Развитие ребенка с 6 руками

Развитие ребенка с 6 руками thumbnail

Педагогам и родителям следует соблюдать несколько правил, которые помогут проводить развивающие занятия с детьми максимально эффективно.

  • Любые упражнения для развития мелкой моторики должны обязательно соответствовать возрасту дошкольников. Многие задания для них напоминают те, которые можно предлагать развития мелкой моторики детям в 2-3 года , но содержание их должно быть абсолютно другим, намного более сложным. В 6-7 лет полезно (как и в более младшем возрасте):

– раскрашивать, но рисунки должны быть уже с очень мелкими деталями;

– складывать мозаику, но из большого числа маленьких элементов;

– обводить пунктирные изображения, но без «сползания» с контура, без ошибок.

  • Подбирайте такие материалы, упражнения, игры для развития моторики, которые будут интересны ребенку. Возможно, стоит найти прописи с его любимыми героями сказок, динозаврами или пиратами. Любое задание важно выполнять не только максимально старательно, но также непременно с желанием, позитивным настроем.
  • Темп выполнения упражнений одного типа должен увеличиваться постепенно. Сначала ребенок должен научиться уверенно использовать карандаш или ручку для выполнения заданий на бумаге, а потом, с совершенствованием навыка, их можно будет делать даже на время.
  • Не стоит учить ребенка писать прописные буквы до школы. Сначала он должен привыкнуть правильно держать карандаш, повторять очертания несложных линий, объектов. Дошкольный период — подготовительный, не стоит торопиться, начиная осваивать программу 1 класса раньше времени.
  • Занятия должны быть регулярными, но не слишком утомительными. Перед началом каждого полезно провести специальную гимнастику для пальчиков.
  • Важно, чтобы малыш выполнял все задания только ведущей рукой. Также нужно следить за его осанкой, а также хорошим освещением во время работы.

Задания

Большинство заданий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста предполагают выполнение специальных упражнений на бумаге. Это не только тренирует ловкость рук, но также совершенствует глазомер ребенка, его произвольное внимание, умение ориентироваться на листе. Вот несколько самых популярных вариантов заданий для будущих первоклассников:

Контуры

Предложите ребенку обвести того из двух представителей одной природной группы (птиц, животных, рыб, насекомых), про которого составлена загадка. Нужно аккуратно провести все контурные линии, не «спутывая» их, не выходя за пределы изображений.

Дополнительные задания для каждой странички помогут увлечь ребенка процессом, сформировать мотивацию для работы, а также они являются еще одним этапом тренировки ловкости, внимания, сообразительности.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 1

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 2

Задания по точкам

Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

Задания по точкам

Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 3

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 4

Дорожки-проводилки

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

Дорожки-проводилки

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 5

Штриховка

Этот комплекс составлен по принципу: от простого к сложному. Его задания помогут дошкольнику научиться повторить на бумаге различные графические элементы, которые пригодятся ему затем при освоении письма.

Важный нюанс — рисовать линии нужно от выделенной точки, по направлению, которое указывает стрелка.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 6

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 7

Обведи и раскрась (с прописями)

Большой сюжетный рисунок и несколько строчек небольших миниатюрных элементов позволяют ребенку тренировать не только моторику, но также внимание, терпение, умение самостоятельно находить свои ошибки.

Обращайте внимание малыша на размер изображений, включенных в прописи, расстояние между ними, наклон. Важно постараться сохранить эти характеристики, выполняя задание при рисовании и раскрашивании фигурок.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 8

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 9

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 10

Задания по клеточкам

Этот комплекс поможет малышу не только нарисовать животных, обитающих в жарких странах, но станет отличным тренажером ловкости рук. В каждом задании, созданном на бумаге в клетку, присутствует крупное изображение, мелкий объект, узоры или орнамент. Иногда встречаются короткие слова, составленные из печатных букв. Такие раскраски для развития мелкой моторики отлично тренируют не только моторику, но и глазомер.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 11

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 12

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 13

Графический диктант

Перед вами подборка увлекательных упражнений, совершенствующих графические навыки дошкольника, а также его внимание, усидчивость, сообразительность. Каждый лист представляет собой тематическую подборку, которая включает:

  • стихотворение об изображаемом персонаже или объекте (животные, техника);
  • цветную иллюстрацию к тексту;
  • словесную инструкцию процесса рисования на клетчатой бумаге, которая должна быть выполнена ребенком, точно и последовательно;
  • графическое изображение, которое получится в итоге.

Эти здания можно использовать в формате диктанта или как образец для самостоятельной работы ребенка по образцу. Загадка и рисунок делают упражнения более привлекательными для малышей.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 14

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 15

Игры

Конечно, для детей 6-7 лет игра остается самым любимым видом деятельности, что очень хорошо для будущих учеников! Ведь ловкость пальчиков и мелкая моторика отлично тренируется не только с помощью специальных графических заданий, но также в ходе полезных развлечений. Вот несколько их вариантов:

Шнуровка

Вам понадобится несколько обычных шнурков, а также набор некрупных бусин. Соберите цветные шарики (15-20 штук) в определенной последовательности, а затем предложите ребенку повторить узор. Можно попросить выполнить задание на время или соревнуясь с другими детьми.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 16

Игры с пуговицами

Предложите детям выложить из разных пуговиц узор или изображение какого-то объекта, это интереснее делать на время. Пуговки лучше всего брать мелкие, а основу для картины сделать из плотного картона, покрытого сверху слоем пластилина (он поможет надежно зафиксировать все детали «мозаики» .

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 17

Разрезные картинки

Собирать целое изображение из кусочков одинакового размера не только очень увлекательно, но и полезно. Детям старшего дошкольного возраста нужно предлагать картинки, разрезанные на 10-12 частей. Еще лучше давать ребенку части парных неидентичных карточек с рисунками (например, два похожих снеговика, самолета, собачки) в наборе и просить собрать обе.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 18

Используйте разнообразные игры на развитие внимания и памяти ребенка.

Работа по совершенствованию мелкой моторики старших дошкольников должна вестись до начала школьного обучения. Это одна из важнейших целей педагогики этого периода, которая актуальна для любого ребенка.

Читайте также:  Периодизация возрастного развития ребенка по фрейду

Особенно нужно стараться уделять достаточное количество времени специальным упражнениям для тренировки графических навыков тем детям, которые имеют трудности в речевом развитии.

Стимулирование тактильных ощущений способствует активизации определенных центров в коре головного мозга, что, в свою очередь, благоприятно влияет на формирование детской речи.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 19

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 20

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 21

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 22

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 23

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 24

Источник

Полгода – первый маленький юбилей и важный рубеж для малютки. В этом возрасте кроха уже умеет ползать, сидеть, благодаря чему у него есть возможность видеть окружающее пространство по-новому – из вертикального положения. Меняются и развлечения ребенка: он пристально разглядывает свои любимые игрушки, будто изучая их вновь, начинает видеть и открывать в них другие качества.

Основная задача родителей – помочь своему чаду развиваться и совершенствовать свои навыки дальше, ведь еще столько нужно узнать и освоить. Отличным помощником в этом станут игры с малюткой.

Основная задача родителей полугодовалого ребенка – помочь природному развитию малыша, захватить его внимание и привлечь к изучению новых навыков

Значение игр для развития крохи

В полугодовалом возрасте малыш активно развивается, тщательно изучает все вокруг, и родители обязаны помочь ему в этом. Все обучение должно проходить в игровой форме.

Если мама и папа заботятся о благополучии своего малыша, им просто необходимо регулярно уделять ему время, играя дома. Чем же занять кроху в таком возрасте?

Современные психологи указывают на большое значение развивающих игр в жизни 6-тимесячного крохи, они помогают малышу совершенствовать уже имеющиеся навыки, а также приобретать новые.

Без подобных забав ребенок отстает от своих сверстников как в плане физического развития, так и интеллектуального – он начинает позже говорить, вставать на ножки и ходить (подробнее в статье: во сколько месяцев ребенок встает на ножки и начинает ходить?). Такая статистика наблюдается сегодня во многих странах.

Формируем мелкую моторику

Сегодня в детских магазинах имеется огромный ассортимент обучающих игр, но для крохи в возрасте 6 месяцев подойдут самые простые развлечения. Родителям для этого стоит запастись как незамысловатыми игрушками, проверенными не одним поколением детишек, так и различными предметами обихода (коробочками, баночками, клубочками, пластмассовыми стаканчиками).

Пирамидка с кольцами

Обычная пирамидка с крупными кольцами – незаменимая игрушка для развития полугодовалого крохи. Конечно, ребенок не начнет сразу же самостоятельно собирать и разбирать ее, для начала нужно продемонстрировать ему, как это делается. В первую очередь, будем учить кроху разбирать пирамидку: показываем нижнее кольцо и просим ребенка снять его, делаем это сами, затем ручкой малыша, и только после серии упражнений кроха освоит этот навык. Когда ребенок научится управляться с одним кольцом, следует усложнить ему задачу и добавить еще пару колец на пирамидку. По мере развития и совершенствования навыка количество колечек нужно продолжать увеличивать.

Как только кроха научится разбирать пирамидку, можно переходить к следующему этапу – нанизыванию на стержень колец. Это задача требует от малыша большей сосредоточенности и умения координировать свои движения – такие манипуляции он освоит ближе к 7-8 месяцам, а может и позже.

Пирамидка – игрушка многофункциональная, она способствует развитию внимания, логики и мелкой моторики. Играя с ней, кроха познакомится с разными цветами и размерами предметов.

Несмотря на простоту конструкции, пирамидка является незаменимой вещью: она учит малыша различать формы, цвета и размеры предметов

Коробочка с игрушками

Небольшие контейнеры, ящички и коробочки с крышками станут отличными игрушками для полугодовалого малыша. Любознательные детки попытаются самостоятельно открыть их, желая узнать, что спрятано внутри. Если кроха не заинтересовался игрушкой, можно привлечь его внимание: потрясти коробочку, спросить, что в ней лежит, предложить открыть ее.

Когда ребенок научится снимать крышку, надо показать ему, как доставать игрушки из контейнера, а затем складывать их обратно. Вынимая из коробки предметы, можно рассказывать малышу о них, производить с ними разные манипуляции. Можно собрать целую коллекцию баночек и контейнеров, ребенок с интересом будет возиться с ними еще несколько последующих месяцев.

Стаканчик и мячики

По мере совершенствования навыков крохи продолжаем усложнять упражнения. Теперь нужно найти небольшую коробочку, мячики (это могут быть шарики, клубки или другие круглые предметы) и пластиковый стаканчик. Задача малютки – ручкой достать шарик из контейнера и бросить его в стакан. Для малыша 6 месяцев это достаточно сложное задание, но оно отлично развивает координацию движений, глазомер (ведь нужно попасть в стаканчик) и моторику пальчиков.

Тренируем крупную моторику

С целью совершенствования крупной моторики малыша можно развлечь его таким образом: лечь на пол, надев на ноги плотные носки, кроху разместить на своих ступнях лицом к себе. Удерживая малютку за ручки, приподнять ноги и двигать ими в воздухе в различных направлениях (в стороны, вверх-вниз, по кругу).

Такое развлечение научит ребенка доверять взрослому – между ними наладится устойчивая психологическая взаимосвязь. Также кроха будет совершенствовать крупную моторику, координацию, вестибулярный аппарат. Молодая мамочка же во время такой забавы сможет привести в тонус свой пресс и убрать животик после родов.

Это развлечение придется по вкусу и малышу, и его маме. Оно поможет крохе научиться ориентации в пространстве, разовьет его способность сохранять равновесие.

Учим ползать

В 6-7 месяцев большинство деток активно учатся передвигаться ползком. Многие специалисты, в том числе и доктор Комаровский, указывают на необходимость помочь малышу освоить этот навык.

Традиционный способ научить кроху ползать – (рекомендуем прочитать: видео-уроки о том, как научить ребенка ползать в 8 месяцев) положить любимую детскую игрушку недалеко от малыша, но так, чтобы он не смог дотянуться до нее ручкой. Что будет делать в такой ситуации ребенок? Конечно, попытается приложить все усилия, чтобы добраться до игрушки.

Сразу это у него не получится, но достаточно несколько раз позаниматься с малышом по 10-15 минут, и в итоге он поползет. Для начала нужно помогать крохе – подкладывать ему под грудь свернутое валиком полотенце или одеяло, так малютке будет легче приподнять туловище и освоить навык ползания.

Такая нехитрая забава принесет свои плоды очень скоро – кроха, стараясь дотянуться до любимой игрушки, обязательно подползет к ней. Но проводить уроки с малышом нужно каждый день.

Развиваем тактильные навыки

Новорожденный начинает познавать окружающее пространство именно путем тактильных ощущений, в полугодовалом возрасте их нужно продолжать совершенствовать. Помогут в этом простые развлечения с малюткой, а перышки, ленточки, кусочки шелковой или махровой ткани станут главными игрушками.

Открыть новые ощущения поможет такая забава: следует раздеть кроху до подгузника и уложить его на спинку, предметами с разной текстурой (что-то гладкое, пушистое, шероховатое) нужно водить по туловищу младенца. Из-за новых ощущений ребенок будет испытывать различные эмоции – то настороженно замирать, то радостно «агукать» и улыбаться (подробнее в статье: когда в норме дети начинают агукать?). Начинать прикосновения нужно с животика, затем перемещаться к ручкам и ножкам, когда малыш успокоится, его следует перевернуть и погладить ему спинку.

Читайте также:  Линии развития ребенка дошкольного возраста веракса психология

В течение одного занятия не стоит использовать больше 2-3 предметов, этого малютке будет достаточно. Такая забава приносит удовольствие всем деткам, она дарит им новые ощущения и эмоции. Узнать об опыте других мам и других интересных развивающих решениях можно на видео.

Разговариваем с крохой

С полугодовалым крохой необходимо разговаривать как можно чаще. Разнообразные детские песенки, стишки и потешки способствуют формированию речевых навыков у ребенка в будущем.

В возрасте 6-8 месяцев можно выполнять с малюткой упражнение «Телефон». Для этого нужна телефонная трубка, в которую взрослый должен говорить простые слоги, но с различной интонацией. Итак, сев рядом с малышом, прикладываем телефон к своему уху и произносим, например, «ма-ма», потом «ма-ма?», затем подносим трубку к малышу, пусть он попытается что-то повторить.

Для деток постарше (от полугода до года) можно порекомендовать забаву под названием «Первые слова». Ее цель – обучить малютку подражанию звукам и лепетанию. Можно уложить ребенка на спинку и немного склониться над ним, чтобы он видел лицо взрослого. Взяв кроху за ручки, начинаем проговаривать слоги и короткие слова. Во время игры на каждом слове ручки разводим в стороны и сводим снова, такой прием поможет малютке концентрироваться на самом процессе «общения» с родителями. Малыш будет внимательно слушать речь взрослого, следить за его губами, пытаясь повторить движения.

Хотя малыш еще очень мал, родителям требуется активно общаться с ним и использовать разговорные элементы в играх – это понадобится малышу уже очень скоро

Что еще нужно знать о развивающих играх?

Все заботливые родители непременно окружают своего малыша вниманием и заботой, уделяя время играм и обучению. Важно еще, чтобы эти занятия приносили настоящую пользу и удовольствие, а не были в тягость ребенку или взрослым. Необходимо создать все условия для того, чтобы кроха полноценно развивался и обучался новому.

Психологи дают родителям следующие рекомендации:

  • выбирайте подходящее время для развлечений и упражнений: желательно проводить их после сна или кормления, если ребенок устал или болеет, лучше их отложить;
  • для активного времяпровождения больше подходят утренние часы, на вечер нужно оставить более спокойные забавы;
  • не переутомляйте малыша развлечениями, для полугодовалого крохи достаточно и 15 минут в день, с 7-8 месячным ребенком можно заниматься дольше;
  • для хорошего самочувствия малютки комнату перед проведением обучения необходимо хорошо проветривать, иначе ребенок начнет капризничать, хныкать и быстро устанет;
  • в процессе игры старайтесь постоянно находиться с крохой на одном уровне – например, усадив малютку на пол, также устраивайтесь на полу;
  • регулярно хвалите и подбадривайте приятными словами малыша, если ему удалось справиться с заданием, так он будет ощущать поддержку взрослого и браться за новое дело с еще большим усердием;
  • наконец, вспомните сами, что такое быть ребенком, вернитесь в детство на некоторое время.

Веселые обучающие игры не только принесут удовольствие малышу, но и помогут ему сформировать новые навыки, лучше узнать окружающее пространство. Еще больше о методах развития малыша в 6 месяцев можно узнать из полезного видео.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Источник

Как сделать узелковую куклу
1. Возьмите небольшой квадрат фланелевой ткани (45 см х 45 см).
2. В серединку вставьте достаточно упругий шарик, плотно сваленный из шерстяного чеса. Затяните, расправьте ткань – у вас получилась головка куклы. Закрепите голову нитками.
3. Остальные уголки квадрата – две ручки и нижняя часть «тела» – завяжите узелками.
4. Первая куколка делается «без лица», но с колпачком из прохладного ситца; она похожа на самого малыша: голова у нее довольно большая и твердая, а «руки» и «ноги» – не очень скоординированные, мягкие.

Такая простая игрушка дает малышу много ощущений – разная структура и поверхность материала (фланель и ситец), твердая голова и мягкие ножки, спокойные, но все-таки разные, оттенки цвета. И, конечно, те самые любимые узелки, которые грызутся без конца… Обычно узелковые куколки делаются «без лица» – малыш будет каждый раз сам «дорисовывать», «додумывать» нужное настроение для своей игрушки. Но если ребенок настойчиво требует глазок, не откажите ему в удовольствии -крепко пришейте две маленькие пуговки-глазки. Но все-таки постарайтесь обойтись без ротика.

Для 5-6-месячного ребенка очень интересной станет кукла-неваляшка: к ней можно ползти, слушать, как она звенит, бросать, пытаться положить на пол и с удивлением видеть, как «ванька-встанька» принимает исходное положение… Выбирая такую куклу, не ориентируйтесь на стереотипы своего детства – неваляшка может быть не только яркой, пластмассовой. Наверняка Вашему малышу понравится неваляшка деревянная – уже раскрашенная или еще нет. Позже ребенок сможет раскрасить игрушку сам. Вам останется только покрыть ее пищевым лаком.

После 8-9 месяцев в жизни ребенка появляется следующая кукла – с который малыш будет спать. Эта игрушка прослужит не один год, возможно, станет самой любимой из всех. Сделать такую куклу самим не просто, но если у Вас есть желание, то обращаем Ваше внимание на книгу Карин Нойшюц «Кукла своими руками» (издательство Evadentis; эту книгу ищите в вальдорфских детских садах и школах). Такие куклы нигде не продаются, заказать их можно у отдельных людей. Они представляют собой особую ценность, но это тот случай, когда не нужно жалеть денег.
Можно ли чем-либо заменить куклу – например, мягкими игрушками? Варианты, конечно, возможны, но не забывайте, что абсолютное большинство современных мягких игрушек делается из синтетических тканей, которые являются «пылесборниками». Ищите игрушки из ситца, махровой ткани – они «живые», «теплые». И желательно без пластмассовых голов: не очень приятно во сне прижиматься к бездушной холодной пластмасске.
Кукла, сделанная вручную, побуждает малыша и его родителей к действиям -хочется шить и вязать для нее одежду, обустраивать «место жительства», самому делать игрушечную мебель. Чего нельзя сказать о куклах покупных: для игры с ними все «предметы» хочется не делать, а именно покупать…
Чтобы малыш полноценно играл с куклой, должно быть игровое пространство для этого: куклу надо кормить, укладывать спать, купать. Не забудьте сделать «домик» для куклы, используя коробку или корзинку.

Читайте также:  Эффективное развитие ребенка 2 лет

Корзины, коробки, платки
В 8-10 месяцев, когда дети активно манипулируют различными предметами, игрушками, вещами, в детской комнате должны появиться корзинки и большие коробки. Из них удобно вынимать игрушки и складывать обратно. Но не заводите одну огромную «емкость» для всех игрушек сразу, и не позволяйте ребенку просто вываливать на пол ее содержимое. Гораздо удобнее с самого начала упорядочить местонахождение разных игрушечных предметов: в этой корзинки – деревянные матрешки, ложки, стаканчики; здесь – колокольчики и трещотки, тут – игрушки и куклы из ткани. В дальнейшем эти коробки-корзинки превратятся в отдельные «хранилища» для мягких зверей, солдатиков, кукольной мебели. Хорошо бы уже в столь нежном возрасте раскладывать игрушки «по местам» вместе с малышом. Можно петь песенку:

«Бим-бом, тили-бом, собираем все кругом!
Бим-бом, тили-бом, будет чистым наш дом!».

Но не поддавайтесь иллюзиям: до 3-4 лет Вам придется собирать игрушки вместе с малышом, один он не будет этого делать. До этого возраста не требуйте от ребенка самостоятельности и сознательности в данном вопросе. Не впадайте и в другую крайность – не убирайте игрушки сами, за малыша, иначе он и к 10 годам не научится самостоятельно складывать за собой вещи, обувь, конструктор, книги… Большие картонные коробки хорошо подходят и для других целей: начиная с 8-9 месяцев, малышу интересно проползать через «тоннель» коробок без дна. Что касается чистоты и гигиены картонных коробок, достаточно оклеить их обоями снаружи и изнутри.
Малыш не даст вам забыть и о целлофановых и бумажных пакетах большого размера: в них можно складывать игрушки, а также шуршать ими, возить, залезать внутрь. Будьте внимательны: игры с целлофановыми пакетами любого размера требуют присутствия рядом с ребенком взрослого человека (чтобы малыш не надел пакет себе на голову). В маленьких бумажных и целлофановых пакетиках (например, подарочного варианта) удобно складывать и носить небольшие игрушки.
В отдельную корзинку сложите те игрушки, в которые малыш начал играть 2-3 месяца назад: хваталки, держалки, мягкие мячики для бросания и др. Добавьте сюда же платки и большие куски материи – их можно набрасывать себе на плечи или голову, в них можно завернуться, с помощью кусков ткани хорошо играть в прятки. Сделав несколько узелков на платке, вы получите птичку, собачка или кошечку, а малыш – огромное удовольствие.
К большим объемным игрушкам можно отнести и … перевернутую табуретку, и мягкую диванную подушку и место под столом, закрытое спускающейся на пол скатертью. Не препятствуйте желанию малыша прятаться, залезать в укромные местечки, «строить» домики и другие сооружения! Такие игры очень хороши для развития фантазии и творческих способностей.
Наряду с крупногабаритными «игрушками» еще долго детям будут необходимы предметы мелкие – всевозможные коробочки-шкатулочки. Их используют не только как «хранилище» для других маленьких игрушек, но и как «элементы» для ролевых игр: шкатулочки превращаются то в шкафчик, то в тарелочку, то в чемоданчик доктора.

Пирамидки, матрешки и Ко
Не забывайте о традиционных, самых известных, игрушках для годовалых детейпирамидках, матрешках и кубиках. Желательно, чтобы первые пирамидки были образными, например, в виде снеговичка. Для ребенка 8-12 месяцев условная дидактическая задача «от большого к малому через среднее» не актуальна. Гораздо важнее и интереснее для малыша нанизать на палочку отдельные фигурки (не больше 3 штук!) таким образом, чтобы получилось нечто единое целое, например, елочка.
В матрешки ребенок тоже начинает играть не сразу так, «как надо». Возможно, его надолго увлечет процесс вынимания уже собранных фигурок одной из другой. А самостоятельно собирать из двух частей даже одну фигурку-матрешку он может начать не скоро. Не торопите юного исследователя, не требуйте от него игр «по правилам» – всему свое время. Первая матрешка должна состоять не более чем из трех куколок. Она может быть яркой раскрашенной или, наоборот, неокрашенной деревянной.
Своеобразным аналогом пирамидок и матрешек являются различные «нанизывалки». На большой шнурок интересно нанизывать не только покупные фигурки, но и любые другие – рамочки для фотографий, баранки, колечки, мягкие «бублики» для держания. Следующий этап развития этого вида деятельности – игры-шнуровки. На мой взгляд, ребенок будет с большим интересом заниматься шнуровками в том случае, если требуется зашнуровать что-либо реальное: например, в большой коробке проделайте дырки и вставьте в них веревочки, чтобы «дверь» или «крыша» закрывались с помощью шнурования. Настоящие детские ботиночки тоже подойдут. В «ассортименте» игрушек и мальчиков, и девочек которые хорошо ползают, должны появиться достаточно большие деревянные машины и паровозики с ручками. Причем желательно, чтобы до года в машинках не были обозначены окна и двери, чтобы в них нельзя было, даже мысленно, «посадить» водителя и пассажиров – слишком большая ответственность для маленького ребенка. Это «машинки сами по себе»: играя в них, малыш будет проживать все ситуации через себя – возить, поворачивать, переворачивать, сталкивать машинку с другой и т.д. Через полгода ваш домашний «автопарк» пополнится большими грузовиками на веревочках, еще через год – легковыми авто с пассажирами.
Игра «в паровозик» – одна из самых любимых у годовалых ребят, ведь столько разных «вагончиков» можно прицепить друг за другом и перевезти! Не беда, если нет паровозика деревянного, этот вид «транспорта» легко моделируется и из табуреток, из больших и маленьких коробок, из простых веточек-палочек, и из любых игрушек, связанных между собой шнурками и платками.
Отгадайте, в какие игрушки играют годовалые дети всех без исключения стран и народов? Конечно же, в кубики! Не обязательно, чтобы на них были написаны буквы – ведь кубики, прежде всего, служат для строительства башен и других сооружений, а буквы или картинки на кубиках от этого важного дела только отвлекают. Поставить кубик один на один, потом из них построить что-то интересное – этому сложному процессу надо отдаться целиком!
Совершенствовать у малыша мелкую моторику руки, чувство равновесия и чувство материала помогут чурбачкинеобработанные (необтесанные, неокрашенные, не лакированные) куски дерева. Строить их них не только интереснее, но и гораздо и сложнее: надо не просто поставить одинаковые кубики друг на друга, надо придумать равновесную систему из чурбачков разной формы. Освоить это способен не новичок в «строительстве», а уже настоящий «мастер»! Кстати, вальдорфские педагоги предлагают детям такие чурбачки вообще вместо обычных одинаковых деревянных кубиков: с?