Развитие ребенка с ослабленным зрением

Развитие ребенка с ослабленным зрением thumbnail

Дети с проблемами остроты зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению, чем те, кто видит хорошо. Прежде всего, это проявляется компенсаторным развитием других органов чувств, позволяющих познавать мир – осязания, слуха. В зависимости от степени ослабления зрения методики донесения знаний до них будут различаться.

Виды нарушений зрения

Особенности развития детей с нарушениями зренияНарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера. Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (пример – косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.). Органические же поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).

Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и др.

По причине, вызвавшей нарушения зрения их классифицируют на:

  • Врожденные – если повреждающий фактор действовал в период внутриутробного развития плода (чаще инфекции и метаболические расстройства);
  • Наследственные – когда заболевание глаз передается из поколения в поколение (например, дальтонизм, катаракта, глаукома и др.);
  • Приобретенные – если причина действовала после рождения ребенка (инфекции, травмы и др.).

По степени снижения остроты зрения детей разделяют на слабовидящих, с остаточным зрением или тотально слепых.

Особенности развития детей с нарушениями зрения

Благодаря зрению человек получает до 90% информации об окружающем мире. Поэтому, когда этот орган чувств выпадает, информация к ребенку преимущественно поступает через слух и осязание. Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются несколько иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы. В воспитании таких детей важную роль играет регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.

Снижение остроты зрения кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Слепые дети могут неправильно понимать слова, так как слабо соотносят их с реальными предметами, которые эти слова обозначают.

Огромную роль в развитии детей с нарушением зрения играет физическая активность. При воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют зрение. Важно учитывать рекомендации офтальмолога и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей. Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках.

Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.

Подбирать игрушки для маленьких детей с плохим зрением нужно крупные, яркие, с фактурной поверхностью (стимулирует развитие осязания и остаточное зрение), особенно интересны им музыкальные игрушки и те, которые издают определенные звуки.

В семье слабовидящий ребенок должен быть вовлечен в процесс реализации внутрисемейных обязанностей и выполнять их по мере возможности. Не нужно ограничивать его контакты с нормально-видящими детьми.

Психофизическая характеристика детей с нарушением зрения

В развитии слепого дошкольника можно выделить 3 общие закономерности:

  • Такой ребенок несколько отстает в физическом и умственном развитии по сравнению со зрячим сверстником, так как активность в отношении освоения окружающего мира у него ниже;
  • Периоды развития слепого ребенка не совпадают с таковыми у зрячих. Это происходит до тех пор, пока другие органы чувств не выработают механизмы компенсации отсутствия нормального зрения;
  • Для развития слепого ребенка характерна диспропорциональность – одни стороны личности развиваются быстрее (речь, мышление), а другие – медленнее (овладение пространством, движения).

Важная характеристика детей с нарушениями зрения – из-за недостаточного развития координации движения слепые дошкольники неуклюжие и недостаточно уверенные. Так, при врожденной слепоте отставание в формировании навыка ходьбы может составлять 2-3 года. Импульсивность дошкольников на том же уровне, что и зрячих, но ввиду отсутствия достаточной координации импульсивность проявляется резче и ярче.

Профилактика нарушений зрения у детей

Методы профилактики нарушений зрения у детейЧтобы надолго сохранить хорошее зрение, необходима профилактика его нарушений у детей. Заниматься этим следует с первых месяцев жизни малыша. Так, первый визит к офтальмологу здоровый ребенок должен совершить вместе с мамой в возрасте 1 месяца. Врач осуществит диагностику возможных врожденных проблем с органом зрения и даст рекомендации по профилактике нарушений зрения у детей. В возрасте 2-3 лет можно уже проверить по специальным таблицам остроту зрения. Ранняя диагностика позволит избежать в будущем многих проблем с учебой в школе.

Читайте также:  Игры для развития ребенка полутора лет

Обучение детей с нарушениями зрения должно учитывать рекомендации окулиста. Абсолютно слепые дети могут посещать специализированные детские сады и обучаться в школах-интернатах для слепых и слабовидящих. Возможно получение среднего образования на домашнем обучении. При остаточном зрении обучение детей с нарушениями может проводиться с применением специального оборудования и пособий.

Если ребенок умеет читать, он должен обязательно соблюдать правила гигиены чтения – не читать лежа, делать перерывы около 3-5 минут, выполняя специальную гимнастику для глаз. Также врачи рекомендуют ограничить просмотр телевизора и время компьютерных для игр.

Видео с YouTube по теме статьи:

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Человек воспринимает мир через осязание, зрение и слух. Некоторые дети рождаются с патологиями органов зрения. Это отражается на их способности знакомиться с окружающей средой и дальнейшем развитии. Для успешной адаптации такого ребенка во взрослой жизни необходимо уделить особое внимание его развитию и воспитанию.

дети с нарушением зрения

Виды нарушений зрения

Все нарушения зрения делятся на функциональные и органические. К функциональным относятся амблиопия (снижение зрения не регулируемое оптически) и косоглазие, которые могут поддаваться исправлению. Органические нарушения – патологии структуры глаза и других частей зрительной системы. Они могут приводить к остаточному зрению, слабовидению, слепоте.

Согласно международной классификации нарушений зрения, если острота лучше видящего глаза после оптической коррекции менее 0,3, то это низкое зрение. Если острота зрения ниже 0,05, то человек считается слабовидящим. Если острота зрения ниже 0,02, то такие люди официально признаются слепыми. Дети с остаточным зрением, слабовидящие и слепые обучаются в специализированных заведениях.

Особенности развития

На психике ребенка сказывается время формирования зрительной патологии, ее тяжесть, наличие сопутствующих заболеваний, эффективность лечения и ситуация в семье. Чем раньше появляется дефект зрения, и чем более он выражен, тем сильнее нарушается психическое развитие.

У детей с нарушением зрения на формирование личности оказывают влияние физиологические и социальные факторы: гипо- и гиперопека, неблагоприятное социальное окружение или условия семьи, ограниченная возможность доступа к общению и получению информации. Таким детям тяжело ориентироваться в пространстве, из-за этого они ведут малоподвижный образ жизни. Это, в свою очередь, вызывает слабость мышц (мышечную гипотонию). Для развития навыков ориентирования в пространстве надо постоянно тренировать сохранившиеся анализаторы (восприятие вибрации, слух, тактильную и кожно-кинестетическую чувствительность).

Особенность развития грудничков с нарушением зрения – отсутствие хватательного рефлекса. Такие дети не тянутся к предметам, поздно начинают ползать, стоять и ходить. Опасаясь ушибов головы, малыши ползают ногами вперед. Навык ходьбы у них формируется на 2-3 года позже, чем у сверстников. Отсутствие нормальной возможности исследовать окружающее пространство иногда вызывает задержку речевого развития.

У многих детей с нарушением зрения речь нормально развита, но сужена сфера познавательной деятельности, активного общения, подражания. Часто незрячие используют в речи много слов, значения которых не знают. Поэтому при обучении таких детей надо уделять внимание практическому использованию приобретенных навыков и знаний, по возможности применять наглядность.

У детей с нарушениями зрения важным органом восприятия окружающего мира являются руки. Поэтому необходимо развивать пальцевой, ладонный, кистевой способы восприятия. Незрячие дети старшего возраста должны уметь считывать тактильно рельефно-графическое изображение.

При слабовидении и слепоте дети воспринимают меньше признаков и свойств предметов, чем их сверстники с нормальным зрением. Снижение восприятия цвета, целостности и полноты картины, низкая скорость восприятия затрудняют познание окружающего мира в целом. Из-за этого дети с нарушением зрения отстают в развитии.

Зрительная сосредоточенность и дифференцировка у слабовидящих снижены. Они медленно запоминают информацию, при этом сильно утомляются. Зато, если они запомнили что-то, то это надолго сохраняется в их памяти. Зрительная память у слепых отсутствует, а у слабовидящих ослаблена. У детей с нарушением зрения отсутствует или затруднена возможность зрительного контроля. Им приходится запоминать информацию об ориентирах в пространстве, о том, где находятся предметы.

У слепых и слабовидящих детей снижены интересы, потребности, мотивационная сфера, активность. В то же время нарушение зрения не оказывает влияния на их убеждения, мировоззрение, темперамент, характер.

развитие детей с нарушением зрения

Образование

Система образования для слабовидящих и слепых детей охватывает все возрастные группы. Существуют дошкольные и школьные учреждения. В дошкольных учреждениях не только воспитывают ребенка. Там также проводят лечебно-восстановительные мероприятия, развивают зрительные функции, двигательную и познавательную сферы, личность ребенка в целом.

Школьные учреждения для слабовидящих и слепых детей – школы-интернаты, в которых дают среднее образование. В таких школах низкая наполняемость классов – 10-12 человек. Кабинеты оборудованы специальной техникой. Используются особые приемы и методы обучения, например, наглядные пособия большого размера с высоким контрастом и четким изображением. При обучении строго соблюдаются гигиенические требования для зрительной работы.

Читайте также:  Скачать диагностика психического развития ребенка

В старших классах много внимания уделяется профориентации, чтобы ученик выбирал профессию, учитывая особенности своего здоровья. Проводятся занятия по социальной реабилитации, на которых детей готовят к самостоятельной жизни в обществе. С этой целью в школьную программу включены уроки по лечебной физкультуре, домоводству, пространственному ориентированию. Основная задача спецшколы – коррекция нарушений зрения, развитие полноценной личности, обеспечение среднего образования (такого же уровня, как и в обычной школе), проведение трудовой подготовки и развитие индивидуальных способностей ребенка.

Дети с нарушением зрения нуждаются в повышенном внимании и заботе. Их развитие замедленное, по сравнению со здоровыми сверстниками. Правильный домашний уход за таким ребенком и обучение в специализированном учреждении помогут ему максимально подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни.

Источник

Дети с нарушением зрения: особенности развития и примеры занятий

Кратковременные движения глаз за движущимися предметами отмечаются уже в первые недели жизни ребенка. Если в возрасте 3-4 месяцев он все еще не фиксирует взгляд на ярких неподвижных предметах (обычно это проявляется к двум месяцам), то необходимо отнестись внимательно к состоянию зрения малыша.

Причины нарушения зрительной функции

Патологии у новорожденных могут быть связаны не только с остротой зрения, но также с периферическим и стереоскопическим зрением, цветоощущением, адаптацией к изменению освещения.

В появлении тех или иных зрительных нарушений большую роль играет наследственность, патология беременности, родов, или раннего послеродового периода. Нередко нарушения зрения сочетаются с патологией центральной нервной системы.

Частичная атрофия зрительных нервов, ретинопатия недоношенных, врожденная катаракта или глаукома — требуют тщательного обследования, серьезного врачебного наблюдения и лечения.

Как определить, что у ребенка проблемы со зрением

Нарушение зрения у детейДети с нарушением зрения получают от окружающего мира недостаточно стимулов и информации, необходимых для его полноценного развития. Может быть снижена двигательная активность малыша, обеднена его эмоциональная сфера. Это отмечается не сразу, так как примерно до двухмесячного возраста ребенок почти не отличается от сверстников с нормальным зрением. Однако в дальнейшем отставание становится заметным. Так, малышу становится трудно овладевать движениями рук и тела. Например, чтобы схватить звучащий предмет, он ориентируются на звуковой сигнал, пытаясь обнаружить его положение в пространстве. Однако движение собственных рук относительно предмета малыши контролировать не могут, поэтому совершение движения для достижения цели требует большего времени, чем при нормальном зрении.

Стремление родителей вылечить ребенка не должно мешать им в такой важной и эффективной работе, как развивающие игры.

Особенности развития малышей с патологией зрения

Предметная деятельность способна сыграть огромную компенсаторную роль в развитии процессов восприятия и мышления у детей с нарушением зрения. Поэтому организовывать игровые занятия следует так, чтобы именно формирование предметной деятельности стало основой обучения. Специалистами разработано несколько наглядно — действенных методик.

В то же время нужно продолжать наблюдение и лечение у офтальмологов. На первом году жизни важно поддерживать постоянный тесный контакт с ребенком. Родители должны сконцентрировать усилия не только на игровых развивающих занятиях, но и на том, чтобы по возможности сохранить зрение малыша.

Ученые уверены, что правильно организованная регулярная программа тренировок поможет восставить зрение.

Количество связей между клетками мозга в течение первого года жизни продолжает расти. Поэтому зрительная информация может постепенно достичь высших ассоциативных зон. Тогда ребенок начинает осознавать свои зрительные возможности. Если это случится, малыш будет использовать зрение и обучаться по мере созревания межнейронных связей.

Поэтому родителям нельзя опускать руки и сдаваться. Нужно использовать любую доступную возможность сохранения и развития остатков зрения.

Как сохранить остаточное зрение

Ребенок смотрит на картинкиРазвивать зрительную функцию малыша нужно доступными для восприятия способами. Например, развесить в комнате различные картинки — контрастные и крупные. Чем чаще родители побуждают ребенка смотреть на предметы окружающего мира, тем интенсивнее будет тренировка.

Есть несколько правил для детей с нарушением зрения, которые следует соблюдать в первые месяцы жизни:

  • Сразу отвечать на крик младенца, не оставлять его в ощущении одиночества. При этом надо не только брать его на руки или гладить, но и говорить с ним, воздействовать ласковым тоном голоса.
  • Интонация голоса, его нежность и спокойная ласка необходимы малышу с нарушением зрения.
  • С самого рождения надо предоставлять больше возможностей для движений. Для этого не стоит пеленать малыша.
  • Следует чаще носить его на руках.
  • Лучше использовать сначала крупные игрушки — они легче для тактильного восприятия.
  • Первые игрушки желательно покупать контрастные — черно — белые. Потом можно будет добавлять другие цвета, лучше тёплых оттенков: красного, оранжевого, желтого.
  • Необходимо следить за общей освещенностью детской комнаты — оно должно быть достаточным.
  • Помогут в стимуляции зрительного восприятия блестящие предметы, различные источники цвета, мигающие лампочки.
  • Водные процедуры активизируют движения ребенка, развивают его ощущения, восприятия.
  • Все игрушки должны быть приятными на ощупь. При этом ребенок должен не только проявлять интерес к ярким предметам вокруг него, но и научиться соотносить то, что видит, с осязанием. Надо чаще подносить его к тем предметам, которые он видит и которыми интересуется, давать возможность их потрогать.
Читайте также:  Сделать своими руками дневник развития ребенка

Главное, проводить все игры так, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, находился в телесном контакте с мамой. Детям с нарушением зрения тактильный контакт с родителям необходим. Находясь на руках, малыш оказывается в непосредственной близости от лица мамы или папы, а это — мощный стимулятор развития остаточного зрения. Кроме того, проводя ручкой по носу и губам, он развивает свои тактильные ощущения. А когда он соотносит открывающийся мамин рот с ее ласковым голосом, активизируется процесс звукоподражания.

Развивающие занятия

Ребенок с мамойИгры, которые можно рекомендовать детям с нарушением зрения в первый год жизни отличаются некоторой спецификой. Они проводятся системно, и желательно, чтобы комплекс специальных развивающих игр был разработан специалистом индивидуально для ребенка.

Особые танцы

Совместные движения взрослого и малыша под музыку. При этом мама должна помогать махать ручками и ножками в такт мелодии.

Цвета радуги

Необходимо научить ребенка с ослабленным зрением фиксировать взгляд на предметах. Для этого используются яркие и контрастные предметы, а члены семьи должны носить различимые вещи: например, очки, яркие заколки в волосах, пестрые косынки, одежду, выделявшуюся на общем фоне.

Лицо мамы

Исследование лиц мамы и папы должно стать любимой игрой ребенка. Ее можно проводить различными способами в зависимости от возраста и его предпочтений. Он может исследовать лицо ручками, гладить, щупать, хватать за нос и волосы. Нужно предоставлять ему такую возможность как можно чаще.

Мама говорит

Нужно посадить малыша к себе на колени так, чтобы он мог внимательно рассмотреть лицо. Мама кладет ручку к себе на рот, привлекая внимание к движениям своих губ. Четко артикулируя, произносит слоги: «Та — та — та! Та — та — та! Ба — ба — ба! Бу — бу — бу!» Нужно стараться вызвать у ребенка желание подражать.

Зебра

Использовать в играх полосатые предметы очень полезно. Даже можно раскрасить таким образом кубики, погремушки и даже ограждение кровати. Каждый раз, разглядывая полоски, малыш будет тренировать зрительную функцию.

Художник

Рисование пальчикамиПервые рисунки ребенок может создавать еще до того, как научится ходить. Надо для этого запастись специальными «пальчиковыми» красками. Скорее всего, после каждого рисунка одежду придется стирать, а самого художника купать. Мама должна посадить малыша к себе на колени перед мольбертом, на котором закреплен ватман или кусок обоев. Его ладошку надо обмокнуть в краску и помочь ему нанести первые мазки. В дальнейшем ребенок сможет рисовать самостоятельно. Во время занятий нужно комментируйте его действия, называть цвета красок и хвалить за умения.

Праздник каждый день

Понадобится несколько елочных гирлянд с электрическими лампочками. Желательно, чтобы они были разноцветными и мигали в разных режимах: быстро и медленно, по очереди и все вместе. Повесить ее на видное место

Свет от ламп, не должен быть слишком ярким, иначе вместо того, чтобы спасти остатки зрения, можно нанести глазам непоправимый вред.

Повернемся

Двигательное развитие можно стимулировать следующим образом: взрослый ложится на спину, положив себе на грудь малыша, также лежащего на спине. Ласково обнимая ребенка и разговаривая с ним, взрослый поворачивается то на один бок, то на другой. Ребенок вместе с родителем тоже совершает повороты.

Слушаем и берем

Игра с погремушкойПогремев погремушкой несколько раз в одном и том же месте, можно направить ручку малыша к ней и помочь захватить ее. После нескольких упражнений он будет все увереннее направлять руку в сторону звучащей игрушки.

Учимся ползти

Лежащему на животе малышу надо сгибать и разгибать ножки, затем помочь оттолкнуться одной ножкой от руки взрослого. Можно положить перед ребенком звучащую игрушку, например, неваляшку, которую он уже не раз трогал. Такой стимул поможет быстрее освоить ползание.

Нарушение зрительной функции у детей требует особого внимания со стороны родителей и врачей. Нужно регулярно заниматься и тренироваться с ребенком, чтобы поддерживать остатки зрения, а при соблюдении всех рекомендаций врачей даже улучшить.

Просмотров: 1026.

Источник