Развитие ребенка с овз и инвалидностью проходит по тем же закономерностям
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
1. Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:
а) инклюзия
б) интеракция
в) индивидуализация
2. Инклюзивное образование, согласно ФЗ «Об образовании В РФ» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ), это:
а) создание оптимальных условий для социализации для детей с ОВЗ и инвалидностью
б) создание оптимальных условий для нравственного развития нормально развивающихся детей
в) обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
3. Инклюзия представляет собой:
a) форму сотрудничества
б) частный случай интеграции
b) стиль поведения
4. Какие права родителей обеспечивает ФЗ «Об образовании в РФ» (от 29.12.12. №273)?
а) право выбирать программу обучения
б) право определять методы обучения
в) на бесплатные учебники
г) на участие в управлении образовательным учреждением
5. Различают два вида интеграции:
а) внутреннюю и внешнюю
б) пассивную и творческую
в) образовательную и социальную
6. Кто разрабатывает рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ, на основе которых строится обучение?
а) психолого-медико-педагогическая комиссия
б) дефектолог
в) медико-социальная экспертиза
7. Инклюзия – образование, предусматривающее включение ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками – это:
a) групповая интеграция
б) образовательная интеграция
в) коммуникация
8. Основной установкой учителя реализующего инклюзивную практику, является:
а) каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий
б) дети с ОВЗ должны учиться в специализированных школах
в) некоторые дети не способны к обучению
9. Социальная интеграция должна быть обеспечена:
a) всем без исключения детям с нарушениями в развитии
б) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте
b) детям, обучающимся только в специальных учреждениях
10. Статус обучающегося с ограниченными возможностями устанавливается:
а) ПМПК
б) врачебной комиссией
в) МСЭ
11. Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было в трудах отечественного учёного:
а) А.Н. Леонтьева
б) С.Л. Рубинштейна
в) Л.С. Выготского
12. Государство гарантирует бесплатно для лиц с инвалидностью:
а) питание
б) услуги сурдопереводчика
в) учебники
13. Первой страной в сфере внедрения в педагогическую практику Инте (инклюзивного) образования стала:
а) Великобритания
б) Россия
в) Франция
14. В рамках инклюзивного образования образовательные услуги могут предоставляться обучающимся со следующими ограничениями здоровья:
а) нарушения слуха (глухие)
б) нарушения слуха (слабослышащие и позднооглохшие)
в) нарушения зрения (слепые)
г) нарушения зрения (слабовидящие)
д) тяжелые нарушения речи
е) нарушения опорно-двигательного аппарата
ж) задержка психического развития
з) умственно отсталые
и) расстройства аутистического спектра
к) сложный дефект (два и более нарушений)
л) ограничения, связанные с соматическими заболеваниями
м) все ответы верны
15. В 70-е г.г. XX в. в странах западной и восточной Европы отмечаются прецеденты закрытия коррекционных учреждений, из-за:
A) отсутствия детей с ОВЗ
Б) перевода детей с ОВЗ в детские сады и школы общего типа
B) обучения детей с ОВЗ на дому
16. Назовите фундаментальный философский принцип инклюзии:
а) свобода в передвижении
б) право жить среди равных
в) свобода выбора
17. В России первый экспериментальный опыт совместного обучения детей и нарушенным развитием появляется в:
а) 60-ые г.г. XX в.
б) 90-ые г.г. XX
в) 70-ые г.г. XX в.
18. В России в первом экспериментальном опыте совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием принимали участие дети дошкольного возраста с нарушением:
а) зрительного анализатора
б) интеллекта
в) слухового анализатора
19. К специальным образовательным условиям для всех категорий детей с ОВЗ и инвалидностью относится:
а) создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды
б) материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью
в) индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ и инвалидностью
г) пандусы, специальные лифты, специально-оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование
20. В условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть гос. образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися поэтому:
а) инклюзия не может носить массовый характер
б) инклюзия должна носить массовый характер
21. Тьютор – это:
а) педагог, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребенка в образовательное пространство школы
б) координатор деятельности ПМПк
в) помощник руководителя образовательного учреждения
22. В соответствии с принципами отечественной концепции интегрированного обучения можно утверждать, что инклюзивное образование наиболее приемлемо для:
а) детей с нарушением опорно-двигательного аппарата,
б) детей с нарушением интеллекта,
в) детей с ОВЗ, с которыми была рано начата коррекционно-педагогическая работа.
23. Индивидуальный образовательный маршрут строится с учетом:
а) индивидуальных особенностей ученика с ОВЗ, инвалидностью
б) уровня подготовки педагогов
в) занятости родителей
24. Какой из следующих принципов не относится к принципам отечественного инклюзивного обучения:
a) интеграция через раннюю коррекцию
б) интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребёнку
в) интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения
г) диагностическая информация должна быть представлена наглядно, в виде графиков, рисунков
25. Построение между образовательными учреждениями разных уровней, типов и вариантов взаимодействия, при котором обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, строится взаимодополняемая система психолого-педагогического сопровождения образования ребенка и его семьи, называется:
а) инклюзивная образовательная вертикаль
б) инклюзивная образовательная горизонталь
в) инклюзивная образовательная параллель
26. Отношения педагога и ученика с ОВЗ и инвалидностью должны строиться:
а) на основе сотрудничества и эмпатии
б) на принципе оберегания
в) с учетом возрастных особенностей
27. На второй ступени инклюзивной вертикали воспитание и социализация ребенка
ограниченными возможностями здоровья осуществляются в рамках:
а) общеобразовательной средней школы
б) дошкольных учреждений
в) семьи
28. Завершающим уровнем инклюзивной вертикали становится этап:
a) профориентации выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья в сфере возникновение профессиональных интересов и выборов
б) сопровождения комплексными психолого-педагогической диагностикой и коррекционной помощи для адаптации в среде здоровых сверстников
в) ранней интеграции детей с нарушениями в развитии в детские дошкольные учреждения
29. К ключевым компетенциям выпускника с ОВЗ и инвалидностью не относятся:
а) коммуникация
б) умения проводить операции с числами
в) навыки работы в команде
г) уступчивость
30. Создание системы полисубъектного взаимодействия предполагает создание:
а) инклюзивной горизонтали
б) инклюзивной вертикали
31. Развитие ребенка с ОВЗ и инвалидностью проходит по тем же закономерностям, что и:
а) взрослого человека
б) нормально-развивающегося ребенка
в) умственно отсталого ребенка
32. Начальным уровнем инклюзивной вертикали становится период:
a) юности
б) раннего детства
в) младшего школьного возраста
33. Принцип выбора родителей как принцип инклюзивного обучения:
а) означает, что родители могут сами выбирать, чему и как учить их детей с ОВЗ
б) право родителей выбирать учителя и программу обучения
в) означает, что родителям предоставлено право выбора для своих детей с ОВЗ места, способа и языка обучения
34. Непрерывная вертикаль инклюзивного образования реализуется при соблюдении условий: ребенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишён общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления. Выберите название условия:
а) комплексность непрерывность
б) шаговой доступности
в) единства, целей
35. Как называются дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве?
а) дети с ограниченными возможностями здоровья
б) дети с отклонениями в развитии
в) дети с особыми образовательными потребностями
36. Определите, о каком условии непрерывной вертикали инклюзивного образования идет речь: все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и по видовому многообразию; информация о развитии ребенка на каждой ступени образовательной вертикали будет фиксироваться в его индивидуальной карте («карта развития»).
A) преемственности
Б) профессиональной компетентности
B) шаговой доступности
37. Кто из специалистов психолого-педагогического сопровождения участвует в разработке адаптированной основной образовательной программы в соответствии с рекомендациями ПМПК:
а) только педагогический состав
б) педагоги и профильные специалисты (члены ПМПк)
в) все специалисты сопровождения и родители ребенка с ОВЗ
38. Подход предполагающий, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, называется:
А) расширение доступа к образованию
Б) интеграция
В) мэйнстриминг
39. К методам педагогического изучения детей с ОВЗ и инвалидностью не относится:
а) анализ работ
б) беседа
в) энцефалография
г) педагогическое наблюдение
40. Согласно концепции СФГОС, какой из компонентов рассматривается в структуре образования обучающихся с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации настоящем и будущем:
а) компонент «жизненной компетенции»
б) «академический» компонент
41. В СФГОС выделено образовательных областей:
а) 4
б) 6
в) 8
42. Что не обязано обеспечить образовательное учреждение для включенного в среду ребенка с ОВЗ:
а) реализацию специальных условий получения образования, рекомендованные ПМПК
б) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение в части социальной адаптации
в) полное усвоение образовательной программы, реализуемой образовательным учреждением
43. Определите, о какой из образовательных областей СФГОС идет речь: знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением:
а) естествознание
б) искусство
в) обществознание
г) физическая культура
44. Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ и инвалидностью предполагает:
а) создание специальных условий
б) разработку специальных методов обучения и программ
в) специальный подбор преподавателей
Источник
Основные понятия
В ст. 2, п. 16 ФЗ закона об образовании № 273 от 29.12.2012 г. говорится:
«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий»
Относительно инвалида определение дано в ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в РФ». Там в ст. 1 говориться:
«Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Ответы на основные вопросы
Вопрос | Ответ | Выдержка из нормативного документа |
Кто присваивает статус ОВЗ? | ПМПК. | «….статус обучающегося с ОВЗ — психолого-медико-педагогическая комиссия, деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
Кто присваивает статус ребёнка-инвалида? | МСЭ | «Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. ….» (ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в РФ») «Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы…» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
Всегда ли ребёнок-инвалид является ребёнком ОВЗ? | Нет | «Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он — не обучающийся с ОВЗ, и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании).» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
Может ли ребёнок-инвалид быть и ребёнком ОВЗ и наоборот? | Да | «Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в которой в разделе, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки.»(Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) «Инвалид (ребенок-инвалид) может быть приравнен по правовому статусу к лицу с ОВЗ в случае подтверждения заключением ПМПК наличия у инвалида (ребенка-инвалида) физических, психических, интеллектуальных, сенсорных и (или) других нарушений, обуславливающих его особые образовательные потребности, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Таким образом, инвалид (ребенок-инвалид), которому для получения качественного доступного образования с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья необходимо создание специальных условий, должен пройти обследование ПМПК и получить соответствующее заключение.» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
На основе какой программы должен обучаться ребёнок, имеющий статус инвалид и/или ОВЗ?
Статус ребёнка | Наименование программы | Выдержка из нормативного документа |
ОВЗ | АОП или АООП | «адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ст.2, п. 26 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012) «Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам….» (ст. 79, п.2. ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012) |
Инвалид | ООП | Чёткого ответа на этот вопрос в нормативно-правовых документах я не нашла, поэтому высказываю тут своё мнение, которое сформировалось у меня на основе всего описанного в этой статье. Если ребёнок-инвалид не имеет отклонений в физическом и (или) психологическом развитии, то обучение ребёнка осуществляется по ООП в соответствии с ИОМ (по необходимости). При этом ИОМ составляется с учётом ИПРА. Обучение ребёнка, если у него только статус инвалида, по АООП или АОП происходить не может, т.к. рекомендации по программе обучения даёт ПМПК. Об этом говорится в приказе Минобрнауки РФ от 20.09. 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в п.21. Там сказано: «В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: …рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.» |
Инвалид и ОВЗ | АОП или АООП | «Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.» (ст. 19 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012) |
Что делать, если в детский сад пришёл ребёнок-инвалид без статуса ОВЗ?
- Специалисты ППк проводят комплексную психолого-педагогическую диагностику ребёнка.
- По результатам диагностики определяют необходимость направления ребёнка на ПМПК.
- В случае, если необходимости направлять ребёнка на ПМПК нет, то ребёнок обучается по ООП.
- Если специалисты ППк видят необходимость направить ребёнка на ПМПК, то выписывают направление и после прохождения ребёнком ПМПК его обучение осуществляется по программе, рекомендованной ПМПК.
Источник
Ограничения нормального образа жизни, хронические заболевания, вследствие которых нарушена какая-либо функция организма – довольно тяжелая ноша для человека, особенно, если страдает маленький ребенок. Узнаем, какие существуют отличия детей-инвалидов от детей с ОВЗ.
Понятие «дети-инвалиды»
К категории инвалидов относятся малыши, которые не достигли совершеннолетия, имеющие стойкое нарушение какой-либо функции организма. В ст. 54 Семейного кодекса РФ указано, что у инвалида существуют дефекты, патологии или последствия травм, которые ведут к ограничению жизнедеятельности и утрате осознания своего места в обществе:
- потере возможности двигаться, отсутствию контроля за своим поведением, невозможности обучения;
- полной или частичной потере возможности осуществлять самообслуживание.
Медико-социальная справка об инвалидности оформляется по заключениям медицинских учреждений государственной, областной, городской направленности. Решение составляют в 2 экземплярах. Одно остается в организации, другое передают в территориальное отделение социальной защиты по месту жительства малыша. Справка содержит информацию о присвоенной группе инвалидности, включает рекомендации, как ухаживать за инвалидом.
Правительство установило список болезней, травм, при которых лицу присваивают инвалидность. Ее можно получить при неуказанных патологиях, если доказать, что они препятствуют нормальной жизнедеятельности человека.
Понятие «Дети с ограниченными возможностями»
При ограниченных возможностях дети отличаются определенными нарушениями в физическом или психоэмоциональном развитии. Отклонения препятствуют больным получить образование и функционировать без обеспечения особых условий. ОВЗ – наиболее простая форма нарушений. С ней малыш не целиком ограничен в жизнеспособности, лишь нуждается в обеспечении определенных условий.
Как Вы относитесь к совместному обучению обычных детей с детьми инвалидами?
При термине «ОВЗ» лица характеризуются следующими особенностями:
- нарушение зрения;
- проблемы с функционированием органа слуха;
- дефекты речи;
- заболевания опорно-двигательной системы;
- аутизм;
- отклонения в умственном развитии, приводящие к отсталости по сравнению со сверстниками;
- нарушения в психическом развитии.
Для обеспечения специальных условий при обучении лиц необходимо решение психолого-медико-педагогической комиссии. Ребенок с ОВЗ способен обучаться, вливаться в коллектив, но при помощи вспомогательных аппаратов или специальных программ.
«У таких малышей есть шанс на получение достойного будущего. Они могут окончить школу, средне-специальные учреждения и адаптироваться к жизненным обстоятельствам».
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница
Понятия не являются тождественными, разница существует. Дети-инвалиды чаще всего получают образование в общеобразовательных учреждениях, лица с ОВЗ – в коррекционных школах.
Около 80% детей с ограниченными возможностями имеют умственные отклонения, отличаются задержкой психического развития, отсталостью. У инвалидов меньше такого рода нарушений.
Главной особенностью присвоенного статуса инвалидности является то, что получив в детстве категорию, он может претендовать на пенсионное обеспечение не только до совершеннолетия, но и в будущем. Если достигнув 18 лет, подростку также присвоили группу, то он будет считаться больным, имеющим инвалидность с детства. У него есть право получать повышенные государственные начисления, приравненные к первой категории.
Очередное различие в том, что малыши в будущем могут претендовать на предоставление инвалидности, если их заболевание будет развиваться. Но если группу присвоят после достижения 18-летия, то статус «инвалид с детства» он не получит.
«Лицу с ОВЗ не предоставляют денежной помощи от государственных властей, пенсий, как инвалидам».
Является ли ребенок-инвалид ребенком с ОВЗ
Если малыш имеет серьезную патологию и отклонения, но ему не предоставили инвалидность, то он признается больным с ОВЗ. Одновременно с этим, они могут получить группу инвалидности. Малыш, которому присвоили статус, не может быть отнесен к разряду ОВЗ. Это также является отличием.
Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Чтобы обучить детей с ОВЗ, для них разработали специальные программы. Малышей разделяют на небольшие группы со схожими ограниченными возможностями, недостатками и обучают их.
Дошкольников в детском саду мотивируют в игровых формах обучения. Школьникам позволительно обучаться в домашних условиях. Если ребенок может получать знания, но при создании специальных условий, то инвалидность ему не дадут.
Чтобы обучить детей с ограниченными возможностями, необходимы особые подходы. Они нуждаются в большем внимании. Современные методики им не помогут. Для работы с лицом в дошкольном учреждении применяется индивидуализация, учитываются особенности каждого малыша. Дошкольники нуждаются в мотивации, их нужно заинтересовать, чтобы они тянулись к знаниям и хотели развить творческие способности и навыки.
Существуют некоторые методики обучения ребенка с ОВЗ:
- Методика проектов. Он направлен на повышение интереса к процессу и формированию позитивной мотивации к образованию.
- Индивидуальная программа обучения малыша. Методики разрабатывают на основании всех особенностей малыша – физических, интеллектуальных. Медико-педагогическая комиссия очень важна для определения личностной направленности в обучающей сфере.
- Психолого-педагогическая диагностика состояния лица с ОВЗ. Результаты проведения пригодятся в процессе взаимодействия с психологом.
- Дошкольное образование. В ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» указывается, что каждый гражданин страны имеет право на доступное получение знаний. Там же введено понятие «инклюзивного образования». Оно характеризуется обеспечением одинакового доступа к обучению для всех детей и подростков с учетом разнообразия особых потребностей в образовании и их личностных особенностей и возможностей.
- Интегрированная обучающая деятельность для малышей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей много особенностей, которые отличают их от здоровых. У них заниженная самооценка, обостренно восприятие, они часто держатся поодаль от общественных групп и скоплений людей. Поэтому учителя и педагоги не только обучают детей различным предметам, но и занимаются их воспитанием.
- Сопровождение учителей при осуществлении инклюзивного обучения. Это означает, что процесс получения знаний детей проходит в обычных школах вместе со здоровыми сверстниками.
Ребенок-инвалид может обучаться в обычной школе, и заведение не вправе отказать принять его. Но дополнительных условий для них не создается. Для них не разрабатывают отдельных программ, они учатся наравне с другими школьниками, ни в чем не ограничивают.
Заключение
Для установления статуса инвалидности и присвоения малыша к категории ОВЗ требуется прохождение медицинской комиссии, которая выдаст заключение о состоянии здоровья и развития малыша. Несмотря на то, что многие объединяют два понятия в одно, их нельзя назвать тождественными. Различия описаны в материале.
Источник