Развитие ребенка с двух до шести лет
Ирина Щепетинникова
Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет»
Утверждаю:
заведующий ДОО
___Ф. И. О.
Составила:
зам. заведующего по ВМР
Ф. И. О.
Принято:
на заседании педагогического совета
ДОО
Протокол № ___ от___2020 год
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Основная характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста (с 2-х до 7 лет)»
Возраст/Основное развитие
2-3 года Вторая группа раннего возраста.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.
Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность.
Продолжает развиваться понимание речи: ребенок начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь, активный словарь достигает 1500-2500 слов. К концу 3-его года жизни речь становится средством общения со сверстниками.
Широко используются действия с предметами-заместителями. Игра носит процессуальный характер.
Ребенок способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет: появляется собственно изобразительная деятельность. Типичным является изображение человека в виде «головонога»- окружности и отходящих от нее линий.
Совершенствуется слуховое восприятие и фонематический слух. Основной формой мышления является – наглядно-действенное мышление, но уже имеются и задатки наглядно-образного мышления: ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит цель, намечает план действий. Начинает складываться произвольность поведения, обусловленная развитием орудийных действий и речи. Для данного возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность, зависимость от чувств и желаний. Ранний возраст завершается кризисом 3-х лет, который сопровождается отрицательными проявлениями: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослыми. Ребенок осознает себя как отдельного человека, у него формируется образ Я.
3-4 года Младшая группа.
Ребенок выходит из семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Желание выполнять общественную функцию приводит к противоречию с реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Продолжительность игры пока небольшая. Основное содержание игр – действия с игрушками и предметами-заместителями. Игры с правилами в этом возрасте только начинаю формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В изображениях, в основном, отсутствуют детали. Графические образы бедны. Может использоваться цвет. Для развития мелкой моторики большое значение имеет лепка. Доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и замыслу. К концу младшего дошкольного возраста дети способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, воспринимать до 5 форм и до 7 и более цветов.
Развиваются память и мышление (наглядно-действенное). По просьбе взрослого дети могут запомнить 5-6 названий предметов, 3-4 слова, отрывки из любимых произведений. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Начинает развиваться воображение, которое особенно проявляется в игре, при использовании заместителей.
Взаимоотношения обусловлены нормами и правилами, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением взрослого (воспитателя) Поведение ребенка еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, половая идентификация, проявляющаяся в выборе игрушек и сюжетов.
4-5 лет Средняя группа.
В игре появляются ролевые взаимодействия, которые выполняются ради смысла игры, происходит разделение игровых и реальных взаимодействий. Значительно развивается изобразительная деятельность, дети совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности: дети могут вырезать ножницами, наклеивать изображения и т. д. Усложняется конструирование, постройки могут включать 5-6 деталей. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики (развиваются ловкость, координация движений, равновесие, усложняются игры с мячом). Развивается восприятие, память. Дети запоминают 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят о поручениях взрослых, могут выучить небольшое стихотворение. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Для детей этого возраста характерны: сохранение количества, объема и величины. Продолжает развиваться воображение, ему характерны произвольность и оригинальность (придумывание сказки на заданную тему). Увеличивается устойчивость внимания: уже доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. В общении со сверстниками речь носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Ведущим в содержании общения ребенка со взрослым становится познавательный мотив, а важным – похвала.
Возрастной феномен – повышенная обидчивость. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью. Появляются партнеры по игре. Формируются группы, в которых выделяются лидеры. Вместе с тем, возникают соревновательность и конкурентность. Развивается образ Я, его детализация.
Основные достижения данного возраста: развитие игровой деятельности, появление ролевых и реальных взаимодействий, развитие изобразительной и конструктивной деятельности, совершенствование восприятия, развитие образного мышления и воображения, памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, формирование потребности в уважении со стороны взрослого, появление обидчивости, соревновательности со сверстниками, дальнейшее развитие образа Я.
5-6 лет Старшая группа.
Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей по содержанию и интонации взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения. Наблюдается организация игрового пространства с условными границами «центр» и «периферия». Действия детей становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Наступил возраст наиболее активного рисования (до 2000 рисунков в год) Рисунки различны по содержанию, могут иллюстрировать фильмы, книги и воображаемые ситуации, отличаться оригинальностью композиционного характера, передавать статичные и динамичные отношения, приобретать сюжетный характер. Изображение человека становится детализированным и пропорциональным. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает процесс постройки. Может быть использован деревянный конструктор, смена деталей в зависимости от имеющегося материала, схемы, по замыслу, из бумаги, природного материала. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы, величины, строения предметов, систематизируются представления детей. Но есть трудности при анализе пространственного положения объектов.
Продолжает развиваться образное мышление (использование адекватных возрасту мыслительных средств, наглядного моделирования, комплексных представлений о системе признаков). Продолжают совершенствоваться обобщения как основа словесно-логического мышления, освоение мыслительных средств. Дети способны рассуждать и давать причинные объяснения. Активно развивается воображение, особенно при условии проведения специальной работы. Развиваются устойчивость, распределение и переключение внимания. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному.
Продолжает развиваться речь: звуковая сторона, фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов и в сюжетно-ролевой игре, связная речь. Совершенствуется грамматический строй речи, становится богаче лексика. Дети занимаются словотворчеством. В игровой деятельности идет распределение ролей, структурируется игровое пространство. Развивается образ Я.
6-7 лет Подготовительная к школе группа.
Игровые действия детей становятся более сложными. Игровое пространство усложняется, в нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. Дети могут менять свое поведение, способны отслеживать поведение друг друга. Исполнение роли акцентируется самой ролью и тем, в какой части пространства эта роль воспроизводится. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может взять на себя новую роль, сохранив ранее взятую. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается цветовая гамма. Образы, передаваемые из окружающей жизни и литературных произведений, становятся сложнее. Более явными становятся различия между девочками и мальчиками, так мальчики изображают космос, технику, военные действия, девочки – принцесс, балерин, бытовые сюжеты (мама и дочка, комната). Изображение человека еще более детализировано и пропорционально. Появляются пальцы на руках, подбородок, глаза, рот, нос, брови. Одежда украшается деталями. Формируются художественно-творческие способности. В конструктивной деятельности дети свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек, определяют их форму на основе сходства со знакомыми объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, используется зрительная ориентировка, необходимый материал. Дети точно представляют последовательность выполнения постройки, способны выполнять сложные постройки (по собственному замыслу и условиям). Могут освоить сложные формы сложения листа бумаги, что важно для углубления пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Уже доступны целостные композиции, включающие фигуры людей, животных, по замыслу и др.
Продолжает развиваться восприятие, образное мышление, навыки обобщения и рассуждения, воображение, внимание. Произвольность сосредоточения достигает до 30 минут.
Развитие речи в данном возрасте: совершенствуются звуковая сторона, лексико-грамматический строй, связная речь, расширяется словарь, активизируется употребление обобщающих существительных, антонимов, синонимов, прилагательных. Развивается диалогическая и монологическая речь.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира как части человеческой культуры, форм позитивного общения с людьми, развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста (7-ми годам жизни) ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет в дальнейшем успешно учиться и социализироваться в условиях школы.
Примечание: Методические рекомендации составлены на основе программы «От рождения до школы» – Основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, М:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019 г.
Источник
Ознакомление с природой
Возраст | Должен |
---|---|
2 – 3 года | Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт ближайшего окружения; различать и называть части тела животных. |
3 – 4 года | Знать: своё имя и фамилию, имя и отчество педагогов, названия двух деревьев, цветущих травянистых растений, комнатных растений. Отличие и особенности внешнего вида животных: домашних — собаки, кошки, коровы, козы диких — зайца, лисы, медведя; детенышей домашних животных. Уметь различать и называть предметы ближайшего окружения, их величину, цвет и форму, существенные детали и части, действия предметов; понимать обобщающие слова: игрушки, одежда, мебель, обувь, посуда; называть состояние погоды; находить и называть у дерева ствол, ветки, листья, у травянистых растений — стебель, листья, цветок; различать по цвету, вкусу, величине и форме овощи и фрукты. |
4 – 5 лет |
|
5 – 6 лет | — иметь представление о нашей стране, её главного города — о труде взрослых в городе и в сельской местности — о сезонных изменениях в природе — где и как выращивают овощи и фрукты — об условиях, необходимых для роста растений — о лесных ягодах и грибах ( съедобных и несъедобных) — о домашних животных — о диких животных — о зимующих птицах — о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое и наоборот Знать: — некоторые рода войск — правила дорожного движения Уметь: — различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям, плодам, 2-4 травянистых растений — различать и называть 4-5 видов зимующих птиц. |
Речевое развитие
Возраст | Должен |
---|---|
2-3 года | Говорить не торопясь, внятно; отвечать на несложные вопросы; рассказывать об увиденном, в 2-4 предложения; воспринимать небольшие потешки, сказки и рассказы без наглядного сопровождения. |
3 – 4 года | — произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных; — согласовывать слова в роде, числе, падеже; — употреблять слова с однородными членами; — отвечать на вопросы; — повторять рассказ за педагогом, составленный об игрушке и по сюжетной картине; — воспроизводить содержание художественных произведений с помощью педагога; — читать наизусть небольшие потешки и стихотворения. |
4 – 5 лет | — правильно произносить все звуки родного языка; — использовать в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми их знакомились; — употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные; — согласовывать слова в роде, падеже, числе; — пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам. |
5 – 6 лет | — правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно; — использовать в речи существительные, обозначающие профессии; — употреблять в речи простые и сложные предложения; — пользоваться прямой и косвенной речью; — поддерживать непринужденную беседу; — составлять ( по образцу, плану) небольшой рассказ о предмете, картине, по теме, предложенной педагогом; — отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; — выразительно читать стихи наизусть. |
Математическое развитие
Возраст | Должен |
---|---|
3 – 4 года | — находить в окружающей обстановке много предметов и один; — сравнивать группы предметов: больше, меньше, поровну, — по длине, высоте — узнавать круг, квадрат, треугольник — понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.; — понимать смысл слов: день, ночь, утро, вечер. |
4 -5 лет | — количественный счёт до 5, отвечать на вопрос:» Сколько всего?» — сравнивать две группы предметов, используя счёт; — сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке; — знать геометрические фигуры, части суток. |
5 – 6 лет | — счёт в пределах 10 — сравнивать 10 предметов различной величины — ориентироваться на листе бумаге — знать дни недели, последовательность частей суток. |
Физическое развитие
Возраст | Должен |
---|---|
2 – 3 года | — ходить и бегать, не наталкиваясь; — прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперёд; — брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч; — ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через предмет, лежащий на полу. |
3 – 4 года | — ходить прямо, не шаркая ногами, выполнять задания: остановиться, присесть, повернуться — бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега по указанию педагога — подать на четвереньках, лазать на лесенке — стремянке произвольным способом — прыгать в длину, энергично отталкиваясь на двух ногах — катать мяч в заданном направлении, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, об пол и вверх и ловить его, метать предметы правой и левой рукой на дальность. |
4 – 5 лет | — ходить и бегать, согласуя движения рук и ног; — скользить по ледяным дорожкам; — ходить на лыжах скользящим шагом; — кататься на 2х колесном велосипеде, выполняя повороты направо и налево; — ориентироваться в пространстве. |
Изобразительная деятельность
Возраст | Должен |
---|---|
2 – 3 года | Рисование: — знать цвета ( красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный) — уметь правильно держать кисть, карандаш; проводить мазки, горизонтальные, вертикальные, округлые линии. Лепка: — скатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, сворачивать в кольца, сплющивать, соединять 2-3 знакомые формы. |
3 – 4 года | — знать цвета + голубой, розовый — изображать простейшие предметы и явления в действительности. Лепка: — лепить предметы, используя все приёмы скатывания. Аппликация: — создавать изображения путём наклеивания готовых форм. |
4 – 5 лет | — сочетать цвета и оттенки — изображать несколько предметов — создавать узоры на полосе, круге, квадрате. Лепка. лепить предметы, состоящие из нескольких частей , используя приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания , прижимания и примазывания. Аппликация. — правильно держать ножницы и действовать ими; — резать по диагонали квадрат , вырезать круг их квадрата, овал — из прямоугольника, делать косые срезы; — составлять узоры, чередовать по форме, цвету, величине. |
5 – 6 лет | — рисовать с натуры и по представлению — создавать узоры по мотивам народного декоративно- прикладного искусства. Лепка:- лепить предметы, использовать стека. Аппликация: — симметричное вырезывание, методом обрыва. |
Музыкальное развитие
Возраст | Должен |
---|---|
2 – 3 года | — знать музыкальные инструменты — бубен, погремушки — различать звуки по высоте (высоко — низко) — подпевать в песне музыкальные фразы — двигаться в соответствии с характером музыки, движения начинать с началом музыки — выполнять танцевальные движения: хлопать в ладоши и одновременно притоптывать одной рукой, поворачивать кисти рук. |
3 – 4 года | — музыкальные инструменты — барабан, металлофон — слушать муз произведения до конца, узнавать — петь, не отставая и не опережая — кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами ( платочками, флажками) |
4 – 5 лет | — чувствовать характер музыки — узнавать песню по мелодии — петь протяжно, подвижно, чётко произносить слова — выполнять движения с предметами — играть на муз инструментах — танцевальные движения: пружинка, поскоки, в парах, кружиться по одному и в парах — инсценировать песни, хоровода ( совместно с педагогом) |
5 – 6 лет | — жанры муз произведений (марш, танец, песня) — звучание муз инструментов ( фортепиано, скрипка) |
Источник