Развитие ребенка с нарушением зрения

Развитие ребенка с нарушением зрения thumbnail

Человек воспринимает мир через осязание, зрение и слух. Некоторые дети рождаются с патологиями органов зрения. Это отражается на их способности знакомиться с окружающей средой и дальнейшем развитии. Для успешной адаптации такого ребенка во взрослой жизни необходимо уделить особое внимание его развитию и воспитанию.

дети с нарушением зрения

Виды нарушений зрения

Все нарушения зрения делятся на функциональные и органические. К функциональным относятся амблиопия (снижение зрения не регулируемое оптически) и косоглазие, которые могут поддаваться исправлению. Органические нарушения – патологии структуры глаза и других частей зрительной системы. Они могут приводить к остаточному зрению, слабовидению, слепоте.

Согласно международной классификации нарушений зрения, если острота лучше видящего глаза после оптической коррекции менее 0,3, то это низкое зрение. Если острота зрения ниже 0,05, то человек считается слабовидящим. Если острота зрения ниже 0,02, то такие люди официально признаются слепыми. Дети с остаточным зрением, слабовидящие и слепые обучаются в специализированных заведениях.

Особенности развития

На психике ребенка сказывается время формирования зрительной патологии, ее тяжесть, наличие сопутствующих заболеваний, эффективность лечения и ситуация в семье. Чем раньше появляется дефект зрения, и чем более он выражен, тем сильнее нарушается психическое развитие.

У детей с нарушением зрения на формирование личности оказывают влияние физиологические и социальные факторы: гипо- и гиперопека, неблагоприятное социальное окружение или условия семьи, ограниченная возможность доступа к общению и получению информации. Таким детям тяжело ориентироваться в пространстве, из-за этого они ведут малоподвижный образ жизни. Это, в свою очередь, вызывает слабость мышц (мышечную гипотонию). Для развития навыков ориентирования в пространстве надо постоянно тренировать сохранившиеся анализаторы (восприятие вибрации, слух, тактильную и кожно-кинестетическую чувствительность).

Особенность развития грудничков с нарушением зрения – отсутствие хватательного рефлекса. Такие дети не тянутся к предметам, поздно начинают ползать, стоять и ходить. Опасаясь ушибов головы, малыши ползают ногами вперед. Навык ходьбы у них формируется на 2-3 года позже, чем у сверстников. Отсутствие нормальной возможности исследовать окружающее пространство иногда вызывает задержку речевого развития.

У многих детей с нарушением зрения речь нормально развита, но сужена сфера познавательной деятельности, активного общения, подражания. Часто незрячие используют в речи много слов, значения которых не знают. Поэтому при обучении таких детей надо уделять внимание практическому использованию приобретенных навыков и знаний, по возможности применять наглядность.

У детей с нарушениями зрения важным органом восприятия окружающего мира являются руки. Поэтому необходимо развивать пальцевой, ладонный, кистевой способы восприятия. Незрячие дети старшего возраста должны уметь считывать тактильно рельефно-графическое изображение.

При слабовидении и слепоте дети воспринимают меньше признаков и свойств предметов, чем их сверстники с нормальным зрением. Снижение восприятия цвета, целостности и полноты картины, низкая скорость восприятия затрудняют познание окружающего мира в целом. Из-за этого дети с нарушением зрения отстают в развитии.

Зрительная сосредоточенность и дифференцировка у слабовидящих снижены. Они медленно запоминают информацию, при этом сильно утомляются. Зато, если они запомнили что-то, то это надолго сохраняется в их памяти. Зрительная память у слепых отсутствует, а у слабовидящих ослаблена. У детей с нарушением зрения отсутствует или затруднена возможность зрительного контроля. Им приходится запоминать информацию об ориентирах в пространстве, о том, где находятся предметы.

У слепых и слабовидящих детей снижены интересы, потребности, мотивационная сфера, активность. В то же время нарушение зрения не оказывает влияния на их убеждения, мировоззрение, темперамент, характер.

развитие детей с нарушением зрения

Образование

Система образования для слабовидящих и слепых детей охватывает все возрастные группы. Существуют дошкольные и школьные учреждения. В дошкольных учреждениях не только воспитывают ребенка. Там также проводят лечебно-восстановительные мероприятия, развивают зрительные функции, двигательную и познавательную сферы, личность ребенка в целом.

Школьные учреждения для слабовидящих и слепых детей – школы-интернаты, в которых дают среднее образование. В таких школах низкая наполняемость классов – 10-12 человек. Кабинеты оборудованы специальной техникой. Используются особые приемы и методы обучения, например, наглядные пособия большого размера с высоким контрастом и четким изображением. При обучении строго соблюдаются гигиенические требования для зрительной работы.

В старших классах много внимания уделяется профориентации, чтобы ученик выбирал профессию, учитывая особенности своего здоровья. Проводятся занятия по социальной реабилитации, на которых детей готовят к самостоятельной жизни в обществе. С этой целью в школьную программу включены уроки по лечебной физкультуре, домоводству, пространственному ориентированию. Основная задача спецшколы – коррекция нарушений зрения, развитие полноценной личности, обеспечение среднего образования (такого же уровня, как и в обычной школе), проведение трудовой подготовки и развитие индивидуальных способностей ребенка.

Дети с нарушением зрения нуждаются в повышенном внимании и заботе. Их развитие замедленное, по сравнению со здоровыми сверстниками. Правильный домашний уход за таким ребенком и обучение в специализированном учреждении помогут ему максимально подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни.

Источник

Оксана Пряхина
Консультация «Особенности развития детей с нарушением зрения. Что надо знать педагогу ДОО»

Характеристика детей с нарушениями зрения

Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих детей возникают трудности в игре, учении. При этом развитие высших познавательных процессов протекает нормально; преобладает абстрактное мышление. Звук – основной фактор ориентировки. Считается, что хорошо развито шестое чувство, позволяющее им на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет. Компенсация слепоты – целостное психическое образование, система сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающих ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира.

У слабовидящих детей основным ориентиром является остаточное зрение, большое значение играет осязание. Речь сохранная, но сужена сфера активного общения, наблюдается вербализм. Мыслят на основе чувственного отражения. Уровень внимания низкий, характерна рассеянность и пассивность интересов.

Слепые (незрячие) – категория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение, а также лица с сужением поля зрения с остротой зрения до 0,08.

Слабовидящие – категория лиц с нарушениями зрения, имеющие остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Могут иметь отклонения в состоянии зрительных функций.

Детей с нарушениями зрения изучает тифлопедагогика.

Причины нарушения зрения

Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.

Приобретенная слепота обычно является следствием заболевания органов зрения – сетчатки, роговицы и заболеваний ЦНС (менингит, опухоль мозга, осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина, травматических повреждений мозга или глаз.

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора.

Классификация

Слепорожденные – это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

Рано ослепшие – дети, лишенные зрения после трех лет. Чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний.

Работа педагогов в ДОО, который посещают дети

с нарушением зрения имеет свои особенности

С начала учебного года врач-офтальмолог определяет зрительную и физическую нагрузку каждому ребенку на основе его диагноза, вторичных отклонений, индивидуальных особенностей развития, дает рекомендации педагогам.

Воспитатель детского сада, который посещает ребенок с нарушением зрения, наряду с осуществлением задач обучения и воспитания решает и специальные задачи, обусловленные особенным контингентом детей. К ним относятся:

– создание дополнительных гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушением зрения;

– осуществление мероприятий по охране зрения;

– повышение ответственности за здоровье детей и их физическое развитие, за организацию специфического режима (например: больше уделяется внимание индивидуальной работе с детьми имеющими нарушение зрения; строгое ограничение длительности занятия и т. д.).

Одним из основных направлений в работе детского сада является развитие способов зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения.

Предметно-развивающая среда в группах, которые посещает ребенок, имеющий нарушение зрения, также отличается своей направленностью:

– свободные стены и даже двери используются для оформления на них офтальмотренажеров: различных лабиринтов, схем для рассматривания, упражнений в развитии глазо-двигательных мышц

– отдельным блоком выделено место для сенсорного материала (различная мозаика, бусы, шнуровки, вкладыши и т. д., которым дети занимаются в течение дня)

Любое занятие начинается с правильного размещения:

– дети с низкой остротой зрения занимают первые места

– при сходящемся косоглазии ребенка следует посадить в центре

– при разной остроте зрения, а также при окклюзии ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к детям

– для выполнения зрительной работы вблизи, плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной, в зависимости от вида косоглазия (при расходящемся косоглазии – горизонтальная, при сходящемся – вертикальная). При близорукости, глаукоме – вертикальная, при дальнозоркости – горизонтальная

– для зрительной работы отдельных детей должна постоянно использоваться подставка для книг, конторка, фланелеграф, мольберт (сходящееся косоглазие)

– обязательной частью любого занятия является проведение физминутки в середине и

гимнастики для глаз через каждые 10-15 минут зрительного напряжения.

– на любых занятиях максимально используются сохранные анализаторы.

Особые требования предъявляются к наглядному материалу:

– наглядность должна быть более крупной для фронтальных демонстраций (изображение предмета не менее 20 см) и строго дифференцированной для индивидуальной работы (в зависимости от остроты зрения и диагноза);

– рекомендуется широко применять объемные и реальные предметы;

– у детей со зрительными нарушениями темп занятий должен быть снижен: таким детям требуется больше времени для рассматривания и осмысления изображения;

– при демонстрации цветных изображений следует использовать яркие, насыщенные, контрастные, натуральные цвета. Зрительное восприятие ребенка нарушено из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыта»;

У слабовидящих детей страдает цветоразличение

– дети плохо воспринимают предметы белого цвета;

– цвета, наиболее благоприятные для сетчатки глаза: оранжевый, синий, зеленый, коричневый;

– красный цвет следует использовать в меру, т. к. он вызывает напряжение и раздражение глазных мышц:

– при работе с сюжетными изображениями для отдельных детей (с низкой остротой зрения) следует исключить несущественные детали, которые не оказывают влияния на содержание и смысл сюжета;

– при использовании дидактического материала следует учитывать не только размер и цвет, но и контрастность фона, четкость контура;

– для детей с высокой амблиопией нельзя использовать предметы с блестящей поверхностью, с нечетким контуром.

Работая с детьми с нарушенным зрением, следует чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводить его контур, часть, на занятиях по развитию речи использовать дополнительный материал: контурное, силуэтное, цветное изображение предмета, мелкие предметные картинки, игрушки, индивидуальные картинки для слабовидящих детей.

При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, т. к. детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысление задачи повторного рассматривания.

Демонстрируя на занятиях наглядный материал, необходимо учитывать не только его доступность возрасту, но и уместность работы с ним в данный момент. При этом можно уменьшить сложность материала, если дети его не усваивают. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам (машина меньше дома, помидор меньше капусты, быть точным по форме и деталям.

На доске следует размещать предметы размером от 10 до 15 см. в количестве не более 8-10 штук, а объекты размером 20-25 см. – от 3 до 5 штук одновременно. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого

объекта являются:

– выбор адекватного фона;

– правильный выбор цвета, т. к. цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (красный рядом с желтым видится как оранжевый, синий – фиолетовым, фиолетовый с коричневым – черным, красный – бордовым);

– постоянное использование указки для показа;

– ребенок при показе объекта находится у доски со стороны открытого глаза (заклеен правый глаз – слева, заклеен левый глаз – справа);

– педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;

– некоторые объекты на рассматриваемой картине даются с четким контуром (обвести черным цветом по контуру).

Обязательным компонентом работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня длительностью от 3 до 5 минут. Можно проводить эту гимнастику индивидуально и фронтально в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. Гимнастику для глаз следует проводить во всех возрастных группах. Во время гимнастики двигаются только глаза, голова неподвижна.

Упражнения для глаз:

– вправо – влево;

– вверх – вниз;

– далеко – близко (удалять и приближать предмет);

– по кругу – слева направо;

– по диагонали – снизу вверх;

– по диагонали – сверху вниз.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, но не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Предмет не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и с окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные – располагаются дальше. Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание и результаты детей.

Сенсорное и физическое воспитание – основа работы с детьми,

имеющими нарушение зрения

Эффективным средством работы в данном направлении является прогулка, где воспитатель должен проводить дидактические подвижные игры на развитие глазомера, точности движения, на ориентировку в пространстве. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия. Вся окружающая обстановка на прогулке используется для формирования зрительных представлений детей, развития полисенсорного восприятия.

Следует помнить, что пособия для индивидуальной работы берутся из коррекционного уголка в группе и не являются постоянным игровым материалом для детей.

Рекомендации педагогам общеразвивающих ДОО

1. Педагог должен знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы воспитанника.

2. Рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности.

3. В процессе выполнения работы, необходимо следить за осанкой ребенка с нарушением зрения. Расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см. Для рисования можно использовать подставки.

4. Педагогу следует знать, что оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих воспитанников составляет не более 15 – 20 минут непрерывной работы, для детей с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10 – 20 минут.

5. Возможно использование диктофонов, на которые записываются фрагменты урока.

6. Речь педагога должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует или когда проводит опыт.

8. Необходимо проводить словарную работу, т. к. для многих слабовидящих характерен вербализм.

9. Необходимо проводить специальную работу по ориентировке в пространстве, при этом важно использовать все сохранённые и нарушенные анализаторы.

При проведении занятий, игр, режимных моментов с детьми, имеющими нарушение зрения необходимо применять зрительную гимнастику, как обязательную часть любого занятия для снятия зрительного утомления и смены деятельности детей, которая проводится несколько раз в течение дня по 3-5 минут.

• Если применяете предмет, показывайте его в медленном темпе, чтобы дети до конца проследили глазами за движением предмета, только глазами, не сопровождая его головой. Предмет показывайте чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой.

• Дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше. Для гимнастики необходимо использовать мелкие предметы, и она проводится по словесным указаниям педагога, с использованием стихов, потешек, закличек.

Объясняя материал по теме занятия, говорите медленней, ставьте вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. При этом используйте дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки. Применяя прием обследования предмета руками, учите детей каждое движение сопровождать словом, показом.

Знакомство с формой по средством осязания следует начинать с объемных геометрических фигур: куб, шар, брусок, цилиндр, конус, а затем переходить к плоским: круг, квадрат, прямоугольник и т. д.

На физкультурных занятиях важно использовать приближение горизонтальной, вертикальной цели, большой ее размер. Обязательно осуществляйте дополнительную страховку в лазании, спрыгивании, ограничивайте некоторые виды движений по согласованию с врачом-офтальмологом, а так же применяйте замедленный показ движений, чтобы дети успели его увидеть.

• Следует уменьшить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнений на животе.

• На физкультурных и музыкальных занятиях дети с низкой остротой зрения ставятся за детьми с более высокой остротой зрения, равными им по темпу движения, чтобы был ориентир для передвижения в пространстве.

При организации рабочего места для ребенка с нарушенным зрением относительно педагога учитывают два важных момента:

остроту зрения и окклюзию (окклюзия – заклейка лучше видящего глаза).

Детей рассаживают следующим образом:

• впереди дети с низкой остротой зрения (0,4,

• затем с остротой зрения 0,4-0,6

• и еще дальше дети с остротой зрения 0,6-1,0.

Если у ребенка окклюзия левого глаза, то его надо посадить справа от преподавателя, если окклюзия правого глаза, то слева, детей с расходящимся косоглазием по центру. На рабочую часть стола свет должен падать слева и сверху.

Детям с низкой остротой зрения демонстрационный материал предъявляется не далее 1 м от глаз. Предметы берутся яркие по цвету, крупные, точные по форме и деталям. Благоприятен показ на черно-белом фоне, либо на зеленом или оранжевом. При демонстрации предметов на доске, размещайте их так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

Желательно, при обучении детей грамоте использовать книги, напечатанные крупным шрифтом, с четкими без излишней детализации рисунками, тетради необходимы с четкой разлиновкой, а при знакомстве с клеткой использовать тетради, специально предназначенные для детей с нарушениями зрения (клетка в этих тетрадях крупная и четкая).

Для предупреждения нарушений зрения надо обеспечить соблюдение гигиены зрения, рациональное питание и физическое развитие детей.

Освещение

Для занятий ребенка следует предоставить светлое место, лучше у окна. Вместе с тем необходимо избегать слепящего действия прямых солнечных лучей. Свет из окна или от настольной лампы (мощностью 60 Вт) должен падать на стол слева от ребенка. Желательно, чтобы свет падал на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Непременное условие – хорошая освещенность 30 Вт на 1 кв. м. Оптимальное для глаз расстояние до предмета должно быть не менее 25 –30 см. Поднесение к глазам книги, игрушки уместно только при очень низкой остроте зрения. Для остальных детей сильное приближение объекта к глазам ведет к зрительному утомлению и затемнению рабочей поверхности.

Посадка

Очень важна правильная посадка за столом при работе. Нормальное рабочее состояние для глаз: от локтя, опирающегося на поверхность стола, до кончиков пальцев у виска. При посадке ступня ребенка должна стоять на полу или подставке, а не висеть. При этом угол между туловищем и бедрами, а также бедром и голенью должен быть прямой. Детская мебель должна соответствовать санитарно – гигиеническим нормам и ростовым категориям. Это поможет сохранить правильную осанку и предотвратить «рефлекс склоненной головы».

Любое зрительно напряжение, чтение, рисование, сборка конструктора должны чередоваться с активным отдыхом в течение 10-15 минут, лучше на свежем воздухе независимо от времени года.

Источник