Развитие ребенка с особыми нуждами

Светлана Лебедева
Ребенок с особыми образовательными потребностями

Консультация для родителей

«Ребенок с особыми образовательными потребностями»

Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие.

Появление этого термина свидетельствует о взрослении нашего общества — оно поворачивается лицом ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок с ограниченными возможностями или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию.

В настоящее время вытесняется понятие аномального ребенка, ребенка с нарушениями в развитии, ребенка с отклоняющимся развитием. Общество больше не делится на «нормальное» большинство и «ненормальное» меньшинство.

Границы между нормальным и аномальным ребенком призрачны, ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии. К тому же в особых условиях обучения нуждаются не только дети с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под специфические социальные и культурные условия.

Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными.

Итак, что же подразумевает термин «дети с особыми образовательными потребностями»?

Новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним.

Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины «аномальные дети», «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в развитии» и конкретизирующие их термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека.

Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.

Термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин важен потому, что он ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном ребёнке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социокультурными факторами.

Несмотря на то, что данный термин появляется в России позже, чем в США и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина «дети с особыми нуждами» («Children with Special Needs»). Содержание термина «дети с особыми образовательными потребностями» отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребёнка с нарушениями в развитии как ребёнка, нуждающегося в «обходных путях» достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования.

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии.

Дети с особенностямипсихофизического развития разделяются по следующим категориям:

– с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);

– с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);

– с нарушениями интеллекта (умственно отсталые, с задержкой психического развития);

– с речевыми нарушениями;

– с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

– со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие, слепоглухонемые и др.);

– с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом.

Логичным и обоснованным может быть принято определение, которое дает французский ученый Г.Лефранко: «Особые потребности – это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал».

Ярким событием для мирового педагогического сообщества является прошедшая под эгидой ЮНЕСКО в 1994 г. в Испании (г. Саламанка) Всемирная конференция по образованию лиц с особами потребностями. В итоге в педагогику введен термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования. Сегодня можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ООП в образовательном процессе обычных образовательных учреждений, но в большей мере перестройку системы массового образования и учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения образовательных потребностей всех категорий детей.

Если мы говорим об инклюзивном образовании, то имеем в виду, прежде всего, особые образовательные потребности у детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии.

Инклюзивное образование – это система образовательных услуг, которая базируется на принципе обеспечения основного права детей на образование и права обучаться по месту проживания, что предусматривает обучение в условиях общеобразовательного учебного заведения.

Сторонники этой образовательной системы считают, что таким образом дети будут наилучшим образом подготовлены к реальной жизни. А скептики опасаются, что на педагогов будет розложена слишком большая ответственность за детей с ООП в то время, как сами педагоги не будут иметь соответствующей подготовки и необходимых ресурсов. И это приведет к тому, что детям с особенностями развития будет уделяться гораздо больше внимания, чем обычным детям – а значит общий уровень образования снизится.

Читайте также:  Консультация закаливание и физическое развитие ребенка летом

Современные научные представления позволяют выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития.

• Время начала образования – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. (Так, если нарушение слуха или зрения ребенка выявлено в конце первого месяца его жизни, то немедленно должно начинаться и специальное обучение. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии, все усилия взрослых направляются исключительно на попытку лечения ребенка, реабилитацию средствами медицины.)

• Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. (Например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально-бытовой ориентировке для слепых, слепоглухих и умственно-отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.)

• Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка. (Например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т. п. ;

• В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

• В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.

• В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др., во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.

Особая организация обучения.

– К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные среды, например дети с ранним детским аутизмом нуждаются в создании особого структурированного обучения.

– Необходимо максимально расширить образовательное пространство за пределы специального образовательного учреждения, интегрировать ребенка в общество.

– Большая продолжительность процесса образования и выход его за пределы школьного возраста.

– Согласованное участие разных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечение к процессу воспитания и обучения родителей ребенка.

Дети с нарушениями — это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Появление термина «ребенок с особыми образовательными потребностями» подчеркивает важность такого подхода.

Источник

Ольга Филиппова
Консультация «Развитие мышления у детей с особыми нуждами»

Развитие мышления у детей с «особыми нуждами».

Подготовила:

учитель-дефектолог ГБУ СО “ЦППМС” г. Саратов Филиппова О. Ю.

Ранняя диагностика и исправление недостатков развития ребенка становятся все более актуальной проблемой педагогики и специальной психологии. Статистические исследования показывают постоянное увеличение числа детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, развития и поведения. Их количество в мире и в России сейчас вдвое превышает цифру, предсказанную десять лет назад Всемирной организацией здравоохранения. Эти дети нуждаются в коррекционно-компенсаторной и реабилитационной работе. Условно их принято объединять в группу детей «с особыми нуждами». Среди них есть дети с задержкой психического и речевого развития, сенсорными и двигательными дефектами, «разлаженным поведением». Особую группу составляют дети со сложными, комплексными нарушениями развития, у которых имеются несколько отклонений или заболеваний, например, сочетание отставания в умственном развитии с тяжелыми нарушениями речи, слуха, зрения и т. п.

Современная дефектология уделяет повышенное внимание проблемам комплексной помощи. Одним из примеров такой помощи являются коррекционные занятия по развитию познавательной деятельности детей, важнейшим звеном которой является мышление.

Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесс отражения объективной действительности в понятиях, «умозаключениях». Мышление неразрывно связано с практической деятельностью человека. Оно позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

Выделяют следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Обычно дети от природы «запрограммированы» на обучение и развитие. Во время игры, общения с родителями и детьми они постоянно исследуют и изучают мир, перерабатывая поступающую к ним информацию и получая таким образом новые знания о мире. Ребенок живо откликается на все новое. Ему интересно учиться, пробовать, рисковать, применять полученные знания и навыки в различных ситуациях.

Для детей с «особыми нуждами» все обстоит не так гладко. Чтобы учиться и развиваться, всем им в той или иной степени необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. Их требуется «подталкивать», чтобы помочь им применить уже освоенный навык в новых условиях или подняться на новый уровень развития. Таким образом, родители «проблемного» ребенка должны хорошо понимать, на какой стадии развития находится их ребенок и каковы его ближайшие задачи, чтобы иметь возможность шаг за шагом вести его к полноценному осуществлению его потенциала. Следует понимать необходимость (желательность) постоянного присутствия рядом с ребенком его родителей или наставников, учителей. От возможности осуществления этого обстоятельства зависит успех всего педагогического процесса.

Читайте также:  Образец составления индивидуального маршрута развития ребенка

Родители по отношению к ребенку занимают уникальное положение. Они больше, чем другие, находятся с ним рядом и знают его лучше, чем кто-либо иной. Занимайтесь с ребенком, когда он бодр и энергичен, не устал, не голоден, когда у вас есть время, энергия и энтузиазм для занятия. Выберите время, когда вас не отвлекают посторонние дела и маловероятно, что вам помешают.

Мышление – это процесс, развитие которого происходит с первых месяцев жизни ребенка. Следует всегда помнить, что действия, которые нам кажутся простейшими, для ребенка с особенностями в развитии крайне сложны и непонятны.

Не пытайтесь обучить ребенка новому виду деятельности за один прием. Например, если вы хотите научить его есть ложкой, начните с того, чтобы набирать на ложку еду. Потом учите его подносить ложку ко рту (можете использовать метод «рука в руке», т. е. водить рукой ребенка). Когда ребенок уже справляется с этим, учите его опускать ложку в тарелку за новой порцией еды. Когда вы осваиваете с ребенком использование ложки, начинайте с блюд вроде йогурта, которые сами удерживаются на ложке, а «сложные» кушанья, например суп, оставьте на потом.

Такие знакомые действия, как ежедневный прием пищи, умывание, одевание и есть практическая сторона мышления.

Если вы хотите научить ребенка умываться, можно использовать метод «прямой последовательности». Пусть ребенок сам подставит ладошки под струю воды, а родитель, взяв его за руки, сделает все остальное. Постепенно ребенок научиться подносить мокрые руки к лицу, умываться и вытираться полотенцем.

Если ребенок строит башню из кубиков, пусть положит первый кубик, а взрослый продолжит строительство. В следующий раз ребенок может сам положить на нижний кубик еще один, а остальное достроит взрослый. Поощряйте его класть все больше кубиков, пока он не сумеет выстроить башню целиком.

При оценке познавательной деятельности детей существуют четкие возрастные нормы, но когда речь идет об «особенных детях», чрезвычайно важен индивидуальный анализ возможностей малыша. Каждый «особенный ребенок» развивается по- своему. Следите за тем, на каком уровне развития находиться именно ваш ребенок и предлагайте ему только такие задания, которые он в силах выполнить. Если ему предложить задания, в которых у него мало шансов на успех, он испытает досаду, начнет скучать и, следовательно, потеряет интерес к самому процессу.

Дети с «особыми нуждами» чаще всего не испытывают особой тяги к экспериментированию с игрушками и изучению окружающего мира, их сложно заинтересовать. Успех зависит от того, найден ли удачный способ обучения. Например, класть предметы в коробку – важное умение, но не слишком увлекательное. А можно бросать прыгающие мячики в коробку или класть в нее предметы, издающие при ударе интересные звуки. Если ребенок любит смотреть на разноцветные движущиеся предметы, лучше использовать разноцветные шарики небольшого размера. Их можно использовать следующими способами:

– класть в коробку

– выкладывать различные фигуры

– соблюдать очередность цветов

– тренироваться в различении цветов

Предоставьте ребенку возможность исследовать окружающий мир со всех его сторон. Если ваш ребенок не может передвигаться самостоятельно, носите его по комнате, подносите к окну, усаживайте в угол, загляните под стол. Разнообразьте позы ребенка во время сна и еды.

Практически все наши действия – это отражение причинно-следственных отношений,например:

«говорящие книги», которые начинают светиться или издавать звуки при нажатии на кнопку,

-книги с «встающими» картинками,

– детские клавишные инструменты

Чрезвычайно важно усвоение понятий с соотношениями предметов. Покажите малышу, как можно поставить меньший предмет на больший и как весело потом обрушить получившуюся башню. Большой интерес у детей вызывает игра «стаканчики».

Первоначальный вид развития мышления – это наглядно – действенный вид. Сначала дети учатся осознавать сходство и различие реальных предметов, затем распространяют свой навык на изображения (наглядно-образный вид) и лишь затем овладевают абстрактными понятиями (словесно-логический вид).

Очень важны занятия по подбору реальных сложных предметов. Перед ребенком кладется набор хорошо знакомых ему предметов (яблоко, мяч, ложка, затем поочередно дается один из аналогичных предметов второго набора – «Найди пару».

После усвоения описанного вида деятельности можно переходить к поиску сложных предметных изображений, затем по сходству очертаний.

Следующим видом учебы может быть выбор предметов по признакам и называние предметов. Попросите ребенка выбрать из группы предметов определенный объект (машина, книга, чашка – «дай машину»). Тренируйтесь сначала с реальными предметами, затем с картинками. Далее, вместо названия предмета называйте его цвет, форму или размер (игра «Магазин»).

Следующий этап – сортировка и группировка предметов. Вначале предметами сортировки могу служить игрушки, книги, одежда и посуда. Как и ранее, целесообразно начинать с реальных предметов, затем перейти к изображениям предметов. В дальнейшем рассматриваются игры «дарите картинки», «что к чему».

Читайте также:  Книги для развития речи у ребенка купить

Необходимо соблюдение последовательности учебных методик. Работу следует начинать с простого чередования цветов, форм, размеров.Значительно позже можно говорить о последовательности событий: «Что за чем?», «что в начале, что потом». После усвоения основных лексических понятий, выработке умения их классифицировать, можно переходить к заданиям «четвертый лишний».

Подводя итог занятию и обобщая все вышесказанное следует еще раз подчеркнуть, что успех в улучшении мышления, как основы познавательной деятельности, приобретении навыков и умений, столь необходимых в жизни детей с «особыми нуждами» может быть достигнут только постоянными, упорными совместными усилиями родителей и направляющих их специалистов.

Источник

Слайд 1

Особенности семейного воспитания детей с особыми нуждами

Слайд 2

Дети с особыми нуждами (дети со специальными потребностями в обучении) — дети, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты.

Слайд 3

Каждая из семей, в которой есть ребенок с особыми нуждами, воспитывает и обучает его по – разному.

Слайд 6

Целью семейного воспитания особенного ребенка является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

Слайд 7

Семейное воспитание имеет и свои принципы . Наиболее общие из них: – гуманность и милосердие к растущему человеку; – вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников; – открытость и доверительность отношений с детьми; – оптимистичность взаимоотношений в семье; – последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); – оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Слайд 8

Содержание семейного воспитания особенного ребенка должно охватывать все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни. Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание . И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание.

Слайд 9

Периоды жизненного цикла семьи: рождение ребенка; дошкольный возраст ребенка; школьный возраст ребенка; подростковый возраст ребенка; период «выпуска»; постродительский период.

Слайд 10

Дети с умственной отсталостью. Рождение ребенка с интеллектуальным дефектом дестабилизирует психологическое состояние родителей. В бытовом сознании это событие часто воспринимается как признак наличия несвойственных человеку характеристик «Он не такой, как все», «Он не похож на нас, значит, он чужой».

Слайд 11

Особенности поведения родителей: неумение создавать ситуацию совместной деятельности; неэмоциональный характер сотрудничества; неадекватность позиции по отношению к ребенку и неадекватный стиль воспитания; недостаточная потребность в общении с ребенком.

Слайд 12

Дети с детским церебральным параличом. Наиболее фрустрирующими психику родителей детей с ДЦП являются двигательные расстройства. Во-первых, они сопровождаются внешней уродливостью: обезображенная фигура ребенка, гримасы, характерные нарушения речи, модуляции голоса, постоянная саливация. Во-вторых, обездвиженность или особые трудности при передвижении предполагают необходимость постоянной физической помощи больным детям, постоянного ухода за ними, что требует от самих родителей особых усилий.

Слайд 13

Преобладающий стиль воспитания – гиперопека. Такое отношение к ребенку сопровождается возникновением у родителей эмоционально-волевых проблем (тревожности, фрустрированности ), матери фиксируются на физической и психической беспомощности их детей. Среди семей, воспитывающих детей с двигательной патологией, существуют и такие, в которых имеет место эмоциональное отвержение больного ребенка, проявляющееся в жестоком обращении.

Слайд 14

Модели семейного воспитания «особенного ребенка». «охранительного воспитания»; «равнодушного воспитания».

Слайд 15

Аутичные дети. Травмирующим фактором, влияющим на эмоциональный статус родителей, является нарушение способности ребенка к установлению адекватного контакта с окружающим социумом и с ними лично . Родители тяжело страдают из-за отсутствия потребности у ребенка к адекватному контакту (прижаться, приласкаться к матери или отцу, посмотреть им в глаза, побеседовать). Особая недостаточность энергетического потенциала ребенка травмирует личность родителя, повышает его собственную ранимость и часто превращает родителя в эмоционального донора .

Слайд 16

Дети с недостатками речевого развития Проблемы речевого развития ребенка выступают как фактор, снижающий возможности социального общения ребенка. Такой ребенок может рассматриваться родителями как имеющий меньшие социальные перспективы в будущем.

Слайд 17

Предметом особого беспокойства для родителей детей с нарушениями зрения являются трудности пространственной ориентировки детей, вследствие чего транспортная проблема становится одной из наиважнейших. Они постоянно тревожатся о том, как их дети смогут преодолевать эту проблему самостоятельно.

Слайд 18

Модели семейного воспитания: гиперопека; противоречивое воспитание; воспитание по типу повышенной моральной ответственности; авторитарная гиперсоциализация ; воспитание в «культе» болезни; модель «симбиоз»; модель «маленький неудачник» ; гипоопека; отвержение ребенка .

Источник