Развитие ребенка с нарушением слуха дошкольного возраста

Развитие ребенка с нарушением слуха дошкольного возраста thumbnail

Показаны публикации 1-10 из 41.
Все разделы
| Нарушение слуха. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением слуха

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет с нарушениями слуха «Транспорт. Геометрические фигуры» Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет с нарушениями слуха «Транспорт. Геометрические фигуры»
Конспект открытого занятия для детей 5-6 лет с нарушениями слуха на тему: “Транспорт. Геометрические фигуры” – Цель: Расширить представления детей о звуках окружающего мира. Расширить и активизировать словарный запас. Развивать навыки восприятия устной речи на слухо-зрительной и…

Конспект интегрированного занятия «Игра-драматизация сказки «Репка» в старшей группе для детей с нарушением слуха
Цель занятия: воспитывать у детей любовь к народному творчеству – сказке. Задачи: Воспитательные – вырабатывать учебные навыки – умение выслушивать сказку до конца, обучить детей имитировать персонажей, передавать эмоции посредством мимики, жестов, движений, воспитать дружеские…

Нарушение слуха. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением слуха – Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей в старшей группе с нарушением слуха

Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей в старшей группе…»
Цель : формирование восприятия пространства и ориентировка в нем. Задачи : Обучающие : – формировать восприятие пространства; – тренировать умение понимать и использовать в речи слова вверху, внизу, верхний(яя, нижний(яя); – учить воспроизводить пространственные отношения по…

Квест-игра «Клад капитана Флинта» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха и речи и родителей
Квест-игра « Клад капитана Флинта» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха и речи с родителями по гармонизации детско-родительских отношений. Разработала и организовала: воспитатель высшей категории Белобородова И.Ю. Аннотация В свете последних тенденций,…

Физическое воспитание старших дошкольников с нарушениями слуха
ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23» ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ СЛУХА Выступление на МО Воспитатель Бутенко В.И. Белгород, 2019 Отличительной особенностью ребенка дошкольного возраста является непрерывный…

Использование предметно-практической деятельности в различных видах коррекционной работы с детьми с нарушением слуха 2–5 лет
Формирование речи у детей с нарушением слуха происходит в условиях разнообразной продуктивной деятельности, наблюдений за окружающим, в процессе физического и сенсорного воспитания (внутри разнообразной деятельности происходящей с детьми. Предметно-практическая деятельность…

Нарушение слуха. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением слуха – Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и речи для детей 5–6 лет с нарушением слуха на тему «Материалы»

Статья «Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и речи для детей…»
Тема: Материалы (шерстяной, пластмассовый, деревянный, резиновый) Цель: Расширение знаний про материалы и развитие сенсорных способностей. Коррекционно-образовательные задачи: *Развивать исследовательские действия путём определения предметов на ощупь, учить называть предметы…

Конспект занятия по описанию сюжетной картинки «В школу» для старших дошкольников с нарушением слуха
Рассказывание по картине «В школу» Цель: обучение детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка, самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным. Задачи: Образовательные:…

Конспект занятия по формированию произношения [Т] и [Д] и РСВ для детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Цель: 1. Формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи учащегося. 2. Работа над восприятием речи на слух. Задачи: Образовательные: 1. Работать над расширением словарного запаса детей; формировать фразовую речь. 2. Сформировать конкретные представления и…

Игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции старших дошкольников с нарушением слуха
Доклад подготовила воспитатель структурного подразделения “Детский сад” школы – интернат №23 г.Белгород Кондрашина Маргарита Александровна Дошкольное детство – уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со…

Страницы:
2 3 4 … 5

Источник

Ольга Шестакова (Тарасова)
Особенности детей с нарушением слуха

Ребенок родился и издает свой первый крик. Кричат все дети, когда чувствуют голод, жажду, боль, мокрые пеленки. Обратить внимание на интонационную окраску плача ребенка с нарушением слуха невозможно. Гуление с 2-4,5 месяцев, а также и лепет с 5-6 месяцев не предполагают наличия слуховой обратной связи, являясь наследственными программами голосового и моторного развития даже для детей глухих от рождения. Обратная слуховая связь только начинает системно участвовать в формировании предречевых вокализаций на этапе позднего лепета к 10 месяцам, когда происходит бессознательное подражание звукам слышимой ребенком речи. У детей с нарушением слуха наблюдается не увеличение разнообразия вокализации звуков, а происходит уменьшение вокальной активности. Их лепет более монотонный, бедный по звуковому составу. Известно, что дети со значительным нарушением слуха при отсутствии соответствующей реабилитационной поддержки замолкают к 1,5 годам. И если этого не удалось предотвратить, то достичь нормального качества звучания голоса и просодических характеристик речи впоследствии у них практически невозможно. Ясна картина, при которой родители уверены, что их малыш слышит, гулит, лепечет, и все-то у него хорошо. И насколько бывает неожиданной страшная правда, если у ребенка проблемы со слухом.

Нарушения слуха встречаются довольно часто как у взрослых, так и у детей разного возраста. Иногда нарушения слуха носят временный характер – при образовании серной пробки, воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, аденоидах 3-4 степени, остром воспалении среднего уха, экссудативном среднем отите. Такого рода нарушения называются кондуктивными. Как правило, эти нарушения можно устранить при ранней диагностике и проведении своевременного и рационального лечения.

Читайте также:  Сбор анамнестических сведений о развитии ребенка

Другую группу нарушений слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением звуковоспринимающего аппарата – сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих нарушениях речь может идти о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции.

Сочетание кондуктивной и сенсоневральной тугоухости относят к смешанной форме нарушения слуха.

В зависимости от степени снижения слуха (по Л. В. Нейману) выделяют

3 степени снижения слуха и глухоту.

Степень потери слуха Средние пороги слуха, дБ Восприятие разговорной и громкой речи Восприятие шепотной речи

1 26-40 6 – 3м 2м – у уха

2 41-55 3м – у уха нет – у уха

3 56-70 Громкая речь у уха нет

4 71-90 Крик у уха нет

глухота более 90 0 нет

1-я степень – снижение слуха в речевом диапазоне до 40 Дб. Речевое общение вполне доступно. Возможно разборчивое восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1м.

2-я степень – слух снижен в речевом диапазоне до55дБ. Речевое общение затруднено, разговорная речь воспринимается на расстоянии менее 1м.

3-я степень – снижение слуха до70 Дб. Речь разговорной громкости становится неразборчива даже у уха. Общение осуществляется с помощью громкого голоса на близком от уха расстоянии.

Снижение слуха на 15-25 дБ предлагается отнести к пограничной зоне между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой находится на уровне 90 дБ.

Если говорить о соматическом здоровье детей с нарушением слуха, то оно более ослаблено по отношению к другим детям заболеваниями лор органов – это воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, аллергические или вазомоторные риниты, искривления носовой перегородки, часты отиты, евстахеиты, аденоиды. Внешне у ребенка наблюдаются мешки под глазами, может быть затруднено носовое дыхание, во сне дети беспокойны, спят с открытым ртом. Эти дети, несмотря на то, что зачастую сами очень активны, быстроутомляемы в шумных играх.

В плане физического отставания (по наблюдениям Н. А. Рау) у глухих и слабослышащих детей отмечается шаткая походка, шарканье ногами, некоторая неловкость движений. У некоторых детей расстройства вестибулярного аппарата нередко приводит к снижению устойчивости и потере равновесия.

Слуховое восприятие, развивающееся на остаточном слухе – а он есть даже у глухих, конечно, не всегда приближается к норме – все зависит от сложности дефекта, его наступления и начала реабилитации ребенка. Особенностью этих детей является дискомфорт к громким звукам, причем, чем больше нарушение слуха, тем явнее проявляется феномен ускоренного нарастания громкости. Если же говорить о неречевом слухе – музыкальном и шумовом, то у этих детей можно наблюдать хорошие музыкальные способности, ведь они не определяются аудиограммой, а являются врожденными индивидуальными задатками. Следует отметить, что у детей этой категории вибрационная чувствительность развита даже лучше, чем у остальных детей, поэтому они способны хорошо различать ритмический рисунок, играть на музыкальных инструментах и даже танцевать. Внешне заподозрить нарушение слуха можно наблюдая частые переспрашивания детей, отсутствие реакций на обращенную к ним речь, если ребенок не видит лица говорящего, просмотр телевизионных передач на достаточно громком звучании, прислушивание к речи говорящего с поворотом головы лучше слышащим ухом к говорящему, дети теряются с определением направления звука.

Эмоционально-волевая сфера детей с проблемами слуха отличается бедностью эмоций, слабостью волевых усилий, нежеланием доводить начатые дела до конца. Но при этом дети более активны, чем слышащие дети. Взрослым важно понимать, что с помощью действий они познают предметы вокруг себя, используя все сохранные виды восприятия.

Глухие и слабослышащие дети обладают рядом особенностей восприятия окружающего мира. Так наблюдается недоразвитие в плане зрительного восприятия, в частности низкая скорость восприятия и узнавания предметов, замедленное формирование подражания, а также затруднения при выборе по образцу.

Речь глухих или слабослышащих характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. У детей даже небольшие потери слуха приводят к задержке речевого развития, несформированности фонематического анализа, поскольку ребенок не воспринимает и не различает тихие звуки речи и части слов. Ребенок слышит только часть слова и поэтому плохо усваивает его значение. Большие потери слуха приводят к выраженным нарушениям речевого развития, а при отсутствии необходимой реабилитации – к немоте. В целом речь слабослышащих детей с нарушениями звукопроизношения, невнятна, неравномерна по громкости звучания, либо очень тихая, либо достаточно громкая, часто сопровождаемая жестами.

Отсутствие речи или более низкий уровень ее развития ведет к задержке развития познавательной деятельности, особенно страдает наглядно–образное и словесно-логическое, так называемое речевое мышление.

Потенциальные возможности детей с нарушениями слуха крайне велики. Современная медицина уже в силах вернуть таким детям слух посредством адекватного бинаурального слухопротезирования, а при больших потерях слуха и отсутствии эффекта от слуховых аппаратов – кохлеарной имплантации.

Читайте также:  Воспитание ребенка и развитие в первый год жизни ребенка

Если дети не имеют серьезных дополнительных отклонений в развитии, и адекватная и целенаправленная коррекционная работа проводилась уже в первые месяцы жизни, и сами они позже посещали дошкольное учреждение, то к 3- 7 годам можно максимально приблизить уровни, как общего, так и речевого их развития к возрастной норме, даже не смотря на тяжелую тугоухость. Такие дети владеют развернутой фразовой речью, свободно общаются как с детьми, так и со взрослыми, могут рассказать об увиденном, о каких-то случаях из жизни, хорошо воспринимают обращенную к ним речь, воспринимают ее слухозрительно, могут прочесть стихотворение и даже напевать песенки.

Звучание их собственной речи обычно очень мало отличается от речи слышащих детей, они без сложностей пользуются слуховыми аппаратами. Для них становится реальным дальнейшее обучение в массовой школе.

Эффект коррекционного воздействия на детей с нарушением слуха определяется:

1 – своевременной диагностикой нарушения слуха;

2 – адекватным медикоментозным лечением;

3 – проведением уже в раннем детстве коррекционной работы с пребыванием в среде говорящих детей;

4 – качественным слухопротезированием;

5 – длительностью коррекционного педагогического воздействия не менее 2 лет;

6 – активностью участия родителей в образовании и воспитании ребенка.

Библиография.

1 Программа Общение. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. Под редакцией Э. И. Леонгард. Москва, 1995г.

2 Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева и др. Настольная книга педагога-дефектолога. – Изд. 2-е – Ростов н. Д. Феникс, 2006г.

3 И. В. Королева. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – СПб. КАРО, 2005г.

4 Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. Пособие для учителя-дефектолога. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.

5 Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. Методическое пособие. – М. Книголюб, 2006г.

6 Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.

7 О. В. Солодянкина. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М. АРКТИ, 2007г.

8 Н. Д. Шматко, Г. А. Товартхиладзе. Выявление детей с подозрением на снижение слуха – младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст. – М. – Полиграф сервис, 2002г.

Источник

Ольга Федорян
Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушением слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становлении определенных черт личности. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Окружающая социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Но при этом большое значение имеет и его собственная позиция, то, как он сам относится к своему положению. Ребенок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а активно овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями ребенка и взрослого.

В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов рассматривались проблемы своеобразия социального развития детей с нарушениями слуха, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции (С. Е. Ливайн, К. Мидоу, Н. Г. Морозова, В. Ф. Матвеев, В. Петшак и др.) [1].

В обычных условиях детям с нарушениями слуха мало доступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации (для ее восприятия необходима специальная слуховая работа с использованием звукоусиливающей аппаратуры). Глухой или слабослышащий ребёнок старшего дошкольного возраста не слышит постоянных высказываний других людей по поводу тех или иных случаев, носящих моральный или аморальный характер; не слышит прямо относящихся к нему бесед, рассказов, не воспринимает радиопередач для детей; он неизмеримо меньше, чем его слышащий сверстник-дошкольник, окружён атмосферой чтения, рассказыванием сказок, которые почти всегда имеют то или иное социальное содержание. Ребёнок с нарушенным слухом, а вследствие этого и с недоразвитием речи и словесного мышления затрудняется в понимании всех этих рассказов и сказок, даже если он научился читать с губ или овладел грамотой, так как имеет ограниченный запас слов и понятий. Поэтому глубоко прочувствовать содержание этих рассказов и правильно к ним отнестись он не может. Это в свою очередь ведёт к недостаточному развитию моральных представлений, понятий и чувств, а иногда и к неадекватности поведения [5].

Но при благополучном социальном общении с ближайшими родственниками у детей с нарушением слуха очень рано формируется повышенное внимание к выражению лиц общающихся с ними людей, к их движениям и жестам, к пантомимике. Постепенно они овладевают естественными мимико-жестовыми структурами для общения с другими людьми и жестовой речью, принятой в общении между глухими, поэтому недостаток в понимании речевой интонации и в развитии словесной речи восполняется повышенным вниманием к мимике и жестам окружающих, обозначением эмоциональных состояний средствами жестовой речи.

Читайте также:  Чем характеризуется развитие речи ребенка к 3 годам

Дети с нарушениями слуха дошкольного возраста также испытывают трудности проникновения в смысл человеческих поступков и отношений в связи с ограниченными возможностями овладения психологическими средствами познания социальной действительности. В основе этих трудностей лежит ограниченность общения детей со взрослыми и между собой, недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребенка о явлениях социальной жизни и своем месте в ней, слабость оперирования имеющимися представлениями в реальных условиях. Эти трудности усугубляются за счет неумения родителей и педагогов руководить социальным развитием детей, влиять на их личностное развитие. Поэтому особое значение для этих детей приобретает обучение их языку в тесной связи с формированием необходимого социального опыта [1]. Необходимо специально заниматься развитием общения, взаимопомощи, взаимопонимания, а главное, обобщённого понимания того, в чём и когда нужно помогать товарищу, когда его нужно от чего-то предостеречь и т. п. Развивая у детей с недостатками слуха социальные отношения,следует умело опираться на их положительные стороны: жажду знания, трудолюбие, поручение их подражательность и ряд других черт. По мере развития речи и мышления глухого, слабослышащего ребёнка происходит его дальнейшее социальное развитие [3].

Социальное развитие детей с нарушенным слухом мы рассматриваем как сложную систему,состоящую из трех компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого.

Когнитивная сфера характеризуется неполным усвоением и осознанием норм поведения, регулирующих отношение к себе, другим людям, коллективу. Несознательным выделением правил детьми в собственном поведении, невозможностью их вербальной коммуникации. Трудностью в обобщение и углубление представлений о положительных и отрицательных качествах человека, формированию определенного отношения к ним.

Эмоциональная сфера характеризуется тем, что моральные чувства с затруднениями становятся многообразными и содержательными или не развиваются вообще. Не возникает «эмоциональной децентрации» (способности поставить себя в положение другого и пережить его успехи и неудачи как собственные).

В поведенческой сфере с большими затруднениями происходит переход от ситуативного поведения к деятельности, подчинённой социальным нормам и требованиям или не переходит вообще. Редко взаимоотношения детей с нарушенным слухом характеризуются как начальная форма коллективных отношений (способность уступать, договариваться, согласовать действия друг с другом).

Также можно отметить, что негативное влияние на социальное развитие глухих и слабослышащих детей оказывает пребывание в интернатных учреждениях, что обуславливает ограниченность социальных контактов, снижает социальную направленность коммуникативной деятельности, приводит к неумению наладить сотрудничество со взрослыми и детьми. Поэтому в задачи социального развития детей с нарушением слуха входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных норм и правил [2].

Специальная организация обучения детей, при котором происходят познание окружающей социальной действительности, формирование отношений между детьми и взрослыми, осознание ребенком своего положения, сама по себе является фактором социального воздействия на детей, приобщения их к культурным и нравственным ценностям. В дошкольном этапе специального обучения Л. С. Выготский видел «начальную точку системы социального воспитания глухонемых детей» [4].

Таким образом, социальное развитие ребенка в процессе воспитания и обучения носит многоаспектный характер, охватывает различные сферы жизни ребенка и его отношений со взрослыми и своими сверстниками. В социальномвоспитании можно выделить основные задачи: формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослыми; развитие общения ребенка со сверстниками и формирование межличностных отношений; развитие сферы самосознания, формирование образа самого себя. Эти линии социального развития непосредственно связаны с формированием нравственных представлений и этических чувств ребенка, овладением нормами поведения, обогащением его эмоциональной сферы, развитием и складыванием личностных качеств [2].

На основании вышеизложенного,можно сделать следующие выводы:

1. Изучение качественных характеристик процесса социального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха позволило прийти к выводу, что интересующий нас возрастной период является сензитивным для социального развития, поскольку на его протяжении происходит становление определённого комплекса нравственных проявлений, состоящих из свойственных ребёнку представлений о нормах и правилах взаимоотношений с окружающими людьми в социуме.

2. Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха выражается, прежде всего, в осознании и овладении детьми моральными нормами и правилами.

3. Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слухахарактеризуется следующими особенностями:

– дети испытывают трудности проникновения в смысл человеческих поступков и отношений; имеют недостаточные представлений о явлениях социальной жизни и своем месте в ней; слабо оперируют имеющимися представлениями в реальных условиях;

– моральные чувства с затруднениями становятся многообразными и содержательными или не развиваются вообще. Не возникает «эмоциональной децентрации»;

– с большими затруднениями происходит переход от ситуативного поведения к деятельности, подчинённой социальным нормам и требованиям или не переходит вообще.

Литература:

1. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. – М.: Владос, 2001.

2. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии. – М., 2005.

3. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991.

4. Лебединский В. В. Общие закономерности психологического дизонтогенеза. /Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. – М., 1995.

5. Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика. – М.: Владос, 2004.

Источник