Развитие ребенка с 4 до 6 лет на английском

Дети дошкольного возраста легко и просто воспринимают иностранные языки, запоминают слова, их легче научить говорить, так как еще нет психологического барьера, мешающего воспроизводить звуки незнакомой речи. Плюс – они коммуникабельны и с удовольствием соглашаются играть в познавательные игры. Однако чтобы изучение английского языка детьми 4 лет стало результативным, родителям стоит выполнить несколько условий и избежать некоторых стандартных ошибок.
Главные правила
Основным принципом при изучении языка становится методика, используемая при обучении билингвов. Суть ее состоит в следующем.
- Четкое разделение языков при общении. Чтобы у ребенка не возникло каши в голове – нельзя смешивать в речи слова из двух языков, даже если не хватает слов или знаний для построения фразы. В каких-то ситуациях стоит использовать английский, в каких-то – русский. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют не только передавать ребенку знания, но и стараться подтянуть свой уровень иностранного, чтобы уметь спокойно и свободно использовать язык в повседневной речи. Для этого можно нанять репетитора, найти собеседников в интернете – существуют целые онлайн сообщества, где изучающие иностранные языки общаются между собой с целью повысить уровень знаний.
- Предоставление как можно более широкого круга возможностей для усвоения новых слов, выражений, интонаций изучаемого языка, особенно в неязыковой среде.
- Ненавязчивое подведение ребенка к активному общению, а не только к пониманию иностранного языка. Стоит задавать ему вопросы, просить что-то сделать, поощрять за использование языка в повседневной жизни.
Чтобы ребенок не испытывал дискомфорта при общении на английском, приоритетными темами для изучения, кроме бытовых, выбирайте те, которые ему интересны и на которые вы чаще говорите на русском. Если девочка любит принцесс Диснея, выучите с ней такие слова, как «замок», «король», «принцесса», имена героев мульфильмов, предметов, которые играют какую-либо важную роль в мультфильме, пейзажей. Так, чтобы она могла говорить о своих любимых увлечениях на английском. Если мальчик любит играть с роботами – соответственно, родителям стоит вникнуть в его увлечение и подобрать лексику.
Также стоит помнить, что иностранный язык должен быть не только средством общения с мамой или папой. Ребенок должен слышать речь других людей. Это поможет ему правильно расставить приоритеты – он поймет, что язык используется не только для того, чтобы его нагружать занятиями по маминой прихоти и затруднять просмотр мультфильмов. Прекрасно, если есть возможность выезжать за рубеж во время отпуска или отдать малыша в специальный детский сад. Чаще всего дети отказываются учить английский именно по причине того, что прекрасно могут обходиться без него, а родители не могут их заинтересовать.
Основные ошибки родителей
Сложности изучения иностранного языка детьми 4–5 лет вытекают из возможных ошибок их преподавателя, которым, как правило, является кто-то из членов семьи ребенка.
- Одной из «любимых» ошибок при изучении английского языка с детьми дошкольного возраста становится организация занятий. Полчаса в день, 15 минут или другое установленное время по возможности родители или приходящие репетиторы проводят с ребенком за изучением английского. Подобный подход может дать некоторые результаты – гибкая и цепкая детская память сохранит какие-то знания. Но, о чем редко задумываются родители, язык – это прежде всего средство общения. Им нужно начинать пользоваться с начала и всю жизнь. Это как музыка или спорт – стоит затормозить с прогрессом – и сразу начинаешь откатываться назад. Не нужно проводить уроки, это трудно малышу, а также будет напрягать психологически уставших после работы родителей. На языке нужно общаться, использовать его в повседневной жизни. Пара фраз на английском при встрече вечером, изучение новых слов на прогулке: «Look, it`s a car. It`s a tree.»
- Наличие единственного источника языковых знаний – мамы, папы или приходящей няни – тоже станет сложностью для ребенка. Он привыкнет к произношению и скорости речи одного человека, усвоит все его ошибки. Кроме того, у малыша возникнет вопрос – зачем вообще учить язык, если говорить получается только с одним человеком? Поэтому основная тяжесть по организации языковой среды, как минимум дома, ложится на членов семьи малыша. Прекрасно, если в семье есть старшие дети школьного возраста, англоговорящие родители или студенты. Языковые навыки придется развивать всем. Об этом стоит поговорить на семейном совете заранее.
- Отсутствие возможности развития и недостаток нужной лексики. Вспомните себя на начальном этапе изучения иностранного – как не хватало слов, как сложно было строить предложения. Вы лучше всего знаете своего ребенка, его манеры и используемые на русском фразы. Переведите их и используйте в повседневном общении. Точно так же переведите и используйте свои стандартные обращения к ребенку: «Малыш, пора спать. Иди кушать. Давай пойдем на прогулку. Сейчас нужно убрать игрушки» и прочие.
- Наигранность и фальшь при использовании английского взрослыми. Если собственный уровень языка не позволяет свободно общаться – с этим нужно срочно что-то делать. Дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых, и если маме некомфортно говорить на английском, для ребенка его изучение тоже станет мучением. Поэтому стоит проанализировать свой русский, используемые в быту фразы, найти их аналоги или сделать перевод и постараться преодолеть психологический барьер перед свободным говорением на иностранном. Научитесь выражать эмоции и думать на английском, используйте его дома, разговаривая беспредметно – например, при поиске нужной вещи, задавая себе вопросы или собираясь что-то делать: «Где моя расческа? О, нужно поставить чайник. Так, я забыла купить тортик к чаю» и прочие подобные фразы. Это поможет снять психологическое напряжение и выражать свое состояние и эмоции на иностранном языке.
Свой уровень знаний придется постоянно повышать, чтобы суметь дать ребенку возможности для общения.
Что и как изучать с ребенком
Идеально, если получится создать группу единомышленников – родителей, чьи дети ходят в одну группу в детском саду, друзей или родственников, кто поддержит вас в идее изучения английского с малышом. Иностранный язык лучше всего учится в группе.
Для качественного изучения стоит использовать следующие действия.
- Совместные прогулки, где общение будет проходить на английском. При этом изучать лексику лучше на тех предметах которых вокруг много, – здания и их части (окна, двери, крыши), магазины, деревья, люди (мужчина, женщина, ребенок, мальчик, девочка), животные и птицы (голуби, вороны, коты, собаки). Достаточно на начальном этапе обучения научить фразе: «This is …». Позже на прогулках уже можно вводить слова «далеко, близко, около, узкий, широкий, высокий, большой маленький» и фразы «Я вижу (что-либо), мы идем (куда-либо), он/она что-то делает (идет, говорит, смеется, покупает, бежит, играет). Тот момент, что предметов или людей много, позволит повторять во время прогулки слова так, что ребенку не надоест – «Вот бежит мальчик. Вот бежит собака. Женщина покупает газету. Девочка покупает мороженое. Мы покупаем мороженое. Летит голубь. Летит ворона. Летит воробей. Летит самолет. Летит шарик». Таким образом – наглядно и с разными впечатлениями – ребенок лучше запомнит новые слова.
- Просмотр мультфильмов группой с комментариями: «Смотри, какое красивое платье у принцессы. Какое ужасное чудовище! Смешной говорящий котенок» – и т. д. Тут же уместно ввести фразы личного отношения: «Мне нравится/не нравится. Я хочу/не хочу такое же. Я хотел бы/не хотел бы быть таким же».
Важным моментом при изучении английского ребенком будет обязательное восприятие на слух чужой речи – дикторов, героев фильмов, взрослых в соседней комнате. Пусть он не поймет, что говорят, но звучащая фоном речь все равно помогает формированию восприятия мелодики языка, его интонаций.
Итак, изучение английского языка детям 4-5 лет дается легче, чем взрослым. Если ваш ребенок уже вступил в этот благоприятный период – пользуйтесь моментом! Знание иностранного языка непременно пригодится ему в будущем.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение города Бузулука
«Детский сад комбинированного вида №33»
УТВЕРЖДАЮ
заведующая МДОАУ “Детский сад № 33”
_________________ Захарова Е.Г
«____»______________20___ г.
Рабочая программа по обучению английскому языку для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет
«Говорим по-английски»
Автор составитель
учитель английского языка
Волынщикова О.А.
г. Бузулук
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным для изучения иностранных языков. С одной стороны, маленькие дети быстрее, чем взрослые, усваивают языковой материал, поскольку не боятся «сделать ошибку», с другой – изучение иностранного языка в раннем возрасте способствует развитию речи, мышления и памяти ребенка, а значит полезно для формирования его личности в целом.
Обучение английскому языку дошкольников имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста. Психологи утверждают, что восприятие, память и внимание у дошкольников носят непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. Для детской памяти характерна исключительная фотографичность, но при этом дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог припомнить впоследствии. Характерной особенностью внимания ребенка является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Многие основополагающие речевые навыки и умения еще не доступны детям дошкольного возраста. Это приводит к тому, что дети дошкольного возраста не могут выстраивать усложненные логические цепочки, заменять слова в однотипных фразах, воспринимать фразу как набор лексических единиц и т. д. Поэтому, обучение должно строиться с учетом этих особенностей и существенно отличаться от обучения в начальной школе.
На протяжении всего обучения сохраняется единство форм и видов работ, при этом доминируют наглядность и образность, так как фраза воспринимается ребенком не как набор отдельных лексических единиц, а как блок, нечто единое, целое, образ.
Данная программа предназначена для обучения детей 4-7 лет и учитывает особенности их психологического и физического развития. Мышление делает качественный скачок: ребенок выходит за пределы статичного бытия и начинает жить в протяженном во времени мире. Это позволяет перейти к поиску закономерностей, лежащих в основе устройства мира. Он начинает интересоваться процессами как упорядоченными системами событий. В связи с этим в обучение необходимо включать элементы закономерностей языкового строя. При этом:
1) не отходить от основного принципа наглядности и образности;
2) руководствоваться принципом “делай, как я”, “говори, как я”;
3) учить языку исключительно на практике, без применения даже элементарных теоретических языковых понятий.
Актуальность программы – знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте.
Цели:
- Ознакомление детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития.
- Презентация элементарных языковых конструкций.
- Воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран с помощью детского фольклора.
Задачи:
- Ознакомление с основными звуками фонетического строя языка и дальнейшее развитие речевого аппарата ребенка.
- Формирование умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов.
- Развитие элементарных языковых навыков и умений (умения реагировать на команды учителя, отвечать на несложные вопросы, узнавать доступную лексику).
- Развитие языковой памяти (фотографической, образной, графической, словесной) и творческих способностей.
- Формирование навыков понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на родном языке в сравнении с изучаемым.
- Расширение кругозора детей и их общей культуры.
- Развитие умений и навыков работы в малых группах по 10-15 человек, умение работать в команде.
Виды и формы работы:
Основополагающие моменты концепции дошкольного обучения сводятся к использованию широкого спектра методов, приемов, форм и средств обучения. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, а также особенности их общекультурного развития и семьи. Итак, основные приемы:
а) имитация;
б) создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие – доминирование невербальных средств обучения на занятиях (картинок, образов, музыки, танцев);
в) использование учебных игр; загадок; стихотворений; рифмовок;
г) драматизация мини-спектаклей, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышению самооценки, значимости, что предполагает методика успеха.
Принципы работы:
- Обязательно использовать различные средства поощрения, как вербальные, так и материальные.
- Формировать у детей положительный образ учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка.
- Лимитировать речь учителя на русском языке до 5–10%. (Речь ребенка на английском языке – 90%).
- Системно вводить лексику: Первое занятие – 5-6 слов. Второе занятие – закрепление. Последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций + 3–4 новых слова.
- Учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия.
- Обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения.
- Отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимает языковые барьеры.
- Развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.
Учитель на занятиях использует следующие виды работы:
1. Работа над произношением:
а) сказка “Живой язычок”;
б) скороговорки;
в) рифмовки.
2. Работа с игрушкой:
а) диалог с игрушкой;
б) описание игрушки.
3. Работа с картинкой:
а) описание картинки;
б) игра “Что исчезло”;
в) игра “Найди картинку”.
4. Разучивание и декламация стихов:
а) конкурс стихов
5. Разучивание песенок.
6. Игры:
а) Ролевые игры. Ситуативные ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Они, в свою очередь, делятся на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят типовой, стандартный диалог, применяя его к той или иной ситуации и импровизационные игры, требующие применения и видоизменения различных моделей. Естественно, может (и должен) возникнуть промежуточный момент, когда в репродуктивную игру вносится элемент импровизации.
б) Подвижные игры.
- Соревновательные игры, способствующие усвоению лексики и грамоты. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом. Это всевозможные кроссворды, ”аукционы”, настольно-печатные игры с лингвистическими заданиями, выполнение команд.
- Ритмомузыкальные игры – это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен и танцев с выбором партнеров, которые способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько совершенствованию фонетической и ритмомелодической сторон речи и погружению в дух языка, например: ”Nuts and May”.
в) Творческие игры. Художественные, или творческие, игры – это вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества, путь к которому лежит для ребенка через игру. Их, в свою очередь, можно разделить на изобразительные игры, такие как графический диктант, аппликация и т.п.; и словесно-творческие (подбор рифмы, коллективное сочинение подписей к комиксу, коллективное сочинение маленьких сказок).
7. Инсценировка коротких рассказов и пьес.
8. Импровизация на тему известной сказки, уже проигранной в устоявшемся виде, которая находится на границе ситуативных импровизационных игр и творческих драматизаций. Например, игра в ”Репку” или ”Теремок”, в которых, в зависимости от количества играющих и усвоения новой лексики, появляются новые персонажи и реплики.
9. Воспроизведение ситуативных диалогов.
10. Рассказ по картинке.
11. Изучение букв.
Организация работы в группе.
На занятиях дети сидят и стоят полукругом или кругом, как можно ближе к учителю, что помогает им хорошо видеть и слышать учителя и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.
Примерный план урока:
1. Приветствие.
2. Фонетическая зарядка.
3. Повторение пройденного лексического материала.
4. Разминка с использованием подвижных игр.
5. Активизация пройденного и введение нового лексического материала.
6. Разучивание стихов и рифмовок.
Содержание занятий
Каждое занятие курса имеет свою структуру. Начинается с обычного приветствия на английском языке, которое постепенно запоминается детьми. Затем проводиться речевая разминка. Это либо стихотворение, либо песенка на английском языке. В основной части занятия в игре с куклами и другими игрушками дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В конце занятия ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку или стих речевой разминки. Затем следует прощание на английском языке. Для работы на уроке используется магнитофон и кассеты с записями стихов и песен на английском языке.
Структура и содержание курса:
При выборе тематики, лексико-грамматических конструкций учитываются уровень развития детей, их мотивация и интересы, а также соотнесенность с учебными планами по развитию познавательных способностей и речи на русском языке в детском саду. На этом этапе обучения детей и, исходя из опыта обучения английскому языку детей данного возраста, представляется целесообразным ввести следующие 10 тем:
- “Давайте познакомимся”
- “Счет”
- “Праздники”,
- “Животные”
- “Цвета”
- “Семья”
- “Еда”
- “Части тела”
- “Глаголы движения”
- “Алфавит”
Занятия с детьми-дошкольниками проводятся 2 раза в неделю продолжительностью от 25 до 30 минут. Таким образом, в месяц – 8 занятий; в год – примерно 72 занятия. Обучаются дети 4-7 лет в малых группах: по 10-15 человек. Формы занятия: групповые, подгрупповые и индивидуальные.
Курс английского языка для дошкольников делится на два уровня.
На данном уровне обучения малыши знакомятся с основами языка, приобретают элементарные навыки разговорной речи, накапливают основной запас слов по различным темам, предусмотренным программой обучения детей английскому (игрушки, животные, цвета), и знакомятся с простейшими основами грамматики английского языка.
После окончания данного уровня дети научатся:
Приветствовать, представлять себя, прощаться. Благодарить, задавать и отвечать на вопросы. Считать до 20. Использовать знакомые речевые образцы на практике. Задавать простейшие вопросы. Развернуто отвечать на вопросы. Понимать на слух короткие тексты, диалоги. Формулировать просьбы и предложения (Let’s play). Узнавать буквы английского алфавита.
Оценка получаемых в процессе обучения результатов проводится при помощи:
- регулярного скрытого мониторинга на занятиях;
- диагностики, при выполнении различных заданий;
- выставок;
- открытых занятий;
- участия в концертах.
Таким образом, данная программа позволяет подготовить малышей к обучению в средней школе, где изучение английского начинается со второго класса. Программа даёт возможность снять психологические трудности у ребёнка-младшего школьника, попадающего в новую обстановку, который начинает изучать новый, незнакомый язык. Данный курс знакомит дошкольников с основными понятиями английского языка и погружает их в атмосферу
Все занятия проходят в игровой форме. Новая лексика вводится с помощью разнообразного наглядного материала. Фразы отрабатываются хором и закрепляются в диалогах.
Срок реализации программы
Учебная программа на октябрь – июнь 2015-2016 учебный год.
Содержание программы занятий
месяц | № п/п | Тема занятия | Часы | Дата |
Октябрь | 1 | Приветствие. Hello! Hi! Прощание Goodbye. Bye – bye. | 1 | |
2 | Фонетическая сказка о язычке | |||
3 | Знакомство. Как тебя зовут? – меня зовут… What is your name? My name is…Песня “Hello” | 1 | ||
4 | Вежливые слова – пожалуйста, извините | 1 | ||
5 | Договорки. Вежливое слово «Спасибо» | 1 | ||
6 | Разыгрывание мини диалогов | 1 | ||
7 | Игра “What’s your name?” Закрепление материала. | 1 | ||
8 | Повторение. Разучивание стихотворения “Goodbye, my doll” | 1 | ||
Ноябрь | 9 | Цифры. Счет от 1 до 5 | 1 | |
10 | Счет от 6 до 10 | 1 | ||
11 | Игра «Сосчитай сколько тебе лет?» | 1 | ||
12 | Разучивание песенки «Let’s count» | 1 | ||
13 | Какой твой номер телефона? | 1 | ||
14 | Договорки про цифры | 1 | ||
15 | Составление мини диалогов | 1 | ||
16 | Закрепление и повторение изученного материала | 1 | ||
Декабрь | 17 | Праздники | 1 | |
18 | Поздравление с днем рождения. Разучивание песенки Happy birthday to you | 1 | ||
19 | Праздничный стол, подарки | 1 | ||
20 | Праздник новый год | 1 | ||
21 | Разучивание стихотворения “New Year” | 1 | ||
22 | Рождество. Рождественский чулок. Санта-Клаус | 1 | ||
23 | Песенка “Jingle Bells” | 1 | ||
24 | Закрепление | 1 | ||
Январь | 25 | Знакомство «Животные» | 1 | |
26 | Мое любимое животное | 1 | ||
27 | Какого цвета животное | 1 | ||
28 | Домашние животные | 1 | ||
29 | Лесные животные | 1 | ||
30 | Разучивание рифмовка “Little mouse”, повторение животных | 1 | ||
31 | Мой питомец. Описание своего любимого питомца | 1 | ||
32 | Повторение и закрепление лексического материала | 1 | ||
Февраль | 33 | Знакомство с новым материалом «Цвета» | 1 | |
34 | Цветной дождь | 1 | ||
35 | Песенка “Red and yellow” | 1 | ||
36 | Игра «Let’s draw” | 1 | ||
37 | Какой твой любимый цвет | 1 | ||
38 | Договорки про цвета | 1 | ||
39 | Цветик-семицветик | 1 | ||
40 | Повторение и закрепление изученного материала | 1 | ||
Март | 41 | Моя семья | 1 | |
42 | Мои любимые: папа, мама, дедушка и бабушка | 1 | ||
43 | Мои братья, сестры и кузены | 1 | ||
44 | Моя семья. Стихотворение “My family” | 1 | ||
45 | Я люблю свою семью | 1 | ||
46 | Песенка “My family” | 1 | ||
47 | Договорки о семье. Мини-диалоги | 1 | ||
48 | Повторение лексического материала | 1 | ||
Апрель | 49 | Знакомство «Мое тело» | 1 | |
50 | Песенка “Head and shoulders” | 1 | ||
51 | Какого цвета волосы? | 1 | ||
52 | Сколько пальцев? | 1 | ||
53 | Стихотворение “My body” | 1 | ||
54 | Игра «Покажи свои…» | 1 | ||
55 | Договорки по теме «Тело» | 1 | ||
56 | Закрепление и повторение изученного материала | 1 | ||
Май | 57 | Что я умею делать? | 1 | |
58 | Я умею…. Глаголы движения | 1 | ||
59 | Что ты умеешь делать? | 1 | ||
60 | Разучивание песенки «I can walk» | 1 | ||
61 | Я не умею делать | 1 | ||
62 | Дни недели | 1 | ||
63 | Песенка “The days of the week” | 1 | ||
64 | Обобщающее занятие | 1 | ||
Июнь | 65 | Еда | 1 | |
66 | Мои любимые овощи | 1 | ||
67 | Договорки про овощи | 1 | ||
68 | Фрукты | 1 | ||
69 | Песенка про фрукты | 1 | ||
70 | Что я могу приготовить | 1 | ||
71 | Игра «Найди фрукт, овощ» | 1 | ||
72 | Повторение | 1 |
Список используемой литературы:
- З.А. Ефанова. Занимательные материалы по английскому языку. Подготовительная группа. – Волгоград: «Корифей», 1997.
- А.В. Конышева. Английский для малышей. – Минск: «Четыре четверти», 2004.
- Л.Л. Лыкова. Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников. – Ярославль: «Академия развития», 2006.
- Н.И. Рыжих. Успешные шаги к овладению современным английским языком. – Москва: «Бао-Пресс», 2005.
- Л.Г. Фрибус, Р.А. Дольникова. Как детишек нам учить по-английски говорить. Санкт-Петербург: «Каро», 2008.
- И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская. Английский для малышей 4 – 6 лет. – Москва: РОСМЭН, 2011.
- Весёлый английский / Авт.-сост. В.Г.Кулиш. – Д.: Сталкер, 2001.
- Дольникова Р.А., Фрибус Л.Г. Как детишек нам учить по-английски говорить, СПб., КАРО, 2002.
- Кулиш В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. – Д.: Сталкер, 2001.
Источник