Развитие ребенка с нарушениями в образовательном процессе
наталья глушкова
Особенности обучения дошкольников с нарушением интеллекта
Особенности обучения дошкольников с ОВЗ (нарушение интеллекта)
Специфика обучения детей дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальной сфере заключается в организации учебного процесса, а также, в подборе разнообразных специальных методов и приемов. Педагоги должны помнить, что независимо от степени нарушения интеллектуальной деятельности, дети с ОВЗ (особыми возможностями здоровья) развиваются в процессе обучения и задача педагога – обеспечить максимальное развитие ребенка.
Рассмотрим основополагающие принципы построения занятий, учет которых необходим для наиболее полного и оптимального усвоения учебных знаний, умений,навыков:
– Повторяемость учебного материала. У ребенка с нарушениями интеллектуальной сферы отмечаются нарушения свойств памяти.Пример : для усвоения представлений о геометрической форме требуется более 20 повторений ее названия и свойств).
– Смена видов деятельности. Дети младшего возраста неспособны продуктивно сосредоточить внимание дольше4- 5 минут, поэтому с такой же частотой должна происходить смена предметов или смена действий.Пример : занятие по развитию речи, 1 год обучения, тема «Овощи» ,длительность занятия 15-20 минут, задачи – узнавать и называть реальные овощи, соотносить их с картинкой, учить составлять простую фразу из 3-4 слов по речевому образцу используя прилагательные и глаголы, формировать коммуникативную функцию речи.Виды деятельности на данном занятии : 1) рассматривание и называние реальных овощей – что это? какого цвета? формы? вкуса? где растет? 2) игра «А что у тебя?». У меня репа, а что у тебя? Репа желтая, а у тебя?. 3)игра «Попроси у товарища». Саша, попроси у Кати огурец. Саша, попроси Лену положить огурец к картинке. Вася, узнай у Саши, какой огурец? 4) игра «Узнай овощ по тени на картинке, найди его в корзине». На картинке помидор, он маленький, круглый и в корзинке помидор, он маленький, круглый. 5)игра «Чего не стало»? Прячем овощи по одному в корзинку. – На столе не стало моркови.
Чем старше дети, тем более длительное время они могут заниматься одним видом деятельности, до 7-10 минут.Пример: занятие по развитию речи, 2 год обучения, тема «Овощи – фрукты», длительность занятия 25-30 минут, задачи – узнавать и называть овощи и фрукты на муляжах, описывать их с опорой на карту-схему, классифицировать овощи –фрукты, учить пользоваться сложно подчиненным предложением по речевому образцу, развивать монологическую речь.Виды деятельности на данном занятии : 1) вступительная беседа, рассматривание сюжетной картины «Сад и огород», предметных картинок овощей и фруктов. 2) игра «Что продается в магазине?» Дети, выполняя роль «продавца», поочередно, с помощью опорной карты-схемы, описывают свой овощ или фрукт не называя его, оборачивают картинку на столе изображением вниз, другие дети угадывают. 3) игра –классификация с использованием интерактивной доски «Что где растет?» Это капуста, посажу ее на грядку, потому что это овощ.
– Формирование переноса полученных знаний, способа действий из одной ситуации в другую, повторение одного и того же программного материала в новых ситуациях и по отношению к новым объектам.Пример: Формирование у детей 1 года обучения представлений о величине – большое и маленькое.Виды работы по данной теме : 1) собираем шарики в корзинки – большие в большую корзинку, маленькие в маленькую; 2) складываем разнообразные пирамидки; 3) собираем кубы-вклады ; 4) строим башни из кубиков разной величины ; 5) проталкиваем кубики 2-х величины в квадратные окошечки 2-х величин; 6) строим для большой матрешки большой дом и мебель из крупного строителя, для маленькой из мелкого; 7) одеваем на прогулку большую и маленькую куклу подбирая им одежду двух величин; 8) устраиваем для кукол комнаты, подбирая мебель по величине и т. п.
– Игровая форма проведения занятия. Цель ее – создать у ребенка положительное эмоциональное отношение к заданию,мотивировать к его выполнению. Необходимо обратить внимание на то, что у старших детей возможно придать заданию игровую форму, а детям младшего возраста нужно дать игровую задачу.Пример : игра «Сделай, как у меня», 2 год обучения. Задача – соотносить плоские и объемные формы, называть их.Инструкция : у меня на карточке фигуры, положите у себя на столе похожие формы в том же порядке, выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок выполнит задание. Игра «1,2,3 к домику беги», 1 год обучения. Задача для педагога – различать и находить по слову геометрические фигуры, называть их. Задача для ребенка – найти свое место в нужном домике.Инструкция : раз, два, три к домику с круглым окном беги (квадратным и т. д.)
Дошкольная олигофренопедагогика использует разнообразные, в том числе, и специфические методы и приемы обучения, обусловленные особенностями развития психической деятельности у детей с нарушением интеллектуальной сферы.
Наглядные методы
1 Подражание действиям взрослого, показ, расчлененный на последовательные звенья. Известно, что подражая действиям взрослого ребенок овладевает действиями с предметами, бытовыми навыками, речью, но и это для ребенка с ОВЗ оказывается слишком сложным, так как ребенок не может самостоятельно уловить всю последовательность действий. Показ должен проходить в медленном темпе, сопровождаться комментирующей речью взрослого.Пример: рисование гуашью «Яблоки на тарелке» ,1 год обучения. Задача – учить рисовать округлые формы путем кругового накручивания, учить пользоваться кистью.Инструкция: – взяли кисточку с подставки за «рубашку» – обмакнули ее в гуашь – поставили на тарелке точку – «зернышко» – увеличиваем его по кругу, зернышко растет, вырастает яблоко – вымыли кисточку в воде – промокнули ее – положили на подставку 2 Не всегда ребенок может на начальном этапе подражать действиям взрослого даже при расчлененном показе, в этом случае используются совмещенные действия – педагог берет руку ребенка в свою и выполняет действия вместе с ним. 3 Жестовая инструкция. Педагог показывает жестом последовательность выполнения действий.Пример: – указующий жест на кисточку – «возьми» – на краску «макни сюда» и т. д. 4 Образец. Имеет разные формы применения.Пример : Игра «Парные картинки» ,1 год обучения.Задача- учить находить по образцу и называть предметы окружающего мира Инструкция : найди такую же картинку, как у меня (выбор из 4-6) Игра «Сделай постройку, как у меня», 2 год обучения. Задача – выполнение конструкции по образцу.Инструкция : сделай такую же башенку, как у меня. Для детей с нарушением интеллекта это может быть достаточно сложным, так как слабость анализа их характерная черта. В процессе конструктивной деятельности нужно вычленить – какой это предмет? из чего сделан? какая форма использовалась? какого цвета? ее количество? расположение частей, для чего нужен этот предмет и каким образом его можно сделать? Именно поэтому подобный образец используется, когда у детей уже сформированы элементарные знания, умения, навыки.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Особенно важны на первоначальном этапе обучения. Практический метод- это организация детской деятельности и детского опыта от простого к сложному.Пример : «Почтовый ящик» Задача – в этом доме «живут» разные фигуры, нужно каждой из них найти свое окошечко, похожее на фигуру. Ребенок вначале пытается действовать силой, но результата не получает, затем примериванием и, наконец, соотносит зрительно.
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
1 Словесные объяснения, словесные инструкции. Включаются постепенно, используются простые фразы из 2-3 слов, вначале односложные, а затем 2-х и 3-х ступенчатые речевые конструкции. Сплошной речевой поток ребенок с нарушением интеллекта воспринимает, как посторонний шум.Пример: 3-х ступенчатая словесная инструкция – возьми машину, посади в нее маленького мишку, увези мишку на диван. 2 Прием фиксации. Педагог фиксирует в речи сам ход деятельности, полученный результат и обобщает полученный детьми опыт.Пример: Игра с пирамидкой из 3-х колец одного цвета, 1 год обучения.Инструкция : словесное объяснение с одновременным показом способа выполнения – взяла большое колечко, надела его, взяла среднее колечко, надела его, взяла маленькое колечко, надела его. Сложила пирамидку. Сложила правильно – сначала большое колечко, потом среднее и маленькое. Получилось красиво. 3 Речевой образец. Используется на всех годах обучения.Пример : Развитие речи, 1 год обучения, тема «Фрукты». Задача – учить обращаться с вопросом, отвечать на него, формировать коммуникативную функцию речи.Инструкция : Катя, спроси у Алеши – «Алеша, что лежит у тебя на тарелке?», Алеша, скажи Кате – «У меня на тарелке лежит лимон». Развитие речи, 2 год обучения, тема «Осень», составление описательного рассказа по сюжетной картине. Задача – учить анализировать рассказы товарищей, давать им оценку.Инструкция: речевой образец педагога анализа рассказа – «Мне понравился этот рассказ, потому что Ваня говорил громко, по порядку, ничего не пропустил, придумал много нового,слушать его было интересно, рассказывал сам, без помощи». 4 Хоровое и индивидуальное проговаривание. Используется также на всех годах обучения.Пример: ФЭМП, 1 год обучения, тема «Количество и счет». Цель – учить пересчитывать предметы в горизонтальном расположении в пределах 3-х, подводить итоговое число.Инструкция : Послушайте, как я посчитаю машины – «Один, два, три. Всего три машины. Давайте все вместе посчитаем, сколько машин». ФЭМП, 3 год обучения, тема «Количество и счет». Цель – учить считать до 10 и обратно с использованием наглядного материала.Инструкция: Послушайте и посмотрите, как я пересчитываю и отгибаю пальцы до 10 и обратно. Давайте посчитаем до 10 и обратно вместе со мной, смотрите на меня и делайте, как я.
Необходимо помнить, что в процессе обучения должны сочетаться все методы и приемы – наглядные, словесные, практические. При этом важно правильно подбирать их в соответствии с уровнем развития каждого воспитанника. В случае, если ребенок затрудняется выполнить предложенное задание – опуститься к более низкому уровню способа обучения, например, от образца к поэтапному обучению. И, напротив, нельзя задерживать ребенка в развитии обучая способом подражания, если он может действовать по образцу.
Источник
Обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта развития.
Воспитание, обучение и развитие умственно отсталых детей является в настоящее время важнейшей социально-педагогической проблемой. Дети со сложной структурой дефекта — это такая категория детей, которые наряду с общим для всех них состоянием – интеллектуальная недостаточность, опорно-двигательные нарушения, слепота, глухота — имеют одно или несколько системных нарушений. Иными словами таких детей называю «особый ребенок», ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Нуждающиеся в особом уходе, воспитание, обучение (с особыми образовательными потребностями).
Ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании) – это вновь возникший и еще не устоявшийся термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав.
Л.С. Выготский утверждал, что задача коррекционного педагога заключается не в лечении или ослаблении первичного дефекта, а в коррекции и предупреждении вторичных дефектов. Л.С. Выготским выделена следующая закономерность – чем дальше отстоит в иерархической последовательности возникновения вторичный дефект от первичного, тем легче он поддается коррекции. Так, работа по обогащению словарного запаса неслышащего ребенка имеет большую продуктивность, чем коррекция его звукопроизношения, развитие наглядных форм мышления ребенка с умственной отсталостью будет иметь больший эффект, чем формирование его словесно-логического мышления, нарушение которого является прямым следствие недостаточности аналитико-синтетической деятельности головного мозга. Теория о структуре дефекта легла в основу принципа коррекционной педагогики об учете соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений ребенка. При этом важно учитывать и механизм возникновения вторичных нарушений.
Значительную роль для становления коррекционной педагогики сыграла теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, состоящая в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия с помощью главного дидактического средства – ориентировочной основы.
Согласно данной теории, любое усваиваемое ребенком действие имеет первоначально развернутую форму и осуществляется в плане предметных действий и при прямой помощи взрослого. По мере того как ребенок научается выполнять его самостоятельно, действие приобретает все более обобщенный характер, сокращается и переходит в умственный план. На этом этапе можно квалифицировать это действие как интериоризированное, а значит усвоенное. Данная теория обосновала необходимость включения в дидактику коррекционной работы соответствующего принципа – принципа поэтапного формирования умственной деятельности. Кроме того, теория поэтапного формирования позволяет говорить о трех общеинтеллектуальных умениях, составляющих иерархическую структуру любой познавательной деятельности – перцептивной, мнемической, мыслительной, которые следует формировать в процессе коррекционного обучения детей с особыми образовательными потребностями. К этим действиям относится ориентировка в задании, планирование и контроль.
В обучении детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и с имеющими сложные нарушения умственного и физического развития, приоритетное направление имеет компенсация нарушенных функций, что обеспечивает возможность обучения, воспитания и развития личности ребенка.
В начале обучения с детьми со сложным дефектом обычно сталкиваются такие проблемы:
- С проблемой неподготовленности воспитанников с нарушениями интеллектуального развития к обучению в школе (дети до поступления в школу не посещали другие образовательные учреждения). Из-за специфики заболеваний и нарушений физического развития многие обучающиеся не имели элементарных представлений об окружающем мире, были, можно сказать, изолированы от общества. В связи с этим было крайне трудно за кратчайшие сроки определить уровень интеллектуальных данных школьников. Первый год обучения был подготовительным. Основная цель первого года обучения — подготовка детей с нарушениями интеллектуального развития к обучению в школе, расширение знаний об окружающей среде, развитие коммуникативных навыков, облегчение прохождения периода школьной адаптации.
- Вторая проблема — недостаточный опыт учителей в обучении детей со сложным дефектом.
- Трудности возникли при диагностике имеющихся знаний, умений и навыков у детей, для составления индивидуальных карт-маршрутов развития и программы обучения.
- Недостаточное материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса (недостаточное количество специальной методической литературы, учебников и учебно-дидактических пособий). Все это приобреталось постепенно.
Построение моделей индивидуальных программ для детей является со сложными дефектами не чем иным, как процессом органического соединения определенных противоположностей: всеобщего и специфического, стандартного и творческого, нормативного и гибкого. Это обусловлено сложной структурой дефектов в каждом индивидуальном случае, ибо имеющиеся нарушения неоднородны по своим проявлениям, по степени выраженности, по своеобразию взаимовлияния друг на друга. Индивидуальные коррекционные программы для детей с комплексными нарушениями можно назвать альтернативными программами или интегрированной моделью коррекционно-образовательной программы.
При разработке индивидуальных коррекционно-педагoгических программ для детей этой категории обязательно учитываются меж предметные связи, междисциплинарный подход, столь важный для построения программ, достигается благодаря скоординированному объединению дисциплин, заимствованных из различных направлений дефектологии, интегрированный подход предусматривает отбор разделов и тематического содержания из уже разработанных программ, дозированность объема изучаемого материала.
При построении образовательно-воспитательного процесса с детьми, имеющими сложные нарушения умственного и физического развития, необходимо опираться на ряд принципов организации коррекционно-развивающей работы:
- учёт зоны ближайшего развития ребёнка при использовании методов, приёмов, создания оптимальных условий для организации образовательно-воспитательного процесса;
- принцип компенсаторной направленности (обучение направлено на возмещение недоразвитых или нарушенных функций путём исправления или перестройки частично нарушенных функций;
- определение оптимального содержания образовательно-воспитательного процесса;
- один из главных принципов работы с обучающимися данной категории воспитывающий характер обучения;
- наглядности и практической направленности;
- расширения социальных связей; развития коммуникативной функции речи;
- доступности обучения, индивидуального и развивающего подхода, коррекционно-развивающей направленности обучения, целостности и комплексности коррекционно-развивающей работы
Образовательно-воспитательная работа предусматривает организацию индивидуализированного процесса обучения и воспитания. Все реабилитационные технологии направлены на совершенствование психомоторной активности.
Индивидуализация — это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ребенка.
Задача педагога — организовать процесс обучения таким образом, чтобы у учащихся повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе, чтобы каждый ребенок принимал самое активное участие, работал с полным напряжением своих сил, чтобы самостоятельная работа способствовала более глубокому усвоению программного материала, выработке более прочных умений и навыков, развитию разносторонних способностей детей.
Успешному решению поставленной задачи перед педагогом способствует индивидуализация обучения. Только индивидуальное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого (продуктивного) обучения тех, кто способен учиться с опережением.
Принципами работы педагога выступают вера в ребенка, признание его индивидуальности, уникальности, признание равенства, сотрудничества, содействия ребенка и педагога, стимулирование творческих способностей обучаемого.
Обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, показывает, что реабилитация интеллектуальных и двигательных нарушений может иметь положительную динамику на всех проводимых коррекционных занятиях, уроках, воспитательских часах. Таким образом, реализуя аспекты коррекции и реабилитации, коллектив детского образовательного учреждения или школы и в дальнейшем будет работать над сохранением и укреплением здоровья детей в процессе его развития и социализации.
Данную работу для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо развивать, так, как при её отсутствии утрачивается накопленный опыт, и дети, имеющие сложные нарушения умственного и физического развития будут оставаться без внимания, а данную проблему можно решить только усилиями всего окружающего общества.
Источник