Развитие ребенка с использованием подручных материалов

Агаева Елена
Развитие творческих способностей у детей посредством создания поделок из различного бросового материала
В современном обществе очень высоко цениться творчество. К тому же творческие профессии в настоящее время практически одни из самых популярных и востребованных, а многие целеустремленные творческие люди всегда находят свое место под солнцем для дальнейшей реализации своего творческого потенциала.
Развивающие занятия с детьми всегда имеют признаки творчества, а уж создание чего-то своими руками – один из главнейших способов развивать малыша.
В разное время самодельные игрушки мастерили из разнообразных материалов: бумаги, картона, фольги, ваты, кусочков ткани, бусин, бисера, природных материалов, глины. Сегодня магазины предлагают покупателям множество новых материалов для поделок. Это и разнообразные бумага и картон, в том числе и гофрированный, новые и необычные виды ткани, упаковочные сетки, креповая бумага для цветов. Появились массы для лепки легкие, плавающие в воде, самозатвердевающие под воздействием воздуха. Термопистолет – который за несколько секунд склеивает любую поверхность особенно хорошо картон и бумагу. Различные декоративные клея с блестками, спреи, стразы, пайетки и т. д. Но кроме этих материалов есть и не менее интересный, побуждающий человеческую фантазию работать – это “бросовый материал“. Игрушки и поделки из этого материала особенно популярны в современном мире.
Создание поделок из бросового материала развивает творческие способности ребёнка.
Для нас уже не ново видеть на улицах на природе горы всевозможного мусора, бумажные коробки, пластиковые бутылки, битое стекло, целлофановые пакеты и прочий мусор. От которого страдает не только окружающая нас среда, но и мы люди. Огромные усилия и средства тратятся на изготовление всевозможных упаковочных материалов, и потом все это оказывается на свалках. Уже сейчас свалки занимают в нашей стране более 85 тысяч гектаров земли, ежегодно увеличиваясь еще на 1500 га ежегодно. По расчетам специалистов, здесь 30% составляют бумага и картон, 4% полимеры, 3% черные и цветные металлы, от 4 до 6% стекло, свыше 4% текстиль. Бумаги здесь столько, что тысячи гектаров леса могли спокойно расти, а не вырубаться для нужд целлюлозно-бумажной промышленности. А пластиковые упаковки и другие полимерные материалы могли бы заменить тонны бензина, нефти и газа.
Мы перестаем замечать мусор под ногами, спокойно выбрасываем его в любое место на нашем пути, дети наблюдают за нами взрослыми и повторяют в точности наши поступки, мусорят на улицы в подъездах, общественном транспорте, кинотеатрах и т. д. И когда мы наконец-то обращаем на это внимание, оказывается, что уже слишком поздно, что-то менять. Для того чтобы этого не происходило нам взрослым необходимо уже с детского сада учить детей беречь окружающую природу. И в этом нам могут помочь именно “бросовые материалы“,в качестве которых можно использовать:
– фольгу;
– пластиковую и одноразовую посуду;
– ватные диски, ватные палочки;
– фантики;
– газеты и журналы;
– CD диски;
– карандашная стружка;
– поролон;
-пенопласт;
– втулки от туалетной бумаги и скотча;
– упаковки от яиц;
– спичечные коробки;
– обрезки от цветной бумаги.
Художники всего мира создают свои творения в модной технике треш-арт («треш» в переводе с английского – «мусор»). Это возможность неравнодушным и увлеченным людям всего мира использовать повторно бросовый материал. Это течение набирает обороты с каждым годом.
Работа с бросовым материалом учит как взрослых, так и детей не только творить и развиваться, но также находить нестандартные решения. Учит бережливости и любви к окружающей среде. Прежде чем отправлять какой-либо предмет, пришедший в негодность, в мусор, стоит приглядеться к нему внимательно. А может, это вовсе не бросовый материал, а основа будущего шедевра. Выбросить то, что уже не нужно, можно всегда, а вот подарить вторую жизнь – это уже искусство.
Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т. к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.
Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Технологию изготовления изделий из бросового материала можно приравнять к декоративно-прикладному творчеству; так как в процессе работы дети знакомятся с правилами построения композиции, цветовым решением, применяют дизайнерские навыки, у них развивается эстетический вкус, чувство ритма, стиля и гармонии. Доступность, яркость, простота в применении бросового материала дает неограниченные возможности детям, для творческого самовыражения, самореализации, самоутверждения. Удаётся воспитать у детей практичность, приучить их беречь и ценить каждую вещь и применять всё к делу, формировать гуманное и ответственное отношение к природе. В процессе работы с этими материалами у детей развиваются чувства цвета, ритма, тренируются мышцы кистей рук, глазомер, сенсомоторика, воспитываются усидчивость, наблюдательность, культура труда и эстетическое восприятие мира, формируются понятия о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала, любовь и бережное отношение к природе. Каждый человек может многое сделать для сохранения чистоты и экологической обстановки окружающей среды. И нужно для этого всего лишь желание, немного фантазии, минимум инструментов, и получаются замечательные вещи из уже, казалось, ненужных предметов. Нужно помнить, помогая природе, Вы помогаете себе!
Основная цель моей работы: развитие творческих способностей у детей через создание поделок из различных бросовых материалов.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
– учить детей создавать поделки из бросового материала;
– развивать у детей художественный вкус;
– развивать мелкую моторику рук;
– развивать у детей фантазию, творческие способности;
– воспитывать усидчивость и аккуратность, бережное отношение к окружающей природе.
В работе использую методы и приёмы:
– показ образца, рассматривание и последовательное обследование образца;
– объяснение, частичный показ способов выполнения работы, указания, напоминания, поощрения;
– помощь, анализ, оценка, беседа о вещах которым можно подарить вторую жизнь.
Так как материал для работы относится к категории бросового, к нему предъявляются определенные требования,должен быть:
– безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
– тщательно промытым и высушенным;
– доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.);
– не вызывать чувство брезгливости у детей.
Возрастные особенности работы с бросовым материалом:
-правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом;
-продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений;
-процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции;
-ребенок должен быть уверен в помощи педагога, если у него возникают какие-либо трудности с выполнением работы;
-если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии (проколоть отверстие шилом, необходимо, чтобы это сделал взрослый);
-педагог должен продумывать расположение детей за столами, чтобы они не мешали друг другу и не подвергались риску в работе с ножницами;
Чаще всего в своей работе я использую старые журналы, втулки от туалетной бумаги, фантики, карандашную стружку, обрезки цветной бумаги.
Самым любимым бросовым материалом являются втулки от туалетной бумаги.
Даже производители туалетной бумаги задумываются над тем, куда после использования рулона девать втулку от него. Кто-то предлагает этот “бросовый материал” просто смыть. Но мы знаем, что делать этого не нужно ни в коем случае, потому что из втулок получаются великолепные поделки. Почему бы эту идею не взять на вооружение производителям гигиенических средств и рисовать на обертке бумаги схему какой-нибудь одной поделки из втулки? И в мире сразу бы стало меньше мусора. Тем более что поделки можно сделать самые разные и это очень легко и просто, это могут сделать даже маленькие дети.
В зависимости от времени года я с детьми изготавливаю из втулок различные поделки: «Пингвин», «Снеговик», «Ёлочные фонарики», «Сова», «Вязаная шапочка», «Пчёлка», «Божья коровка», «Осьминог» и др.
Ещё одним любимым бросовым материалом являются фантики от конфет. Из фантиков выполняю с детьми различные аппликации: «Закладка для книги», «Корона для принцессы». Аппликации из фантиков могут выполнить и малыши, и ребятам постарше интересен такой вид деятельности.
Старые журналы я использую для изготовления поделок с детьми старшего возраста. Это поделки: «Коврик под кружку», «Браслетик».
Обрезки от цветной бумаги я тоже не выбрасываю, а использую в обрывной аппликации. Дети любого возраста с удовольствием выполняют поделки в технике обрывной аппликации.Это зависимости от времени года: «Дерево в снегу», «Сердечко на память», «Бабочка», «Зонтик», «Фрукты», «Осенний листок».
В ходе своей работы, я отмечаю, что в процессе изготовления поделок из бросового материала у детей:
– развивается умение анализировать предметы окружающей действительности;
– формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус;
– формируются ценные качества личности такие как (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.);
– формируется желание беречь природу;
– у родителей формируются представления о влиянии ручного труда на развитие творческих способностей у ребенка.
Всегда продуктивная деятельность завершается организацией творческих выставок, созданием мини-музея.
Источник
Татьяна Бакулина
Методический проект «Развивающие игры своими руками из бросового и подручного материала»
Тип проекта:
По доминирующему методу: практико-ориентированный.
По характеру содержания: ребёнок и рукотворный мир.
По характеру участия ребёнка в проекте: исполнитель.
По характеру контактов: осуществляется при взаимодействии с семьёй.
По количеству участников: групповой (группа раннего возраста).
По продолжительности: долгосрочный (сроки реализации: сентябрь 2017г. – май 2018 г.)
Проблема: 1. недостаточный уровень развития познавательных процессов детей группы раннего возраста, их мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
2. недостаточная оснащённость развивающей предметно-пространственной среды группы развивающими настольными играми;
3. отсутствие материальных средств на покупку развивающих настольных игр.
Цель: за счёт пополнения РППС группы самодельными развивающими играми повысить уровень развития познавательных процессов детей (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь), их мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
План мероприятий:
1. Наблюдение за детьми группы раннего возраста с целью выявления уровня развития их познавательных процессов, мелкой моторики и зрительно-моторной координации (сентябрь – май).
2. Ознакомление родителей (на родительском собрании) с целью и содержанием проекта, привлечение к сотрудничеству (октябрь).
3. Конкурс для родителей “Самая интересная развивающая игра/игрушка из бросового материала” (октябрь – май).
4. Объявление-напоминание для родителей в приёмной группы о проекте с просьбой приносить бросовый и подручный материал (крышки, контейнеры из-под киндер-сюрпризов, прищепки, шнурки, пуговицы, ленты и т. п.) для изготовления развивающих игр и о конкурсе в рамках проекта (январь).
5. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы новыми развивающими играми, сделанными своими руками из бросового и подручного материала. (октябрь – май).
6. Проведение игр с детьми в созданные в процессе проекта развивающие игры (октябрь – май).
7. Презентация (на родительском собрании) самодельных развивающих игр из бросового и подручного материала, которыми пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы в течение учебного года, отчёт о результативности (прогресс в развитии детей, награждение победителей конкурса и самых активных участников проекта (май).
Ожидаемые результаты:
1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы новыми развивающими играми на развитие познавательных процессов, мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
2. Прогресс в развитии познавательных процессов детей группы, их мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
3. Эффективное сотрудничество с семьями воспитанников в процессе проведения проектной деятельности.
Все запланированные мероприятия в рамках проекта проводились точно в установленные сроки. Цель проекта и ожидаемые результаты были достигнуты.
Вот такими развивающими играми была пополнена развивающая предметно-пространственная среда группы:
“Грибная полянка”
“Доделай с помощью прищепок”, “Фигуры в домиках”
“Цветные баночки”
“Посади бабочек на лепесточки”
“Кто что ест?”
“Предметное лото”
“Посади пчёлок на подходящие цветочки”
“Помоги девочке спрятаться от дождика”
“Подбери крышечки к баночкам”
“Пазлы”, “Собери гусеницу”, “Найди парные гремелки”
“Сухой бассейн для рук”
“Покорми свинку”
“Помоги девочке спрятаться от дождика”
“Тактильные ладошки”
“Рассади божьих коровок на ромашки”
“Укрась жирафа”
“Проведи зверят по дорожке к угощению”
“Найди все такие фигуры и нажми на кнопочки”
“Выложи картинки мозаикой”
“Цветные листочки”
“Кто быстрей найдёт названный цвет”
“Выложи картинки геометрическими фигурами”
“Сортер”
“Собери цветочек”, “Зашнуруй ботинок”
“Выложи предметы по схемам”
Различные шнуровки
Развивающая чудо-книжка
Источник
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ИЗ ПОДРУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ – ИГРАЕМ И РАЗВИВАЕМ РЕБЁНКА ДОМА
Помочь развитию малыша могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый взгляд вещи. Наверняка в вашем хозяйстве найдутся запасы отслуживших свое пуговиц, картонные коробки от конфет, прищепки, капсулы от «киндер-сюрпризов» и другие мелочи. Взяв эти предметы, вы можете провести с ребенком много интересных развивающих игр.
✔Маленькие завинчивающиеся бутылочки (игра для детей 2-3 лет)
Спрячьте внутрь мелкие игрушки или конфеты, часть бутылочек оставьте пустыми. Предложите малышу угадать, в каких бутылочках спрятаны игрушки. Будет очень хорошо, если он сам догадается потрясти бутылочку и послушать, есть ли там что-нибудь. После того как все предметы будут извлечены, попросите малыша закрыть бутылочки.
Игра развивает слуховое внимание и мелкую моторику рук.
✔Баночки от крема (игра для детей 2-3 лет)
Предложите ребенку отвинтить все крышечки, а затем, перемешав их, снова закрыть. Можно играть с тремя-пятью баночками и более. Обратите внимание: все баночки должны быть разными, чтобы к каждой из них подходила только своя крышка.
Игра развивает зрительное восприятие, зрительную память, мелкую моторику рук.
✔Прищепки (игра для детей 3-5 лет)
Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок.
Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.
✔Мешочки, наполненные крупой (игра для детей 3-4 и более лет)
Сшейте 10-15 маленьких мешочков и наполните их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предложите ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Вместо мешочков можно использовать детские носочки самого маленького размера, в качестве наполнителя – вату, скомканную бумагу, спички, крахмал и др.
Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие.
✔Рукава от старой одежды (игра для детей от 4 лет)
Отрежьте от старой одежды рукав с манжетой, застегивающейся на пуговицу. Зашейте по линии отреза. Положите в получившийся «чудесный мешочек» мягкие и твердые игрушки; маленькие кубики, шарики, пуговицы и др. Предложите ребенку найти все мягкое или твердое, все шарики, пуговицы и т. п. Еще один вариант игры: ребенок опускает руку в мешочек, берет любую игрушку и называет ее. После этого вынимает игрушку из мешочка и проверяет, правильно ли он узнал игрушку.
Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие.
✔Открытки и коробки от конфет
Возьмите крышку от конфетной коробки и обрежьте края, получится прямоугольная картинка. Разрежьте картинку на 2-3 части для трехлетнего ребенка, на 3-4 части для ребенка 4 лет, на множество кусочков для ребят постарше. Покажите ребенку рисунок, а затем «сломайте» и предложите «починить». Вырежьте в картинке лезвием квадратные, треугольные, прямоугольные «окошки». Получится «дырявый коврик» и комплект «заплаток». Предложите ребенку закрыть «дырки» с помощью «заплаток», т. е. расставить все на свои места.
Игра развивает зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно-двигательную координацию
✔Пуговицы
Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать (для детей 3 лет).
Игра развивает внимание, восприятие.
Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше (для детей 3-4 лет).
Игра развивает зрительно-моторную координацию, моторику рук.
Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п. (для детей 4-5 лет).
Игра развивает внимание.
Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная-белая-красная-белая. Предложите ребенку продолжить (для детей 5-6 лет).
Игра развивает внимание, мышление.
✔Маркер для белой доски (игра для детей от 2 лет)
Рисовать можно на листе пластмассы, на зеркале и стекле, линолеуме и т. п. Такой маркер хорошо рисует на гладких поверхностях и легко стирается. Предложите малышу дорисовать колеса к машине, стебельки к цветам, веревочки к воздушным шарикам, изобразить домик, змею, волны. Нарисуйте, как летят птицы, идет дождь, падают яблоки с веток, валит дым из трубы. Обязательно комментируйте рисование, придумывайте сюжет, обыгрывайте нарисованное. Детям очень нравится стирать рисунки, водя пальчиком по линиям.
После игры маркер желательно убирать, в противном случае разрисованными могут оказаться не требующие того поверхности.
Игра развивает графические навыки, воображение, зрительно-двигательную координацию, стимулирует речевую активность.
✔Засушенные листья (для детей от 3 лет)
Соберите осенние листья с разных деревьев и кустарников. Предложите ребенку найти одинаковые листочки. Также можно наклеить листья на картон в виде букета или кроны дерева. Еще одна идея: попросите малыша обвести лист карандашом по контуру. И, наконец, наклейте лист на бумагу и превратите его в интересный предмет, дорисовав необходимые детали (от 5 лет).
Игры развивают мелкую моторику рук, воображение.
✔Картон, обрезки плотной ткани
Вырежьте геометрические фигуры, буквы и т. п. Предложите ребенку узнать фигуры на ощупь.
Игра развивает тактильное восприятие, является профилактикой дисграфии.
Фигуры используются в качестве мозаики; из геометрических и абстрактных фигур можно сделать аппликацию.
Игра развивает мелкую моторику рук, воображение, восприятие пространства
✔Старые журналы и газеты
Предложите малышу (от 2 лет) отрывать, комкать газету и бросать «снежки» в цель – коробку, корзину и т. п.
Игра развивает координацию движений, общую и мелкую моторику.
Попросите ребенка (7-10 лет) вычеркивать в тексте заданную букву. Например, зачеркнуть все буквы «о».
развивает произвольность, зрительное внимание.
Из цветных журналов и газет вырежьте рисунки и составьте коллаж.
Игра развивает моторику рук, креативные способности.
✔Спички
Сложите конфигурацию из спичек: лесенку, домик, стульчик, букву. Попросите ребенка сделать так же (для детей от 4 лет). Попробуйте сложить из спичек колодец (для детей 4-5 лет).
Выложите из спичек какой-нибудь рисунок, предложите ребенку угадать, что это (3-5 лет).
Игры развивают зрительное внимание, произвольность, пространственную ориентировку, образное мышление, воображение.
✔Проволока
Предложите ребенку скрутить фигуры, буквы и цифры; узнать их на ощупь.
Игра является профилактикой нарушений письменной речи.
Источник