Развитие ребенка роль органов чувств
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Роль органов чувств в развитии ребёнка. Автор Ожогина Любовь Геннадьевна Педагог-психолог МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» © Переславль-Залесский,2018
2 слайд
Описание слайда:
Органы чувств, какие они? Пять чувств Пять чувств позволяют нам познавать окружающий мир и реагировать наиболее соответствующим образом. За зрение отвечают глаза, за слух – уши, за обоняние – нос, за вкус – язык, а за осязание – кожа; благодаря им мы получаем информацию о нашем окружении, которая анализируется и истолковывается головным мозгом. Обычно наша реакция направлена на продление приятных ощущений или на прекращение неприятных.
3 слайд
Описание слайда:
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. В среднем дошкольном возрасте практические действия начинают сочетаться с действиями восприятия. Дети четырех лет уже начинают рассматривать предмет. Восприятие
4 слайд
Описание слайда:
Зрительное восприятие – это способность почти непрерывно получать (принимать) глазами разнообразную информацию, поступающую к нам извне, способность осмысливать то, что видишь. Зрительное восприятие
5 слайд
Описание слайда:
Зрительное восприятие является важным условием правильной ориентировки ребёнка в окружающем предметном мире, оно лежит в основе многих видов деятельности – предметной, игровой, трудовой, изобразительной. По-настоящему оно складывается только тогда, когда дети уже воспринимают окружающее не приблизительно, а видят в предмете форму, величину, выделяют существенные части предмета, необходимые для действия с ними. При нарушении зрительного восприятия, прежде всего, страдает процесс чтения и что не мало важно, процесс письма. Развитие зрительного восприятия способствует мыслительной деятельности, усвоению образовательной программы. Значение зрительного восприятия .
6 слайд
Описание слайда:
Слуховое восприятие – очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти. Слуховое восприятие
7 слайд
Описание слайда:
Особенности развития психических процессов у современных детей во многом зависят от сформированности слухового и зрительного восприятия. Слуховое восприятие непосредственно связано с развитием речи, c так называемым речевым слухом, с состоянием фонематического слуха. Несформированность фонематического восприятия отражается как в устной, так и письменной речи. Ребёнок не только недостаточно дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением в собственной речи и на письме. Значение слухового восприятия
8 слайд
Описание слайда:
Тактильный (от лат. tactilis – осязательный) вид ощущений возникает в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность и шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. Тактильное восприятие
9 слайд
Описание слайда:
Органом осязания служит рука. На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета. Значение тактильного восприятия
10 слайд
Описание слайда:
Запахом называется специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих ароматных веществ, обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния, расположенными в носовой полости животных и людей. Восприятие запаха – это восприятие мельчайших частиц вещества, органического и неорганического происхождения, специфическими рецепторами. Восприятие запахов
11 слайд
Описание слайда:
Орган обоняния – это инструмент для получения информации, он помогает человеку познавать мир. Орган обоняния человека тесно связан с органом вкуса. Совсем небольшая потеря возможности тонко чувствовать и различать запахи сводит на нет удовольствие от самой вкусной еды. Да и свое окружение люди часто выбирают по запаху. Значение обоняния
12 слайд
Описание слайда:
Вкусовое восприятие Менее развитое чем обоняние, чувство вкуса сообщает о качестве и вкусовых особенностях потребляемой пищи и жидкостей. Вкусовые клетки, расположенные на языке, определяют оттенки вкуса и передают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг анализирует и идентифицирует характер вкуса.
13 слайд
Описание слайда:
Вкусовое восприятие выполняет отдельную жизненно-важную функцию. С помощью такого органа как язык, мы можем воспринимать вкусовые ощущения. Значение вкусового восприятия
14 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!!!
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Пять чувств Пять чувств позволяют нам познавать окружающий мир и реагировать наиболее соответствующим образом. За зрение отвечают глаза, за слух – уши, за обоняние – нос, за вкус – язык, а за осязание – кожа; благодаря им мы получаем информацию о нашем окружении, которая анализируется и истолковывается головным мозгом.
Обычно наша реакция направлена на продление приятных ощущений или на прекращение неприятных.
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-492016
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Для ребенка огромное значение имеет сенсорное развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Конечно, все эти ощущения развиваются и формируются естественным путем. Но, чем больше разнообразной информации поступает в мозг малыша, тем активнее идет процесс формирования нервных клеток (нейронов), и это не может не сказаться на уровне его интеллекта. А если во время занятий мы будем активизировать сразу несколько сенсорных систем, между соответствующими центрами в мозге будут интенсивно формироваться нервные связи, координироваться работа различных отделов мозга. Поэтому, воздействуя на ту или иную сенсорную систему малыша, предлагайте ему зарисовывать свои ощущения. Наши упражнения помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.
Осязание
Развить тактильные ощущения нам поможет игра «Нарисуй, что лежит в мешочке».
В непрозрачный мешочек положите небольшую фигурку животного с характерной фактурой: металлическую, фарфоровую, каменную, фланелевую, шелковую, бархатную и т. д. Предложите малышу на ощупь определить, что лежит в мешочке.
Угадал? А теперь попробуй, не заглядывая в мешочек, нарисовать, что ты нащупал. Поскольку зрительный канал восприятия сейчас заблокирован (малыш не видит того, что ему предстоит нарисовать), тактильная чувствительность повышается. Зона мозга, отвечающая за осязание, активизируется, включается в творческий процесс. Прежде чем малыш возьмется за кисти или фломастер, предложите ему описать ощущения, возникшие при ощупывании фигурки. Какая она была: пушистая, скользкая, холодная, приятная, горячая, гладкая, неровная, и т. п. Пусть самые яркие воспоминания малыш изобразит на листе бумаги, это может быть как конкретный рисунок, так и абстрактная композиция.
О том, что детям полезно ощупывать предметы руками, знают все. Но не меньшее значение для развития сенсорной системы малыша и его личностного роста в мире ощущений имеют упражнения, основанные на прикосновении босых ступней ног к разным поверхностям: фланели, клеенке, шелку, гальке и т. д. Предложите малышу рассказать, а затем и нарисовать, что «нащупали» его босые пяточки.
Детям нравится дотрагиваться до лиц друг друга. Попросите их ощупать лица друг друга с открытыми и закрытыми глазами и рассказать, что они почувствовали, прикоснувшись к лицу приятелей, что ощутили, когда те дотрагивались до их лиц. Предложите детям выплеснуть свои ощущения на листе бумаги.
Зрение
Маленькие дети очень наблюдательны. Широко распахнутыми глазами глядят они вокруг, не пропуская ни малейшей детали. Очень важно, чтобы, взрослея, малыш не утратил этой способности видеть малейшие нюансы в выражении лиц, тончайшие детали окружающего мира: это умение способствует познанию и личностному росту, укрепляет доверие, помогает малышу установить контакт с миром и людьми. Кроме того, наблюдательность помогает развитию фантазии и воображения, ведь невозможно нарисовать сказочное дерево, не зная, как выглядит настоящее! Поэтому, гуляя с ребенком, обращайте его внимание на мельчайшие детали. Например, рассмотрите то, что находится у вас под ногами: земля (в ней жучки, червячки, комочки, камушки, травинки), снег (он состоит из миллиарда крошечных снежинок или снежных крупинок), сказочные лабиринты на коре деревьев и т. д. Придя домой, обязательно зарисуйте то, что видели.
Учите малыша по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд. Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий — нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый — через банку с цветной водой, и т. д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.
Слух
Проникая в наше сознание, звук помогает нам сделать первый шаг к контакту с миром, к началу общения. Чем больше звуков слышит малыш с самого раннего детства, чем они разнообразнее, тем больше его способность к контакту с окружающим миром.
Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые пузырьки из-под туши с затемненным стеклом положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.
Маленький ребенок постигает окружающий мир через действие. Музыка есть движение, происходящее сегодня и сейчас. Она захватывает ребенка целиком, передавая ему свое движение, свою энергетику, активизируя его жизненный ритм.
Известно, что классическая музыка, фольклорная, джазовая и рок-н-ролл повышают творческие способности. А тяжелый рок и музыка диско уменьшают объем внимания и объем памяти, человек в прямом смысле резко глупеет.
Использовать музыку во время занятий с детьми можно по-разному. Например, в качестве фона, когда дети рисуют или лепят. Музыкальный фон создает более благоприятные возможности для взаимодействия, психологическая атмосфера улучшается, исчезает внутренняя напряженность.
Классическая музыка особенно способствует возникновению чувств и рождению настроений и образов. Предложите ребенку послушать музыку Моцарта, Римского-Корсакого, Чайковского. Создайте ему уютное местечко на полу, зажгите свечи. Пусть он так полежит столько времени, сколько ему необходимо, с закрытыми или открытыми глазами. После того как ваш малыш увидит «внутренним глазом» и почувствует образ, предложите ему нарисовать свои ощущения, а затем рассказать о них.
Особым терапевтическим эффектом обладают цветные шифоновые шарфы, которые можно использовать при движении под музыку. Музыка (особенно звуки природы) увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей. Создайте благоприятную, творческую атмосферу: выключенный свет, зажженная свеча, включенный торшер, плавающая в цветной воде свеча, звуки льющейся музыки и колокольчики плюс благоухающий запах — все это настраивает детей на индивидуальный воображаемый образ. Ребенок ищет средства для наиболее адекватной передачи своих чувств. Предоставьте возможность выбора художественного материала: гуашь или акварель; пастель или цветные карандаши; разный материал для коллажирования: картон, фольга, ткань, пленка, мех, бумага разного формата (от альбомного листа до картона, закрывающего почти всю поверхность пола). Свобода выбора активизирует творческие способности ребенка.
А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например этническую. Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.
Находясь в своеобразном творческом трансе, малыш, не переставая двигаться и ударять инструментами, может начать рисовать огромными кистями и гуашью на бумаге, разложенной и развешанной повсюду: на полу, на столах, на стульях, на стене. Музыкальное пространство и мелодия, обретая новую жизнь в цвете и линии, становятся видимыми, а цвет и линия на листе бумаги начинают дышать и звучать.
Вкус
Язык — важный орган человека, который позволяет не только различать вкус, но и ощущать физические особенности: твердое или мягкое, горячее или холодное и т. п. Обсудите с ребенком приятные и неприятные ощущения от пищи, пробуя корешки, семена, фрукты, овощи, растения, зерновые, орехи.
Пригласите своего малыша совершить вкусное путешествие. Попросите его закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал. Пусть теперь малыш нарисует свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив. Дети любят дополнять полученное изображение интересной историей: в данной истории главным героем будет вкусовой образ.
Обоняние
Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.
Предлагаем упражнение «Что нам подскажет запах?». В пустые пузырьки с темным стеклом поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д. Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Малыш должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.
Попросите малыша закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним. После чего можно начать работу над созданием чувственного образа: нарисовать рисунки с помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Если ребенок сочинит историю к рисунку, это усилит и конкретизирует выраженный на бумаге чувственный образ. Обязательно подпишите его работу.
Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию своего малыша, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.
Автор: С.К. Кожохина
Источник
Развитие органов чувств новорождённого
Развитие органов чувств у детей начинается с рождения, пять чувств и он может использовать каждое из них. С того самого момента, как он вышел из материнской утробы, он узнаёт запах своей матери и может чувствовать её прикосновения. Новорождённому ребенку требуется время на то, чтобы исследовать различные предметы вокруг него. После рождения всё кажется ему новым и непривычным. Однако с течением времени он постепенно исследует этот огромный мир и развивает своё собственное восприятие.
Когда ребёнок рождается, он уже обладает всеми пятью чувствами – вкусом, слухом, зрением, осязанием и обонянием, хотя развитие этих чувств ещё находится на низком уровне. Ребёнок способен видеть предметы, находящиеся в 20 – 25 сантиметрах от его глаз. В этот период ребёнок также способен распознавать некоторые звуки, которые он слышал ещё до своего рождения. Свои эмоции он способен передавать только определёнными движениями и криками, поскольку ещё не умеет выражать их словами.
Развитие органов чувств у детей от 1 месяца
Зрение и слух
Родившись, ребёнок может понимать и распознавать звуки. Слух – это одно из чувств, которое развивается ещё до рождения ребёнка. Ещё не родившись, ребёнок слышит сердцебиение мамы, урчание её живота и необычные для него, довольно громкие звуки, например, рёв машины, стук барабана. С течением временем он учится интерпретировать слова и осознавать их смысл. Ребёнку очень легко понять тон речи. Развитие органов чувств у детей, в том числе и зрения также происходит постепенно, но сразу после рождения он может видеть вещи на расстоянии от 20 до 25 сантиметров от глаз. Он также легко распознаёт черный, белый и красный цвета. Дети с самого рождения интересуются всем, что их окружает. Они любят смотреть на яркие игрушки в кроватке и улыбающееся лицо своей мамы: в начале жизни дети учатся распознавать, прежде всего, лица своих мам.
Тактильные ощущения
У младенцев чувство осязания развито значительно. Они реагируют на прикосновения так же, как и взрослые. На самом деле, даже новорождённый способен понять, что к нему прикоснулась именно его мама. Любое прикосновение – это то ощущение, которое оказывает влияние на прочность отношений между ребёнком и его родителями. Маленькие дети вообще любят, когда их трогают. Они любят массаж и сон на руках у родных только потому, что могут при этом чувствовать себя защищёнными. При исследовании предметов, дети любят погрызть их, чтобы прикоснуться к ним своим самым чувствительным органом – языком.
Обоняние
Это наиболее развитое из всех пяти чувств, присутствующих у младенцев в момент рождения. В отличие от зрения или осязания, развитие которых происходит уже после рождения, обоняние развивается именно в то время, когда младенцы находятся в чреве матери. Родившись, ребёнок узнает свою маму прежде всего по запаху. С течением времени ему уже легче отличать и запахи других членов семьи. Он также быстро распознает запах пищи, например, овощей, которые он любит есть. Со временем ребёнок начинает понимать и все остальные запахи.
Вкус
Дети исследуют большинство вещей, помещая их в рот. Младенцы, конечно, очень любят молоко мамы, однако всё же пробуют различные предметы на вкус, чтобы понять, каков он.
Как помочь сенсорному развитию своего ребёнка?
Хотя сенсорное развитие является естественным процессом у детей, родители, без сомнения, могут ускорить его, помогая им справиться со сложными препятствиями на пути. Но перед этим необходимо усвоить несколько важных вещей:
- не следует перегружать ребёнка знаниями на начальном этапе. Это будет только раздражать малыша;
- нужно попытаться помочь ребёнку там, где он чувствует затруднения, либо позволить ему исследовать мир самостоятельно;
- не стоит слишком опекать ребёнка. Необходимо провести грань между заботой и чрезмерной заботой, позволив ему исследовать мир самостоятельно;
- не нужно оберегать ребёнка слишком сильно, ведь это ограничит его возможности и охоту к познанию нового;
- нужно постараться понять окружающий мир с точки зрения ребёнка, прежде чем начать объяснять ему сложные понятия. Не ребёнку придётся повзрослеть, чтобы понять родителей, а, наоборот, им придётся стать детьми, чтобы понять его.
Сенсорное развитие детей раннего возраста включая развитие органов чувств у детей – это то, чем, несомненно, должны заниматься родители. Главное, помнить, что необходимо давать нагрузку в соответствии с возрастом ребёнка; занятия должны быть весёлыми и приятными. Для этого психологи советуют проводить занятия в сенсорной комнате, которая непременно понравится малышам всех возрастов, ведь в ней так весело играть, незаметно развивая все органы чувств! А сенсорная комната для дошкольников – отличное средство подготовки к нелёгкому школьному периоду!
Источник