Развитие ребенка с аутичными чертами
ЗПРР с аутичными чертами — это проблема, которая с каждым годом становится в мире все актуальнее.
Задержка психоречевого развития, вызванная нарушениями в работе головного мозга и центральной нервной системы, в некоторых случаях дополняется элементами аутизма.
Симптомы заболевания
О ЗПРР с элементами аутизма можно говорить, когда поведение ребенка сопровождается следующими симптомами и выглядит так:
- у него нет реакции на раздражители;
- вялость и апатия;
- частые истерики;
- нежелание общаться даже с близкими;
- реагирует на изменение тона и на жестикуляцию, чем на то, что ему говорят;
- замкнут и стремится уединиться;
- речь его мало понятна;
- испытывает страх, если видит что-то новое и незнакомое;
Когда ребенок еще мал, такая безучастность наводит на мысль об отсутствии слуха или зрения. Но его необычная реакция “зачарованности” на такие явления окружающего мира, как например: луч света, рисунок теней на стене, звучание музыки, шорохи, ветка дерева за окном, развеивают все сомнения на этот счет.
В возрасте 2 года и старше ЗПРР с симптомами аутичных черт становится более выраженной:
- ребенок совершает ритмичные монотонные движения, например, раскачивается, ходит по кругу, может биться головой о какую-либо поверхность;
- повторяет бесцельно слова и фразы;
- проявляет агрессию к другим или к себе, например, может укусить себя;
- избегает смотреть в глаза;
- нет желания самостоятельно играть с игрушками;
- не отвечает на заботу и проявление эмоций в свой адрес;
- не испытывает потребности в общении со сверстниками;
- плохо засыпают и беспокойно спят;
- мало и непонятно говорят.
При ярко выраженном игнорировании направленных в его адрес действий, аутичный ребенок чуток и раним в своих реакциях на сигналы внешнего мира.
Еще аутичным детям свойственна любовь к ритуалам:
- если пора ложиться спать, то убирать игрушки и переодеваться они будут с соблюдением определенной последовательности действий, нарушение которых может вызвать бурную негативную реакцию;
- если пришло время обеда, то мытье рук и другие необходимые действия будут выполнены с такой же точностью, с которой они выполнялись вчера и ранее.
Отличие аутизма от ЗПРР
Именно нарушение коммуникации, нежелание вступать в контакт с кем-либо считается первым признаком аутизма и его главным отличием от ЗПРР.
При легких формах аутизма, когда ребенок еще пытается взаимодействовать с другими, его речь размытая и нечеткая, с запинками, с неправильно построенными фразами. И в то же время, если он ни к кому не обращается, то говорит намного четче и правильней.
Такого ребенка отличают высокая чувствительность к тону разговора, взгляду, к непривычности окружающей обстановки. И как следствие, он будет зажат, тревожен и сверх меры стеснителен.
Причины аутизма
Причины возникновения аутизма в настоящее время недостаточно изучены. Так, возможными причинами ЗПРР с элементами аутизма могут быть следующие факторы:
- Гидроцефалия. Так называется тяжелое неврологическое заболевание головного мозга. Его не всегда удается вовремя обнаружить, но с ним может быть связана задержка психоречевого развития с элементами аутизма.
- Травма при родах. Повреждения головного мозга могут возникнуть, если роды протекают с отклонениями от нормального режима.
- Внутриутробная патология. Здесь речь идет об угрозе выкидыша, кислородном голодании плода, инфекциях.
- Генетическая предрасположенность.
Методы лечения
ЗПРР с аутичными чертами можно определить уже в 3 года, когда начинается социальная адаптация, и если не начать лечение, то можно усугубить и без того серьезное положение.
Лечение при ЗПРР с аутичными чертами для каждого ребенка подбирается индивидуально. Назначается прием медикаментов, снижающих тревожность и беспокойство. Обязательны занятия с психологом и логопедом.
Ребенка обучают социальным навыкам. В качестве альтернативных методов реабилитации рекомендуются трудотерапия, иппо- и дельфинотерапия.
Лечение должно быть своевременным и всесторонним.
На многочисленных форумах Интернета задается вопрос: “Кто вылечил ЗПРР с элементами аутизма?” Однозначного ответа для всех нет и быть не может.
В любом случае психосоциальная помощь дает положительные результаты. А поддержка и помощь родителей — это то, без чего ребенку просто не обойтись.
Дети с ЗПРР с элементами аутизма как будто живут в своем мире и никого туда не пускают. А наш, привычный для нас, мир кажется им хаосом. Если у вашего малыша диагноз ЗПРР с аутичными чертами, любите его такого не “как все”, помогайте адаптироваться к нашему миру. Кто знает, может, это будущий гений?
Оценка статьи:
(голосов: 3, средняя оценка: 2,67 из 5)
Загрузка…
Источник
Когда родителям говорят, что у их ребёнка ЗПР, они часто думают, что ЗПР чуть ли не синоним умственной отсталости. Также и с аутичными чертами. Врачи и педагоги иногда пишут “АЧ” в своих заключениях. Мама и папа читают и многие понимают это как: “У моего ребёнка диагностировали аутизм“. Но так ли это на самом деле?
Аутичные черты – это своеобразное поведение, которое обычно присуще детям с РАС.
По опыту могу сказать, что специалисты пишут “АЧ“, когда подозревают аутизм, но по каким-то причинам не до конца уверены в диагнозе. Почему? Потому что АЧ сопровождают, пожалуй, практически все расстройства развития: СДВГ, ЗПР, алалию, умственную отсталость и т.д.
Таким образом, аутичные черты – это не диагноз. Аутичные черты это симптомы.
фото из открытых источников
Что можно назвать “аутичными чертами”?
Большой пласт поведенческих нюансов. Ниже я привожу самые распространённые.
Как всегда, я подчеркиваю, что нормально, когда у ребенка есть пара таких черт (все имеют право на “тараканов”). Если в целом его развитие не вызывает особых вопросов, можно не беспокоится. Плохо, когда виден набор из 4-6 и более черточек.
АЧ:
Стимы (однообразные повторяющиеся действия: кружение, крылышки, бег по кругу, рассматривание рук, раскачивания и пр.);
Бурная реакция на обычные раздражители: чувствительность к свету, запаху, касаниям, звукам;
Проблемы с коммуникацией: игнорирование обращённой речи, нет взгляда в глаза, непонимание речи и отсутствие собственной речи после 3-3,2 лет, отсутствие отклика на имя и жестов (УЖ, да/нет);
Вокализации: внезапные выкрики и “пропевание” гласных а-о-а, у-э-а и прочее;
Эхолалии: повторение фраз и слов из мультиков, повторение вопроса вместо ответа на него;
Сложности с имитацией: ребёнок ничего не повторяет ни за другими детьми, ни за взрослыми;
Избирательность в еде, привязанность к определённым вещам;
Отсутствие нормальной игры у ребёнка: крутит колеса у машинок, строит ряды из игрушек, играет с тапками и прочими непредназначенными для игры вещами вместо сюжетно-ролевых действий (кормление игрушек, катание пассажиров и прочее);
Моторная неловкость и запаздывание формирования сложных моторных навыков – трудности с удержанием равновесия, лазанием, прыжками, висением, катанием на самокате, велосипеде и пр.
Если говорить об аутизме, то родителей обычно больше всего волнуют стимы. На самом деле, критичные для аутизма симптомы это не стимы, коих валом при той же алалии с сенсорным компонентом и иногда при ЗПР.
Для РАС критичны:
???? Сложности с коммуникацией. Именно нарушения коммуникации первоочередные в МКБ для постановки диагноза “Расстройство аутического спектра”.
И дело тут не в отсутствии указательного жеста или взгляде в глаза – это может быть и при других нарушениях развития. И даже не в необщительности, как думают обыватели. Когда ребёнок начинает говорить, обнаруживается, что он не стремится инициировать общение, может быть бесцеремонным в своих суждениях, может игнорировать социальные нормы и правила, не умеет “читать” мимику, эмоции, намерения других людей.
Аутист может быть весьма неплохо развит умственно, однако социальный и эмоциональный интеллект оставляют желать лучшего. Именно тут проявляется “неизлечимость” РАС – трудности с коммуникацией, хотя и могут поддаваться некоторому сглаживанию, остаются на всю жизнь.
???? Сложности с имитацией. При других нарушениях развития тоже бывают сложности с имитацией. Однако они связаны преимущественно с тем, что ребёнок крайне невнимателен или не понимает речь. Со временем имитация у детей без РАС разрастается сама по себе – они начинают повторять что-либо по своей инициативе и вне процесса обучения, а скажем, во время игры.
Детей с аутизмом часто приходится не только учить имитации, но и сопровождать её словесными подсказками. Вне развивашек или вне обучения каким-либо навыкам ребенок по своей инициативе практически никогда не копирует действия других людей/детей.
Существует теория почему у детей с РАС повторение сопровождается такими трудностями. Согласно ей, аутизм может вызываться нарушением работы зеркальных нейронов в мозге.
Зеркальные нейроны активизируются, когда человек наблюдает действия других людей и пробует их повторить. Они критически важны в период раннего детства, так как позволяют ребенку быстро приспособиться, научиться что-либо делать, говорить и сопереживать, перенимая опыт от взрослых. Эти нейроны развиваются как раз к 12-месячному возрасту, чем теоретически можно объяснить то, почему аутизм обычно становится заметен в сравнении с другими детьми, начиная примерно с этого возраста.
???? Сложности с сюжетно-ролевой игрой. Ребенок с аутизмом может часами сидеть с каким-нибудь тапком или любым другим неигровым предметом интерьера, крутить колеса машинок, велосипедов, строить ряды и бегать вокруг вентиляторов, но сюжетно-ролевая игра (готовка еды, кормление игрушек, стройки, пассажирские перевозки на машинках) вне области специальных интересовпрактически никогда не формируется самостоятельно. Малыша буквально нужно учить играть.
Для дошкольников сюжетно-ролевая игра является основой формирования эмоционально-волевой сферы. Через игру ребенок просеивает множество увиденного, учится понимать свои эмоции, а со временем и сотрудничать с другими детьми. Так как у детей с РАС основные проблемы сосредоточены именно в области эмоционально-волевого развития, неудивительно, что здесь они испытывают затруднения.
Отмечу, что при других нарушениях развития появление сюжетно-ролевой игры может задерживаться (в норме появляется до 1,5 лет и дальше усложняется). Но она всё же появляется сама и с ходом развития ребёнка самостоятельно усложняется без “танцев с бубном” со стороны родителей или педагогов.
Почему так сложно понять аутизм или нет даже специалисту?
Обратите внимание, что критичные для аутизма черты – это черты, требующие значительного времени для однозначного проявления. Если бы можно было сказать: “О, Вася не показывает пальцем и не смотрит в глаза – он аутист“, то трудностей с диагностикой не было бы ни у кого. Но тут всё намного сложнее.
Как мама сенсомоторного алалика, могу сказать, что по крайней мере до 2-летнего возраста трудности с коммуникацией, повторением, стимами и поведением у моего ребёнка были сопоставимы с РАС. В меньшей степени пострадала игра – к двум годам за кручением колёс и любовью к вентиляторам всё-таки проглядывало нормальное катание машинок и кормление игрушек.
Несмотря на то, что сыну поставили сенсомоторную алалию в 2,3, я ещё долго подозревала у него аутизм. Колебалась и наша психиатр. И только когда с развитием понимания речи сами по себе, пусть и с задержкой, “подъехали” нормальная коммуникация, имитация и даже экстравертность, стало понятно, что никакой это не аутизм. Случилось это когда Лёве было около 3.5 лет. Собственно, именно поэтому я поняла, почему даже специалистам трудно ставить диагнозы до 3 лет.
Спасибо, всем, кто дочитал до конца!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Сюжетно-ролевая игра – немного о том, что может быть намного полезнее раннего развития
Навязчивые действия (стимы) у детей с аутизмом и алалией. Стоит ли бороться с этим и как?
Как научить ребёнка повторять действия за вами (для родителей аутистов и алаликов)
Источник
Растерянность, страх, отчаяние – наиболее типичная реакция родителей, которым сказали, что у них – ребенок с аутичным характером. Что это значит, как воспитывать таких детей? Короче – все пропало, жизнь пошла под откос!
Иными словами – как быть таким родителям, и что им делать с ребенком-аутистом? Пытаться лечить? Спрашивать советы у психолога? Примириться с удручающей действительностью? Или, все же, общаться с ребенком и воспитывать его, но только по особым правилам и, так сказать, на другом уровне?
Некоторые успокоительные советы для родителей
Прежде всего, не следует раньше времени впадать в панику. Может, малыш вовсе и не аутист, а всего лишь интроверт. Или – просто у него некоторые необычные особенности характера. Аутист ребенок или нет – об этом может сказать лишь специалист-медик. Да и то не сразу и не наверняка, а лишь после долгих исследований и предположительно. Дело в том, что такая особенность человеческого характера и развития – в настоящее время практически стопроцентная загадка даже для специалистов. То есть, они пока понятия не имеют, что такое аутизм и откуда он взялся. Кроме того, высококлассных специалистов в этой области в нашей стране очень мало, и поэтому легко можно нарваться на какого-нибудь дилетанта.
Да и потом: даже если у малыша и впрямь обнаружились аутичные черты, это вовсе не повод для уныния и отчаяния. Аутизм – это вовсе не психическая болезнь и на Западе (а там куда больше понимают, что такое аутизм, так как намного раньше стали изучать этот феномен) так прямо и говорят: это – специфическая особенность психологии и восприятия мира. Ну и где здесь причина для уныния и отчаяния?
Наоборот: аутист – это, большей частью, очень интересный и во многом нестандартный человек. Конечно, родителям ребенка-аутиста будет очень сложно. Им придется приспосабливаться к своему маленькому «инопланетянину», причем – советов, как его воспитывать и как с ним общаться, маме и папе не даст никто. Дело в том, что каждый аутист – это почти абсолютно уникальная и ни на кого не похожая личность. Для него не существует общих правил поведения, он живет по собственным законам. Он думает и воспринимает мир иначе. Он способен общаться лишь на собственном языке. И изменить это – невозможно. К этому можно лишь приспособиться.
Разумеется, это сложно. Но зато – из маленького «пришельца» вполне может вырасти Леонардо да Винчи, или Эйнштейн, или Гоголь, или Лермонтов, иди Джордж Вашингтон, или Олег Даль, или Маргарита Терехова – все они были аутистами.
Основные симптомы аутизма у детей
Прежде чем налаживать контакты с ребенком-аутистом, следует знать особенности его поведения и восприятия мира.
- Практически все детки-аутисты не любят (а, верней, не могут) смотреть другим людям в глаза – даже самым близким.
- Дети с аутичным характером чрезвычайно чувствительны к разным раздражителям. Раздражителем для них может стать что угодно: яркий свет, громкий звук, запах, мягкая или, наоборот, шершавая поверхность какого-либо предмета. Реакция на раздражители у ребенка-аутиста обычно очень бурная и демонстративная: он будет закрывать руками уши или глаза, отворачиваться, впадать в истерику.
- Аутичные малыши не любят, когда к ним прикасаются, поэтому взять такого ребенка на руки, чтобы покормить или искупать – это целая проблема.
- Они не терпят общения, и гораздо лучше чувствуют себя в одиночестве. Малыш-аутист может часами лежать в кроватке или сидеть в манеже один, абсолютно не нуждаясь в чьем-то присутствии. Навязывать ему свое общение не следует, так как это часто приводит к нервному срыву.
- Играют дети с аутичными чертами характера также большей частью в одиночку и очень не любят, когда кто-то вмешивается в их игру.
- Большое значение для таких деток имеет рутина, то есть, ежедневное повторение одних и тех же действий и правил и такое же ежедневное присутствие рядом одних и тех же предметов и людей. Любое изменение ежедневного налаженного распорядка, всякая новая вещь в комнате или незнакомый человек – это повод для беспокойства, неуверенности в себе и даже нервного срыва.
- Отдельно следует учитывать манеру общения таких детей с окружающими их людьми:
- зачастую они вовсе не говорят, даже повзрослев;
- обычно их язык специфичен, то есть очень скуп, и состоит почти полностью их подлежащих и сказуемых: «Я (или называется имя) пойду», «Машина поехала», «Падает снег», «Мама пришла» и т. д. Поэтому не надо говорить с таким ребенком образно и с иносказаниями. Он, скорее всего, их поймет, однако не видит в них необходимости. Для аутиста речь – это, в первую очередь, передача информации;
- другая крайность – аутичный ребенок может быть слишком болтлив, а его речь – чрезмерно витиевата и заумна.
- Всякому маленькому аутисту периодически необходима «перезагрузка». Он очень быстро устает от общения, потока информации, элементарного шума, и потому ему нужно побыть в одиночестве, чтобы восстановить свои силы и способность вновь контактировать с миром. Иногда для такой «перезагрузки» хватает нескольких часов, а иногда – на сутки и больше.
Как общаться с ребенком-аутистом и как его воспитывать
Повторимся: не надо слишком прислушиваться к посторонним советам и рекомендациям на этом счет. Волей-неволей родителям придется вырабатывать свои собственные правила общения с ребенком-аутистом. Разумеется, методом многочисленных проб и таких же многочисленных ошибок. Это обычных детей легко построить в ряды и колонны и внушить им общие правила поведения. С «аутенком» такой подход «не прокатит».
И, вместе с тем, имеются некоторые общие правила общения с маленькими «пришельцами».
- Строгое следование режиму дня. Никаких неожиданных изменений и нововведений – ни в распорядке дня, ни в одежде, ни в еде, ни в перестановке мебели, ни в переклеивании обоев, ни в чем другом – даже в мелочах.
- Старайтесь меньше объяснять ребенку что-либо словами. Аутисты иначе воспринимают речевую информацию, зачастую она для них лишь раздражающий шум, и ничего больше. Кроме того, многие из них периодически «отключаются», то есть, становятся неспособными к усвоению информации в любом виде (так называемая «малая перезагрузка»). Поэтому малышу-аутисту лучше все показывать, чем объяснять словами.
- Если уж без слов не обойтись никак, то они должны быть краткими и не таить в себе никаких иносказаний. Например, маме не надо говорить: «Ах, какие вкусные пирожки я испекла!», а лучше сказать: «Возьми пирожок и скушай его».
- Очень важно, воспитывая маленького аутиста, научиться терпеть и ждать. Зачастую слова, обращенные к нему, могут долго оставаться без всякого ответа. Это не значит, что малыш «тупит», просто он долго обрабатывает полученную информацию. Обработка входящей информации у многих аутистов отчасти напоминает компьютерную.
- Не берите малыша без крайней надобности на руки (или не берите его за руку). Это ему может быть неприятно.
- У многих аутистов есть свое увлечение (или даже талант), которому они обычно уделяют очень много времени. Постарайтесь вникнуть в особенности такого увлечения и увлечься вместе с ребенком. Это поможет сблизиться, а, кроме того, так будет проще понять своего таинственного ребенка.
- Заведите дома какое-нибудь животное. Дети-аутисты обычно очень любят всяких зверушек и, общаясь с ними, сами становятся гораздо общительнее.
Аутизм – это не болезнь! Просто у родителей родился уникальный ребенок. Радуйтесь этому, и любите его. Любовь нужна всем, а уж маленьким аутистам – в особенности.
Источник