Развитие ребенка с плохим зрением

Развитие ребенка с плохим зрением thumbnail

Дети с проблемами остроты зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению, чем те, кто видит хорошо. Прежде всего, это проявляется компенсаторным развитием других органов чувств, позволяющих познавать мир – осязания, слуха. В зависимости от степени ослабления зрения методики донесения знаний до них будут различаться.

Виды нарушений зрения

Особенности развития детей с нарушениями зренияНарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера. Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (пример – косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.). Органические же поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).

Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и др.

По причине, вызвавшей нарушения зрения их классифицируют на:

  • Врожденные – если повреждающий фактор действовал в период внутриутробного развития плода (чаще инфекции и метаболические расстройства);
  • Наследственные – когда заболевание глаз передается из поколения в поколение (например, дальтонизм, катаракта, глаукома и др.);
  • Приобретенные – если причина действовала после рождения ребенка (инфекции, травмы и др.).

По степени снижения остроты зрения детей разделяют на слабовидящих, с остаточным зрением или тотально слепых.

Особенности развития детей с нарушениями зрения

Благодаря зрению человек получает до 90% информации об окружающем мире. Поэтому, когда этот орган чувств выпадает, информация к ребенку преимущественно поступает через слух и осязание. Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются несколько иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы. В воспитании таких детей важную роль играет регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.

Снижение остроты зрения кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Слепые дети могут неправильно понимать слова, так как слабо соотносят их с реальными предметами, которые эти слова обозначают.

Огромную роль в развитии детей с нарушением зрения играет физическая активность. При воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют зрение. Важно учитывать рекомендации офтальмолога и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей. Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках.

Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.

Подбирать игрушки для маленьких детей с плохим зрением нужно крупные, яркие, с фактурной поверхностью (стимулирует развитие осязания и остаточное зрение), особенно интересны им музыкальные игрушки и те, которые издают определенные звуки.

В семье слабовидящий ребенок должен быть вовлечен в процесс реализации внутрисемейных обязанностей и выполнять их по мере возможности. Не нужно ограничивать его контакты с нормально-видящими детьми.

Психофизическая характеристика детей с нарушением зрения

В развитии слепого дошкольника можно выделить 3 общие закономерности:

  • Такой ребенок несколько отстает в физическом и умственном развитии по сравнению со зрячим сверстником, так как активность в отношении освоения окружающего мира у него ниже;
  • Периоды развития слепого ребенка не совпадают с таковыми у зрячих. Это происходит до тех пор, пока другие органы чувств не выработают механизмы компенсации отсутствия нормального зрения;
  • Для развития слепого ребенка характерна диспропорциональность – одни стороны личности развиваются быстрее (речь, мышление), а другие – медленнее (овладение пространством, движения).

Важная характеристика детей с нарушениями зрения – из-за недостаточного развития координации движения слепые дошкольники неуклюжие и недостаточно уверенные. Так, при врожденной слепоте отставание в формировании навыка ходьбы может составлять 2-3 года. Импульсивность дошкольников на том же уровне, что и зрячих, но ввиду отсутствия достаточной координации импульсивность проявляется резче и ярче.

Профилактика нарушений зрения у детей

Методы профилактики нарушений зрения у детейЧтобы надолго сохранить хорошее зрение, необходима профилактика его нарушений у детей. Заниматься этим следует с первых месяцев жизни малыша. Так, первый визит к офтальмологу здоровый ребенок должен совершить вместе с мамой в возрасте 1 месяца. Врач осуществит диагностику возможных врожденных проблем с органом зрения и даст рекомендации по профилактике нарушений зрения у детей. В возрасте 2-3 лет можно уже проверить по специальным таблицам остроту зрения. Ранняя диагностика позволит избежать в будущем многих проблем с учебой в школе.

Обучение детей с нарушениями зрения должно учитывать рекомендации окулиста. Абсолютно слепые дети могут посещать специализированные детские сады и обучаться в школах-интернатах для слепых и слабовидящих. Возможно получение среднего образования на домашнем обучении. При остаточном зрении обучение детей с нарушениями может проводиться с применением специального оборудования и пособий.

Если ребенок умеет читать, он должен обязательно соблюдать правила гигиены чтения – не читать лежа, делать перерывы около 3-5 минут, выполняя специальную гимнастику для глаз. Также врачи рекомендуют ограничить просмотр телевизора и время компьютерных для игр.

Видео с YouTube по теме статьи:

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Развитие ребенка с плохим зрением

Иногда дети рождаются с какими-либо отклонениями, например — нарушением зрения. Данная патология может иметь различные причины для появления. Хорошо, если ее можно вылечить, в противном случае родителям приходиться находить особенный подход к воспитанию своего ребенка, и жить с надеждой, что когда-нибудь появится подходящее средство для исцеления. В семьях с ребенком, имеющим проблемы со зрением, должны особенно внимательно заниматься воспитанием. Следует учитывать, что он требует особого обращения и более тонкого подхода к обучению. Кроме того, желательно заранее определиться с дошкольным учебным заведением, в котором ребенку будет комфортно находиться.

Причины нарушения зрения

Существует две основные группы причин, которые вызывают нарушение зрения – врожденные и приобретенные. Врожденные причины предполагают наследственный фактор, особые заболевания мамы во время вынашивания ребенка или вредное влияние внешних факторов на развитие плода. Например, у малыша в таком случае может развиться астигматизм, катаракта или пигментная дистрофия сетчатки. Приобретенные причины являются следствием того, что младенец получил травму головы при рождении или кровоизлияние – внутричерепное или внутриглазное. Кроме этого, у малыша может ухудшиться зрение при родах. Медики разделяют детей с проблемами зрения на слепых и слабовидящих, выделяя также малышей с косоглазием и амблиопией. Каждый конкретный случай предполагает особый вариант лечения и условия для адаптации ребенка.

Воспитание

Ребенок с плохим зрением требует особого подхода в воспитании, обучении и развитии основных навыков. Его родители обязаны с большим вниманием общаться с малышом, помогая ему адаптироваться к миру и обществу. Ребенок со слабым зрением будет изучать мир с помощью слуховых и осязательных ощущений, поэтому у него может возникнуть проблема с развитием речи. Дело в том, что ребенку сложно сопоставлять нечеткую зрительную картинку с соответствующим словом, поэтому желательно проконсультироваться у логопеда. Грамотный специалист порекомендует родителям другие альтернативы для развития малыша, делающие упор на слуховое и осязательное восприятие. Важно вовремя уделить внимание развитию речи, так как в будущем эта проблема может негативно влиять на развитие памяти и воображения.

Повышенное внимание следует уделить освоению навыка правильно ориентироваться в пространстве, который будет с трудом осваиваться ребенком с плохим зрением. В таком случае понадобиться консультация у врача, который научит ребенка определенным развивающим упражнениям. Физическая нагрузка в этот период будет весьма кстати – подвижные игры с соблюдением техники безопасности улучшат зрение, координацию движений и укрепят мускулатуру. Важно отметить, что все физические упражнения предварительно должен одобрить врач-офтальмолог. Кроме этого, необходимо правильно подбирать для малыша игрушки – они должны быть яркими и большими. Стоит отметить, что цвет лучше подбирать насыщенный, но не режущий глаза. Желательно приобрести для ребенка с плохим зрением как можно больше музыкальных и мягких игрушек — приятных на ощупь зверушек, а так же предметы, которые будут развивать тактильные ощущения.

Обучение

Обучая ребенка какому-либо навыку или движению необходимо несколько раз повторять его, пока он не выработается до автоматизма. В это время желательно рассказывать малышу, что именно происходит, и почему он должен делать эти движения и упражнения. Конечно, обучение слабовидящего ребенка – задача не из легких, но родителям нельзя отчаиваться. Психологи рекомендуют вести себя с ребенком как с нормальным человеком, а не больным или неполноценным. Стоит внушить ему с самого раннего возраста то, что он является полноценным членом семьи и общества, приобщая малыша к домашним делам и проводя с ним время за полезными занятиями. Специализированное учреждение следует выбирать в зависимости от степени заболевания и личных взглядов родителей. Стоит отметить, что для ребенка с сильными нарушениями лучше выбрать специальный садик, чтобы он чувствовал себя комфортно среди таких же детей.

Источник

Считается, что чтение и видеоигры могут испортить зрение ребенку и развить близорукость. Рассказываем, так ли это на самом деле, как прогулки влияют на глаза и нужно ли есть морковку.

Как устроено

Свет проходит через роговицу на передней поверхности глаза, затем попадает в хрусталик. Его задача сфокусировать луч на сетчатке. Она расположена на задней поверхности глаза и преобразовывает увиденное глазом в нервные импульсы, которые передает в головной мозг. Чтобы изображение получилось нормальным, роговица должна быть изогнута равномерно, а глаз — нормальной длины. Тогда пучок света попадает на сетчатку и мы хорошо и четко видим окружающий мир. 

Близорукость развивается, если пучок света фокусируется перед сетчаткой из-за неправильной кривизны роговицы или увеличенной длины глаза. У новорожденных детей в норме глаз уплощенной формы. Получается, что расстояние до сетчатки короткое и световой пучок попадает за её пределы. Примерно к семи годам зрение приходит в норму. 

Но если у ребенка есть склонность к близорукости, глаз продолжает расти и удлиняться. Так после точки нормального видения начинается снижение зрения. Особенно это заметно в подростковом возрасте, когда из-за бурного роста острота зрения может снизиться на одну–две единицы за год.

Почему ухудшается

Самая частая причина развития детской близорукости — большой размер глазного яблока. Это обычно передается по наследству, поэтому дети плохо видящих родителей  тоже часто начинают носить очки. Но есть и другие причины, влияющие на возможное появление близорукости:

  1. Прогулки. Если ребенок слишком мало времени проводит на свежем воздухе, зрение может ухудшаться. Если гулять много, мышцы глаза тренируются при переводе взгляда на дальние и близкие предметы. К тому же солнечный свет сдерживает рост глазных яблок за счет выработки дофамина. Он вырабатывается в сетчатке только под воздействием солнечных лучей, а при его недостатке глаз будет расти до окончания взросления. Это может привести к сильному «минусу» во взрослом возрасте. 
  2. Образование. По некоторым исследованиям, чем сложнее учебная программа, тем больше вероятности развития близорукости. Но это скорее связано с отсутствием прогулок и свежего воздуха из-за высокой учебной нагрузки, чем с перенапряжением глаз. 
  3. Питание. Для нормального развития глаза, как и всего детского организма, важно хорошо питаться. В детском рационе должны быть цитрусовые, растительные масла и морепродукты, особенно рыба. 
  4. Физическая активность. Ее недостаток приводит к нарушению кровообращения и нехватке кислорода. В этих условиях развитие глазного аппарата у ребенка может нарушаться. 

Как понять, что у ребенка есть проблема

Родителям трудно заметить снижение зрения у детей. Ребенку не с чем сравнить свое видение окружающей среды и он не жалуется на размытые контуры предметов. Поэтому чаще всего на плохое зрение обращают внимание только в школе, когда ребенок не может разобрать, что написал на доске учитель. 

«Есть несколько моментов в поведении ребёнка, которые могут насторожить родителей, — рассказывает офтальмолог детской клиники „Фэнтези” Виктория Акопян. — Если он стал щуриться и жмуриться при разглядывании предметов вдали, в том числе телевизора. Если низко наклоняет голову при чтении, рисовании, просмотре гаджетов. Также нужно обращать внимание на то, попадает ли ребёнок в линии, когда пишет в тетради, четко ли ставит детали при сборке конструктора. Затруднения в этой сфере могут быть при наличии астигматизма у ребёнка. Еще один сигнал — проблемы с координацией. Родители могут списывать это на неуклюжесть, неаккуратность, но на самом деле у ребёнка может быть проблема со зрением, мешающая нормально двигаться».

Перед обращением к офтальмологу можно проверить зрение в домашних условиях. Особенно если нет возможности сразу обратиться к врачу за консультацией.

«Самый распространённый способ для проверки остроты зрения, — объясняет Виктория Акопян, — с помощью таблицы Сивцева с буквами или таблицы Орловой с картинками для малышей. Таблицы можно распечатать на трех листах А4. Затем встать на расстоянии пяти метров (семь шагов взрослого человека) от таблицы и попробовать прочитать буквы с верхней строчки до нижней каждым глазом. После такой проверки вы получите примерный результат остроты зрения. Но нельзя забывать о разных факторах, которые могут на неё  влиять: время суток, настроение, количество зрительной нагрузки перед проверкой, освещение таблицы, яркость печати и тд. В норме нужно прочитать 10 строк, но бывают случаи, когда человек читает 12 — это тоже считается нормой».

Также можно дать рассмотреть с большого расстояния обложку книги с крупными буквами или спросить, что нарисовано на картине на стене. Ребенок с близорукостью не сможет рассказать о мелких деталях и будет с трудом разбирать буквы на обложке.  

Что делать

Если родители заподозрили проблемы со зрением у ребенка, то после посещения офтальмолога,  в первую очередь стоит пересмотреть режим дня. Например, перенести уроки на вечер, чтобы днем освободить время на прогулки при солнечном свете. 

«Для нормального развития у ребёнка зрительной системы ему важно ежедневно находиться на свежем воздухе не менее 1,5-2 часов, причём в любое время суток — объясняет Виктория Акопян. — „Засчитывается“ как активное времяпрепровождение, так и спокойная прогулка. Также важно соблюдать гигиену зрения. Глаз человека изначально не приспособлен для нагрузки вблизи, тем более в таких масштабах, как сейчас. Поэтому при чтении, компьютерных играх и других напряженных для зрения занятиях, нужно делать перерывы на 3–5 минут каждые 30–40 минут. Во время отдыха нужно смотреть „вдаль“, например в окно».

Также полезно заниматься спортом. Особенно таким, где нужно взглядом следить за предметом: волейбол, теннис. Хорошо, если есть возможность записаться в секцию с занятиями на свежем воздухе: ролики, коньки, футбол.

«Освещение также играет роль в профилактике нарушений зрения у ребёнка, — предупреждает Виктория Акопян. — Должно быть хорошее общее освещение, а нагрузка вблизи — уроки или чтение —с настольной лампой. Не нужно ярких „холодных“ ламп, они только перенапрягают глаза».

Основную тактику лечения близорукости определяет офтальмолог. Но родители могут помочь ребенку принять изменение образа жизни. Особенно сложно может быть подростку, если он стесняется носить очки. В этом случае можно рассказывать про известных людей или книжных персонажей в очках, подумать о контактных линзах или обратиться за помощью к психологу. Главное, чтобы ребенок понимал, что проблемы со зрением не делают его хуже.

«Если у ребёнка уже диагностировано нарушение зрения, — рассказывает педиатр GMS Сlinic Мария Фадеева, нужно соблюдать рекомендации офтальмолога,  например, при необходимости ребёнок должен носить подобранные специалистом очки или контактные линзы, а также не забывать про правила безопасной зрительной нагрузки:

– соблюдать режим отдых/нагрузка

– помнить про правильную посадку ребёнка на рабочем месте, расстояние от глаз до листа или монитора должно быть 30–35 см — поэтому важно держать спину прямой во время занятий

– использовать удобное, хорошо освещенное рабочее место

– смартфон, компьютер или другой гаджет должны иметь хорошее разрешение и качество изображения, желательно не менее full HD 1920/1080

– ребенок должен ежедневно гулять на улице не менее 2–3 часов в день, сидеть на лавочке с гаджетом не считается.». 

Есть родители, которые сами ищут информацию в интернете и заставляют ребенка делать подобранные ими упражнения, есть морковку и добавки с черникой. Но эти меры как минимум не принесут пользы, а как максимум навредят. При выявлении первых же нарушений нужно идти к врачу. Это подтверждают и наши эксперты.

«При проблемах со зрением, особенно прогрессирующих, — предупреждает Мария Фадеева, — не рекомендуется заниматься самолечением, используя гимнастические методики и откладывая визит к офтальмологу. Поскольку отсутствие коррекции при потребности и неправильные гимнастические мероприятия могут приводить к ухудшению зрения».

Как избежать

По словам Виктории Акопян, зрительная гимнастика не имеет доказанной эффективности. Также бесполезно есть чернику или морковку в больших количествах. Единственный доказанный способ профилактики детской близорукости — ежедневные прогулки. 

Если не получается гулять по два–три часа каждый день, то можно:

– купить лампу светотерапии и поставить около рабочего места ребенка. Важно выбирать с хорошей фильтрацией ультрафиолетового света и не меньше 2500 люкс. Чем больше яркость, тем короче будут ежедневные сеансы.  

– выходить два–три раза в день на балкон на 15–20 минут или стоять у открытого окна. Можно придумать игру и считать красные машины или наблюдать за воробьями, главное почаще переводить взгляд на далекие предметы.

– увеличить доступ свежего воздуха в квартире даже зимой. 

– устраивать спортивные пятиминутки и разминку каждые 30–40 минут.

Эти способы не заменят полноценную прогулку, но смогут уменьшить вред от долгого сидения дома из-за плохой погоды или болезни.

«Если у родителей плохое зрение, то ребенку важно соблюдать правила гигиены зрительных нагрузок, — рассказывает Мария Фадеева. — Что касается мультфильмов, то желательно воздержаться от их просмотра до 3-4  лет. Это будет на пользу как глазам, так и нервно-психическому развитию малыша».

Предупредить развитие близорукости у ребенка с наследственной предрасположенностью сложно. Но можно замедлить снижение зрения и избежать близорукости высокой степени с осложнениями.

Важно запомнить

  • Обычно дети рождаются дальнозоркими, но к семи годам зрение нормализуется
  • Самая частая причина близорукости — наследственность
  • Единственный доказанный способ профилактики снижения зрения — ежедневные прогулки по 2–3 часа
  • При своевременном обращении к офтальмологу и использовании новых способов лечения можно замедлить снижение зрения 
  • Гимнастика для глаз, черника и морковь не влияют на развитие близорукости.  

Подпишитесь на рассылку новых статей и полезных материалов

Источник