Развитие ребенка с нарушением ода

Гирш Наиля
Особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Современная специальная психология и коррекционная педагогика изучают достаточно широкий круг дефицитарного развития. Особое место здесь занимают дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, имеющие нарушения двигательных функций различной этиологии и степени тяжести.

Основными задачами в данной отрасли служат:

– изучение логики, специфики и особенностей развития психических функций детей с данным видом нарушения и разграничение их с детьми, имеющими нормальное развитие;

– определение возможностей компенсации дефекта, способствующих преодолению негативных факторов на развитие психических функций детей с нарушениями ОДА;

– разработка обоснованных и наиболее эффективных методов и форм коррекционно-педагогического воздействия.

Категориальный аппарат в сфере нарушений ОДА имеет разнообразную структуру,куда относятся:

– дети с ДЦП, дети с нарушениями ОДА, образовавшимися вследствие полиомиелита;

– дети с прогрессирующими заболеваниями нервно-мышечной сферы (рассеянный склероз, миопатия и др.);

– дети с врожденным недостатком, либо искажением опорно-двигательной системы;

– дети с приобретенными повреждениями, либо заболеваниями ОДА.

Причинами проявления ОДА являются негативные воздействия на плод в пренатальный период,такие как:

– инфекционные заболевания, перенесенные матерью;

нарушения работы эндокринной и сердечнососудистой систем матери;

– токсикозы в процессе беременности;

– травмы, ушибы, нанесенные плоду;

– резус конфликт матери и плода;

– воздействие физических явлений (переохлаждение, перегревание, вибрация и др.);

– употребление матерью сильнодействующих лекарственных препаратов;

– неблагоприятная экология и др.

Все вышеперечисленные факторы являются причиной развития внутриутробной гипоксии плода, что нарушает благополучное формирование его нервной системы.

Основным негативным фактором, влияющим на плод в период родов, является родовая травма, иногда в сочетании с асфиксией (недостаток кислорода в крови, нарушение дыхания и сердечной деятельности, представляющая собой механическую травму, влияющую как на костный скелет, так и на мозг ребенка, что может спровоцировать нарушение кровообращения (редко мозговое кровоизлияние). Именно такое сочетание травмирующих обстоятельств, в сочетании внутриутробной патологией является наиболее распространенной причиной проявления ДЦП. При нарушении нервной системы в данный период негативному влиянию подвергаются большие полушария мозга, отвечающие за регуляцию работы корковых функций,таких как: речь, произвольные движения и др.

Также данный вид патологии может возникнуть и в ранний, постнатальный период (на первом году жизни, под воздействием перенесенных ребенком инфекционных заболеваний (энцефалит, менингит и др., сильных травм головы, а также в результате осложнений вакцинации.

Лица, имеющие нарушения ОДА подразделяются на несколько групп, в виду учета степени тяжести двигательных функций, а также развитиядвигательных навыков:

1. Дети с тяжелым нарушением ОДА, где навыки самообслуживания невозможны, либо частично сформированы, присутствует нарушение, либо невозможность сохранения вертикального положения тела (прямостояние, ходьба, существует невозможность захвата, либо удержания предметов. Передвижение детей данной группы осуществляется лишь при помощи специальных ортопедических приспособлений (инвалидные коляски, ходунки, костыли и др.). Образование таких детей затруднительно, ввиду многих обстоятельств.

2. Дети со средней степенью выраженности нарушений, составляющие наиболее распространенную группу. Передвижение данной группы ограничено небольшим расстоянием, в виду разнообразных факторов. Навыки самообслуживания развиты и автоматизированы недостаточно. Возможности образовательного процесса детей данной группы зависят как от характера и степени выраженности нарушения ОДА, так и от развития их волевой сферы.

3. Дети с легкой степенью выраженности нарушений ОДА, где оно проявляется в виде патологически неправильных поз тела, нарушениях походки, наличии насильственных движений и др. Передвижение детей данной группы, как в помещении, так и на улице, в целом не затруднено. Навыки самообслуживания достаточно сформированы и развиты. Образование таких детей не сильно осложнено негативными факторами.

Ведущим, в структуре нарушения, при ОДА, является двигательный дефект,при котором выделяются следующие общие признаки:

– наиболее простые формы рефлекторной активности (чаще свойственные более раннему возрастному периоду);

– ретардация становления основных моторных функций.

Среди врожденных и приобретенных нарушений ОДА, его распространение определяется лишь в 5-7% случаев.

Врожденную патологию ОДА характеризуют такие повреждения и травмы,как: врожденный вывих бедра, дефекты и недоразвитие верхних или нижних конечностей, либо дистоз развития пальцев кисти, деформации стоп (косолапость и др., недоразвитие, либо дефектное строение позвоночника (сколиоз, врожденное уродство – артрогрипоз.

Приобретенная патология ОДА характеризуется такими повреждениями и заболеваниями,как: полиартрит, заболевания скелетного каркаса, такие как опухоли костей, остеомиелит, туберкулез и др., системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит, а также полученные травмы головного, спинного мозга и конечностей, возникающих под воздействием вредоносных факторов.

Среди детей с нарушением ОДА, наибольшее распространение имеет такое заболевание, как детский церебральный паралич (далее ДЦП, проявляющееся в 89 % случаев. Данное заболевание является видом патологии опорно-двигательного аппарата, возникающей при нарушении структуры и работы нервной системы. В настоящее время ДЦП обширно распространено, так как статистика выявляет проявление данного нарушений в 0,6 % случаев из 100 новорожденных.

В целом интеллектуальная деятельность детей с ДЦП имеет ряд общих черт, проявляющихся в дезорганизации работы произвольного внимания, что значительно влияет на развитие и работу памяти, мышления, речи и других функций. У детей донной категории часто проявляется церебрастения, при которой резко выражена истощаемость психических процессов, а также страдает эмоциональная сфера, отличающаяся неустойчивостью, что иногда приводит к патологии в развитии личности. Так же здесь отмечаются трудности в переключении ребенка с одного вида деятельности на другой, ригидность мышления и другие аномалии.

Нарушения двигательной и моторной сфер детей данной категории часто приводят к нарушениям вторичного характера в сфере анализаторных систем, а также психическому недоразвитию познавательной сферы, высших психических функций, а также к расстройствам в эмоционально-волевой сфере.

У большинства детей, страдающих нарушением ОДА, проявляются нарушения речевых функций, что влечет за собой задержку психоречевого развития различной степени выраженности, часто сохраняющуюся на протяжении длительного периода времени. Для детей с нарушениями ОДА (около 70% случаев) свойственно проявление речевых нарушений различного характера, таких как дислалия или дизартрия и др., так как двигательные расстройства негативно сказываются на формировании артикуляционно-двигательной моторике, что влечет за собой затруднения в звукопроизношении. Здесь также проявляются трудности в образовании связей звуковой и смысловой характеристикой слов, что проявляется в лексическом недоразвитии (деформация связей: слово – образ – смысл).

Детям с нарушением ОДА часто свойственны нарушения пространственного восприятия, что провоцирует нарушение становления причинно-следственных связей и объединения логико-смысловой стороны речи.

Познавательная сфера у таких детей имеет некоторые особенности в виде повышенной истощаемости внимания, проявляющейся в резком снижении работоспособности, трудности сосредоточения на заданном объекте. Здесь проявляется также и недостаточность развития поля зрения, что проявляется в невозможности долговременной фиксации взора на заданном объекте (недостаточность функций зрительного анализатора). В виду сложной структуры дефекта и его разнообразного негативного влияния на психическое развитие, здесь могут оказаться нарушенными как память детей с ОДА, так и различные формы мышления. Для каждой категории детей с ОДА существует необходимость в организации особых условий жизнедеятельности, воспитания, обучения и развития.

В настоящее время в Российской Федерации интенсивно реализуется государственная программа «Доступная среда». Основная цель данной программы состоит в структурировании и развитии определенных условий, предоставляющих возможность беспрепятственной доступности лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) к транспортной, информационной и другим инфраструктурам, используемым гражданами Р. Ф. (оборудование зданий специальными пандусами, оборудованные остановки и общественный транспорт и др.).

Также в настоящее время интенсивно внедряется в систему образования, обучение детей с ОВЗ по инклюзивному направлению, что способствует наиболее легкой адаптации и социализации лиц с нарушениями в обществе, а также подразумевает под собой наиболее легкий и продуктивный путь усвоения детьми знаний, умений и навыков.

В виду вышеизложенного можно сказать о специфическом, часто неравномерном развитии психических процессов у детей с ОДА, что обусловлено сложной и неоднородной структурой дефекта при данном нарушении.

Источник

Нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей характеризуется наличием того или иного двигательного дефекта.

Определение 1

В частности нарушения ОДА – это задержка формирования, недоразвитие, потеря или частичная утрата двигательной активности.

Существенная часть детей не обладает патологиями познавательной деятельности, поэтому им не требуется специфическая система образования и особое воспитание. При этом, все дети с подобными нарушениями требуют особых условий для жизни, обучения, последующей трудовой практики.

Подавляющее большинство заболеваний опорно-двигательного аппарата приходится на ДЦП. Данная патология относится к заболеваниям центральной нервной системы и в большинстве случаев ведет к инвалидности. Причиной ДЦП является недоразвитие или повреждение мозга на этапе раннего развития. Нарушения двигательных функций у таких детей нередко сочетаются с отклонениями психического, речевого, зрительного и слухового развития. На фоне этих отклонений с детьми с ДЦП проводится лечебная, психо-педагогическая и социальная работа.

Типы нарушений ОДА у детей

В современной литературе выделяют несколько основных видов заболеваний. Нарушение ОДА у детей может быть связано со следующими категориями:

  • Заболевания ЦНС (ДЦП, полиомиелит).
  • Врожденные патологии (врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость, нарушение развития позвоночника, недоразвития, нарушения, деформации конечностей).

Причины нарушений ОДА

Выделяют две основные группы причин оказывающих влияние на развитие патологий опорно-двигательного аппарата:

  • Наличие внутриутробных аномалий развития. К ним относятся инфекционные, соматические заболевания матери в период беременности, токсикоз, травма, ушиб плода, несовместимость по резус-фактору, интоксикация.
  • Действия патологических факторов. Это может быть нейроифекция, травма, ушиб головы, осложнения после прививок.

Замечание 1

Совокупность патологий внутриутробного развития и родовой травмы признается в современной литературе частой причиной ДЦП.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ДЦП

Замечание 2

Необходимость коррекционно-развивающей работы обусловлена спецификой отклонений в психическом и физическом развитии детей с ДЦП.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ДЦП направлена на формирование двигательных функций. Реализация данного направления осуществляется за счет комплексного воздействия всеми доступными средствами. К ним относится:

  • Медикаментозное, ортопедическое, физиотерапевтическое лечение.
  • Массаж.
  • Лечебная физкультура.

Последний компонент позволяет создать связь между физической культурой, трудом, развитием определенных двигательных функций в режимных моментах. Комплексность подхода дает высокий результат реабилитации, процент восстановления и развития подвижности.

У детей с таким заболеванием не редко наблюдаются гиперкинезы речевой мускулатуры, что ведет к грубому искажению речи, которая становится малопонятной или вовсе неразборчивой. Гиперкинезы мышц диафрагмы, межреберных мышц ведут к патологиям дыхательных функций, плавности речи, иногда наблюдаются непроизвольные выкрики и стоны. Для устранения дефектов проводится логопедическая работа, которая способствует развитию всех сторон речи.

Определение 2

Основными направлениями работы с детьми с ДЦП является моторное, речевое развитие, формирование коммуникативного поведения. При этом обращается внимание на виды нарушений ОДА, их тяжесть и возрастную группу ребенка. На основе этих факторов строится специфика коррекционно-развивающей работы.

Начало коррекционно-развивающей работы относится к раннему детству, когда организуется тактильное восприятие предметов и массаж конечностей. Чуть позже вводится предметно-практическая деятельность, которая, под руководством взрослого, способствует закреплению связей между словом, предметом и действием. Особое внимание стоит уделять обучению детей игровым действиям и формированию навыков самообслуживания.

Источник

По современным данным, дети с врожденными или приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата представляют большую группу. В эту группу входят пациенты, нарушения у которых возникли вследствие перенесенных заболеваний или патологических изменений в организме:

  • Детский церебральный паралич;
  • Следствия нейроинфекций;
  • Полиомиелит;
  • Врожденная деформация и недоразвитие конечностей;
  • Врожденный вывих бедра;
  • Косолапость;
  • Аномалии развития позвоночника;
  • Кривошея;
  • Артрогрипоз;
  • Повреждения спинного и головного мозга вследствие травм;
  • Артриты и полиартриты;
  • Туберкулез суставов и костей;
  • Новообразования костей;
  • Рахит и др.

Среди группы пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата наибольшее внимание уделяется детям с церебральным параличом, поскольку данная патология сопровождается рядом других нарушений: психических, слуховых и речевых. Дети с церебральным параличом требуют медико-психологического комплексного лечения, в которое будут включены методики социальной адаптации, работа с психологами, педагогами, логопедами, реабилитологами.

Команда экспертов Меднави поможет организовать поездку в ведущие клиники мира для диагностики и лечения нарушений опорно-двигательного аппарата. Мы поможем подобрать подходящую вам клинику из числа тех, с которыми сотрудничаем. Узнайте больше, позвоните по телефону +7 (495) 023-10-24.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата будут значительно медленнее развиваться по сравнению со своими сверстниками. Они позже начнут держать голову, переворачиваться на живот и с боку на бок, сидеть, стоять и ходить. В особенно тяжелых случаях они не могут ходить, осознанно контролировать движения своего тела, обслуживать себя самостоятельно.

При средней степени нарушений опорно-двигательного аппарата ребенок овладевает навыками ходьбы, но делает это неуверенно и не может самостоятельно передвигаться по городу или пользоваться общественным транспортом. Навыки самообслуживания развиты, но не на достаточном уровне.

При наличии легкой степени нарушений двигательного аппарата, ребенок ходит уверенно и может ездить в городском транспорте самостоятельно. Он может себя обслуживать. Заболевание проявляется нарушением походки, резкими непроизвольными движениями, снижением мышечной силы.

Для социальной адаптации детей с легкой и средней степенью тяжести нарушений первостепенно внимание уделяют развитию навыков самообслуживания и самостоятельного передвижения. Важным умением для ребенка с нарушением опорно-двигательной активности является способность самостоятельно удовлетворять физиологические потребности, выполнять правила личной гигиены (мыться, подстригать ногти, чистить зубы) и делать ежедневную бытовую работу (одеваться, пользоваться застежками, мыть, разогревать еду, посуду). Ребенка постепенно обучают самостоятельно кушать и пользоваться бытовыми приборами. Со временем при положительных успехах он учится готовить еду и выполнять бытовые потребности (покупать продукты, одежду, оплачивать счета, делать уборку).

Для получения положительного эффекта развитие ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата должно происходить с раннего возраста. Он должен учиться самостоятельно передвигаться и сохранять равновесие тела. Для приобретения подобных навыков ему понадобится больше времени и сил, чем сверстникам. К этим трудностям нужно быть готовым родителям, в основном морально. Развитие ребенка начинается дома, поэтому его первыми учителями будут родители.

Для обучения ходьбе сначала используют ровную опорную поверхность, потом на нее можно добавить препятствие (поставить игрушку или стул), которое необходимо преодолеть, позже заменить ровную поверхность наклонной. Постепенно ребенок будет учиться ходить по лестнице. Задания будут усложняться по мере развития ребенка: ходить на улице без поддержки, заходить и выходить из общественного транспорта, играть в активные игры.

Кроме физиологических отклонений, у детей с серьезными патологиями опорно-двигательного аппарата возникают нарушения психического развития. Степень психического отклонения будет зависеть от периода жизни, локализации и выраженности поражения мозга. Психическое нарушение может прогрессировать со временем. Внутриутробные поражения головного мозга могут выражаться грубым недоразвитием интеллекта, а травмирование во время родов иметь неоднозначный характер. Психические отклонения у детей представлены разнообразно:

• Нарушения могут отсутствовать вовсе или быть незначительными (при этом дети могут учиться и получать высшее образование);
• Существенная задержка психического развития;
• Олигофрения.

Практически у всех детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения развития речи. Это связано с повреждением структур головного мозга и задержкой развития отделов, которые отвечают за речь и психическую деятельность. Отклонения психики и в развитии речи приводят к ограниченному доступу к знаниям об окружающем мире, сводят к минимуму практическую деятельность. При этом нарушается контакт с социумом.

Поэтому для адаптации к повседневной жизни, обучения и воспитания используют многосторонний поход, который включает в себя работу с невропатологом, психологом, социальным педагогом и поддержку семьи.

Коррекция нарушений двигательных функций опорно-двигательного аппарата

Для коррекционной работы нарушений опорно-двигательного аппарата используется лечебная физкультура и гимнастика, различные виды деятельности, направленные на развитие функциональных возможностей конечностей, лечебный массаж.

Физическая культура необходима для укрепления общего состояния здоровья. Важным дополнением является соблюдение режима: полноценное питание, здоровый сон, закаливание и другие общеукрепляющие мероприятия. Для детей с ДЦП важно часто менять позу своего тела и не останавливаться в одной более получаса. Для детей индивидуально подбирают наиболее комфортные позы для разных аспектов жизни (еда, процесс одевания, обучения), которые они меняют в течение дня. Сложность и разнообразие поз увеличивается со временем, по мере развития возможностей ребенка.

Для реабилитации детей с ДЦП важно начинать занятия с раннего возраста. Чем раньше начнут коррекционную работу опорно-двигательного аппарата, тем более значительны будут результаты в будущем. В раннем возрасте с ребенком трудно работать, поскольку он еще не осознает проблему, и у него нет желания прилагать усилия для ее исправления. Коррекционная работа будет направлена на развитие опорно-двигательного аппарата и коррекцию уже имеющихся нарушений.

Развитие пространственно-временных представлений

Для формирования навыков пространственного восприятия необходимо использовать любые подручные средства, которые бы наглядно показали ребенку, что существуют правая и левая стороны, низ и верх. Для работы можно использовать стулья и другие предметы интерьера, подводить ребенка к стене, показывать с разных сторон яркие игрушки, привлекающие внимание.

Сложность выполнения упражнений постепенно увеличивается. Это позволит осваивать новые навыки спокойно, размеренно и качественно. В дальнейшем необходимо постепенно смещать внимание ребенка на внутренний план и позволять ему выполнять упражнения самостоятельно. В ходе выполнения занятий по освоению телесного пространства ребенок научится показывать озвученное направление не всем телом, а поворотом головы или рукой, а в дальнейшем только взглядом.

После освоения телесного пространства переходят к упражнениям на понимание внешнего пространства. В процессе выполнения упражнений происходит развитие и расширение диапазона движений ребенка.

Освоение внешнего пространства происходит с помощью ориентирования на местности и выполнения графического воспроизведения на бумаге. Можно начинать с привычной комнаты, в которой необходимо понимать, где находится шкаф, стол, дверь и пр. Озвученные команды должны направлять ребенка в том или ином направлении, чтобы он развивал свои навыки в ориентировании.

Задача усложняется включением в ориентирование подъезда, двора и соседней улицы. Со временем ребенок должен научиться самостоятельно находить дорогу домой, ориентироваться в окружающих магазинах, знать, где расположена ближайшая остановка общественного транспорта и куда можно поехать.

Для формирования пространственных представлений у детей используют метод конструирования. Ребенок может манипулировать различными объектами, которые в итоге должны сформироваться во что-то конкретное: мозаика, паззлы, вырезные картинки, кубики, конструктор и т.д. Упражнение можно дополнить кубиками или карточками с буквами и цифрами. Так ребенок будет развивать пространственные навыки и осваивать письмо.

Развитие общей и мелкой моторики ребенка

Двигательная активность рук занимает важную позицию в развитии равновесия и реакций выпрямления. Захват предметов также положительно влияет на формирование пространственного восприятия. Развитие моторики кистей и пальцев рук улучшает не только двигательный аппарат верхних конечностей, а и речевую и психоэмоциональную деятельность.

Упражнения для развития моторики начинаю выполнять с полного расслабления верхних конечностей. Для этого делают потряхивание рук по методу Фелпса или легкий массаж.
Пассивные упражнения начинают с поглаживания ладоней, похлопывания, перетирания кончиков пальцев, выполнения круговых движений каждым пальцем и кистью руки, поочередного сгибания и разгибания пальцев, формирования из пальцев колечек, противопоставления большого пальца. Эти упражнения полезно выполнять как разминку или в начале коррекционной работы.

Поскольку при ДЦП затруднен захват предметов ладонью, то это упражнение можно включить в начальный комплекс. Сначала предметы вкладываются в руку ребенка, в дальнейшем он научится их брать самостоятельно. Предметы перекладывают из руки в руку, их размер и форма должны постоянно меняться.

Постепенно развивая моторику, упражнения усложняются. Дополнительно используют выключатели, замки «молнии», замки с ключом, пластилин, звуковые игрушки. В дальнейшем дети начинают рисовать на песке, или карандашами, или красками. Постепенно переходят к шариковой ручке для закрепления навыков письма.

Психоэмоциональное развитие ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Поражение высших корковых функций головного мозга у детей с нарушением двигательного аппарата приводит к появлению различных психических отклонений.

Одними из характерных проявлений патологии являются:

• Эмоциональная возбудимость;
• Гиперчувствительность к индивидуальным внешним раздражителям;
• Колебания настроения.

Повышенная эмоциональность сочетается с инертностью психологических реакций. Такому ребенку сложно остановить начавшийся плач или смех.

Чрезмерная эмоциональная возбудимость может проявляться повышенным настроением, которое переходит в эйфорию. Нередко такая возбудимость сочетается с различными страхами, аффективными взрывами и агрессивными проявлениями. Данные проявления усиливаются при переутомлении, смене обстановки, что приводит к социальной дезадаптации. Подобные нарушения деятельности и коммуникативных навыков способствуют формированию своеобразной личности, что обусловлено расстройствами двигательного и речевого аппарата в сочетании с нарушениями мозговой активности.

Наиболее часто встречающийся вариант формирования подобной личности представляет собой сочетание развитых интеллектуальных способностей и отсутствие уверенности в себе, своих силах, повышенная внушаемость и отсутствие самостоятельности. С возрастом эти качества могут только усиливаться.

При недостаточной подготовке к самостоятельно жизни в окружающей среде у ребенка в будущем может возникнуть состояние, граничащее с истерикой, при столкновении с новой ситуацией. Формирование иждивенческих установок приводит к полной несамостоятельности и к отсутствию желания выполнять трудовую деятельность. Под влиянием любых дискомфортных факторов окружающей среды чувство неуверенности в себе, замкнутость могут только увеличиваться.
При нарушении развития интеллекта в большей степени проявляется отсутствие познавательного интереса. Отгороженность от окружающего мира и ограничение контактов со сверстниками больше связано с безразличностью, чем с заниженной самооценкой.

Особенности психоэмоционального развития и типа формирования личности должны учитываться при составлении коррекционного работы для физического, психического развития, и при подборе учебной программы.

Развитие познавательных процессов

Одной из частей психоэмоционального развития является тренировка памяти, мыслительных операций, коррекция внимания. Для работы со зрительно-предметным восприятием можно использовать следующие игры:

  • Обвести контур неизвестной картинки или подобрать контур к уже нарисованному предмету;
  • Лабиринты;
  • Пиктограммы.

Произвольная память тренируется при помощи игр на запоминание:

  • Показать картинку в течение нескольких секунд, после чего попросить описать ее по памяти;
  • Показать одну картинку, а после – другую, но с каким-либо изменением: ребенку необходимо будет понять, что изменилось;
  • Описывать ребенку характеристику какого-либо предмета или животного, которое он должен угадать.

Во время коррекционных занятий формируются первичные представления о причинных связях. Постепенно увеличивая сложность заданий, формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Развитие речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Для организации правильной работы логопедических упражнений необходимо иметь представление о речевых и двигательных нарушениях ребенка. При детском церебральном параличе увеличивается мышечный корень языка. Это влияет на произношение и правильность речи. Для проведения логопедического занятия ребенка усаживают в такое положение, при котором влияние рефлексов на речевую моторику будет минимальным. Такие позы подбираются логопедом совместно с невропатологом.

При проведении логопедического занятия с ребенком в сидячей позе уделяют внимание положению его головы. Если необходимо, она фиксируется специальными головодержателями или используют специальный стул. Во время логопедических занятий зеркало и лицо специалиста находятся на уровне лица ребенка. Для повышения эффективности упражнений они повторяются с сопротивлением, с открытыми и закрытыми глазами. Коррекционные занятия включают в себя упражнения для развития тонкой моторики рук, поскольку это напрямую связано с развитием речи.

Источник