Развитие ребенка с помощью игр
Игра – самое любимое и главное занятие каждого ребенка. Данный вид деятельности занимает основную часть времени малышни. Самое важное, что игра позволяет не только интересно проводить время, но и развиваться в физическом и психологическом плане, помогая становлению индивидуальности и стимулируя раннее развитие дошкольников. Это лучшее средство для формирования основ эмоционального отношения к окружающей действительности.
Неоценимое достоинство таких забав – возможность ребенка реализовать себя как личность в своей среде обитания. В ходе игрового процесса малыш демонстрирует свою общественную жизнь. Это помогает выразить эмоции и наладить общение со сверстниками.
Игра необходима каждому ребенку не только как средство развития, но и как своеобразная школа жизни. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют!
Игра в развитии ребенка
Игры бывают разными. Каждая отдельная забава развивает конкретные способности и возможности ребенка. Так, подвижные игры, отличающиеся разнообразием замыслов, правил, характером выполнения движений, укрепляют здоровье и иммунитет. Кроме того, они полезны для развития движений и координации.
Строительные игры необходимы для развития конструктивных способностей, а также для подготовки к овладению в будущем трудовыми умениями и навыками. Строить можно из чего угодно, но чаще всего в виде строительных материалов выступают песок, кубики, конструктор и даже книги. Чем больше развита фантазия ребенка, тем разнообразнее подручный материал, используемый в строительстве.
Кроме вышеперечисленных игр, существуют еще и дидактические. Они наиболее значимы для развития ребенка, ведь специально разрабатываются для обогащения познаний крохи естественнонаучными знаниями. Также каждая дидактическая игра развивает те или иные психические качества и свойства: наблюдательность, память и внимание.
То ли дело сюжетно-ролевые потехи! Они учат детей подражать бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых. Например, игра в школу, дочки-матери, магазин, больницу и многие другие. Эти забавы имеют не только познавательное значение, но также развивают инициативность, творчество и наблюдательность.
Развлечения для дошкольников
Для развития ребенка дошкольного возраста игра – это лучшее средство, которое помогает открыть то, что не дано другим видам деятельности. Игровые процессы имеют большое влияние на детскую психику.
Игра чем-то похожа на фокус, в котором собираются и трансформируются те или иные стороны психической жизни ребенка. В каждом новом фокусе открываются отдельные черты характера, предварительно сформировавшиеся и проявившиеся через грани развлечения.
Наличие ролей расширяет, обогащает и углубляет личность малыша. При этом важно, чтобы взрослые следили за происходящим действием, корректируя поведение ребенка, поощряя верные решения, задавая наводящие вопросы, подсказывающие выход из сложившейся ситуации. Кроме того, наблюдение за развлечением детей позволяет выявить упущенные моменты в воспитании в целом.
Игры улучшают когнитивное, физическое, социальное и эмоциональное состояние детей. Дошкольники с удовольствием принимают участие в таких развлечениях. Если же такового желания до сих пор не появилось, то, возможно, родителям необходимо взять на себя инициативу по организации забав, которые со временем увлекут малыша больше гаджетов. Важно не только организовать игровое пространство, но и активно участвовать в потехе. Так можно непосредственно принимать участие в воспитании и обучении своего ребенка.
С мальчиками, которые любят машинки, можно играть в настольную игру в виде дорожной карты с правилами движения, знаками, пешеходами и возможностью обогнать соперника. В такой игре ребенок учится не только соблюдать правила игры и дорожного движения, но еще учит цвета, формы, геометрические фигуры, счет. Данную забаву можно организовать собственными силами. А лучше привлечь к работе малыша, который впоследствии с еще большим энтузиазмом будет «гонять» по собственноручно созданной трассе.
Если же на создание настольных пособий нет времени, то их можно купить, благо ассортимент производителей и продавцов позволяет выбирать развлечения для развития детей разных возрастных групп, способностей и половой принадлежности.
Однако, покупая различные игровые пособия, родителям следует помнить, что без участия взрослых дети практически не проявляют к ним интерес. Задача мамы и папы – создать соответствующую обстановку, в которой игра использовалась бы как средство развития дошкольника.
К сожалению, сегодня родители не находят времени на совместные развлечения с ребенком. У одних причиной является торопливый образ жизни, у других – обычное нежелание заниматься развитием чада, которое перекладывается на центры раннего развития и детские дошкольные учреждения.
Игра – важное средство развития дошкольника
Игры крайне важны для развития памяти и интеллекта детей. Они учат использовать творческие способности, физические задатки, эмоциональный потенциал, познавательный интерес, которые переплетаются с развитием воображения. При помощи коллективных забав детвора с раннего возраста учится общаться и взаимодействовать с окружающим миром.
Выше уже отмечалось, что в идеале развлечение должно находиться под контролем и руководством взрослого, который бы корректировал действия участников и направлял их, как капитан корабль. При этом взрослый ни в коем случае не должен ограничивать ребятню, ставя узкие рамки, не позволяя потенциалу и творческим способностям раскрыться в полной мере.
Совместная работа детей и взрослых во время интересного времяпрепровождения дает эффективное общение. В результате можно не только помочь малышам в развитии, но и, увидев весь процесс обучения собственными глазами, понять самих детей, их точку зрения и способы решения тех или иных задач и проблем.
Социальные навыки
Сложнее всего адаптацию к школе проходят единственные в семье дети. Они окружены заботой родителей, бабушек и дедушек, а еще не умеют делиться. Причем делиться они не умеют не только игрушками, но и эмоциями. Им не знакомы понятия дружбы, поддержки и взаимовыручки. Таким детям специалисты рекомендуют играть не только в пределах семьи и детской площадки, но и в больших компаниях. Так можно оградить ребенка от дальнейших проблем, связанных с адаптационным периодом в школе.
Еще один важный социальный навык, приобретаемый во время игр, – это умение сотрудничать и путем переговоров решать разнообразные проблемы. Групповые развлечения способствуют быстрому освоению таких эмоций и чувств, как гнев, счастье, печаль, страх, волнение, разочарование и стресс.
Социальные навыки очень важны для малыша, которому в будущем придется жить в обществе. Чем более социальным будет ребенок, тем легче он адаптируется к школе и новому коллективу, а также к новой обстановке, нагрузкам, правилам жизни.
Физическая активность
Активные развлечения в физическом плане намного полезнее, чем пассивные, особенно такие как гаджеты, длительное «общение» с которыми чревато проблемами для организма и психики. Активные забавы являются прекрасной профилактикой лишнего веса, особенно если учесть современные тенденции развития детей и общества и количество людей, страдающих ожирением.
Любая активная игра способствует выходу энергии, которую нельзя растратить, играя в компьютерные игры. Чем раньше ребенок поймет, что активное времяпрепровождение может быть веселым и естественным, тем легче ему будет в дальнейшем придерживаться здорового образа жизни. Также в ходе активных забав легко развивается моторика рук, играющая важную роль в развитии памяти и интеллекта.
Компьютерные игры
О том, насколько полезны или вредны компьютерные игры, специалисты спорят по сей день. Единственное, в чем они сходятся, так это в том, что компьютер и интернет стали неотъемлемой частью жизни современного человека. При этом использовать компьютер в развлекательных целях следует разумно не только детям, но и взрослым. Но так как речь идет именно о младшем поколении, то озадачиваться следует воздействием компьютера именно на него.
Итак, вред от компьютера может быть разного характера. Первым от компьютера страдает зрение. После – спина. Далее – психика. Список можно продолжать долго. Особенно если остановиться на таком «чуде света», как интернет. Для особо сознательных родителей разработаны специальные детские браузеры, позволяющие оберегать чадо от нежелательного контента.
Однако компьютер – это не один сплошной негатив. С его помощью можно использовать интерактивные игры. Это прекрасное средство для интеллектуального развития дошкольника.
Да, главной проблемой в «общении» с компьютером и прочими гаджетами типа смартфонов, приставок, планшетов остается время, которое ребенок уделяет устройству. О том, сколько именно времени можно проводить за компьютером без вреда для здоровья, до сих пор спорят специалисты по всему миру. И они так и не пришли к общему знаменателю.
Важно не только контролировать время, проведенное за ПК, но и развлечения, приложения, а также игры. Желательно, чтобы дошкольник проводил время за компьютером с пользой для развития. В этих целях родители должны снабжать его не только полезными приложениями, но еще и интересными. Чем больше таких развлекательно-обучающих игрушек будет у малыша, тем меньше его будут интересовать менее полезные продукты.
Источник
Все дети играют в игры, особенно они важны для дошкольников. С помощью игры можно заложить основы развития ребенка, выявить основные интересы, развить имеющиеся способности. В данной статье мы поговорим о видах игр и их роли в обучении и развитии.
Игры и их важность
В развитии ребенка, особенно на начальных этапах, все общение и взаимодействие с окружающими строится на основе игр. Игра позволяет ребенку проявить самостоятельность, начать общаться со сверстниками, развивать имеющиеся навыки.
В зависимости от возраста ребенка с помощью игр возможно оказывать влияние на поведение ребенка, общение со сверстниками. Игры учат ребенка придерживаться поставленной цели и достигать ее. Если в раннем возрасте само действие преобладает над целью, то впоследствии примерно к четырем годам ребенок с помощью взрослого учится ставить перед собой цель и добиваться ее. Задача взрослого в этом случае помочь ребенку следовать поставленной цели и не забыть ее в ходе игры.
Виды игр
В научном мире выделяют несколько классов и видов игр, которые в свою очередь делятся на подвиды.
- Игры по инициативе детей – творческие игры. Этот вид занимает значительное место в жизни каждого дошкольника. Именно в ходе таких игр ребенок сталкивается с проблемой выбора, продумывает результат, и самостоятельно определяет, как можно его добиться. В таких играх дети сами определяют последовательность и правила игры, чаще всего игра имитирует окружающую действительность ребенка.
- Игры по инициативе взрослых – дидактические игры. В этом случае детям предлагаются готовые правила игры, которым нужно следовать для достижения определенного результата. Смысл такой игры заключается в решении определенной задачи.
- Игры, созданные народом – народные игры. Эти игры, пришедшие из глубин веков, совсем не потеряли своей актуальности в современном мире, именно эти игры передают ребенку этнические особенности народа, помогают определить, кто он есть в этом большом мире.
Все перечисленные виды игр подразделяются на подвиды, при этом каждый из них оказывает влияние на развитие и обучение ребенка.
Творческие игры
Как уже упоминалось, творческие игры отражают окружающую жизнь, те отношения, которые складываются между людьми в ближайшем окружении ребенка, деятельность окружающих его людей. Именно эти игры отвечают за всестороннее развитие ребенка.
Виды игр творческих можно выделить следующие:
- Сюжетно-ролевые
- Театрализованные игры, которые в свою очередь подразделяются на подвиды: режиссерские игры-драматизации
- Конструкторские
Сюжетно-ролевые игры представляют собой игры детей во «что-нибудь» или в «кого-нибудь». Независимо от выбора такие игры несут в себе пользу. Так как являются пробой ребенка себя в социальном мире, помогают ему существовать в определенных обстоятельствах, социализироваться.
Театральные игры довольно близки к сюжетно-ролевым. Их отличие состоит в том, что в театрализованных играх ребенок выполняет поставленную задачу, показывает, своими движениями, мимикой, голосом те или иные чувства. И хотя многим покажется, что такие игры не влияют на развитие ребенка, именно такие упражнения позволят в дальнейшем ребенку выразить свои чувства.
Режиссёрские игры позволяют малышу как режиссеру организовывать действия других ребят, а игры драматизации проводятся уже по готовому сюжету.
Конструкторские игры направлены на формирование конструкторских навыков у ребенка – строительство и проектирование. То, что сразу всплывает в воображении это все виды конструкторов и мозаик, а также природные материалы из которых дети так любят мастерить, то из чего можно создать что угодно (песок, крупа, и др.). В понимании взрослых это и есть развивающие игры.
Дидактические игры
Дидактические игры – это по сути своей, обучающие игры. Как правило, такие игры предусматривают четкую руководящую роль взрослого, который следит за выполнением правил игры или заранее определяет их, предоставляя в остальном свободу детям.
Для таких игр может использоваться готовый инвентарь, такой как печатные игры (лото, пазлы), предметы (куклы или машины), с помощью которых изучаются свойства предметов.
Народные игры
Несмотря на то, что современный мир диктует свои правила, народные игры, веками доказавшие свою пользу, по-прежнему используются в воспитании детей. Они оказывают благотворное влияние на развитие и образование ребенка. Видов народных игр выделяется достаточно большое количество. Бывают как индивидуальные, так и групповые игры, в зависимости от количества участников игры. Бывают сюжетные, театрализованные, бытовые игры в зависимости от темы игры. Также выделяют игры-ловишки, игры-забавы, игры – аттракционы. И хотя взрослым кажется, что такие игры не могут нести пользы для ребенка это системные, проверенные временем развивающие игры, которые используются с младенчества.
Будем надеяться, что информация окажется полезной для вас и ваших малышей.
Статья взята на https://blog.nils.ru/vidy-igr-sposobstvuyushchie-razvitiyu-rebenka/
Источник
Помимо того, что это весело и приятно, развитие ребенка через игру имеет важное значение в раннем детстве. Играя с предметами, дети исследуют и узнают о мире вокруг них. Игры учат ребенка навыкам решения проблем и практике социального взаимодействия.
Играть и при этом учиться новому — это часть когнитивного развития ребенка. Также игры у маленьких детей тесно связаны с развитием языковых и социальных навыков.
Научные исследования доказали, что во время игры ребенок проходит естественным образом через ряд этапов развития. Родители могут извлечь пользу, если поймут на каком этапе данного пути находится их ребенок. При этом можно выбирать виды деятельности и игры, которые стимулируют развитие мозга малыша. Это поможет ему максимизировать обучение, а также получить массу веселья и удовольствия!
Сначала новорожденный малыш не будет даже отличать игрушки от других предметов. На что-нибудь новое и интересное, малыш, будет реагировать точно также, как и на большинство объектов. А именно, он будет глядеть на это, кусать, трясти или пытаться постучать.
В это время ребенок узнает о физических свойствах различных объектов. Он запоминает что такое мягкий, жесткий, шумный, влажный, подпрыгивающий и так далее.
Через некоторое время ребенок научится различать различные предметы. При этом он начнет использовать объект самым приятным способом. Не бывает же больше удовольствия, чем встряхнуть игрушку и пожевать ее. ???? Обычно это становится любимым способом ребенка играть с этой игрушкой.
В возрасте около года малыш начнет играть с игрушками и другими предметами в соответствии с их правильным назначением. Катать мячик, складывать кубики и звонить мамочке с ее iPhone ????
В самом конце ребенок начинает играть в символические и ролевые игры. На этом этапе ребенок начнет имитировать и разыгрывать знакомые ему действия, которые он видел у родителей. Ролевая игра и воображение покажут, как ребенок готовит пищу для плюшевого медведя и выпекает кексы из песка.
Развитие ребенка через игру закладывает важную основу для важных жизненных навыков. Но старайся не оказаться слишком втянутой в серьезность всего этого.
Не важно, предпочитает ли ребенок трясти или кусать погремушки, толкает или катает мяч, подает кофе или чай медвежонку. Другими словами, не так важно, во что ребенок играет. Вместо этого попробуй обратить внимание на то, как он играет и взаимодействует с игрушками. Это даст тебе подсказки о том, на какой стадии прогресса в развитии через игру находится ребенок.
Ниже приведен последовательный список этапов развития ребенка с помощью игр. Пора детально изучить их и получать удовольствие!
1. Сенсорное развитие детей через игры с погремушками.
Как правило, этот этап развития наступает в возрасте ребенка от 2 до 4 месяцев.
Итак, ты дала погремушку в руки своему малышу. Ребенок будет держать ее и немного играть с игрушкой, при этом рассматривая и кусая ее.
2. Ребенок развивается в процессе исследования и изучения объектов.
В возрасте от 3 до 6 месяцев ребенок прежде всего выбирает, как исследовать игрушку.
Теперь ребенок развивается не только покусывая игрушки. Сейчас малыш начнет, например, трясти, стучать или размахивать игрушками во время игры с ними. У малыша начнет развиваться предпочтение того, как использовать игрушку. Например, малыш будет выбирать: встряхивать погремушку, которая шумит или стучать ею об пол.
В это время ребенок исследует с помощью игрушек такие понятия, как текстура, гладкий или мягкий и т.д.
3. Ребенок стучит по всему игрушками и ищет способы их использования.
Когда ребенку от 5 до 7 месяцев, он учится, как использовать предметы.
В это возрасте ребенок будет последовательно стучать по всему игрушкой. И не только стучать ???? Игрушка пройдется по всем ближайшим поверхностям. Теперь малыш менее заинтересован в том, какой предмет он держит. Сейчас ему будет, в основном, интересен новый найденный способ использовать предмет.
4. Расширение возможных взаимодействий ребенка с игрушками.
Как правило, этот этап в развитии малыша наступает с 6 до 9 месяцев.
Ребенок будет все чаще отдавать предпочтение игре с игрушкой в определенной манере. Он начнет добавлять новые взаимодействия в свой репертуар. Это могут быть повороты и толчки или растягивание и тыканье.
Когда ребенок найдет игрушку, которая ему особенно интересна, он может играть с ней непрерывно в течение двух-трех минут. Малыш будет выполнять действия, которые считает наиболее годными именно для этой игрушки.
Важно дать своему ребенку побольше новых текстур и материалов для игр. Дети любят исследовать и новизна дает хороший импульс для развития мозга! Разные предметы быта могут быть превосходными игрушками на данном этапе. Но только, покуда они безопасны и легко не сломаются.
5. Ребенок развивает мелкую моторику через игры с бумагой.
Обычно этап развития наступает в возрасте от 7 и до 9 месяцев.
Сейчас у ребенка активно развивается мелкая моторика. И теперь ребенок начинает наслаждаться крошением, разрывом и растягиванием бумаги.
Читать подробнее о том, как происходит РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ.
6. Малыш научился толкать или двигать игрушки по поверхности.
Как правило, этот этап наблюдаем в возрасте с 6 до 11 месяцев.
Теперь ребенок расширяет список своих игр при помощи новых действий. Например, он начинает катать игрушечную машинку или мячик по поверхности чего-нибудь.
7. Ребенок научился сопоставлять пары предметов.
Это происходит в возрасте, как правило, от 9 до 12 месяцев.
Ребенок начинает замечать и понимать пары предметов. Это могут быть ложка и чашка или мелок и доска.
8. Целенаправленное взаимодействие ребенка с предметами во время игры.
Как правило, это происходит в возрасте с 10 до 15 месяцев.
Теперь ребенок во время игры начинает использовать предметы по своему назначению. Например, использовать расческу для ухода за своими волосами. Или малыш обнимает своего плюшевого мишку Тедди. Сейчас можно заметить первые сложные действия, такие как питье из чашки и еда с ложкой.
Пусть ребенок играет с привычными функциональными предметами, такими как посуда, солнцезащитные очки или мочалка.
9. Ребенок имитирует реальную жизнь во время игры.
Этап развития наступает, как правило с 15 до 18 месяцев.
В это время ребенок начинает показывать первые признаки символической игры. Он имитирует такое поведение взрослых, как разговор по телефону, чтение газеты или выполнение домашней работы.
Игровые взаимодействия становятся более изощренными по мере того, как ребенок использует моменты из жизни. Он начинает, например, делать вид, что набирает еду в ложку и кормит плюшевого медвежонка.
10. Ребенок копирует поведение взрослых.
Как правило, этап развития наступает с 18 до 24 месяцев.
Малыш продолжает отыгрывать сцены, имитирующие поведение взрослых. Он начинает последовательно связывать несколько взаимодействий с предметами. Например, ребенок может положить куклу в коляску, а затем начнет её катать.
Ребенок активнее начинает использовать свое воображение, чтобы использовать воображаемые объекты, как реальные. Он может, например, использовать обувную коробку в качестве кроватки для медвежонка Тедди. Или делать вид, будто палочка это зубная щетка.
11. С 24 до 30 месяцев начинается развитие ребенка через сюжетно ролевую игру.
На этом этапе на передний план выходит развитие ребенка через сюжетно ролевую игру. Как правило, малыш начинает изображать вымышленные эмоции, идеи и мысли. Отныне ребенок стал актером в своей пьесе, ну прямо как Безруков ???? Малыш демонстрирует еще большую изощренность во взаимодействиях и увязывании различных действий.
Например, драматическое поведение в детской игре может быть чтением книги для плюшевой игрушки и укладывание ее спать. Или ребенок может изображать, как меняет своему мишке пеленки или разговаривает с ним по телефону. В это время ребенок перекладывает трубку от уха к уху и изображает то Тедди, то себя и говорит за обоих.
Узнать подробнее про ИСКУССТВО В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
12. Имитация реальной жизни во время игры.
Как правило, этап развития наступает с 24 до 30 месяцев.
Малыш начинает создавать выдуманные истории, например, разыгрывая знакомые сцены из реальной жизни.
Он теперь может планировать черед игровых действий для каждой роли. Например, играя в «идти на работу». В этом случае он сначала оденет шляпку, затем сядет в машину и скажет тю-тю. Какая милота ????
В этом возрасте предметы для ребенка становятся все более абстрактными. Например, он будет использовать стул в качестве плиты для приготовления пищи. В качестве духовки малышу послужит коробочка, а песок идеален для выпечки торта.
13. Развитие речи детей через игры.
Как правило, основное развитие речи детей через игры происходит в возрасте от 29 до 36 месяцев.
Ребенок во время игры начинает говорить сам с собой. Прежде, чем начать «готовить», он говорит может сказать “я собираюсь испечь торт” . Или, например, начнет говорить со своим плюшевым мишкой. При этом, когда приглашает мишку съесть торт, малыш объясняет ему, как “садиться” . Или ребенок говорит игрушке “нет нет”, когда Тедди бросает свой торт на пол.
14. Развитие ребенка через игру с символическими и воображаемыми предметами.
Развитие ребенка через игру с воображаемыми предметами начинается, как правило от 30 до 36 месяца.
Игра ребенка приобретает все более воображаемые элементы. Он может, например, имитировать игру на воздушной гитаре. Или малыш будет чесать волосы с помощью воображаемой расчески.
Игровые сцены состоят из более длинных историй с несколькими шагами, выстроенными в последовательности.
Ребенок начинает назначать роли взрослым, например, говоря тебе «я врач, а ты ляля».
Необходимо вовремя дать ребенку развивающие игрушки. Это могут быть игрушки в виде обычных предметов, например, посуда или мебель. Такие игрушки стимулируют творческое развитие малыша во время игры. Или, например строительные кубики или игрушечное тесто.
Понравилась эта статья о том, как у ребенка происходит развитие через игру? Поделись ею со своими знакомыми и друзьями, ведь им тоже может понадобиться помощь и эта информация. Спасибо ????
Ставь лайк нашему женскому журналу в Facebook , Вконтакте и Инстаграм
Мы поможем тебе быть красивой, счастливой и здоровой.
С уважением, редакция женского сайта www.saitzhenskiy.ru
Источник