Развитие ребенка с полным пребыванием
Имеет ли смысл отправлять ребенка в детский сад на три часа? Это смотря какую цель вы преследуете.
Когда год назад пришло сообщение из садика, я и обрадовалась, и расстроилась одновременно. Обрадовалась, что хоть что-то получила, и не придется весь год безвылазно сидеть дома (аххаха, кто ж знал, что посреди учебного года грянет пандемия), но расстроилась, что не получится выйти на работу. Почти неделю думала, соглашаться ли на этот вариант, либо отказываться и «штурмовать» распределительную комиссию в период доукомплекта. В итоге решили с мужем все же не мотать нервы мне и ребенку, а использовать год как адаптацию к «настоящему» садичному распорядку. За неполный учебный год мы с дочерью оценили и достоинства, и недостатки этого выбора.
Из плюсов:
1. Более мягкая, растянутая по времени адаптация к саду
Если малыш впервые попал в коллектив (не ходил в частный садик), то обычно испытывает сильный стресс. Даже если это не слишком заметно. Однако редкая мать получает место в саду на полный день задолго до окончания отпуска по уходу за ребенком. В Петербурге, если повезло с районом проживания, вполне реально заиметь путевку и для двухлетки, но во многих регионах дети попадают в детсад лишь после трех. Много ли у работающей матери времени, чтобы «адаптировать» такого малыша, забирая его сначала после утренней прогулки, затем после обеда, потом сразу после сна? Ну, неделя, может.
В группе короткого дня на привыкание к садику будет целых девять месяцев. Главное получить ее в полтора-два года, а не позже.
2. Регулярный контакт со сверстниками и развивающие занятия
Воспитатель, конечно, не успевает пройти с такой группой всю программу ФГОС, но дети регулярно чем-то заняты. У нас, например, раз в неделю была музыка (а где-то она даже два раза в неделю), два-три раза — рисование пальчиковыми красками, лепка из теста, аппликации. И четыре раза в неделю — прогулка (кое-где, конечно, и каждый день гуляют, а есть садики, где даже в группах полного дня малыши до трех лет вообще не выходят, пока не наступит апрель. У нас, считаю, очень хороший вариант).
Иллюстрации автора
Не слишком разнообразно, наверное, но малышу много и не нужно. Плюс общение с «себе подобными». Да, до трех лет дети играют больше индивидуально, чем в группе. Но контакт со сверстниками полезен скорее в вопросах бытового самообслуживания: посмотреть, как другие ребята управляются с горшком, как надевают куртки, как моют руки после прогулки…
3. Какое-никакое время на себя
Это не про эгоизм, а про нормальный инстинкт самосохранения. На время сада можно планировать походы к стоматологу, гинекологу и прочим врачам. С ребенком-то в поликлинику, даже платную, особо не походишь. Можно кофе попить горячий и в тишине. Посмотреть, наконец, не кукутиков, а нормальный взрослый фильм. Принять ванну вместо душа. Помыть пол, не отвлекаясь. Не все сразу, понятное дело, по очереди. Но хоть какая-то разгрузка. За пару часов можно вновь соскучиться по ребенку, и с новыми эмоциональными силами приниматься за общение с ним.
4. Через год ребенок приходит в уже знакомый коллектив
Правда, это актуально лишь для отдельных районов Санкт-Петербурга. ГКП у нас предлагают обычно в том садике, куда родители подавали заявление на полный день. Но — либо по возрасту не попали, либо места закончились. В следующем учебном году ребенок переходит уже в группу полного дня в том же саду. И сформировавшийся детский коллектив стараются не разделять.
Из минусов:
1. Ребенок ходит в сад на три часа, а вирусы оттуда приносит те же, что и дети «полного дня»
И в том же примерно количестве. Да, наверняка существуют не болеющие дети, счастливчики, имеющие крепкий иммунитет. Но это не про мою дочь — первые три месяца она цепляла вирусы один за другим. Благо, я могла оставить ребенка дома при первых признаках болезни. Да, с каждой соплей, как говорится, сидели. Потом стало лучше.
Каждая мать надеется, что ее ребенка постоянные больничные минуют. Но не у каждой эти надежды оправдываются. Дочь привыкла к долгим прогулкам в разную погоду, предпочитает ходить дома босиком, она хорошо восприняла садик. И все равно — дома совершенно здоровая, после нескольких дней в яслях больная. Ну, хорошо хоть, что я с этим столкнулась до того, как вышла на работу. Буду учитывать в следующем году.
2. Это не сильно дешевле «нормального» сада
В Петербурге довольно низкая базовая плата за двенадцатичасовое пребывание ребенка в группе — около полутора тысяч. Последние месяцы мне приходили квитанции на пятьсот рублей. Если в вашем регионе государственный сад обходится в три-четыре тысячи, то ГКП выйдет в полторы.
Но это базово. Еще детям точно так же понадобятся туалетная бумага, пластилин, цветной картон и пластмассовые лопатки. А еще — подарки воспитателям и даже, возможно, фотограф на Новый год. Все зависит от активности родительского комитета.
3. Работать может быть проблематично
Хотя тут есть варианты. Если вы фрилансер, который сядет в ближайшее к саду кафе с ноутбуком и напишет/нарисует все за полтора часа, то подработать можно. Плюс к тому в некоторых регионах помимо ГКП существуют и группы неполного дня, пятичасовые. Кроме Петербурга они есть в Калуге, Казани, Ижевске, Калининграде, Томске, Иркутске, Красноярске. С таким запасом времени реальны уже многие профессии с возможностью удаленной работы.
В Твери отдать ребенка в садик можно на четыре с половиной часа, в Уфе и Ульяновске — на четыре (но в основном на три), в Петрозаводске — на три с половиной.
4. Питание, возможно, придется подстраивать под режим группы
Все в порядке, если в вашем городе или районе возможно пятичасовое пребывание в садике — там детей кормят завтраком и обедом. Если же малыши находятся в группе три (а порой даже и три с половиной) часа, то разбираться с питанием родителю нужно самостоятельно. И учитывать при этом время на дорогу от дома и обратно.
В общем, если раньше вы не практиковали «уличную еду», будь то печенюшки, пюре в пакетиках, злаковые батончики или фрукты, придется начинать. Обойтись без перекусов получится разве только тем, кто живет в соседнем с садом доме.
5. Воспитатели не переходят с ребенком в группу полного дня
Да, к ним придется привыкать заново. А может, и ко всем остальным, сотрудникам и детям, тоже придется привыкать. В таких городах, как Екатеринбург, Краснодар, Новосибирск, Владивосток, ГКП — временный вариант в ожидании основного сада. Даже с очереди не снимают.
Если вы готовы отдать ребенка в группу кратковременного пребывания, нужно обратиться в местную распределительную комиссию (комитет по образованию). Где-то ГКП пользуются большой популярностью, а где-то попасть туда можно в любой момент. В некоторых садиках принимают только малышей от двух до трех лет, в других — от полутора и до семи. Расписание также может отличаться: в одних садах день начинается в половине восьмого, в других — в девять. Есть даже вечерние группы (с трех или четырех часов). Обо всех особенностях работы ГКП можно узнать лишь на месте.
Еще про садики:
1. Как попасть в детский сад в Петербурге. Подробная инструкция
2. Эта скучная адаптация
3. Не садик, так деньги: компенсации за отсутствие места в детсаду в регионах России
4. В детский сад на пятидневку. Возможно ли и нужно ли?
5. Где берут в садик с пяти. Утра
Источник
Виктория Цаер
Цель, задачи, назначение группы кратковременного пребывания детей в системе детского сада.
В группу кратковременного пребывания (адаптационная) обычно принимаются дети в возрасте от 1года 6 месяцев до 7 лет.
Эти группы предназначены для:
детей, родители которых бы хотели начать адаптацию ребенка к саду и коллективу;
детей, чьи родители не хотели бы отдавать ребенка в сад на полный день;
родителей, которые хотят научиться общаться и играть со своими детьми и развивать их способности.
Сегодня уже очевидно, что детский сад является развивающей, прогрессивной, современной системой, необходимой для детей первых лет жизни. При этом никто не спорит, что семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их общение с малышом являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет, не все умеют найти необходимые педагогические воздействия. Взрослые часто не умеют или не считают нужным играть с детьми, организовывать совместную деятельность. Таким образом, возникает необходимость оказания психолого-педагогической помощи семьям с маленькими детьми. Оптимальной формой такой помощи являются создаваемые в детских садах адаптационные группы кратковременного пребывания.
В ГКП ребенок несколько часов дня занимается привлекательными для него делами, поначалу вместе с мамой, а затем самостоятельно в группе сверстников. Специфика ГКП состоит в том, что здесь время сжато, для детей, приходящих в детский сад 3 раза в неделю на 3, 5 часа, образовательный процесс организовывается максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка. В связи с этим возникает необходимость распределения времени экономно, так, чтобы его хватило и для свободной деятельности детей, и для развивающих занятий с взрослым в среде, обеспечивающей реализацию запланированной деятельности.
В детском саду разрабатывается образовательная программа функционирования группы кратковременного пребывания, учитывающая закономерности развития детей раннего возраста, их интересы, особенности их мышления и эмоциональной жизни.
Цели группы кратковременного пребывания:
содействие всестороннему развитию детей, их ранней со-циализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к ус-ловиям дошкольного учреждения
взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.
Задачи группы кратковременного пребывания:
разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого – педагогического сопровождения ребенка.
Для детей:
в естественной и мягкой форме адаптироваться к условиям данного образовательного учреждения;
получить опыт ранней социализации, научиться играть со сверстниками (налаживание гуманных, доброжелательных отношений между детьми);
укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоциональной устойчивости с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей;
формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения с взрослыми и сверстниками;
развитие познавательных способностей в соответствии с возрастом, расширение кругозора;
развитие основных видов деятельности;
подготовка детей к поступлению в детский сад на полный день.
Для родителей:
ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения;
взаимодействие с родителями с целью улучшения взаимопонимания между ними и собственными детьми;
формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.
В соответствии с этими задачами определяется основное содержание педагогического процесса в группе кратковременного пребывания, которое заключается в обеспечении социальной адаптации ребенка, расширении его адаптационных возможностей, приобщении к миру человеческих ценностей, развитии основных сфер – эмоциональной, действенной и интеллектуальной в процессе занятий по образовательной программе.
Главная особенность групп кратковременного пребывания состоит в реализации принципа коммуникативной направленности воспитания и развития, т. е. целенаправленное формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
В рамках воспитательно – образовательного процесса деятельность педагогов ГКП направлена на:
содействие успешной адаптации детей к условиям детского сада;
создание предметно-развивающей среды, активизирующей познавательную деятельность ребенка;
повышение культуры общения между взрослыми и детьми;
привлечение внимание родителей к неповторимости ребенка через организацию различных форм работы с родителями.
Функционирование группы кратковременного пребывания осуществляется в детском саду под контролем заведующего и старшей медицинской сестры. Непременным условием при поступлении детей в ГКП является комплексное обследование ребенка с целью определения уровня физического и интеллектуального развития на данном возрастном этапе и соответствия уровня формирования познавательной и эмоциональной сфер возрасту ребенка. Важным условием создания и функционирования ГКП – подбор высококвалифицированного штата специалистов,работающих с детьми и родителями: воспитатель, младший воспитатель, медсестра.
Содержание образовательного процесса в группах кратковременного пребывания определяется образовательной программой ДОУ и включает в себя педагогические технологии обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.
Организуя образовательный процесс, педагог учитывает то, что в группу в течение всего учебного года поступают новые дети. Поэтому занятия планируются таким образом, чтобы вновь пришедший ребенок мог безболезненно в них включиться.
Предметно-развивающая среда ГКП строится в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
При организации среды учитываются:
возрастные особенности развития детей;
уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности;
индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка;
динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами;
использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде.
В детскомсаду предметно-развивающая среда ГКП состоит из следующих помещений: комната для раздевания и ожидания родителями, комната для занятий и игр, мини – спортивный комплекс, музыкальный зал.
Особенности организации деятельности группы.
Кратковременное пребывание предполагает, что ребенок посещает детский сад неполный рабочий день. Поэтому при выборе программы следует учитывать, насколько возможно организовать деятельность детей на занятиях таким образом, чтобы создать мотивацию к самостоятельным исследованиям вне детского сада и без непосредственного участия педагога. Кроме того, выбранная программа должна иметь потенциал для использования различных режимных моментов в качестве развивающих занятий. Другими словами – «позволить» организовать режимные моменты таким образом, чтобы целый ряд важнейших образовательных задач решался в комплексе. С другой стороны, на выбор методического обеспечения группы повлияет еще одна особенность кратковременного пребывания, а именно – посещение ребенком развивающих занятий выборочно и только определенной направленности (например, музыкальных или речевых). Соответственно запрос родителей обусловит особые требования на программу развития детей группы. Педагогу придется реализовывать лишь один раздел программы, но решая при этом задачи индивидуального развития ребенка. В связи с этим, целесообразным является использование парциальных образовательных программ, т. к. не специализированные комплексные программы развития детей довольно трудно адаптировать к условиям кратковременного пребывания ребенка в детском саду. Обусловлено это, прежде всего тем, что комплексные программы в основном рассчитаны на пребывание ребенка в детском саду целый день, а так же особенностью комплектования – группы кратковременного пребывания комплектуются в течение всего года и, в основном, по разновозрастному принципу. Поэтому при выборе программы педагогу придется адаптировать ее и в плане создания дифференцированных групп, отвечающих возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Ребенок, поступающий в детский сад на кратковременное пребывание, практически все свое время проводит в кругу семьи. Влияние семьи настолько велико, что педагогическая работа с ребенком в детском саду представляется невозможной без учета особенностей быта и воспитания детей в семье. Это с одной стороны, с другой стороны – сами родители предъявляют определенные требования как к образовательной работе в детском саду, так и к системе взаимодействия педагога с семьей. Педагог в группе кратковременного пребывания работает с родителями не только и не столько посредством организации консультаций и родительских собраний. Основной формой является взаимодействие с родителями на занятиях, совместных мероприятиях, когда приходится решать общие педагогические задачи. Взрослые общаются между собой в процессе организации деятельности ребенка и являются при этом равноправными партнерами. Поэтому педагог при выборе программы должен принять во внимание, что в ходе ее реализации потребуется учитывать не только активное участие родителей в жизнедеятельности группы, но и необходимость их обучения методам и приемам развития ребенка в домашних условиях.
Особенности планирования педагогического процесса.
Образовательный процесс планируется исключительно на основе данных диагностики и в зависимости от запросов родителей. Педагогические исследования развития ребенка включают собеседования с родителями на первичном приеме, наблюдение ребенка воспитателями и специалистами в различных видах деятельности и выполнение ребенком специально организованных заданий (после окончания периода адаптации). По результатам диагностики проводится мини-педсовет с родителями, на котором вырабатывается индивидуальная программа развития ребенка. Далее воспитателями и специалистами коллегиально составляется план развития группы, основой которого являются индивидуальные программы детей, посещающих группу. Следовательно, выбранная программа должна содержать методические материалы для проведения диагностики развития ребенка. В планировании образовательного процесса обязательно учитывается одна из требований к организации деятельности групп кратковременного пребывания, а именно – рациональность использования времени, проводимого ребенком в детском саду. Планирование развивающих занятий строится на интеграции предметных областей знаний.
Самое главное это облегчить адаптацию ребенка, чтобы в дальнейшем пребывание в детском саду доставляло радость малышу и родителям. Ведь даже щадящий режим кратковременной группы требует от детей определенной подготовки, которую должны осуществить родители перед приходом в детский сад.
Источник