Развитие ребенка с аутизмом скачать
Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом
Пояснительная записка.
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
– недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
– отгороженность от внешнего мира;
– слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
– неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
– недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
– приверженность к сохранению неизменности окружающего;
– неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
– однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
– разнообразные речевые нарушения при РДА;
– у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.
Цели программы:
-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи программы:
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.
Эффективность программы.
Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
Тематическое планирование занятий по программе
Дата | Содержание занятий | Кол-во часов | Номера занятий |
Первичная диагностика. Методика наблюдения. | 1 | 1 | |
1.ЭТАП | |||
Диагностика эмоционально-поведенческих реакций | 1 | 2 | |
Диагностика активности | 1 | 3 | |
Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений | 1 | 4 | |
Диагностика оценки своего поведения | 1 | 5 | |
Диагностика внимания, памяти | 1 | 6 | |
2.ЭТАП | |||
1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод» | 1 | 7 | |
2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки». | 1 | 8 | |
3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой» | 1 | 9 | |
3.ЭТАП | |||
1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор. | 1 | 10 | |
2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена) | 1 | 11 | |
4.ЭТАП | |||
1.Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд. | 1 | 12 | |
2.Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы. | 1 | 13 | |
3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия. | 1 | 14 | |
4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу. | 1 | 15 | |
5.Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья | 1 | 16 | |
5.ЭТАП | |||
1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’ | 1 | 17 | |
2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’ | 1 | 18 | |
3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий. | 1 | 19 | |
6.ЭТАП | |||
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей. | 1 | 20 | |
Итоговая диагностика. Диагностика активности. | 1 | 21 | |
Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения. | 1 | 22 | |
Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления. | 1 | 23 | |
Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания. | 1 | 24 | |
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений. | 1 | 25 | |
ВСЕГО | 25 | 25 |
Установление контакта с аутичным ребенком.
1 занятие: игра «Ручки».
Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу
Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:
Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.
Игра «Хоровод».
Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.
Развитие активности.
2 занятие: игра «Поводырь».
Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.
Игра «Птички».
Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.
Игра «Догонялки».
Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.
Развитие контактности.
3 занятие: игра «Погладь кошку».
Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.
Игра «Поиграй с куклой».
Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.
Усиление психологической активности. Развитие восприятия.
4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.
Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.
Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).
Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.
Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!
Психотехнические игры.
5 занятие: игра «Найди место для игрушки».
Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.
Игра «Собери фигурки».
Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.
Развитие аналитико-синтетической сферы.
6 занятие: Таблица Равенна.
Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.
Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.
Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.
Развитие внимания.
7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».
Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.
Таблица.
Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.
Развитие памяти
8 занятие: Запомни слова.
Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.
Игра «Снежный ком».
Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.
Игра «Найди отличия».
Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.
Развитие речевого общения.
9 занятие: Позови мячом.
Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.
Игра «Закончи фразу».
Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.
Развитие личностно – мотивационной сферы
10 занятие: игра « Моя семья».
Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.
Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.
11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».
Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.
Развитие подвижно – ролевой игры.
12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».
Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.
Развитие подвижно – соревновательных игр.
13 занятие: игра «Строим домик для друзей».
Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда – нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.
Игра: «Самый ловкий».
Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \ Семья в психологической консультации Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998
Источник
игрушками, водой, песком. В ходе терапии корректируются подавляемые ребенком негативные эмоции (страхи, неуверенность в себе); он становится более открытым к общению; у него увеличивается диапазон доступных действий с предметами. Аутизм и аутические черты
Стало банальным при слове «аутизм» вспоминать фильм «Человек дождя». Вымысел и реальность – вещи абсолютно разные. О реальном наш разговор с Игорем Шпицбергом, известным российским психологом, руководителем Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир».
Каждый из нас существует на чужой территории и устанавливает связь с чужими существами… Так выразил суть мировосприятия аутиста один из американских писателей. Здоровому человеку трудно понять, отчего возникает такое отчуждение. Почему ласковое прикосновение мамы к ребенку вызывает у него истерику, почему малыша трудно чем-то обрадовать, почему он не хочет войти в наш мир, хотя слышит, видит, соображает?!
?Что это за странная болезнь – аутизм?
Это не болезнь, а нарушение психического развития. Здоровый ребенок осваивает мир за счет собственного опыта, осознавая сигналы, которые поступают извне, и выстраивает систему связей с внешним миром. Особый ребенок обладает сверхчувствительностью, он получает массу информации, но его мозг не может адекватно на нее реагировать, потому что «неправильно» работают все сенсорные системы. Ребенок не в силах справиться с агрессивным потоком информации и пытается защититься от этого. Ведущий специалист в России по проблемам раннего детского аутизма Ольга Никольская считает, что те силы, которые здоровый ребенок тратит на развитие, аутичный – расходует на создание механизма защиты. Поэтому он и занят своим миром, своими искаженными эмоциями, его пугают контакты даже с самыми близкими людьми.
?Возможно ли выявить риск рождения аутичного ребенка?
Нет, к сожалению, не существует методов, подобных выявлению возможного синдрома Дауна. Нарушения в аутической сфере «предвидеть» невозможно.
?Почему возникают такие нарушения?
Версий много. По данным американских исследователей, спровоцировать развитие аутизма могут более тридцати факторов: хромосомные аномалии, врожденное недоразвитие нейронных структур, неблагоприятное влияние окружающей среды, биохимические факторы, выдвигаются даже гипотезы о том, что в крови будущей мамы вырабатываются специфические антитела, которые вызывают нарушения в развитии мозга плода. Мы считаем главной причиной генетические нарушения.
?По каким признакам и как рано родители могут заметить, что у ребенка появились серьезные проблемы с психическим развитием?
Симптомы аутизма чаще всего проявляются уже в первый год жизни. Две вещи должны насторожить родителей: нежелание малыша идти на контакт и монотонные, упорно повторяющиеся однотипные действия (например, раскачивание, перебирание пальцами, одна и та же игра с одной и той же игрушкой и т. п.). Хотя до года это может быть нормой и для обычного ребенка. Кроме того, так может вести себя и малыш, у которого есть нарушения слуха или зрения.
Любой человек – не серийный продукт, поэтому и проявления нарушений развития психики могут быть самыми разными. Часто ребенок с особенностями развития избегает контакта глаза в глаза. Это связано с тем, что у таких детей «работает» периферическое зрение, а не фронтальное. Один малыш спокоен и часами самостоятельно играет в своей кроватке, не проявляя интереса к окружающему, у другого может вызвать истерику звук капающей воды из-под крана или тиканье часов. Чаще всего родители замечают проблемы совсем по другим признакам: становится заметным, что малыш явно отстает в развитии – поздно начинает ходить, долго не говорит. Однако и такие симптомы характерны для многих заболеваний нервной системы. Так что определить, действительно ли нарушена аутическая сфера или это нечто другое, может только специалист.
Об аутизме реально можно говорить после 18–20 месяцев. Очень важно как можно раньше начать коррекционную работу: пока сенсорные системы находятся в стадии становления, гораздо больше шансов их «перенастроить», облегчить адаптацию ребенка.
?Ситуация не редкая. Как действовать, куда обращаться, когда диагноз озвучен?
К сожалению, это наша реальность. Хорошие центры реабилитации для детей с аутическими нарушениями пока есть только в Москве и Санкт-Петербурге. Отдельные специалисты, возможно, есть и в других городах. Как их искать? На мой взгляд, самый короткий путь – обращаться в Ассоциации или общественные организации родителей детей-аутистов. Они сейчас действуют во многих городах, найти нужные адреса можно и на интернетовских порталах. Объединения родителей – своего рода особое братство: люди, которых свела беда, всегда готовы прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Именно в общественных родительских организациях, как правило, аккумулируется информация о том, кто, где и как может помочь. И порой помочь не только в плане реабилитации, но и в поиске спонсоров, юридической поддержке и т. д.
?Какие коррекционные методы для детей с аутизмом сегодня наиболее эффективны?
Есть так называемая программа поведенческой терапии, которая направлена на то, чтобы сформировать у ребенка желаемое поведение в социально-бытовом плане, обучить его некоторым практическим навыкам. Программа дает неплохие результаты, меняет поведенческие нарушения, но социальной адаптации с ее помощью достичь не удается. Более мягкий вариант – TEACH-программа: помимо отработки бытовых и практических навыков, она нацелена на развитие невербальных форм коммуникации.
Российские психологи создали комплексную программу медико-психолого-педагогической коррекции для детей с аутизмом, которая помогает развивать эмоциональную сферу ребенка, изменять его мировосприятие, плюс – обучение, адаптация. Но все это – по большому счету, общие принципы. Для каждого ребенка должна разрабатываться индивидуальная программа коррекции.
?Из «Солнечного мира» особые дети уходят в садики, школы. Есть даже студенты ВУЗов… Что это за особая у вас программа, почему она работает так эффективно?
В основе – концепция создания экосистемной среды. Если коротко, то такой подход означает: больного ребенка должен окружать мир, где все настроено на его развитие. Иными словами, среда, где он получает информацию в доступном для него виде, должна побуждать его на осознанные действия. Разумеется, используются специальные методики, разработанные нашими специалистами. Сенсорная терапия, кинезотерапия, занятия с логопедом, театр, музыкальный оркестр, компьютерные занятия, ткацкая мастерская, изостудия, фольклорные игры, верховая езда – у нас масса направлений. А в целом это – сложная система коррекции, которая помогает нам разбудить активность ребенка, а ему помогает восстановить нарушенные функции и адаптироваться в окружающем мире.
?А как особый ребенок выдерживает высокие нагрузки?
Почему высокие? Каждому – по возможностям. Когда к нам приходит новичок, собирается целый консилиум: врач-невролог, психологи, педагоги. Оцениваем развитие ребенка, его возможности. Потом составляется его «личная» программа занятий. Есть успехи? Готов двигаться дальше? Отлично! Психолог-педагог усложняет программу. По мере развития ребенка меняются и направления реабилитации. Один, например, готов сесть на лошадь, другому еще рановато… Очень важен для развития опыт общения особых детей со здоровыми. Летом вместе с мамами, папами, здоровыми братьями и сестрами везем наших детей в оздоровительный лагерь под Егорьевском.
?И что же все-таки лучше для особого ребенка: специализированная или обычная школа?
Конечно, нужны разные варианты школ. Я 18 лет работаю с особыми детьми и считаю, что те, у кого есть возможность и способность к интеграции, должны учиться в обычных школах. Один особенный ребенок в классе, а все остальные здоровые – это вариант оптимальный. Инклюзия – важнейший этап реабилитации. Ребенок настраивается на здоровых сверстников. Проблемы должны решаться за счет сопровождения тьютором – рядом с особым ребенком находится проводник, адаптер, который обеспечивает коммуникацию, следит за состоянием своего подопечного, чтобы тот не перегружался, не переутомлялся. Это особенно важно для начальной школы…
Но тьюторов у нас пока практически нет. Во-первых, пора их обучать на педагогических и психологических факультетах. Во-вторых, есть огромный опыт в реабилитационных центрах. Например, «Наш солнечный мир» – бесплатно! – готовит тьюторов. Мы занимаемся с нянями, педагогами, студентами. Развитие этого направления крайне важно, потому что опыт, который могут обрести дети с особенностями психического развития в обычной среде, не заменить ничем – он необходим особому ребенку для динамичного развития.
ОТСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Елена, мама 5-летнего Павла:
«Мальчик родился здоровым: хорошо ел, нормально прибавлял в весе, был спокойным ребенком. А потом началось непонятное: он не хотел играть в ладушки, молчал, как рыба, когда детям уже положено лепетать, начинал плакать, стоило взять его на руки. В 9 месяцев мы пошли к неврологу, тот сказал: «Не волнуйтесь, все нормально. Через полгода – то же самое. А ситуация ухудшалась. Нам ставили самые разные диагнозы. И только в 4,5 года я услышала: «У вашего сына – аутизм». Первая реакция – шок. Пережили! Но как решить проблему, где и как искать специалистов по коррекции, у нас в городе их нет…»
ОТСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЕ
Диана, мама 7-летней Полины:
«Нам в 1 год 8 месяцев невролог сказал: «У ребенка – аутические черты. Это особенности развития личности, которые весьма успешно можно корректировать». Мы занимались в разных реабилитационных центрах. Но и в 5 лет дочь не говорила, плохо реагировала на окружающих. А потом пришли в «Наш солнечный мир». Сейчас у Полины большой словарный запас, она говорит, правда, пока строит свою речь очень просто. Общается не только со мной, но и с детьми, серьезно увлеклась музыкой».
ОТСТУПЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
Наталья, мама 8-летнего Антона:
«У моего сына легкая форма аутизма: он говорит, читает, прекрасно считает. Хотелось бы отдать его не в специализированную школу, а в обычную. В Москве сейчас идет эксперимент по инклюзивной методике обучения: есть несколько школ, где со здоровыми детьми в классе занимаются 1-2 особых ребенка. И все-таки сомневаюсь. Не растеряется ли он в новой среде, сможет ли усваивать программу, как будут относиться к нему дети? Пугает их жестокость, насмешки…»
Подготовила Ольга Филатова
ТЕРАПИЯ ИГРОВАЯ / ДЕТИ АУТИЧЕСКИЕ (игровая терапия аутических детей) — метод психотерапии, основанный на игровых занятиях с аутическими детьми (-> аутизм детский), ориентированных прежде всего на установление между детьми и терапевтом положительного контакта эмоционального.
При этом используются рисование, игры с разнообразными
Источник