может быть пройдена с помощью маленьких игрушек, машинок.
«Рассказ из палочек». Сначала выложите палочками рассказ сами, потом попросите сделать это ребенка. Выложите длинную палочку (решил папа построить дом, сделал фундамент), положите две перпендикулярно по краям (поставил стены), сверху еще две углом вверх (смастерил крышу). Отличный дом получился, но без окон и дверей. Сделайте из маленьких блоков окошко и дверку. Это задание очень хорошо развивает устную речь. Следите, чтобы соблюдалась логика изложения.
«Угадай какая». Спрячьте палочку в кулаке, скажите, что держите ту, которая больше розовой, но меньше красной. Какая палочка в кулаке? Голубая, верно! Продолжайте играть, задавая подобные вопросы.
«Раскрась палочками». Можно приобрести готовые альбомы, либо самостоятельно распечатать схемы рисунков, для того чтобы раскрашивать их палочками. Например, вы распечатали зайца. Пусть ребенок подберет подходящие по длине элементы для ушей, лапок, хвостика. А вы говорите уши длинные, хвостик короткий. Можно также рассказывать стишок в тему картинке «Прыгал зайка по лужайке, длинноухий, цветной зайка». Вы должны показать алгоритм действий, чтобы ребенок смог его повторить.
Задания для детей 5 – 6 лет
Дошкольный возраст 5 – 6 лет оптимален для внедрения новых задач, так как идет активная подготовка к школе. Задания должны лежать в зоне ближайшего развития. Изучите ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), посмотрите, какими умениями должен обладать ребенок, тренируйте в игре те навыки, которые пригодятся в начальной школе.
«Кто быстрее». Вы называете число, дошкольник должен быстрее вас взять ту палочку, которая соответствует этому числу. Также наоборот вы берете палочку, поднимаете вверх, а его задача быстро сказать число, которое ей соответствует.
«Исключения». Предлагаем комплекс заданий на исключения, например «Дай мне не синюю и не красную», «дай мне палочку короче бордовой, но длиннее розовой», «выбери две палочки, из которых не получится равная по длине желтой». Вариантов таких заданий исключений много. Рекомендуем сначала составить себе список, правильные ответы записать на бумаге, чтобы самим потом не путаться.
«Простые примеры». Покажите, что две белых палочки образуют одну розовую. А розовая и белая равны голубой. Можно подписать цифры на палочках, чтобы начать проводить ассоциации между написанием цифр и цветом/размером. Давайте задачки на подобие такой: «сколько белых палочек надо добавить к голубой, чтобы получилась синяя?»
«С закрытыми глазами». Поставьте условие определить цвет палочки, только с помощью пальцев, с закрытыми глазами. Объясните, что самая маленькая палочка 1 см, примерно как ширина пальца. Научите ребенка с помощью пальцев измерять расстояние палочек. Можно подвесить колокольчик, и звонить в него столько раз, какому числу соответствует вытащенная палочка.
Задания для детей 7 – 9 лет
В школе продолжается совершенствование навыков приобретенных ранее. В 6 – 7 лет появляется дисциплина и готовность школьника решать уже более сложные задачи, требующие большего внимания и усидчивости. Хорошо, когда задачи пресекаются со школьной программой в этот период или даже чуть обгоняют ее.
«Часть и целое». Занятие на тему дроби, может стать увлекательным. Положите оранжевую палочку и скажите что она целая, но состоит из двух частей (положите две желтых палочки). Также как 10 состоит из 5 и еще 5. Пять это ½ от десяти, значит половина. Положите перед собой и ребенком палочки одинаковой длины. На скорость найдите две другие палочки, чтобы вместе они были такой же длины, как первая. Например, девять можно составить несколькими способами из двух и семи, из одного и восьми, из пяти и четырех, из трех и шести.
«Составь число». Предложите школьнику следующее упражнение на состав числа. Палочек десять, но из них можно сложить любое число. Оранжевая и белая – это одиннадцать. Две оранжевых – это двадцать. Покажите ребенку эту закономерность, пусть составит 15, 22 и другие числа.
«Реши пример». С помощью картонных цифр и знаков выложите пример. Задача ребенка, используя палочки показать наглядное решение этого примера. Допустим, вы положили 2+3= Ребенок должен положить розовую, голубую и желтую палочки. После дать устный отчет, почему он выбрал именно эти цвета.
Схемы
К основному набору продаются альбомы со схемами для палочек Кюизенера, которые предлагают различные игры и задания, на основе выкладывания палочек поверх рисунков. Базовые схемы и их описание, содержит в себе книга основателя методики Дж. Кюизенера «Числа и цвет». На их основе схемы можно также придумать самим. Предлагаем некоторые из них.
Схема «Домик». Распечатайте шаблон и предложите ребенку составить такой же дом из палочек. Можно приговаривать:
Мы с тобой построим домик
Крыша словно треугольник.
Рама будто бы квадрат.
Зайчик домику так рад!
Не забывайте называть цвет и размер, схема для вас подсказка. Дверь больше чем окно, для нее нужна палочка побольше. Хорошо, когда рассказывается технология постройки: сначала надо заложить фундамент, затем возвести стены. Рядом с домом может быть лавка, дерево, пруд. Таким образом, дети могут построить целый город.
Схема «Верблюд». Дети очень любят складывать из палочек различных животных. Можно загадывать ребенку загадки про любое животное, а он должен сложить ответ из палочек. После того как он ответит устно, можно дать ему подсказку схему.
По пустыне он идет.
Горб тяжелый он несет.
Помнишь, как его зовут?
Ну, конечно же … (Верблюд)