Развитие ребенка с помощью экскурсий

Роль экскурсии в развитии личности ребёнка

Прищепенок Наталья Сергеевна, методист

муниципального образовательного

автономного учреждения дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»

г. Киров

Если открыть любую образовательную программу или методические рекомендации — не важно по какому предмету и для какого возраста —  среди форм и методов обучения и воспитания на первом месте в большинстве случаев стоит экскурсия.

История не сохранила воспоминаний о том, когда и кем была проведена самая первая экскурсия вообще, но мы точно знаем, что в качестве учебного метода экскурсии стали внедряться в образовательный процесс педагогами Западной Европы и России в конце 18 – начале 19 вв. Само название этого интереснейшего способа обучения происходит от латинского «экскурсио». В русском языке оно первоначально означало «выбегание, военный набег».

Экскурсия как метод диагностики личности

Правильно организованная и проведённая экскурсия — уже сама по себе такой волшебный способ и диагностики, и воспитания, с помощью которого можно очень хорошо рассмотреть и скорректировать проблемы поведения детей, которые, возможно, не всегда видны во время обычных занятий. Это замечательный повод использовать метод включённого наблюдения. Во время экскурсии видны особенности и каждого ребёнка, и детского коллектива в целом. Именно во время экскурсии, когда дети находятся не в привычной обстановке, можно увидеть недочёты профессиональной деятельности воспитателя. Кстати, как показывает практика, они, по большому счёту, одни и те же во всех детских коллективах. Дети часто не способны видеть людей вокруг себя, у них нет навыка предоставления другим жизненного пространства  (попросту, они не понимают, когда надо подвинуться, чтобы коллега по экскурсии мог тоже подойти поближе к осматриваемому объекту, дабы лучше всё увидеть. Они и попросить-то других об этом не умеют — просто стоят и не двигаются).  Кстати, опыт и практика проведения многочисленных экскурсий показывают, что эта проблема отсутствует в группах детей, занимающихся дополнительным образованием: хореографических и театральных коллективах, гимнастических и футбольных секциях — везде, где детей учат чувствовать партнёра по сцене, спортивному залу, игровому полю. Вывод — дополнительное образование, в тех моментах, которые касаются развития личности, пожалуй, должно быть основным.

Примеров тому, увы, сотни. Экскурсия — это, в первую очередь, информация. Но: дети очень часто не воспринимают смысл слов, просто пропуская их мимо ушей. Получается бессмысленность проведения данной формы работы, так как они не способны воспринимать вербальную информацию. Так называемое клиповое восприятие должно рано или поздно заставить-таки педагогов переписать всевозможные методики обучения.

Ещё одна часто встречающаяся проблема, созданная педагогами: многие детские группы не совсем понимают, что на свете есть места, где надо вести себя тихо, культурно и интеллигентно. Такие дети кричат всегда и везде, мешая окружающим. Возможно, это недоработка взрослых? Поняв своё бессилие в данном вопросе, они он уже просто не замечают хаоса вокруг себя. Хочется порекомендовать педагогам, которые узнали в описании этих детей своих. Не отчаивайтесь! Всё можно скорректировать. Например, используя игровые технологии. Играйте с детьми! Несмотря на загруженность учебным материалом, несмотря на новые ФГОСы, несмотря ни на что! Так вы поможете детям стать немного более воспитанными. Да и самим будет гораздо легче работать не в хаосе и постоянном шуме, а в нормальном воспитанном и интеллигентном детском коллективе. Поверьте, всё это вполне реально. Тогда мы перестанем говорить о так называемом профессиональном выгорании педагога. Работа будет нравиться и приносить удовольствие. Поверьте, вы даже перестанете уставать!

Экскурсия для педагога: отдых или работа?

Но — вернёмся к нашей любимой форме работы, которую многие педагоги, к сожалению, часто воспринимают как возможность отдохнуть вместе с детьми, ничего не делая. Очень рекомендую ни на минуту не забывать, что это тоже часть образовательного процесса, так как экскурсиям просто можно писать оды, настолько полно они охватывают развитие разных сторон личности человека. Наверняка, в жизни любого человека есть воспоминания о таких экскурсиях, которые многое перевернули в его жизни…

Грех не использовать гигантский потенциал экскурсии. Ведь она может применяться и как самостоятельная форма воспитания и обучения, и как составная часть других форм, и в качестве формы организации культурного досуга, воспитательной работы.

Методика требует, чтобы интерес к экскурсии, её теме и содержанию формировался педагогом, собирающимся использовать эту великолепную форму работы в своей практике, заранее, перед мероприятием. Роль педагога в том, что он должен создать у группы детей интерес к ожидающему их  экскурсионному материалу, обеспечить организацию внимания и направление психической деятельности экскурсантов. Любая экскурсия предполагает  усилия её участников для сохранения внимания, работы памяти.

Важно, чтобы педагог и все участники экскурсии уже перед её началом понимали: то, как она пройдёт, понравится ли им, зависит не только от выбора объекта осмотра, уровня профессионального мастерства экскурсовода, но и от того, какой вид поведения группа и отдельные её члены выберут для данного мероприятия. Дети (и воспитатели!) должны понимать: если экскурсовод будет большую часть своих усилий прикладывать к тому, чтобы сохранить дисциплину в рядах группы экскурсантов (особенно соблюдение техники безопасности важно на экскурсиях по производству), он будет вынужден делать это за счёт информационной части экскурсии.

К сожалению, иногда педагоги забывают о том, что это мероприятие — не развлекательная прогулка для взрослого, что в первую очередь, они должны заботиться о дисциплине во вверенном ему коллективе детей. Особенно, если группа не без проблем. Рекомендация: не забывать в ходе экскурсии о детях с девиантным поведением и во избежание эксцессов держать их под своим строгим контролем. Бывает очень жаль детей, которые из-за неадекватного поведения своих товарищей не могут в полной мере насладиться содержанием предлагаемого им материала.

Для чего ходить на фабрику?

Мотивировать детей на правильное восприятие экскурсии можно разными способами, но делать это нужно обязательно. Предупредив детей о том, что после посещения предприятия им предстоит осмыслить ещё раз все то, что они увидели и узнали на экскурсии, педагог тем самым активизирует их внимание во время процесса. В каких формам это сделать? Можно провести конкурс рисунка, рассказов, стихов по теме экскурсии. Сделать с помощью родителей компьютерную презентацию.

Уже в дошкольном возрасте, лет с шести, детей обязательно надо водить на производственные экскурсии. Чем раньше мы сформируем у ребёнка интерес к различным профессиям, уважение к труду работников фабрик, разных других учреждений, тем больше вероятность, что окончив основное обучение, ребёнок выберет для себя рабочую профессию.

Так, в процессе производственной экскурсии, например, на кировскую фабрику игрушек «Весна»,  дети могут запомнить названия профессий работников фабрики, уточнив, кто из них какой вклад вносит в создание кукол. Таким образом, решается задача профессиональной ориентации. Производство куклы — процесс очень сложный. Чтобы кукла принесла ребёнку радость, в создании этой радости участвуют люди 95 профессий: художники, дизайнеры, химики-технологи, литейщики, прессовщики, швеи, разрисовщики, лакировщики, оформители, сборщики, упаковщики…

Производственная экскурсия на фабрику игрушек важна не только в профориентационном, но и в эмоциональном плане, в процессе посещения фабрики у детей развивается эмпатия, формируется чувство прекрасного, уважение к труду людей, создающих красивые, яркие, качественные изделия. Дети знакомятся не только с процессом производства игрушек, но с тем, как достигается качество продукции. Рассказ экскурсовода об ответственности производителя за качество выпускаемых для маленьких потребителей изделий, о социальной ответственности бизнеса помогает формированию этого важного качества и в юных экскурсантах.  

Проведение производственных экскурсий важно и в краеведческом плане. В частности, побывав на фабрике игрушек, дети проникаются гордостью за свой город, за свою страну: фабрика начала свою работу в военном 1942 году, когда в город были эвакуированы дети из блокадного Ленинграда. В тяжелейшее время взрослые думали о детях, о том, чтобы их детство стало немного счастливее. Предприятие росло и развивалось, менялись технологии, но всегда оставалась основная идея: дарить радость детям своей качественной продукцией. Современные успехи предприятия также формируют в детях гордость за свою малую родину, желание продолжать образование и дальнейшую трудовую деятельность в родном регионе.

Помимо формирования и развития таких необходимых ребёнку качеств, экскурсия на фабрику игрушек –  ещё и пример позитивного в нашей жизни, это, по-настоящему, встреча с красотой и добром. Фабрика — уже само по себе волшебное место. В день с конвейера сходит примерно три тысячи кукол 40-50 наименований. А теперь представьте, что вы — ребёнок,  который попал в эту сказку –  в цех, где одновременно собрались все эти куклы! Одна девочка шести лет так и сказала, выйдя после экскурсии из здания фабрики: «Это — рай!».

Куклы добрые, потому что их делают позитивные люди. Одна из работниц – оформитель игрушек, проработавшая на фабрике более 45 лет, сказала: «Детство у меня было трудное, игрушек не было, зато теперь я уже вон сколько лет в куклы играю! Посмотрите, какую красоту мы создаём своими руками!». В ходе экскурсии дети могут взять у работников импровизированные мини-интервью, оформив их потом в альбомы, презентации, сочинения по теме экскурсии.

Главное, оставить след в душах

Сохранить детство в себе — наверное, это очень важно. Ещё важнее — дарить детство другим. Когда видишь, как делаются куклы, не покидает ощущение сказки. Люди, делающие кукол, напоминают волшебников — в их руках кукла становится практически живой, красивой, начинает ходить, разговаривать. Видя пример того, что труд действительно приносит радость и тем, кто трудится, и тем, для кого производится продукция предприятия, дети, прошедшие через производственную экскурсию на фабрику,  лучше начинают понимать, зачем и почему надо трудиться.

Любая экскурсия будет полезна только тогда, когда она оставит свой след в душе человека. Методически правильно организованные и проведённые производственные экскурсии на предприятия, которые интересны детям прежде всего своей продукцией — игрушками, мороженым, сладостями — могут принести  очень много пользы для развития подрастающего поколения.

Материал на конкурс «Лучшая авторская публикация»

Автор: Прищепенок Наталья Сергеевна

Методист

Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»

г. Киров.

Источник

Москаленко Татьяна
Консультация для родителей «Роль экскурсии в развитии личности ребёнка дошкольного возраста»

Если открыть любую образовательную программу или методические рекомендации — не важно по какому предмету и для какого возраста – среди форм и методов обучения и воспитания на первом месте в большинстве случаев стоит экскурсия.

Экскурсия как метод диагностики личности.

Правильно организованная и проведённая экскурсия — уже сама по себе такой волшебный способ и диагностики, и воспитания, с помощью которого можно очень хорошо рассмотреть и скорректировать проблемы поведения детей, которые, возможно, не всегда видны во время обычных занятий. Это замечательный повод использовать метод включённого наблюдения. Во время экскурсии видны особенности и каждого ребёнка, и детского коллектива в целом. Именно во время экскурсии, когда дети находятся не в привычной обстановке, можно увидеть недочёты профессиональной деятельности воспитателя. Кстати, как показывает практика, они, по большому счёту, одни и те же во всех детских коллективах. Дети часто не способны видеть людей вокруг себя, у них нет навыка предоставления другим жизненного пространства (попросту, они не понимают, когда надо подвинуться, чтобы коллега по экскурсии мог тоже подойти поближе к осматриваемому объекту, дабы лучше всё увидеть. Они и попросить-то других об этом не умеют — просто стоят и не двигаются).

Экскурсия — это, в первую очередь, информация.

Дети очень часто не воспринимают смысл слов, просто пропуская их мимо ушей. Получается бессмысленность проведения данной формы работы, так как они не способны воспринимать вербальную информацию. Так называемое клиповое восприятие должно рано или поздно заставить-таки педагогов переписать всевозможные методики обучения.

Ещё одна часто встречающаяся проблема,созданная педагогами: многие детские группы не совсем понимают, что на свете есть места, где надо вести себя тихо, культурно и интеллигентно, в этом поможет экскурсия.

Экскурсия для воспитателя: отдых или работа?

Грех не использовать гигантский потенциал экскурсии. Ведь она может применяться и как самостоятельная форма воспитания и обучения, и как составная часть других форм, и в качестве формы организации культурного досуга, воспитательной работы.

Методика требует, чтобы интерес к экскурсии, её теме и содержанию формировался педагогом, собирающимся использовать эту великолепную форму работы в своей практике, заранее, перед мероприятием. Роль педагога в том, что он должен создать у группы детей интерес к ожидающему их экскурсионному материалу, обеспечить организацию внимания и направление психической деятельности экскурсантов. Любая экскурсия предполагает усилия её участников для сохранения внимания, работы памяти.

Важно, чтобы педагог и все участники экскурсии уже перед еёначалом понимали: то, как она пройдёт, понравится ли им, зависит не только от выбора объекта осмотра, уровня профессионального мастерства экскурсовода, но и от того, какой вид поведения группа и отдельные её члены выберут для данного мероприятия. Дети (и воспитатели)должны понимать: если экскурсовод будет большую часть своих усилий прикладывать к тому, чтобы сохранить дисциплину в рядах группы экскурсантов (особенно соблюдение техники безопасности важно на экскурсиях по производству, он будет вынужден делать это за счёт информационной части экскурсии.

К сожалению, иногда педагоги забывают о том, что это мероприятие — не развлекательная прогулка для взрослого, что в первую очередь, они должны заботиться о дисциплине во вверенном ему коллективе детей. Особенно, если группа не без проблем.Рекомендация: не забывать в ходе экскурсии о детях с девиантным поведением и во избежание эксцессов держать их под своим строгим контролем. Бывает очень жаль детей, которые из-за неадекватного поведения своих товарищей не могут в полной мере насладиться содержанием предлагаемого им материала.

Главное, оставить след в душах

Сохранить детство в себе — наверное, это очень важно. Ещё важнее — дарить детство другим.

Любая экскурсия будет полезна только тогда, когда она оставит свой след в душе человека. Методически правильно организованные и проведённые производственные экскурсии на предприятия, которые интересны детям прежде всего своей продукцией — игрушками, мороженым, сладостями — могут принести очень много пользы для развития подрастающего поколения.

Экскурсия – один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе. Развивающий компонент экскурсийстимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности как таковой; сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.); мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности); воображения и творческих способностей.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Источник

Доклад на тему

«Экскурсия, как форма обучения

детей дошкольного возраста»

   Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсии в том, что она обеспечивает формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Экскурсия в детском саду – это увлекательное мероприятия, которое с радостью воспринимается детьми.  Это уникальная возможность познакомить детей с искусством, профессиями, окружающим миром в другой обстановке, получить новые захватывающие впечатления.

По содержанию экскурсии делятся на:

  •  Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;
  • Военно-исторические, т.е .экскурсии по  местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;
  •  Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;
  • Природоведческие – по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;
  • Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;
  • Литературные;
  • Архитектурно-градостроительные – с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города.

По месту проведения экскурсии подразделяются на

  • Городские (обзорные и тематические);
  •  Заочные (видеосюжеты);
  • Загородные (автобусные и пешеходные);
  • Музейные.

По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

  • – Обычные экскурсии (обзорные и тематические);
  • – Учебные;
  • – Экскурсии – прогулки.

   Успех экскурсию зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается в определении цели экскурсии и отборе программного содержания, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Воспитатель выбирает наилучший путь к месту экскурсии. Продолжительность пути не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут, учитывая особенности дороги, состояние погоды.

Заранее осматривается место будущей экскурсии, уточняется маршрут, находятся нужные объекты, намечается содержание и объем тех знаний, которые дети получат, устанавливаются места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Готовятся стихи, загадки, пословицы, игровые приемы по теме экскурсии. Продумывается оборудование, которое необходимо взять с собой.

Подготовка детей начинается с сообщения цели экскурсии, создания мотивации, заинтересованности к теме экскурсии. Напоминаются правила поведения на улице, в лесу, в общественных местах. Нужно обратить внимание на одежду, обувь детей.

При разработке экскурсии решаются задачи:

  • воспитательные: экологическое, эстетическое, патриотическое воспитание.
  • образовательные: познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира);
  • развивающие: формирование навыков наблюдения (умение видеть признаки предметов, цвет и оттенки, форму, фактуру, пространственное положение), мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умение устанавливать связи разной степени сложности) воображения и творческих способностей.

Структура экскурсии включает в себя:

  • Вводную беседу с напоминанием о её цели;
  • Коллективное наблюдение стимулируется с помощью вопросов, загадок, сравнений, игр, общением с работниками предприятий;
  • Индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
  • Сбор природоведческого материала;
  • Игры детей с собранным материалом;
  • Итог экскурсии-беседы, рассказы детей, что удивило, порадовало, запомнилось.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами.

   С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах детского сада. Не покидая здания, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны.

   Виртуальная экскурсия – это один из методов проектной деятельности и является эффективной формой обучения дошкольников. Она представляет собой способ знакомства с объектами окружающего мира, не посещая в реальности самого места; знакомство педагога с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

   Виртуальная экскурсия позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.

Этапы виртуальной экскурсии:

Подготовительный этап:

  • Изучение и подбор литературы;
  • Определение целей и задач;
  • Изучение экскурсионных объектов;
  • Отбор фото и видеоматериалов;
  • Составление маршрута экскурсий;
  • Подготовка текста экскурсии;
  • Определение техники ведения виртуальной экскурсии.

Основной этап.

Вводная беседа

Показ экскурсии: видеопутешествие, видеоэкскурсия, фотопутешествие (подбор текста к слайдам, к фотоматериалам, озвучивание презентации).

Заключительный этап итоговая беседа (обобщение, систематизация увиденного, услышанного, обмен впечатлениями).

   Для реализации поставленных задач, в ДОУ была создана материально-техническая база, способствующая успешной информатизации воспитательно-образовательного процесса. Дополнено техническое оснащение дошкольного учреждения ноутбуками, проекторами, демонстрационными экранами.

   Мультимедийные пособия помогают детям получать знания об окружающем мире, проявлять заинтересованность, любознательность, активно участвовать в процессе познания.

    Систематическое использование виртуальных экскурсий в детских образовательных учреждениях в сочетании с традиционными методами, позволяют сделать процесс интересным, качественным, результативным.

Список литературы:

1. Беляева Л.В. Организация методического сопровождения реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. – URL: obrazovatelnye-standarty

2. Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 51–55. – URL: https://e-koncept.ru/2014/14307.htm.

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Электронный ресурс]. – URL: gramoteyka.jimdo.com.

4. Волосовец , Т. В. Методические разработки. Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования [Электронный ресурс]. – URL: obrazovatelnye-standarty.

5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / Рос. Акад. образования, Психологический ин-т, Междунар. Ассоциация «Развивающее обучение» [Электронный ресурс]. – URL: psychlib.ru ›mgppu/DTe/DTe-001.htm.

6.Коёкина О.И., Цекасова Н.И. Взаимодействие дошкольных организаций по реализации ФГОС дошкольного образования // Управление ДОУ. – 2015. – С. 31 – 33.

7. Затеева Е.В. Развитие готовности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. – URL: obrazovatelnye-standarty.

8.Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс»». – 2010. – 96 с.

9. Калугина С.Е. Организация предметно-пространственной среды при переходе на ФГОС ДО [Текст]/ С.Е. Калугина, О.В. Артамохина // Управление ДОУ. – 2015. – № 4. – С. 34 – 36.

10. .   Силина Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 213-214. — URL https://moluch.ru/archive/111/27760/ (дата обращения: 11.12.2019).

Источник